Исследовательская работа "Теорема Вариньона"
Оценка 5

Исследовательская работа "Теорема Вариньона"

Оценка 5
docx
03.04.2022
Исследовательская работа "Теорема Вариньона"
Теорема Вариньона - копия.docx

ХХV РАЙОННЫЙ КОНКУРС

ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКИ

 

 

 

«ТЕОРЕМА ВАРИНЬОНА»

 

 

  ВАРИНЬОН Пьер      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1  Пьер Вариньон и его теорема………………………………………….…….5

1.2  Следствия из теоремы Вариньона…….…………………………… …...…..6

1.3  Теорема Эйлера и теорема о бабочках ……………………………………..8

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1  Задачи из школьного курса геометрии…………….………………..………9

2.2  Конкурсные задачи…………..………..……………...…………………..…..9

2.3 Разбор задач с использованием теоремы Вариньона  и без её использования………………………………………………………………....…12

2.4  Социологические исследования……………………………………...…….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В 21 век, в век информационных технологий, главным ресурсом является время. Большую часть времени у нас занимает обучение в школе и приготовление домашнего задания. Одним из самых сложных предметов в школе является геометрия. В частности, задачи на доказательство требуют значительной траты времени, поэтому у многих отсутствует интерес к решению подобных заданий.

В теме «Четырехугольники» эту проблему может решить использование теоремы Вариньона. Почти каждая геометрическая задача нестандартна. Параллелограмм Вариньона — надёжный помощник в решении геометрических задач различной сложности. Пьер Вариньон – французский математик и механик 18 века, который первым доказал, что середины сторон выпуклого четырехугольника являются вершинами параллелограмма. Более подробному изучению этой теоремы, которая будет экономить моё время и время  моих друзей, я и решила посвятить свою исследовательскую работу. Я захотела убедиться в том, что теорема Вариньона и ее следствия — надёжные помощники в решении геометрических задач различной сложности.

Гипотеза: теорема Вариньона и следствия из нее помогают решать геометрические задачи быстрым способом.

Объект исследования:  теорема Вариньона и следствия из нее.

Предмет исследования:  планиметрические задачи с использованием теоремы Вариньона для решения.

Цель исследования: проверить помогают ли знания о теореме Вариньона и ее следствий решать задачи с наименьшими временными затратами.

Задачи исследования: 

1.     Изучить теоретический материал: параллелограмм Вариньона,

бимедианы четырехугольника, теорема Вариньона и следствия из нее.

2.     Рассмотреть различные приемы решения планиметрических задач

3.     Сравнить решения одной и той же задачи, применяя теорему Вариньона и традиционный подход.

4.     Выяснить практическое применение данной теоремы в задачах по геометрии школьного курса и в конкурсных задачах. 

5.     Сравнить количество времени, необходимое для решения задач традиционным способом и используя теорему Вариньона.

6.     Показать решение олимпиадных заданий с помощью параллелограмма Вариньона.

Методы исследования: изучение литературы, сбор информации о параллелограмме Вариньона, выполнение чертежей к задачам, осмысление собранной информации.

Практическая значимость исследования: подбор и обобщение информации о параллелограмме Вариньона могут быть представлены школьникам и учителям для проведения практических занятий на элективных курсах с учащимися выпускных классов и при подготовке к Единому Государственному Экзамену и поступлению в ВУЗ. Также изучение данной темы поможет более глубоко подготовиться к вступительным экзаменам и успешному участию в математических конкурсах и олимпиадах.
Актуальность темы:

1. Применение опыта решения планиметрических задач с использованием теоремы Вариньона и следствий из нее помогает повысить уровень логической культуры.

2. Изучение данной темы поможет подготовиться к  успешному участию в математических конкурсах и олимпиадах.

3. Данная работа может быть использована для проведения практических занятий на элективных курсах с учащимися выпускных классов и при подготовке к Единому Государственному Экзамену и поступлению в ВУЗ.

 

 

 

 

I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1  Пьер Вариньон и его теорема

Пьер Вариньон, французский механик и инженер, член Парижской Академии наук, профессор математики коллежа Мазарини, родился во Франции в 1654 году. Обучался в иезуитском коллеже и университете в Кане, где стал магистром в 1682 году. Вариньон готовился к религиозной деятельности, но, изучая сочинения Эвклида и  Декарта, увлекся математикой и механикой. Труды Вариньона посвящены теоретической механике, анализу бесконечно малых, геометрии, гидромеханике и физике. Вариньон был другом НьютонаЛейбница  и Бернулли (Приложение 1).

Вариньон написал учебник по элементарной геометрии, изданный в 1731 году, в котором впервые использовалось определение бимедиан четырехугольника. Бимедианы четырехугольника – это отрезки, соединяющие середины противоположных сторон. А параллелограмм KLMN называется параллелограммом Вариньона данного четырехугольника  ABCD. (Приложение 2). В вышесказанном учебнике также приводилось доказательство теоремы Вариньона.

Теорема:  Четырехугольник, образованный путем последовательного соединения середин сторон выпуклого четырехугольника, является параллелограммом, и его площадь равна половине площади данного четырехугольника (Приложение 3)

Дано:  ABCD – выпуклый четырехугольник; AK=KB; BL=LC; CM=MD; AN=ND  

Доказать: 1) KLMN – параллелограмм;  2) SKLMN= SABCD/2

Доказательство: 1) Рассмотрим одну из сторон четырехугольника KLMN , например KL . Так как KL является средней линией треугольника ABC , то KL ║AC . По тем причинам MN ║AC . Следовательно, KL ║NM  и KL= MN= AC/2 . Тогда  KLMN  - параллелограмм.  

2) Средняя линия треугольника отсекает от него треугольник, площадь которого в четыре раза меньше площади исходного треугольника. Поэтому

 

сама сумма площадей первого и третьего треугольников равна четверти площади всего четырехугольника. То же и относительно суммы площадей второго и четвертого треугольников. Поэтому площадь параллелограмма KLMN составляет половину площади четырехугольника  ABCD. Теорема доказана.

1.2  Следствия из теоремы Вариньона

Следствие 1 Параллелограмм Вариньона является ромбом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали равны 2) бимедианы перпендикулярны (Приложение 3)

1)   Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC=BD.

Доказать: KLMN – ромб.

Доказательство:  Так как AC=BD (диагонали исходного четырехугольника равны по условию), то стороны параллелограмма Вариньона будут равны KL=LM=MN=NK (используя свойство средних линий треугольников, образованных при пересечении диагоналей исходного четырехугольника). Параллелограмм c равными сторонами является ромбом.

2)  Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM  LN

Доказать: KLMN – ромб.

Доказательство:  Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм является ромбом (по признаку ромба). Что и требовалось доказать.

Следствие 2  Параллелограмм Вариньона является прямоугольником тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали перпендикулярны 2) бимедианы равны (Приложение 4)

1)  Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC  BD.

Доказать: KLMN – прямоугольник.

Доказательство:  Так как диагонали AC и BD – перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут перпендикулярны. Следовательно,

 

 

параллелограмм Вариньона является прямоугольником. Что и требовалось доказать.

2)  Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM = LN

Доказать: KLMN – прямоугольник.

Доказательство:  Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм является прямоугольником (по признаку прямоугольника).Что и требовалось доказать.

Следствие 3 Параллелограмм Вариньона является квадратом тогда и только тогда, когда в исходном четырехугольнике 1) диагонали равны и перпендикулярны;  2) бимедианы равны и перпендикулярны (Приложение 4)

1)  Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; AC  BD; АС=ВD

Доказать: KLMN – квадрат.

Доказательство:  Так как диагонали исходного четырехугольника AC и BD равны и перпендикулярны, то стороны параллелограмма Вариньона будут равны и перпендикулярны. Следовательно, параллелограмм Вариньона является квадратом. Что и требовалось доказать.

2)  Дано: ABCD – четырехугольник; KLMN – пар-м Вариньона; KM=LN;KM LN

Доказать: KLMN – квадрат.

Доказательство:  Бимедианы исходного четырехугольника – это диагонали параллелограмма Вариньона. Так как в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то этот параллелограмм является квадратом (по признаку квадрата). Что и требовалось доказать.

Следствие 4 Бимедианы четырехугольника и отрезок, соединяющий середины диагоналей, пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам. (Приложение 5)

Доказательство: Пусть KM и LN – бимедианы ABCD, PQ – отрезок, соединяющий середины диагоналей АС и BD. То, что бимедианы KM и LN точкой пересечения делятся пополам, следует из того, что эти отрезки являются диагоналями параллелограмма Вариньона. Поэтому

 

нам достаточно доказать, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам (обращаем внимание на то, что в невыпуклом четырехугольнике одна из диагоналей расположена вне четырехугольника). Используя теорему о средней линии треугольника для соответствующих треугольников, имеем: LQ║ CD║ PN и PL║ AB║ NQ. Тем самым, PLQN – параллелограмм. По свойству параллелограмма следует, что отрезки PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам. Что и требовалось доказать.

 

1.3  Теорема Эйлера и теорема о бабочках

Теорема Эйлера:  Для четырехугольника сумма квадратов всех сторон равна сумме квадратов диагоналей плюс учетверённый квадрат отрезка, соединяющего середины диагоналей, то есть   . (Приложение 6)

Доказательство: Уже было отмечено что LPNQ – параллелограмм. Поэтому . В последнем равенстве мы дважды воспользовались теоремой о средней линии треугольника. Аналогично для параллелограмма KPMQ имеем:   .                                                 

Кроме того,   . Так как KLMN – параллелограмм Вариньона четырехугольника ABCD . Складывая первые два равенства и учитывая последнее, получаем соотношение Эйлера.

Теорема о бабочках: Суммы площадей накрест лежащих четырехугольников, образованных пересечением бимедиан  LN и KM выпуклого четырехугольника ABCD равны. (Приложение 7)

Доказательство: Воспользуемся теоремой о средней линии треугольника. Получаем:                                                             

Что и требовалось доказать.

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1  Задачи из школьного курса геометрии

Рассмотрим задачи на бимедианы четырехугольника и теорему Вариньона, которые встречаются в школьном курсе геометрии.

Задача 1. Докажите, что а) середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба. И наоборот, б) середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника.

Доказательство:

а) Диагонали прямоугольника равны, поэтому середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1);

Стороны прямоугольника перпендикулярны, поэтому бимедианы перпендикулярны, тогда середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1).

б) диагонали ромба перпендикулярны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 2);

Стороны ромба равны, поэтому середины сторон ромба являются вершинами прямоугольника (см. следствие 2).

Задача 2. У четырехугольника диагонали равны a и b. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.

Решение:    Периметр параллелограмма Вариньона равен a+ b .

2.2  Конкурсные задачи

Рассмотрим задачи на бимедианы четырехугольника и теорему Вариньона, которые взяты нами с различных математических конкурсов и олимпиад.

Задача 3. Докажите, что площадь параллелограмма, образованного прямыми, проходящими через вершины выпуклого четырехугольника и параллельными его диагоналям, в два раза больше площади исходного четырехугольника. (Приложение 8)

Доказательство: .

 

 Так как AMOL, MONB, CKON, DKOL - параллелограммы, то 

 Отсюда получаем, что

.Что и требовалось доказать.

Задача 4. Все стороны выпуклого четырехугольника площади 1 разделены на 2n равных частей, а затем точки деления на противоположных сторонах соединены так, чтобы получилась «косоугольная шахматная доска», состоящая из белых и черных «клеток» (см. рис. при n= 2). Доказать, что сумма площадей всех белых «клеток» равна сумме площадей всех черных «клеток».(Приложение 9)

Доказательство:  Из следствия 2 следует, что точки пересечения отрезков на этой доске делят каждый на равные части. Тогда в любом «маленьком» четырехугольнике, куда входят ровно две белые и две черные клетки, выполняются условия теоремы о бабочках. Нужное равенство установлено.

Задача 5. Докажите, что если диагонали четырехугольника равны, то его площадь равна произведению средних линий. (Приложение 10)

Доказательство: Так как диагонали AC = BD, параллелограмм Вариньона является ромбом, площадь ромба равна половине произведения его диагоналей. Что и требовалось доказать.

Задача 6. Докажите, что суммы площадей накрест лежащих четырехугольников, образованных пересечением бимедиан  LN  и  KM  выпуклого четырехугольника ABCD равны. (Приложение 11)

Доказательство:   Воспользуемся теоремой о средней линии треугольника.

Получаем: SBKL + SDMN = (SABC + SADC)/4 = SABCD/4 = (SABD + SCBD)/4 = SAKN+SCLM

Что и требовалось доказать.

Задача 7.  На продолжениях сторон выпуклого четырехугольника  ABCD  выбраны точки   так, что  и точка  находится между и B, точка B – между  и C, точка C  – между и D, точка D – между  и . Докажите, что  = .
(Приложение 12)

 

Доказательство: 

 http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_fffa092.gif;http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m55042c3.gif;
http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m35b01b09.gif;http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_7b8f3e79.gif;http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_4102ae70.gif;http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m560c199e.gif;
Отсюда получаем, что  
http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m25ccff0c.gif.
Задача 8.  Пусть L и N – середины противоположных сторон  BC  и  AD  четырехугольника ABCD . Доказать, что площадь четырехугольника  LPNQ  равна сумме площадей треугольников  ABP  и  CQD. (Приложение 13)

Доказательство: Покажем, что http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m61d307a8.gif. В треугольнике  ACD медиана CN делит его на два треугольника равной площади, а в треугольнике ABC медиана AL делит его на два равновеликих треугольника. Так как http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_2ac3678b.gif, то http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m10e304b6.gif. Аналогично устанавливается нужное равенство и для четырехугольника  NBLD . Теперь утверждение задачи следует из того, что четырехугольники ALCN и NBLD покрывают внутри четырехугольника ABCD два раза четырехугольник LPNQ и не покрывают треугольники ABP и CQD, а их сумма их площадей равна площади четырехугольника ABCD. Площадь четырехугольника, с другой стороны, равна сумме площадей шести треугольников (в том числе и треугольников ABP и CQD) и интересующего нас четырехугольника LPNQ.
Задача 9.  Пусть K, L, M, N – середины сторон (рис. 13) выпуклого четырехугольника ABCD. Докажите, что площадь четырехугольника, образованного прямыми CK, AM, BN, DL, равна сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке. (Приложение 14)

Доказательство:  Так как http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m9ed94d9.gif, то из этого следует, что четырехугольники AKCM и BLDN покрывают внутри четырехугольника  ABCD два раза четырехугольник, образованный прямыми CK, AM, BN, DL, и не покрывают четыре треугольника, а сумма их площадей равна площади четырехугольника ABCD. Отсюда следует, что площадь четырехугольника,

 

образованного прямыми CK, AM, BN, DL, равна сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке .

Задача 10.  Противоположные стороны четырехугольника ABCD разделены на три равные части и точки деления попарно соединены. Доказать, что одна из площадей получившихся трех четырехугольников равнаhttp://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_3239c185.gif.
 (Приложение 15)

Доказательство:  Докажем, что площадь среднего четырехугольника равна трети площади исходного четырехугольника. Другими словами докажем, что
http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m380bfff2.gif. Чтобы в этом убедиться, достаточно проверить, что
http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m5add9d.gif. А последнее равенство есть следствие того, что основания AE, EF, FD всех трех треугольников в этом равенстве равны, а высота треугольника EH F является средней линией трапеции с основаниями, равными высотам треугольников AGE и FCD.

2.3  Разбор задач с использованием теоремы Вариньона  и без её использования

Задача 11.  Докажите, что середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба и наоборот. (Приложение 16)

Доказательство:

Способ №1

AC – диагональ. KL - средняя линия треугольника ABC. NM – средняя линия треугольника ADC. Треугольники ABC и ADC равны по третьему признаку равенства треугольников (AB=DC, BC=DC, AC – общая сторона) => KL=NM. Также KL||NM (AC||NM, AC||KL) => KLMN- параллелограмм.
Из первого следует, что KL=NM. Аналогично можно доказать, что LM=KN. 
ABCD – прямоугольник => AC=BD. => KL=LM=MN=NK=> KLMN – ромб. 
Способ №2

Диагонали прямоугольника равны, поэтому середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба. Стороны прямоугольника

 

перпендикулярны, поэтому бимедианы перпендикулярны, тогда середины сторон прямоугольника являются вершинами ромба (см. следствие 1).

Задача 12. У четырехугольника диагонали равны a и b. Найдите периметр четырехугольника, вершинами которого являются середины сторон данного четырехугольника.

Решение:
Способ №1

Подобно предыдущей задаче, нужно доказать, что KLMN – параллелограмм.
KL||AC||NM KL=NM=0,5AC, а LM||BD||KN, а LM=KN=0,5BD.  
P(ABCD)=KL+NM+LM+KN = 0,5AC+0,5AC+0,5BD+0,5BD=BD+AC=a+b.
Способ №2

Периметр параллелограмма Вариньона равен a+b.

Задача 13.  Пусть K,L,M,N– середины сторон выпуклого четырехугольника  ABCD. Докажите, что http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_35aed0bd.gif, где http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_2e28ff68.gif– угол между бимедианами четырехугольника; http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_67d2d4c0.gif ,гдеhttp://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_m154a5599.gif – угол между диагональю AC и бимедианой LN.(Приложение 17)

Доказательство:
Способ №1

То, что KLMN – параллелограмм мы уже доказали в предыдущих задачах.
Средняя линия треугольника отсекает от него треугольник, площадь которого в четыре раза меньше площади исходного треугольника. Поэтому сама сумма площадей первого и третьего треугольников равна четверти площади всего четырехугольника. То же и относительно суммы площадей второго и четвертого треугольников. Поэтому площадь параллелограмма KLMN составляет половину площади четырехугольника ABCD.
http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_4f22971d.gif

Способ №2

Так как KLMN- параллелограмм Вариньона, а KM и NL – бимедианы, то http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_519e151b.gif, где O – точка пересечения бимедиан (см. следствие 2), http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_m5fb54be0.gif (см. теорему Вариньона).

http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_4f22971d.gif


2.4  Социологические исследования

 

Чтобы ответить на вопрос исследования, был проведен классный час по теме «Теорема Вариньона», а  затем предложено учащимся 8 и 9 класса решить задачи двумя способами (с использованием теоремы Вариньона и ее следствий при решении задачи и без нее). В исследовании принимало 8 учащихся. По результатам социологического исследования были выявлены закономерности (Приложение 18).

На диаграмме №1 видно, что затраченное время на решение предложенной задачи находилось в пределах от 18 до 32 минут. В среднем можно сказать, что 26 минут тратить учеником на решение геометрической задачи, не используя знания о теореме Вариньона и ее следствий.

Рассматривая же результаты решения задачи на диаграмме №2 с использованием знаний о теореме Вариньона и ее следствий, видно, что затраченное время находилось в пределах от 4 до 8 минут. В среднем можно сказать, что  6 минут тратить учеником на решение геометрической задачи вторым способом. 

Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о наименьших временных затратах при решении геометрических задач с использованием теоремы Вариньона и следствий из нее.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что

старое, чего мы не знаем»,

Лоренс Питер

Пьер Вариньон жил в 18 веке, но теорема Вариньона как нельзя актуальна именно в наши дни, когда чтобы всё успеть, необходимо гораздо больше, чем 24 часа в сутки.

Поэтому была поставлена цель: проверить помогают ли знания о теореме Вариньона и ее следствий решать задачи с наименьшими временными затратами.

Для этого был разобран весь теоретический материал, решены задачи базового уровня, а также повышенной сложности (олимпиадные). Было подсчитано, что на решение задачи традиционным способом затрачивается 26 минут, а зная теорему Вариньона и следствия из нее, доказательство сводится к одному-двум предложениям и занимает 6 минут. При этом экономия времени на доказательство в среднем составляет 20 минут. Таким образом, уже даже решения трех задач добавят дополнительные сорок пять минут (т.е. целый урок) на доказательство других, более сложных.

От этого повышается не только интерес к изучению данного предмета, но и сам процесс работы приносит удовлетворение. Цель работы считаю достигнутой.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Филипповский Г. Б. Параллелограмм Вариньона решает задачи //Математика в школе № 4 – 2006.

2.     В. Вавилов, П. Красников. Бимедианы четырехугольника//Математика. 2006 – №22.

3.     Геометрия: Учебник для 7 – 9 кл. общеобразовательных учреждений /Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др, – М.: Просвещение.

4.     Геометрия: Доп. главы к шк. учеб. 8 кл.: Учеб. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение.

5.     Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 7 – 11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение.

6.      ШтейнгаузГ.Математический калейдоскоп. – М.:наука.

7.      Прасолов В.В. задачи по планиметрии. – Т.1, 2. – М.: Наука.

8.     Коксетер Г. С. М., Грейтцер С.Л. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука.

9.     Интернет-ресурсы ru.wikipedia.org/wiki/Вариньон,_Пьер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Пьер Вариньон  (1654г – 23.12.1722г)

ВАРИНЬОН Пьер

Приложение 2

Бимедианы LN и KM  четырехугольника АВСD

       Приложение 3

Теорема Вариньона

 

 

Приложение 4

Следствия из теоремы Вариньона

Приложение 5

Бимедианы четырехугольника и отрезок, соединяющий середины диагоналей

http://www.bestreferat.ru/images/paper/26/73/8717326.gif    http://www.bestreferat.ru/images/paper/27/73/8717327.gif 

 

Приложение 6

Теорема Эйлера

http://www.bestreferat.ru/images/paper/29/73/8717329.gif

 

 

 

 

Приложение 7

Теорема о бабочках

http://www.bestreferat.ru/images/paper/33/73/8717333.gif

Приложение 8

Конкурсная задача 3

http://www.bestreferat.ru/images/paper/43/73/8717343.gif

Приложение 9

Конкурсная задача 4

http://www.bestreferat.ru/images/paper/47/73/8717347.gif

   Приложение 10

Конкурсная задача 5

http://festival.1september.ru/articles/644122/09.gif

 

Приложение 11

Конкурсная задача 6

http://festival.1september.ru/articles/644122/010.gif                    Приложение 12

Конкурсная задача 7

http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_762c34cb.gif

Приложение 13

Конкурсная задача 8

http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_me7f389c.gif

Приложение 14

Конкурсная задача 9

http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m18697811.gif

 

Приложение 15

Конкурсная задача 10

http://rudocs.exdat.com/data/19/18033/18033_html_m4c88d45b.gif

Приложение 16

Разбор задачи 11 с использованием теоремы Вариньона  и без её использования

http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_218d2a7e.gif

 

 

 

 

 

Приложение 17

Разбор задачи 13 с использованием теоремы Вариньона  и без её использования

http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/316/315865/315865_html_m3a227854.gif

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 18

Результаты проведения исследования

Диаграмма №1

 

Диаграмма №2


 

Скачано с www.znanio.ru

ХХ V РАЙОННЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ

ХХ V РАЙОННЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В 21 век, в век информационных технологий, главным ресурсом является время

ВВЕДЕНИЕ В 21 век, в век информационных технологий, главным ресурсом является время

Рассмотреть различные приемы решения планиметрических задач 2

Рассмотреть различные приемы решения планиметрических задач 2

I .ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1

I .ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1

То же и относительно суммы площадей второго и четвертого треугольников

То же и относительно суммы площадей второго и четвертого треугольников

Вариньона является прямоугольником

Вариньона является прямоугольником

PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам (обращаем внимание на то, что в невыпуклом четырехугольнике одна из диагоналей расположена вне четырехугольника)

PQ и LN их точкой пересечения делятся пополам (обращаем внимание на то, что в невыпуклом четырехугольнике одна из диагоналей расположена вне четырехугольника)

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1

Так как AMOL, MONB, CKON, DKOL - параллелограммы, то

Так как AMOL, MONB, CKON, DKOL - параллелограммы, то

Доказательство: ; ; ; ; ; ;

Доказательство: ; ; ; ; ; ;

CK, AM, BN, DL, равна сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке

CK, AM, BN, DL, равна сумме площадей четырех треугольников, отмеченных на рисунке

Задача 12. У четырехугольника диагонали равны a и b

Задача 12. У четырехугольника диагонали равны a и b

Способ №2 Так как KLMN - параллелограмм

Способ №2 Так как KLMN - параллелограмм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» ,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем» ,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Филипповский

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Филипповский

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Пьер

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Пьер

Приложение 4 Следствия из теоремы

Приложение 4 Следствия из теоремы

Приложение 7 Теорема о бабочках

Приложение 7 Теорема о бабочках

Приложение 11 Конкурсная задача 6

Приложение 11 Конкурсная задача 6

Приложение 15 Конкурсная задача 10

Приложение 15 Конкурсная задача 10

Приложение 18 Результаты проведения исследования

Приложение 18 Результаты проведения исследования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2022