Романтизм
(франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.
К основным особенностям романтического стиля надо отнести:
Идеализация классического искусства Древнего Рима
Стремление художников противопоставлять действительности прекрасную мечту
Французские романтики использовали формулу прорыва из ада смерти в бессмертие Свободы или в Надежду.
Делакруа Эжен
(1798–1863) французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве.
Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.
Автопортрет
Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
Реализм
( фр.- вещественный)
Направление в искусстве в основу которого положен принцип жизненной правды
Самое непосредственное, крайнее выражение реализма- натурализм
Большую группу составили художники, устремленные к новым средствам художественного выражения, — Эдуар Мане, Огюст Роден и другие. Мане был в числе активных участников «Салона отверженных» — выставки произведений, отвергнутых официальным жюри в 1863 году и вызвавших скандальные нападки со стороны буржуазной критики.Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, одухотворение природы.
Интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. использовали фрагментарные, реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур.
Противоречие между господствующей буржуазной культурой и культурой демократической, обозначившееся с первых шагов утверждения капиталистического общества, в последней трети 19 века стало необычайно резким и обостренным.
Под покровительством официальных буржуазных кругов пышно расцвело салонное искусство, в котором побеждает красивость, светская утонченность, любовь к занимательным и игривым сценам. Оно прославляло буржуазные и монархические режимы либо уводило в мир античных легенд и аллегорий, утративших гражданственную доблестность классицизма, вызвавших появление различных вариантов слащавых «венер» и «истин».
Последовательное развитие реалистической демократической культуры и ее подъем на новую социально-эстетическую ступень были обусловлены формированием пролетарской идеологии, революционным движением рабочих.
Эдуард Мане
(1832- 1883) — французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.
Мане в своих произведениях сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.
Автопортрет с палитрой
«Завтрак на траве»
Мане выбирает для "Купанья" прямо-таки монументальные размеры: 2 метра 14 сантиметров х 2 метра 70 сантиметров. Его персонажи ничего не "рассказывают". Смысл их существования состоит лишь в том, чтобы служить основой для мелодии красок, то нежных, чуть "журчащих", то светлых, острозвучных нот, паузы меж которыми насыщаются молчанием и покоем. Четко очерченные силуэты согласуются в двумерности холста и принимают на себя самые сильные тональные сочетания. Вибрирующее интенсивными и контрастными аккордами, произведение это - живопись и только живопись.
Явившись громадным переломом в искусстве, "Завтрак" открывает живописи головокружительное будущее. По привычке, идущей еще со времен Курбе, снабжать этикеткой "реализм" самые смелые живописные произведения Мане квалифицируют как реалиста. Но слово это столь мало ему соответствует, что один из приверженных "реализму" критиков, Кастаньяри, испытывает потребность придумать новый термин: термин этот - "натурализм".
Импрессионизм
(от фр.- впечатление)
Художественное направление в искусстве последней трети 19 века
Отличается:
Стремлением передать сиюминутное переживание, духовное движение
Передача впечатления от предмета важнее изображения самого предмета
Принцип фрагментарности проистекает из самого метода опоры на ощущения и впечатления от мира.
Клод Моне
Моне Клод Оскар (1840-1926), французский живописец.
Один из основоположников импрессионизма, в своих картинах художник Моне со второй половины 1860-х годов стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы.
Автопортрет в берете
Следуя импрессионистической манере, художник стремится передать различную степень освещенности одних и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры. Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
Неоимпрессионизм
( фр.- новое впечатление)
течение в живописи, возникшее во Франции около 1885
приложение к искусству современных открытий в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета;
плоскостно-декоративное решение композиции в многофигурных картинах-панно
Жорж Сёра
Сера Жорж Пьер (1859 - 1891), французский живописец и график.
Изучая законы цвета и света, оптические эффекты, Сёра пытался создать научную основу для решения колористических, световоздушных и пространственных задач.
Разработал живописную технику дивизионизма, письма мелкими точечными мазками чистого цвета.
Постимпрессионизм
(от лат. post -после и импрессионизм) - собирательное название основных течений французской живописи конца 19 – начала 20 веков.
Общее название различных художественных течений в живописи характеризующее поиск новых выразительных средств
Способ перехода от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению ее длительных состояний.
Поль Сезанн
Сезанн Поль (1839-1906), французский живописец, мастер пейзажа, натюрморта.
Принципиально расходясь с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров.
Роден Oгюст
(1840—1917) знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.
Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела.
Мыслитель -По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии», изображая Данте, создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца.
После одержанной в 1346 году победы при Крени английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Эдгар Дега
Дега, Эдгар (1834-1917), французский живописец, график и скульптор.
Свежесть, непосредственность и динамичность работ художника сближает их с искусством импрессионистов.
Основой его творчества является изображения современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений.
Автопортрет
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.
Винсент Ван Гог
Ван Гог Винсент (1853-1890), голландский живописец, самая импульсивная личность, обогатившая изобразительно искусство элементами интуиции. Испытав влияние импрессионистов, как и П. Сезан, В. ван Гог так же не пользовался их достижениями, следовал дальше по пути интенсивности цветов, их большей самостоятельности и энергии.
Автопортрет
Ван Гог больше всего времени уделял пейзажной живописи, но городские виды у него вызывали совсем другие чувства: он везде в первую очередь видел не архитектурную стабильность, а движение. Сравнительно с импрессионистами, его цвета более сильные, острые и яркие, однако натуральные. К сожалению, в творчестве ван Гога не осталось того, что важно в искусстве импрессионистов – чистого впечатления, поверхностного восхищения блеском и яркостью внешнего мира.
Цель творчества Ван Гога – цветами и чёткими мазками выразить суть предметов, увековечить не то, что случайно, а то, что типично. Поверхность полотен равномерно интенсивная, иногда большие цветные площади обведены живым, неспокойным контуром.
В поздних работах художника близкая, знакомая красота природы приобретает угрожающий, беспокойный вид, хотя колорит остаётся звонкий. Появляется экспрессивная деформация форм, усиливающая драматическое настроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.