СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 1. Теоретические и методические аспекты использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе……………………….. 1.1.Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)…………………………………………………………. 1.2. Требования, предъявляемые к использованию ИКТ на уроках в начальной школе…………………………………………………………….. 1.3. Методика организации урока литературного чтения с использованием ИКТ в начальной школе ………………………………… 2. Опытно - практическая работа по использованию мультимедийной презентации при обучении младших школьников литературному чтению в качестве ИКТ……………………………………………………... 2.1. Задачи и организация опытно – практической работы…………….… 2.2. Практическая работа по использованию ИКТ на уроках литературного чтения ………………………………………………………. 2.3. Рекомендации для учителя по использованию ИКТ на уроках литературного чтения ………………………………………………………. Заключение……………………………………………………………….….. Список используемых источников…………………………………………. Список приложений………………………………………………………….
|
3
5
5
12
17
29 29
30
38 44 46 47
|
ВВЕДЕНИЕ
С изобретением компьютера человеческая жизнь очень существенно изменилась. Изменения коснулись также и образования. Процесс подготовки уроков в школах осуществляется с помощью информационных технологий. В наше время компьютерные технологии являются незаменимыми во время проведения занятий в школах, так как дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предметам, способствуют улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Применение информационных технологий на уроках литературного чтения способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
Требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Важное место в реализации этих требований отводится предмету «Литературное чтение».
Вопросами изучения ИКТ, технологиями и методами их применения занимались в разные годы известные ученые-педагоги: А.В. Смирнов, К.В. Петров, К.М. Тихомирова, Т.С. Назарова, И.И. Дрига, Л.П. Прессман, С.Г. Шаповаленко, Л.С. Зазнобина, Г.И. Рах, Т.В. Габай, Ю.О. Овякимян и многие другие. Эти ученые заложили дидактические основы применения ИКТ в учебном процессе.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературного чтения - использованию компьютерных технологий.
Тема исследования: Возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе
Объект исследования: использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе.
Предмет исследования: использование ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблема исследования: каковы возможности использования ИКТ на уроках литературного чтения?
Цель исследования: изучение возможностей использования ИКТ на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия ИКТ;
2. Изучить требования, предъявляемые к использованию ИКТ на уроках в начальной школе;
3. Проанализировать методику организации урока литературного чтения с использованием ИКТ;
4. Организовать и провести практическую работу по использованию ИКТ на уроках литературного чтения;
5. Разработать методические рекомендации для учителя по использованию ИКТ на уроках литературного чтения.
Методы исследования - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; синтез; обобщение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ)
В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечения ее безопасности.
Образование является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.
Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.
К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – электронные учебники и учебные пособия, мультимедиакурсы, интерактивные тренажеры и лаборатории, тестирующие системы и другие. Детальная классификация образовательных электронных ресурсов, в основе которой лежат общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств представлена в работах [11]. Использование ЭОР дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей[7] .
Наиболее точным определением информационно-коммуникационных технологий является определение Селевко Г.К.
Информационно-коммуникационные технологии - это педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств.
В «Википедии» утверждается, что в последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИКТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.
Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие).
Сберегающие информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).
Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению.
Рассмотрим подробнее классификацию образовательных средств ИКТ (См. табл. 1) [14]:
Таблица 1- Классификация образовательных средств ИКТ
Параметр |
Разновидности |
Образовательные средства ИКТ |
I.По решаемым педагогическим задачам.
|
1.Средства, обеспечивающие базовую подготовку. |
Электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний. |
2.Средства практической подготовки. |
Задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры. |
|
3.Вспомогательные средства |
Энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия. |
|
4.Комплексные средства |
Дистанционные учебные курсы. |
|
II. По функциям в организации образовательного процесса. |
1.Информационно-обучающие |
Электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы. |
2.Интерактивные |
Электронная почта, электронные телеконференции. |
|
3.Поисковые |
Каталоги, поисковые системы. |
|
III. По типу информации. |
1.Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией |
Учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы. |
2.Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией |
Коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты, видео-экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы. |
|
3.Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией. |
Звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио-объекты. |
|
4.Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией |
Аудио- и видео-объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии. |
|
5.Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией |
Учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, словари, периодические издания. |
|
IV. По формам применения. |
1. Урочные 2. Внеурочные |
|
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
ü поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
ü поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
ü реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности[13].
Применительно к образованию выделяет следующие виды информационных технологий:
ü презентации;
ü обучающие игры;
ü развивающие программы;
ü дидактические материалы;
ü программы – тренажеры;
ü системы виртуального эксперимента;
ü электронные учебники;
ü электронные энциклопедии.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов.
В настоящее время развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:
ü универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
ü компьютерные средства телекоммуникаций;
ü компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
ü мультимедийные программные продукты.
Выделяют несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе (См. табл.2) [7]):
Таблица 2 - Аспекты использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе
Аспекты |
Характеристика аспектов |
Мотивационный |
Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: -максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; -широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; -раскрытия творческого потенциала обучающихся; -освоения учащимися современных информационных технологий. |
Содержательный |
Возможности ИКТ могут быть использованы: -при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины; -для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; - для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы учащихся. |
Учебно- методический |
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. |
Организационный |
ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: -при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; - при фронтальной либо подгрупповой формах работы. |
Контрольно-оценочный |
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. |
Специфические особенности информационных технологий позволяют оценить их роль в реализации целей образования младших школьников.
Во-первых, информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала, который увеличивает возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно.
Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.
В-третьих, уровень наглядности значительно выше, чем в учебниках с печатной основой. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.
Таким образом, использование ИКТ в преподавании литературного чтения значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала.
1.2 Требования, предъявляемые к использованию ИКТ на уроках в начальной школе
Для работы со средствами ИКТ на уроках следует соблюдать санитарно – гигиенических требования.
На одном уроке применение ИКТ на всех этапах нецелесообразно и даже вредно с точки зрения СанПиНов. Так как нужно соблюдать следующие нормы при непрерывной работе за компьютером:
ü для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин;
ü рабочее место учащегося должно быть организовано рационально;
ü компьютер должен стоять так, чтобы свет на экран падал слева;
ü для снятия напряжения с глаз рекомендуется зрительная гимнастики, которая проводится в середине занятия с компьютером и в конце занятия с использованием компьютера в течение 1 минуты.
Важны на уроке критерии эффективности применения ИКТ. Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков.
Основные критерии эффективности применения ИКТ на отдельных этапах урока следующие (См. рис.1):
Рис.1 - Критерии эффективности применения ИКТ на уроках в начальной школе
Все эти критерии должен учитывать учитель при составлении урока. Компьютерные технологии огромные возможности, чтобы младшие школьники научились самостоятельности на уроке литературного чтения. Применение ИКТ на уроке позволяет (см. рис. 2):
![]() |
Рис. 2 Преимущества применения ИКТ
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени. Создавая мультимедиа презентации учителю необходимо помнить об требованиях, предъявляемых к презентации. Основные их них приведены ниже (См.табл. 3)
Таблица 3 -Требования, предъявляемые к презентации
Требования, предъявляемые к презентации |
Содержание требований |
Требования к содержанию |
ü соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам; ü соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); ü отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации; ü лаконичность текста на слайде; ü завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено); ü объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы; ü сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста; ü расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста); ü наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение; ü информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся. |
Требования к визуальному и звуковому ряду |
ü использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office); ü соответствие изображений содержанию; ü соответствие изображений возрастным особенностям учащихся; ü качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов); ü качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов); ü обоснованность и рациональность использования графических объектов |
Требования к тексту |
ü читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста); ü кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов; ü расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала; |
Требования к дизайну
|
ü использование единого стиля оформления; ü соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации; ü использование для фона слайда психологически комфортного тона; ü фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее; ü использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста); ü соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным); ü целесообразность использования анимационных эффектов. |
Требования к эффективности использования презентации
|
ü обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся; ü педагогическая целесообразность использования презентации; ü учет требований СанПиНов к использованию технических средств(длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин); ü адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов. |
Рассмотрим здоровьесберегающие требования к учебным занятиям с использованием компьютерных средств в начальной школе.
В соответствии с современными требованиями, представляется невозможным использование ИКТ на всех этапах урока сразу, это приведет к информационной и учебной перегрузке, а также физиологически не оправдано для учащихся начальной школы[3].
Учителю, который использует на своих уроках новые информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»).
Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффективности урока с использованием ИКТ является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7-10 лет - 15 минут. Количество уроков с применением ИКТ - не более 3-4 уроков в неделю.
Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств представлен в таблице 4 (по Н. Т. Лебедевой).
Таблица 4 - Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств
Параметр |
Выполняемое условие |
Класс |
1 - 4 |
Длительность работы с компьютерами |
15 мин |
Количество занятий в день |
1 |
Гимнастика для глаз |
3-5 упражнений по 5 и более раз каждое |
Физкультминутка на рабочем месте |
7-8 упражнений по 4-6 раз каждое |
Длительность перерывов между занятиями |
10-20 мин |
Таким образом, информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
1.3 Методика организации урока литературного чтения с использованием ИКТ в начальной школе
ИКТ на уроках литературного чтения могут выполнять несколько педагогических функций: мотивирующую, информационную, управляющую, формирующую навыки, контролирующую и корректирующую. При реализации каждой функции ИКТ играет различную роль. (См. Табл. 5)
Таблица 5 - Педагогические функции и возможности ИКТ
Педагогическая функция |
Возможности ИКТ |
Мотивирующая |
Стимулировать творческую активность к изучению материала, поиску ответа |
Информационная |
Реализовать возможности информационных систем |
Функция управления учебной деятельностью |
Гибкость, адаптивность и учёт познавательных возможностей учащихся |
Формирующая навыки |
Тренировать |
Контролирующе-корректирующая |
Принимать любой способ ответа, включая свободно конструируемый, при этом правильность определяется на основе формального общего и поэлементного анализа (при наличии справочного оператора и системы коррекции ошибок) |
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога. Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием ИКТ (См. Таблица 6) [7]:
Таблица 6 - Этапы подготовки урока с использованием ИКТ
Этап подготовки урока |
Содержание деятельности педагога |
I. Концептуальный
|
Аргументируется необходимость использования средств ИКТ: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т. п. Формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т. п.); Выбор типа образовательных электронных ресурсов. |
II. Технологический |
Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способа взаимодействия учителя и ученика. |
III. Операциональный
|
Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов. Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами ИКТ; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля. |
IV. Педагогическая реализация
|
Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося. |
Использование ИКТ возможно на разных этапах урока. Представляется рациональным выделение компонентов педагогической деятельности учителя начальных классов, являющихся новыми компетенциями в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс. В таблице представлены компоненты ИКТ-компетенций учителя на различных этапах традиционного урока( См. таблица 7) [3].
Таблица 7 - ИКТ-компетенции учителя начальных классов на различных этапах традиционного урока
Этапы урока |
Содержание педагогической деятельности
|
Цели педагогической деятельности
|
Условия достижения цепей (на основе использования компьютерной техники) |
Организационный |
Демонстрация- презентация темы и целей урока |
Подготовить учащихся к работе на уроке |
Доброжелательный эмоциональный настрой учителя и учащихся; · быстрое включение класса в деловой ритм за счет активизации познавательного интереса; · обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе за счет высокой мотивации |
Проверка домашнего задания
|
Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос |
Быстро выявить уровень знаний учащихся по предыдущей теме. Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса одновременно; |
. публичное устранение типичных ошибок;
·выявление «продвинутых» учащихся
|
Актуализация опорных знаний и способов деятельности уч-ся
|
Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; краткое обобщение - презентация по пройденному учебному материалу |
Восполнить недостающие у уч-ся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий
|
·Формирование дидактической цели вместе с учащимися;
· использование приемов организации деятельности учащихся по принятию цели
|
Формирование новых понятий, способов деятельности
|
Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала |
Предъявить новый учебный материал
|
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний |
Здоровьесбережение |
физкультминутки, зарядки, в том числе с использова-нием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения) |
Создать условия для сохранения здоровья уч-ся и учителя
|
Оперативное привлечение всех учащихся к процессу выполнения здоровьесберегающих мероприятий на уроке
|
Применение знаний, формирование умений
|
Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений |
Обучить способам мыслительной, учебно-познавательной деятельности по применению имеющихся знаний |
·Использование различных способов закрепления знаний в игровой форме на компьютере; · обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с просьбой дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; · умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами |
Контрольно-оценочный |
Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний |
Организация контроля и самоконтроля; воспитание способности к самооценке
|
· использование различных способов контроля и самоконтроля знаний в игровой форме на компьютере; · рецензирование работ учащихся с последующим ознакомлением результатов рецензирования на компьютере |
Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть включены в любой этап урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.
Уроки литературного чтения с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра.
Внедрение ИКТ в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Задача учителя – сделать каждый урок привлекательным и современным. На уроках литературного чтения с использованием ИКТ имеют место следующие виды работ:
ü презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов);
ü воспроизведение эталонной художественной речи;
ü видеофрагменты;
ü задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения;
ü тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся.
ИКТ помогает улучшить содержательную сторону урока. Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова. Узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта. Видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова, помогают прочувствовать авторский замысел, способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).
На этапе урока «проверка домашнего задания» целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль по усвоению изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. И здесь на помощь приходят компьютерные технологии. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием.
На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканируются, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, происходит активизация творческого потенциала ученика, а также включение школьников в пространство современного информационного общества.
На конкретных примерах, предлагаю рассмотреть возможность использования ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе.
На этапе проверки домашнего задания, закрепления и повторения пройденного материала очень эффективны тесты, позволяющие за короткое время получать объективную картину уровня усвоения знаний учащимися и своевременно его скорректировать. Тесты могут быть компьютерные или представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
![]() |
![]() |
При ознакомлении с творчеством писателей используются Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.
Одним из интересных видов работы является составление пазлов и кластера. Включение игрового момента в урок помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество, а также способствует развитию наглядно-образного мышления, побуждает детей к изучению творчества писателя. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг.
![]() |
![]() |
При подготовке к восприятию произведения и определения темы урока используется ряд дифференцированных заданий: составление или восстановление логических цепочек, разгадывание загадок, ребусов.
Уроки литературного чтения будут интересны, если включать в их содержание - аудио средства, записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом, видеороликом. Это формирует навыки выразительного чтения, умения прочувствовать настроение, определить характер героев, повышает мотивацию обучения.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Такой подход повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяет и закрепляет полученные знания на уроке.
При анализе художественного текста (поэтического, прозаического), эпизодов произведения учащиеся могут использовать возможности компьютера: выделять тему, находить, подчёркивать и обозначать рисунками-символами важное и главное в тексте - литературные приёмы, признаки явлений и предметов, графические схемы и т.д.
Многие детские произведения экранизированы, что даёт возможность на уроках литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или эпизоды фильма, а также видеоклипы по изучаемой теме. Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала и могут использоваться на разных этапах урока. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
![]() |
![]() |
Применяя ИКТ на
уроках, необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях (физические и
динамические паузы, зарядка для глаз)
На этапе закрепления можно проследить за уровнем усвоения изученного материала в процессе самостоятельной деятельности учащихся, предлагая выполнить задания творческого характера, например: криптограмма, составление портретной характеристики героев, восстановление деформированного текста, картинный план, восстановить события произведения, последовательно используя пункты плана, графический диктант (компьютерная программа «Страна Фантазия»).
Систематическое применение подобных заданий на уроках литературного чтения стимулирует учащихся к осознанному чтению художественного текста, способствует развитию творческого потенциала и повышает интерес к чтению.
При
подведении итогов урока для обобщения знаний учащихся используется приём
«вопрос-ответ».
В заключении хотелось бы сказать, что применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
ü обеспечить положительную мотивацию обучения;
ü проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
ü реализовывать принцип наглядности в обучении;
ü повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
ü достичь индивидуализации обучения;
ü рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
ü расширить возможность самостоятельной и исследовательской деятельности;
ü обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
2 ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ИКТ
2.1 Задачи и организация опытно – практической работы
Опытно - практическая работа по использованию мультимедийной презентации была организована на базе МБОУ ОШ «Краснораменская» в 1 классе.
Сроки практической работы: с 20.04.18 по 17.05.18.
Этапы работы: проектировочный, исполнительский, контрольно-оценочный.
На проектировочном этапе:
ü были определены цели и задачи опытно-практической работы;
ü изучен календарно-тематический план по литературному чтению (для 1 класса на месяцы апрель, май);
ü произведён подбор дидактических материалов для составления конспектов по литературному чтению с использованием мультимедийной презентации;
ü разработаны планы – конспекты уроков литературного чтения с учетом использования мультимедийной презентации на уроках.
На исполнительском этапе:
ü осуществлялась деятельность по реализации задач опытно-практической части работы;
ü апробированы уроки литературного чтения с использованием мультимедийной презентации на уроках литературного чтения.
На контрольно-оценочном этапе:
ü на основе педагогического наблюдения, с опорой на изученную методическую литературу разработаны рекомендации учителю по использованию мультимедийной презентации на уроках литературного чтения.
ü Задачи практической работы:
ü разработать дидактический материал для проведения уроков литературного чтения с использованием мультимедийной презентации;
ü апробировать уроки литературного чтения с использованием мультимедийной презентации;
В практической работе принимали участие учащиеся 1 класса (в составе 5 человек).
Список учащихся: |
|
1) Ганина Анастасия |
|
2) Малова Оля |
|
3) Роженкова Людмила |
|
4) Торчин Владислав |
|
5) Чебачёв Артём |
|
2.2 Практическая работа по использованию ИКТ на уроках литературного чтения
В работе представлено 8 уроков с использованием мультимедийной презентации. Конспекты данных уроков представлены в Приложениях 1-8.
Содержание практической работы представлено в Таблице
Таблица - Планирование уроков литературного чтения с использованием мультимедийной презентации
п./№ |
Дата: |
Предмет: |
Тема: |
Цель презентации: |
1. |
24.04.18 |
|
И в шутку, и в серьёз |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
2. |
25.04.18 |
Из старинных книг |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
|
3. |
26.04.18 |
Литературное чтение |
Токмакова И. «Разговор Лютика и Жучка» |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
4.
|
08.05.18 |
|
Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек» |
для решения обучающей задачи; |
5. |
10.05.18 |
|
С.Я. Маршак «Хороший друг» |
для повышения эмоциональности урока и интереса учащихся к теме урока; |
6. |
15.05.18 |
|
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
7. |
16.05.18 |
|
«Из старинных книг Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи. |
8. |
17.05.18 |
|
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» |
для обеспечения наглядности в ходе решения обучающей задачи, организации контрольно-оценочного этапа урока |
Представим ниже фрагменты некоторых проведенных уроков и обозначим место использования ИКТ, конспекты проведенных уроков представлены в приложениях А-З.
Фрагмент урока №1
Тема урока: Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»
Цель урока: познакомить с произведениями: Р. Сефа «Совет», В. Берестова «В магазине игрушек», В. Орлова «Если дружбой дорожить...», И. Пивоваровой «Вежливый ослик», Я. Акима «Моя родня»; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям
Этапы урока |
Содержание педагогической деятельности |
ИКТ используемые на уроке |
Цель использования ИКТ |
Организационный момент
Речевая разминка
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Работа по теме урока
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Подведение итогов урока
Домашнее задание |
Здравствуйте ребята, садитесь.
Прочтите слова, записанные на слайде, сначала по слогам, затем целыми словами:
- Давайте вспомним какие произведения написаны данными авторами
Раяатибз Адупос Раяатибз абждру Какие получились словосочетания? Сравните эти выражения. Как вы их понимаете? Разве бывает разбитая дружба? Сегодня на уроке мы будем читать новые произведения, а их авторы будут учить нас, как правильно вести себя с близкими людьми. Послушайте песню и скажите о чём она?
Откройте учебник на с. 37. Прочитайте название стихотворения Р Сефа, рассмотрите иллюстрацию к нему. Догадайтесь, о каком совете может идти речь в произведении Прочитайте стихотворение выразительно
Анализ произведени
-Откройте с. 38. Прочитайте стихотворение В. Орлова На какое стихотворение оно похоже? Прочитайте название стихотворение В. Берестова
Как же могут быть связаны произведения о дружбе и о игрушках? Может вы мне сможете объяснить?
Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение. Что утверждает поэт в стихотворении?
Согласны ли вы с ним? Наверняка у каждого из вас есть любимые игрушки. Кто желает рассказать о них? Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ, топ! Правой ножкой топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали, Вы резвиться не устали? - Прочитайте пословицы на странице 39. Подумайте в чём их смысл? Прочитайте на с.39 какое стихотворение написала для нас И. Пивоварова? Как вы понимаете слово «вежливый»? (Чтение стихотворения учителем) Ваши впечатления от прочитанного? (беседа по вопросам и заданиям учебника) Прочитайте это стихотворение выразительно. – С какими произведениями мы познакомились на уроке? – Какой совет дает Р. Сеф в своем стихотворении? – Почему игрушки можно назвать нашими друзьями? – Можно ли свои любимые игрушки давать друзьям? А нужно ли? Стр. 37 – 40, выразительно читать, отвечать на вопросы |
Аудиозапись: «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
|
Подготовить учащихся к работе на уроке
Для наглядного представления речевой разминки, для эстетичного восприятия.
Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания Предъявить новый учебный материал
Предъявить новый учебный материал – аудиозапись для раскрытия темы урока.
Для обеспечения наглядности и доступности восприятия
Для реализации здоровьесберегающих технологий
Для организации аналитической деятельности по тексту произведения – работа с пословицами.
Для организации рефлесивно-оценочной деятельности
|
На данном уроке использовалась мультимедийная презентация на этапе речевой разминки данный презентация была необходима для наглядного представления и для эстетичного восприятия. На этапе актуализации знаний учащимся предлагалось выполнить задание, развивающее навыки звукобуквенного анализа. Аудиозапись способствовала раскрытию темы урока и повышению эмоциональной учебной мотивации.
Фрагмент урока №2
Тема урока: С.Я. Маршак «Хороший друг»
Цель урока: познакомиться с произведениями «Хороший друг» С.Я. Маршака. обучать правильному, выразительному чтению; анализировать текст и делить его на части, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям
Этапы урока |
Содержание педагогической деятельности |
ИКТ используемые на уроке |
Цель использования ИКТ |
||||
Организацион-ный момент
Речевая разминка
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Работа по теме урока
Подведение итогов урока
|
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку чтения. Прочтите слова, записанные на слайде, сначала по слогам, затем целыми словами:
Составьте слово из букв Д Р У Т. Какие пословицы о труде вы знайте? Нам также нужно трудиться, чтобы много знать и многому научиться. Послушайте пословицу и объясните ее значение. Делу — время, а потехе — час Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знайте с самого детства. Знакомство с писателем. С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах. (Показываю портрет писателя) Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.
Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.
Ребята, а какие произведения Маршака вы знаете? Посмотрите на доску, если вас какие-нибудь заинтересовали, можете взять в нашей школьной библиотеке. Знакомство со стихотворением «Хороший день»
- Откройте учебник на с. 43. Прочитайте название произведения. Как вы его понимаете? А для вас какой день хороший? Чтение стихотворения учителем. Теперь ребята прочитаем его по цепочке, по предложению. Какие чувства вы испытали при чтении? -Ребята, понравилось вам произведение? Какую картину вы представили, когда читали его? Какие слова и выражения вам не понятны? Ребята пословицы рассыпались, помогите их собрать Подберите к каждому началу соответствующее окончание
(1-Г; 2-в; 3-б; 4-а.) Объясните смысл этих пословиц. С творчеством какого писателя и поэта мы познакомились? - С какими его стихотворениями познакомились – Назовите героев произведений. - Выразите своё настроение, продолжив предложение: - Я для себя сделал открытие… - Меня удивило… - Оказывается, что … |
|
Для наглядного представления речевой разминки, для эстетичного восприятия.
Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания
Для обеспечения наглядности и доступности восприятия
Для обеспечения наглядности и доступности восприятия
Предъявить новую учебную информацию
Для организации аналитической деятельности по тексту произведения – работа с пословицами.
Для организации рефлесивно-оценочной деятельности |
На данном уроке использовалась презентация на этапе речевой разминки данный презентация была необходима для наглядного представления и для эстетичного восприятия читаемого текста. При знакомстве с творчеством С.Я. Маршака слайды презентации обеспечивали наглядность и доступность восприятия. На этапе работы с текстом произведения и анализом его содержания презентация служила средством организации аналитической деятельности по тексту произведения, проводилась работа с пословицами. Для рефлесивно-оценочной деятельности на слайде были представлены утверждения, которые необходимо было дополнить. Таким образом, на примере данных фрагментов уроков продемонстрировано, что презентацию необходимо использовать в качестве современного ИКТ, для обеспечения наглядности и доступности восприятия.
2.3. Рекомендации для учителя по использованию ИКТ на уроках литературного чтения
Остановимся на рекомендациях по повышению компетенции педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, так как именно от него зависит итоговый результат обучения на начальной ступени образования.
Однако учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен:
- быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения;
- помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, в применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире;
- помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить (порождать) новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.
Следует различать два понятия: ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность – это знания о персональном компьютере, о программных продуктах, об их функциях и возможностях; это умение «нажимать на нужные кнопки» и знать о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Только компетентный учитель в области информационно-коммуникационной технологии сможет по-новому организовать учебную среду, объединить новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Такой учитель сможет разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, развития.
В целях повышения компетенции педагогов в области информационно-коммуникационных технологий перед ними необходимо ставить следующие задачи:
ü педагог должен быть способен разобраться в любой программе, техническом устройстве, реализовать свои оригинальные идеи с помощью собственных мультимедийных презентаций, интерактивных досок, другой компьютерной техники;
ü педагог должен уметь пользоваться офисными программами. Несмотря на наличие методической поддержки в виде регулярных консультаций, помощи технических специалистов центра, посещения курсов повышения квалификации в области информационно–коммуникационных технологий, у некоторых учителей желания совершенствоваться в области ИКТ недостаточно;
ü недрение электронного журнала и электронного дневника, работа в сетевых сообществах и внутренний электронный документооборот, активное использование электронной почты станут логическим продолжением роста ИКТ-компетентности учителей;
ü для создания презентаций к урокам, методических материалов учителя должны научиться приёмам навигации и поиска информации в сети Интернет, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
ü на сайте образовательного учреждения у каждого учителя должен быть личный кабинет, личное информационное пространство, в котором размещаются материалы к уроку, методические разработки, презентации. Научиться выкладывать материалы в свой личный кабинет – задача далеко не тривиальная для учителя. Тем не менее, на сегодняшний день далеко не все учителя могут справиться с такой задачей и сделать открытым доступ к своим учебным материалам и методическим разработкам.
Мультимедийные презентации используются на уроках литературного чтения в качестве современного ИКТ для того, чтобы на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дидактические материалы, сведения о биографии авторов литературных произведений, иллюстративный материал, воспроизвести материалы для контроля знаний учеников начальной школы.
Компьютерная презентация создается средствами программы Microsoft Power Point. Презентация - наглядное и эффективное представление какой-либо информации.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
ü Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
ü Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МОУ СОШ, где работает автор проекта и его должность.
ü Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
ü Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
ü В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов;
ü последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
1 этап: Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Планирование презентации включает в себя:
· Определение целей.
· Сбор информации об аудитории.
· Определение основной идеи презентации.
· Подбор дополнительной информации.
· Планирование содержания для сопровождения.
· Создание структуры презентации.
· Проверка логики подачи материала.
· Подготовка заключения.
2 этап: Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации.
3 этап: Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков:
Оформление презентации |
|
Стиль
|
ü Соблюдайте единый стиль оформления ü Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. ü Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон |
ü Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета
|
ü На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. ü Для фона и текста используйте контрастные цвета. ü Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). ü Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты
|
ü Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. ü Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации |
|
Содержание информации
|
ü Используйте короткие слова и предложения. ü Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. ü Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице
|
ü Предпочтительно горизонтальное расположение информации. ü Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. ü Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты
|
ü Для заголовков – не менее 24. ü Для информации не менее 18. ü Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. ü Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. ü Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. ü Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Объем информации
|
ü Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. ü Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Содержание
|
ü Достоверность информации ü Понятность и доступность язык изложения материала для младших школьников ü Актуальность, точность и полезность содержания |
Итак, возможности информатизации образования безграничны. Учителя, став ИКТ-компетентными, смогут идти в ногу со временем и стремиться использовать в своей работе инновационные достижения и разработки в сфере компьютерных решений и новейших технических открытий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИКТ - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. А также это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках
ü Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
ü Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
ü Тренажёр
ü Контроль за умениями, навыками учащихся
ü Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Применение информационных технологий в учебном процессе способствует: повышению качества обучения, эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности, развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, а также развитию самостоятельности учащихся.
Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения. Роль компьютера в оптимизации процесса обучения такова: формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения, повышается интенсивность обучения, достигается индивидуализация обучения.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. ИКТ на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Благодаря применению ИКТ на уроках учащиеся имеют прочные, глубокие знания, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булатова - Топоркова, М.В. Педагогические технологии /М.В.Булатова-Топоркова. – М. : МарТ, 2006.
2.Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
3.Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39. .
4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.
5. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.
6. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
7. Молокова А. В. Комплексный подход к информатизации начальной школы // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С.119–123.
8 .Сергеев А. Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. – 2009.
9. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005.
10.Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007.
11. Крапивенко,А.В. Технологии мультимедиа и восприятия ощущений: учебное пособие / А.В.Крапивенко. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009
12.Садыкова, Е.Г. Использование аудиовизуальных средств на занятиях в начальной школе / Е.Г.Садыкова. – Омск, 2008
13.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%E8
СПИСИОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Приложение А – конспект урока литературного чтения на тему: «И в шутку, и в серьёз»
Приложение Б – конспект урока литературного чтения на тему: «Из старинных книг»
Приложение В – конспект урока литературного чтения на тему: «И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
Приложение Г – конспект урока литературного чтения на тему: «Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек»
Приложение Д – конспект урока литературного чтения на тему: «С.Я. Маршак «Хороший друг»
Приложение Е – конспект урока литературного чтения на тему: «М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»
Приложение Ж – конспект урока литературного чтения на тему: ««Из старинных книг Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
Приложение З – конспект урока литературного чтения на тему: «Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
Приложение А
Конспект урока литературного чтения на тему:
«И в шутку, и в серьёз»
Приложение Б
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Из старинных книг»
Приложение В
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Токмакова И. «Разговор Лютика и Жучка»
Приложение Г
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек»
Приложение Д
Конспект урока литературного чтения на тему:
«С.Я. Маршак «Хороший друг»
Приложение Е
Конспект урока литературного чтения на тему:
«М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»
Приложение Ж
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Из старинных книг Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
Приложение З
Конспект урока литературного чтения на тему:
«Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.