Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Декабристов
город Ялуторовск
Тюменская область
ГАУ ДО ТО «ДТиС «ПИОНЕР»» (г. Тюмень)
Областной заочный конкурс
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Тема исследовательского проекта:
«Ялуторовск: малый город с большой историей»
(гид - путеводитель)
Автор: Горчаков Павел Андреевич,
ученик 5 «А» класса, 11 лет
Руководитель: Чужикова Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
2020-2021 учебный год
Содержание
Введение |
||
Глава 1 |
История города Ялуторовска |
4 |
1.1. |
История возникновения города |
4 |
1.2. |
Уникальность города и современность |
9 |
Глава 2. |
Достопримечательности города Ялуторовска |
11 |
2.1. |
Памятники культуры и сакральные уголки города |
11 |
2.2. |
Традиции и обычаи города |
15 |
Глава 3 |
Гид-Путеводитель «Ялуторовск: малый город с большой историей» |
19 |
Заключение |
20 |
|
Приложения |
21 |
|
Список использованных источников и литературы |
24 |
Введение
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
С чего начинается Родина…
Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному городу, краю. История малой Родины - это частица истории целой страны, это часть духовности, культуры, нравственности народа.
Я постараюсь рассказать то, что удалось собрать из разных источников, что услышал о нашем родном город из уст старожилов, то что лично наблюдал.
Бесспорно, без знания прошлого нет настоящего, без знания настоящего нет будущего. Знание истории дает ключ к пониманию сложных проблем современной жизни. История учит, вооружает опытом, формирует социальную память среди населения, особенно чего не хватает среди молодежи, которые предпочитают гаджеты вместе литературы.
Каждый из нас любит свой дом, свою улицу, свою семью.
Сегодня люди много путешествуют, тем более в сложившейся эпидемиологической ситуации в стране в 2020 году, путешествовать по уголкам нашей большой Родины стало актуально и интересно. И вот с этого момента мы можем говорить о появлении такого вида издания, как путеводитель. Путеводитель - это не всякое издание, которое помогает путешественнику в организации поездки. Прежде всего, это справочник, где сочетается практическая информация с культурно-историческими и прочими сведениями об определенной территории. Путевые очерки путешественников и паломников не могут быть путеводителями, так как они носят автобиографический характер. Однако в современной действительности существует жанр написания статей для путеводителей, схожий с путевой заметкой. Таким образом, мы можем сказать, что путеводитель является синтетическим жанром, который отражает культуру, историю и духовную сферу малой родины.
Актуальность проекта необходимостью знать и изучать родные места, каждый человек на свете должен знать историю своей малой Родины, историю своего народа, проживающего рядом. Выбор темы данной работы связан с тем, что у каждого человека есть своя родина. Ничто на земле не может быть ближе, чем малая родина. Еще одной актуальностью является создание современного путеводителя по Ялуторовску – малому сибирскому городку с учетом развития современной инфраструктуры города и памятников культуры до начала 2021 года, которые имеют экскурсионную и рекреационную значимость.
Объект изучения: историко-культурные уголки моей малой Родины – города Ялуторовска
Цель: разработать историко-краеведческий путеводитель с маршрутами, которые познакомят с культурой и историей, самобытностью и современностью города
Задачи:
1. Изучить историю города, традиции и обычаи города, памятники культуры;
2. Разработать путеводитель для гостей, друзей, родственников, иностранных граждан – специалистов города
3. Расширить и углубить знания о сакральных местах и достопримечательностях города через личное посещение всех уникальных уголков моей малой Родины
4. Обобщить собственный опыт по местам путешествия и бесед со старожилами города
В качестве методов исследования использовались: материалы местной периодической печати, учебно-методические и картографические материалы, Интернет - ресурсы, материалы школьной музейной комнаты школы имени Декабристов, которая была открыта в 1975 году; музейный комплекс города Ялуторовска, а также научно-популярная краеведческая литература, рассказы старожилов, собственные наблюдения, фотоматериалы из личного семейного архива.
Ожидаемый результат: по разработанному маршруту в путеводителе любой человек познакомится с особенностями местности Ялуторовска, культурой, историей, сакральными местами города.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка источников и приложения.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учащимися и учителями при подготовке к урокам географии, природоведения и краеведения, а также во внеклассной работе, во время путешествий друзей, востребованных специалистов иностранцев, гостей города, родственников из других города России.
Глава 1.История города Ялуторовска
1.1. История возникновения города Ялуторовска
Как многие сибирские города, Ялуторовск возник на месте древнего
поселения. Основание Ялуторовской слободы датируется 1659 годом.
Слобода разместилась на левом берегу Тобола между рекой Бачанкой и
озером. С двух сторон острог охраняла река, с третьей - озеро Чать, а с
четвертой протянут был двойной ров в глубину на 3 сажени (6 метров) с земляным
валом между рвами. Рвы были соеденины с Тоболом..
Первыми жителями острога были казаки - годовальщики. Но постепенно Ялуторовская слобода заселялась и крестьянами. Пограничные народы нападали на поселян, убивали и грабили. Острогу часто приходилось обороняться. Местные воеводы поощряли русских переселенцев из России, предоставляли им разные льготы - давали много земли, не облагали налогами. За свободными переселенцами шли беглые от помещичьего ярма. Местным властям было выгодно их селить. Пока беглецов опознают, они успеют срубить лес под пашню, возделать поле до вторых и третьих посевов.
Первые жители Ялуторовской слободы в основном занимались сельским хозяйством, однако, возросшее население слободы нуждалось не только в продуктах питания, но и в промышленных изделиях. Привоз из Европейской России торговыми людьми тканей, одежды, обуви, домашней утвари, изделий из металла полностью не удовлетворял запросы местного населения. Появились свои первые промыслы. Ялуторовская слобода занимала промежуточное место между торгово-ремесленными центрами - Тобольском и Тюменью, которые уже в XVI в. поднялись до уровня развитых городов Европейской России. Наибольшее распространение получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства - кожевенные, мыловаренные, салотопленные. Один и тот же человек нередко занимался одновременно и выделкой кож и переработкой сала на мыло и свечи. В каждом поселении была развита деревообработка. Производимые продукты частично продавались на местной ярмарке, а иногда вывозились на продажу на ярмарки в Тобольск, Ирбит, Тюмень. Но, находясь далеко от административных центров России, население не могло выгодно продать продукты сельского хозяйства и приобрести промышленные товары. Поэтому крестьяне в XVII - нач. XVIII вв. вели преимущественно натуральное хозяйство.
С 19 января 1782 г. Ялуторовская слобода стала именоваться городом Ялуторовск, а 17 марта 1785 года ему был дарован свой герб. Герб города Ялуторовска - "в синем поле серебрянное мельничное колесо, в знак того, что в округе онного находится многое число мучных мельниц". Верхняя часть герба - золотая пирамида с воинскою арматурою - флагами, секирами и барабанами - была общей для всех городов Тобольского наместничества и символизировала власть.
В 1790 году Ялуторовск был заселен духовными, приказными, купцами, мещанами и военными. Но основное население города составляли крестьяне. Всего жителей насчитывалось 1156 человек: мужчин - 552, женщин - 604, жилых домов было 192. В Ялуторовском уезде значилось 29 населенных пункта (2 острога, 15 слобод и 12 сел) и 37 церквей. В уезде было 2 винокуренных завода, 6 стеклодувных фабрик, 1 шляпная мастерская и 552 мельницы. Были развиты следующие ремесла и производства: малярные, медные, оловянные, кузнечные, токарные, шляпные, кожевенные, плотницкие, столярные, кирпичные, чеботные, изготовление деревянной посуды, телег и колес.
В описании города Ялуторовска за 1818-1820 гг. сказано "Город сей находится при суходонной реке Тобол на отлогом косогоре и большею частью крепком жизанноглинистом грунте. Строения онного расположены на двух верстах длины и на полверсты ширины" [1].
В городе было 4 длинных и 7 поперечных улиц. Ялуторовск украшали несколько каменных зданий - две церкви, больница, уездное училище, богадельня, один обывательский дом. Остальные строения были деревянными: уездный суд с городническим правлением (эти здания сгорели в феврале 1820 г.), земский суд, казачество, тюремный острог.
В городе ежегодно бывали две небольшие ярмарки: Сретенская и Благовещенская. На них приезжали жители из соседних городов и уездов.
21 октября 1817 года происходило торжественное открытие уездного училища. Для начала в Ялуторовске был открыт первый класс с 30 учениками. Преподавателей было два, и один из них был смотрителем (директором) училища.
По именному указанию Александра I от 22 июля 1822 года о преобразовании сибирских губерний Ялуторовский уезд был преобразован в Ялуторовский округ и вошел в состав Тобольской губернии. Город Ялуторовск был назначен окружным городом.
История Ялуторовска особенно тесно соприкоснулась с историей России через декабристов. В Ялуторовске на поселении с 1829 года по 1856 год проживали девять декабристов (В.К. Тизенгаузен, А.В. Ентальцев, В.И. Враницкий, А.И. Черкасов, И.Д. Якушкин, М.И. Муравьев-Апостол, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский, Н.В. Басаргин).
Декабристы, отбывая наказание в Сибири, продолжали добиваться своей главной цели - благоденствия России. Они развивали сельское хозяйство, торговлю, просвещение, медицину, метеорологию, юридическую службу и многое другое. В большом и малом старались сделать доброе дело для конкретного человека.
Декабристы – это дворяне, которые выдвигали идеи преобразований в России: введение конституции, отмены крепостного права, ликвидации сословий. Царь отказался сотрудничать с просвещённой и активной частью дворянства. Правительство не хотело реформ, а желало тупого подчинения и получило вместо этого революционное выступление. Дворяне объединились в тайные общества. «Северное общество» возникло в Петербурге (стенд). И «Южное общество» возникло на Украине (стенд).
14 декабря 1825 года состоялось выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Оно было подавлено царём. Николай 1 удивил весь мир жестокостью расправы над декабристами: Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьёва-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина повесили (на стенде место казни). Всего по делу декабристов было наказано 1700 человек, более 100 из них отправлены на каторжные работы в Сибирь с последующим вечным поселение там.
Жизнь декабристов на каторге в Нерчинских рудниках сродни подвигу (стенд).
После каторжные работы заменили вечным поселением в Сибири. В нашем городе на поселении проживали 9 декабристов (стенд). Они охотно занимались журналистикой, писали книги по экономике, стихи и прозу. Жестокая расправа не озлобила этих людей. Каждый стремился быть чем-то полезным Родине и нашему суровому краю.
Василий Карлович Тизенгаузен первым прибыл в Ялуторовск в 1829 году. Он посадил фруктовый сад на пустыре возле дома и являлся первым агрономом в Ялуторовске. Иван Дмитриевич Якушкин посвятил свою жизнь в нашем городе образованию детей: создал первую школу для девочек, собирал гербарий, занимался метеонаблюдениями. А.В.Ентальцев занимался медициной, лечил как самих декабристов, так и местное население. Матвей Иванович Муравьёв-Апостол увлекался метеорологией, садоводством, лечением травами. В его доме часто устраивались музыкальные вечера. Пущин и Оболенский стали настоящими адвокатами для местного населения. Н.В.Басаргин активно изучал местный край, собирал материалы о старообрядцах, быте и труде сибиряков. Он доказывал, что Сибирь нуждается в дельных и толковых, предприимчивых людях.
Вслед за своими мужьями в Сибирь последовали их жёны. Многие хотели разделить с мужьями тяготы жизни и поддержать их в этих суровых испытаниях. Лишь немногим было разрешено последовать за своими мужьями на каторгу в Сибирь (стенд).
Отправляясь за мужем, жена теряла все свои дворянские звания, титулы, не имела права брать в дорогу никакое имущество и должна была оставить своих детей. Но это не пугало настоящих любящих женщин, и они смело отправлялись в путь. И провели со своими мужьями все годы каторги и ссылки. Некоторые не вынесли тяжёлых условий и болезней, и нашли свой покой в Сибири.
Декабристы… Такими юными они уезжали в Сибирь. Те немногие, кому суждено было вернуться после амнистии, возвращались на родину седыми стариками. За свои убеждения они попали на каторгу и 30-летнее изгнание. Но они были и остаются людьми, которых нельзя не уважать. Это действительно были лучшие люди из дворян, для которых слова «польза Отечеству», «гражданский долг», «служение народу» были не только словами, но и делами. Эти рыцари свободы, отбывая ссылку в Сибири, продолжали добиваться своей главной цели – благоденствия России. Декабристы оставили о себе в Сибири добрую память.
Наш город гордится тем, что здесь жили декабристы. Их имена можно встретить на улицах города. На протяжении многих лет в нашей школе ведётся работа по изучении жизни и деятельности декабристов, проводятся беседы, экскурсии, встречи с потомками декабристов.
В разное время в Ялуторовске проживало несколько ссыльных поляков. Они были репрессированы за участие в восстании в Польше 1830-1831 гг.
В 1855 году в Ялуторовске проживало несколько человек сосланных на поселение поляков. В это время все ялуторовские поляки были сосланы за основанное в Варшаве в 1848 г. общество, которое не имело никакого политического характера: за границей печаталось много книг на польском языке, в самой Польше запрещенных цензурой. Несколько человек решили складываться и выписывать эти книги, читать их передавая друг другу. Нашелся среди них и доносчик. Их схватили, судили и заперли по крепостям, после чего сослали в Сибирь: одних на каторжные работы, других - на поселение. Поляки в Ялуторовске проживали в крайней нужде. Один из них в 1855 году нашел место учителя за 3 рубля серебром в месяц. Конечно, декабристы оказывали большую помощь этим людям.
Власть Советов в Ялуторовске была установлена в феврале 1918 года. Во время трагических событий гражданской войны город некоторое время находился в руках адмирала Колчака. 17 августа 1919 года к власти пришли большевики. В период НЭПа начали организовывать кредитные товарищества на базе частновладельческих мастерских: кожевенный завод, свечной завод. В 1921-1922 гг. была организована артели инвалидов "Равенство", которая занималась торговлей, имела столовые, подсобное сельское хозяйство. Выпускали продукцию национализированная мельница Гусевой и маслодельный завод Мясникова. Государственная экономика города начала развиваться по пятилеткам. В первый пятилетний план было заложено строительство и пуск в последнем году пятилетки Ялуторовского лесозавода и строительство завода сухого молока. В годы Великой Отечественной войны промышленность города и особенно завод сухого молока и лесозавод не только не допускали, находясь в тяжелых условиях материально-технического снабжения, снижения темпов, но, на ходу расширяя производство, увеличивали выпуск продукции для фронта.
1.2. Уникальность и современность города
Ялуторовск - город областного подчинения, центр важного сельскохозяйственного района, производящий пиломатериалы и мебель, молочные консервы и кондитерские изделия, машины и оборудование, муку, крупу и железобетонные изделия.
В Ялуторовске 6 школ, в том числе ремесленная и вспомогательная. Есть профессиональный лицей, совхоз-колледж, профессиональное училище. Они готовят специалистов для промышленности города и для сельского хозяйства района. Одно медучилище. Численность населения на 1989 составляла 37100: мужчин -17300, женщин - 19800. Но все последующие годы смертность превышает рождаемость, и численность населения уменьшается. Сегодня в Ялуторовске проживает более 40 тыс. человек.
Культура города представлена музыкальной и художественной школами, центром досуга и детско-юношеского творчества, станцией юных техников и натуралистов, Домом культуры, центром национальных культур и централизованной библиотечной системой, музейным комплексом.
Прибытие ссыльных декабристов в Ялуторовск – это начало новой истории города и нового этапа его развития. Этот момент истории отразился и на архитектуре города. В нашем городе много так называемых домов «декабристок». Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово «изба» произошло от глагола «истопить». Истопкой называлось тёплое помещение дома, отсюда и слово «истьба» (изба).
Уникальностью
города как принято его сокращенно называть «Ялта» сибирская можно выделить
следующее:
1. С верхотуры громадного колеса обозрения открывается отменный обзор города,
дальнего правобережного затоболья и большого железнодорожного моста через
Тобол. Отличная точка для съёмок фото и видео города с высоты птичьего полета.
2. В 1911 году в Ялуторовск по Тоболу стали
ходить первые пароходы, а 8 мая 1912 года в Ялуторовск
из Тюмени пришёл первый
поезд [3, 5-6].
3.По инициативе И. Д. Якушкина при содействии дальновидных кругов купечества, интеллигенции, протоиерея Сретенского собора С. Я. Знаменского были открыты прогрессивные по тем временам учебные заведения — всесословная бесплатная школа для мальчиков (1842 год) и первая в Сибири школа для девочек (1846 год).
4.Белокаменная Успенско-Никольская церковь (1872 год) рядом с кладбищем, на котором похоронены декабристы — одно из самых живописных зданий в Ялуторовске.(Приложение 3) Это самый старый храм в городе и единственная православная церковь вплоть до 2000 года.
5. Ялуторовск – один из исторических Российских городов. К 350-летнему юбилею города был построен редкостный объект туристического показа — «Ялуторовский острог». Острог площадью 0,7 гектара размещен на своем историческом месте, как это было в период его основания и начала развития поселения. Территория острога огорожена высоким частоколом со сторожевыми рублеными башнями. К острогу ведёт аллея с установленными по обеим сторонам символическими камнями, на которых высечены наиболее значимые даты в истории города от основания его в 1659 году до празднования 350-летия. (Приложение 1.)
6. Издавна Ялуторовск славился мастеровыми людьми. В ремесленных лавках-мастерских острога можно ознакомиться с традициями народных промыслов, запросто принять участие в изготовлении обереговой куклы, изделий из бисера, заняться росписью по дереву, лепкой из глины.
7. При подготовке празднования 100-летия Бородинского сражения по всей Российской империи был разослан циркуляр, которым предписывалось отыскать живых участников великой битвы. В результате в Ялуторовске был найден такой человек — Павел Яковлевич Толстогузов. В 1912 году участник Бородинского сражения был 117-летним старцем, плохо видел и слышал, но при этом, по свидетельству современников, был «достаточно бодрым [https://commons.wikimedia.org]
В Ялуторовске родились и проживали известные личности 19-21 веков: Савва Мамонтов (1841—1918) — русский предприниматель и меценат; А. И. Молотков (1916—2005) — советский и российский лингвист, фразеолог; Ирина Баржак (род. 1975) — андрагог, член Союза журналистов России; Петр Уваров (1923—1991) — генерал-майор, первый командир 7 гвардейской Режицкой Краснознаменной дивизии РВСН, начальник кафедры Ракетных войск ВПА им. Ленина.
В настоящее время на территории Ялуторовска поставлен на государственный учет 101 памятник истории культуры, в том числе 2 памятника археологии и 9 мемориальных памятников. Современный Ялуторовск сохраняет облик старинного сибирского города: целостность городского центра, планировка XVIII в., значительное число памятников архитектуры — деревянные и каменные купеческие особняки, дома-усадьбы второй половины XIX — начала XX в., а также торговые ряды и лавки, железнодорожный вокзал со станционными зданиями и водонапорной башней, памятники промышленной архитектуры — паровая мельница Е.Д. Гусевой (1911) и склад. В черте Ялуторовска сохраняется памятник природы- это «Роща декабристов». Также прекрасное живописное место.
И последней уникальностью города является культурная составляющая: выпечка самого «большого блина» на Масленицу. Ялуторовск занесен в книгу рекордов Гиннеса.
Глава 2. |
Достопримечательности города Ялуторовска
|
2.1. |
Памятники культуры и сакральные уголки города |
Ялуторовский музейный комплекс в 2008 году вышел в полуфинал конкурса «Семь чудес России» (занял 2-е место по Уральскому федеральному округу, уступив только челябинскому Аркаиму).
В городе имеются 4 объекта культурного наследия федерального значения, все они связаны с декабристами. С именем декабристов связана также единственная особо охраняемая природная территория — региональный памятник природы Роща Декабристов (79 га). Но ее еще нужно облагораживать, нужны спонсоры.В музее Ялуторовский острог в Археологической галерее находится копия древнейшей из найденных в Северной Евразии деревянной погребальной ладьи, обнаруженной в Ингальской долине в могильнике «Бузан-III» в 1996 году. Главная достопримечательность города – воссозданный Ялуторовский острог. Этот популярный туристический объект был построен в 2009 году в рамках празднования 350-летия Ялуторовска. Его постарались сделать максимально приближенным к историческому оригиналу, строили по сохранившемуся в архиве плану. Острог огорожен высокой деревянной оградой. Имеется проезжая башня и три сторожевые. На территории расположены усадьба первопоселенца, амбар, кузница, колодец журавль, подземелье. В подземелье представлены археологическая экспозиция, комната пыток, канцелярия, оружейная палата. В амбаре можно увидеть предметы быта и орудия труда. Имеются смотровые площадки, тир, чайная, выставочный зал, сувенирная лавка, ремесленные мастерские (лоскутное шитье, ковроткачество, гончарное дело, лозоплетение и роспись по дереву). На территории есть резные деревянные скульптуры, качели, карусели. Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы, свадебные обряды, а также праздники и фестивали «Сибирская масленица», «Капуста барыня», «Августовские спасы», «Поющее лето в остроге», «Красная горка», «Квасной пир – на весь мир», фестиваль Дедов Морозов и другие. В новогодние праздники тут работает резиденция Деда Мороза. Перед острогом расположена Сретенская площадь. Здесь создан сквер, в котором установлены памятные знаки с датами основных событий из истории города, а также стоит стела в честь основания Ялуторовска. Есть на площади и памятный знак в честь основания города в виде фигуры покровителя малых городов Николы Можайского. Он создан скульптором В.Н. Шараповым. Еще один памятник посвящен жертвам кулацко-эсеровского мятежа 1921 года.
Площадь названа по стоящему тут красивому Сретенскому собору. Он был построен в 1837 году в стиле русского провинциального барокко. Был двухэтажным, с шестью главами. Высота четырехъярусной колокольни со шпилем достигала 35 м. Произведением церковного искусства считался необычный иконостас Сретенского собора высотой более 11 м, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко. 14 февраля 2010 года в день Сретения Господня Сретенский собор вновь открыл свои врата. Стены храма, как и когда-то, увенчивают два больших и четыре малых купола с крестами. Высота колокольни со шпилем составляет 35 метров. Собор двухъярусный. В верхней его части размещается летняя церковь, а под ней зимняя, доступ в которую летом закрыт.
Божественная литургия в честь открытия нового храма проходила при большом стечении прихожан. Торжественная служба увенчалась колокольным звоном. Над городом продолжительное время разливался праздничный благовест.
В 1837 году, во время визита в Ялуторовск, собор посещал будущий император Александр II. А в 1846 году тут венчался декабрист, соратник Пущина князь Евгений Оболенский с бывшей крепостной Варварой Барановой. В 1908 году собор был закрыт из-за появления трещин, которые пошли в результате ошибки при закладке фундамента. Ремонт шел медленно, собор открыли лишь перед Первой мировой войной.
Интересны и музеи Ялуторовска. В 1927 году был создан краеведческий музей (ул. Революции, 75, тел. (34535) 2–01–94, 3–16–58). Он рассказывает об истории города с момента основания до наших дней. Перед входом стоит бюст первого директора музея И.Ю. Озолина. Музей расположен в построенном в 1970-е годы двухэтажном здании.
Рядом стоит деревянное здание Историко-мемориального музея Ялуторовского музейного комплекса. Размещается в доме 1795 года постройки, в котором вместе с женой 20 лет прожил декабрист, герой Отечественной войны 1812 года М.И. Муравьев-Апостол. В 1935 году при ремонте печи дома директор краеведческого музея И.Ю. Озолин нашел запечатанное в бутылку письмо М.И. Муравьева-Апостола. В своем послании он кратко описал историю дома, перечислил его жителей и закончил словами: «Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». Эта находка послужила основанием создать первый в СССР музей Памяти декабристов. Письмо можно увидеть среди экспонатов музея. Три комнаты в доме являются мемориальными – это зала, кабинет хозяина и гостиная. Экспозиции музея рассказывают об Отечественной войне 1812 года, о жизни и деятельности декабристов. Неподалеку, в бывшем особняке купца С.К. Воробейчикова начала XX века, в 2000 году был открыт музей «Дом природы» (ул. Революции, 54, тел. (34535) 3–25–58). Музей включает экспозиции «Следы прошедших эпох» (находки с поймы реки Тобол), «Хищники наших лесов», «Обитатели водоемов», «Деревенская завалинка», а также экспозицию под открытым небом «Экологический двор». Если войти за ограду, то увидите небольшой двухэтажный деревянный дом декабриста И.Д. Якушкина. Он был построен на рубеже XVIII-XIX веков, принадлежал мещанке Ф.Р. Трапезниковой. Дом перенесен на территорию музея в 1950-е годы. Дом срублен из крупного кондового леса по типу старинного пятистенка, покрыт высокой тесовой кровлей «колпаком». Якушкин прожил в этом доме 18 лет. На первом этаже размещена экспозиция «Мещанский интерьер ХIХ века», а на втором воссоздано жилище Ивана Дмитриевича Якушкина. Мемориальные дома М.И. Муравьева-Апостола и И.Д. Якушкина являются памятниками исторического и культурного наследия федерального значения.
Перед вокзалом раскинулась площадь Декабристов. На ней расположен мемориальный комплекс памяти декабристов. В центральной части композиции возвышается стела с устремленными вверх мечами, которые держат скованные цепями руки. На постаменте приводятся строки поэта и декабриста А.И. Одоевского: «К мечам рванулись наши руки, но лишь оковы обрели». По бокам стоят бюсты девяти декабристов, находившихся в ссылке в Ялуторовске в 1829-56 годах. Портрета одного из них – В.И. Враницкого – не сохранилось, поэтому его образ был воспроизведен по словесному описанию следственной комиссии. Автор памятника – скульптор В.Е. Матросов. Он известен тем, что в составе группы Е.В. Вучетича работал над созданием монумента на Мамаевом кургане в Волгограде.
В Ялуторовске чтят имя российского мецената и крупного промышленника Саввы Мамонтова (1841-1918). Он родился в этом городе и провел тут детские годы. Перед зданием детской школы искусств (ул. Ленина, 44) стоит памятник Савве Мамонтову. В городе проводится ежегодный фестиваль народного творчества им. С.И. Мамонтова.
Около КДЦ «Юбилейный» можно найти памятник генералиссимусу А.В. Суворову.
По другую сторону от здания стоит памятник основателям Ялуторовска П. Ульянову и Е. Гилеву. История их такова.
После разгрома дружиной Ермака войска хана Кучума и основания первых русских городов за Уралом – Тюмени и Тобольска – появилась необходимость создания надежного оборонительного пояса по рекам Тоболу и Исети, а потом – Ишиму. Кочевники, отступившие в степи, то и дело совершали опустошительные набеги. Надо было наладить производство продуктов питания для увеличивающегося населения, и прежде всего – хлеба. Завозить продовольствие из Европейской России – дело хлопотное. Переселенцы нуждались в пахотных плодородных землях. Недаром же во многих исторических хрониках слово «слобода» в названии поселений предшествует слову «острог», поскольку оборонительные их функции были вторичны. И приходилось высылать на подмогу вооруженные отряды.
Тюменские пашенные крестьяне Елисей Гилев и Петр Ульянов (именно в такой последовательности они чаще всего упоминаются) отправились по приказу воеводы «досматривать» земли для образования новой государевой слободы. Судя по документам, это были опытные и знающие свое дело первопроходцы, «которым пашенные и всякие земли в обычай». Облюбовали они под будущее поселение место брошенного татарами и пришедшего в запустение Явлутур-городка. Выгоды налицо: сохранившееся укрепление, водные преграды, богатые дичью и рыбой угодья, обилие плодородных земель. Издревле здесь проходили караванные пути из Бухары и Хивы в столицу Сибирского ханства – Искер и на Казань и Уфу. Полноводными в ту пору были Тобол и Исеть.
Эти преимущества детально изложены в известной отписке тюменского воеводы Федора Веригина царю Алексею Михайловичу (1659 г.). С этой даты и ведет отсчет истории Ялуторовск. Хотя существует и другая точка зрения. Дело в том, что царский Указ, предписывающий начать застройку слободы и острога, за подписью дьяка Семена Румянцева, был издан двумя годами позже – в 1661-м. Первые переселенцы строили укрепленные городки на свой страх и риск, повинуясь жажде открытий. Не дожидаясь официального разрешения. Так поступили и Гилев с Ульяновым. Доложив воеводе о своих изысканиях, они приступили к освоению территории. А дел было много. Надо было в кратчайшие сроки восстановить систему оборонительных укреплений – надежную защиту от набегов кочевников, привлечь переселенцев с других мест, размежевать и отвести землю под дворы, огороды, пашню, сенные покосы, наладить сбор денежных и хлебных доходов в государеву казну за счет десятинной пашни.
Людмила Афонасьева в связи с этим пишет: «…удивляешься практической смекалке Е. Гилева и П. Ульянова. Природа наделила их и большими организаторскими способностями. Одновременно им приходилось быть и военачальниками, формируя гарнизон, обеспечивая оружием и пушками, следя за бдительностью караульной службы, ведя бои со степняками, организуя защиту мирного труда; и строителями, возводя оборонительные сооружения, жилье и дороги; и крестьянами, поднимая целинные земли, выращивая хлеб и скот. А главное – они были руководителями крестьян-поселенцев» [2].
В архивах сохранилась жалоба царю другого тюменского воеводы А. Кафтырева на действия слободчиков: «Твоих великого государя тягловых людей посадских и пашенных, и оброчных крестьян, детей и братьев, и племянников подговаривают.., к себе подзывают, чтоб им в новой слободе быть на льготе». Этой жалобе царские чиновники не дали ход. Необходимость быстрого освоения новых земель перевесила.
Слободчики частенько играли с огнем, шли на риск. Любая ошибка могла стоить им головы. Им строжайше запрещалось привлекать на жительство воров, «бражников» (пьяниц), «зернщиков» (игроков), беглых. А поди их разбери в нескончаемом людском потоке… Подбирая людей, Гилев и Ульянов полагались на собственный опыт, лишь собирая с них «поручные записи» – обязательства постоянно жить в слободе, пахать десятинную пашню и после льготных лет.
Удивительно и другое. Осваивая новые территории для России, слободчики не могли рассчитывать на помощь из государственной казны. Сохранился документ, датированный 1668 годом, в котором они сообщали о строительстве слободы, выражаясь по-современному «хозспособом», и о том, что расчет за выполненные работы вели из собственных доходов. Видать, деньги у них водились. В одной из челобитных о своем социальном положении они отмечали, что «животом и прожитком в пашенных крестьянах первые люди».
Их статус изменился в 1668 году, когда в слободу был назначен приказчик, тобольский боярский сын Иван Аршинский, которому Гилев и Ульянов передали дела. Управление крупным поселением перешло в ведение представителя государства. Что же касается слободчиков, то с потерей этой должности они лишались льгот и земли. И они направили царю очередное прошение жить в слободе вместе со своими детьми в «простых, потому что мы холопы ваши людишки старые ваши государевы службы служить ныне не можем».
В 1669 году Петр Ульянов умер. Его друг и соратник взял на себя обязательства помогать семье. Елисей Гилев обратился к царю с новой челобитной – зачислить родичей Ульянова в беломестные казаки, чтобы освободить их от повинностей. Что стало дальше с ними, неизвестно.
Памятник Юлии Друниной. Юлия родилась в Москве и еще в школе начала писать стихи, отмеченные на творческих конкурсах. Десятиклассница Юлия Друнина, призванная на рытье окопов под Можайском, вскоре оказывается в действующей армии санинструктором. Во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Выйдя из окружения, поехала к семье в поселок Заводоуковск, где были в эвакуации ее родители. После смерти отца, в 1942 году будущая поэтесса в 17-летнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину при районном обществе Красного Креста Ялуторовского военкомата. В 1943 году Друнина была тяжело ранена. Свое первое стихотворение о войне Юлия Друнина написала в 1943 году, в госпитале. После лечения воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боев была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. В победном 1945-м вышел в свет ее первый сборник. В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР. В августе 1991 года (во время ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года.
В районе школы имени Декабристов открыли мемориал 1276-му стрелковому полку, сформированному в Ялуторовске в 1941 году. 8 сентября 2020 года состоялось торжественное открытие.
Все достопримечательности в лице памятников не опишешь в тексте, но краткую историю можно прочитать на них самих. Для этого я и создал гид-путеводитель, чтобы не пропустить сакральные места города, и не обделить историей каждый памятник, который имеется в черте нашего города [10].
2.2. Обычаи и традиции города Ялуторовска
В каждом городе есть свои обычаи и традиции, которые из покон веков живут в истории города. Это связано может быть с разными аспектами жизни города. Хочется немного рассказать, как это было у наших ялуторовчан в 18-19 веках.
Были избы. Главным местом в доме занимала печь. В печи готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети. В печи люди раньше даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А ещё в печке сжигали сор – по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также русская печь – прекрасное средство от простуд и других заболеваний. С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А ещё, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Из блюд у русских главной едой после хлеба была каша пшённая, овсяная, пшеничная. Она была вкусна как горячая, так и холодная. В экспозиции есть предметы, без которых не обходилась ни одна хозяйка. Это ухват, чтобы вытаскивать из печи чугунок. Хлеб из печи вытаскивали с помощью специальной лопаты.
Чем больше была печь, тем больше от неё было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». По диагонали от неё находился красный, или святой угол. Здесь располагалась икона, висела лампада. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почётных гостей.
Все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было очень много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались деревенские посиделки. А с приездом декабристов - « Декабристские вечера» стали проходить, что стало доброй традицией жителей и города по сегодняшний день. Ялуторовск – город Декабристов.
Каждый в семье выполнял свою работу: мужчины трудились в поле, по хозяйству, делали мебель, посуду, плели лапти. Женщины вели домашнее хозяйство, занимались рукоделием, ткали, воспитывали детей.
Избы в строй России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. Для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мёртвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадёт «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрёстке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и уничтожить хозяев дома. В стене иди в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же всё было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой – его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было непросто. Н о в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.
Напротив красного угла располагался печной, или бабий угол. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили. На полках хранили посуду, таких полок в доме было очень много. Кстати, посуду тоже делали люди сами.
Главным предметом мебели являлись лавки – они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу. В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранили наряды девушки-невесты.
В коллекции школьного музея хранится несколько разнообразных утюгов. Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифлёной доской – рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги.
Другой доброй традицией нашего года является - выпечка самого большого блина на Масленицу, гуляние широкомасштабное, пляски, игры. Это целое представление для детей и взрослых. (Приложение 1.)
Огромный блин запустил тренд на гигантоманию. Теперь Ялуторовск столица всего большого, Агентство туризма и продвижения Тюменской области даже придумали слоган - «Малый город больших людей». Население Ялуторовска - всего 40 000 человек, но это родина людей, известных на весь мир, а если здесь берутся что-то сделать, то с душой и размахом. Помимо трехметрового блина, город известен фестивалем «Ялуторовская гигантомания». Чем только не удивляли гостей местные производители: 200-килограммовый торт, шестиметровая колбаса, огромных размеров манник и рыбный пирог, большое мороженое. В этом году обещают производители приготовить 90 кг пельмень.
Обычаем нашего города является - высадка именных деревьев на семейные аллеи. Обычно деревья высаживают наши выпускники школ и знаменитые гости города, как память о его посещении. Также это не просто семейная память «деревцу» - это облагораживание города, приобщение молодежи к сохранности природы и культурных ценностей города Ялуторовска.
Также есть традиции и в культурно-речевом аспекте. Ялуторовчане всегда приговаривают дополнительную вставку – слэнд «аха», что придает национальный речевой колорит, и сразу режет слух и остается в памяти гостей города.
Еще нельзя не рассказать об одной традиции нашего города – это город «миллиона цветов». Все отдыхающие здесь всегда поражены цветущим его состоянием летом, осенью, весной. При въезде в город сразу видны клумбы из цветов, вдоль улиц, домов, аллей, зданий, организаций – все украшено цветами.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. А традиции и обычаи остались и сохранились по сегодняшний день. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что всё, о чём вы узнали сегодня, останется в душе у каждого из вас!
Глава 3. Гид –Путеводитель «Ялуторовск: малый город в Сибири с большой историей»
Путеводитель (или гид) — печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. Используются туристами для лучшего ориентирования в незнакомой местности, маршрутам осмотра достопримечательностей описываемой местности, содержащее сведения о стране, регионе, городе, туристском маршруте. В нашем случае этот путеводитель может быть использован как для родственников, гостей города, для краеведческих уроков, для иностранных граждан.
(Приложение 2)
Заключение
Если вы хотите узнать историю города и сакральные места Ялуторовска, маленького сибирского городка, то предлагаю вам пройти этот маршрут по гиду –путеводителю для культурного туризма. Это самое подходящее место для вас, захватывающее путешествие в мир небывалой природной красоты и истории с ее традициями и обычаями.
Основной идеей данного проекта это создание интересной, содержательной, общественно значимой и практической деятельности с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта, личного практического вклада каждого в дело изучения родного края через Гид- путеводителя от начала города до концв, от истории первого памятника и до вновь открытого в 2020 году «Ялуторовск: малый город в Сибири с большой историей».
Хочется заметить, что по истории Ялуторовска и его мемориальным памятникам нет единого обновленного издательства, даже электронные сайты не обновлены, поэтому считаю нужным поставить себе в будущем следующую задачу - издать обновленный хотя бы буклет- путеводитель по нашему городу с вновь открытыми памятниками культуры и сакральными местами. Ведь 2021 год обещает еще много открытий и новшеств.
Изучение и открытие новых мест родного края увлекательное, а главное, полезное занятие. Одно дело смотреть на карту, совсем другое увидеть местность своими глазами. Нас окружают леса, болота, родники, озёра. И знание таких мест составляет определенную долю в нашей системе ценностей. Многие люди проводят всю жизнь в одном и том же месте, ходят по одним и тем же улицам и совсем не задумываются, насколько им все это дорого. Я не знаю, что ждет меня впереди. Скорее всего, я уеду куда-нибудь учиться, может быть, останусь там жить. Но в сердце всегда будет любовь к моей малой Родине- городу Ялуторовску.
Приложени1. Обычаи и традиции ялуторовчан
Приложение 2. Гид-путеводитель собственной разработки «Ялуторовск: малый город в Сибири с большой историей»
Приложение 3. Красоты города.
Список использованных источников и литературы
1.Родного города черты. – В.Д.Зимнев, П.К.Белоглазов и д.р. ООО «Экспересс-Дизайн», Ялуторовск, 2009г.
2.Бурлаков Т.Г. Летопись от Елисея Гилева и Петра Ульянова до наших дней.
3. https://www.komandirovka.ru/sights/yalutorovsk/
4. Ялуторовск // Историческая энциклопедия Сибири. http://irkipedia.ru/content/yalutorovsk_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009
5. http://yalta-kprf.narod.ru/faq/histori.htm
6. Туров С. Материалы к истории Ялуторовского острога // Лукич. 2000. Ч. 1. С. 135—140.
7. Г.Ф.Шаранов-Куцев. Больша Тюменская энциклопедия. – Тюмень , 2004 г.
8. А.Г.Болотова. История города Ялуторовска с древнейших времен. Г. Ялуторовск, 1997 г.
9. А.Соханский. 400 лет дома Романовых. Декабристы в Сибири.
10.https://yandex.ru/maps/11178/yalutorovsk/category/monument_memorial/137236877779/?ll=66.281415%2C56.649319&sll=66.281415%2C56.649305&z=13
Источники:
1. История
Сретенского собора. http://yalutorovsksobor.cerkov.ru/?p=815
2. Личные записи из бесед со старожильцами
3. Личные и семейные фотоархивы города
4. Н.А.Абрамов. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский, 1757-1768 г. (рус.) // "Странник", ежемесячный духовный журнал. — Санкт-Петербург, 1868. — Ноябрь (т. Книга 11, № Отд. 1). — С. 61.
5. Абрамов Н. Город Ялуторовск с его округом // Тобольские губернские ведомости. 1864. № 25-29.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.