лучшедома
Исследовательская работа "Особенности чтения в современном обществе"

Исследовательская работа "Особенности чтения в современном обществе"

Исследовательские работы
docx
чтение
10 кл—11 кл
16.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.docx

I  научно-практическая конференция студентов «Поиск»

 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области  

«Называевский аграрно-индустриальный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тиль Полина Витальевна,

студентка I курса,  специальность Технология                                    продукции общественного питания

 

«Особенности чтения в современном обществе»

 

 

 

Руководитель:   Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель БПОУ «НАИТ»

 

 

 

 

 

 

 

Называевск - 2019

 

 

                                Содержание                                                                               

Введение.                                                                                                  3

Глава 1. Философское осмысление феномена «чтения»                     6

Глава 2. Современные исследования как источник получения

достоверной информации о читателе                                                    8

Глава 3. Практическая глава.                                                                 12                                                        

3.1 Виды читательских практик

3.2 Читательская грамотность

3.3 Влияние на чтение подростков                                                          

Заключение.                                                                                             21                                                                                                                                     

Список используемых источников.                                                       22

Приложение                                                                                             23                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

За последние десятилетия отношение к чтению значительно изменилось. Чтение, образование и культура стали рассматриваться в развитых странах в качестве национальных приоритетов развития. Годы 2003–2012 были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понимание важности и ценности чтения мировым сообществом привело к тому, что сегодня во многих развитых и развивающихся странах осуществляется политика поддержки и продвижения чтения с акцентом на чтении детей и подростков. От того, как читает сегодняшнее поколение, насколько оно владеет способностями к непрерывному самообразованию в ситуации развития в стране общества знаний, зависит конкурентоспособность страны, ее будущее. Во многих странах мира огромное внимание уделяется диагностике, мониторингу процессов чтения. В последние десятилетия в России, так же как и во многих странах мира, продолжается процесс падения уровня читательской культуры населения. В результате кардинальных перемен в жизни общества, произошедших за последние двадцать лет, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменилось. С 1990-х гг. постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Чтение детей и подростков – область, где уже существует и продолжает накапливаться множество проблем. Осознание обществом этого неблагополучия отражается в средствах массовой информации, высказывания которых о детском чтении можно квалифицировать как «моральные паники». К ним можно отнести ряд мифов: высказывания типа «дети не читают», «дети читают только Гарри Поттера», «компьютер совсем вытеснил книгу» и прочие продолжают тиражироваться многими СМИ (звучат с телеэкрана, слышны на радио, тиражируются в периодической печати). Подобные высказывания, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать как широкую общественность, так и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения. В условиях продолжающегося бурного развития средств массовой коммуникации (Интернета и других источников информации) продолжается процесс трансформации, изменения картины чтения подрастающего поколения. Все больше детей и подростков в России сегодня читает мало либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги. На смену старой сегодня пришла новая «модель чтения». Это означает, что сегодня меняются практически все характеристики чтения подрастающего поколения. И сегодня мы остро нуждаемся в мониторинге и междисциплинарных исследованиях чтения подрастающего поколения. В этом мы видим актуальность данного исследования.

 

Предмет исследования: чтение и читательские практики обучающейся молодёжи.

 

Объект исследования: студенты 1 и 2 курса БПОУ «Называевский аграрно-индустриальный техникум».

Рабочие гипотезы исследования:

1. Студенты читают, но в этой сфере существует ряд серьезных проблем. Их чтение во многом носит случайный характер.

2. Многие подростки не имеют необходимого уровня понимания текстов, который требуется для успешного обучения на 1-2 курсах.

3. В подростковом возрасте постепенно происходит ухудшение культуры чтения («качества чтения») подростков (либо заметного улучшения их культуры чтения не происходит).

4. Величина домашней библиотеки все еще значительно влияет на чтение подростков.

5. Роль учителей/родителей/библиотекарей в чтении подростков не велика, но значима роль их сверстников.

6. Репертуар (круг чтения) большинства подростков довольно ограничен.

7. «Золотые полки» предыдущих поколений подростками не читаются, имена многих авторов-классиков им практически не известны, продолжается процесс прерывания литературной традиции нескольких последних поколений.

8. Значительно возросла роль Интернета в жизни и чтении школьников в целом.

9. Общение подростков в блогах увеличивается; влияние блогосферы на чтение подростков также возрастает.

 

Цель исследования:

Ø определение состояния чтения студентов;

Ø изучение качества чтения с помощью критериально ориентированных методик;

Ø выявление проблем чтения студентов в контексте новой электронной среды.

Задачи исследования:

1.     Дать характеристику философского осмысления феномена «чтение» в разные эпохи развития общества.

2. Изучить состояние, «качество»  чтения подростков.

3. Обобщить виды читательских практик, в том числе связанных с использованием компьютеров, Интернета, блогосферы.

4. Оценить владение  студентами 1-2 курсов необходимой читательской грамотностью.

5. Проанализировать влияние на чтение и читательские практики подростков «руководителей молодёжного чтения» (родителей, педагогов, библиотекарей, сверстников, СМИ).

6. Выявить типы ошибок в восприятии и понимании текста.

 

Методы исследования:

- систематическое наблюдение;

- анкетирование;

- учёт читательского спроса по формулярам библиотеки техникума;

- анализ отзывов читателей о прочитанных книгах;

- интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;

- математические методы обработки результатов исследований;

- работа с Интернет-ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Философское осмысление феномена «чтения»

 

                 Каждая эпоха формировала свое представление о механизмах и способах чтения. Еще древние греки писали о значимости чтения для человека: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». В любом обществе чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения сложных жизненных ситуаций.  Первые попытки философского осмысления чтения как феномена духовной жизни встречаются уже у мыслителей Древнего Китая (Конфуций, Лао-Цзы, Чжуан-Цзы). Восточные  философы  сравнивали

чтение со знанием и учением. «Учиться и не размышлять – напрасная трата времени; размышлять и не учиться – губительно» (Лунь юй, гл. 2). В данной древневосточной философии отношение к чтению определяется как способ духовного самосовершенствования, творческого развития личности, подтверждающий, что чтение книг без обдумывания прочитанного не приносит никаких результатов, а мышление без чтения книг только утомляет. Наличие элементарных навыков чтения  выступало здесь статусной характеристикой элитных слоев общества. Эпоха античности – это эпоха чтения и учения вслух, эпоха доминирования устных текстов в отсутствии книгопечатания и массового обучения. Согласно античному восприятию, «человеческий голос, изначально выразивший мысль в слове и однажды разрешивший ее «немоту», немеет сам, застывая в «теле» книги, чтобы снова звучать при чтении книги». Чтение книги должно быть не для себя, так как это

«…праздно и суетно», а для служения людям, для дальнейшего применения прочитанного в жизни: «Мы никогда не стали бы досадовать на то, что нам мешают читать, если бы всегда читали книги для того, чтобы выучиться лучше жить. Для этого только и стоит читать книги».  Накопление  объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни обусловили у философов античности: Пифагора, Сократа, Платона, Сенеки, Аристотеля, Эпиктета - негативное отношение к написанной речи и высоко ценимое искусство красноречия. В эпоху же Средневековья чтение было представлено как общение с Богом и миром, через чтение текста «про себя» происходит общение и постижение Бога. Книга становится символом «откровения», а её чтение - символом приобщения к сокровенной, трансцендентной тайне. Всякое явление природы есть текст, созданный рукою Творца и переданный человеку для прочтения. Человек, читающий книгу Бытия, таким образом, уже в самом акте чтения становится сопричастен, подо-

босущен Божеству. В средневековой  социально-гуманитарной мысли духовно-сакральные аспекты чтения и основы его психологического механизма затрагивались П. Абеляром, А. Аврелием, Г. Богословом, Г. Нисским, Оригеном, И. С. Эриугеной. В эпоху Возрождения, как никогда

раньше, возросла ценность отдельного человека. Это период развития книгопечатания и индустриализации книжно-издательского дела, внесший небывалую динамику в рост образованности. В. Вейгель, М. Монтень, мыслители эпохи Возрождения, представляют человека как свободное существо, творца самого себя и окружающего мира, в соответствии с этим чтение предстает как процесс познания себя. Роль книг в жизни человеческого общества, с точки зрения Монтеня, трудно переоценить. С одной стороны в них концентрируется опыт человечества, с другой – они являются орудиями передачи знаний. Если бы книги исчезли, то темпы развития человечества замедлились бы на несколько порядков. В отличие от других эпох чтение является не просто формой размышления и созерцания мира, а деятельного подхода к его изменению. В эпохи Ренессанса и Нового  времени  духовно-гуманистические аспекты чтения как способа интеллектуального развития личности нашли отражение в трудах Л. Бруни, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Я. А. Коменского, Дж. Локка, М. Монтеня, Д. Юма. В эпоху Просвещения в работах Вольтера, И. Гердера, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж.-А. Кондорсе, Г. Лессинга, Ш. Монтескье и др. просветителей обосновывается приоритетность социально-гражданских функций чтения. Яркий представитель данного периода Вольтер исходил из понятия «естественного разума» и представления о разумной природе человека. В контексте своих идей он отмечает: «Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало». Ш. Л. Монтескье разделяет взгляды Вольтера, считая, что высший закон – это человеческий разум. По его мнению: «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остаётся на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Кант, в свою очередь, разделял все книги на четыре группы: 1) те, которые обогащают наши знания, 2) которые содействуют моральному усовершенствованию, 3) которые содействуют усовершенствованию языка и стиля, 4) которые служат предметом развлечения. Каждая эпоха формировала свое отношение к чтению и письму. Меняются общественные отношения, развивается научное представление о мире, определяются отношения церкви и государства, трансформируются  духовно-ценностные ориентации, формируются новые философские направления – одно остается неизменным – чтение остается основой развития, обучения и воспитания личности, его мыслительной деятельности. Происходит лишь конкретизация его содержания, характера и функций.                                                                                                  

Глава 2. Состояние и проблемы чтения

Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. И это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Человек стал человеком исключительно потому, что он смог читать и писать. И это та важная правда, которая открывается ребенку в процессе обучения чтению. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Полноценное чтение, которого мы не замечаем, которое не вызывает у нас трудностей, возникает поэтапно: выделяют этап обучения чтению — примерно до 9 лет, потом год-два — это переходный период, и примерно с 10–11 лет начинается чтение для обучения. В сложном процессе чтения можно различить три основных момента: восприятие данных слов, понимание содержания и оценка прочитанного. Восприятие слов – это есть начало чтения, когда человек, смотря на буквы, может произнести или вспомнить определенное слово. Понимание содержания – когда каждое прочитанное нами слово строит в нашем сознании определенные образы, чувства, желания. Оценка прочитанного – это умение критически отнестись к содержанию прочитанного, сделать определённые умозаключения.                             

            Есть данные международных исследований, по которым мы можем посмотреть на ситуацию у российских подростков и детей относительно чтения. Согласно международному сравнительному исследованию именно грамотности чтения среди четвероклассников (это 10-летние дети), в котором участвовало более 60 стран, Россия занимает лидирующие места по грамотности чтения. «Грамотность чтения» подразумевает наряду со скоростью чтения и навыком складывания букв и слов обязательное понимание смысла, который закодирован в этих знаках. Эта грамотность чтения у российских четвероклассников в 2006 году лучшая в мире, мы были на первом месте. Мы можем этими результатами гордиться. Но рано! Особое внимание за рубежом придается мониторингу читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений обучающихся «Programme for International Student Assessment» (PISA). В исследованиях PISA ставилась задача получить данные, необходимые для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних обучающихся разных стран в области математики, чтения и естествознания. Все страны мира, принимающие участие в этих исследованиях, очень внимательно следят за тем, какие результаты получат школьники данной страны в сравнении с их сверстниками. Был даже придуман термин «ПИЗА-шок», который свидетельствует о том, что общество той или иной страны остро реагирует на полученные данные. На рубеже веков педагоги нашей страны также подключились к этим сравнительным международным исследованиям в сфере оценки качества образования школьников. Россия участвовала в этом исследовании четыре раза: в 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. Первые данные о «грамотности чтения» 15-летних школьников в России были получены в 2000 г.; акцент в этом исследовании был сделан на умениях и навыках чтения школьников. Среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла 27-е место. В исследовании, проведенном три года спустя, уровень «грамотности чтения» подростков стал еще ниже. В 2003 г. результаты российских учащихся в области грамотности чтения значительно понизились, они заняли 32-е – 34-е места среди 40 стран – участников исследования. В 2006 г. по всем направлениям исследования PISA результаты российских обучающихся были ниже средних. По грамотности чтения мы оказались на 37-м – 40-м месте из 57 стран. Однако в 2007 г. были обнародованы новые данные по чтению школьников младших классов – учащихся четвертого класса PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Эти результаты давали некоторую надежду на улучшение ситуации в сфере чтения и образования. Россия заняла первую строку в таблице результатов, в тройке лидеров оказались также школьники Гонконга и Сингапура (дети из США попали на 14-е место, из Англии – на 15-е, Франции – на 22-е). Однако и в 2001 г. результаты чтения школьников младших классов не были плохими (они заняли 12-е место из 26). Результаты исследований PIRLS и PISA показывают, что в период от 10 до 15 лет чтение многих российских школьников значительно ухудшается (либо не улучшается). В 2009 г. в исследовании PISA-2009 участвовало уже 65 развитых и развивающихся стран. Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Корея, Тайвань (36 стран). Выяснилось, что наши школьники обладают недостаточной читательской грамотностью, поскольку они заняли лишь 42-е место. В период от 10 до 15 лет существенного улучшения читательской грамотности школьников не происходит. В отечественном образовании не раз обсуждался такой парадокс: с одной стороны, «на входе» в среднюю школу отечественное образование продемонстрировало успешность выпускников начальной школы (PIRLS), с другой, «на выходе» больше четверти 15-летних учащихся России находятся на крайне низком уровне читательского развития: они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (PISA)1. Таким образом, период обучения чтению в России лучший в мире, а период, когда чтение должно стать моим умением, - хуже, чем в среднем в мире.  Парадоксальность результатов исследования функциональной грамотности читателей разного возраста требует не только объяснения, но и специального исследования этого феноменального явления. Состояние чтения школьников – это результат целого комплекса факторов и вызвано многими причинами. В их числе – учебная перегрузка и снижение мотивации чтения у школьников. Эта причина характерна для многих стран, но у российских школьников процесс падения интереса к чтению в этом возрасте сопровождается значительным снижением ряда характеристик чтения и выражен гораздо более резко, чем у многих их зарубежных сверстников. Социологический подход дает возможность увидеть общую картину чтения подростков, проанализировать основные характеристики их чтения. Социологами были изучены состояние чтения, традиционные и новые практики чтения подростков, рассмотрены возрастные и гендерные особенности их чтения, предпочтения и любимые авторы мальчиков и девочек, репертуар их чтения, роль моды и сверстников. Результаты исследования позволяют увидеть, насколько быстро меняется чтение подрастающего поколения в целом, а также различные его характеристики, какова сегодня роль семьи и домашней библиотеки и многое другое. Темой, сегодня представляющей большой интерес, являются новые читательские практики современных подростков, их чтение в электронной среде, использование ими Интернета и блогов.

        Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское и юношеское чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

  В историко-культурном контексте проблемы чтения молодежи, как в России, так и в мире, всегда волновали общественность, что объясняется особой значимостью читательской деятельности для социализации и личностного роста. Поэтому начиная со второй половины XIX столетия, когда началось изучение чтения в России, молодежь осознавалась как приоритетный читатель, что проявилось, в частности, в исследовательском интересе к данной категории со стороны писателей, педагогов-просветителей и специалистов библиотечного дела (Н.А. Корф, Х.Д. Алчевская, Л.Н. Толстой, С.А. Анский и др.). В качестве исследовательских инструментов использовались в основном опрос и анализ статистических данных. В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества. В начале XX в. спектр исследовательских методов существенно расширился; стали применяться систематическое наблюдение, анкетирование, учет читательского спроса по формулярам, анализ отзывов читателей о прочитанных книгах. Несколько позже стали разрабатываться проблемы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения определенных методов библиотечного воздействия (работы Д.А. Балики, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А.А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского, Я.М. Шафира и др.). В середине ХХ столетия в крупных библиотеках появились самостоятельные подразделения, специализирующиеся на социологии чтения, что привело в дальнейшем к централизации читателеведческих социологических исследований под руководством крупнейших национальных библиотек и ведущих вузов страны («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села»); в качестве одного из объектов исследования неизменно присутствовала молодежь. Затем эстафету проведения подобных социологических исследований принял Левада-центр и другие центры изучения общественного мнения (ФОМ, ВЦИОМ). В нынешней ситуации, для которой характерны коммерциализация культуры, ослабление преемственности национальных традиций, бурное развитие информационных технологий, радикально изменивших практики коммуникативного поведения, перед всеми институтами образования и культуры, особенно – библиотеками, стоит задача переосмысления собственных функций и эффективного стимулирования читательской деятельности молодежи на основе новых исследовательских данных. К сожалению, сведения о чтении современной молодежи локальны, немногочисленны и противоречивы, что затрудняет создание его целостной картины. Практически не изучено влияние субкультур и культурных практик интерпретативных сообществ на образование, интенсивность читательской деятельности, использование ими тех или иных коммуникационных каналов и информационных технологий, определяющих выбор и оценку литературы.

Недооцененным остается влияние моды как социокультурного феномена на читательскую активность молодых людей, тогда как специалистами в области социологии и социальной психологии (Г. Блумер, Г. Зиммель, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев и др.) подчеркивается повышенная подверженность воздействию этого феномена именно молодежной аудитории.

Российские исследователи рассматривают проблему чтения со всех возможных сторон. Например, их интересовало соотношение между библиотечным и небиблиотечным чтением; место чтения в структуре свободного времени различных читательских групп, а позже – место книги и библиотеки среди аудиовизуальных каналов информации; место в чтении различных читательских категорий традиционной и электронной книги; отношения традиционной библиотеки и Интернета; уровень культуры чтения и информационной культуры и т.д. Изучалась приобщенность к чтению художественной литературы; особенности ее восприятия различными социальными читательскими группами; выявлялось, какое место в их чтении занимают классики и современные популярные авторы. Ставились вопросы о соотношении читающей и нечитающей публики; изучались особенности чтения общественно-политической, естественно-научной и технической, художественной литературы, выявлялись мотивы чтения, критерии оценки прочитанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Результаты исследования

 

Нами проведено анкетирование 84 студентов, обучающихся на первом и втором курсах нашего техникума. Ребятам было предложено заполнить  анкеты, которые состояли из 18-ти  вопросов об их отношении к чтению. При анализе результатов опроса в качестве вспомогательного метода был использован контент-анализ для обработки ответов на открытые вопросы анкеты, что помогло выявить подлинные интересы и предпочтения респондентов. Для каждого вопроса были разработаны собственные классификаторы, а в качестве неизменных смысловых единиц выделены группы образовательных специальностей.

34 чел.9727На первый вопрос «Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время?»  было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), которые предлагалось  расположить в порядке предпочтений. Получились такие результаты:                                                                                                                                                                         Этот вопрос выявил, как молодёжь проводит свой досуг: 27,2 % предпочитают погулять, 21,6 % отдают время своим увлечениям и хобби, 9 % проводят время за компьютером и по 7 % - предпочитают чтение или телевизор. Из 84 респондентов 93% подтвердили, что чтение не занимает серьезного места в жизни. 

          Один из важных вопросов, которые особенно волнуют широкую общественность, преподавателей и родителей, это – отношение к чтению. Любят или не любят читать современные школьники и студенты? Как они относятся к чтению? Как известно, чтение может быть любимым на досуге занятием, но к нему можно относиться и как к принудительному виду деятельности. Термины, которые сегодня используют социологи, это – «практики» и относящиеся к ним «читательские практики». Под практикой обычно понимают конкретную деятельность, выражающуюся в рутинных, повседневных действиях индивида. Структура практики включает в себя такие компоненты, как потребность, цель, мотив, целеориентированная деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и результат деятельности. Под «читательскими практиками» социологи чтения понимают принятые в культуре (традиционные/новые) способы и навыки обращения с книгами, иными печатными и электронными артефактами.

Читательские практики типологизируют по двум основаниям:

• по способам чтения (традиционные, новые);

• по степени автономности (управляемые/канализированные, самостоятельные/свободные).

Чтение по заданию в техникуме, это – «управляемая», или «канализируемая», практика чтения. Чтение для себя, когда ведущим мотивом является интерес к теме, жанру, это «самостоятельная», или «свободная», практика чтения.

В исследовании студентам были предложены разные формулировки, и их попросили отметить не более трех ответов. На вопрос «Как ты относишься к чтению?» были получены следующие ответы:

39 опрошенных не очень любят читать (это 33 %),

30-ти –  нравится читать и они читают (25,2 %),

11 – читают для выполнения задания, так как этого требуют (9,2 %),

4 –  ненавидят читать, считают чтение скучным и ненужным занятием (2,5 %).

 

25,2 %,2,5%
33 %

Ответы на вопросы: «нравится читать, много читаю», «не представляю себе жизни без книг» относятся к тем, для кого чтение является удовольствием и вошло в привычку. Это в основном уже самостоятельная практика обучающегося. Выбор позиций «не люблю читать», «читаю для выполнения задания», «только для получения информации» свидетельствует о том, что в основе таких практик студента лежат уже не мотивы, и стимулы; это – «управляемая» (родителями, преподавателями) практика чтения.

 Известно, что любая деятельность, в том числе и читательская, будет осуществляться тогда, когда есть мотив. Выяснилось, что основными мотивами чтения для наших студентов являются: интересное познание нового (45 чел.), развитие интеллектуальной сферы (38 чел.), получение удовольствия (20 чел.), стремление быть эрудированным человеком (14 чел.), уход от реальности и времяпрепровождение (16 чел.). Вместе с тем многие отметили, что чтение мотивировано внешними принудительными стимулами: задание учителя (32 чел.), подготовка к экзаменам (18 чел.).

Участвуя в Российском литературном собрании, состоявшемся в Российском университете дружбы народов, президент Российской Федерации  В.В. Путин указал на  падение интереса к чтению как важнейшую проблему российского общества и государства: «Наша страна, некогда самая читающая в мире, уже не может претендовать на это почетное звание. По статистике, российские граждане   отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки, причем отмечается тенденция к сокращению и этих 9 минут...».

Говоря о частоте чтения, отметим, что, согласно данным опроса, лишь 35 студентов техникума читают ежедневно от 15 минут до 3 часов, еще 10 человек делают это несколько раз в неделю, а 12 обращаются к чтению1-2 раза в месяц, 8 чел. – 1 раз в 2-3 месяца, 6 студентов читают только на занятиях, а один – не читает совсем. Как видим, проблема снижения уровня чтения и отказ от него современной молодежи весьма актуальна в настоящее время.

Обратимся к анализу ответов на вопрос о причинах снижения интереса к чтению в среде молодёжи. Начнём с того, что 8 % опрошенных обучающихся не согласны с тем, что современная молодёжь мало читает, большинство же видят главной причиной падения интереса к книге  развитие новых технологий (Интернет, телефон) и стремление молодёжи занимать свободное время общением с техникой, компьютерными играми (30% опрошенных), 4,2 % в качестве причины называют лень и скуку. В качестве одной из причин снижения интереса к чтению указывается изменение ценностей, деградацию общества, «не та молодёжь пошла», а 6 % студентов предпочитают просмотр кинофильмов, в том числе и снятых по мотивам произведений русской и зарубежной литературы, незначительное количество опрошенных считает, что можно прочитать краткое содержание и не тратить время на всё произведение. Ряд обучающихся склонны видеть причины в отсутствии государственной политики в области пропаганды чтения а также дороговизну книжных печатных изданий.

             К сожалению, идя по пути наименьшего сопротивления, молодые люди отбрасывают даже мысли о трате своего времени на чтение книг, заменяя их просмотром более доступных и легковесных фильмов. С момента появления огромного количества СМИ заметно упал интерес к чтению. Из круга чтения постепенно уходят толстые романы.

           Научный прогресс с каждым днем удивляет новыми открытиями в области коммуникационных и информационных технологий. Теперь не нужно идти в библиотеку или брать книгу с полки, чтобы узнать какую-либо информацию, достаточно взять телефон в руки и получить точные данные с помощью голосового ответа. Мы стоим на пороге глобальных изменений в области чтения. Раньше почти каждая семья могла похвастаться обширными коллекциями книг, а теперь - многофункциональностью своих гаджетов. Раньше наглядным источником информации для ученика были лишь учебники, энциклопедии и школьные плакаты, а сегодня учебе способствуют интерактивные доски, содержательные электронные книги, интернет библиотеки. И этот список с каждым днем пополняется. Сегодня юноши и девушки используют различные варианты чтения: блог, вики-проекты, форумы, чаты, социальные сети, многопользовательские сетевые игры, веб-сайты, карманный персональный компьютер, букридер (электронная книга), портативная игровая приставка производства Sony Computer Entertainment, iPad — интернет-планшет, выпускаемый компанией Apple, iPod — торговая марка серии портативных медиа- проигрывателей.   

Предлагаем узнать, как студент нашего техникума реагирует на изменения в информационной среде и какое чтение предпочитает: 34,5 %  выбирают чтение традиционных книг,  58 % - цифровой формат, а часть студентов (19,7%) на сегодняшний день в зависимости от целей и разного рода условий предпочитают читать как в печатном, так и в электронном виде. Похоже, говорить о смерти бумажных книг еще слишком рано. Рынок электронных книг продолжает расти. С нашей точки зрения, Интернет в целом активизирует познавательную активность школьников. 92% опрошенных подростков читали в Интернете самую различную информацию. Из них 44% –  много читают в Интернете, 53% – читают немного. Отвечая на вопрос о том, какую информацию они читают в Интернете, многие подростки назвали десятки самых разных тем и вопросов, от подготовки материалов  домашних заданий до моды и автомобилей. Лишь 3% подростков отметило, что они не читают в Интернет потому, что чтение им неинтересно. Как это скажется на поколении XXI века в будущем, конечно, покажет время.

                 Углубляясь в ценностные ориентации читающей молодежи, выделим видовые предпочтения с разделением на традиционные и нетрадиционные (электронные) формы читательской деятельности.


В электронном чтении студенты     

             


отметили следующую интересующую их тематику:

1

Спорт

40 чел.

2

Записи на форумах, сообществах, блоги

 

3

Полезные советы

37 чел.

4

Мистика, чудеса

36

5

Здоровье

30

6

Гороскопы

27

7

Сканворды, кроссворды

24

8

Строительство, ремонт

23

9

Кино, ТВ, эстрада

23

10

Любовь

22

11

Криминал

21

12

Животноводство, пчеловодство, фермерство

20

13

Мода

20

14

Политика, экономика

19

15

Расследования

17

16

Туризм, отдых

15

17

Исторические очерки

13

18

Диета

13

19

Семья, дети

12

20

Международные события, жизнь

12

21

Частный бизнес, карьера

11

22

Интервью со звёздами, светская жизнь

11

23

Культура, искусство

9

24

Скандалы, сенсации

9

25

Деньги

9

26

Эротика, секс

8

27

Социальная защита

8

28

Письма читателей

5

29

Огородничество, цветоводство

3

На вопрос: что из перечисленного традиционного жанрово-тематического комплекса ты реально читал в печатном виде – даны такие ответы в порядке убывания:

1

Стихи

51

2

Фантастика, фэнтези, приключения

49

3

Сборники анекдотов

36

4

Классика

28

5

О животных и  природе

26

6

Детективы, боевики

26

7

Про исторические события

23

8

Романы о любви

22

9

Профессиональная литература

15

10

Биографии великих людей

14

11

Научно-познавательная литература

10

12

Про сверстников

7

13

Эротическая литература, книги о сексе

6

14

Религиозная литература

6

Юноши и девушки читают материалы по темам, которые их особенно интересуют. Анализируя влияние феномена моды и ее механизмов на чтение молодых людей в современных информационно-коммуникативных


условиях, значимы данные, которые удалось получить благодаря   вопросу о          



посещаемости специализированных читательских ресурсов в интернете.


Меньше половины респондентов (46,6%) посещают подобные ресурсы, в основном представленные на платформе социальной сети «ВКонтакте». В частности, удалось выявить некоторые тренды жанрово-тематических предпочтений и названия конкретных книг и фамилии авторов, популярных в молодежной среде: Этот круг чтения подростков крайне дифференцирован, раздроблен. В нем довольно много имен и авторов, но все читают свое, разное. Много единичных упоминаний самых разных авторов серия книг о Гарри Поттере, Джоржа Мартина «Песнь льда и огня», произведения Д. Брауна. Не спадает ажиотаж на книги из серии «Метро» Д. Глуховского, Дж. Толкиена, С. Кинга и Р. Брэдбери, Лемони Сникет, Джоанни Линдсей, батьев Стругацких, Паоло Коэль, Дарьи Донцовой, Ф.М. Достоевского, Дм. Емец. Интерес к подобным изданиям можно объяснить тем, что в современной культуре литературные тексты существуют не сами по себе, а в контексте медиатекстов: реклама, видеоклипы и компьютерные игры активно используют знакомые сюжеты, не говоря уже о фильмах и сериалах, снятых по мотивам известных книг. Это подтверждают и ответы наших студентов: 51,5% опрошенных предпочитают читать книги и смотреть их экранизации, а для 30,8% фильмы оказывают решающее воздействие при выборе книг для чтения. Авторов книг и отдельных серий, которые были названы относительно большим количеством подростков, всего шесть. По-прежнему ценятся русские классики так называемой «золотой полки»: А.С. Пушкин (выбрали 20 чел.), С.А. Есенин (8 чел), И.С. Тургенев (7 чел.), М.Ю. Лермонтов (5 чел.), М.А. Булгаков (5 чел.), Н.В. Гоголь (4 чел).

              «Журнальное чтение» – это важный компонент чтения детей и подростков. Многие из тех, кто не любит читать книги (особенно книги большого объема), предпочитают журналы. Тексты здесь гораздо короче, в большинстве журналов много иллюстраций, есть также кроссворды, сканворды, головоломки и прочие занимательные вещи (например, анекдоты, короткие забавные истории). Наших студентов попросили ответить на вопрос: «Какие

журналы ты предпочитаешь читать или просматривать?» Оказалось, что из 84 опрошенных 33 студента вообще не читают журналы и газеты, соответственно читающих51 человек.

 

Журналы, которые нравятся юношам и девушкам (кол-во упоминаний)

Yes!

5

Cosmopolitan*

5

Вокруг света*

3

За рулем*

4

Классная девчонка

2

Автоплюс

3

Glamour

6

Забытый алтарь

1

Джульетта

3

Хозяюшка

3

Красота и здоровье

2

Котэлло

1

1000 советов

2

Forbes

2

Маруся

3

Кроссворды, сканворды

6

                 

              Большая часть этих изданий предназначена для молодежи и вводит своих читателей в круг модных тем, во многом формирует соответствующий стиль и образ жизни. Подростки, читающие эти журналы, также попадают в сферу этого влияния задолго до того, как они приобретут осознанное восприятие мира и критическое мышление. Но многие развивающие журналы, которые стоило бы прочитать подросткам, им просто не известны. Состояние журнального чтения опрошенных подростков не является удовлетворительным. Относительное разнообразие есть, но качество этих текстов и выбор журналов для чтения оставляет желать лучшего.

             Нас интересовал вопрос: «К чьим же советам прислушиваются обучающиеся при выборе книги для чтения?», выявивший источники, оказывающие влияние на читающих молодых людей. Это и родители, и преподаватели, и друзья, и библиотекарь, и Интернет, и средства массовой информации. Первостепенную роль здесь 43 подростка отводят родителям и 42 чел. - преподавателям. Такой выбор отчасти объясняется тем, что 54 опрашиваемых студента считают своих родителей более читающими в их

возрасте по сравнению с собой.

Родители в моём возрасте читали:
- больше меня	54 чел.
- не знаю	15 чел.
- столько же	6 чел.
- меньше	4 чел.
 


Источники совета при выборе книги

Ставят на 1 место

На послед. место

  Родители

43

12

Преподаватель

42

2

Друзья

28

16

Библиотекарь

28

16

СМИ, интернет

16

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают регулярно

Читают иногда

Не читают никогда

Затруднились ответить

Книги

16

40

42

2

Журналы

12

44

43

1

Газеты

12

36

51

1

 

            Библиотека образовательного учреждения является одним из важнейших институтов формирования культуры чтения, поэтому она должна быть привлекательным местом для общения, культурного проведения досуга молодых людей, их творческой самореализации.

Сейчас в нашей стране и за рубежом ведется поиск наиболее актуальных социокультурных практик библиотечного воздействия, и, как показали результаты проведенного исследования, сегодняшние приоритеты должны быть связаны с максимальным использованием сетевых технологий и социально-психологических механизмов моды, направленных на вовлечение молодых читателей (тем более студентов) в информационное и библиотечное пространства, формируя у них устойчивую привычку к развивающему, осмысленному чтению. Специфику запросов читателей нашей библиотеки составляет учебная и дополнительная литература, программная, художественная литература, словари, справочники, периодика. В современных условиях большое значение имеет вопрос о том, откуда подростки узнают о литературе для чтения. Роль библиотек в качестве источников получения информации о книгах могла бы быть намного выше, если бы они лучше комплектовались литературой, в том числе, книжными новинками для обучающихся студентов и работающих взрослых. Роль школьного библиотекаря может стать значительно выше, если у этого специалиста будет все необходимое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Полученные результаты свидетельствуют о том, что ситуация с состоянием чтения детей и подростков за два последние десятилетия значительно изменилась. С одной стороны, практически исчезла традиция передачи от поколения к поколению «золотой полки» литературной культуры, которая существовала почти весь XX век. В равной мере этот вывод относится и к чтению произведений лучшей зарубежной и отечественной фантастики. Эти произведения остаются лишь у небольшой группы «читательской элиты» (у более образованных людей, многие их которых имеют домашние библиотеки). Вместо этих произведений сегодня подростками читаются книги из довольно примитивного слоя массовой культуры, по большей части это фэнтези, мистика, ужасы и т.п. Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает других видам медиа, прежде всего телевидению, а также Интернету. Книги хороших современных авторов, которые могли бы читаться подростками, почти не известны как им, так и их родителям, а также учителям; школьным и, в меньшей степени, детским и юношеским библиотекарям. Во многом это связано с отсутствием лучшей и новой литературы в фондах многих библиотек. Библиотекари смогут сделать гораздо больше, если у них будет большой выбор лучших книг и периодических изданий для  юношества. В целом ситуация в чтении подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, и у подростков,  и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. Пока что он далеко не закончен и может преподнести еще немало сюрпризов. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Список литературы

1. Аскарова В.Я. Изучение читательской моды как средство совершенствования руководства чтением художественной литературы. Л.,

1984.

2.  Басюк В.С. Реализация целевого ориентира по вхождению Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года). М.: Российская Академия образования. 2018.

 

3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа  поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

4. Хафизов Д.М. Читательская активность молодежи Челябинской области:

опыт проведения исследования

 

5. Чудинова В.П.,  Шаповал С.А.. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                          Анкета  «Чтение в моей жизни»

1.  Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности):

 гулять____;     компьютер ___;    чтение____;    телевизор ____;    увлечения (хобби) _____


2.    Любишь ли ты читать? Ваше суждение:

_____ Мне нравится читать                                                                                                                                                              _____Не очень                                                                                                                                                                                   _____Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители                                                                                                         _____Ненавижу читать, скучное занятие                                                                                                                                    _____Чтение сейчас никому не нужно                                                                           

 3. Я больше люблю читать книги и статьи:

_____ на бумаге;  ______ с экрана стационарного ПК;  ______на электронной книге;_____ на экране мобильного телефона; _____ с помощью спецустройств;______ мне всё равно; _____ я вообще не люблю читать.


4. Сколько времени  уделяешь чтению книг?

5..Что из перечисленного жанрово-тематического комплекса ты реально читал?


____ Классика

____ О животных и природе

____ Про сверстников

____ Приключения, фантастика, фэнтэзи

____ Детективы, боевики

____ Стихи

____ Про исторические события

____ Научно-познавательная литература

____ Профессиональная литература

____ Книги по нетрадиционной медицине, оккультизму, йоге

____ Романы о любви, «женские романы»

____ Биографии великих людей, мемуары    

____ Эротическая литература, книги о сексе

____ Сборники анекдотов

·             ____ Религиозная литература                                                                                                                                                                                                            6. Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7. Назови своего любимого литературного героя.                 

8. Названия твоих любимых книг (2-5)        

 9. Есть ли у тебя  любимый журнал или газета (какие)?       

10.  Назови  книги, прочитанные тобой в этом учебном году.        

11. Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время снизилось стремление к чтению?                    

12. Какую роль в современной  медиасреде ты отвел бы чтению?                                                                                             а) Книга нужнее, чем компьютер. Почему?                        

       б) Книга не нужна. Почему?

 13. К чьим советам  в рекомендации книг ты прислушиваешься? Расположи в порядке значимости:  родители____; преподаватель____; друзья______;  библиотекарь_____;    средства информации____.        

14. Если читаете, то почему:          

___интересно;  ___ нравится;  ___для удовольствия; _____  от скуки; _____  время провожу; _____ забыться;  ___ уйти от реальности;  ____  полезно для развития; _____  хочу быть эрудированным человеком;   _____ задают, заставляют.

15. Я думаю, что мои родители в моём возрасте:                                                                                                                                                           ___Читали больше, чем я сейчас                                                                                                                                                       ___Читали меньше, чем я сейчас                                                                                                                                                                      ___ Читали примерно столько же                                                                                                                                                      ___ Трудно сказать, не знаю           

        16. Как часто ты читаешь:

 

Читаю регулярно

Читаю иногда

Не читаю никогда

Затрудняюсь ответить

Книги

Журналы

Газеты


17. Статьи на какую тематику интересуют вас в средствах массовой информации?

Здоровье

 

Мистика, чудеса

 

Любовь

 

Полезные советы

 

Культура, искусство

 

Мода

 

Гороскопы

 

Спорт

 

Кино, ТВ, эстрада

 

Экономика

 

Интервью со звёздами

 

Политика

 

Семья, дети

 

Туризм, отдых

 

Криминал

 

Частный бизнес, карьера

 

Сканворды, кроссворды, тесты

 

Скандалы, сенсации

 

Светская жизнь

 

Исторические очерки

 

Международные события, жизнь

 

Расследования

 

Диета

 

Строительство, ремонт

 

Социальная защита

 

Деньги

 

Эротика, секс

 

Огородничество, цветоводство

 

Письма читателей

 

Животноводство, пчеловодство, фермерство

 

 

 

Книги «на бумаге»

Журналы, газеты «на бумаге»

Тексты из Интернета, которые я читаю с экрана компьютера

Тексты, скачанные на ридер, мобильник

Трачу примерно одинаковое время на чтение бумажных и электронных текстов

Бывает по-разному

Я вообще очень мало читаю

 18. Из времени, которое я трачу на чтение, самую большую часть занимают:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опишите, пожалуйста, вашу  библиотеку.

1. Фонд: каков объем фонда и примерный его состав (кол-во томов, соотношение учебников и других изданий; наличие мультимедиа, периодических изданий для обучающихся и др.). Каковы основные проблемы, связанные с комплектованием фонда (устраивает ли оно вас?).

2. Какими источниками для комплектования фонда вы обычно пользуетесь? Какими рекомендательными источниками («навигаторами» по литературе) вы обычно пользуетесь?

3. В какой мере учитываются пожелания педагогов по приобретению для них профессиональной литературы в фонд библиотеки (методическая литература, профессиональная периодика)?

4. Предлагают ли педагоги списки литературы для расширения круга чтения своих учеников (для комплектования фонда библиотеки) по конкретным предметам, темам? Имеете ли вы возможности комплектовать разную (не только учебную) литературу согласно их предложениям и запросам? По каким предметам?

5. Технологии: техническая оснащенность библиотеки в целом, в том числевашего рабочего места (ПК и другая техника); подключена ли библиотека к Интернету; можете ли вы сами пользоваться Интернетом (со своего рабочего места), есть ли компьютеры для читателей (и сколько их имеет выход в Интернет) и др. Есть ли у вас отдельно медиатека (фонд, специальное помещение), и как вы с ней соотноситесь?

6. Оцените свой уровень владения ПК? Какими программами вы обычно пользуетесь в своей работе?

7. Регулярно ли вы сами пользуетесь Интернетом на работе (а дома?)? Пользуетесь ли вы какими-либо электронными библиотеками?

8. Есть ли сайт у библиотеки (или страница библиотеки на сайте школы)? Кто ведет эту страницу (сайт)? Кто помогает?

9. Используете ли вы Интернет для выполнения справок по запросам читателей?

1.Библиографических

2.Фактографических

3.Других (напишите каких):

10. Какие интернет-ресурсы вы рекомендуете своим читателям использовать для

выполнения учебных заданий?

1. Разные поисковые системы

2. Образовательные порталы

3. Электронные каталоги библиотек

4. Службы «Виртуальная справка»

5. Сайты библиотек

11. Обсуждаете ли вы с читателями качество материалов из Интернета?

1.Читатели спрашивают, всем ли материалам из Сети можно доверять…

2.Читатели ссылаются на мнение родителей, учителей о надежности/ненадежности сведений из Интернета…

3.Вы предварительно беседуете с читателем о необходимости критического отношения к информации вообще, о способах ее перепроверки…

12. Имеете ли вы возможность использовать Интернет во время проведения массового мероприятия?

1.Технической возможности нет

2.Сомневаюсь в целесообразности обращаться к «экрану», можно пообщаться «вживую».

3.Очень редко.  4.В последнее время все чаще

13. Какие проблемы формирования у студентов информационной культуры, с вашей точки зрения, являются сегодня самыми острыми?

14. Расскажите о своих читателях. Какова специфика их запросов?

15. Составляете ли вы сами рекомендательные списки для чтения?

16. Какие именно ресурсы вы обычно используете для этой цели?

17. Ваше взаимодействие с педагогами, администрацией, родителями, партнерскими организациями. Перечислите, пожалуйста, мероприятия, которые вы проводили совместно.

18. Какие направления работы в вашей библиотеке представляются вам особенно перспективными?

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)