муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Дворец творчества детей и молодежи»
Открытая городская научно-практическая конференция
«Экология – весна 2023»
Исследовательская работа
«Влияние внешних факторов
на рост и развитие растений»
Выполнил: Обгольц Богдан, 3 класс МБОУ «Школа № 67», МБУ ДО ДТДМ г. Ростов-на-Дону.
Руководители: Ковалева Людмила Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТДМ г. Ростов-на-Дону,
Козуренко Марина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 67» г. Ростов-на-Дону, классный руководитель.
г. Ростов-на-Дону.
2023 г.
I. Введение.
Трудно представить нашу жизнь без растений. Они украшают наши города, дарят эстетическое удовольствие, радуют наш взор.
Растения используются человеком не только как источник питания, но и как сырьё для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, медицинской, химической и других.
В листьях растений происходят удивительные превращения. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания людей и животных. Уникальность растений состоит в том, что только растения способны создавать из воды и воздуха органические вещества, которые служат нам пищей.
Актуальность темы:
Летние каникулы я провел у бабушки в деревне. Бабушка выращивала различные овощи на своем огороде, я помогал ей в этом. И заметил, что в разных частях огорода растения растут по - разному. Мне стало интересно, почему так происходит, ведь почва в огороде везде одинаковая. Возможно, на рост растений влияют другие факторы, например воздух, влага, свет, тепло? Мне стало интересно проверить самому, как отсутствие того или иного фактора влияет на рост и развитие растений и, в конечном итоге, на урожай.
Цель: В своем исследовании я хочу определить, как внешние факторы - свет, вода, тепло, воздух – влияют на рост и развитие растений на примере ростков фасоли.
Задачи:
Методы исследования:
Гипотеза: Растениям для роста и развития необходимы свет, вода, воздух, тепло.
II. Основная часть.
Глава 1. Теоретическая часть.
В начале своего исследования я обратился к литературным источникам: почитал энциклопедию, книги по ботанике; а также некоторые статьи в интернете. Из них я узнал о значении воды, света, тепла и воздуха для растений. Всему живому необходима вода, и растениям – в том числе. Без воды невозможна жизнедеятельность растительного организма. Всему живому необходима вода, и растениям – в том числе. Без света невозможна жизнедеятельность растительного организма. Без тепла невозможна жизнедеятельность растительного организма. Почти всем растениям для жизнедеятельности необходим воздух. Из воздуха растения потребляют кислород (нужен для дыхания) и углерод. Я узнал, что дышат все органы растения, но особенно энергично дышат прорастающие семена.
Глава 2. Практическая часть.
Для своей исследовательской работы я взял несколько (12 штук) семян фасоли, положил их на мокрую тканевую салфетку в блюдце, прикрыл такой же салфеткой и оставил для прорастания, не забывая сбрызгивать водой. Через 3 дня из семян проклюнулись белые росточки, а еще через 3 дня эти росточки увеличились в два раза, и на них появилось много отросточков. Я догадался, что это корешки.
В этот же день я приступил к основному этапу своего исследования – посадке семян фасоли с отростками в почву. Для этого мне понадобилось 6 одинаковых горшочков, две стеклянные баночки с плотно закрывающимися крышками, а также грунт.
Для определения влияния того или иного внешнего фактора на рост и развитие семян фасоли я разработал следующий план.
А). Для определения влияния света на рост растения высадил два одинаковых росточка фасоли в два горшка и обозначил их 1А и 1Б. Горшок 1А поместил на подоконник в комнате, полил. Горшок 1Б полил и поместил в темный шкаф с плотно прилегающей дверцей.
Б). Для определения влияния воды высадил два одинаковых росточка фасоли в два горшка и обозначил их 2А и 2Б. Горшок 2А поместил на подоконник в комнате, полил. Горшок 2Б также поставил на подоконник в комнате, но не поливал.
В). Для определения влияния тепла высадил два одинаковых росточка фасоли в два горшка и обозначил их 3А и 3Б. Горшок 3А поместил на подоконник в комнате, полил. Горшок 3Б полил и отнес в холодный подвал (температура 6-7 градусов), поставил там на подоконник.
Г). Для определения влияния воздуха высадил два одинаковых росточка фасоли в две стеклянные баночки и обозначил их 4А и 4Б. Обе баночки поместил на подоконник в комнате, полил и стал ждать, когда появятся ростки фасоли. Через два дня появились зеленые ростки, я дал им ещё подрасти, окрепнуть и через два дня после этого банку 4Б герметично закрыл крышкой, чтобы в неё не проходил воздух, и стал наблюдать.
Наблюдения вел в течение 10 дней. Проанализировав результаты исследований, я понял, что:
1. При недостатке света растение развивается плохо, стебель вытягивается, растение имеет желтовато-белый цвет, потому что без света не протекает реакция фотосинтеза, и растение не получает энергию для роста;
2. При недостатке воды роста растения не происходит, т.к. питательным веществам семени не в чем растворяться и продвигаться внутри растения. Семя может вообще погибнуть;
3. При постоянно низкой температуре растение не развивается, как бы «замирает», и также семя может погибнуть;
4. При отсутствии доступа воздуха растение постепенно чахнет и погибает, потому что не может дышать.
Результаты исследования поместил в таблицу.
Начало опыта: 18 февраля2023г. Конец опыта: 28 февраля 2023г. |
|||
№ горшка |
Условия роста |
Промежуточные наблюдения |
Конечное наблюдение |
1А 2А 3А |
При наличии света, тепла, влаги, воздуха. |
Появление ростков произошло на 4 день, ростки зеленые, крепкие. |
Растения зелёного цвета высотой 12-14 см со стеблем и листьями. |
1Б |
Без света, при наличии воздуха, тепла, влаги. |
Появление ростка на 5 день после посадки, росток желто-белый. |
Росток стал длиннее, появились листья, но по-прежнему желто-белого цвета. |
2Б |
Без влаги, при наличии света, тепла, воздуха. |
Появление ростка не произошло. |
Раскопав землю, я увидел, что семя осталась таким же, как при посадке. |
3Б |
Без тепла, при наличии света, влаги, воздуха. |
Появление ростка не произошло. |
Раскопав землю, я увидел, что семя наполовину сгнило. |
4А стеклянная банка |
При наличии света, тепла, влаги, воздуха. |
Росток хорошо растет, появление листьев на шестой день. |
Растение зелёного цвета высотой 12 см со стеблем и листьями. |
4Б стеклянная банка |
Без воздуха, при наличии света, тепла, влаги. |
Росток плохо растет, желтеет. |
Росток потемнел, ссохся, а семя сгнило. |
III. Вывод:
Проведя опыты и изучив литературу, я пришел к выводу, что наша гипотеза о том, что растениям для роста и развития необходимы свет, вода, воздух, тепло, подтвердилась. Отсутствие хотя бы одного внешнего фактора: тепла, света, влаги или воздуха очень сильно влияют на рост и развитие растений. Только при наличии всех приведённых выше условий возможно полноценное развитие растений. Растения необходимо поливать, обеспечить им доступ света и тепла, рыхлить почву под ними, т.е. создавать для них благоприятные условия.
Мне было очень интересно проводить опыты и наблюдать за растениями. В ходе исследования я научился самостоятельно ухаживать за растениями, находить учебный материала с помощью Интернет- ресурсов и энциклопедической литературы, учебника, опытным путём приобретать знания о строении и развитии растений. Изучив литературу, я узнал много нового о росте растений (например, я узнал, что у растений существует такое явление, как фототропизм). В дальнейшем я хочу проверить, как влияют бытовые приборы, излучающие электромагнитные волны, такие как телевизор, компьютер и микроволновая печь, на рост и развитие комнатных растений.
Литература
1. «Энциклопедия для детей», «Экология» – Москва, издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2006.
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия; Растения/ Авт. – составитель Л.А. Багрова; – М.: ООО « Издательство АСТ» 2001.
3. Корчагина В. А. Биология – Москва,1993
Сайты в Интернете:
http://www.valleyflora.ru/vliyaniye-vneshnikh-usloviy-na-rost-rasteniy.html,
http://fizrast.ru/razvitie/rost/vneshnii-usloviya.html.
Приложение.
18 февраля. Посадка семян в горшки.
Горшок 1Б – без доступа света.
Горшок 2Б – без полива
Горшок 3Б находился в холодном подвале при температуре 6-7 градусов.
Банка 4Б – без доступа воздуха.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.