Исследовательская работа "Пороки осанки-школьная болезнь"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 17.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний у школьников.
Иконка файла материала Пороки осанки.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пороки осанки – школьная болезнь и её профилактика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Автор: Бондаренко Анастасия Александровна,

                                                                               ученица 11а класса, Муниципальное бюджетное

                                                                               общеобразовательное учреждение средняя   

                                                                               общеобразовательная школа №3

                                                                               Научный руководитель: Петренко Елена                

                                                                               Николаевна, учитель биологии, Муниципальное

                                                                              бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                              средняя общеобразовательная школа №3

 

 

 

 

Сургут 2020 г

Содержание

Введение

3

4

5

5

6

6

7

7

8

9

16

17

19

20

21

23

24

26

29

Глава 1.Технологическая последовательность

Глава 2. Теоретическая часть исследования

2.      2.1. Правильное расположение осанки

3.      2.2. Нарушение осанки

4.      2.3. Диагностика нарушения осанки

Глава 3. Практическая часть исследования

5.      3.1. Методика определения нарушения осанки

3.2.  Анализ результатов ежегодных медицинских осмотров

3.3. Школьные причины, вызывающие нарушения осанки учащихся

Заключение

Список использованной  литературы

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

На современном этапе развития общества актуальной темой у подростков стало формирование и сохранение правильной осанки тела. Эту тему поднимают не только врачи, но и учителя, она интересует подростков и их родителей.

Проблема  нарушения осанки рассматривается на телевидении и в печати, частично изучается в школьном курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека». Проблема обозначена, она поднимается, но по данным Института  возрастной физиологии РАН, по-прежнему нарушения зрения и осанки находятся  на первом месте среди всех болезней школьников [1].  Наше учебное заведение не является исключением, к этому печальному заключению мы пришли после того как проанализировали результаты ежегодного медицинского осмотра за последние годы.

 Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, так как  в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования, к окончанию школы во многих случаях, незначительные казалось  расстройства, переходят у большинства детей в стойкую хроническую патологию.

В ходе нашего исследования мы решили выяснить действительно ли данное заключение справедливо.

Актуальность темы: в настоящее время нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний у школьников.

Цель исследования:  выявление возможных причин, вызывающих нарушения осанки учащихся, осуществление просветительской деятельности через организацию волонтерского движения, направленную на формирование культуры здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить  научную и научно-популярную литературу по теме исследования.

2. Проследить динамику нарушения осанки учащихся МБОУ СОШ №3  за 2015 – 2018 гг., основываясь на данные медицинского осмотра.

3. Выявить возможные причины, приводящие к нарушению осанки школьников.

4. Выяснить, насколько актуальна данная проблема, по мнению медицинского работника, преподавателей школы, учащихся и их родителей.

5.Организовать на добровольческой основе волонтёрское движение учащихся, занимающихся просветительской деятельностью, способствующей формированию культуры здоровья школьников.

6. Составить программу работы волонтерского движения.

7. Создать информационный буклет для учащихся школы.

8. Составить брошюру игр с младшими школьниками для активных перемен.

9. Составить брошюру физкультминуток для педагогов МБОУ СОШ №3.

10. Составить информационное пособие для родителей.

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ№3.

Предмет исследования: нарушение осанки школьников.

Гипотеза исследования: выявив причины, вызывающие нарушения осанки, можно предотвратить их превращение в хроническую форму, организуя профилактические мероприятия.

Методы исследования:

- Теоретический анализ и обобщение литературных данных, отражающих состояние исследуемой проблемы;

- Сбор и обработка данных о состоянии осанки учащихся;

- Анкетирование;

- Анализ полученных результатов.

Практическая значимость: осуществляя просветительскую деятельность, данное  исследование будет способствовать формированию у школьников более серьезного и ответственного отношения к сохранению правильной осанки.

Глава 1. Технологическая последовательность

 Подготовительный этап:

- выбор темы (проблемы);

- сбор, изучение и обработка информации.

 Поисково-исследовательский этап:

- работа с выбранной информацией;

- осуществление мониторинга нарушений осанки обучающихся по данным ежегодного медицинского осмотра;

- создание волонтерского движения школьников, занимающихся просветительской деятельностью в направлении формирования культуры здоровья учащихся;

- разработка и оформление буклета;

- разработка информационного пособия для родителей;

-консультация у школьного врача и педиатра детской поликлиники №1.

 Технологический этап:   

- обработка результатов медицинского осмотра (приложение №1);

- проведение опроса учащихся 7-11 классов МБОУ СОШ №3, их родителей,

педагогов  школы (Приложение 1);

- изготовление буклета (Приложение №3);

- изготовление информационного пособия для родителей.

3аключительный этап:

- защита проекта.

Глава 2. Теоретическая часть исследования

2.1. Правильное расположение осанки

Осанка - это привычное положение тела - стоя, сидя, во время ходьбы. При правильной осанке: умеренно выражены физиологические искривления позвоночника (лордоз, кифоз) и симметрично расположены все части тела. Голова и туловище держатся прямо,  плечи несколько отведены назад и находятся на одном уровне, грудная клетка развернута. Голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль, живот подобран, в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед, стопы параллельны полу, слегка разведены.

  Рис. 1. Правильная осанка

 

2.2. Нарушение осанки

Формируется осанка с момента рождения ребенка. Важнейшую роль в ее формировании играет позвоночник, имеющий физиологические искривления. Лордоз в шейном отделе (первое физиологическое искривление позвоночника) развивается у детей, когда они начинают поднимать голову, лежа на животе. Кифоз в грудном и пояснично-крестцовом отделе формируется в результате дальнейшей активизации ребенка с удержанием равновесия в положении сидя. Лордоз в поясничном отделе формируется, когда ребенок научится стоять и ходить.

Рис. 2. Нормальная кривизна позвоночника

 КИФОЗ - значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника. Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина быстро утомляется, появляются боли в спине.

ЛОРДОЗ - нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. СКОЛИОЗ - боковое искривление позвоночника со смещением тел позвонков. Это заболевание особо прогрессирует в период роста и развития организма.

2.3. Диагностика нарушения осанки

Имеется много методов объективного определения осанки, однако для практической работы обычно достаточно фотографирование спереди, сзади, сбоку [2].

Сутулая спина - характерно увеличение грудного кифоза с незначительно выраженным лордозом в шейном и поясничном отделах. Голова и плечи несколько опущены и выдвинуты вперед. Грудная клетка впалая. Угол наклона таза меньше 40°. Слегка выступают углы лопаток.

Плоская спина характеризуется подчеркнутой сглаженностью физиологических искривлений. Грудная клетка выглядит уплощенной. Как правило, лопатки крыловидные.

Круглая или кругло-вогнутая спина характеризуется выраженным грудным кифозом. Угол наклона таза увеличен (>50°).

Рис. 3. Формы спины

Глава 3. Практическая часть исследования

3.1.  Методика определения нарушения осанки

Искривления позвоночника можно определить визуально. При сколиозах, позвоночник искривляется в правую или левую сторону, при этом лопатки находятся на разном уровне. Визуальное определение лордозов и кифозов затруднительно для этого существует научная методика.

Рис. 4. Типы искривления позвоночника

Определение кифозов: мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует. Если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз [3].

 IMG_0130

Определение сколиозов: мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка, если это расстояние от нижнего угла правой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего левой лопатки до отростка, то осанка правильная, если есть разница в результатах, то определяют боковой сколиоз [3].  IMG_0132

Определение лордозов: необходимо стать спиной к стене, так чтобы к стене прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стеной и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5 см. то есть должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена [3].

Поставить диагноз может только специалист, часто требуется ещё ряд дополнительных обследований, но владея данными знаниями можно каждому проследить, имеются ли отклонения от нормы.

3.2.  Анализ результатов ежегодных медицинских осмотров

            Проведя анализ заболеваемости учащихся  МБОУ СОШ№3 за 2016-2018 гг. (приложение 2) пришли к выводу, что действительно болезни костно-мышечной системы среди всех болезней школьников находятся на первом месте.  Мы предположили, что рост функциональных отклонений опорно-двигательного аппарата детей может быть связан с вновь прибывшими обучающимися.  Проанализировав данные медицинских осмотров  прошлых  лет обучения учащихся, в других образовательных учреждениях, школьный врач дала заключение, что  15 детей из вновь прибывших, имеют отклонения в осанке.  Конечно - это повлияло, на динамику роста заболеваний костно-мышечной системы. Но произошел рост отклонений от нормы, ведущий к порокам осанки у детей, постоянно обучающихся в МБОУ СОШ№3. В 2018 году снизился процент детей, у которых прослеживались нарушения осанки. После того как вместе со школьным врачом нами был проведен анализ, мы выяснили, что достаточно большое количество выпускников 9 и 11 класса, покинувших учебное заведение имели эти нарушения.

3.3. Школьные причины, вызывающие нарушения осанки учащихся

1. Проанализировав результаты медицинских осмотров  мы выяснили, что отклонения от нормы в осанке, начинают проявляться у обучающихся в период быстрого роста: 7- 9 класс.  Возникающие нарушения связаны  с ухудшением работы мышц туловища. Почему же это происходит? Изучив расписание учебных занятий учащихся 1 – 11 класс, выяснили, что количество времени пребывания тела в статическом положении возрастает.  Мы пришли к выводу, что один из наиболее частых механизмов нарушения осанки - статический: длительное систематическое пребывание в неудобной рабочей позе, неправильная поза за партой или столом. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на тела позвонков увеличивается. Мышцы, расположенные с «внутренней» (вогнутой) стороны дуги искривления, испытывают возросшее сопротивление позвоночника, они начинают сокращаться в ответ на более слабое, чем в норме, раздражение, появляется  гипертонус мышц. Мышцы же, расположенные с «внешней» (выпуклой) стороны искривления испытывают ненормально сниженную нагрузку. Не выполняя возложенную на них работу, мышца слабеют, развивается их гипотрофия. Искривление нарастает [2].

Наше учебное учреждение пытается найти решение из сложившейся ситуации.  Кабинет биологии оснащён  конторками на газлифте – учебные столы для работы стоя. Газлифт позволяет учащимся самостоятельно подбирать высоту конторки в соответствии с ростом, угол наклона столешницы 0 – 17 градусов. Высоту конторки учащиеся определяют следующим образом: стоя у края своего стола необходимо согнуть руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагается строго параллельно полу.

Время работы за конторкой выбирает сам учащийся от 5 до 15 минут в зависимости от самочувствия. После проведения опроса одноклассников, учащихся других классов мы выяснили, что при проведении уроков в начале процесса постепенного введения смены динамических поз, усталость мышц наступала уже на первых 5-10 минутах, у некоторых учащихся наблюдались слабые боли при старании правильно держать осанку. Именно у этих ребят наблюдаются сколиотическая осанка. Эти учащиеся в течение урока меняют чаще остальных детей в классе работу сидя и стоя.

Занятия за такими учебными столами осуществляется девятый год, у многих ребят исчезло чувство усталости в спине и время работы увеличилось до 15 минут.

 

    IMG_0111

 

 Учебные столы для работы сидя одноместные, они также имеют наклонную поверхность, угол наклона регулируется от 0 до 17 градусов. Почти во всех учебных кабинетах имеются двуместные столы также с регулируемой столешницей, стулья, которые регулируются по высоте.

Наклонная поверхность, позволяет избежать искривлений позвоночника в шейном и грудном отделах, кроме того печатный текст учебников и текст в тетради ученика не сливается, что способствует профилактике нарушений зрения.

Мы считаем, что построение учебного процесса в режиме смены динамических поз не только способствует работе разных групп мышц, но и увеличивает двигательную активность  обучающихся, а это необходимое условие в профилактике нарушения осанки.

2. Еще одна на наш взгляд школьная причина, приводящая к нарушению осанки – это школьные сумки. Мы выяснили, какие школьные сумкам  предпочитают учащиеся  МБОУ СОШ №3, проведя  анкетирование. В анкетировании приняли участие учащихся 5 – 11классов. Результаты анкетирования представлены в таблицу.

Таблица 1. Предпочитаемые школьные сумки в МБОУ СОШ №3.

 

Вид сумок

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Школьный ранец с широкими лямками

56%

43%

37%

21%

6%

2%

0%

Школьный ранец с узкими лямками

42%

27%

14%

16%

6%

4%

4%

Школьный ранец с одной широкой лямкой

0%

8%

19%

22%

17%

16%

14%

Сумка через одно плечо с узкой лямкой

0%

10%

13%

15%

30%

30%

32%

Сумка через одно плечо с широкой лямкой

2%

12%

17%

26%

41%

48%

40%

 По результатам анкетирования видно, что ранцы с двумя широкими лямками предпочитают учащиеся 5 классов, так как в этом возрасте дети соглашаются с мнением родителей. Использование такого типа школьных сумок позволяет равномерно распределять массу школьных принадлежностей на все мышцы спины и не способствует появлению искривлений позвоночника.

IMG_0163          

Чем взрослее становится ребенок, тем больше обращает внимание на дизайн сумки, поэтому учащиеся старших классов предпочитают: мальчики ранцы с широкой лямкой через одно плечо, или сумку с узкой лямкой так же через одно плечо; девочки сумки через плечо чаще с узкими лямками.

IMG_0136                  IMG_0134

Данный тип сумок не дает равномерного распределения и способствует различным нарушениям осанки. Это подтверждается результатами анализа данных медицинского осмотра (приложение 2).

Анализируя полученные данные, можно предположить, что давление, которое оказывают школьные сумки, увеличивается с возрастом учащихся.

3. Масса школьной сумки так же оказывает существенное влияние на формирование осанки школьников. Мы взвесили школьные ранцы учащихся начальной школы, среднего и старшего звена. Наибольший вес ранцев у учеников среднего звена, но максимальное давление испытывают ученики старшего звена - это объясняется тем, что они носят сумки с узкими лямками. Из учеников старшего звена наибольшее давление испытывают девушки, чем юноши. Это объясняется тем, что помимо сумок с узкими лямками, они носят туфли на высоких каблуках. Из-за этого позвоночник испытывает максимальную нагрузку. Проведя исследование и определив массу сумок с книгами, мы выяснили, что отклонения от нормы наблюдаются в среднем звене на 700 гр., а в старшем звене на 400 гр. Среди учащихся 1-4 классов наблюдался перевес, у отдельных ребят проанализировав полученные данные мы  выяснили, что в школьном портфеле находилось много лишних принадлежностей, которые были не нужны на  учебный день.

 

 

Таблица 2. Определение массы школьной сумки с книгами

 

≈ вес ребёнка

≈ вес рюкзака

10%

Отклонение от нормы

Младшее звено

21 кг

2 кг

2,1

норма

Среднее звено

35 кг

4,2 кг

3,5

0,700

Старшее звено

51 кг

5,5 кг

5,1

0,400

 

На наш взгляд данное отрицательное влияние можно избежать, если обеспечить каждый учебный класс, где осуществляются учебные занятия вторым комплектом учебников. В настоящее время существуют электронные книги, но их использование с одной стороны разгрузит школьную сумку ребенка, но с другой стороны скажется отрицательно на органе зрения.

4. Проведя опрос обучающихся, мы выяснили, что очень небольшой процент детей имеет правильно оборудованное рабочее место, где выполняется домашнее задание, осуществляется работа за компьютером, а на это уходит достаточно большое количество времени.

Данную проблему, мы донесли до родителей,  выступая на родительских собраниях, сам ребенок не в состоянии самостоятельно оборудовать своё рабочее место, так как финансирование осуществляют родители (приложение 3).

5. В последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие интенсивной информатизации  жизненного пространства. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, за  компьютером и другими гаджетами вынуждая свой организм испытывать двигательный голод.  И чем старше становится ребенок, тем больше времени, он затрачивает на этот вид деятельности. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вновь приводят к статическому положению.

            Мы провели  опрос в 1-11 классах, чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни учащиеся отдают предпочтение, а также знают ли они, какие причины приводят к нарушению осанки (приложение 2).  По данным опроса выяснили, что многие учащиеся владеют  недостаточной информацией о том, что  малоактивным образом жизни является одной из причин, вызывающих нарушением осанки. Для выявления двигательной активности учащиеся ответили на предложенные вопросы. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Таблица 3. Двигательная активность школьников МБОУ СОШ №3

Вопрос. Варианты ответов

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

1. Сколько времени затрачиваете Вы  на         выполнение домашнего задания?

      а) до 30 мин.

      б) до 1 часа

      в) от 1 часа до 1,5 часов

      г) от 1,5 часов до 2 и более

 

 

11%

50%

11%

28%

 

 

8,5%

25,5%

34,5%

31,5%

 

 

5%

22%

38%

35%

2. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг?

      а) до 1 часа

      б) от 1 часа до 2 часов

      в) от 2 часов до 3 часов

      г) до 4 часов и более

 

 

28%

37%

25%

10%

 

 

25,5%

18%

43%

13,5%

 

 

14%

19%

28%

39%

Итого: суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки, включая другие виды пассивного досуга.

      а) 1-2 часа

      б) 2-3,5 часа

      в) 4-6 часов

 

 

 

43,5%

26,5%

10%

 

 

 

21,5%

38,5%

22,5%

 

 

 

 

20,5%

24%

37,5%

 

 

Согласно проведённому анализу наиболее подвижный  образ жизни  ведут учащиеся младшего звена, наименее активный старшего звена. Среди них  выявлено 37,5%  учащихся, которые прибывают в статическом положении более 6 часов, не включая учебные занятия в школе.   

 Вывод: если считать, что малоподвижный образ жизни является одним из факторов, приводящих к нарушению осанки, то согласно результатам анкетированию наибольшему негативному воздействию подвергаются учащиеся среднего и старшего звена.

Конечно, мы не утверждаем, что выявленные нами причины являются единственными, которые отрицательно сказываются на состоянии осанки, но в совокупности с другими: наследственным предрасположением, травмами позвоночника, некоторыми перенесенными заболеваниям приводят к хроническим патологиям.

Мы убедились, что проблема нарушения осанки действительно существует, но актуальна ли она для медицинских работников, педагогов школы, учащихся и их родителей. Для этого мы провели анкетирование всех выше перечисленных категорий участников. Всего в нашем опросе приняли участие: медицинских работников – 9 человек (школы №3, 6, 12, 26, 32, 46, лицей №1, участковый педиатр); педагоги: 53 человека; учащихся: 632 человека; родителей: 73 человека. Общее количество участников 767 человек.

Результаты анкетирования показали, что данная проблема действительно актуальна в настоящее время. Если проблема существует, то о ней нужно говорить и пытаться решать. Мы пришли к выводу, что на уровне нашей образовательной организации сами учащиеся могут стать немаловажным звеном в решении данной проблемы.

6. Мы считаем, что большую профилактическую роль может сыграть просветительская деятельность, в которой примут участие сами учащиеся школы, а также выпускники прошлых лет, которые продолжили обучение в Сургутском медицинском институте. Было создано волонтерское движение «Пульс», в которое вошли учащиеся 9-11 классов, планирующие поступление в медицинские вузы, а также ребята среднего звена, заинтересовавшиеся деятельностью движения.

            Участники волонтерского движения организуют подвижные игровые перемены для учащихся начальной школы, радио-эфиры, в которых информируют учащихся о важности и необходимости вести активный образ жизни для профилактики нарушений осанки. Посещают классные часы и родительские собрания с лекционным материалом, проводят занятия утренней гимнастики в тех классах, где они обучаются перед началом учебных занятий. Организуют выставки рисунков, выпускают ежемесячную информационную газету «Здоровье - самая большая ценность на земле», проводят ежемесячный  радио-выпуск «Азбука здоровья» (приложение 3).

            Для учащихся школы были разработаны и распространены информационные буклеты «Пороки осанка у школьников – болезнь 21 века!» (приложение 7).

            Игры с младшими школьниками, которые внесены в брошюру для организации подвижных перемен, одобрены школьным врачом и учителем корригирующей гимнастики. Все они направлены на формирование правильной осанки и опробированы участниками волонтерского движения (приложение 4).

            Мы считаем, что физкультминутки на уроках также играют не маловажную роль, так как при их проведении можно перевести определенную группу мышц из статического состояния в динамическую работу. Поэтому для преподавателей нашей школы мы составили брошюру упражнений на снятия напряжения с различных групп мышц, которыми они могут воспользоваться на различных этапах урока (приложение 5).

            Для того, чтобы обратить внимание родителей на существующую проблему, мы совместно с врачом нашего учебного заведения составили и распространили на родительских собраниях информационное пособие «Полезные привычки Вашего ребенка» (приложение 6).

            Участники волонтерского движения «Пульс» планируют продолжить профилактическую работу в весенней и летней смене лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №3 в качестве вожатых.

Заключение

Выводы:

1. Изучив литературные источники по теме исследования, мы узнали, какие нарушения осанки могут встречаться у школьников, и какие последствия в работе организма они могут за собой повлечь.  

2. Анализ результатов ежегодного медицинского осмотра показал, что число учащихся с нарушением осанки в 2016 году составил 14,3% от общего количества учащихся, в 2017 году- 23,5%, в 2018 году -15,2%. Можно отметить, что в структуре искривлений позвоночника преобладает нарушение осанки, сколиоз I степени – 0,5% , сколиоз II – IV степени не выявлен. Если подсчитать частоту встречаемости нарушений осанки по возрастным звеньям, то среди учащихся 7-10 лет этот показатель составляет 9%, 11-15 лет – 26,6% и 16-17 лет – 27,5% . Количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает.

3. В ходе  исследования нами выявлено, что причиной нарушения осанки могут стать:

 - портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака (часто переносимая тяжесть, которая нерационально перегружает одну половину туловища и этим нарушающая состояние позвоночника);

- ношение обуви на высоком каблуке у девушек старшего звена;

- привычка сутулиться;

- недостаток двигательной активности (проведение 5-6 часов за партой в школе, длительное выполнение  домашних заданий);

-отсутствие культуры просмотра телевизора, длительное пребывание за компьютером и другими гаджетами;

- не правильно подобранная мебель для занятий в школе и дома;

- недостаточная осведомленность учащихся и родителей о последствиях, которые влекут за собой нарушения осанки;

- недостаточный контроль правильной позы за учебным столом при проведении учебных занятий со стороны преподавателей и родителей при выполнении учащимися домашних заданий;

- недостаточное включение учащихся в решение данной проблемы.

4. Проведя анкетирование медицинских работников, преподавателей нашего учебного заведения, учащихся и родителей мы пришли к выводу, что тема нашего исследования актуальна, так как интересует большее число опрошенных, многие из них не знают о последствиях, которые влекут за собой нарушения осанки.

5. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее, поэтому в нашем учебном заведении создано на добровольческой основе волонтерское движение «Пульс» участниками которого стали учащиеся 9-11 классов, планирующие поступление в медицинские вузы, выпускники прошлых лет обучения, продолжившие обучение в Сургутском медицинском институте, а также заинтересованные учащиеся среднего звена.

6. Составлен и реализуется всеми участниками волонтерского движения календарный план мероприятий, направленный на формирование культуры здоровья школьников через организацию просветительской деятельности.

7. Для информирования учащихся по данной теме, а также с целью помочь понять им, как важно более бережно относиться к своему здоровью, нами был изготовлен информационный буклет «Пороки осанки – болезнь  школьников 21 века!», в котором раскрываются причины возникновения нарушений осанки, описываются последствия , к которым они могут привести, а также рекомендации, как сохранить правильную осанку.

8. Была произведена подборка игр для активных перемен младших школьников, направленные на формирование правильной осанки, которые проводятся на ряду, с другими подвижными играми участниками волонтерского движения. Перед использованием ход игр был изучен и одобрен медицинским работником образовательного учреждения, а также учителем корригирующей гимнастики.

9. Для педагогов МБОУ СОШ №3 нами совместно со школьным врачом была сделана подборка упражнений для проведения физкультминуток на различных этапах урока с целью уменьшения времени, пребывания определенной группы мышц в статическом положении и включение их в динамическую работу.

10. Часто у родителей просто нет времени для контроля, за правильной осанкой ребенка, да и сам контроль зачастую сводится к окрику.  Нарушение осанки происходит постепенно, и родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже в выраженной степени и требует вмешательства врача. Поэтому с темой данного исследования мы выступали на родительских собраниях, составили информационное пособие, чтобы заставить задуматься родителей, насколько необходим их правильный контроль и осведомленность по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

1.      Борисов, Г.Б. В мире подростков. – М., Медицина, 1988. – 398 с.

2.      Баранов, А.А., Щеплягина Л.А.. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. НЦЗД РАМН г. Москва, Россия.

3.      Васильева, И.В. Роль мышечной системы в формировании осанки./И.В. Васильева// сб. научных трудов. вып. 7. – Смоленск, 2000. – с. 54-56;

4.      Вилкова, А.С. Глазами ортопеда //Сургутский вестник. 2003. – 398 с. ил., с. 120; 132.

5.      Кавалерский, Г.М. Травматология и ортопедия. – М., Академия, 2005. – 622 с.

6.      Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., Академия, 2000. – 412 с.

7.      Петровский, Б.В. Большая медицинская энциклопедия. – М., Советская энциклопедия, 1980. – 217 с.

8.      Преображенский, В.С. Советы детям и родителям. – М., Медицина, 1984. – 323 с.

9.      Фонарев, М.И. Справочник по лечебной физкультуре в педиатрии. – М., 1988. – 315 с.

10.  Цивильян, Я.Л. Внимание! Ваш позвоночник. – Ташкент, Медицина, 1988. – 297 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

« Результаты  медицинского осмотра учащихся МОУ СОШ №3 за 2016-2018 гг. »      

Выявлено при осмотре

 

2016 г.

2017 г.

2018г.

Болезни крови

1%

0,2%

0,3%

Болезни эндокринной системы

27%

28%

28%

Болезни нервной системы

8%

13%

13%

Болезни глаз

29%

27%

29%

Болезни уха, горла, носа

12%

13%

12%

Болезни ССС

4,3%

6,35

7%

Болезни органов дыхания

1%

-

-

Болезни органов пищеварения

9%

10%

10%

Болезни кожи

2%

4%

0,2%

Болезни костно-мышечной системы

35%

39%

33%

Нарушение осанки

17%

28%

20%

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Приложение №2. Анкетирование

1 .Занимаетесь ли вы спортом?

 

 

 

 

 

 

 

2.Знаете ли вы, какие болезни развиваются у человека из-за нарушения осанки?

 

 

 

 

 

 

 

3. Известны ли Вам причины, приводящие к нарушению осанки?

 


Приложение №3

Календарный план просветительской работы

волонтерского движения «ПУЛЬС»

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

Участники мероприятия

1

Мониторинг результатов ежегодного медицинского осмотра учащихся за 3 года

сентябрь

медицинский работник, руководитель волонтерского движения, волонтёры

2

Проведение анкетирования для выявления актуальности исследования

сентябрь

волонтёры, медицинские работники, педагоги, учащиеся, родители

3

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

4

Школьный  радио-выпуск «Азбука здоровья»

сентябрь

волонтеры, члены школьной радиокомпании

5

Игра путешествие на поезде «Здоровье»

октябрь

волонтеры, учащиеся 5-6 классов

6

Викторина «Золотые правила работы за компьютером»

октябрь

волонтеры, уч-ся 6-8 классов

7

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

8

Выступление на родительском собрании «Правильная организация рабочего места - залог здоровья Вашего ребенка»

октябрь

медицинский работник, руководитель волонтерского движения, волонтёры

9

Изготовление и распространение буклетов «Правильная осанка – залог  здоровья»

октябрь

руководитель волонтёрского движения, волонтёры, члены школьной редколлегии

10

Тренинг здоровья

« Твоя осанка и работа внутренних органов»

ноябрь

студенты  Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

11

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

12

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

ноябрь

волонтеры, члены школьной радиокомпании

13

Марафон здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

ноябрь

волонтеры, все учащиеся школы, учителя физической культуры

14

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

15

Выставка творческих работ

«Ноты здоровья»

декабрь

Волонтёры, уч-ся 1-8 классов

16

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

декабрь

волонтеры, члены школьной радиокомпании

17

Тренинг «Живи настоящим – думай о будущем»

декабрь

студенты Сургутского медицинского института, уч-ся 8-11 классов

18

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

19

Своя игра «Волшебные правила здоровья»

январь

волонтёры, уч-ся 5-6 классов

20

Лекция «Гиподинамия и ее последствия»

январь

волонтеры, уч-ся 8-11 классов

21

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

февраль

волонтеры, члены школьной радиокомпании

22

Выступление на родительском собрании «Нарушение осанки – причина ухудшения здоровья  Вашего ребенка»

февраль

медицинский работник, руководитель волонтерского движения, волонтёры

23

Видео-лекторий «Пороки осанки»

февраль

студенты Сургутского медицинского института, уч-ся 5-7 классов

24

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

25

Беседа о важности утренней гимнастики

март

волонтеры, уч-ся 1-4 классов

26

Урок здоровья в лагере с дневным пребывание детей «Овощи, ягоды, фрукты - для скелета полезные продукты»

март

волонтёры-вожатые, учащиеся 1-4 классов

27

Урок здоровья «Правила здоровья и долголетия»

апрель

студенты Сургутского медицинского института, уч-ся 6-8 классов

28

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

апрель

волонтеры, члены школьной радиокомпании

29

Флешмоб «Здоровое поколение – будущее страны»

апрель

волонтёры, уч-ся 5-11 классов

30

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

31

Литературно-игровой час «Сиди правильно - знай правила»

май

волонтёры-вожатые, учащиеся 1-5 классов

32

Школьный радио-выпуск «Азбука здоровья»

май

волонтеры, члены школьной радиокомпании

33

Организация подвижных игровых перемен

в течение месяца

волонтеры

34

Спортивные соревнования, посвященные Дню защиты детей «Быть здоровым - здорово!»

июнь

волонтёры-вожатые, учитель физической культуры, учащиеся летнего лагеря

 

 

Приложение №4

«Игры на формирование правильной осанки для проведения подвижных перемен»

1. «Восточный офицер»

            Ведущий предлагает поиграть в «восточного офицера» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. На голову необходимо положить книгу и ребенок должен пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет и не упустит книгу.

2. «Бокоход»

            Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку, на голову положить легкий пластмассовый кубик и предложить ему подвигаться вправо приставным шагом, а затем те же движения проделать влево. Выигрывает тот, кто может сделать больше шагов и кубик не упадет.

3. «Самый меткий»

             На расстоянии, до которого ребенок может добросить мяч, ставится коробка. Ребенок делает несколько попыток попасть в цель. За каждое попадание в коробку ведущий дает фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.

4. «Ёлки»

             Ведущий предлагает детям пойти в лес, дети идут за ним. Ведущий рассказывает: «В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети принимают правильную осанку и раздвигают руки – «ветви» в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у нашей ели сестрички?» - дети идут за ведущим. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – елки. Они пониже, но также стройные». Ведущий предлагает детям встать, как елки (принять правильную осанку, но в полуприседе): «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они – совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Ведущий просит детей стать маленькими елочками. Дети садятся на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз.

5. «Поймай комара»

            Дети становятся в круг. Ведущий заходит в середину круга. В руках ведущего прут (длина 1-1,5 см.) с привязанным на конце комаром из бумаги. Он кружит «комара» выше головы играющих, когда «комар» пролетает над их головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать комара обеими руками.

6. «Журавли»

            Дети изображают журавлей стоя на одной ноге, меняя при утомлении то одну, то другую ногу. Остальные изображают лягушек, прыгают на четвереньках. По сигналу журавли, прыгая на одной ноге, ловят лягушек. Потом дети меняются.

 

Приложение №5

«Комплекс упражнений для физкультминуток»

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1 голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

2. И. п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 - поворот головы налево; 4 – и. п. Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 3. Исходное положение 4 – 5 . То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И. п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленную опустить вниз и потрясти, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

2. И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороны на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. И. п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 и. п.; 5 – 8  тоже в другую сторону. Повторить 5 – 6 раз. Темп средний.

ФМ для младших школьников на уроках с элементами письма.

1. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

3. Упражнение для мобилизации внимания.

И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8  хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2 – 3 раза – средний; 3 – 4 – быстрый; 1 – 2 медленный.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6 «Пособие для родителей»

            Полезные привычки

   Вашего ребёнка

           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Составитель: БОНДАРЕНКО АНАСТАСИЯ,

                                                                              ученица 11 «а»  класса МБОУ СОШ №3

 

 

 

                                                                   

 

 

 

Сургут, 2018 г.

Следите за осанкой!

 

Причины возникновения нарушений осанки:

 

 

Rectangle: Folded Corner: Вялая осанка
Голова опущена, грудь уплощена, плечи  сведены, лопатки отстают от спины, колени полусогнуты.

Rectangle: Folded Corner: Сутуловатость
Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен
Rectangle: Folded Corner: Сколиоз
Грубое нарушение, в основе которого лежит боковое искривление. позвоночника
типы нарушений осанкиOval: неправильная осанка это начало искривлений позвоночника

 

 

 

 

 

                                                                                                              

 

Rectangle: Folded Corner: Осанка лордотического типа
Характеризуется увеличением поясничного прогиба
Rectangle: Folded Corner: Осанка кифотического типа
Увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

 

 

 

Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов.

    Тесты на правильную осанку:

подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке;

image003

 

 

 

 

Золотые правила правильной осанки Вашего ребенка.

1. Спать ребенок должен на жесткой постели, подушка не должна быть слишком большой или маленькой.

2. Одежда и обувь должна быть строго по размеру.

3. Необходимо следить за правильной организацией режима дня ребенка.

4.Рабочее место для занятий должно быть организованно в соответствии с возрастом и ростом ребенка.

5. Ребенок должен как можно больше двигаться, особенно полезны танцы, плавание, занятия физической культурой.

6. Школьный рюкзак должен быть с жесткой спинкой и широкими лямками. Не покупайте ребенку сумку или портфел

                 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От состояния позвоночника  зависит состояние всего организма!

 

1. КИФОЗ - значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина быстро утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают лёгкие, затрудняется дыхание, возникают

хронические бронхиты, аритмия сердца.

2. ЛОРДОЗ - нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость. Возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей,

заболевают органы малого таза.

 

 

3. СКОЛИОЗ - боковое искривление позвоночника со смещением тел позвонков. Это заболевание особо прогрессирует в период роста и развития организма. При сколиозах возникает утомление спины, головокружение, происходят боковое защемление органов дыхания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца.

Определение кифозов:

  Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует. Если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.

Определение сколиозов:

   Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла правой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего левой лопатки до отростка, то осанка ученика правильная. Если есть разница в результатах, то определяют боковой сколиоз.

Определение лордозов:

   Стать спиной к стене, так чтобы к стене прикасались лопатки, ягодицы и пятки. Расстояние между стеной и поясницей должно быть при нормальной осанке 2-2,5 см.  должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru