Объект исследования – шахматы.
Предмет исследования - математические задачи, связанные с шахматной доской и шахматными фигурами.
Цель работы: выявление закономерностей и связей между шахматами и математикой.
Задачи:
1. Провести анкетирование с целью выяснения популярности шахмат среди обучающихся 2 классов.
2. Изучить научную литературу по данному вопросу.
3. Найти связь между шахматами и математикой.
4. Разобрать на примерах, в чем заключается эта связь.
Легенды и история возникновения шахмат
Одна из самых древних и увлекательных игр – шахматы. Она известна в любом уголке земного шара, поэтому в мире есть десятки ее вариаций. Это не просто игра, ведь шахматы давно являются видом спорта и искусства. Шахматную разметку используют практически во всех сферах жизни, а алгоритм игры применяют в научных целях. Но где же находится ее родина и кто ее придумал? Однозначного и правдоподобного мнения до сих пор нет.
Первая версия. Шахматы появились в Индии где-то в VI веке н. э.
Вторая версия. Когда-то 4500 лет назад прототипом современных шахмат стала игра, которую придумал грозный царь Месопотамии Раван для своей любимой жены Мандодари.
Древние игры на досках
Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии.
Чатуранга- это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке.
Шахматы на руси
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии
Сила и ценность фигур.
Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.
Король – это особая в шахматах фигура. Шахматный король бесценен.
Используя эти знания можно составить математические равенства.
Математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают ребятам развивать логику, внимание. А в жизни шахматы учат нас планировать свои действия и поступки наперёд. Я стала усидчивее, самостоятельнее и могу составить план действий на день и на неделю.
В самом начале своей работы я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь. Шахматы - это очень увлекательная, настольная игра для интеллектуалов. Я обязательно буду продолжать заниматься шахматами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.