Исследовательская работа "Происхождение слов"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Оценка 4.6
doc
16.01.2020
Исследовательская работа "Происхождение слов"
Происхождение слов.doc

 

XII региональная исследовательская конференция учащихся

«Первые шаги»

 

 

 

«Происхождение слов»

(секция «Русский язык»)

6cf764dffc8502cc19ae04edea47e7a2

 

 

                                                                              Автор: Перевалов Данил,

                                                                              ученик 4Г класса

                                                                              МАОУ «СОШ № 99»

                                                                              Руководитель: Былкова М.В.

                                                                              учитель начальных классов

                                                                              МАОУ «СОШ № 99»

 

Новокузнецк

2017

 

I.      Введение.

   Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А. И.

   Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

   Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он людям помогал понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. [2,6]

Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы знакомимся с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения.

Я решил провести небольшое исследование в этой области. Тема моего исследования «Происхождение слов».

     Цель: найти объяснение к незнакомым и непонятным словам; выяснить их происхождение.

     Гипотеза: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.

   Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-         выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;

-         найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,

которые обозначают предметы или какие-то события;

-         выяснить происхождение слов с помощью различных информационных источников.

   Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.

В своей работе я использовал справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.

II. Основная часть.

Глава 1. Язык – основное средство общения людей. Происхождение слов.

    Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомобили, корабли, самолеты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык.

    Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. [1,10]

    По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (т.е. такие, которые взяты из других языков).

   Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствованных предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, бульдозер, балет и др.); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем). [2,26]

   Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др. [2,27]

   Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.

Я стал читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнал, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.

Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время [7]. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.

Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали [7]. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.

Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».

    Чтобы точно понимать значение каждого слова, я  читал литературные произведения в учебнике по литературному чтению, выписывал оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.

    Я обратился  к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым Н. Ю. Шведовой; орфографическому словарю для учащихся 1-4 классов; этимологическому словарю В. В. Волиной и др. 

     Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    Сыть – еда, пища. [4,57]

    Овин – строение, где сушат снопы перед молотьбой. [4,92]

У С. И. Ожегова: « строение для сушки снопов перед молотьбой» [5,442]

    Гувернантка – домашняя учительница, воспитательница. [4,126]

У С. И. Ожегова:  «гувернер – воспитатель детей, приглашенный в семью, часто иностранец». [5,148]

    Урядник – нижний полицейский чин в дореволюционной России. [4,170]

      Глава 2. Этимология и фразеология.

     2.1. Этимология.

   Задумывались вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла?

   Поиском ответов на эти вопросы занимаются ЭТИМОЛОГИЯ ( в переводе с греческого – наука о значении и происхождении слов) и ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении устойчивых выражений).

   А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей. Эта мудрость пережила века.

   Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. « Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы речь не была «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

   А   что значит – «знать слова»? … Как этого добиться? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну… [3,3]

   Чтобы разгадать секреты названий животных, надо быть внимательным, наблюдательным, много знать о звериных повадках.

    Многие животные получили свои названия по какому-либо основному признаку. Это может быть и голос, и внешний вид, и место обитания, и особенности питания.

    Так,  за голос назвали кукушкой кукушку, а петуха петухом.

    Внешний вид определил выбор имен у рябчика, зеленушки, лисы.

   Имя нередко бывает связано с любимым блюдом птицы или зверя. Например, одну и ту же крапчатую ворону в Сибири называют кедровкой, а в средней полосе России, где нет кедров, но есть немало других орехов, - ореховкой.

   Место обитания, особенности поведения также могли послужить основой для выбора названия…ласточка-береговушка, пескарь.

   Рассмотрим несколько примеров. [3,4]

   Вертишейка (вертиголовка)- вьет гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, птичка сумеет защитит свое потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Кому хочется близко познакомиться с разъяренной змеей?  [3,5]

    Гусеница – оказывается (с трудом можно в это поверить), что слово гусеница и усы – родственники.

    Тем не менее это так.

    По-болгарски гусеница – вусеница, по-украински – просто усеница. Примерно так же звучало и древнерусское слово, означавшее «волосатый червяк», «мохнатая личинка».

    А вот откуда потом г появилось, до сих пор неясно. То ли связь с гусем, то ли с гущерицей – ящерицей по-древнерусски. [3,6]

    Лиса-Патрикеевна – лиса – хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Это вы все знаете. А вот почему она названа именно лисицей, а в сказках еще и Патрикеевной, сейчас узнаете. Лиса образована от лис-. До сих пор кое-где у нас бытует выражение лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за желтую шерсть.

   А откуда странное отчество Патрикеевна? Патрикей – имя старинное, происходит от латинского патриций, то есть аристократ. Но в старину ц на Руси произносилось как к. Вот и получилось – Патрикей. Имя это давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь причем, ведь ей до аристократических манер далеко?

   Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей Нарумтвович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна. [3,10]

   Как и животные, растения чаще всего получали свои имена по какому-либо характерному признаку. [3,14]

   Например, лопух. Лопух, лопата. Трудно представить себе, что эти слова – родственники. Ну что может быть общего у лопаты с лопухом? Смешно!

    Нет, постойте. Древний корень лоп- обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовалось и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолета) тоже внешне похожа на лист. Теперь становится понятным и словечко лопоухий:человек с большими, как лопы (листья), ушами. Но все же советую так не дразниться, это неприлично.  [3,16]

     2. 2. Фразеология.

   Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

   Например, существуют слова: вода, не разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалиться, земля, сквозькак сквозь землю провалиться.Так из слов, вернее,  из сочетаний слов рождается большинство фразеологизмов.

    Слова теряют вдруг свои прежние значения:

    Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.

    Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

    Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. [3,42]

    Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Они – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

   Познакомимся с несколькими меткими словами и крылатыми выражениями.

   Баюшки-баю. Это выражение произошло от древнерусского глагола баять, то есть рассказывать. К этому же корню восходит известное слово байка. Таким образом, выражение баюшки-баю значит: рассказывать сказочки. [3,43]

   Время истекло. Почему мы так говорим? А вот послушайте.

   Свыше 2,5 тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

    Отсюда произошли и такие выражения, как «сколько воды утекло с тех пор» (как давно это было), «текущий год» и т.д. [3,46]

   Зарубить на носу. «Зарубить на носу» означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

   Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. [3,50]

    Ошеломить. «Он меня ошеломил», то есть чем-то сильно удивил, поразил. Пришло это выражение из старых времен, когда воины сражались в тяжелых доспехах. Если воина сильно ударяли по шелому (шлему), он терял сознание, падал и не мог биться. Его «ошеломили». [3,57]

2.3. Происхождение имен человека.

      Интересно происхождение имен человека. Рассмотрим некоторые из них.

      Александр – происходит от древнегреческих слов «алекс» - защищать и «андрос» - мужчина, то есть «защитник людей». [6,73]

      Владимир – имя славянского происхождения, включает в себя два корня: «влад» (владеть, власть) и «мир» (мирный, мир) – «владеющий миром». [6,74]

      Константин – в основе этого имени латинский корень, означающий: стойкий, постоянный. [6,76]

      Альбина – происходит от латинского слова «альба» - белая.

      Ангелина – имя древнегреческого происхождения, означающее: ангельская. [6,79]

      Елена – слово догреческого происхождения, возможно: избранная, светлая. [6,80]

III. Заключение.

   Работая над нашей темой, я понял, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.

Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.

Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение,  и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы. 

Считаю, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые были поставлены в начале выполнения работы, были решены. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:

·      незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;

·      для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации.

Моя работа помогла  узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Проведенное мною исследование имеет практическое значение. Думаю, что собранный мною материал поможет учащимся начальной школы для выяснения происхождения слов, обогатит их словарный запас.

Язык – и стар, и вечно нов!                                    

И это так прекрасно-

В огромном  море – море слов

Купаться ежечасно.      

                       А.Шибаев   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список использованных источников и литературы.  

   1. Бабайцева В. В. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений/В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 336 с.: ил.

   2.   Баранов М. Т. и др. Русский язык: справ. Материалы: Учеб. Пособие для учащихся/ М. Т. Баранов, Т. А. костяева, А. В. Прудникова; под ред. Н. М. Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

   3.  Волина В. В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 96 с.: ил.

   4.   Литературное чтение……..

   5.   Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998. – 944 стр.

   6.   Орфографический словарь для учащихся 1-4 классов, 2001. Составитель Н. Г. Кувашова.

   7.   http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.  Приложение.  

1.     Словарь незнакомых слов.  

Быстрина – место течения реки (очень быстрого). [4, II, 39]

Веры – разные виды насекомых.    [4, II, 103]    

Гувернантка – домашняя учительница, воспитательница.   [4, I, 126]

Глоть – горло.  [4, I, 131]

Дымка – легкая пелена.   [4, II, 152]

Зыбкий – имеющий неясные очертания.    [4, I, 103]

Композиция – построение, взаимное расположение частей целого.

 [4, I, 8]

Куртина – отдельно стоящая группа деревьев и кустов.   [4, II, 128]

Кумир – предмет почитания, поклонения. [4, II, 167]

Мустанг – одичавшая домашняя лошадь. [4, I, 167]

Пампасы – название южноамериканских степей. [4, I, 167]

Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья. [4, I, 162]

Сабантуй – башкирский и татарский праздник. [4, I, 11]

Телогрейка – старинная русская одежда. [4, II, 39]

Урядник – нижний полицейский чин в дореволюционной России.

[4, I, 170]

Чубарый – пестрый, пятнистый. [4, II, 156]

Яровчатые – сделанные из дерева явора. [4, I, 66]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Фото и картинки.

 

    кукушка         петух

 

      вертишейка  гусеница

 

                лопух

 

 

       водяные часы

           

 

 

        

Зарубить на носу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"

Исследовательская работа "Происхождение слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020