СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие «стиль речи», классификация стилей речи 2. Научный стиль речи 3. Основные языковые особенности научного текста 4. Практическая работа «Анализ языковых особенностей текста научного стиля речи»
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.
Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.
Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.
Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
Объект исследования: стили речи современного русского языка
Предмет исследования: языковые особенности научного стиля речи
Проблемат исследования: каковы языковые особенности научного стиля речи?
Цель исследования: изучение языковых особенностей научного стиля речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «стиль речи» и классификацию стилей речи;
2. Изучить особенности научного стиля речи;
3. Характеризовать основные языковые особенности научного текста;
4. Спланировать и реализовать практическую работу по анализу языковых особенностей текста научного стиля речи.
1.ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ РЕЧИ», КЛАССИФИКАЦИЯ
СТИЛЕЙ РЕЧИ
Стили речи обслуживают какие-либо сферы человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.
Стиль речи — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
В русском языке есть пять стилей речи:
ü разговорный;
ü художественный;
ü публицистический;
ü официально-деловой;
ü научный.
В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой. Все стили русского языка характеризуются своими основными функциями, ведущими стилевыми чертами и языковыми особенностями.
Разговорный стиль уместен при неформальном общении, поскольку назначение его состоит в коммуникации между людьми. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами этого стиля является неполнота выраженной мысли и эмоциональность. В разные эпохи разговорный стиль имел свои лексические и грамматические особенности, и по культуре разговорной речи можно судить об общем уровне культуры отдельных людей, какой-либо социальной группы или нации в целом.
Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, то есть слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед и др. Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, общага), просторечия (нынче, давеча) и жаргонизмы (пацан, бабки). Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами.
Книжные стили
Среди книжных выделяется четыре стиля речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Научный стиль используется в сфере научной деятельности и реализуется, как правило, в диссертациях, курсовых, контрольных и дипломных работах. Основной чертой этого стиля является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.
Публицистический стиль применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей. Он характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных передач. Публицистическому стилю присущи эмоциональность и выразительность.
Официально-деловой стиль характеризуется отсутствием эмоциональности изложения, стандартностью и консерватизмом. Его используют при написании законов, приказов, и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону.
Художественный стиль отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. И поскольку литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используются и просторечия, и диалекты, и жаргонная речь.
2.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Научный стиль речи — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки.
Обычная форма реализации этого стиля - монолог.
Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др.
В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей.
Ведущей формой речи в области науки является письменная. Мысль строго аргументирована, отсюда обобщенность характера мышления. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство.
Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с ростом значимости науки в современном обществе допустим научный стиль речи и в устной форме: конференции, симпозиумы, семинары, научные дискуссии, и т.д( См. Таблица 1)
Таблица 1. - Общая характеристика научного стиля речи
1. Сфера использования |
||
Наука |
Образование |
Просвещение |
2. Тематика |
||
Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности |
||
3. Цели |
||
Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.) |
Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области. |
4. Подстили |
||
Собственно научный |
Учебно – научный |
Научно - популярный |
5. Основные жанры |
||
Диссертация, статья, монография, автореферат |
Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др. |
Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио) |
6. Основные языковые черты |
||
Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения |
Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения |
7. Ведущие стилевые черты |
||
Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность |
Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность |
3. ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Основные черты научного стиля являются:
ü точность;
ü абстрактность;
ü логичность;
ü объективность изложения.
Эти черты реализуются использованием нижнописываемых языковых элементов.
Лексика:
- требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность: активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать); научный стиль не обладает свойством общедоступности;
- использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный);
- специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.
- речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…
- многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видетьв значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся»;
- стремление к обобщению проявляется в преобладанииабстрактнойлексикинадконкретной: частотными являются существительные с абстрактными значениями типамышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленностьи под.;
- лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;
- отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.
Морфология:
- существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция;
- ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла;
- формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;
- сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный;
- краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален;
- глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;
- формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;
- местоимение МЫ вместо Я;
- предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;
- краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;
Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.
Синтаксис:
- максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личныхибезличныхконструкций:считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнутьи т.п.;
- стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь». Наиболее типичными являютсясложноподчиненныепредложенияспридаточнымпричиныиусловия:«Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».
- цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории ит.п.
- характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;
- использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;
- использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения;
- использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.
- характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;
Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.
Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.
Краткая характеристика подстилей
Собственно научный подстиль представлен текстами, которые пишут учёные для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать её истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). Именно в этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Этот подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.
Автореферат– реферат, составленный специалистом; посвящён определённой, самостоятельно исследованной научной проблеме, представленной в диссертации.
Диссертация– логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих (от общего к частному).
Монография – научное исследование, посвящённое одной теме.
Тезисы– 1) утверждение, требующее доказательства; 2) кратко сформулированное основое положение доклада, лекции, сообщения и т.д.
Статья – жанр научного стиля аналитического характера, содержащий в себе постановку, раскрытие или обзор какого – либо научного вопроса.
Рецензия– 1) статья , целью которой является критический анализ научного или художественного произведения; 2) отзыв на научное или художественное произведение перед их публикацией, защитой, преполагает глубокий и детальный анализ.
Учебно – научный подстильмы наблюдаем в разнообразных учебниках и учебных пособиях, лекциях, объяснениях на уроках, рефератах и др. В этих жанрах научной речи происходит закрепление и передача научных знаний людям, стремящимся получить образование. Поэтому изложение в таких текстах проводится по принципу «от незнания – к знанию, от меньшего знания – к большему»: термину вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части, совершенно новые, ещё не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебной литературе зависит от категории читателей: от их возраста, уровня образования (сравнитебукварьиучебник для вузов).
Коллоквиум – 1) собрание для обсуждения научных докладов участников; 2) практическое занятие по лекционному материалу.
Конспект – краткое обобщённое изложение какого – либо информационного материала.
Лекция– 1) устное систематическое изложение учебного материала преподавателям в высших и средних специальных учебных заведениях, а также занятие, на которм оно проводится; 2) публичное выступление на коую – либо тему.
Реферат– 1) доклад на определённую тему, включающий обзор источников информации по теме; 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи.
Семинар– 1) форма групповых занятий, предполагающее активное обсуждение темы участниками; 2) собрание, проводимое по каким – либо специальным вопросам, а также для повышения квалификации.
Научно – популярный подстильпредназначен для читателя, интересующегося вопросами науки. Иногда научно – популярные статьи или книги относят к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений – передать научные знания – является общей для всех подстилей научного стиля. В научно – популярных текстах терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах, научные понятия вводятся зачастую с опорой на бытовое сознание читателей, их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально – экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии и др.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ»
Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности. Возьмем текст научного стиля:
Появление синтагм знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии. Однако им не оторваться вполне друг от друга: они тотчас взаимно связываются в трипластии и тетрапластии. ...Они далее образуют уже целые параллельные цепочки или строчки. В речевой деятельности над синтагмой надстраивается такая цепная, или линейная, речь, т.е. сложное предложение, фраза, неограниченный в принципе текст; это обязательно высказывание о чем-то - план выражения коррелирован с планом содержания. Допустим, это эпос или миф; даже туманное словесное заклинание или пророчество имеет какую-то перекличку со смыслом. Со своей стороны содержание представляет собою здесь цепь событий, лиц, вещей; этот линейный ряд, может быть, развернут либо во времени (эпос, миф, культовая церемония), либо в пространство (наскальные изображения охотничьих эпопей, пиктограмма, столб с серией личин, аллея предков). Линейность этих сложных знаковых комбинаций имеет среди прочего ту важную нейрофизиологическую специфику, что каждое звено цепи служит одновременно и тормозящим фактором по отношению к предыдущему знаку и возбуждающим фактором по отношению к последующему знаку. Следовательно, в линейной, цепной системе знаков всякий знак является единством торможения и возбуждения - тождеством противоположностей.
Понаблюдаем за языковыми особенностями данного текста научного стиля речи…
Анализ лексики научного текста
Ø Общекнижная лексика: звук, предмет, цепочки, строчки, речь, предложение, фраза, текст, смысл, ряд
Ø Большое количество терминов: синтагм, дипластии, трипластии, тетрапластии, линейность, нейрофизиологическую специфику, пиктограмма
Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технических знаний свыше 90% новых слов, появляющихся в языках, составляют специальные слова. Потребность в терминах гораздо выше, чем в общеупотребительных словах. Рост числа терминов некоторых наук обгоняет рост числа общеупотребительных слов языка, и в некоторых науках число терминов превышает число неспециальных слов. Бурное образование новых дисциплин (в среднем каждые 25 лет число их удваивается) влечет за собой их потребность в собственной терминологии, что приводит к стихийному возникновению терминологий. В условиях "терминологического потопа" перед специалистами встает серьезная проблема упорядочения всего массива терминологии. И в этом случае на первый план выдвигается такой важный аспект, как нормативность. Терминология, занимая в специальных языках центральное место, обладает определенной самостоятельностью формирования и развития. Отсюда неизбежно вытекает и некоторая самостоятельность лингвистического критерия оценки термина, и в частности, нормативной его оценки.
Лингвистическая нормативность в общем виде - это правильность образования и употребления термина. Процессы терминообразования и терминоупотребления - не стихийные, а сознательные процессы, подконтрольные лингвистам и терминологам. Норма в терминологии должна не противоречить, а соответствовать нормам общелитературного языка, в то же время существуют и особые требования, которые предъявляются к термину. Вопрос этот имеет давнюю традицию. Нормативные требования к термину впервые были сформулированы основоположником русской терминологической школы Д.С.Лотте. Это - системность терминологии, независимость термина от контекста, краткость термина, его абсолютная и относительная однозначность, простота и понятность, степень внедрения термина.
Употребление отглагольных существительных: появление, в развитии, независимости, деятельности, высказывание, содержания, заклинание, пророчество, изображения
Ø Широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении: этап, звуками, предметами, цепочки, предложение, фраза, текст, цепь событий, лиц, вещей
Ø Выявление морфологических и словообразовательных особенностей текста:
Ø Использование сложных прилагательных в качестве терминов: второй сигнальной системе, параллельные цепочки или строчки, речевой деятельности, цепная, или линейная, речь, туманное словесное заклинание, линейный ряд, сложных знаковых комбинаций, предыдущему знаку, последующему знаку, линейной, цепной системе
Ø Клишированные словосочетания: новый этап в развитии отношений, независимости друг от друга, могут образовывать, речевой деятельности, представляет собою, тождеством противоположностей
Ø Преимущественное использование кратких форм: способны, вполне, взаимно, обязательно, развернут
Ø Использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа: аллея предков
Ø Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов: могут образовывать, не оторваться, образуют, имеет, служит, является
Анализ синтаксических конструкций
Ø Использование безличных конструкций: появление знаменовало, они способны, могут образовывать, им не оторваться вполне друг от друга, они образуют, содержание представляет собою, линейность ... имеет, звено цепи служит
Ø Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными: появление синтагм знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии.
На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что данный текст принадлежит к научному стилю. Научную речь отличают следующие особенности:
Ø подчеркнутая информативность;
Ø обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
Ø отвлеченность и обобщенность;
Ø точность, однозначность и единообразие высказывания;
Ø экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
Ø логичность, последовательность повествования.
Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:
Ø общекнижная лексика;
Ø большое количество терминов и других обозначений;
Ø повышенное употребление отглагольных существительных;
Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;
Ø интернациональная лексика;
Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов;
Ø клишированные словосочетания;
Ø преимущественное использование кратких форм;
Ø использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;
Ø употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;
Ø употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;
Ø использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;
Ø использование безличных конструкций;
Ø простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;
Ø сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов и союзных конструкций;
Ø большое количество обособленных определений и обстоятельств;
Ø широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;
Ø хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.
Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.
Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.
Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. Научный стиль является одним из сложнейших и многогранных речевых стилей, отражающим особенности того или иного научного направления в лингвистическом плане.
Научный стиль речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.
Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.
Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение ее определяет ее актуальность.
Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.
Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),
2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),
3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: насыщенность терминами данной науки; использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование; употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц); частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому; на уровне морфологии: редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), использование причастий и деепричастий и оборотов с ними; на синтаксическом уровне: употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; частые цитаты, ссылки; использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.
Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990. – С.93
2. Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
4. Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. – М., 1989
6. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1986.
7. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М., 1980
8. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2003
9. Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. – М., 1961
10. Разинкина Н. М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (К постановке вопроса) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. – М., 1985
11. Нестерова И.А. Языковые особенности научного стиля // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru http://odiplom.ru/lab/yazykovye-osobennosti-nauchnogo-stilya.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.