Программа "Юные исследователи" (Точка Роста. 1 класс)

  • Документация
  • docx
  • 17.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа естественнонаучной направленности . 36 часов в год. Для 1 класса.
Иконка файла материала Программа ТОЧКА РОСТА.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» с. Дивное

Центр естественно-научного и технического профилей «Точка роста»

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель Центра образования естественно-научной и технологическойнаправленности «Точка Роста»

____________О.И. Ивницкая

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ СОШ №1 с.Дивное

_______________  Е.С. Виноградняя

приказ №89-пт от 30.08.2024г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

общеразвивающая

 

естественно-научной  направленности

 

 

«Юные исследователи»

(название программы)

 

Уровень программы:ознакомительный

(ознакомительный, базовый, углубленный)

Возрастная категория: от 6 до 7 лет

Состав группы:10-15 человек

(количество учащихся)

Срок реализации: 1 год

ID-номер программы в Навигаторе:

 

 

Автор-составитель:

Крячко Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования

МКОУ СОШ № 1 с. Дивное

 

 

с. Дивное

2024 год

 

Комплекс основных характеристик образовательной программы

Пояснительная записка

1.                 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2.                 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

3.                 Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г.№ 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».

4.                 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

5.                 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6.                 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей».

7.                 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г.№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8.                 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

9.                 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Направленность программы: естественно-научная.

Уровень освоения программы: ознакомительный. .

.В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах - найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность школьников.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности. Программа составлена на основе материала, взятого из серии книг «Простая наука для детей», «Физика для малышей»

Объём программы. Программа рассчитана на 36 часов в год.

Срок освоения программы – 1 год

Режим занятий.  1 занятие в неделю по одному академическому часу согласно расписанию.

Форма обучения. Очная.

Цель программы – создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности 

Задачи программы:

Обучающие:

·                   выявлять интересы, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

·                   формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор;

·                   содействовать формированию мыслительных навыков: делать выводы, умозаключения, доказывая свою точку зрения через исследовательскую деятельность.

Развивающие:

·                   создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;

·                   формировать критическое мышление, способности к сотрудничеству, коммуникации и самопрезентации;

Воспитательные:

·        способствовать формированию коммуникативных компетенций;

·        воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать чужую точку зрения;

·        воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Программа курса внеурочной деятельности  «Юные исследователи» интегрирует в себе пропедевтику физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Она предусмотрена для младших школьников, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными объектами живой и неживой природы и должен уметь обращаться с ними.

Характерной особенностью данной программы является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

Программа насыщена практическими работами, беседами, дискуссиями, викторинами, занятиями-путешествиями, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, интеллектуальными играми.

Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания физики, биологии, географии, позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)

Используя методы моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.

 

Ожидаемый результат:

Обучающиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
  • названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
  • свойства и явления природы;
  • основы проектно-исследовательской деятельности, структуру исследовательской работы (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); будут владеть понятиями, что такое «проект», «исследование», «гипотеза», «эксперимент», «опыт».

Обучающиеся будут уметь:

  • применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы;
  • вести наблюдения за окружающей природой;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • отличать наблюдение от опыта и эксперимента, работать с помощью простейшего оборудования;
  • выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы, научатся оформлять результаты исследования;
  • проводить наблюдение, исследование, эксперименты с помощью педагога;
  • работать в группе;

·         овладеют навыками публичного выступления.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к природе;
  • ответственное отношение к окружающей среде;
  • доброжелательность к живым существам;
  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 

 

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности  «Юные исследователи»

 

В результате изучения программы «Юные исследователи» обучающиеся на ступени начального общего образования:

·        получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

·        приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;

·        познакомятся с методами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, измерения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

·        получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Личностные универсальные учебные действия

У школьника будут сформированы:

·        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·        ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·        способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Школьник научится:

·        совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·        под руководством учителя осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·        различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

·        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·        под руководством учителя адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

·        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·        строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

·        проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

·        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;

·        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·        задавать вопросы;

·        использовать речь для регуляции своего действия;

·        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

·        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Предметные результаты

1 класс

- слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

- осваивать материал на основе плана действий;

- вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

- творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

- работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

- выполнять практические действия: уход за комнатными растениями, высадка комнатных растений

- наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

- выделять главную мысль на основе анализа текста;

- делать выводы из фактов, совокупности фактов;

- выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

- делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. 

После изучения данной программы по реализации основной цели учащиеся должны знать:

1) Первоначальные сведения о том, что изучают предметы физики, химии, биологии, географии и экологии.

2) Свойства воздуха и воды.

3) Влияние человека на природу.

4) Признаки химических и физических явлений.

5) Круговорот воды в природе.

6)Правила ухода за домашними животными (кошками, собаками). Соблюдение правил безопасного поведения с домашними животными.

7)Первоначальные сведения о влиянии человека на окружающую среду.

8)Основы првильного питания.

9)Правила ТБ по изучаемым темам.

Учащиеся должны уметь:

1) Отличать простые изменения в развитии растений.

2) Описывать явления в живой и неживой природе.

3) Работать с простейшим лабораторным оборудованием.

4) Планировать и проводить простейшие опыты и эксперименты.

5) Описывать опыты, явления.

6)Выполнять проектные задания.

 

Содержание программы внеурочной деятельности  

«Юные исследователи»

 

1 класс (36ч)

 

Раздел 1. Учимся наблюдать природу (15 ч).

Данный раздел включает в себя три тематические группы.

Жизнь растений (7 ч)

Учащиеся знакомятся с наукой биология, узнают первоначальные сведения о многообразии Царства растений: водорослями, мхами, грибами, лишайниками, голосеменными и цветковыми растениями. Первоклассники узнают о строении цветковых растений, значении каждой части растения (корня, стебля, листа, цветка, плода и семени), узнают о роли цветковых растений в жизни людей. Дети узнают о роли семян, проводят целенаправленное наблюдение за развитием семени. Учащиеся получают сведения о комнатных растениях, местах их природного обитания, приобретая первоначальные географические сведения (материки), знакомятся с основными правилами ухода за комнатными растениями, проводят наблюдения, сравнивая способы размножения комнатных растений: семенами и черенками. Младшие школьники включаются в самостоятельное решение учебных задач. Развивают исследовательскую компетенцию, изучая изменения в жизни растений осенью, проводят фенологические наблюдения, фиксируют их.

Что такое экология (3 ч)

Учащиеся получают первоначальные сведения о том, что такое экология, как человек влияет на окружающую среду, что может сделать первоклассник для сохранения природы. Проводится экскурсия в экологический зал школы. Дети получают сведения о здоровом образе жизни, знания о правилах здорового питания.  

В мире животных (5 ч)

Учащиеся познакомятся с многообразием насекомых, их роли в природе и значении для человека. Дети узнают о неоценимой пользе насекомых в роли опылителей цветковых растений, узнают о насекомых-вредителях, получат первоначальные сведения о многообразии видов насекомых.  проведут наблюдения с помощью электронного микроскопа (строения лапки мухи, ротовых аппаратов кровососущих насекомых). Ребята узнают о правилах соблюдения гигиены. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Завершающие занятия раздела отводятся на изучение домашних животных. Дети познакомятся с историей одомашнивания животных, узнают основные правила уходя за домашними питомцами. Учащиеся выполнят мини-проект «Уход за домашним питомцем»

Раздел 2. Физика вокруг нас  (21 ч)

Звук (2 ч)

Учащиеся познакомятся с различными звуками природы, почему возникает эхо. Научатся понимать природу звука, с помощью экспериментов получать звук от дрожащих предметов: линейки, резинки; сконструируют спичечный телефон.

Свет (2 ч)

Учащиеся получают первоначальные сведения о световых лучах, изучают принцип устройства калейдоскопа и перископа, изготавливают коллективно модель перископа.

Теплота (1 ч)

Учащиеся получают ответ на вопрос: «Греет ли шуба?», проводя опыт с мороженым и анализируя сказку «Два Мороза». Данная тема позволяет развивать мышление, воображение, способствует формированию делать умозаключения.

Жидкости, газы и твёрдые тела (7 ч)

Учащиеся изучат свойства воздуха и воды, узнают о трёх агрегатных состояниях вещества на примере воды. Познакомятмя с тем, как образуется снег, получат сведения о круговороте воды в природе, принципом устройства водяной мельницы. Получать сведения о важности воды для человечества, необходимости охраны водных ресурсов.

Пространство и движение (3 ч)

Изучая данную тему, дети узнают о способах ориентирование по времени в природных условиях, как устроены солнечные часы. Познакомятся с тем, как создаются мультфильмы.

Инерция и движение (6 ч)

Дети познакомятся с понятиями «скорость движения», «инерция», с тем, что инерция – неотъемлемая часть предметов. Узнают о том, как люди научились использовать силу ветра. Выполнят коллективный проект «Воздушный змей»

Используемое оборудование:

Гербарий растений для начальной школы.

Набор для начальной школы  «Свойства воздуха»

Набор для начальной школы «Свойства воды»

Электронный микроскоп

Предметные стёкла

Препараты: лапка мухи, ротовые аппараты насекомых, одноклеточные водоросли, дезинтерийная амёба.

Мультимедийное оборудование.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

 

Раз   Раздел 1. Учимся наблюдать природу (15 ч)

 

1

Жизнь растений

7

2

Что такое экология?

3

3

В мире животных

5

 

Раздел 2. Физика вокруг нас  (21 ч)

 

1

Звук

2

2

Свет

2

3

Теплота

1

4

Жидкости, газы и твёрдые тела

7

5

Пространство и движение

3

6

Инерция и движение

6

 

Итого:

36

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела/

Тема занятия

Кол-во часов

Дата план

Дата факт.

 

Раздел 1. Учимся наблюдать природу

15

 

 

1

Вводное занятие

1

 

 

 

Жизнь растений

6

 

 

2

Многообразие растений

1

 

 

3

Многообразие растений. Практическая работа «Строение цветкового растения»

1

 

 

4

Как появляются новые растения? Практическая работы «Разновидности семян». Закладка опыта «Прорастанеие семян»

1

 

 

5

Откуда в нашем доме комнатные растения? Закладка опыта «Размножение растений черенками»

1

 

 

6

Уход за комнатными цветами

1

 

 

7

Почему желтеют листья на деревьях?

1

 

 

 

Что такое экология?

3

 

 

8

Что такое экология?

1

 

 

9

Экскурсия в экологический зал школы

1

 

 

10

Зачем человеку нужно есть фрукты и овощи

1

 

 

 

В мире животных

5

 

 

11

Такие разные насекомые

1

 

 

12

Такие разные насекомые. Практическая работа «Строение частей тела насекомых»

1

 

 

13

Наши питомцы

1

 

 

14

Мини-проект «Как ухаживать за домашними питомцами»

1

 

 

15

Мини-проект «Как ухаживать за домашними питомцами»

1

 

 

 

Раздел 2. Физика вокруг нас 

21

 

 

 

Звук

2

 

 

16

Зачем зайцу длинные уши? Эксперимент «Как образуется звук»

1

 

 

17

Как аукнется, так и откликнется. Как образуется эхо.

1

 

 

 

Свет

2

 

 

18

Солнечные зайчики

1

 

 

19

Фокусы с зеркалами. Практическая работа «Изготовление перископа»

1

 

 

 

Теплота

1

 

 

20

Греет ли шуба? Опыт  с мороженым

1

 

 

 

Жидкости, газы и твёрдые тела

7

 

 

21

Почему взлетает воздушный шар?

1

 

 

22

Почему дует ветер. Практическая работа

1

 

 

23

Жидкие камни

1

 

 

24

Твёрдая вода

1

 

 

25

Почему идёт дождь? Практическая работа

1

 

 

26

Почему идёт снег?

1

 

 

27

Как люди научились использовать силу воды? Практическая работа

1

 

 

 

Пространство и движение

3

 

 

28

Солнечные часы. Цветочные часы

1

 

 

29

Как создаются мультфильмы?

1

 

 

30

Как создаются мультфильмы. Практическая работа

 

 

 

 

Инерция и движение

6

 

 

31

Зачем кораблю паруса?

1

 

 

32

Старая мельница

1

 

 

33

Почему взлетает воздушный змей?

1

 

 

34-35

Коллективный проект «Конструирование воздушного змея»

2

 

 

36

Итоговое занятие

1

 

 

 

Итого:

36

 

 

 

Литература и Интернет-ресурсы:

1.     Экология. Мир вокруг меня, В.Г. Рудский, Томск, 2018

2.     Физика для малышей, Л.Л. Сикорук, Москва, Просвещение, 2023

3.     Детские энциклопедии и другая справочная литература

4.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2018.

5.     Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2013

6.     Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/ 


 

Скачано с www.znanio.ru