Исследовательская работа «Образ Александра Невского в кинематографе»
Оценка 4.9

Исследовательская работа «Образ Александра Невского в кинематографе»

Оценка 4.9
doc
09.09.2021
Исследовательская работа «Образ Александра Невского в кинематографе»
исследовательская работа Жолобова Дарья.doc

Конкурс исследовательских работ учащихся                                                                                                                         в рамках  краевых образовательных, культурно-исторических                                                             «XI Димитриевских чтениях»

 

 

МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»

 

 

"Влияние эпохи на создание образа Александра Невского в кинематографе»

 

 

 

 

 

Жолобова Дарья,

                                                              МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»,

                                               10 класс

                                                                                 Ожгибесова Елена Александровна

                                         МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В.П.Брюхова»,

                                                                        учитель истории и обществознания

 

Оса – 2020

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.История кинематографа…………………………..…………………….6

Глава II.Образ Александра Невского в кинематографе ……………………..16

2.1 Фильм «Александр Невский»,  1938 год, режиссер Сергей Эйзенштейн………………………………………………………………………16

2.2. Фильм «Александр. Невская битва», 2008 год, режиссер Игорь Каленов…………………………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………........25

Библиографический список……………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу. В России таким героем стал Александр Невский.

В 2008 году телеканал «Россия» и Телекомпания ВиD запустили проект под название «Имя «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, путём голосования интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей. Академики Российской академии наук (Институт российской истории РАН) и «Фонд эффективной политики» назвали 500 великих деятелей России (спортсменов, политиков, учёных, писателей и т. п.). По словам составителей списка персоналий, изначально для проекта было подготовлено свыше 1200 исторических справок. По итогам голосования жюри было решено назвать победителем Александра Невского.

В 2021  году исполнится 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Потрудился Александр Невский для русской земли, с невиданной самоотдачей, не жалея сил. Яростно боролся он с западными врагами, расчетливо выстраивал отношения с монголо-татарами, уберег Русь от их хищнических замыслов. Много серебра и золота отправлял великий князь в Орду, чтобы выкупить людей русских, ранее татарами в рабство обращенных. Его называли «ангелом-хранителем». Церковь причислила Невского к лику святых.

События того времени сыграли огромную роль в историческом процессе России. Не стоит забывать, что жизнь меняется стремительно, особенно в напряженной обстановке. А, так как способность полно и объективно записывать была очень незначительна, круговорот событий вызывает множество точек зрения различных историков. И доказать, что же на самом деле верно, в некоторых случаях вообще невозможно. Существует множество объяснений, и какое-то одно из них или группа считаются общепринятыми, что, естественно, не прекращает дискуссии по историческому вопросу, а только жарче разжигает их.

События того времени являются источником появления новых идей, формирования особого русского менталитета, «русского характера». И Александр Невский выступает подсобником новых идей. Что же он делал в этом смысле? Путешествовал, анализировал, имел дело с большими массами населения, с желающими богатств ханами, с агрессивными западниками. Он видел дальше других и лучше других мог понять истинную суть событий для выработки плана достижения различных целей.

В основной части работы приводится краткое описание его биографии, взятое как из жития Александра Невского, так из описания историков прошлых веков.

Известно много разных изображений князя Александра Невского. В основном, это либо иконы, либо миниатюры. Но, тем не менее, историкам хорошо известно, что никакого исторического описания внешности князя не сохранилось.

Актуальность исследуемой темы: не смотря на популярность Александра Невского среди нашего народа (в 2008 году граждане нашей страны выбрали его олицетворением России на проекте «Имя России»), как Великого заступника, святого и воителя, до сих пор мы мало знаем о его внешности. Изображения князя, к сожалению, дошли до наших дней лишь в иконографических образах или миниатюрах. В литературных источниках же приводится описание князя, лишь через сравнение его с эпическими героями.

Гипотеза: предположительно, что образ Александра Невского в кинематографе трактуется по-разному.

В связи с этим в качестве объекта исследования рассматривается образ  святого князя Александра Невского в кинематографе.

Предмет исследования: фильмы: «Александр Невский» (1938), «Александр. Невская битва» (2008).

Цель исследования: выявление образа Александра Невского в фильмах «Александр Невский» (1938), «Александр. Невская битва» (2008).

Задачи:

1. Изучение кинематографического творчества, посвященного князю.

2.      Обобщение и систематизация полученных сведений на основе изученных материалов.

3.      Определение материалов и инструментов для создания образа.

Методы исследования:

1.      Сбор информации.

2.      Работа с Интернет – ресурсами.

3.      Теоретический анализ проблемы на основе изучения соответствующей литературы и первоисточников.

4.      Сравнение фильмов «Александр Невский» (1938), «Александр. Невская битва» (2008).

 

 

Глава 1. История кинематографа

Кинематограф увидел свет чуть больше века назад. С тех пор, конечно, эта отрасль искусства очень сильно выросла и изменилась. Кинематограф плотно занял место в жизни людей. На сегодняшний день отечественный и зарубежный кинематограф играет достаточно большую обучающую и развлекающую роль в жизни современного человека. Сегодня без кино не возможен наш мир, потому что на советских фильмах когда – то вырастало наше старшее поколение, а на современных культурно развиваемся мы. Кинематограф - (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и греч. γραφω — писать, рисовать; то есть «записывающий движение») — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений[1]. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe) и кинематография. В зависимости от длины ленты выделяют фильмы короткометражные – до 22 минут; среднеметражные — от 22 до 55 минут и, собственно, кино – более 55 минут – в среднем 90-132 минуты.

Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке. Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих страна киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяют в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

Первый шаг к кинематографу был сделан в XV—XVII веках, когда был разработан «волшебный фонарь» — камера обскура (кроме того, ранее появился театр теней в Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности). Сам термин «камера обскура» возник в конце XV века, а соответствующие опыты проводил Леонардо да Винчи. Волшебный фонарь для проецирования изображений на вертикальный экран стал широко известен в XVII веке. Он в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр. При этом изображение было статичным.

Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг Макс Роджер. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок. Прибор Фарадея назывался фенакистископом. К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. Ранее учёный Жозеф Плато занимался разложением движения на фазы (например, движение человека). Когда Фарадей получил в руки эти труды, ему до завершения фенакистископа оставалось совсем немного. В результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное изображение) длительностью несколько секунд.

Третий шаг состоялся в 1877 году с изобретением хронофотографии. Он стал возможен благодаря работам Луи Дагера и Жозефа Ньепса, разработавших мокрый коллодионный процесс с достаточно высокой светочувствительностью, но требующий приготовления фотоматериала непосредственно перед съёмкой. Высокая светочувствительность позволяла уменьшить время экспозиции, без чего съёмка быстрого движения была бы невозможной.

В 1878 году губернатор Калифорнии Леланд Стэнфорд и фотограф Эдвард Мейбридж провели эксперимент по фотофиксированию галопа лошади. По одним данным, Стэнфорд поспорил c Мейбриджем на тему того, «отрывает во время галопа лошадь все четыре ноги от земли или нет», по другим — Мэйбридж просто выполнял заказ Стэнфорда, занимавшегося анализом движения лошади. Они установили вдоль беговой дорожки для лошадей 12 фотоаппаратов, размещённых в специальных светонепроницаемых будках. Ассистенты в будках по сигнальному свистку одновременно начинали готовить фотопластинки для съёмки. По мере готовности всех камер на дорожку выпускалась лошадь, которая скакала вдоль белой стены напротив фотоаппаратов. Затворы всех фотоаппаратов приводились в действие верёвками, натянутыми поперек трека: лошадь разрывала их, поочерёдно запуская фотоаппараты. В итоге, каждый из фотоаппаратов снимал отдельную фазу движения лошади на белом фоне стены, подчёркивающей силуэт. Это была первая попытка разложить движение на фазы. В дальнейшем Мэйбридж увеличил число фотоаппаратов до 24, а полученные снимки использовал в изобретённом им зупраксископе, дававшем движущееся изображение.

Фотографирование движений животных и человека — главная сфера интересов Мейбриджа, и за работы в этой области он получал субсидию университета Пенсильвании, с которым он сотрудничал три года. Одиннадцать томов, опубликованных под эгидой университета в 1887 году — «Движение животных: электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», — содержали все фотографические эксперименты Мейбриджа с 1872 по 1885 годы, и в них было помещено более ста тысяч его фотографий. На фотографиях были не только домашняя собака, кошка и лошадь, но и американский лось, олень, медведь, енот, лев, тигр, обезьяна и птицы.

В 1901 году Мейбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении». Он возвратился в Англию и больше почти не занимался фотографией. Умер он в своём родном городе Кингстоне на Темзе в 1904 году.

Известно, что кино в Россию завезли французы. « В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора - Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съемок коронации российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что все происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже. Это очень понравилось царю. Первые демонстрации кинематографа в России состоялись в 1896 г.: вначале в Москве и Петербурге, затем на Всероссийской ярмарке в Н. Новгороде». Многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Кинематограф получал распространение чрезвычайно быстро, зрителей поражала "живая фотография". Это был общий для всех стран "аттракционный период" в развитии кино. До 1907 г. фильмы в Россию завозились главным образом из Франции (фирмы "Пате" и "Гомон"), а также Англии, Италии, Германии. Во многих русских городах открывалась стационарные кинотеатры, утверждался отечеств, кинопрокат. Наряду с "царской хроникой" производились документальные съёмки видных деятелей русской культуры Л. Толстого, В. Давыдова и др. В 1908 вышел первый русский фильм с актёром Евгением Петровым-Краевским в главной роли под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Режиссером фильма был Владимир Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлялось предпринимателем Александром Дранковым. Фильм «Стенька Разин» был немым, сцены длились буквально минуту, а сам фильм имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени было грандиозным, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком.

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах. Например: Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть»)[2]  и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам. В первое десятилетие XX века в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Следующий период развития российского кино – это годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно было назвать высокохудожественным, тем не менее, оно вызывало интерес даже за рубежом. Одно из ярких русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа – имя Сергея Эйзенштейна, автора фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности. Самая большая киностудия «Мосфильм» была создана на базе двух национализированных кинофабрик Александра Алексеевича Ханжонкова и Иосифа Николаевича Ермольева в ноябре 1923 года. На вновь созданном предприятии началась работа над фильмом режиссёра Бориса Михина «На крыльях ввысь», вышедшем на экраны Советского Союза30 января1924 года. Именно эта дата официально считается датой рождения киностудии «Мосфильм». Приход звука в российском кино («Путевка в жизнь» Николая Экка, 1931) почти совпал с ликвидацией последних островков творческой свободы и торжеством так называемого «социалистического реализма». Сталинский тоталитарный режим спешил поставить на контроль практически каждую «единицу» тогдашнего кинопроизводства. Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки Эйзенштейн так и не мог добиться выпуска на экран своей картины «Бежин луг» (в итоге фильм был уничтожен). Да и другие лидеры 20-х (Д. Вертов, Л. Кулешов, В.Пудовкин) на практике ощутили железную хватку кремлевской цензуры. Надо отдать должное Сталину – он понимал, что кино репертуар не может состоять из одних только «идеологических хитов». Недавний ученик и ассистент С.Эйзенштейна Григорий Александров («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») стал официальным «королем комедии» 30-х. А его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана. Жители СССР свое кино очень любили. Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа. Великая Отечественная война стала едва ли не самым плодотворным временем для советского кинематографа. За четыре года появились сотни игровых и документальных картин, короткометражек и, конечно, уникальная хроника, по которой современное поколение и помнит о страшном военном времени. Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и советской властью, и самими кинематографистами, которые понимали, что народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов. В это число входили самые разные мастера - и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союз киножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений. Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: "Секретарь райкома" (режиссер И. А. Пырьев), "Радуга" (режиссер М. С. Донской), "Человек № 217" (режиссер М. И. Ромм), "Два бойца" (режиссер Л. Д. Луков), "Жди меня" (режиссер А. Б. Столпер), "Антоша Рыбкин" (режиссер К. К. Юдин) и др[3]. В этих и других фильмах снимались известные актеры и актрисы: Н. М. Ужвий, Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Андреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др. С 1954 года производство художественных фильмов стало быстро возрастать, и в 60-е годы было доведено примерно до 120 фильмов в год, из которых около 60% приходилось на долю постановок, осуществлённых в союзных республиках. Во все национальные коллективы советского кинематографа пришли молодые режиссёры, сценаристы, операторы и актёры. Многие представители творческой молодёжи, начавшей работать во 2-й половине 50-х и первой половине 60-х годов выдвинулись в первые ряды мастеров кино. Кинематограф обращался непосредственно к народной жизни, показывал её трудовые будни, мысли и переживания рядовых людей. Новая эра отечественного кино началась в 1996 году с открытием в Москве первого современного кинотеатра. Этап повторного взросления она прошла за 20 лет и ситуация за это время изменилась кардинально. За эти годы в России открыто почти 2 тысячи современных кинозалов, кассовые сборы отечественных фильмов увеличились с нуля в 1996 году до 7,2 млрд. рублей в 2015 году, а сборы зарубежных фильмов составили почти 20 млрд. рублей.

 

 

Кино делится на 4 основных направления[4]:

Документальное кино (non fiction) – прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц.

Художественное кино (игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д.

Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное. Основная цель этого направления киноискусства – дать знания, научить, исследовать.

Мультипликационное кино – вид кино ориентированный в основном на детскую аудиторию. Это может быть экранизация старой народной сказки или новой, специально написанной для мультфильма.

Всего насчитывают около 60 видов и подвидов, и их количество увеличивается со временем. Однако чёткого и ясного разделения фильма по жанрам и определения самих жанров: это скорее условное разграничение: один фильм может соединять в себе нескольких жанров, а также переходить из одного жанра в другой.

Стоит также учитывать, что кинематограф, как и другие виды искусства, не стоит на месте. Например, в последнее время крайне популярен такой жанр как трагикомедия, а с развитием VR технологий, появилось такое новое направление как интерактивное кино. Развитие киноискусства происходит непрерывно, открывая перед нами всё новые стили, жанры и направления, и делая тем самым мир кино ещё более многообразным и увлекательным.

Мы рассмотрим один из жанров кино это исторический художественный фильм - жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события.

Историческое или костюмное кино — род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса)[5]. Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов.

Фильм, основная задача которого - реконструкция реально происходивших исторических событий. Основная особенность исторических фильмов - сюжет для них не нужно специально придумывать, однако, та или иная интерпретация событий, расстановка акцентов в изображении исторических личностей нередко оказывается подверженной политической конъюнкутре и делает исторические фильмы объектами жарких споров и пререканий. Достоверность изображения событий, выразительность характеров исторических персонажей, способность создать атмосферу, хорошо отражающую эпоху - одни из наиболее решающих критериев в оценке успешности и качества исторического фильма.

В 1930-е годы на амбициозных экранизациях литературной классики сделал себе имя легендарный продюсер Дэвид Селзник. Профинансированный и спродюсированный им фильм «Унесённые ветром» долгое время оставался рекордсменом кассовых сборов. В области исторического кино предпочитали работать крупнейшие мастера довоенного кинематографа, включая Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и Сергея Эйзенштейна («Александр Невский», «Иван Грозный»). В 1950-е и 1960-е гг. корифеи авторского кино не раз переносили действие фильмов в аскетичную обстановку Средних веков, благо она предрасполагала к рефлексии на нравственные и религиозные темы («Сказки туманной луны после дождя», «Седьмая печать», «Андрей Рублёв»).

С точки зрения аккуратности исторической реконструкции в кино наметились два подхода. В 1970-е годы популярен был архивно-документальный подход Роберто Росселлини («Приход Людовика XIV к власти»), который достиг апофеоза в «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика (1975). В 1990-е годы в моду вошло осовременивание исторических реалий, подчас неброское (как в «Королеве Марго» Патриса Шеро), но в отдельных случаях напрочь стирающее границы между периодами («Эдуард II» Дерека Джармена) или нарочито переписывающее исторические события (пример — сожжение Гитлера в парижском кинотеатре в «Бесславных ублюдках» Тарантино).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Образ Александра Невского в кинематографе

Для работы мы выбрали два фильма:

1.                 «Александр Невский»,  1938 год, режиссер Сергей Эйзенштейн

2.                 «Александр. Невская битва», 2008 год, режиссер Игорь Каленов.

2.1 Фильм «Александр Невский»,  1938 год, режиссер Сергей Эйзенштейн

В 1937 году Сталин простил Эйзенштейна. После запрета фильма «Бежин луг» уже был заготовлен приказ об аресте, подписанный Ворошиловым, Кагановичем. Подпись Молотова тоже стояла, однако он, видимо, что-то уловил и ее перечеркнул. Сталин тогда решил дать Эйзенштейну еще один шанс «поставить правильный фильм», и Сергей Михайлович понял, что его битва с «обстоятельствами» во что бы то ни стало должна быть выиграна. Фильм «Александр Невский» стал для Эйзенштейна его собственным Ледовым побоищем, которое он, как и Невский, выиграл.

Тема была выбрана неслучайно. Когда Эйзенштейн вышел из опалы, ему дали на выбор два уже купленных сценария: «Минин и Пожарский» Виктора Шкловского и «Александр Невский» Петра Павленко. Оба заказа делались в рамках «оборонного кино»: всем было ясно, что надвигается война, и руководство страны приняло решение делать оборонные фильмы, показывающие славу русского оружия и поднимающие дух народа. Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского»: все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! «Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать „Александра Невского“. Как я сделаю, так оно и будет»[6].

Также очень важно понимать, что Эйзенштейн с самого начала брался ставить не биографию, но агиографию, потому что Невский был святым Русской православной церкви. Об этом все тогда молчали, а Эйзенштейн написал в связи с фильмом замечательную статью, где объяснял, как он трактовал святость князя: доведение благородных качеств человека до предела. Александр Довженко упрекал фильм в том, что Александра Невского можно было бы выбрать секретарем райкома. Тут стоило бы задуматься: не пытались ли в это время, напротив, из секретарей райкомов делать святых? Именно тогда, когда создавались экранные «агиографии» Ленина, Сталина, Свердлова, Чапаева и остальных советских героев — своего рода атеистический пантеон, Эйзенштейн выводит на экран «настоящего святого», то есть персонаж, который изначально представляет собой предельную степень положительных качеств. Хотели положительного героя? Вот он!

«Александр Невский» изначально был определен как житие святого в форме кинофрески, поэтому оказались отброшены частные, индивидуализирующие, осложняющие лик и судьбу мотивы, в том числе семейные обстоятельства. Ведь вначале предполагалось, что в фильме будет выведена жена Невского — Александра Брячиславна, была даже нарисована сцена их прощания перед уходом князя в Новгород. Но позже Эйзенштейн просто вычеркнул эту линию: в агиографии нет необходимости подчеркивать семейную жизнь, если она не играет решающей роли в житии.

Как известно, агиография построена на постоянных отсылках жития данного святого к Ветхому или Новому Завету. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», созданной еще в XIII веке, много такого рода отсылок: его постоянно сравнивают то с мудрым Соломоном, то с псалмопевцем Давидом, то, естественно, с Христом, несшим избавление от мук, — и Эйзенштейн использует этот прием.

Почему фильм начинается с ловли рыбы сетью? У Невского про рыбу спрашивает китаец, представляющий угнетателей-монголов. Александр отшучивается, но в подтексте эпизода — своего рода зов судьбы, прямая отсылка к тому месту Евангелия, где Христос зовет за собою рыболова Симона, будущего апостола Петра: «…не бойся; отныне будешь ловить человеков»[7].

Другой пример: сцена избиения младенцев тевтонами в Пскове используется иногда, чтобы обвинить режиссера в антигуманности и жестокости, — со стороны тех, кому не ясно, что такой почти лубочный ход является отсылкой к вифлеемскому избиению младенцев: «псы-рыцари», называющие себя христианами, как царь Ирод, избивают младенцев. Отсылка к Евангелию дана здесь в форме «пластической проповеди», зримого нравоучения. Увы, это не было преувеличением уже тогда, после бомбежки Герники, в самый канун Второй Мировой войны, печей Освенцима, ядерного взрыва над Хиросимой. Но, кроме того, почти во всех фильмах Эйзенштейна присутствует тема младенчества — предела невинности и беспомощности — как жертвы истории: прямой отклик на сопоставление прогресса и слезинки ребенка у Достоевского.

Если говорить о христианском каноне на русском материале, то он, например, присутствует в кадрах распятого в Пскове воеводы, который оказывается рядом со скульптурным изображением ангела на стене башни: в момент распятия воевода — мученик. Или в костюме новгородской девушки Ольги воспроизведено одеяние, взятое с иконы Ольги — крестительницы Руси. Сам Александр снят так, что похож на фронтально развернутые фигуры святых, которые изображены на центральных столбах в православных храмах.

Итак, иконопись и фресковая живопись — один из главных источников «Александра Невского». Два других — средневековый театр и кантатность.

Ключом к строю и к характерам «Александра Невского» служит музыка Прокофьева, позднее действительно преобразованная композитором в кантату. Кантата — жанр декларативный, в отличие, скажем, от оперы, построенной на мучениях и сомнениях героев. С Александром Невским происходит нечто совершенно иное: очищение, возвышение, катарсис, причем не через преодоление противоречий, а через очищение от всего наносного, случайного, преходящего.

Что Эйзенштейн стремился подчеркнуть в образе Невского? Прежде всего, это должен быть князь-объединитель, который прекратил междоусобные драки и войны. Откуда этот мотив? Когда Сергея Михайловича спрашивали, что он хочет поставить после «Бежина луга», называлось «Слово о полку Игореве» — «вещь на тему единого фронта против фашизма», с одной стороны, и, с другой, как сокрытый, но понятный современникам протест против репрессий внутри страны. Я думаю, что он перенес эту идею в «Александра Невского»: она раскрывалась, в частности, в сцене драки на Новгородском мосту, когда за Буслаем и Гаврилой поднимались разные части Новгорода. Та междоусобица, которую приехавший в Новгород Александр прекращал. Сцена длиной в целую часть (10 минут) была снята и смонтирована, но оказалась якобы утраченной после того, как фильм увезли на просмотр к Сталину.

У Эйзенштейна прямо написано в мемуарах: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. Сценарий кончается здесь, — были мне переданы слова. — Не может умирать такой хороший князь!»[8]. Мало того что Сталин, явно сопоставлявший себя с великим полководцем, боялся смерти — ему нужно было, чтобы фильм заканчивался актуальным триумфом над немцами, а не освобождением Руси от восточного ига. Эйзенштейн должен был подчиниться, но звоночки к реквиему, который он хотел поставить в конце, в фильме все-таки есть. По замыслу своей смертью Александр должен был соединить Россию.

«Александр Невский» всегда был очень популярен у зрителя. Но историки часто, особенно в последнее время, к нему придираются: дескать, настоящий Невский был не такой. В 1938-м, после выхода, и позднее не принято было говорить, что Александр Невский был связан с татаро-монголами. Об этом стали писать и даже это подчеркивать позже.

Кроме зрительского признания последовало официальное одобрение фильма в виде Сталинской премии и ордена Ленина. Казалось бы, все вокруг фильма развивается крайне благополучно, но через полгода после выхода на экраны СССР фильм был снят с проката из-за пакта Молотова — Риббентропа и не показывался почти два года. На экраны он вернулся в первый же день войны. Сразу после правительственного заявления по радио о нападении нацистской Германии передали песню Сергея Прокофьева и Владимира Луговского из «Невского» «Вставайте, люди русские!».

«Александр Невский» остался, тем не менее, островом в кино. Этот фильм чрезвычайно сложный при очень большой простоте. Кажется, что он адресован детям, и дети его любят. Лишь постепенно становилось ясным, что Сергей Михайлович использовал в нем тот культурный запас, который ко времени начала работы над фильмом старательно стирался из нашей истории. И это касается не только средневековой житийной традиции, но и таких недавних явлений культуры, как Серебряный век. Ведь в фильме есть прямые цитаты из Рериха и Билибина, есть отсылки к символизму и модерну, даже костюмы к фильму делала великая художник-модельер начала ХХ века Надежда Петровна Ламанова. Многие не понимали, на каком фундаменте стоит эта сказочка, и продолжали воспринимать его как «оборонный фильм». Сам Эйзенштейн об этом фундаменте не говорил. Сказал лишь, что его Александр — святой, и хватит[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Фильм «Александр. Невская битва», 2008 год, режиссер Игорь Каленов.

Продюсер Игорь Каленов начал производство фильма «Александр. Невская битва» (2008) и еще до начала съемок самой битвы расстался с режиссером картины Алексеем Карелиным, решив ставить картину самостоятельно.

Действие происходит в 1238-40 годах. Закончились детство и отрочество княжича Александра Ярославовича, и началось его самостоятельное правление в Великом Новгороде. Именно в это время 19-летний Александр женится на полоцкой княжне Александре Брячиславовне и побеждает в своем первом сражении, которое провел не только как ратник, но и как полководец.

Игорь Каленов оказался прав, заранее смирившись с тем, что «сравнения с гениальной картиной Сергея Эйзенштейна» не избежать[10]. Опытный продюсер, дебютировавший в режиссуре, в принципе, руководствовался в первую очередь художественными соображениями, способствуя реализации проектов таких мастеров, как Кира Муратова, Александр Сокуров, Евгений Юфит. И решение отказаться от рабочего названия, в итоге предпочтя вариант, помимо прочего – лучше соответствующий сугубо событийной стороне, косвенно свидетельствует о такте по отношению к творчеству классика и верном понимании того значения, которое «Александр Невский» имел для истории кинематографа.

«Александру. Невской битве» и при самом благожелательном отношении следует отвести, конечно, место поскромнее. Каленов, привлёкший к сотрудничеству опытного кинодраматурга Владимира Вардунаса, вроде бы и не старается вступить в полемику с Эйзенштейном. Но и не слишком, пожалуй, много общего у фильма с заокеанскими блокбастерами разных времён. Авторам ближе традиция отечественных кинематографистов и – возможно, даже в большей степени – мастеров из Восточной Европы, оформившаяся в 1950-70-е годы. В этом нет ничего плохого, поскольку те же поляки, как бы предосудительно ни относиться к ним за ярко выраженный антироссийский настрой, сравнительно недавно показали замечательный пример того, как живописно и с размахом можно возродить на экране национальную идею. В данном отношении картина Каленова объективно противостоит модной тенденции по сотворению некой новой, постсоветской (а точнее, досоветской) идеологии, явственнее всего просматриваемой в экранизациях прозы Бориса Акунина. Тем же, надо полагать, объясняется решение по минимуму использовать компьютерную графику, взамен – активно привлекая энтузиастов ролевых игр, реконструирующих события истории.

Мотив противостояния Западу России, вынужденно вступившей в перемирие с не менее агрессивным Востоком – Золотой ордой, сегодня ничуть не менее актуален, чем в канун Великой Отечественной войны! Разница лишь в том, что вдобавок к ратной доблести и смекалке на поле сражения требуется проявлять чудеса проницательности и изворотливости, распутывая хитросплетения коварных интриг, стараясь понять, кто есть друг, а кто – уже кровный враг. Борьба Александра с влиятельными новгородскими боярами, ради личной торговой выгоды идущими на предательство интересов народа, кажется, просто не может не вызвать ассоциацию с ещё не забытым противоборством власти с наиболее одиозными олигархами. А главное, авторы своевременно напоминают об опасности измены самим себе, отхода от исконной веры (не только и, наверное, даже не столько в религиозном смысле) под натиском всё-таки чуждых интересов.

В кадре мы видим -  молодой князь Александр правит Новгородом, ругается с боярами, защищает землю русскую от немцев и беспокоится о судьбе всех русских городов, захваченных татарами. В городе шпион, бояре сговорились сдать Новгород немцам, а друг князя «положил глаз»  на его жену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фильм «Александр Невский» считается одной из лучших картин в творчестве Сергея Эйзенштейна. Фильм вышел на экраны с очень плохой звуковой дорожкой, которую режиссер побоялся трогать, так как именно в таком варианте картина была одобрена Сталиным. «Александр Невский» обрел широкую популярность моментально. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а одна из его батальных сцен полностью была повторена в одной из частей фильма «Властелин колец»[11]. Режиссёр остановил свой выбор на Александре Невском. Видимо, это во многом было вызвано тем, что сохранившиеся сведения о жизни князя очень немногочисленны, что предоставляло возможность работать относительно свободно, не давая историкам больших поводов для критики, и уменьшить влияние на съёмочный процесс извне: «…о нём есть лишь одна страничка летописи, а больше вообще никто ничего не знает»[12].

Эйзенштейн в процессе работы над образом князя полагал, что необходим процесс расшифровки героя, прочтение святости князя. По мнению режиссера, «по существу в тех условиях оно (звание святого – С.Б.) не более как самая высокая оценка достоинств, выходящих за пределы общепринятых тогда норм высоких оценок, – выше «удалого», «храброго», «мудрого» ...

Здесь  дело в том комплексе подлинно народной любви и уважения, который до сих пор сохранился вокруг фигуры Александра. И в этом смысле наличие звания «святого» у Александра глубоко и показательно. Оно свидетельствует о том, что мысль Александра шла дальше и шире той деятельности, которую он вел: мысль о великой и объединенной Руси отчетливо стояла перед этим гениальным человеком и вождем седой древности... Так историческое осмысление в разрезе нашей актуальной темы снимало и двусмысленный ореол с понятия святости, оставляя в характере героя лишь ту одержимость единой идеей о мощи и независимости родины, которой горел Невский – победитель»[13]. Поскольку режиссер по-своему интерпретировал святость князя, то каноническое понимание святости Александра и религиозность самого периода были отвергнуты, хотя и не полностью. В фильме нет литургии в церкви, никто не крестится и не молится ни накануне, ни после битвы, нет у князя ни возгласа, ни мысли, что «С нами Бог», в отличие от нарочито театрализованного моления с воздыманием крестов у латинян.

В нарочито атеистической системе ценностей и подходов к исторической личности святость Александра не могла быть расшифрована напрямую, ибо это было бы в той идеологической ситуации воспринято как агитация за церковь и религию. Приоритетным, с точки зрения режиссера, так же должно было стать изображение гениальности Невского как военного стратега и мудрого правителя, не теряющего на пиру головы и поучающего народ своим словом и примером после победы.

Самое главное, образ князя приобретает эпический, фактически былинный характер. Даже если захотим, мы не сможем найти у него ни одной отрицательной и сомнительной черты. В конечном счете, князь – это персонифицированный русский народ, Александр – наилучший и гениальный его представитель.

Самое большое достоинство новой российской ленты «Александр. Невская битва»  – то, что она повествует именно о человеке, которого потомки будут помнить как Александра Невского. Увы, ко всему остальному в картине возникает множество претензий. Главная проблема ленты "Александр. Невская битва" - то, что ее создатели так и не смогли решить, даже для себя самих, какие черты характера главного героя помогли ему победить в очень тяжелой войне. Был ли легендарный новгородский князь в первую очередь человеком религиозным и высоко духовным, или талантливым военачальником, или патриотом своей отчизны? Понятно, что Александр Невский обладал всеми этими качествами, но объять необъятное трудно, поэтому кинематографистам следовало выбрать что-то одно и через призму данной черты характера показывать остальные. Выбор одного душевного качества потребовал бы строго определенной последовательности эпизодов, выражающих именно эту черту характера главного героя, и упорядочил бы фильм. А отсутствие четкой авторской позиции превратило картину в нарезку почти не связанных между собой фрагментов: вот князь Александр общается с друзьями, женится, ищет предателя… В кинокомиксе это вполне приемлемо, но для серьезного художественного произведения подобная обрывочность – огромный минус. Отсутствие единой концепции лишило ленту цельности, а образ главного героя – глубины.  В приключенческих картинах кинематографисты имеют право не придерживаться исторической правды в мелочах, но обязаны точно отображать суть происходящего, а "Александр. Невская битва" повествует скорее о сыщике, чем о военачальнике. А уж фраза: "Вокруг столько врагов!" - была бы более уместна в ленте, созданной в 1938 году - в разгар шпиономании, - чем сейчас. (Однако Сергей Эйзенштейн в мрачные сталинские времена снял фильм о патриоте и полководце, а не об охотнике на шпионов.) Ситуацию мог хотя бы частично исправить исполнитель главной роли. Увы, Антон Пампушный очень симпатичный парень, но слабый сценарий не позволяет ему создать достоверный образ Александра Невского, а самостоятельно актер не смог справиться со сложнейшей задачей, которая, возможно, оказалась бы не по силам даже гораздо более опытному исполнителю.

 

 

 

Библиографический список.

1.     «Александр. Невская битва». [Электронный ресурс] URL: https://ruskino.ru/item/2008/3/30/aleksandr-nevskaya-bitva (дата обращения: 04.12.2020)

2.     «Александр Невский». [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения 02.12.2020)

3.     Богданов А. П. Главное имя России: Александр Невский // Наука в России. 2010. № 6. С. 49–56.

4.     Википедия. Кинематограф. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф (дата обращения: 19.11.2020)

5.     Кривошееев Ю.В. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки. СПб., 2009.

6.     Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/movies/391/aleksandr-nevskii (дата обращения: 02.12.2020)

7.     Направления и жанры кинематографа.  [Электронный ресурс] URL: https://infoselection.ru/infokatalog/kino-video/kino-sajty/item/677-napravleniya-i-zhanry-kino-kratkij-gid (дата обращения: 19.11.2020)

8.     Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974.

9.      Ромм М.И. Об исторических фильмах и документах эпохи // Ромм М.И. Избр. произв.: В 3 т. Т. 1. Теория, критика, публицистика. М., 1980. С. 297.

10. Российское кино. [Электронный ресурс] URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ (дата обращения 19.11.2020)

11. Эйзенштейн С.М. Советский исторический фильм // Эйзенштейн С.М. Избр. ст. М., 1956. С. 51.

 

12. Эйзенштейн С.М. .Александр Невский. // Эйзенштейн С.М. Избр. ст. М., 1956. С. 399–400.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] . Википедия. Кинематограф. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф (дата обращения: 19.11.2020)

[2]. Российское кино. [Электронный ресурс] URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ (дата обращения 19.11.2020)

[3] .Российское кино. [Электронный ресурс] URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ (дата обращения 19.11.2020)

4. Направления и жанры кинематографа.  [Электронный ресурс] URL: https://infoselection.ru/infokatalog/kino-video/kino-sajty/item/677-napravleniya-i-zhanry-kino-kratkij-gid (дата обращения: 19.11.2020)

[5]. Направления и жанры кинематографа.  [Электронный ресурс] URL: https://infoselection.ru/infokatalog/kino-video/kino-sajty/item/677-napravleniya-i-zhanry-kino-kratkij-gid (дата обращения: 19.11.2020)

[6] . «Александр Невский». [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения 02.12.2020)

[7] .«Александр Невский». [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения 02.12.2020)

[8] .«Александр Невский». [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения 02.12.2020)

[9] .«Александр Невский». [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/348 (дата обращения 02.12.2020)

[10].«Александр. Невская битва». [Электронный ресурс] URL: https://ruskino.ru/item/2008/3/30/aleksandr-nevskaya-bitva (дата обращения: 04.12.2020)

[11]. Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/movies/391/aleksandr-nevskii (дата обращения: 02.12.2020)

[12]. Там же.

12. Эйзенштейн С.М. .Александр Невский. // Эйзенштейн С.М. Избр. ст. М., 1956. С. 399–400.

Конкурс исследовательских работ учащихся в рамках краевых образовательных, культурно-исторических «XI

Конкурс исследовательских работ учащихся в рамках краевых образовательных, культурно-исторических «XI

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Содержание Введение…………………………………………………………………………

Введение У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти…

Введение У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти…

События того времени сыграли огромную роль в историческом процессе

События того времени сыграли огромную роль в историческом процессе

В литературных источниках же приводится описание князя, лишь через сравнение его с эпическими героями

В литературных источниках же приводится описание князя, лишь через сравнение его с эпическими героями

Глава 1. История кинематографа

Глава 1. История кинематографа

Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности)

Китае и Японии, а принцип создания изображения посредством узкого отверстия был известен ещё в античности)

Мэйбридж просто выполнял заказ

Мэйбридж просто выполнял заказ

Известно, что кино в Россию завезли французы

Известно, что кино в Россию завезли французы

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо

К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо

Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки

Так что ничуть не удивительно, что вернувшийся из зарубежной поездки

Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности

Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности

Кино делится на 4 основных направления [1] :

Кино делится на 4 основных направления [1] :

Мы рассмотрим один из жанров кино это исторический художественный фильм - жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события

Мы рассмотрим один из жанров кино это исторический художественный фильм - жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события

Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и

Дэвида Гриффита («Нетерпимость») и

Глава 2. Образ Александра Невского в кинематографе

Глава 2. Образ Александра Невского в кинематографе

Эйзенштейн, — мне и надо брать „Александра

Эйзенштейн, — мне и надо брать „Александра

Соломоном, то с псалмопевцем Давидом, то, естественно, с

Соломоном, то с псалмопевцем Давидом, то, естественно, с

Итак, иконопись и фресковая живопись — один из главных источников «Александра

Итак, иконопись и фресковая живопись — один из главных источников «Александра

Мало того что Сталин, явно сопоставлявший себя с великим полководцем, боялся смерти — ему нужно было, чтобы фильм заканчивался актуальным триумфом над немцами, а не…

Мало того что Сталин, явно сопоставлявший себя с великим полководцем, боялся смерти — ему нужно было, чтобы фильм заканчивался актуальным триумфом над немцами, а не…

Рериха и Билибина, есть отсылки к символизму и модерну, даже костюмы к фильму делала великая художник-модельер начала

Рериха и Билибина, есть отсылки к символизму и модерну, даже костюмы к фильму делала великая художник-модельер начала

Фильм «Александр. Невская битва», 2008 год, режиссер

Фильм «Александр. Невская битва», 2008 год, режиссер

Авторам ближе традиция отечественных кинематографистов и – возможно, даже в большей степени – мастеров из

Авторам ближе традиция отечественных кинематографистов и – возможно, даже в большей степени – мастеров из

В городе шпион, бояре сговорились сдать

В городе шпион, бояре сговорились сдать

Заключение Фильм «Александр

Заключение Фильм «Александр

Так историческое осмысление в разрезе нашей актуальной темы снимало и двусмысленный ореол с понятия святости, оставляя в характере героя лишь ту одержимость единой идеей о…

Так историческое осмысление в разрезе нашей актуальной темы снимало и двусмысленный ореол с понятия святости, оставляя в характере героя лишь ту одержимость единой идеей о…

Был ли легендарный новгородский князь в первую очередь человеком религиозным и высоко духовным, или талантливым военачальником, или патриотом своей отчизны?

Был ли легендарный новгородский князь в первую очередь человеком религиозным и высоко духовным, или талантливым военачальником, или патриотом своей отчизны?

Библиографический список. 1. «Александр

Библиографический список. 1. «Александр

Эйзенштейн С.М. .Александр Невский

Эйзенштейн С.М. .Александр Невский
Скачать файл