ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По теме: Мой режим дня
|
Выполнила: Передерий Полина ученица 2 «Б» класса Научный руководитель: Плахотниткова Татьяна Александровна
|
г. Красноперекопск – 2019 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…. 3
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что такое режим дня?..........................................4
1.1 Режим дня как основа здорового образа жизни. .…………………4
1.2 Знаете ли Вы, как строить режим дня школьника?......................... 5
1.3 На сколько отличается распорядок дня у взрослых и детей…….…7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………. 8
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….10
4. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………....11
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Я учусь во 2 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Красноперекопска.
Быть хорошей, умной ученицей - это трудная, но интересная работа для всех детей. Учительница, Татьяна Александровна, и мои родители постоянно говорят, о том, что для того, чтобы быть всегда здоровым и веселым, чтобы успевать все делать: играть, гулять, читать надо соблюдать режим дня. Мне захотелось узнать, а что такое режим дня, почему он так важен в нашей жизни, и как распорядок дня может повлиять на мое здоровье.
Тема моей работы «Мой режим дня».
Объект исследования: рассмотреть режим дня.
Предмет исследования: режим дня как основа здорового образа жизни.
Цель моего исследования: выяснить, как я соблюдаю режим дня и почему важно его соблюдать.
Задачи:
1.Узнать, что такое режим дня.
2.Составить свой режим дня.
3.Выяснить пользу соблюдения режима дня для человека.
Методы:
- беседы со взрослыми людьми;
-наблюдение;
-анкетирование;
-работа с различными источниками информации (справочники, интернет);
-фиксация наблюдений с помощью фотографий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Что такое режим дня?
Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима - обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.
1.1 Режим дня как основа здорового образа жизни.
Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, успешно управлять своими эмоциями.
Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек, должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от вялости и постоянного чувства усталости. Отсутствие постоянного режима отрицательно сказывается на здоровье.
Итак, пользу режима вряд ли кто станет отрицать. Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства.
1.2 Знаете ли Вы, как строить режим дня школьника?
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям.
Как же строить режим дня школьника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы неспеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час - полтора до начала занятий, то есть в 7-7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы стряхнуть остатки сна, настроиться на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. Не все дети в столь ранний час, особенно если нет привычки, с удовольствием завтракают. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15-20 минут, может стать прекрасной прогулкой. Если вы не оставляете ребенка в группе продленного дня и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня.
Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Двигательное беспокойство — защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.
Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков 16.00-18.00 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.
Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания (4 – 5 кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального и правильного развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.
Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 часов. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка. (Приложение 1 )
Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.
1.3 На сколько отличается распорядок дня у взрослых?
Кто сказал, что распорядок дня нужно соблюдать только маленьким детям? Организм взрослого человека ничуть не меньше подвержен влиянию негативных факторов окружающей среды; ему так же нужен отдых, полезная пища и соблюдение режима. Долговременное бодрствование наносит сокрушительный удар по работоспособности и настроению. От решений, где и сколько есть, когда ложиться спать, зависит умственное и физическое благополучие человека, внешний вид. Хронически недосыпающий человек выглядит гораздо старше своего реального возраста. Конечно, постоянно придерживаться правильного режима невозможно. Однако постараться стоит. Умывание, физические упражнения, правильная походка могут стать первым шагом на этом пути. Ведь это напрямую касается здоровья и жизни. Ясно, что понятие «режим дня» в жизни человека должно появляться как можно скорее. Каждый человек должен создать и соблюдать свой индивидуальный режим дня. У многих людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный режим. В одни и те же часы они работают, отдыхают, принимают пищу. Следовательно, образуется определенный распорядок, благодаря которому привычные дела требуют меньших усилий. Например, при правильном режиме труда и отдыха - труд становится менее утомительным. Всякое переутомление – это результат неправильного режима дня.
Для младенца, для дошкольника, для школьника, для студента, для взрослого рабочего человека и пожилых людей должен быть свой рекомендуемый режим дня. То есть параметр, по которому выбирается режим – это возраст (Приложение 2).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мне стало интересно узнать о режиме дня моих одноклассников. С моим классным руководителем мы составили анкету и решили провести опрос среди моих одноклассников (Приложение 3). В анкетировании приняло участие 23 человека. Проведённый анкетный опрос среди учащихся 2-б класса показал такие результаты:
- 7 учеников не делают утреннюю зарядку;
- 3 ученика не завтракают;
- 1 ученик ложится спать в 12 часов;
- 4 ученика не посещает кружки;
- 3 учеников будят в школу в 7 часов утра;
- 13 учеников большое количество времени проводят за компьютерами.
С помощью анкетирования, я выяснила, что большая часть моих одноклассников знают, что такое режим дня и непроизвольно его соблюдают, так как их деятельность контролируют родители.
Результаты анкетирования представлены в графике 1.
График 1. Соблюдаешь ли ты режим дня?
После опроса мы провели классный час, где рассказали ребятам о режиме дня и предложили им вместе с родителями составить индивидуальный режим дня.
Теперь и я знаю, что такое режим дня и оказывается, в моей жизни он тоже есть (Приложение 4). Предлагаю, для примера, рассмотреть один день из моей жизни: утро - подъем и сразу водные процедуры (умывание, причесывание), затем завтракать и сбор в школу. До школы я добираюсь пешком, дорога занимает у меня 10-15 минут. После школы я обедаю дома и затем посещаю кружки : в понедельник, четверг - бальные танцы; во вторник, пятницу- вокал, в среду и субботу - английский язык. После кружков дома ужинаю, готовлю уроки и собираю портфель. До сна успеваю поиграть с младшей сестрёнкой, на планшете или просто посмотреть мультфильм. Также я нахожу время для своего любимого питомца - африканского ёжика по кличке Эш. После водных процедур уставшая, но счастливая я засыпаю.
На выходных вместо занятий в школе, я помогаю родителям по дому. Также, я с огромным интересом, посещаю кинотеатр, игровой зал «Мультизона», мастер классы в детском кафе, детскую игровую площадку в городском парке. Ещё в тёплое время года, я люблю кататься на велосипеде, самокате и роликовых коньках.
Если сравнить мой режим дня с рекомендованным - видно, что мой обычный будничный день очень насыщенный и почти не отличается от рекомендованного, за исключением некоторых пунктов (Приложение 5). А именно: утренней зарядки, послеобеденного отдыха и выполнения домашнего задания, но это лишь потому, что распорядок дня составлен исходя из моих личных интересов, увлечений и привычек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время исследовательской работы я поняла, что благодаря правильно спланированному режиму дня моими родителями, у меня есть возможность заниматься дополнительно в различных кружках, причём достаточно активно и достигать хороших результатов.
Так, 16 февраля 2019г, я участвовала в X Открытом Международном конкурсе - фестивале детского и юношеского творчества «Галактика Талантов. Крым. Зима 2019» и получила Диплом лауреата III степени в номинации «Вокальное творчество. Эстрадный вокал» и Диплом лауреата III степени в номинации «Вокальное творчество. Эстрадный вокал. Соло». Также, в этом учебном году я получила Диплом за 1 место за участие в международной олимпиаде «Инфоурок» осенний сезон 2018г по математике, активно участвую в жизни класса и школы.
И именно потому, что мой режим дня включает строгое чередование труда и отдыха, еще остается время на общение с друзьями, семьей, посещение кинотеатра и многое другое. Проведя данную исследовательскую работу, я поняла, что соблюдать режим дня - это очень важно.
§ Во-первых, он помогает выработать полезные привычки: чистить зубы, ухаживать за волосами.
§ Во-вторых, прием пищи в определенное время обеспечивает хороший аппетит, а привычка ложиться спать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию, хорошему ночному отдыху.
§ В-третьих, режим дня учит порядку, как правильно распределить время отдыха и труда, беречь время.
Режим дня помогает мне быть успешной!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
А.
Ликум «Всё обо всём» популярная энциклопедия для детей.
Компания «Ключ -С» филологическое общество «Слово»
ACT Москва, 2006 г в 2-х частях.
2. Интернет источники:
http://sosh2046.ru/archives/2106 «Распорядок дня школьника»
http://nachalka.info/parents?note=51 «Режим дня»
3. М.М.Безруких «Знаете ли вы своего ученика» М. Просвещение , 2001 г.
4. М.Манакова «Мой день» серия «Для маленьких друзей».
5. Современная мультимедийная энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Приложение 1
Распорядок дня школьника младших классов |
Время |
Пробуждение, умывание |
7.00-7.20 |
Зарядка |
7.20-7.30 |
Завтрак |
7.30-7.50 |
Прогулка (дорога в школу) |
7.50-8.20 |
Занятия в школе |
8.30-13.25 |
Обед |
13.25-13.45 |
Дополнительные занятия |
13.45-14.30 |
Послеобеденный отдых |
14.30-16.00 |
Приготовление уроков |
16.00-18.00 |
Ужин |
19.00-19.30 |
Свободное время (тихие игры) |
19.30-20.30 |
Приготовление ко сну |
20.30-21.00 |
Сон |
21.00-7.00 |
Приложение 2
Распорядок дня взрослого человека |
Время |
Пробуждение, умывание |
6.30 |
Зарядка |
7.00 |
Завтрак |
7.30 |
Дорога на работу |
8.20 |
Обед |
13.00-13.48 |
Дорога домой |
17.15 |
Ужин |
19.00 |
Домашние дела |
19.30 |
Приготовление ко сну |
21.30 |
Сон |
22.00-6.30 |
Приложение 3
Анкета “Соблюдаешь ли ты режим дня”
1. В котором часу ты встаешь утром?
2. Тебя будят родители или ты встаешь сам?
3. Ты встаешь охотно или с трудом?
4. Делаешь ли ты зарядку по утрам? Ты делаешь ее один или вместе с родителями?
5. Завтракаешь ли ты дома?
6. Как долго ты делаешь уроки?
7. Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
8. Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
9. Как часто ты смотришь телевизор?
10. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
11. В котором часу ты идешь спать?
12. Чем ты занимаешься перед сном?
Приложение 4
Фоторепортаж о моем режиме дня.
Мне будильник ни к чему,
без звоночка встать могу.
Чищу зубы долго, нежно
– Уж я
косу заплету,
улыбка будет белоснежной. Уж я русу заплету…
Ранний завтрак – придаст сил,
чтобы ранец донести.
Мама, папа –до свидания, побежала я за знаниями.
Здравствуй школа! Здравствуй класс!
Ждет учительница нас!
Завтрак съели,
поучились,
на обед мы запросились.
Чтоб чему-то получаться
Очень нужно нам стараться.
Танец — дело тонкое,
Здесь нужна душа.
Чтобы тело звонкое
Парило не спеша.
Чтобы ноты лучше знал,
Походи-ка на «Вокал».
Вот и вечер наступает,
В 6 часов нас ужин ожидает.
Дома делаю уроки.
Чтобы грамотной мне стать:
Буду книжки я читать,
Примеры складывать и вычитать.
Молоко попить и спать ,
завтра рано мне вставать.
Помогает мне соблюдать режим дня мои родители.
Приложение 5
Распорядок дня школьника младших классов |
|||
Рекомендованный |
время |
Мой |
время |
Пробуждение, умывание
|
7.00-7.20
|
Пробуждение
|
7.00- 7.10
|
Зарядка
|
7.20-7.30
|
Умывание, причесывание
|
7.10-7.30
|
Завтрак
|
7.30-7.50
|
Завтрак
|
7.30-7.50
|
Прогулка (дорога в школу)
|
7.50-8.20
|
Прогулка (дорога в школу)
|
8.00-8.15
|
Занятия в школе
|
8.30-13.25
|
Занятия в школе
|
8.30-13.15
|
Обед
|
13.25-13.45
|
Обед
|
13.30-14.00
|
Дополнительные занятия
|
13.45-14.30
|
Занятия в кружках
|
14.30-17.00
|
Послеобеденный отдых
|
14.30-16.00
|
Прогулка (дорога домой)
|
17.00-17.30
|
Приготовление уроков
|
16.00-18.00
|
Перерыв (отдых)
|
17.30-18.00
|
Ужин
|
19.00-19.30
|
Ужин
|
18.00-18.30
|
Свободное время (тихие игры) |
19.30-20.30
|
Приготовление уроков (сбор портфеля) |
18.30-20.30
|
Приготовление ко сну
|
20.30-21.00
|
Свободное время
|
20.30-21.30
|
Сон
|
21.00-7.00
|
Свободное время
|
21.00-21.30
|
|
|
Приготовление ко сну
|
21.30-22.00
|
|
|
Сон
|
22.00-7.00
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.