«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
(по творчеству Олега Митяева)
(Филология)
Исследовательская работа
Содержание
Содержание…………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Авторская песня ………………….…………………………………….....5
Глава 2. Особенности поэтического мира Олега Митяева…………………..…...7
Заключение………………………………………………………………….….......12
Список литературы……………………..……………………………………….....14
Приложение 1 ……………………………………………………………………...15
Приложение 2 ……………………………………………………………………..18
Введение
Лето — это маленькая жизнь.
Жизнь, в которой не было ни дня фальши,
Вряд ли кто-то знает, что дальше…
(Слова из песни Олега Митяева)
Во все времена поэты и писатели помогают раскрыть в людях их лучшие качества, учат добру, чести и справедливости, помогают отвлечься от собственных проблем. В трудный период моей жизни по радио я услышала песню Олега Митяева, и эти слова запали мне в душу. Каждый его текст – это отдельная история человеческой жизни и настоящая кладезь мудрости. Слушаешь песни Олега Митяева, у костра или дома у окна, и сразу на душе становится легко и радостно, уходят все невзгоды и печали.
Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» стала одним из гимнов бардовского движения. Любовь к своему родному Челябинску Олег Митяев несёт через всю жизнь и периодически возвращается в свой город, чтобы подышать его воздухом и походить знакомыми улицами. Со слов Митяева, ему часто снятся сны о его детстве, его дворе. Счастьем он считает то, что человек живёт на белом свете, любит свою малую и большую Родину. А любовь к Родине начинается с любви к своей семье, родному дому, городу и его жителям. Бывают люди, в душе которых уже с рождения заложены семена добра, великой духовной нравственности и поэтического дара. Ощущением счастья и красоты мира наполнены жизнь и творчество нашего земляка - Олега Митяева. Поэта волнует всё, чем живет родной город, всё, чем живет страна и ее жители.
Тема исследования «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» выбрана неслучайно. Она является актуальной в наше непростое время, когда люди всё чаще сталкиваются с непониманием и разочарованием, внутренней пустоты при кажущемся внешнем комфорте.
Интерес к авторской песне среди людей разных возрастов высок. Однако вопрос об определении места авторской песни в системе поэтических текстов, а также процесс поэтизации слова в тексте песен авторов-исполнителей изучен недостаточно.
Актуальность исследования определяется и новизной языкового материала, взятого для анализа. Это тексты песен автора-исполнителя Олега Митяева, которые являются малоизученными в литературоведческом плане. Новизна исследования заключается в выявлении процессов поэтизации, которые являются главным средством создания образа лирического героя и основным признаком авторской песни.
Гипотеза - предположим, что поэтический мир песен Олега Митяева - нашего земляка интересен и поистине уникален.
Объект исследования – изобразительно-выразительные средства языка и процессы поэтизации слова в речи, с помощью которых создаётся образ лирического героя.
Предмет исследования - словесные тексты песен Олега Митяева.
Цель работы: выявить особенности поэтического мира Олега Митяева.
В процессе работы выдвигается ряд задач:
1.изучить жанр авторской песни, понятий «лирический герой» и «поэтизация»;
2.исследовать словесные тексты песен Олега Митяева и выявить в них особенности использования изобразительно-выразительных средств языка для создания образа лирического героя;
3.сделать обобщение и выводы.
Методы исследования: изучение текстов песен Олега Митяева; сбор информации по авторской песне, поэтике и лирическому герою; консультация учителя; обработка информации; подготовка и написание исследовательской работы.
Глава 1. Авторская песня
Авторская песня занимает значительное место в культурной традиции и истории искусства как особая форма текста, она представляет собой единство трёх элементов: словесного (вербального), музыкального и «интонационного». Вопрос об определении места авторской песни в системе поэтических текстов, а также процесс поэтизации слова в тексте песен авторов-исполнителей изучен недостаточно в литературоведении. Между тем интерес к авторской песне постоянно растёт.
Песня предшествовала рождению всех поэтических жанров, являясь их общим источником. Некоторые исследователи (А. Веселовский, А. Городницкий) считают, что устное народное творчество и «Слово о полку Игореве» являются предпосылками появления авторской песни. В начале 40-х годов были написаны песни, имеющие непосредственное отношение к данному жанру: «Бригантина» (П. Когана – Г. Ленского), «Барбарисовый куст» (Н. Моренца), «Глобус» (М. Львовского – М. Светлого) и другие. [1]
Социальные процессы в 50-60-ые годы ХХ века в обществе повлияли на изменение культуры в целом, создали основные предпосылки для становления и развития авторской песни. В эти годы авторская песня развивается сразу по нескольким направлениям: «туристская» («костровая»), «студенческая». Песни исполняются повсеместно, существуя в нескольких «народных» вариантах, их авторов практически не знают.
С середины 80-х годов начинается «второе рождение» авторской песни; по всей стране проходят многочисленные фестивали, слеты и сольные концерты бардов, появляются публикации в прессе, выходят пластинки и кассеты со сборниками песен. Авторская песня становится «личностной», происходит «передоверие чувств и мыслей людей одному человеку – исполнителю, который часто оказывается и автором». В 90-е годы возникают «театральные» направления (Е. Камбурова, В. Луферов), различные творческие ассоциации. Однако авторская песня не уходит в историю, а ищет новые формы в соответствии с новыми социальными условиями, к которым она всегда умело приспосабливается.
Понятие «лирический герой»
Авторская песня может быть отнесена к поэтическому типу текста. И как в любом поэтическом тексте, главным художественным образом песни является лирический герой. Лирический герой – это образ героя в лирическом произведении, его переживания, мысли и чувства. Он не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.
Лирике свойствены обобщение и художественный вымысел. Чем более талантлив поэт, тем богаче его духовный мир; чем более глубоко он проникает в мир переживаний и других людей, тем больших высот достигает и в своем лирическом творчестве. В сознании читателя и слушателя создается законченный образ – переживание, образ духовного мира человека. Так возникает образ лирического героя.
Понятие поэтизации
Для создания образа лирического героя автор использует разные изобразительно-выразительные средства языка, а также поэтизацию слова. Поэтизация определяется как явление, связанное с процессом расширения семантики (лексического значения) слова, с развитием его образности. Ведущим признаком поэтизации в авторской песне является расширение исходного значения слова в тексте, развитием символического характера слова, придание слову эмоционально-экспрессивной окраски.
Например, слово гитара. Этот музыкальный инструмент стал неотъемлемой частью автора-исполнителя. И слово стало основной единицей в текстах данного жанра. Барды создали уникальный образ человека, для которого гитара не просто инструмент, а средство для передачи своих мыслей и в этом качестве своеобразное оружие против всего грязного, лживого, пошлого и бездуховного.
Гитара составляет одно целое с лирическим героем: «Ты такой же почти, и гитара та// А я слышал: гитара врала, // И слова были лживыми» (О. Митяев).[2]
Глава 2. Особенности поэтического мира Олега Митяева
Олег Митяев говорит о себе, что он больше лирик, чем романтик. Романтик создает придуманный мир, а лирик принимает мир таким, какой он есть. «Лирики – это те, кто поэтизирует окружающую действительность. Мне это очень близко», – писал бард.
Поэтому лирический герой в песнях Олега Митяева предстает человеком, поэтизирующим мир. Примером может служить песня «Остров». Уже само название представляет собой метафору. Грушинский фестиваль, по мнению автора, это остров в океане жизни. Океан жизни – это стихия, которая приносит человеку страх, неуверенность в себе и различные негативные чувства. А фестиваль и Грушинская поляна, которые десятки раз собирали любителей авторской песни, – это то место, где человек чувствует себя талантливым, нужным, уверенным в своих силах. Здесь проявляются лучшие чувства: забота, взаимопонимание, любовь.
Мой кострами согретый остров,
Неси нас морем пустых скитаний…
Сюда тянется душа, здесь живут лучшие мечты, здесь каждого поймут и согреют теплотой своего сердца.
И вновь на возвышенность Среднюю русской земли
Слетятся озябшие люди сквозь дождик слепой.
Автор подготавливает слушателя к восприятию главной мысли песни: самое важное в жизни, то, ради чего человек живет, – это любовь, доброта и взаимопонимание, то есть то, что согревает наши души. Особую роль в осмыслении песни играет слово «костер», которое поэтизируется автором. В песне костер является символом душевного тепла.
Лирический герой Олега Митяева часто воспринимает мир контрастно. В песне «Остров» «гриппозную зиму» сменяет «июльская теплынь»:
Гриппозной зимой проморозило землю насквозь
И кажется, что не закончится этот январь.
Чтобы подчеркнуть значимость этого «острова» для лирического героя, Митяев преувеличивает масштабы «оледенения»:
Но тронется лед межпланетный и в снежной пыли
Земля повернется к светилу другой стороной.
Наполнится воздух озоном самарской грозы,
Ветра раскачают люцерну в полях и полынь.
И запахи все возвратятся, и прошлого дым
Насквозь пропитают июльскую эту теплынь.
Связующим звеном противоположных частей в песнях уральского барда является категория времени: развернутая метафора («Сломалась в будильнике времени хрупкая ось») и олицетворение («Худеть перестал на стене отрывной календарь»). Категория времени играет важную роль в создании образа лирического героя, особенно в передаче его настроения. Лирический герой, стараясь избавиться от душевной боли, отдает себе приказ:
На осколочки печаль свою разбить, разлюбить,
Не встречаться, постараться к Рождеству позабыть.
В значении повелительного наклонения выступает неопределенная форма глагола. Используя этот прием, Олег Митяев поддерживает решение лирического героя расстаться с прошлым, чтобы избавиться от тоски. Устанавливается даже конкретный срок – Рождество. И только «миг между прошлым и будущим» соединяет всё. Этот миг у лирического героя равен одному взгляду, одному шагу, но вбирает в себя всю жизнь.
Все забыть, смотреть в глаза и больше не спешить,
И за этот миг совсем недолгий жизнь прожить,
Шаг шагнуть в дверной проём, и перестать дышать.
После «печального вдоха» обязательно нужно вдохнуть, для того чтобы продолжать жить. И поезд, который «еще чуть-чуть и тронется», является символом жизни.
Каждая песня – это фрагмент жизни лирического героя. И необходимо иметь талант, чтобы запечатлеть мгновение, всколыхнувшее в душе сильное чувство. Жизнь идёт вперёд, меняется, но неизменными остаются общечеловеческие ценности.
В песнях Олега Митяева мы находим мотивы пути-странствия, герой посещает диковинные, необычные места: Непал, Шарлевиль, Африку, крайний север, восток. Устремленность «в дальние края» (глаголы: уехать, пересечь, вырваться) ради обретения свободы не приносит желаемого результата, потому что в жизни человека уже существует то заветное, к чему он подсознательно идет – «снег искрится, / Лес, да мы с тобой». Герой сравнивает себя с птицей, которая стремится вырваться на волю. В песне «Авиатор» человек летает над городом, ведь корень «авиа» (avis) в переводе с латинского языка означает «птица».
Творчеству Митяева присуща особая география поэтического пространства, она начинается уже с названий: «Таганай», «Челябинск», «Кандалакша», «Абакан», «Шарлевиль», «Сахалин», «Домик на юге Германии», «Возвращение в Тольятти», «Письмо из Африки», «Женщина с планеты Земля», «Санкт-Петербург», «Питер», «Царица Непала», «Западная Сибирь». Человек, не удовлетворенный своей настоящей жизнью, стремится в другое пространство, где он сам способен выбирать пути и отстаивать идеалы. Утопия часто представлена в виде воображаемого острова. Настоящее человека неказисто, холодно, бесприютно, а остров согрет кострами, окутан туманом. Мечтания героя оказались несбывшимися, но пребывание на острове сглаживает их несостоятельность. Вымышленный мир находится вдалеке от остального мира; окружен водой, чтобы другие туда не проникли; населен теми, кого человек желает видеть. [3]
Человеческая жизнь – непреходящая ценность вне зависимости от места проживания. У Митяева есть несколько песен о его родном городе Челябинске. Одна из них – «Ни на что мне этот город не сменять». Город здесь является моделью комнаты. По Челябинску герой идет как по своей «огромной комнате». Часто город и его улицы являются хранителями памяти о прошлом. «Старые улицы» в одноименной песне помнят и хранят прошлое: это атрибуты советской власти (улицы «утопали в кумаче»), военного времени (застрявший в кирпичах домов свинец, грохочущие танки), послевоенного периода жизни («как в парусиновых туфельках джаз, / Помнят, мы танцевали»), частные особенности жизни («в стужу скрипели санки»). Улицы уподоблены пожилым женщинам, вспоминающим былое, как свои девичьи фамилии; они подобны и старожилам, что наблюдают, провожают, ждут, не дают забыть прошлое, предостерегают от ошибок. И именно старые улицы милы сердцу героя, они являются духовным центром города.
В творчестве Олега Митяева четко прослеживается оппозиция верха и низа. В одной из ранних песен «В темной комнате» герой оказывается на крыше дома для того, чтобы поплакать в летний дождь: при этом никто не поймет – слезы или вода текут по его лицу. То есть герой забирается на крышу не столько для уединения, сколько он стремится наверх для очищения и успокоения. Один из поступков, который герой разрешает себе – «можно с крыши на все плюнуть». Это одна из русских метафор жизни. «Наплевательское» отношение к жизни, к миру проявляется в том, что человеку становится безразлично все окружающее, он стремится уйти от прежних проблем и начать новую жизнь. Данный поступок можно рассматривать как вызов миру.
Однако любовь заполняет все уровни пространства. В песне «Лето – это маленькая жизнь» нет объединяющего всех счастья. Герой подчеркивает дистанцию между собой и любимой женщиной: «Ты все там же, в доме на последнем этаже, / А я в различных точках, именующихся дном». Они бесконечно далеки друг от друга, хотя и находятся в одном городе. Для поэта наверху всегда расположено нечто светлое (окно любимой, в котором горит свет) и дорогое, к чему следует стремиться. Герой может перемещаться и вверх (очищение, просветление) и вниз («расчеловечивание»).
Часто слова «дом» нет в тексте песни, но при этом описывается обстановка и духовная атмосфера помещения, в котором живут люди. Например, в песне «Соседка» поэт показывает нам дом одинокой женщины, к которой пришел гость. Утром он уйдет, возможно, навсегда, но она не чувствует себя несчастной, о чем свидетельствует набор признаков благополучия: спящий ребёнок, что сразу воссоздает атмосферу тишины, покоя, мира и уюта (поэтому «пустяк, что не наточены ножи»); свет («торшер горит»), он отражается на радостном лице героини; накрытый стол, на котором чистая скатерть и новая посуда. Атмосфера уюта и тихой любви в доме противопоставляются тому, что происходит вне его: «по стеклу скребутся ветки», и «на ветру фонарь скулит». Люди творят свой маленький мир с оглядкой на мир большой, внешний. [4]
Создаётся уверенность в том, что «будничная хмарь не утомит желанья жить», потому что вера, надежда, любовь – это та прочная основа, которая даёт силы лирическому герою, поддерживает его в минуты отчаянья.
Лирический герой Митяева – вечный странник, который находит гармонию в общении с окружающим миром и стремится уйти из домашнего тепла и уюта. Он бежит не от одиночества, а, наоборот, «к…одиночеству в гости», где находит ответы на свои вопросы, душевное равновесие и творческое вдохновение. Мгновения прошлого и настоящего служат основой для будущего. И хотя часто песни Олега Митяева наполнены грустью и тоской по прошлому, лирический герой все же надеется, что всё будет хорошо, что «…всё ещё придёт…//Ведь кто-то же сейчас не спит,//Ведь кто-то этот поезд ждет…». В результате перед слушателями возникает образ человека, стремящегося к гармонии с самим собой и с окружающим миром, которую он находит в дороге под названьем «Жизнь»; образ человека, любящего жизнь во всех её проявлениях.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что поэтический мир Олега Митяева - нашего земляка, действительно, интересен и уникален. Работа над исследованием была интересной.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного и внеклассного чтения, при изучении авторской песни и творчества Олега Митяева, на классных часах в школе и литературных викторинах.
В ходе исследования я получила новые знания об авторской песне Олега Митяева, научилась выделять средства выразительности, делать выводы, приобрела навыки исследовательской работы.
Цель достигнута. Задачи, которые были поставлены в работе, решены.
Заключение
В результате проведенного исследования поэтических текстов Олега Митяева гипотеза подтвердилась: поэтический мир его песен действительно интересен и поистине уникален. Интерес к авторской песне среди людей разных возрастов высок. Однако вопрос об определении места авторской песни в системе поэтических текстов, а также процесс поэтизации слова в тексте песен авторов-исполнителей изучен недостаточно.
Актуальность исследования определяется и новизной языкового материала, взятого для анализа. Это тексты песен автора-исполнителя Олега Митяева, которые являются малоизученными в литературоведческом плане. Новизна исследования заключается в выявлении процессов поэтизации, которые являются главным средством создания образа лирического героя и основным признаком авторской песни.
Создавая образ лирического героя, Олег Митяев использует разнообразные изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи) , а также процессы поэтизации слова.
Лирический герой Олега Митяева – художник, поэт, лирик, влюблённый в песню и в жизнь. Он поэтизирует действительность, сравнивая бытовые и «высокие» реалии: «созвездия люстр» («Авиатор»), «водосточные хорал» («Я сбежал»). Традиционным для автора становится приём олицетворения природных явлений и предметов: «вальсирует листва берёз» («В осеннем парке»), «артерии рябин» («Фрагмент»), «по прожилкам лиственной руки» («Самая любимая песня»), «провожал меня сонный вокзал» («Я сбежал»).
Лирический герой – это человек с философским взглядом на жизнь. Большинство текстов Олега Митяева построены по оппозиционному принципу, что характерно для авторской песни вообще. И всё же его мир многоцветен и ярок: «янтарные струны в пьесе дождя» («Таганай»), «вечер, выкрашенный в тёмно-синюю пастель» («Давай с тобой поговорим»), «светомузыка молний и грома» («Я сбежал»), «вянет ночь, сирень её становится прозрачною» («Фрагмент»).
Лирический герой Митяева – вечный странник, который находит гармонию в общении с окружающим миром и стремится уйти из домашнего тепла и уюта. Он бежит не от одиночества, а наоборот, «к одиночеству в гости», где находит ответы на свои вопросы, душевное равновесие и творческое вдохновение.
Мгновения прошлого и настоящего служат основой для будущего. И хотя часто песни Олега Митяева наполнены грустью и тоской по прошлому, лирический герой все же надеется, что всё будет хорошо, что «всё ещё придёт//Ведь кто-то же сейчас не спит,//Ведь кто-то этот поезд ждет».
В результате перед слушателями возникает образ человека, стремящегося к гармонии с самим собой и с окружающим миром, которую он находит в дороге под названьем «Жизнь»; образ человека, любящего жизнь во всех её проявлениях.
Одной из перспектив дальнейшей работы является расширение представлений об авторской песне как феномене культуры при анализе текстов других мастеров жанра, сопоставление их творческих особенностей и жизненных установок, получивших проявление в языке их произведений.
Список литературы
Приложение 1
Олег Григорьевич Митяев родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец Григорий Степанович — рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать Лидия Яковлевна — домохозяйка. В 1963 году Олег поступил в начальную школу №59, затем в 1967-м — в среднюю школу №55. В 1969 году Олег перешел в среднюю школу № 68.
«Если бы меня в детстве кто-нибудь спросил, кем я хочу стать, то я бы с удовольствием ответил — собаководом, — рассказывает Олег Митяев. — Я тогда не знал, что эта профессия называется кинолог, что мне не помешало приручить всех собак в округе. Я с ними нашел общий язык, всех прикормил. Еще я строил собакам будки, а зимой они меня на лыжах возили по озеру. А когда приезжали отловщики дворняг, то я делал большое тимуровское дело, собирал всех собак и прятал... У меня очень правильные рабоче-крестьянские родители, поэтому дома практиковалось уважительное отношение друг к другу. Я очень благодарен своей маме. Я мог психануть по какому-нибудь поводу, выйти, громко хлопнув дверью, но тут же от нее за это получал. И для меня это оказалось полезно, потому что в дальнейшем я научился держать себя в руках».
Увлечение гитарой началось у Олега, как и у многих в то время. Он пытался играть даже без знания аккордов. «Цыганочку» вообще играли на гитаре, где было лишь две струны. После того, как появились все струны, репертуар значительно расширился. Впервые услышав песни Визбора и Дольского, Олег выучил кассеты наизусть, так же было с кассетой Суханова.
Песня «Марш монтажников» была одной из любимых и во многом из-за этого, Митяев решил стать монтажником и поступил в 1971 году в монтажный техникум. Там он овладел специальностью техник-электрик. Выбор профессии произошёл совершенно случайно, Олегу казалось, что именно это и есть настоящая мужская работа и реальная, настоящая жизнь. Уже начав учиться, он понял свою ошибку, понял, что это не его, особенно, когда столкнулся с такой точной наукой, как сопромат. Молодой человек дал себе обещание, что доучится, не смотря на то, что на учёбу ему приходилось ездить через весь промёрзший Челябинск.
В это время Митяев серьёзно увлёкся плаванием, получив первый разряд. Ему обещали, что при условии занятий спортом, армии можно будет избежать, но получилось всё наоборот. Внезапно его забрали служить в Москву, где он, будучи матросом, в красивой морской форме, служил в охране адмирала флота Советского Союза.
А потом — Институт физкультуры по специализации «плавание». «Поразительно, но закончил я его с отличием, у меня не было ни одной четверки, и я получал Ленинскую стипендию», - вспоминает Олег Митяев. - При этом я не так уж блистал знаниями, сколько играл образ знающего человека. Тогда и подумал: «А не актерская ли профессия мне уготована?» Практически все знакомые тогда утверждали, что я учусь не там где надо... Участие в конкурсах художественной самодеятельности и страсть к лицедейству привели меня в театральный институт (ГИТИС), который в 1992-м году я, как ни странно, тоже закончил. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось, так как с 1980 года я сочиняю песни и пою их, где попросят...».
Ещё в годы учёбы в Институте физкультуры, Олег Митяев познакомился с бардом Петром Старцевым, с которым начал выступать.
Булат Окуджава, послушав первые песни Митяева, скажет: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается — значит, зреет открытие».
Всенародно известные песни Олега Митяева: «Соседка», «Француженка», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», «Давай с тобой поговорим», «Сестра милосердия», «В осеннем парке», «Авиатор», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Лето — это маленькая жизнь» и множество других.
С 1987-го автор-исполнитель стал выступать с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, выпустив совместно несколько дисков и пластинок. А в 1992-ом Тарасов и Митяев вместе с актёрами театра Моссовета принимали участие в постановке «Большой Владимир», где Митяев сыграл роль Маяковского. Премьера проходила в Италии.
Позже Митяев стал работать с музыкантом Леонидом Марголиным. Он ездит с гастролями, его концерты длятся обычно около трёх часов. Они больше похожи на импровизацию.
Олег Митяев стал Лауреатом многих наград: премии Фонда русской поэзии «Петрополь» (2001, за книгу «Непраздничные вещи»), национальной премии «Овация» (2001, 2008), премии «Золотой Остап» (2003), Царскосельской художественной премии (2003, 2009), премии имени Иосифа Бродского (2015), Ордена «За вклад в культуру» (2011), ордена «Служение искусству» (2013) и других.
В 2000 году по инициативе Олега Митяева создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры и в 2012 году — Ассоциация «Всё настоящее — детям».
Самые известные проекты фонда: Ильменский фестиваль и Народная премия «Светлое прошлое». Она выдается знаменитым землякам, которые достигли невероятных успехов и своим трудом и талантом снискали народное признание.[5]
Приложение 2
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Слова и музыка Олега Митяева
Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба — большой и звездноснежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
«Как-то весной на лекции по плаванию я написал песню, в которой были строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...», — рассказывает Олег Митяев. — И вот уже больше тридцати лет я пою эту песню на всех концертах.
При всей скромности текста и музыки судьба этой песни... удивительная. Уже через четыре месяца после ее первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Я не верил, тем более что это была моя первая песня, и конечно, не было пределов моей гордости, когда в 1980-м году я слушал ее у нас в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом я случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на нашем вокзале. Я стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель — ее автор. Даже трудно передать, что я тогда пережил... »
Самая любимая песня
Стихи и музыка Олега Митяева
Самою любимою ты была моею.
Я шептал тебя во сне, я с тобой вставал,
Я за красками ходил в желтую аллею
И в морозы на стекле звуки рисовал.
Припев: Просинь отражалась в зеркале оконном,
Выцветал от ожиданья лес.
Осень свой обряд вершила по законам,
Не суля событий и чудес.
А той ночью я бродил по пустому городу,
Собирая паузы да осколки дня,
А ветра до петухов все играли с вороном
Да случайно с мыслями принесли тебя.
Припев: Помнишь, падали на подоконник листья
С запахами будущей пурги.
Помнишь, я читал тебе их, словно письма,
По прожилкам лиственной руки.
Есть начало и конец у любой истории.
Нас несет в фантазии завтрашнего дня.
Снятся мне по-прежнему светлые мелодии,
Только не встречается лучше, чем твоя.
Давай с тобой поговорим
Давай с тобой поговорим,
Прости, не знаю как зовут,
Но открывается другим
Всё то, то близким берегут.
Ты скажешь: «Всё наоборот,
Согласно логике вещей»,
Но это редкий поворот,
А может, нет его вообще.
Ты помнишь, верили всерьёз
Во всё, что ветер принесёт.
Сейчас же – хочется до слёз.
А вот не верится – и всё.
И пусть в нас будничная хмарь
Не утомит желанья жить,
Но праздниками календарь
Уже не трогает души.
Припев: По-новому, по-новому торопит кто-то жизнь,
Но все ж, дай бог, по-старому нам чем-то дорожить.
Бегут колеса по степи, отстукивая степ.
Гляди в окошко, не гляди, а всё одно едино – степь.
Гляди в окошко, не гляди…
Но только мне не говори
Про невезенье всякий вздор
И степь напрасно не брани
За бесконечность и простор.
Давай с тобой поговорим,
Быть может, всё ещё придёт…
Ведь кто-то же сейчас не спит,
Ведь кто-то этот поезд ждёт.
Припев: Сквозь вечер, выкрашенный в темно- синюю пастель,
Несет плацкартную постель вагон, как колыбель.
Сиреневый струится дым с плывущих мимо крыш…
Давай с тобой поговорим. Да ты, приятель… спишь.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.