ХХV РАЙОННЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ
«ТЕОРЕМА ВАРИНЬОНА»
2022 год |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Пьер Вариньон и его теорема………………………………………….…….5
1.2 Следствия из теоремы Вариньона…….…………………………… …...…..6
1.3 Теорема Эйлера и теорема о бабочках ……………………………………..8
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Задачи из школьного курса геометрии…………….………………..………9
2.2 Конкурсные задачи…………..………..……………...…………………..…..9
2.3 Разбор задач с использованием теоремы Вариньона и без её использования………………………………………………………………....…12
2.4 Социологические исследования……………………………………...…….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….16
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…17
ВВЕДЕНИЕ
В 21 век, в век информационных технологий, главным ресурсом является время. Большую часть времени у нас занимает обучение в школе и приготовление домашнего задания. Одним из самых сложных предметов в школе является геометрия. В частности, задачи на доказательство требуют значительной траты времени, поэтому у многих отсутствует интерес к решению подобных заданий.
В теме «Четырехугольники» эту проблему может решить использование теоремы Вариньона. Почти каждая геометрическая задача нестандартна. Параллелограмм Вариньона — надёжный помощник в решении геометрических задач различной сложности. Пьер Вариньон – французский математик и механик 18 века, который первым доказал, что середины сторон выпуклого четырехугольника являются вершинами параллелограмма. Более подробному изучению этой теоремы, которая будет экономить моё время и время моих друзей, я и решила посвятить свою исследовательскую работу. Я захотела убедиться в том, что теорема Вариньона и ее следствия — надёжные помощники в решении геометрических задач различной сложности.
Гипотеза: теорема Вариньона и следствия из нее помогают решать геометрические задачи быстрым способом.
Объект исследования: теорема Вариньона и следствия из нее.
Предмет исследования: планиметрические задачи с использованием теоремы Вариньона для решения.
Цель исследования: проверить помогают ли знания о теореме Вариньона и ее следствий решать задачи с наименьшими временными затратами.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал: параллелограмм Вариньона,
бимедианы четырехугольника, теорема Вариньона и следствия из нее.
2. Рассмотреть различные приемы решения планиметрических задач
3. Сравнить решения одной и той же задачи, применяя теорему Вариньона и традиционный подход.
4. Выяснить практическое применение данной теоремы в задачах по геометрии школьного курса и в конкурсных задачах.
5. Сравнить количество времени, необходимое для решения задач традиционным способом и используя теорему Вариньона.
6. Показать решение олимпиадных заданий с помощью параллелограмма Вариньона.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации о параллелограмме Вариньона, выполнение чертежей к задачам, осмысление собранной информации.
Практическая
значимость исследования: подбор и
обобщение информации о параллелограмме Вариньона могут быть представлены
школьникам и учителям для проведения практических занятий на элективных курсах
с учащимися выпускных классов и при подготовке к Единому Государственному
Экзамену и поступлению в ВУЗ. Также изучение данной темы поможет более глубоко
подготовиться к вступительным экзаменам и успешному участию в математических
конкурсах и олимпиадах.
Актуальность темы:
1. Применение опыта решения планиметрических задач с использованием теоремы Вариньона и следствий из нее помогает повысить уровень логической культуры.
2. Изучение данной темы поможет подготовиться к успешному участию в математических конкурсах и олимпиадах.
3. Данная работа может быть использована для проведения практических занятий на элективных курсах с учащимися выпускных классов и при подготовке к Единому Государственному Экзамену и поступлению в ВУЗ.
I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Пьер Вариньон и его теорема
Пьер Вариньон, французский механик и инженер, член Парижской Академии наук, профессор математики коллежа Мазарини, родился во Франции в 1654 году. Обучался в иезуитском коллеже и университете в Кане, где стал магистром в 1682 году. Вариньон готовился к религиозной деятельности, но, изучая сочинения Эвклида и Декарта, увлекся математикой и механикой. Труды Вариньона посвящены теоретической механике, анализу бесконечно малых, геометрии, гидромеханике и физике. Вариньон был другом Ньютона, Лейбница и Бернулли (Приложение 1).
Вариньон написал учебник по элементарной геометрии, изданный в 1731 году, в котором впервые использовалось определение бимедиан четырехугольника. Бимедианы четырехугольника – это отрезки, соединяющие середины противоположных сторон. А параллелограмм KLMN называется параллелограммом Вариньона данного четырехугольника ABCD. (Приложение 2). В вышесказанном учебнике также приводилось доказательство теоремы Вариньона.
Теорема: Четырехугольник, образованный путем последовательного соединения середин сторон выпуклого четырехугольника, является параллелограммом, и его площадь равна половине площади данного четырехугольника (Приложение 3)
Дано: ABCD – выпуклый четырехугольник; AK=KB; BL=LC; CM=MD; AN=ND
Доказать: 1) KLMN – параллелограмм; 2) SKLMN= SABCD/2
Доказательство: 1) Рассмотрим одну из сторон четырехугольника KLMN , например KL . Так как KL является средней линией треугольника ABC , то KL ║AC . По тем причинам MN ║AC . Следовательно, KL ║NM и KL= MN= AC/2 . Тогда KLMN - параллелограмм.
2) Средняя линия треугольника отсекает от него треугольник, площадь которого в четыре раза меньше площади исходного треугольника. Поэтому
сама сумма площадей первого и третьего треугольников равна четверти площади всего четырехугольника. То же и относительно суммы площадей второго и четвертого треугольников. Поэтому площадь параллелограмма KLMN составляет половину площади четырехугольника ABCD. Теорема доказана.
1.2 Следствия из теоремы Вариньона
Следствие 1 Параллелограмм Вариньона является ромбом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали равны 2) бимедианы перпендикулярны (Приложение 3)
1) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC=BD.
Доказать: KLMN – ромб.
Доказательство: Так как AC=BD (диагонали исходного четырехугольника равны по условию), то стороны параллелограмма Вариньона будут равны KL=LM=MN=NK (используя свойство средних линий треугольников, образованных при пересечении диагоналей исходного четырехугольника). Параллелограмм c равными сторонами является ромбом.
2) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM LN
Доказать: KLMN – ромб.
Доказательство: Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм является ромбом (по признаку ромба). Что и требовалось доказать.
Следствие 2 Параллелограмм Вариньона является прямоугольником тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали перпендикулярны 2) бимедианы равны (Приложение 4)
1) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC BD.
Доказать: KLMN – прямоугольник.
Доказательство: Так как диагонали AC и BD – перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут перпендикулярны. Следовательно,
параллелограмм Вариньона является прямоугольником. Что и требовалось доказать.
2) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM = LN
Доказать: KLMN – прямоугольник.
Доказательство: Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм является прямоугольником (по признаку прямоугольника).Что и требовалось доказать.
Следствие 3 Параллелограмм Вариньона является квадратом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали равны и перпендикулярны; 2) бимедианы равны и перпендикулярны (Приложение 4)
1) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC BD; АС=ВD
Доказать: KLMN – квадрат.
Доказательство: Так как диагонали исходного четырехугольника AC и BD равны и перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут равны и перпендикулярны. Следовательно, параллелограмм Вариньона является квадратом. Что и требовалось доказать.
2) Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM=LN;KM LN
Доказать: KLMN – квадрат.
Доказательство: Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм является квадратом (по признаку квадрата). Что и требовалось доказать.
Следствие 4 Бимедианы четырехугольника и отрезок, соединяющий середины диагоналей, пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам. (Приложение 5)
Доказательство: Пусть KM и LN – бимедианы ABCD, PQ – отрезок, соединяющий середины диагоналей АС и BD. То, что бимедианы KM и LN точкой пересечения делятся пополам, следует из того, что эти отрезки являются диагоналями параллелограмма Вариньона. Поэтому
нам достаточно доказать, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам (обращаем внимание на то, что в невыпуклом четырехугольнике одна из диагоналей расположена вне четырехугольника). Используя теорему о средней линии треугольника для соответствующих треугольников, имеем: LQ║ CD║ PN и PL║ AB║ NQ. Тем самым, PLQN – параллелограмм. По свойству параллелограмма следует, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам. Что и требовалось доказать.
1.3 Теорема Эйлера и теорема о бабочках
Теорема Эйлера: Для четырехугольника сумма квадратов всех сторон равна сумме квадратов диагоналей плюс учетверённый квадрат отрезка, соединяющего середины диагоналей, то есть . (Приложение 6)
Доказательство: Уже было отмечено что LPNQ – параллелограмм. Поэтому . В последнем равенстве мы дважды воспользовались теоремой о средней линии треугольника. Аналогично для параллелограмма KPMQ имеем: .
Кроме того, . Так как KLMN – параллелограмм Вариньона четырехугольника ABCD . Складывая первые два равенства и учитывая последнее, получаем соотношение Эйлера.
Теорема о бабочках: Суммы площадей накрест лежащих четырехугольников, образованных пересечением бимедиан LN и KM выпуклого четырехугольника ABCD равны. (Приложение 7)
Доказательство: Воспользуемся теоремой о средней линии треугольника. Получаем:
Что и требовалось доказать.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Задачи из школьного курса геометрии
Рассмотрим задачи на бимедианы четырехугольника и теорему Вариньона, которые встречаются в школьном курсе геометрии.
Задача 1. Докажите, что а) середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба. И наоборот, б) середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника.
Доказательство:
а) Диагонали прямоугольника равны, поэтому середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1);
Стороны прямоугольника перпендикулярны, поэтому бимедианы перпендикулярны, тогда середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1).
б) диагонали ромба перпендикулярны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 2);
Стороны ромба равны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 2).
Задача 2. У четырехугольника диагонали равны a и b. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
Решение: Периметр параллелограмма Вариньона равен a+ b .
2.2 Конкурсные задачи
Рассмотрим задачи на бимедианы четырехугольника и теорему Вариньона, которые взяты нами с различных математических конкурсов и олимпиад.
Задача 3. Докажите, что площадь параллелограмма, образованного прямыми, проходящими через вершины выпуклого четырехугольника и параллельными его диагоналям, в два раза больше площади исходного четырехугольника. (Приложение 8)
Доказательство: .
Так как AMOL, MONB, CKON, DKOL - параллелограммы, то
Отсюда получаем, что
.Что и требовалось доказать.
Задача 4. Все стороны выпуклого четырехугольника площади 1 разделены на 2n равных частей, а затем точки деления на противоположных сторонах соединены так, чтобы получилась «косоугольная шахматная доска», состоящая из белых и черных «клеток» (см. рис. при n= 2). Доказать, что сумма площадей всех белых «клеток» равна сумме площадей всех черных «клеток».(Приложение 9)
Доказательство: Из следствия 2 следует, что точки пересечения отрезков на этой доске делят каждый на равные части. Тогда в любом «маленьком» четырехугольнике, куда входят ровно две белые и две черные клетки, выполняются условия теоремы о бабочках. Нужное равенство установлено.
Задача 5. Докажите, что если диагонали четырехугольника равны, то его площадь равна произведению средних линий. (Приложение 10)
Доказательство: Так как диагонали AC = BD, параллелограмм Вариньона является ромбом, площадь ромба равна половине произведения его диагоналей. Что и требовалось доказать.
Задача 6. Докажите, что суммы площадей накрест лежащих четырехугольников, образованных пересечением бимедиан LN и KM выпуклого четырехугольника ABCD равны. (Приложение 11)
Доказательство: Воспользуемся теоремой о средней линии треугольника.
Получаем: SBKL + SDMN = (SABC + SADC)/4 = SABCD/4 = (SABD + SCBD)/4 = SAKN+SCLM
Что и требовалось доказать.
Задача 7. На продолжениях сторон выпуклого четырехугольника ABCD выбраны точки так, что и точка находится между и B,
точка B – между и C,
точка C – между и D, точка D –
между и . Докажите, что =
.
(Приложение
12)
Доказательство:
;;
;;;;
Отсюда получаем, что .
Задача
8. Пусть L и N –
середины противоположных сторон BC и
AD четырехугольника ABCD .
Доказать, что площадь четырехугольника LPNQ равна сумме площадей треугольников ABP и CQD. (Приложение 13)
Доказательство: Покажем, что . В треугольнике ACD медиана CN делит его на два треугольника равной
площади, а в треугольнике ABC медиана AL делит его на два равновеликих
треугольника. Так как , то . Аналогично устанавливается нужное равенство и
для четырехугольника NBLD . Теперь утверждение задачи следует из
того, что четырехугольники ALCN и NBLD покрывают внутри четырехугольника ABCD два раза четырехугольник LPNQ и не покрывают треугольники ABP и CQD,
а их сумма их площадей равна площади четырехугольника ABCD. Площадь
четырехугольника, с другой стороны, равна сумме площадей шести треугольников (в
том числе и треугольников ABP и CQD)
и интересующего нас четырехугольника LPNQ.
Задача
9. Пусть K, L, M, N – середины сторон (рис. 13) выпуклого
четырехугольника ABCD. Докажите,
что площадь четырехугольника, образованного прямыми CK, AM, BN, DL, равна
сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке. (Приложение 14)
Доказательство: Так как , то из этого следует, что четырехугольники AKCM и BLDN покрывают внутри четырехугольника ABCD два раза четырехугольник, образованный прямыми CK, AM, BN, DL, и не покрывают четыре треугольника, а сумма их площадей равна площади четырехугольника ABCD. Отсюда следует, что площадь четырехугольника,
образованного прямыми CK, AM, BN, DL, равна сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке .
Задача 10. Противоположные стороны четырехугольника ABCD разделены
на три равные части и точки деления попарно соединены. Доказать, что одна из
площадей получившихся трех четырехугольников равна.
(Приложение 15)
Доказательство: Докажем, что площадь среднего четырехугольника равна трети
площади исходного четырехугольника. Другими словами докажем, что
. Чтобы в этом убедиться, достаточно
проверить, что
. А последнее равенство есть следствие
того, что основания AE, EF, FD всех трех треугольников в этом
равенстве равны, а высота треугольника EH
F является средней линией трапеции с основаниями, равными высотам
треугольников AGE и FCD.
2.3 Разбор задач с использованием теоремы Вариньона и без её использования
Задача 11. Докажите, что середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба и наоборот. (Приложение 16)
Доказательство:
Способ №1
AC – диагональ. KL - средняя линия треугольника ABC. NM – средняя линия
треугольника ADC. Треугольники ABC и ADC равны по третьему признаку равенства
треугольников (AB=DC, BC=DC, AC – общая сторона) => KL=NM. Также KL||NM
(AC||NM, AC||KL) => KLMN- параллелограмм.
Из первого следует, что KL=NM. Аналогично можно
доказать, что LM=KN.
ABCD – прямоугольник => AC=BD. =>
KL=LM=MN=NK=> KLMN – ромб.
Способ №2
Диагонали прямоугольника равны, поэтому середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба. Стороны прямоугольника
перпендикулярны, поэтому бимедианы перпендикулярны, тогда середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1).
Задача 12. У четырехугольника диагонали равны a и b. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.
Решение:
Способ №1
Подобно предыдущей задаче, нужно доказать, что KLMN – параллелограмм.
KL||AC||NM KL=NM=0,5AC, а LM||BD||KN, а
LM=KN=0,5BD.
P(ABCD)=KL+NM+LM+KN = 0,5AC+0,5AC+0,5BD+0,5BD=BD+AC=a+b.
Способ №2
Периметр параллелограмма Вариньона равен a+b.
Задача 13. Пусть K,L,M,N– середины сторон выпуклого четырехугольника ABCD. Докажите, что , где – угол между бимедианами четырехугольника; ,где – угол между диагональю AC и бимедианой LN.(Приложение 17)
Доказательство:
Способ №1
То, что KLMN – параллелограмм мы уже доказали в предыдущих задачах.
Средняя линия треугольника отсекает от него
треугольник, площадь которого в четыре раза меньше площади исходного
треугольника. Поэтому сама сумма площадей первого и третьего треугольников
равна четверти площади всего четырехугольника. То же и относительно суммы
площадей второго и четвертого треугольников. Поэтому площадь параллелограмма KLMN составляет половину площади
четырехугольника ABCD.
Способ №2
Так как KLMN- параллелограмм Вариньона, а KM и NL – бимедианы, то , где O – точка пересечения бимедиан (см. следствие 2), (см. теорему Вариньона).
2.4
Социологические исследования
Чтобы ответить на вопрос исследования, был проведен классный час по теме «Теорема Вариньона», а затем предложено учащимся 8 и 9 класса решить задачи двумя способами (с использованием теоремы Вариньона и ее следствий при решении задачи и без нее). В исследовании принимало 8 учащихся. По результатам социологического исследования были выявлены закономерности (Приложение 18).
На диаграмме №1 видно, что затраченное время на решение предложенной задачи находилось в пределах от 18 до 32 минут. В среднем можно сказать, что 26 минут тратить учеником на решение геометрической задачи, не используя знания о теореме Вариньона и ее следствий.
Рассматривая же результаты решения задачи на диаграмме №2 с использованием знаний о теореме Вариньона и ее следствий, видно, что затраченное время находилось в пределах от 4 до 8 минут. В среднем можно сказать, что 6 минут тратить учеником на решение геометрической задачи вторым способом.
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о наименьших временных затратах при решении геометрических задач с использованием теоремы Вариньона и следствий из нее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что
старое, чего мы не знаем»,
Лоренс Питер
Пьер Вариньон жил в 18 веке, но теорема Вариньона как нельзя актуальна именно в наши дни, когда чтобы всё успеть, необходимо гораздо больше, чем 24 часа в сутки.
Поэтому была поставлена цель: проверить помогают ли знания о теореме Вариньона и ее следствий решать задачи с наименьшими временными затратами.
Для этого был разобран весь теоретический материал, решены задачи базового уровня, а также повышенной сложности (олимпиадные). Было подсчитано, что на решение задачи традиционным способом затрачивается 26 минут, а зная теорему Вариньона и следствия из нее, доказательство сводится к одному-двум предложениям и занимает 6 минут. При этом экономия времени на доказательство в среднем составляет 20 минут. Таким образом, уже даже решения трех задач добавят дополнительные сорок пять минут (т.е. целый урок) на доказательство других, более сложных.
От этого повышается не только интерес к изучению данного предмета, но и сам процесс работы приносит удовлетворение. Цель работы считаю достигнутой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филипповский Г. Б. Параллелограмм Вариньона решает задачи //Математика в школе № 4 – 2006.
2. В. Вавилов, П. Красников. Бимедианы четырехугольника//Математика. 2006 – №22.
3. Геометрия: Учебник для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др, – М.: Просвещение.
4. Геометрия: Доп. главы к шк. учеб. 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение.
5. Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 7 – 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение.
6. ШтейнгаузГ.Математический калейдоскоп. – М.:наука.
7. Прасолов В.В. задачи по планиметрии. – Т.1, 2. – М.: Наука.
8. Коксетер Г. С. М., Грейтцер С.Л. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука.
9. Интернет-ресурсы ru.wikipedia.org/wiki/Вариньон,_Пьер
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Пьер Вариньон (1654г – 23.12.1722г)
Приложение 2
Бимедианы LN и KM четырехугольника АВСD
Приложение 3
Теорема Вариньона
Приложение 4
Следствия из теоремы Вариньона
Приложение 5
Бимедианы четырехугольника и отрезок, соединяющий середины диагоналей
Приложение 6
Теорема Эйлера
Приложение 7
Теорема о бабочках
Приложение 8
Конкурсная задача 3
Приложение 9
Конкурсная задача 4
Приложение 10
Конкурсная задача 5
Приложение 11
Конкурсная задача 6
Приложение 12
Конкурсная задача 7
Приложение 13
Конкурсная задача 8
Приложение 14
Конкурсная задача 9
Приложение 15
Конкурсная задача 10
Приложение 16
Разбор задачи 11 с использованием теоремы Вариньона и без её использования
Приложение 17
Разбор задачи 13 с использованием теоремы Вариньона и без её использования
Приложение 18
Результаты проведения исследования
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.