Муниципальный конкурс научно-исследовательских работ учащихся
«Старт в науку – 2022»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Сивинская средняя общеобразовательная школа»
(секция социально – гуманитарных наук)
Тема работы «Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в разных профильных группах 10 классов»
Фамилия, имя, отчество участника (полностью) |
Никитина Екатерина Александровна |
Полное наименование образовательной организации (согласно Уставу) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Сивинская средняя общеобразовательная школа»
|
Класс участника |
10 |
Контактный телефон участника |
89519467003 |
фамилия, имя, отчество руководителя (полностью) |
Коняева Мария Борисовна |
место работы руководителя |
МБОУ «Сивинская СОШ» |
должность руководителя |
Учитель биологии |
контактный телефон руководителя |
89519523546 |
Сива – 2022
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1.Память
1.1. Общее представление памяти……………………………………….5
1.2. Основные процессы памяти………………………………………… 6
1.3. Классификация видов памяти………………………………………. 9
1.4. Индивидуальные различия памяти……………………………….. 13
Глава 2. Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления
в разных профильных группах 10 классов
2.1. Методики исследования индивидуальных различий памяти…… 16
2.2. Исследование индивидуальных различий памяти у учащихся 10 классов……………………………………………………………………... 20
3. Заключение…………………………………………………………….. 22
4. Список использованной литературы…………………………………. 23
5. Приложения…………………………………………………………….. 24
2
Введение.
«Без памяти мы были бы существами мгновения.
Наше прошлое было бы мертво для будущего.
Настоящее, по мере его протекания,
безвозвратно исчезало бы в прошлом».
С.Л.Рубинштейн
Среди многих способностей, которыми одарен каждый человек со дня своего рождения, одной из важнейших является память. Память играет огромную роль во всем процессе обучения и развития ребенка. Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни. Выявление возрастных и индивидуальных особенностей памяти актуально в настоящее время.
В процессе обучения в школе, учащимся приходится изучать и запоминать большой объем информации. Одним это дается легче, другим – сложнее. У некоторых ребят материал остается в памяти надолго, у других быстро забывается. Все это происходит в силу ряда причин: разного характера, темперамента, генетических способностей и т.д. Память человека, как одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначена сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Ее возможности безграничны.
Проблема: Память лежит в основе способностей человека и является условием получения знаний, формирования умений и навыков. Размах индивидуальных различий памяти весьма велик. Как они проявляются у старшеклассников разных профилей мне неизвестно, как и многим другим.
Цель работы: изучение индивидуальных различий памяти и особенностей их проявления в разных профильных группах 10 классов.
3
Гипотеза: мы предполагаем, что у старшеклассников разных профилей проявляются разные виды памяти.
Объект исследования: виды памяти
Предмет исследования: проявление индивидуальных различий памяти в профильных группах 10 классов
Задачи работы:
1.Изучить в литературных источниках информацию о процессах, свойствах и видах памяти.
2.Изучить индивидуальные различия памяти.
3.Исследовать виды памяти и особенности их проявления в профильных группах 10 классов.
4.Проанализировать и сравнить полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
1. анализ литературных данных,
2. наблюдение,
3. эксперимент,
4. анализ и сравнение полученных результатов.
4
Глава 1. Память.
1.1. Общее представление о памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни [8].
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
5
Таким образом, память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [5]. Термин “память” позволяет объединить совокупность деятельностей, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдаленные во времени, существенным образом модифицировали состояние организма [1].
1.2. Основные процессы памяти
Память заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Процессы памяти определяются особенностями жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память - это сознательная, осмысленная память.
1.Запоминание - это организация (кодирование, удержание, “присвоение”) вновь поступающей информации [3]. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности [9]. Запоминание - необходимое условие получения новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В ходе своей жизни и деятельности человек многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием.
6
По мере усложнения человеческой деятельности приходится, не полагаясь на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Из непроизвольного процесса запоминание затем превращается в особую специально организованную деятельность заучивания (т.е. произвольное запоминание) [1].
На запоминание влияют несколько факторов. Это особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой является информация, тем лучше она запоминается. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала. [9].
2.Сохранение - активное или пассивное (произвольное или непроизвольное) преобразование запомненной информации [3].Все, что успешно прошло через запоминание, вовсе не обязательно успешно хранится. Из опыта известно, что некоторые события вдруг неожиданно всплывают в актуальном воспоминании или оказывают влияние на другие когнитивные процессы. Это называется продуктивностью хранения [9]. Процесс сохранения включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется [1].
3.Воспроизведение - восстановление ранее запомненного материала. Процесс воспроизведения включает в себя процессы припоминания и воспоминания. Припоминание - произвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого. Воспоминание - непроизвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого [3]. Результаты запечатления, запоминания, заучивания могут
7
проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться [5].
4.Забывание - процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал [3]. Забыванием называют любую невозможность извлечь информацию, включая случай, когда сегодня забылось то, что вспомнится завтра. Основная трудность извлечения информации связана со структурой памяти и с большим количеством заложенного в нее материала (например, мы можем вспомнить вчерашний обед, где мы сидели и что делали, но вряд ли мы сможем припомнить обед, который был в этот же календарный день 10 лет назад).
Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не только сводится к уменьшению объёма заученного материала, но наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; в связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер [3].
8
1.3.Классификация видов памяти
Существует несколько классификаций видов памяти:
1.по характеру психической активности; 2.по характеру целей деятельности; 3.по продолжительности сохранения материала.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. [1]
Двигательная (или моторная) память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки. Все люди обладают двигательной памятью. Однако проявление ее у каждого человека происходит по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: 1) от врожденных физических особенностей организма и 2) от степени правильной выучки, упражнений, навыков. У великих спортсменов великолепно развита двигательная память.
Эмоциональная (аффективная) память — это память на пережитые чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Положительные или отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся при определенных условиях. О таком виде памяти К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о недавно пережитом несчастье, у вас есть эмоциональная память».
Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [9].
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников.
9
Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит [8].
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам.
Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ [8].
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма [8].
Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д. [9].
10
По характеру целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. (Немов Р.С.)
Если материал запоминается пассивно, без применения специальных приемов, без волевых усилий, - такая память является непроизвольной. Если ставится специальная цель запомнить, применяются соответствующие мнемические приемы, производятся волевые усилия - такая память является произвольной.
По продолжительности сохранения материала память делят на кратковременную и долговременную. (Лурия А.Р.)
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. [8]. В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок и т. п. Объем кратковременной памяти у каждого человека уникален [5]. Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления. [8].
Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация долговременной памяти может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.
11
Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами [8]. Долговременная память наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. [9].
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи [8]. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ним дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. [9]. Оперативная память по длительности хранения информации занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной [2].
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание [2].
12
1.4.Индивидуальные различия памяти
Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности и длительности сохранения, точности воспроизведения [9]. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания [2]. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти - предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал [9].
Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа, и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математическую форму и на эмоциональные переживания может быть различна. [4].
«Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей зрительная память [8].
13
Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации. Известны люди с исключительной силой памяти. Так, А.С.Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение (чужое) после двукратного его прочтения. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Композитор М.А.Балакирев мог играть на память целые симфонические произведения [9].
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти. [9].
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.
14
«Не подлежит сомнению, - писал С.Л.Рубинштейн, - что в запоминании более или менее значительную роль играют моменты». Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.
Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.е. обучения во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключается, поэтому запоминание происходит быстрее [9].
15
Глава 2. Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в разных профильных группах 10 классов.
2.1. Методики исследования индивидуальных различий памяти
Психологи выделяют три уровня памяти: [10]
Высокий - информация быстро запоминается, долго сохраняется и быстро воспроизводится.
Средний - информация запоминается медленно, сохраняется достаточно долго и точно воспроизводится.
Низкий - информация
медленно запоминается, быстро забывается, воспроизводится с ошибками.
В исследовании принимали учащиеся 10 классов МБОУ «Сивинская СОШ», которые
обучаются в 3 профильных группах: универсальной, технической и социально –
экономической. Всего 31 человек.
В исследовании использовались следующие методики:
Опыт 1. Методика «Память на образы» [10].
Эта методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция для испытуемых:
«Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».
Обработка результатов:
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество образов |
15-16 |
13-14 |
10-12 |
7-9 |
6 |
5 |
4 |
3 |
1-2 |
16
1-4 баллов – низкий уровень развития памяти; или 1-5 рисунков
5-7 баллов – среднеразвитый уровень памяти; или 6-12 рисунков
8-9 баллов – высокий уровень развития памяти; или 13-16 рисунков
Стимульный материал (Приложение 1). Рис.1.
Опыт 2. Методика «Память на числа». [10].
Диагностическая цель: определение объема кратковременной зрительной памяти на числа.
Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 12 двузначными числами в течение 20 секунд. Числа необходимо запомнить и в течение 1 минуты (после того, как таблица убрана) воспроизвести как можно большее количество.
Обработка и анализ результатов:
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. При обработке результатов, за каждое правильно воспроизведенное число, испытуемый получает 1 балл.
1-5 баллов – низкий уровень развития памяти; 6-7 баллов – средний уровень памяти; 8-10 баллов – высокий уровень развития памяти;
Выше 10 баллов – очень высокий уровень развития памяти.
Стимульный материал (Приложение 1). Рис.2.
Опыт 3. Методика «10 слов» А.Р. Лурия
Эта методика используется в качестве экспресс - диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти. Используется этот тест на слуховую память, как для детей, так и для взрослых. Испытуемым зачитывался ряд слов с интервалом 1-2 секунды. ( Машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай). Затем воспроизвести все слова, которые удалось запомнить.
17
При обработке результатов, за каждое правильно воспроизведенное число, испытуемый получает 1 балл.
10 баллов – очень высокий, 8–9 баллов – высокий, 4–7 баллов – средний, 2–3 балла – низкий уровень развития памяти.
Опыт 4. Методика "Изучение словесно-логической и механической памяти" (А.Р. Лурия) [6]
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд: |
Второй ряд: |
кукла – играть курица – яйцо ножницы – резать лошадь – сани книга – учитель бабочка – муха снег – зима лампа – вечер щетка – зубы корова – молоко |
жук – кресло компас – клей колокольчик – стрела синица – сестра лейка – трамвай ботинки – самовар спичка – графин шляпа – пчела рыба – пожар пила – яичница |
Порядок исследования.
Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
18
Аналогичная работа проводится
со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов:
от 7-10 слов - дети с высоким уровнем развития памяти;
от 5-7 слов - со средним уровнем;
от 1-5 слов - с низким уровнем.
19
2.2. Исследование индивидуальных различий памяти у учащихся профильных групп 10 классов
В исследовании принимало участие 31 человек, учащиеся 10 классов МБОУ «Сивинская СОШ» 3 профилей: универсальный – 16 человек,
технический – 10 человек,
социально – экономический – 5 человек.
После обработки данных исследования получили
следующие результаты:
Таблица 1. Индивидуальные различия памяти у учащихся универсального профиля:
|
Память на образы |
Память на числа |
Слуховая память |
Словесно - логическая |
Механическая |
Высокий |
3 (19%) |
8 (50%) |
6 (37%) |
16 (100%) |
0 |
Средний |
13 (81%) |
7 (44%) |
10 (63%) |
0 |
7 (44%) |
Низкий |
0 |
1 (6%) |
0 |
0 |
9 (56%) |
Таблица 2. Индивидуальные различия памяти у учащихся технического профиля.
|
Память на образы |
Память на числа |
Слуховая память |
Словесно - логическая |
Механическая |
Высокий |
0 |
3 (30%) |
5 (50%) |
7 (70%) |
1 (10%) |
Средний |
10 (100%) |
6 (60%) |
5 (50%) |
3 (30%) |
3 (30%) |
Низкий |
0 |
1 (10%) |
0 |
0 |
6 (60%) |
Таблица 3. Индивидуальные различия памяти у учащихся социально – экономического профиля.
20
|
Память на образы |
Память на числа |
Слуховая память |
Словесно - логическая |
Механическая |
Высокий |
1 (20%) |
1 (20%) |
3 (60%) |
3 (60%) |
1(20%) |
|
|
|
|
|
|
Средний |
4 (80%) |
2 (40%) |
2 (40%) |
2 (40%) |
1 (20%) |
Низкий |
0 |
2 (40%) |
0 |
0 |
3(60%) |
Вывод: 1.Все испытуемые обладают достаточно хорошей образной памятью (правильно вспомнили более 6 образов). Из них 3 человека (универсальный профиль) и 1 человек (социально – экономический профиль) имеют высокий уровень развития памяти (от 80 до 100%), что обусловлено их способностью более точно запоминать и воспроизводить полученную информацию. (Приложение 2). Диаграмма 1.
2.Хорошей зрительной памятью на числа обладают испытуемые универсальной и технической группы. Из них высокий уровень памяти имеют 50 % учащихся универсальной и 30% учащихся технической группы. (Приложение 2). Диаграмма 2.
3. Все испытуемые обладают хорошей слуховой памятью, но немного лучше она развита у учащихся социально – экономической группы, (высокий уровень имеют 60% учащихся). (Приложение 3). Диаграмма 3.
4.Все испытуемые обладают достаточно хорошей словесно – логической памятью (средний и высокий уровни) и более слабо развитой механической памятью, что характерно для старшеклассников, которые запоминают материал с помощью обобщенных, систематизированных ассоциаций. (Приложение 3). Диаграмма 4 и (Приложение 4). Диаграмма 5.
21
Заключение
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Проведенное нами исследование показало, что память десятиклассников по всем показателям достаточно хорошая.
Нами выявлено, что образная, слуховая, словесно – логическая памяти хорошо выражены во всех профильных группах. Механическая память имеет средний и низкий уровень развития во всех профильных группах.
Анализ обработки данных по профилям показал, что учащиеся универсального профиля имеют хорошие показатели по всем видам памяти. Возможно, это связано с тем, что они имеют склонности к изучению предметов разной направленности. Учащиеся социально – экономического профиля лучше запоминают на слух, что позволяет предположить о более частом использовании аудиального канала восприятия в процессе обучения. Хорошей зрительной памятью на числа обладают учащиеся технического профиля, возможно, они чаще других оперируют числами и фактами.
Работая над темой, мы убедились в том, что наша гипотеза: «У старшеклассников разных профилей проявляются разные виды памяти» подтвердилась частично.
Посредством теоретического изучения данной темы и ее практического подтверждения, была достигнута цель исследования: изучение индивидуальных различий памяти и особенностей их проявления в разных профильных группах 10 классов.
Работа может использоваться в качестве дополнительного материала на уроках биологии по изучению высшей нервной деятельности человека, на классных часах познавательного и практического характера.
22
Литература
1.Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.
2.Гамезо М.В. «Возрастная и педагогическая психология», 1984.
3.Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. «Основы психологии» СПб.,2001.
4. Карпова А.В. Общая психология: Учебник. М.: Гардарики, 2004.
5.Крутецкий В. А. «Психология» – М.: Просвещение, 1986.
6.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979.
7. Маклаков А. Г. «Общая психология». - СПб.: Питер, 2001.
8.Немов Р.С. Психология: Учебник. Книга 1. - М.: Владос, 2001.
9.Никандров В. В. «Психология, введение в психологию», Глава 7. Память,2007.
Интернет – ресурсы
10. Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов школьников», разработанный педагогом - психологом Бондаренко И.Ю., г. Ставрополь, 2013.
Интернет – ресурсы:
http://studopedia.ru/18_35377_chto-takoe-pamyat-vidi-pamyati-protsessi-pamyati-kachestva-pamyati-predstavlenie.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Память
https://psyera.ru/pamyat-cheloveka-1736.htm
23
Приложение 1.
Рис.1.
Рис.2.
24
Приложение 2.
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
25
Приложение 3
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
26
Приложение 4
Диаграмма 5
27
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.