Министерство образования, науки и
молодежной политики Нижегородской области
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
|
Утверждаю: зам.директора по УПР Л.С.Голычева «____» __________2018г.
|
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Проблема формирования беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Дата: «______»_____защиты Оценка______
|
Обучающейся группы 412 Разумовой Нины Павловны Руководитель: Пещерова Ольга Васильевна Рецензент: Дурандина Лариса Павловна |
г.Городец, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...... 1 Методические аспекты формирования беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе……………………. 1.1Понятие навыка чтения……………………………………………… 1.2Беглость чтения………………………………………………………. 1.3Методические подходы к формированию беглого чтения………. 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию беглости чтения на уроках литературного чтения ………………………………. 2.1 Выявление уровня сформированности беглости чтения................ 2.2 Практическая работа по формированию беглости чтения……….. 2.3Выявление динамики уровня сформированности навыка беглого чтения……………………………………………………………………... 2.4 Методические рекомендации для учителя по формированию беглости чтения……………………………………………….………… Заключение……………………………………………………………….. Список используемых источников……………………………………... Приложения……………………………………………………………….
|
3
5 5 11 17
22 24 28
39
43 45 48 50 |
ВВЕДЕНИЕ
«Без чтения нет настоящего образования,
нет, и не может быть ни вкуса, ни слога,
ни многосторонней шири понимания»
А.И. Герцен
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика.
Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если не сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
Объект исследования: процесс формирования навыка чтения.
Предмет исследования: проблема формирование навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Проблема исследования: каковы пути формирования навыка беглого чтения?
Гипотеза: если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения.
Цель исследования: выявление путей формирования навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
ü Раскрыть сущность понятия навыка чтения и беглость чтения в методической литературе;
ü Представить методические подходы к формированию беглого чтения;
ü Выявить уровень сформированности беглости чтения;
ü Организовать работу по формированию беглости чтения;
ü Выявить динамику уровня сформированности навыка беглого чтения;
ü Разработать рекомендации для учителя по формированию беглости чтения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списки используемых источников и приложений.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие навыка чтения
Огромная роль в образовании, воспитании, развитии школьников отводится чтению.
Как писал В. Г. Горецкий: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов» [2,с.50]. .
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считают, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.
По мнению профессора Н. А. Рыбникова, навык чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.» И далее Н. А. Рыбников подчеркивает, что «весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или другие моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т. е. правильное прочтение» [4, с 99].
Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, не будет забывания, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку [2,с.48].
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Правильность чтения определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов [12].
В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.
Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются.
Т.Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее”. Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно[12].
Об этом же писал С.П. Редозубов: и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники” чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения”[11,с.28].
Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников.
Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для идейно-политического, умственного эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н. П. Каионыкин, Н. А. Щербакова, Е. А. Адамович, К. Т. Голенкина, В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова, В. И. Яковлева и др. отмечают четыре стороны навыка чтения:
ü Правильность
ü Сознательность
ü Беглость
ü Выразительность.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации[13].
Таблица 1 -Характеристика этапов формирования навыков чтения
Аналитический этап |
Синтетический этап |
Этап автоматизации |
Характеризуется тем, что компоненты процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. (первый год обучения в начальной школе) |
Предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. (второй год обучения в начальной школе.
|
Этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное. |
Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;
ü упражнения в чтении должны быть каждодневными;
ü отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
ü учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
ü учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
ü специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя[14].
На первых этапах обучения чтению и письму, когда очень важен звуко-буквенный анализ, нам очень важно проговаривание. Мы не имеем права учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Мы должны это понимать, но, к сожалению, не делаем, почему? Никто из методистов на это ответить не может.
Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, в течение 3-4 лет. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания.
1.2 Беглость чтения
Литературное чтение является одним из мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того, чтобы книга для детей стала другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить с помощью книг приобретать знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Говорить о беглости как важном качестве навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
ü использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
ü применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения, чтения без искажений, без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Беглость чтения - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения[1,с.11].
Беглость чтения – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора телевидения или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту[1,с.12].
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения.
Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны[1,с.13].
Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:
ü применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения;
ü использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов;
ü развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания);
ü создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Впервые требования к беглости чтения были определены для школы 1 ступени профессором П. А. Афанасьевым в 1932 году. В современных «Программах для начальной школы» указаны требования к типу чтения (беглости), установленные
эмпирическим, опытным путем. Приведем их.
Программные требования к беглости чтения (См. Таблицу 2):
Таблица 2 - Программные требования к беглости чтения
Класс |
Четырехлетняя начальная школа |
|
Чтение вслух |
Чтение про себя |
|
1 2 |
20-30 слов 30-50 слов |
- - |
Необходимо отметить, что беглость чтения можно развивать, интенсифицировать с помощью специальных упражнений.
Увеличение скорости чтения возможно на 50-100%, у отдельных людей – и более.
Каждому учителю известно, что замедленный темп чтения – враг понимания текста. Экспериментально установлено, что если темп чтения у ребенка составляет менее 30-32 слов в минуту вслух и 45 слов в минуту про себя, он не может освоить содержание текста самостоятельно, без посторонней помощи (учителя, родителей)[14].
При переходе со строки на строку он теряет нужную строку, перечитывает одну и ту же несколько раз или пропускает ее, дочитывая предложения до конца, забывая его начало. Единственный выход для такого ребенка – заучивание текста, предложенного для чтения дома, наизусть. Этот факт отметил В. А. Сухомлинский, который писал, что чем больше медленно читающие дети читают, тем больше они тупеют. Такие дети обречены на зубрежку, ненависть к учебному труду.
Важно заметить, что среди быстро читающих около 55% учащихся успевает на «4» и «5», а среди медленно читающих таких детей только 4%. Самый большой прирост в скорости чтения приходится на время обучения в начальной школе. Если от 1 к 3 классу скорость чтения возрастает на 300% (от 30 до 90 слов в минуту), то от 4 до 7 класса возрастает примерно на 30 % (на 30 слов в минуту).
Различия в темпе чтения учащихся одного класса нарушают темп письма и разрушают скорость работы класса на всех уроках, где детям приходится читать и писать. Если к концу первого года обучения разрыв в скорости чтения у быстро и медленно читающих составляет примерно 50-60 слов в минуту, в 6 классе такой разрыв может составлять 140-160 слов. При такой ситуации медленно читающий должен затратить на подготовку к урокам 8-10 часов в день[14].
Различия в скорости чтения у учащихся приводят к различиям в скорости письма, так как низкий темп чтения нарушает темп письма. Так, во 2 классе он увеличивается до 16 знаков, в 3 классе – до 24 знаков, в 6 классе до 48 знаков.
Основываясь на выше изложенном, можно отметить, что, опираясь на требования программы, следует помнить о необходимости как можно скорее вывести ребенка на скорость чтения в 30-32 слова в минуту вслух и 45 – про себя, а затем с помощью специальных упражнений развивать беглость чтения, учитывая факторы, тормозящие ее.
Факторы, тормозящие развитие беглости чтения, можно условно разделить на три группы[1,с.13]:
ü связанные с недостаточным уровнем готовности детей к обучению чтению;
ü с преобладающим обучением одному из видов чтения;
ü обусловленные особенностями текста для чтения.
К первой группе мы
относим неразвитость артикуляционного аппарата, неритмичность дыхания учащихся,
ко второй – преимущественную обработку чтения вслух без одновременного обучения
чтению про себя, к третьей – наличие «трудных» слов. Рассмотрим эти трудности и способы их преодоления.
Неразвитость артикуляционного аппарата - ребенок, отчетливо произнося все звуки русской речи,
затрудняется при произнесении слов со стечением согласных( при отсутствии
патологических дефектов речи) [4,с.101].
В такой ситуации требуются упражнения в четком – «без каши во рту» - произнесении любых звуковых сочетаний, встречающихся в родном языке.
С целью тренировки артикуляционного аппарата следует включать в урок скороговорки разных типов (со стечением различных согласных, на дифференцирование согласных, которые ребенок может смешивать или произносить нечетко) для обработки силы голоса (шепотом, умеренно-спокойно, громко) и темпа говорения (медленно, средним темпом, как можно скорее, с предельной быстротой). Каждая из скороговорок проговаривается не менее трёх раз вслух хором с убыстрением темпа, затем индивидуально проговаривается. Можно одновременно с убыстрением темпа усиливать или уменьшать силу голоса, используя такую таблицу( См. Таблицу 3) :
Таблица 3 – Таблица для работы с учащимися над скороговоркой
Темп |
Сила голоса |
медленно |
тихо |
нормально |
средне |
быстро |
громко |
Указкой учитель регулирует темп чтения и силу голоса. С целью совершенствования работы артикуляционного аппарата следует вводить в урок полутораминутные разминки – чистоговорки.
Упражнения в дикции следует проводить на каждом уроке, связанном с языком и речью (особенно в период обучения грамоте), где они успешно используются в качестве речевой разминки, речевой паузы для более органичного перехода от одного вида деятельности к другому и заключении урока – чтобы снять усталость[8,с.43].
Неритмичность дыхания - неумение экономно расходовать воздух при чтении часто приводит к тому, что ребенок, читая, делает паузу для вдоха в середине слова, предложения. Использование долгоговорок позволит приучить ребенка экономно расходовать дыхание при чтении. Приведем пример такой долгоговорки [2,с.37].:
(Вдох) Как на горке, на пригорке
Встали тридцать три Егорки:
(Вдох) Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(и так до тридцати трёх Егорок)
Вся долгоговорка проговаривается на два вдоха, вторая часть – на один вдох при условии такого экономного выдоха, чтобы его хватило на проговаривание долгоговорки. К концу 1 класса учащиеся должны на одном дыхании «насчитывать» 15 Егорок, во 2 классе – 24 Егорки, в 3 классе – 33 Егорки.
Отработке правильного, ритмичного дыхания при чтении способствует заучивание наизусть и выразительное воспроизведение текстов стихотворных произведений. Для этого используются скороговорки.
Таким образом, беглость является одним из важных компонентов для формирования навыка чтения, которая вместе с другими компонентами способствует формированию полноценного навыка чтения, а значит и развитию интеллекта. По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически. Этому способствует, прежде всего, заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже во II классе читают бегло[15].
На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу, к словесному рисованию и т. д.). Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух [1,с.13].
Таким образом, беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Чтобы перейти к такому чтению необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде слов, а не отдельных букв. Постоянная работа на уроке с многочисленными упражнениями приводит к тому, что ребенок перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. Но прежде чем осуществлять контроль за уровнем сформированности навыка чтения, важно наладить всю предшествующую работу так, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным текстом. Ведь при методически верно построенной работе ученик не только может достигнуть нужных показателей скорости, но и превзойти их.
1.3 Методические подходы к формированию беглого чтения
Рассмотрим методические подходы к формированию беглого чтения, бытующие в современной методике чтения.
Существуют различные виды упражнений, которые необходимо использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, для развития как беглого чтения, а также для понимания смысла текста.
Приведем примеры упражнений для развития беглого чтения (См. Таблицу 4):
Таблица 4 - Упражнения, направленные на формирование беглости чтения
№ п/п. |
Название упражнения |
Методика проведения упражнения |
Планируемые результаты |
1 |
«Фотограф» |
В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями. |
Развитие кратковременной памяти |
2 |
«Кто самый внимательный» |
Ø Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Ø Дети должны за это время успеть прочесть слово. Сначала односложные (типа: мак, рак, сок), затем двусложные (рама, зонтик и т.д.), постепенно можно довести до чтения словосочетаний (типа: зимний день, лесные жители и т.д.) |
Развитие кратковременной памяти |
3 |
«Разведчики» |
На столе учителя лежат предметы (около 20). Ø рассматриваем их Ø после этого закрываем предметы листом бумаги Ø дети записывают по памяти. |
Развитие кратковременной памяти
|
4 |
Чтение «зашумленных слов» |
Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие. |
Развитие кратковременной памяти
|
5 |
Чтение с «наращиванием»
|
Постепенное наращивание количества слогов в слове: Бомба Бомбардир Бомбардировщик |
На развитие оперативного поля (угла зрения) |
6 |
Чтение с отрывом взгляда от текста |
При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс (или на предмет), возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен «схватить» глазами следующее слово или группу слов. Упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание. |
На развитие оперативного поля (угла зрения)
|
7 |
Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот |
При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину. При проведении упражнения формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело. |
Развивает угол зрения, расширяет оперативное поле чтения, развивает логическое мышление |
8 |
Чтение только второй половины слов |
Читаемые слова мысленно делят пополам, абсолютная точность необязательна. Это упражнение приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается только начало слова, а его конец домысливается. |
Развитие умения антиципации памяти
|
9 |
«Игра в прятки» |
Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель. |
Формирование устойчивого внимания |
10 |
Чтение скороговорок, чистоговорок |
При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановке голоса и дыхания. Да-да-да-из трубы течет вода. Та-та-та-у нас в классе чистота. Ты-ты-ты-поливаем мы цветы. |
Развитие артикуляционного аппарата |
11 |
«Буксир» |
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения. Средняя скорость чтения вслух с учителем должна превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, заставляя их стремиться не отставать от учителя. |
Направлена на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками |
12 |
«Спринт»
|
Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов. |
Направлена на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками |
13 |
«Постукивание» |
При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не на парте. |
Для повышения темпа чтения |
14 |
Восполнение пропусков букв в слове или пропуска слов в тексте |
Пример: Дево_ка быс -т_о пошла по узк_ дорожке. Шел Иван- царевич по лесной тропинке, и вот, наконец, он _________ перекосившуюся __________ на курьих ножках. |
Это упражнение развивает способность осуществлять смысловой анализ текста |
Данные виды упражнений позволяют добиться успеха в овладении правильным, беглым чтением, при этом необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Конечно, беглость чтения очень важна, но судить о сформированности навыка чтения только по этому показателю нельзя. Необходимо добиваться, чтобы ребенок думал о смысле того, что он читает. Чтобы проанализировать понимает ли ученик прочитанный текст, нужно определить, может ли он разделить текст на смысловые части, может ли выявить основную мысль каждой части, может ли ребенок пересказать текст своими словами, отвечать на вопросы к прочитанному тексту, так как формирование навыка чтения невозможно без осмысления читаемого.
2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Цель опытно - экспериментальной работы: выявить возможности формирования беглости чтения на уроках литературного чтения.
База исследования: МОУ КСШ №1 2 «А» класс
Сроки исследования: 20.04.2018 г. по 17.05.2018 года.
Возраст испытуемых: 8-9 лет
Количество испытуемых: 25 человек
Состав опытно – экспериментальной группы:
Степан Б
Светлана Г
Анна Д
Матвей К
Виктория Кер.
Дарья К
Анастасия К
Виктория К
Елизавета Л
Маргарита Л
Владимир М
Данила М
Ульяна Н
Анастасия О
Максим О
Евгений О
Егор П
Артём С
Екатерина С
Всеволод С
Евгений С
Олег Т
Семен Т
Вероника Т
Алена У
Содержание опытно – экспериментальной работы представлено в таблице 5:
Таблица 5- Содержание опытно – экспериментальной работы
№ |
Пункт программы |
Содержание |
1. |
Исполнитель эксперимента |
Разумова Нина Павловна |
2. |
Педагогическая цель |
Совершенствование беглого чтения на уроках литературного чтения младших школьников |
3. |
Цель эксперимента |
Выявить возможности формирования беглого чтения на уроках литературного чтения |
4. |
Гипотеза |
Если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения. |
5. |
Диагностический инструментарий |
Модифицированная диагностика выявления качества чтения и уровня беглого чтения «Диагностика проверки техники чтения в начальной школе автора Мусихиной Л.И.» |
6. |
Критерии оценки ожидаемых результатов |
-Чтение беглое, осознанное, правильное, целыми словами. - С соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. |
Представим программу опытно – экспериментальной работы (См. Табл.6)
Таблица 6 - Программа опытно – экспериментальной работы
|
Основные этапы |
Цель |
Сроки проведения |
Диагностический блок |
Диагностика качества чтения и беглости чтения. |
Провести «Диагностику для проверки техники чтения в начальной школе автора Мусихиной Л.И» для выявления сформированности читательских умений и качества чтения младших школьников. |
20. 04. 2018 |
Развивающий блок |
Апробация системы упражнений, направленных на формирование беглости чтения |
Совершенствование навыка беглого чтения. Методическое сопровождение по совершенствованию навыка беглости чтения учащихся начальных классов |
23. 04. 2018 – 16. 05. 2018 |
Диагностический блок |
Контрольный эксперимент. Выявление динамики уровня сформированности навыка беглого чтения. |
Выявить уровень сформированности читательских умений и качества беглости чтения младших школьников
|
16.05.2018 |
Методический блок |
Разработка методических рекомендаций для учителя по формированию беглости чтения |
Методическая поддержка для учителя в развитии беглости чтения. |
01. 06. 2018 |
2.1. Выявление уровня сформированности беглости чтения
Диагностический блок. Диагностический блок опытно – экспериментальной работы представлен следующими этапами: проектировочный, исполнительский этап, контрольно-оценочный этап.
Проектировочный этап. На данном этапе был проведен подбор и изучение методик, предназначенных для экспериментальной работы, определены учащиеся, которые будут участвовать в диагностических мероприятиях.
Исполнительский этап. На исполнительском этапе было проведена диагностика сформированности навыка беглого чтения испытуемых. В ходе беседы перед началом исследования, учащимся было предложено принять участие в диагностике. Испытуемые получили подробную инструкцию. Ребятам необходимо было прочитать текст быстро и выразительно и ответить на вопросы, результаты заносились в «Бланк для фиксации продвижения по литературному чтению».
Контрольно-оценочный этап. На контрольно – оценочном этапе была проведена обработка результатов диагностики: проанализированы достижения каждого испытуемого, составлена сводная таблица и обработаны полученные данные мониторинга - исследования.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень сформированности навыка беглого чтения; обработать полученные результаты.
Сроки: 20.04.2018 года
Выявление уровня сформированности навыка беглого чтения у учащихся 2 класса было проведено по следующим параметрам:
1. Техника и правильность чтения: скорость чтения, правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
2. Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, соблюдение темпа чтения.
В процессе чтения учащимися текста отмечались вышеуказанные параметры, заносились в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах - в «Бланк для фиксации продвижения по литературному чтению за апрель-май 2018 года» (Приложение А).
Для оценивания качества беглости чтения разработана следующая критериальная система (См. Табл.7):
Таблица 7- Нормативы техники чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка |
2 полугодие |
«5» |
Более 70 слов |
«4» |
55-70 слов |
«3» |
40-54 слов |
«2» |
Менее 40 слов |
Беглости чтения эффективно можно добиться при сформированном навыке чтения, который напрямую зависит от читательского опыта учеников и от способа чтения детей. В таблице 8 приведены результаты диагностики способа чтения испытуемых:
Таблица 8 - Способ чтения учащихся 2 класса
РС |
ПС |
С+СЛ |
ЦСЛ |
||||
Количество читающих |
% |
Количество читающих |
% |
Количество читающих |
% |
Количество читающих |
% |
1 |
4% |
3 |
12% |
6 |
24% |
15 |
60% |
Из таблицы 8 мы видим, что:
ü 60% (15 человек) детей экспериментального класса уже читает целыми словами;
ü 6 человек, что составляет 24% , читают способом «слог + слово»;
ü 3 человека, что составляет - 12% читает «плавными слогами»;
ü только 1 человек, что составляет 4% от обучающихся класса читает еще «раздельными слогами».
Рассмотрим количественные показатели техники чтения экспериментального класса, воспользовавшись программными нормами оценки техники чтения для 2 класса (См. Приложение Б), результаты представлены на диаграмме.
Рисунок 1 - Баллы за технику чтения экспериментального 2 «А» класса
Результаты, отраженные на рисунке 1 дали основание сделать выводы: что 9 испытуемых, что составляет 36% детей, читали технически правильно, соблюдая чёткое произношение, правильность словесных ударений, их чтение сознательное – оценка «отлично», количество прочитанных слов превышает норму - прочитано учащимися от 78 слов до 89 слов, при норме 50-60 слов в минуту. 6 человек из класса, что составляет 24 % читают в пределах допустимой нормы: 55-70 слов в минуту, а 9 человек - 36 % читают 40-54 слов, что соответствует оценке «удовлетворительно».
У Данилы М. скорость чтения всего лишь 34 слова в минуту, что говорит о том, что у ребенка не сформированы читательские умения, находятся на низком уровне, и с данным ребенком необходимо запланировать индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у 60 % 2 «А» класса читательские умения успешно развиваются, но все же следует проводить целенаправленную работу по развитию беглого чтения, т. к читательский навык не у всех ребят до конца еще сформирован и нуждается в систематической коррекционно-развивающей работе.
Результаты констатирующего среза оформлены в виде таблицы (Приложение А). Анализ уровня беглости чтения экспериментального 2 класса представлен ниже в таблице 9.
Таблица 9 - Анализ уровня беглости чтения во 2 классе, констатирующий этап эксперимента
Уровень развития беглости (оценка) |
Количество слов |
Количество учащихся |
Количество учащихся (в %). |
Высокий |
Более 70 слов |
9 |
36% |
Средний |
55-70 слов |
6 |
24% |
Низкий |
40-54слов |
10 |
40% |
Результаты, отраженные в Таблице 9, дали основание сделать следующие выводы: девять детей читали технически правильно (чёткое произношение, чтение сознательное, правильность словесных ударений), что составляет 36% испытуемых; 6 учащихся, что составляет 24% испытуемых, читали очень тихим голосом с нечетким произношением, не соблюдая требований, предъявляемых к выразительности речи; 10 читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, что составляет 40% испытуемых.
2.2 Практическая работа по формированию беглости чтения
Цель: обучение младших школьников беглому чтению, совершенствование навыка беглого чтения.
Сроки: 23. 04. 2018 –16. 05. 2018
Методы исследования: эксперимент, беседа, анализ, обобщение, педагогическое наблюдение.
На этапе формирующего эксперимента была составлена серия уроков, проведенных во 2 «А» классе, направленных на развитие беглого чтения у учащихся (См. Табл. 10).
Таблица 10 - Серия уроков, проведенных во 2 классе, направленных на развитие беглого чтения
№ урока |
Тема урока |
Срок проведения |
1. |
«С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»» |
23.04.2018г. |
2. |
«Весеннее настроение. Идет матушка-весна» |
26.04.2018г. |
3. |
«Призыв весны» |
27.04.2018г. |
4. |
«Сад» русская народная песня. Птичка. А.Н.Плещеев» |
03.05.2018г. |
5. |
«В.В.Версаев «Перелетные птицы» |
08.05.2018г. |
6. |
А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»» |
10.05.2018г. |
7. |
«А.Н.Толстой «Весна»» |
11.05.2018г. |
8. |
«Саша Чёрный «Зелёные стихи» |
14.05.2018г. |
Рассмотрим фрагменты уроков, апробированные в экспериментальном классе и направленные на развитие беглого чтения (См. Табл. 11-18). Конспекты проведенных уроков представлены в приложениях В,Г,Д,Е,Ж,З,И, К.
Фрагмент урока 1(См. Табл.11)
Таблица 11 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему: «С.Я.Маршак «Друзья-товарищи» [16].
Тема урока: «С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»» Тип урока: открытие нового знания Цель: создание условий для знакомства учащихся с произведением С.Я.Маршака «Друзья-товарищи» Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Работа со стихотворением |
Наш Полкан попал в капкан. -Ребята, это я вам, что такое прочитала? Давайте ее прочитаем с вами медленно, проговаривая звуки. Теперь давайте ее прочитаем плавно, затем быстрее, и еще быстрее. -А кто попробует один проговорить скороговорку быстро? Молодцы! -А сейчас прослушайте, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его слушайте. -А сейчас мы поработаем с упражнение на «поочередное чтение слов». На пример: друг всегда со мной и т.д -Начинаем с первой строчки. |
Слушают скороговорку -Скороговорку -Читают медленно, быстрее и еще быстрее. -Проговаривают быстро скороговорку
-Слушают стихотворение в исполнении учителя
-Друг всегда со мной -Начинают читать с первой строчки стихотворения |
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует этапы работы на этапе речевой разминки используется работа со скороговоркой, для развития скорочтения и более выразительного, разборчивого и внятного произношения учащихся. Упражнение «поочередное чтение слов» направлено на развитие беглого чтения.
Фрагмент урока 2(См. Табл.12)
Таблица 12 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему «Весеннее настроение. Идет матушка-весна»
Тема урока: «Весеннее настроение. Идет матушка-весна» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для знакомства учащихся о русской народной песне как об одном из видов устного народного творчества. Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Повторное чтение и беседа по содержанию. |
-Ребята, посмотрите на слайд. -Что вы здесь видите? -Давайте прочитаем их вместе. -А теперь прочитайте про себя эти буквы. -А теперь давайте прочитаем слова с этими буквами. -А кто попробует свои слова придумать на буквы У-Ю, Ы-И -А теперь прочитайте по слогам слова, а затем полностью.
Как называются слова, близкие по смыслу? Расположите эти слова так, чтобы они были близки по смыслу.
- Итак, сколько групп слов у нас получилось? -А каким, одним словом можно назвать первую группу слов? Ликовать – это значит, радоваться и веселиться. А вторую группу слов? -Ребята, сейчас я начну читать стихотворение не сначала, а где попало. Когда я остановлюсь ваша задача найти то место, где я остановилась и подстроиться под моё чтение. Ребята, а как автор называет весну? Песня у нас русская народная, поэтому автор – народ. А в народе матушка-весна – устоявшееся выражение. -Ребята, а если бы не было слова «весна» в этой песне, по каким словам мы бы определили, что речь идёт именно о ней? |
-Буквы -Э-Е,А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И
-Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер А-Я аист, армия, яма О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз
РА-ДО-ВАТЬ-СЯ ЗЛИТЬ-СЯ КИ-ПЯ-ТИТЬ-СЯ ВЕ-СЕ-ЛИТЬ-СЯ ЛИ-КО-ВАТЬ РАЗЪ-Я-РИТЬ-СЯ -Синонимы. -Ликовать-радоваться-веселиться Разъяриться-злиться-кипятиться
-2 группы
-Ликовать
-Разъяриться, т.е. почувствовать злобу, гнев
-Следят за чтением учителя
-Матушка
-По месяцам – в песне описываются все месяцы весны |
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует этапы работы над речевой разминкой - упражнение «Игра в прятки» используется для правильного произношения букв, на этапе словарной работы учитель предлагает прочитать сначала слова по слогам, затем целыми словами с ускорением, проводится работа с лексическим значением данных слов, по принципу «от простого – к сложному». На этапе повторного чтения и беседы по содержанию, используется упражнение «Игра в прятки», для формирования устойчивого внимания учащихся, развития беглого чтения.
Фрагмент урока 3(См. Табл.13)
Таблица 13 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему «Призыв весны»
Тема урока: «Призыв весны» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для формирования учащихся содействовать приобретению знаний о народных обрядах, обогащению словаря. Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Определение темы и цели урока |
-Посмотрите на слайд. -Что здесь дано? Прочитаем все вместе на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -А теперь прочитайте мне с удивлением? А теперь как будто вы задаете вопрос? С радостью? -А теперь давайте поработаем со скороговоркой. Кукушка кукушонку купила капюшон -Прочитайте сначала ее медленно, затем с интонацией вопросительно, а затем с удивлением. -А теперь проведем конкурс «Кто быстро и правильно произнесет скороговорку» -Получилось ли у кого-нибудь сочинить собственную мелодию? – Кто готов исполнить песню на собственную мелодию? – Прочитайте название следующего произведения на странице 136. – Как вы его понимаете? -Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями русского народа, отображенными в произведениях народного фольклора о весне. |
-Чистоговорка
-Читают с удивлением, вопросительно, с радостью.
-Читают скороговорку
-Читают скороговорку быстро и правильно
-Ответы детей -Исполняют куплет из песни -Ответы детей |
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует этапы работы над речевой разминкой, где используется работа с чистоговоркой, направленная на развитие артикуляционного аппарата и беглого чтения, затем предлагается поработать со скороговоркой, прочитав ее с разными темпами и сочинив свою «песенку».
Фрагмент урока 4(См. Табл.14)
Таблица 14 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему «Сад» русская народная песня. Птичка. А.Н.Плещеев»
Тема урока: «Сад» русская народная песня. Птичка. А.Н.Плещеев» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для формирования учащихся представления о русской народной песне как об одном из видов устного народного творчества; познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева; расширять, углублять эстетические представления о поэзии. Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Чтение стихотворения |
-Ребята, посмотрите на слайд. Вам нужно прочитать звуки. -А теперь прочитаем звуки, начиная с конца. А теперь прочитаем плавно, как будто поем эти звуки. Посмотрите на слайд. Здесь дана считалка. Прочитайте ее про себя. Тары – бары Растабары! У Варвары Куры стары! -Прочитаем ее сначала медленно. Затем давайте немножко быстрее. А кто сможет один прочитать ее быстро. -Молодцы! -А сейчас откройте учебник на стр.138. Найдите стихотворение «Птичка» -Кто автор стихотворения? -Сейчас я вам буду громко читать стихотворение, а ваша задача читать это же стихотворение «про себя», стараясь успеть за мной. |
-и,а,э,у,ы -и-э,и-а,и-о,и-у,э-о, э-у,э-а, э-и -а-и, а-ы,о-ы,о-и, а-э,о-у -Читают звуки с конца, плавно.
-Читают скороговорку плавно, затем быстрее.
-А.Н.Плещеев -Читают «про себя» стихотворение |
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует работу над речевой разминкой с упражнением «Чтение букв», где предлагается прочитать гласные буквы в прямой и обратной последовательности, с ускорением, а также отражает работу с упражнением «Буксир», которое направлено на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками.
Фрагмент урока 5(См. Табл.15)
Таблица 15 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему «В.В.Версаев «Перелетные птицы»
Тема урока: В.В.Версаев «Перелетные птицы» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для формирования учащихся работать с произведением В.В.Версаев «Перелетные птицы», ориентироваться в тексте; обогащать словарный запас учащихся; Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Словарная работа
|
Посмотрите на слайд. Прочитаем все вместе. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? -А теперь прочитайте мне с удивлением? А теперь как вы задаете вопрос? С радостью? С грустью? -А теперь прочитайте скороговорку про себя. Соня Зине принесла малину в корзине. -А теперь прочитайте соседу по парте сначала медленно, затем быстро. -Посмотрите на слайд. Даны слова. Прочитайте их про себя. Произнесите их правильно. Расспрашивать, пассажир, расстроиться, предрассветный. -А как вы думаете, что такое предрассветный? -А теперь составьте одно предложение используя эти слова. |
-Читают все вместе
-Читают с удивлением, вопросительно, с радостью, с грустью
-Работают в парах
-Читают слова
-Предшествующий рассвету, бывающий перед рассветом. -Составляют предложения
|
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует этапы работы над речевой разминкой в виде скороговорки и чистоговорки. Они служат для работы над темпом речи, постановке голоса и дыхания. Затем данная работа продолжается на этапе словарной работы и чтения произведения.
Фрагмент урока 6(См. Табл.16)
Таблица 16 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»»
Тема урока: А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для знакомства учащихся с произведением А.С. Пушкина «…Только что на проталинах весенних» Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Первичное чтение стихотворения |
-Посмотрите на слайд. Сейчас ребята мы с вами прочитаем отчетливо звуки. -А теперь расскажите соседу по парте.
- Прочитайте скороговорку. Увидел скворца - весна у крыльца. Итак, сначала прочитаем медленно. - А теперь попробуйте прочитать быстрее. - А сейчас попробуйте прочитать очень-очень быстро. -Молодцы, а теперь прочитайте скороговорку вопросительно, печально, торжественно. - Молодцы! - А сейчас откройте учебник на стр. 142 и прочитайте название произведения. - Как принято называть стихотворение, если названия нет? - Как вы думаете, о чем это будет произведение? -Сейчас я начну читать стихотворение, а ваша задача постукивать карандашом по столу, в темпе в котором я вам буду читать, при этом рука не на парте. -А теперь ответьте мне на вопрос, о чем пчела прилетела поразведать, то есть узнать? |
-ри-ра,ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур -тррри-тррра-трррэ, тррро-тррру-тррри -дррри-дррра-дррррэ,дррро-дррру-дррра
-Читают скороговорку -Читают скороговорку с разной скоростью. -Читают скороговорку с разной интонацией
-Открывают учебник на с.142
-Читаем по первой строчке стихотворения «…Только что на проталинах весенних» -Ответы детей -Стучат карандашом по столу и следят за чтением учителя. -Пчела прилетела, чтобы узнать о красной весне: скоро ль она придет, скоро ли позеленеют луга, когда у кудрявой березу распустятся клейкие листочки, зацветет черемуха. |
Фрагмент урока наглядно демонстрирует этап работы речевой разминки, где отрабатывается правильное произношение звуков, затем проводится традиционная работа со скороговоркой. На этапе первичного чтения стихотворения используется упражнение «Постукивание», для повышения темпа чтения учащихся.
Фрагмент урока 7(См. Табл.17)
Таблица 17 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему «А.Н.Толстой «Весна»»
Тема урока: А.Н.Толстой «Весна» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для знакомства учащихся с произведением А.Н.Толстой «Весна» Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Первичное закрепление |
-А теперь посмотрите на слайд. Дано упражнение для интонации Купила бабуся бусы Марусе. -Вам нужно прочитать сначала медленно, затем вопросительно, с удивлением. -Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. -А сейчас я вам буду читать предложение, а вы должны дополнить предложение словами из текста. 1. Забегали между стволами… 2.В липах завелась большая птица, зелёная, с жёлтой, как золото, подпушкой на крыльях… 3.На всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами… 4.Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел 5. Печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду… |
-Читают скороговорку с интонацией
-Считают цифры «разными голосами»
-Дрозды
-Иволга
-Скворцы
-Дятел
-Кукушка
|
Фрагмент урока на этапе речевой разминки с помощью упражнения «Лифт» помогает «разогреть голосовые связки». На этапе первичного закрепления используется прием «выборочного чтения» по типу игры «Доскажи словечко», что способствует навыкам развития беглого чтения.
Фрагмент урока 8(См. Табл.18)
Таблица 18 – Фрагмент урока по литературному чтению на тему Саша Чёрный «Зеленые стихи»
Тема урока: Саша Чёрный «Зеленые стихи» Тип урока: открытие нового знания. Цель: создание условий для знакомства учащихся с произведением Саши Чёрного «Зелёные стихи», с жизнью и творчеством писателя; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения. Образовательные ресурсы: учебник по литературе УМК «Планета знаний» |
||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Речевая разминка
Вторичное чтение текста |
-Ребята, сейчас мы проведем упражнение, которое называется «Медвежата» Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы покушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м] -Прочитайте скороговорку. Сорок сорок в короткий срок съели сырок Прочитайте по слогам; шепотом, вполголоса, громко, шепотом, с удивлением, с печальной интонацией. -Сейчас я вам буду говорить одно слово из стихотворения, а вы должны найти это слово и прочитать это предложение. |
-Мам, мёду б нам, Мам, молока бы нам -Читают разными интонациями
-Читают скороговорку
-Ищут предложения и зачитывают его |
Данный фрагмент урока наглядно демонстрирует этапы работы над речевой разминкой с помощью упражнения «Медвежата», которое направлено на разогрев голосовых связок. Затем продолжается традиционная работа над скороговоркой. На уроке на этапе вторичного чтения используются разные виды чтения: с изменением громкости чтения, с изменением интонации и темпа чтения, а также выборочное чтение.
Таким образом, на каждом проведенном уроке на этапе речевой разминки осуществлялась подготовительная работа к чтению при помощи чистоговорок, чтения букв, сочетания букв, слогов, целых слов, скороговорок. На уроках проводились специальных упражнения, такие как: «Поочередное чтение слов», «Игра в прятки», «Медвежата» «Буксир», «Постукивание», «Лифт», использование скороговорок, чистоговорок, разные виды чтения при изучении произведений. Данные упражнения развивают не только восприятие, внимание, память, мышление, но и способствуют формированию навыка беглого чтения, побуждают детей к правильному, выразительному, осознанному чтению.
2.3 Выявление динамики уровня сформированности навыка беглого чтения
Контрольный эксперимент
Цель: выявить динамику уровня сформированности навыка беглого чтения, обработать полученные результаты контрольного эксперимента.
Сроки: 16.05.2018
Методы исследования: эксперимент, беседа, анализ, обобщение, шкалирование, сравнение.
· Техника и правильность чтения: правильность произношения слов, правильность словесных ударений, темп чтения и четкость произношения.
· Выразительность: правильность логических ударений, интонация, правильность постановки пауз, соблюдение темпа чтения.
Данные параметры были использованы на констатирующем этапе для выявления уровня сформированности навыка беглого чтения, учащихся 2 «А» класса.( См.Приложение Л)
В
процессе чтения отмечались элементы беглости, заносились в специальный лист
учета с отметкой в соответствующих графах - в «Бланк для фиксации продвижения по
литературному чтению за апрель-май 2018 года» (Приложение А).
Рисунок 2 – Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента: количество слов, прочитанных каждым учеником 2 «А» клас
На диаграмме виден рост количества прочитанных слов у каждого ученика класса, у всех 25, включая как сильных, так и слабых учащихся 2 «А» класса.
Руководствуясь системой оценивания качества беглости чтения, определяется уровень развития выразительности чтения у детей экспериментального класса:
Таблица 19- Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка |
2 полугодие |
«5» |
Более 70 слов |
«4» |
55-70 слов |
«3» |
40-54 слов |
«2» |
Менее 40 слов |
Результаты контрольного среза оформлены в виде таблицы (Приложение А). Анализ уровня развития беглости экспериментального 2 «А» класса представлен ниже в таблице 20:
Таблица 20 - Анализ уровня беглости чтения во 2 классе, контрольный этап эксперимента
Уровень развития беглости (оценка) |
Количество слов |
Количество учащихся |
Количество учащихся (в %). |
Высокий |
Более 70 слов |
12 |
48% |
Средний |
55-70 слов |
7 |
28% |
Низкий |
40-54слов |
6 |
24% |
Результаты, отраженные в Таблице 20 свидетельствуют о том, что: 12 детей, что составляет 48% испытуемых, читали технически правильно с чётким произношением, чтение сознательное, соблюдалась правильность словесных ударений; 7 учащихся читали тихим голосом с нечетким произношением, что составляет 28 % испытуемых; 6 читающих допустили по 3-4 недочета в постановке логических ударений, логических пауз, что составляет 24% испытуемых.
Рассмотрим в сравнении уровень сформированности беглого чтения на этапах контрольного и констатирующего экспериментов (См. Рис. 3):
Рис. 3. Сравнительный анализ уровня сформированности беглого
чтения во 2 «А» классе
Анализируя результаты диаграммы (См.Рис. 3.), демонстрирующей в сравнении результаты диагностического блока эксперимента, мы видим, что если на начальном этапе бегло читающих детей с высоким уровнем сформированности беглости чтения было 36 %, то на заключительном этапе стало 48 %, значительная разница в 12%, т.е. у троих учащихся класса уровень повысился, стал «высокий».
Если на начальном этапе со средним уровнем сформированности беглости было 24 % , то он изменился, став 28%, т.е. у 2 человек с «низким уровнем» уровень стал «средний».
Рассмотрим, как же обстоят дела с низким уровнем сформированности беглости чтения: изначально он был 40%, а стал 24 %, т. е, к сожалению, у 6 учащихся из 10 уровень беглости чтения остался на прежнем низком уровне.
Учителю рекомендуется запланировать коррекционно-развивающую работу с данными учащимися, продолжать вести работу по формированию беглости чтения в системе, т.к. видна положительная динамика проведенной профилактической работы, несмотря на столь короткий срок эксперимента.
Таким образом, мы видим, что гипотеза: если на уроках литературного чтения проводить целенаправленную работу над беглостью чтения, то это окажет положительное влияние на динамику качества чтения и уровня беглого чтения - подтвердилась. Необходимо ежеурочно на уроках литературного чтения использовать упражнения, направленные на формирование беглого чтения, и это будет способствовать формированию читательских умений учащихся, востребованных ФГОС НОО.
2.4 Методические рекомендации для учителя по формированию беглости чтения
После проведения опытно-экспериментальной работы были разработаны методические рекомендации для учителя по формированию беглости чтения во 2 классе.
1.На этапе речевой разминки целесообразно использовать такие упражнения как: «Медвежата», «Задуй свечу», «В лифте», «Лошадка», чтение чистоговорок и скороговорок.
2. На этапе первичное чтение текста и беседа по содержанию необходимо проводить такие упражнения как, «Фотограф», «Игра в прятки», «Буксир», «Спринт», «Постукивание», «Чтение с отрывом взгляда от текста», чтение «зашумленных слов».
3. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
4. Напоминать учащимся, что необходимо ходить в библиотеку.
5. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
6. Чаще надо проводить для детей выборочное чтение.
7. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
8. Использовать прием «жужжащее чтение» - чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов.
9. Проведение ежеурочных пятиминуток чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
10. Необходима многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребенка.
11. Использование приёма стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник.
Таким образом, при использовании системы упражнений описанных выше, процесс совершенствования навыка чтения идёт успешнее, развивается внимание, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретённые ранее навыки. А чтение, как важное учебное умение, помогает всем без исключения детям добывать новые знания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос об обучении беглости чтения лирических произведений младших школьников является актуальным, так как беглость чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы выявить пути формирования навыка беглого чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данная тема является актуальной, так как беглость чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
В ходе исследования были реализованы поставленные задачи: раскрыта сущность понятия навыка чтения в методической литературе, рассмотрено понятие «беглость чтения», выявлен уровень сформированности беглости чтения, организована работа по формированию беглости чтения, выявлена динамика уровня сформированности навыка беглого чтения.
В первой главе раскрыты методические аспекты формирования беглости чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. Беглость чтения – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.
2. Различные виды упражнений, которые направлены на формирование беглости чтения позволяют добиться успеха в овладении правильным, беглым чтением, где также необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Во второй главе реализована опытно-экспериментальная работа по формированию беглости чтения на уроках литературного чтения.
Положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что формулируемая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, следует вывод, что формирование и развитие навыков беглого чтения - это длительный и сложный процесс, требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся и родителей.
Проведённое исследование показало, что система формирования навыка беглого чтения эффективно функционирует при реализации следующих дидактических условий: организация эффективного контроля за достижением норматива техники чтения, систематическое применение определённых видов упражнений для развития гибкости и скорости чтения, расширение поля зрения учащихся и памяти, овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам. Проведённая экспериментальная работа с учащимися Ковернинской средней школы № 1 обеспечила конкретные изменения навыка беглого чтения. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования.
Все эти факторы доказывают, что помимо традиционного подхода обучению навыку беглого чтения необходима индивидуальная работа со слабыми учащимися, разработка системы упражнений, направленных на повышение темпа чтения у учащихся, не справляющихся с нормой по технике чтения.
Обобщая результаты проведённого исследования, можно сделать выводы: экспериментальная работа показала эффективность предлагаемой системы формирования навыка беглого чтения, внедрение в практику разработанной системы формирования навыка беглого чтения с учётом дидактических условий её функционирования обеспечивают значительное повышение уровня овладения учащимися навыка техники чтения.
Данная исследовательская работа представляет интерес для обучающихся педагогических специальностей, а также для учителей начальных классов, она демонстрирует возможности организации работы по развитию беглости речи на уроках литературного чтения и проведения диагностики по выявлению уровня беглого чтения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисенко И.В. Методические уроки [Текст] / К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 2004 - №3. - с. 12-19
2. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения [Текст] / В.Г. Горецкий // Начальная школа. -2015. -№ 8.- С. 48
3. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников [Текст]. // Начальная школа. - 2006 - №6 - с. 5-14
4. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. [Текст] / Л.В. Никитина // Начальная школа. – 2014. - №5. – с.98-103
5. Перова Г.М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. - 2004 - №3 - с. 16 -21
6. Путина Н.Д «Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыка беглого чтения»// Начальная школа.-2002 г -№ 6 с.30-37
7. Стахеева В.А «Приближение к душе: программа чтения для детей». // Школьная библиотека.- 2006 - № 4- с.54-65
8. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я-мама, 2006, №2 с.40-46
9. Юшкова Л.М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 2004 - №5 - с. 15-17
10. Яковлева В.И. Пути совершенствования навыков чтения [Текст] / В.И. Яковлева // Начальная школа .- 2016-№ 6- с 14-20
11. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. [Текст] / Н. П. Яшина // Начальная школа. –2013 - №6 – с. 28-34
12. Формирование навыка беглого чтения у учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nenuda.ru/статья-формирование-навыков-беглого-чтения-у-учащихся-нача.html, свободный. – (Дата обращения: 11.05.2018)
13. Что такое навык чтения и как его проверить [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samoozdorovlenie.ru/family/children/chto-takoe-navyk-chteniya-i-kak-ego-proverit/ , свободный. – (Дата обращения : 09 .04.2018)
14. Статья «Совершенствование чтения младших школьников»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchitelya.com/literatura/1379-statya-sovershenstvovanie-chteniya-mladshih-shkolnikov.html/, свободный. – (Дата обращения: 09.04.2018)
15. Формирование навыков чтения у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/509967/ , свободный. – (Дата обращения: 15.04.2018)
16. Официальный сайт УМК «Планета Знаний» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http.//www.planetaznaniy.astrel.ru, свободный.-(Дата обращения 21.04.2018)
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бланк для фиксации продвижения по литературному чтению за апрель-май 2018 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Входная диагностика проверки техники чтения в начальной школе (Мусихиной Л.И.).
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Конспект урока по литературному чтению на тему: «С.Я.Маршак «Друзья-товарищи»»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Конспект урока по литературному чтению на тему: «Весеннее настроение. Идет матушка-весна»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д – Конспект урока по литературному чтению №3 на тему: «Призыв весны»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е – Конспект урока по литературному чтению №4 на тему: «Сад» русская народная песня. Птичка. А.Н.Плещеев»
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж – Конспект урока по литературному чтению №5 на тему: «В.В.Версаев «Перелетные птицы»
ПРИЛОЖЕНИЕ З – Конспект урока по литературному чтению №6 на тему: А.С.Пушкин «Только что на проталинах весенних…»»
ПРИЛОЖЕНИЕ И – Конспект урока по литературному чтению №7 на тему: «А.Н.Толстой «Весна»»
ПРИЛОЖЕНИЕ К – Конспект урока по литературному чтению №8 на тему: «Саша Чёрный «Зелёные стихи»
ПРИЛОЖЕНИЕ Л – Диагностика для проверки техники чтения в начальной школе (Мусихиной Л.И.) на этапе контрольного эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ М – Электронная версия дипломной работы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.