Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Оценка 4.9
doc
16.01.2020
Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"
Путешествие в мир бактерий.doc

научно – практическая конференция

«Первые шаги юных исследователей в науку»

 

 

 

«Путешествие в мир бактерий»

(секция «Биология»)

 

 

                                                                              Автор: Лопатин Максим,

                                                                              ученик 5А класса

                                                                              МАОУ «СОШ № 99»

                                                                              Руководитель: Былкова М.В.

                                                                              учитель начальных классов

                                                                              МАОУ «СОШ № 99»

 

Новокузнецк

2018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

I.      Введение                                                                                         2 - 3

II.   Основная часть

1.    Из истории возникновения бактерий.                                 3 - 5

2.    Распространение бактерий в природе.                               5 - 6

3.    Какие бывают бактерии.                                                      6 - 9

4.    Роль бактерий в жизни человека.                                      9 - 11                 

5.    Инфекционные болезни. Что такое иммунитет?             11 - 13

6.    Социальный опрос обучающихся 5 классов.                        13

7.    Опыт «Сенная палочка».                                                 14 - 15

III.             Заключение.                                                                                 15

IV.            Список литературы.                                                                    16

V.   Приложения.                                                                              17 - 21

I.     Введение

    Оказывается, на планете Земля нет места, где бы ни встречались бактерии…

    Бактерии –  это мельчайшие живые существа, которые нельзя увидеть невооружённым глазом. Это одна из простейших форм жизни. Бактерии больше похожи на растения, чем на животных. [7, 30] Это очень древние организмы, появившиеся около трёх миллиардов лет назад. В природе бактерии встречаются везде и всюду, и выполняют на планете громадную работу.

     Мне стало очень интересно: какие они бактерии, где живут, чем питаются, и неужели они все такие вредные и опасные?

    С каждым годом возрастает количество людей, имеющих изменения в здоровье, наблюдается постоянный рост уровня заболеваний среди школьников. Поэтому актуальной становится проблема развития представлений детей о здоровом образе жизни.

   Цель  исследования: выяснить, что такое - бактерии, какие бывают бактерии, какова их роль в жизни человека.

   Задачи:

1. Изучение жизни микроорганизмов; расширение словарного запаса.

2. Изучение  устройства микроскопа, проведение исследования.

3. Развитие интереса к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

   Гипотеза: если бактерии распространены повсеместно, значит ли это, что человек подвержен постоянной угрозе с их стороны?

   Методы исследования:

  • теоретические: изучение источников информации.
  • практические: опыты, наблюдение.

   Вид проекта:

  • исследовательский
  • информационный

   Этапы исследования:

1.“Открытие” значения слов: бактерии, микробы, микроорганизмы и др.

2. Изучение истории открытия микроорганизмов и видов бактерий.

3. Изучение роли бактерий в жизни человека.

4. Проведение наблюдения.

5. Как избежать инфекционных болезней.

II.  Основная часть

1.    Из истории возникновения бактерий.

    Первые жители Земли – микробы - появились около 4 миллиардов лет назад. Два миллиарда лет они оставались единственными жителями Земли. Микробы приспособились устраивать целые «поселения» внутри крупных организмов, благополучно размножаясь в этой богатой питательными веществами среде.

   Бактерии – «граждане мира», т.е. их можно найти на всех материках. Развиваясь в различных экологических условиях, бактерии приноровились к ним. Многие из них могут существовать в чрезвычайных условиях, в которых другие организмы не выживают: в глубоком вакууме, при температуре до +90˚ С, в растворах кислот… [8, 28]

   1683 год можно считать годом рождения науки о микроорганизмах – микробиологии. В этот год в голландском городе Делфте Антони ванн Левенгук впервые увидел бактерии, о чем сообщил письмом в Лондонское королевское общество.

    С 1680 года Левенгук стал членом этого общества, в которое принимали только выдающихся ученых. Он не был профессиональным ученым, а занимался торговлей.  Не получив в свое время образования, он достиг феноменальных  успехов только благодаря своему таланту и необычайному трудолюбию.…Самое важное его открытие - мир микроорганизмов. Эти наблюдения были сделаны при помощи оптических приборов, которые Левенгук изготовлял сам лично.

   Будучи еще молодым, он научился делать увеличительные стекла, заинтересовался этим и добился большого мастерства. Он создал первый «микроскоп».

  С открытием ознакомился Петр I; во время пребывания в Голландии он пригласил к себе ученого и тот показал русскому царю свои наблюдения и опыты. [8, 28]

   Микроскоп – прибор, используемый для того, чтобы рассматривать мелкие предметы. Он увеличивает предметы, т.е. заставляет их казаться более крупными. Предметы, которые не видны невооруженным глазом, называются микроскопическими. Многие микроскопические растения и животные, включая бактерии, можно увидеть через микроскоп. [7, 220]

   Левенгук часто в своей работе использовал увеличительное стекло для определения качества ткани. Как-то раз он рассматривал капельку дождевой воды и вдруг испугался – торговец увидел в капле множество каких-то неведомых мелких частиц. Это были бактерии. В течение 20 лет он ходил к оптикам и обучался у них искусству обтачивать и шлифовать стекла. Он посещал алхимиков и аптекарей. Это был необыкновенно настойчивый и упорный человек. Он изготовил самые лучшие линзы того времени и вставил их в небольшие оправы из меди. Левенгук смотрел через линзы на все, что попадалось ему на глаза. Целыми днями ученый рассматривал строение собственной кожи, глаз животных, различных волосков и т.д.

   Левенгук открыл неизвестный мир живых существ - микроорганизмов, которые играют важную роль в природе и в жизни.

   Подумать только, что с того времени прошло более трех столетий. За это время ученые многое узнали о жизни бактерий. Современная наука ушла далеко вперед.

   Что же означает понятие бактерии?

    Отправимся в Царство бактерий – мельчайших одноклеточных организмов. Тем более что для этого далеко ходить не надо – бактерии встречаются повсюду. По-гречески «бактерион» - палочка. Если посмотреть сквозь линзу микроскопа, можно увидеть, что многие бактерии похожи на палочки. Но встречаются шаровидные и другие формы. В клетках бактерий нет ядер! Именно поэтому их называют доядерными организмами. Этим они отличаются от других организмов. Бактерии выделяют в отдельное Царство. [6, 61]

   Бактерия – одноклеточный организм. Она окружена клеточной оболочкой и защитной внешней капсулой. У некоторых бактерий есть усики, с помощью них они передвигаются или прикрепляются к другим клеткам.

2.    Распространение бактерий в природе.

   Бактерии довольно быстро размножаются. Некоторые из них делятся надвое через каждые 20 минут. За считанные часы из одной такой бактерии образуется несколько миллионов новых бактерий.

   Бактерия – самая  распространенная форма жизни на Земле. Она состоит только из одной клетки, причем имеет свойства  животных и растений. Эти микроорганизмы обитают во рту, носу, кишечнике всех живых существ. Даже в организме человека. Некоторые бактерии обитают в опавших листьях деревьев, мертвых деревьях и костях погибших животных.

   Большая часть бактерий погибает при очень высоких температурах, но существуют и такие, которые могут существовать в жарких средах. Рост микроорганизмов притормаживается при замораживании. Но удивительно то, что замораживание не убивает их полностью. Все очень просто – бактерии определенное время будут пассивны. Бактерии были найдены в замерших, соляных залежах, которым сотни миллионов лет. При изучении этих бактерий, ученые удивились – они  ожили. [3, 393]

    В каждом из Царств есть свои карлики – одноклеточные организмы. Размеры этих «крошек» составляют сотые и тысячные доли миллиметра! Если хотите представить, до какой степени малы бактерии, стоит только сказать, что в одном  кубическом сантиметре может поселиться до 600 миллиардов бактерий! [6,71]

   Бактерии всех видов, очень долгое время обитающие на одной и той же территории или в одном и том же пространстве, создают  определенную группу бактерий или бактериоценоз.

   Таких бактериоценозов на нашей планете можно найти огромное количество. Существует бактериоценоз всей Земли, континента, океана, леса, озера и т.д. Даже в обыкновенном пакетике кефира мы можем обнаружить бактериоценоз. В организме болеющего человека также существует бактериоценоз. [6,106]

   Бактерии образуют споры, которые служат для сохранения вида. Как уже говорилось, микроорганизмы  имеют способность существовать в струях гейзеров с температурой 105 С, в очень соленых озерах, глубоко на морском дне, и даже в мерзлоте Арктики. [1, 25]

3.    Какие бывают бактерии

    Бактерии – мельчайшие, просто устроенные организмы, видимые только при больших увеличениях. По форме различают бактерии: кокки, которые имеют форму шара, бациллы - больше похожи на палочки, а вибрионы – на согнутые палочки. [1, 24]

   Бывают бактерии сапрофиты и паразиты. Сапрофиты питаются мертвым органическим веществом, а сами вырабатывают минеральные. Эти бактерии играют огромнейшую  роль во многих процессах Земли. Без таких бактерий не было бы кефира и простокваши. А бактерии-паразиты образуют свои сообщества в живых организмах-хозяевах и питаются их живым органическим веществом. Эти бактерии способны возбудить болезни, которые очень опасны для живого организма. Известно, что  бактерии  любят, где грязно. Но они боятся кипятка и чистоты. Поэтому очень важно соблюдать личную гигиену. [6,61]

   При употреблении в пищу овощей и фруктов, необходимо ошпарить их кипятком. Наука, которая изучает  бактерии, называется микробиологией.  По- гречески «микрос» - малый, «биос» - жизнь. Одним из создателей современной микробиологии  является  французский ученый Луи Пастер. [6, 63]

   Микробов огромное количество и обо всех не рассказать, я расскажу о тех, которые меня больше всего заинтересовали.

   Светящиеся бактерии

   Еще в 1960-е годы ученые узнали, что бактерии способны передавать определенную информацию. Именно к этому выводу пришли ученые, когда изучали  поведение морских светящихся бактерий. Данные микробы паразитируют в органе свечения каракатицы и излучают свет. Благодаря “фонарику”, который врос  в ее тело, животное обнаруживает пищу и ищет врагов.

   На самом дне океана, там, куда не всегда поступает  солнечный свет, живут загадочные  рыбы. Эти животные  научились  существовать в непроглядной темноте и сами освещают себе дорогу особыми выростами тела. Но необходимо знать о том, что  светятся не рыбы, а бактерии, которые живут в  выростах на поверхности тела рыб.

   Интересно то, светящиеся бактерии излучают зеленый или голубоватый свет.

Поэтому они очень хорошо заметны в темноте.

   Светящиеся микроорганизмы  вызывали суеверные представления о «чудесах», когда люди наблюдали свечение моря, рыб. [1, 26]

   Биолюминисценсия – видимое свечение живых организмов, связанное с процессами их жизнедеятельности. Кроме бактерий наблюдается свойство свечения  у грибов, а также у разных типов животных.

   Удивительное зрелище - свечение моря. Оказалось, что оно объясняется результатом жизнедеятельности особых микробов. Свечение у них – это особая форма освобождения энергии при окислительных процессах.

   Известный ученый Чарльз Дарвин во время путешествия на корабле описывал:

   « Дул свежий ветер, и каждая волна с пенистым гребнем наверху светилась бледным фосфорическим светом. Перед носом корабля… вздымались две струи как бы из жидкого фосфора, а сзади тянулся светлый след, напоминая Млечный путь…»

   Свечение микроорганизмов – фотобактерий можно наблюдать на Крайнем Севере. Великий путешественник [1, 40] Ф. Нансен во время полярной экспедиции видел в лунках, пробитых во льду Ледовитого океана, свечение воды.

   Чаще всего светящиеся микробы живут в морской воде. Когда вода смывает светящихся микробов с поверхности рыб или животных, можно наблюдать изумительную картину светящегося моря. Зрелище необыкновенное![1, 41]

   Вредные и полезные

   Микрофлора организма человека “весит” до 1,5 кг. Организм человека представляет для бактерий удобное  пространство для обитания.  Они живут на коже человека, на слизистых оболочках организма, а также в органах пищеварительной системы. Они являются нашими помощниками и защитниками.

  “Вредные” микробы – также чувствуют себя в теле человека комфортно, а при ослаблении иммунитета провоцируют разные заболевания. Эти бактерии способны передавться от человека к человеку через зараженную пищу, часто с питьевой водой, с вдыхаемыми капельками влаги, попавшими в воздух при чихании, кашле, при разговоре больного и т.д.   Важно знать, что бактерии могут вызывать большое количество инфекционных заболеваний.

Что же нужно делать, чтобы бактерии стали безопасны для человека?

  • Знать правила личной гигиены.
  • Мыть руки с мылом.
  • Не пить сырую воду.
  • Чистить зубы и регулярно посещать стоматолога.
  • Надо гулять на свежем воздухе.

Молочнокислые бактерии

   Давайте вспомним кефир, прокисшее молоко, кумыс, простоквашу, сметану, творог, сыр. Этих полезных молочных продуктов не было бы, если бы не молочнокислые бактерии. Попадая в молоко, эти организмы начинают бродить и превращать молочный сахар в молочную кислоту.

   Микроорганизмы играют на Земле огромнейшую роль. Ведь именно бактерии помогают превратить органические вещества в неорганические, очищают  от мусора.

4.    Роль бактерий в жизни человека

   На нашей планете обитают тысячи видов бактерий. Множество бактерий можно встретить в окружающей нас среде. Многие из них селятся в почве. Они помогают  разлагаться  тканям  умерших животных и растений, при этом делают почву плодородной. Некоторые бактерии живут даже внутри нашего тела – они помогают нам переваривать пищу. [7, 30]

   Мир, в котором мы живем, густо заселен различными микроорганизмами.  На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Если предположить, что все эти бактерии вредны для человека, маловероятно, что люди смогли бы выжить в таком окружении. Но мы уже знаем, что многие бактерии полезны для человека. Например, в кишечнике они синтезируют органические вещества. А гнилостные бактерии можно назвать «природными санитарами». Они поддерживают круговорот веществ в природе.

   Существуют  бактерии, которые помогают человеку изготавливать шелк, обрабатывать кофе, табак и др.

   В наше время появилась новая отрасль биологической науки – генная инженерия. С помощью бактерий ученые получают  инсулин  и другие  вещества, которые необходимы для лечения многих болезней.

   Интересная  группа  бактерий – поджигатели. При обильном питании бактерии (микробы) способны выделять в окружающую среду огромное количество  тепла. Можно пронаблюдать следующее: если тепло накапливается в закрытом пространстве (например, в стоге сена), то полусухая трава разогревается, обугливается и может стать непригодной для кормления скота, ее кормовые качества теряются.

   Свойство самонагревания люди используют  для парников, выделки кожи. Причем самым главным условием для самонагревания является влажность.

 [1, 27]

   Бактерии гниения и почвенные бактерии разрушают сложные органические вещества, превращая их в простые минеральные. Наблюдается круговорот веществ в природе.

   Промышленность, сельское хозяйство, медицина – отрасли, которые используют бактерии в своей работе. [5, 59]

   Бактерии получают пищу и энергию, расщепляя все виды живых и мёртвых организмов; в отличие от других существ, многие бактерии могут обходиться без кислорода.

    Как мы уже говорили, не все бактерии вредны. Некоторые из них способствуют поддержанию плодородных свойств почвы, другие используются при производстве йогурта и других пищевых продуктов.

[2, 242]

   Большинство бактерий  являются безвредными и полезными для жизни. Они связаны с жизнью человека. Бактерии необходимы для брожения при производстве определенных продуктов питания, напитков и некоторой промышленной продукции. [3, 394]

   Процессы брожения находят  большое применение. Благодаря молочнокислым бактериям получают многие продукты. Например, силос, сенаж – ценные корма для животноводства. Или  продукты питания – квашеную капусту, соленые огурцы, кефир и т.д. Спиртовое брожение лежит в основе получения вин, пива. С помощью микроорганизмов получают муравьиную, молочную кислоты, ацетон, некоторые спирты. [8, 62]

5.    Инфекционные болезни. Что такое иммунитет?

    Люди, которые не соблюдают правила личной гигиены, никому не нравятся, никто их не любит. Быть таким стыдно и некрасиво. А еще и опасно. [4, 64] Ведь вокруг нас живет множество микробов. Они есть в воздухе, которым мы дышим, на вещах, которые мы трогаем, и даже на нашей собственной коже.

   Просто так, без микроскопа, их не увидишь – микробы очень маленькие. Среди них есть и вредные, они могут вызвать у человека какую-нибудь болезнь. [4, 65]

   Человек получает в дар от природы удивительную вещь – организм, который умеет сам себя регулировать, хорошо приспосабливается к разным переменам в окружающем мире.

   Наш  организм не всегда может справиться с болезнью самостоятельно. И тогда врачи помогают ему лекарствами. Особенно когда речь идет об инфекционных болезнях.

   Что это такое? Это болезни, вызванные вредными болезнетворными микробами, которых не увидишь без микроскопа. На каждую болезнь – свой микроб - возбудитель. [4, 188]

   Интересно то, что если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже, как правило, больше ею не болеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни – иммунитет.

   Врачи решили использовать это удивительное свойство организма и придумали прививки, которые защищают нас от опасных болезней. Прививка – это введение в организм специального медицинского препарата из убитых или ослабленных микробов.

   Называется этот препарат вакциной.  [4, 189]

   При введении препарата в кровь человека, организм начинает действовать, как при обычной болезни. Он включает свои защитные силы. Эти силы  борются с микробами. Организм  побеждает – ведь эти микробы уже ослаблены.

   Встреча с настоящей инфекцией теперь не страшна. [4, 190]

   В каждом доме хранится целый набор «оружия»  против микробов – домашняя аптечка. Но микробы не хотят уступать. В середине 20 века, после появления антибиотиков, многие инфекционные болезни были побеждены.

   Но микробы оказались живучей, чем представляли ученые.

   Грипп, СПИД и столбняк – разные виды инфекционных заболеваний. Их вызывают бактерии и вирусы – болезнетворные микроорганизмы, которые, попав в организм, начинают бурно развиваться. Инфекционные болезни передаются от человека к человеку, например при вдыхании микробов при кашле и чихании. Инфекционная болезнь способна поражать  большое количество людей. Такую вспышку болезни  называют эпидемией.

   Иммунная система.

   Иммунная система делает организм человека невосприимчивым к возбудителям болезней и отдельным видам ядов, «следит» за чистотой крови и тканей тела.

   Бактерии и вирусы постоянно попадают в наш организм  - через дыхательные пути, с пищей, через царапины и раны.  Лимфоциты помогают белым кровяным тельцам уничтожать микробов путём их поглощения.

   Когда бактерия попадает в организм, вызывая заболевание, так называемые клетки памяти запоминают его антигены. При повторном попадании в организм бактерии клетки памяти быстро приводят в действие иммунную систему для борьбы с болезнью. Эта защита от заболеваний и называется иммунитетом.

   Английский врач Эдвард Дженнер (1749 - 1823) разработал технологию вакцинации. В 1796 году он впервые привил своим пациентам безопасную форму оспы, чтобы предотвратить смертельную болезнь.  [2, 152]

   Большинство бактерий совершенно безвредны, однако некоторые из них вызывают инфекции.

   Такие бактерии называются микробами. Прыщи и нарывы возникают из-за бактерий. Попадание некоторых бактерий в организм человека смертельно опасно. Существуют специальные лекарства – антибиотики, такие, как пенициллин, которые уничтожают бактерии. Бактерии быстро размножаются, приспосабливаются,  поэтому  и  появляются новые виды бактерий, которые не чувствительны  к лекарствам. Для борьбы с ними приходится создавать новые. [7, 30]

6.    Социальный опрос обучающихся 5 классов.

   Мною был проведен социальный опрос обучающихся 5 классов нашей школы. Цель: анализ знаний учащихся о мире бактерий.

   Ребятам были предложены следующие вопросы:

1.    Знаете ли вы о существовании бактерий?

2.    Какими вы их представляете?

3.    Где живут бактерии?

4.    Могут ли бактерии быть полезными для человека?

5.    Соблюдаете ли вы правила личной гигиены?

   100 % опрошенных ребят знают о существовании бактерий. Обучающиеся представляют их маленькими, грязными; представляют, где они живут. 88% считают, что бактерии могут быть полезными для человека; 11 % считают, что бактерии не могут приносить человеку пользу. 91,6 % соблюдают правила личной гигиены. Не всегда соблюдают данные правила – 8 %.

   Результаты социального опроса представлены на диаграмме.

7.    Опыт «Сенная палочка»

   В ходе исследования был проведен опыт для получения сенной палочки.

   Сенная палочка  — вид почвенных бактерий. Первоначально эти бактерии были описаны в 1835  Эренбергом.

   Сенная бактерия или сенная палочка принадлежит к числу очень распространенных в природе бактерий и давно известна в науке. Название свое этот организм получил от того, что в старину изолировался исключительно из прокипяченных и закупоренных ватной пробкой сенных отваров через некоторое время после кипячения. Сенная палочка крупный, прямой, бесцветный бацилл с тупо закругленными концами. Она очень устойчива по отношению к различным внешним факторам. Особенно хорошо выдерживают споры данного  бацилла высокую температуру. Если профильтрованный настой сена прокипятить 1/2 часа в колбе, хорошо закупоренной еще до кипячения ватной пробкой и после кипячения не открывать колбы, то через 12 дня отвар помутнеет и в нем скоро разовьется пышная культура сенной палочки из спор, которые были в настое еще до кипячения, не погибли в момент нагревания и легко перенесли температуру в 100°С в течение получаса.

   Сенная палочка широко распространена в природе; ее можно обнаружить в почве, на растениях, на пищевых продуктах, в воздушной пыли. Она не вызывает заболеваний человека и животных, но нередко является причиной порчи пищевых продуктов.

   Я решил попробовать получить сенную палочку в домашних условиях. Сначала я получил настой – залил кипятком небольшое количество сена. Затем профильтровал данный настой и наполнил им колбу. Данную колбу плотно закупорил и поставил кипятить. Прокипятил 30 минут и поставил в теплое место. Полученный настой простоял в теплом месте 5 дней. Результаты не заставили себя ждать. На поверхности настоя я увидел пленку. С помощью иголки я перенес пленку на предметное стекло микроскопа, закрыл покровным стеклом и стал рассматривать. Каково было мое удивление! Мой опыт удался! Я увидел бактерии. Это была сенная палочка.

   Вывод. 

   Споры сенной палочки в настое сена выдерживают кипячение и не погибают, в то время как клетки и споры других микроорганизмов погибают.

   Сенная палочка подавляет развитие болезнетворных микробов: сальмонелл, стрептококков, стафилококков и других. Например, животные периодически употребляют в пищу определенный сорт растений. Это не случайно. Выработанный рефлекс животных помогает  обогатить их организм витаминами и способствует попаданию в него спор сенной палочки, которая уничтожает патогенную флору и повышает иммунитет животных.

III.           Заключение.

   Прочитав книги о бактериях, проведя исследование, я понял: микробы - это очень маленькие микроорганизмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа.

   На земле огромное количество микроорганизмов. Микробы встречаются везде: в пустыне и в океане, в горах и в поле, и даже у нас в организме. Они очень живучи и вездесущи.

   Микробы бывают полезные и вредные для человека. С вредными бактериями человек может бороться.

   Бактерии участвуют в круговороте веществ, разлагают  орга­нические вещества до неорганических, пополняют  тем самым запас питатель­ных веществ для растений. Без бактерий жизнь на Земле была бы невозмож­на. В жизни человека бактерии играют положительную и отрицательную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            Список литературы

1. Биология / Сост. З. А. Власовой. М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ - С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995. – 576 с. (справочник школьника).

2. Большая иллюст-я энциклопедия шк-ка/ Пер. с англ. В Гибадуллина, М. Красновой, Е. Перемышлева, А. Филонова – М.: изд-во «Махаон», 2010 – 500 с., ил.

3. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. А. Ликум. «Ключ-С». Филологическое общество «Слово» АСТ, Москва. – 1997.

4. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: 1 – 4-й кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А. В. Гостюшин. – М.: АСТ: Астрель,2006.-253, (3) с.: ил.

Почему надо умываться.

5. Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В. В. Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 141 с.

6. Рянжин Сергей Валентинович Экологический букварь. Санкт-Петербург, Пит – Тал, 1996.

Царство бактерий.

7. Хочу всё знать! Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта / Пер. с англ. А. Зыковой, К. Малькова, О. Озеровой – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 440 с., ил.

8. Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с.

 

 

 

 

 

 

V.  Приложения

Сенная палочка

8ojjly6autLevenguk

Антони ванн Левенгук

478_10stroenie-mikroorganizmov-5

 

микроскоп                                                    виды бактерий

no-translate-detected_318-36160

             В 1 кубическом см – 600 миллиардов бактерий

 

 

%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84

0734_001Луи Пастер

098051nyan-02-pic668-668x444-45113

vibrioimgpreview?key=21806ea4d5bea965&mb=imgdb_preview_1162

             светящиеся бактерии                                Чарльз Дарвин

 

2020339cream-prostokvashino-3

i?id=9a2f9bb4d38a1725ea86096ca366e3ca-l&n=13tvorognaya-dieta

                               молочные продукты

природа

  

мир неживой природы

мир живой природы

                 


  

царство бактерий

царство животных

           


царство грибов

царство растений

 

Социальный опрос обучающихся 5 классов.

 

 

Опыт «Сенная палочка»

 

  

 

 

 

 

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"

Исследовательская работа "Путешествие в мир растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020