Исследовательская работа "Языковые особенности научного стиля"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Языковые особенности научного стиля"

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
Исследовательская работа "Языковые особенности научного стиля"
Кислова языковые особенности научного стиля.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Понятие «стиль речи», классификация стилей речи

2. Научный стиль речи

3. Основные языковые особенности научного текста

4.  Практическая работа «Анализ языковых особенностей текста научного стиля речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами.

Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.

Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.

Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.

Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.

Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность.

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

Объект исследования: стили речи современного русского языка

Предмет исследования: языковые особенности научного стиля речи

Проблемат исследования: каковы языковые особенности научного стиля речи?

Цель исследования: изучение языковых особенностей научного стиля речи.

Задачи исследования:

 1. Рассмотреть понятие «стиль речи» и  классификацию стилей речи;

2. Изучить особенности  научного стиля речи;

3. Характеризовать основные языковые особенности научного текста;

4.  Спланировать и реализовать практическую работу по  анализу языковых особенностей текста научного стиля речи.

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ РЕЧИ», КЛАССИФИКАЦИЯ

 СТИЛЕЙ РЕЧИ

 

 

Стили речи обслуживают какие-либо сферы человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения.

Стиль  речи — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

В русском языке есть пять стилей речи:

ü разговорный;

ü  художественный;

ü публицистический;

ü  официально-деловой;

ü  научный.

 В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой. Все стили русского языка характеризуются своими основными функциями, ведущими стилевыми чертами и языковыми особенностями.

Разговорный стиль уместен при неформальном общении, поскольку назначение его состоит в коммуникации между людьми. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами этого стиля является неполнота выраженной мысли и эмоциональность. В разные эпохи разговорный стиль имел свои лексические и грамматические особенности, и по культуре разговорной речи можно судить об общем уровне культуры отдельных людей, какой-либо социальной группы или нации в целом.

Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, то есть слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед и др. Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, общага), просторечия (нынче, давеча) и жаргонизмы (пацан, бабки). Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами.

Книжные стили

Среди книжных выделяется четыре стиля речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Научный стиль используется в сфере научной деятельности и реализуется, как правило, в диссертациях, курсовых, контрольных и дипломных работах. Основной чертой этого стиля является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей. Он характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных передач. Публицистическому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется отсутствием эмоциональности изложения, стандартностью и консерватизмом. Его используют при написании законов, приказов, и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону.

Художественный стиль отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. И поскольку литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используются и просторечия, и диалекты, и жаргонная речь.

2.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

 

 

Научный стиль речи  — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки.

 Обычная форма реализации этого стиля - монолог.

Научный стиль реализуется в следующих жанрах — монография, статья, диссертация, доклад, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и др.

В сфере научного общения преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мыслей.

Ведущей формой речи в области науки является письменная. Мысль строго аргументирована, отсюда обобщенность характера мышления. В научных работах основной тип речи — рассуждение — доказательство.

Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с ростом значимости науки в современном обществе допустим научный стиль речи и в устной форме: конференции, симпозиумы, семинары, научные дискуссии, и т.д( См. Таблица 1)

Таблица 1. - Общая характеристика научного стиля речи

1. Сфера использования

Наука

Образование

Просвещение

2. Тематика

Любая научная информация, предназначенная для серьёзного научного или учебного изучения, а также для популяризации знания в целях просвещения людей разного возраста и различного рода деятельности

3. Цели

Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований

Доступно изложить, объяснить научные факты в целях научения конкретной аудитории (школьной, вузовской и т.д.)

Доступно изложить, объяснить научные факты в целях популяризации достижений научной области.

4. Подстили

Собственно научный

Учебно – научный

Научно - популярный

5. Основные жанры

Диссертация, статья, монография, автореферат

Учебник, учебное пособие, реферат, семинар, словари и др.

Научно – популярные издания (пособия статья, программы ТВ, радио)

6. Основные языковые черты

Использование терминов, общенаучных понятий; дедуктивный способ изложения

Ограниченное использование терминов и понятий, поясняемых в тексте; индуктивный способ изложения

Ограниченное использование терминов и понятий с привлечением средств разговорной речи и публицистического стиля; индуктивный способ изложения

7. Ведущие стилевые черты

Логичность, конкретность, точность, сжатость, обобщённо – отвлечённый характер информации, объективность

Логичность, конкретность, точность, образность, эмоциональность

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

 

 

Основные черты научного стиля являются:

ü точность;

ü абстрактность;

ü логичность;

ü объективность изложения.

Эти черты реализуются использованием нижнописываемых языковых элементов.

Лексика:

- требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность: активно используется: специальная лексика, терминологическая лексика, международная терминология (менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер), общенаучная терминология (функция, процесс, условие, универсальный, причина, констатировать); научный стиль не обладает свойством общедоступности;

- использование общелитературных фразеологизмов, межстилевых оборотов, выступающие в номинативной функции (магнитная буря, рациональное зерно, глухой согласный);

- специальные слова типа обыкновенно, обычно, систематически, регулярно и т.д.

- речевые клише: представляет собой…, заключается в…, состоит из…

- многозначные стилистически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, видетьв значении «сознавать, понимать»; «Мы видим, что в трактовке этого явления ученые расходятся»;

- стремление к обобщению проявляется в преобладанииабстрактнойлексикинадконкретной: частотными являются существительные с абстрактными значениями типамышление, перспективы, истина, гипотеза, точка зрения, обусловленностьи под.;

- лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, что выражается в частности, в меньшем использовании синонимов. В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов;

- отсутствует разговорная и просторечная лексика. Этому стилю меньшей степени свойственна оценочность. Научному стилю речи чужда эмоциональная экспрессивная окрашенность, поскольку она не способствует достижению точности, логичности, объективности и абстрактности изложения. Недопустимы следующее высказывания: «Бесподобный метод интегрирования…»; «Интеграл ведет себя вполне прилично…»; «Решение задачи дрожало на кончике пера…». В некоторых жанрах научного стиля может использоваться экспрессивная лексика, но исключительно для усиления логической аргументации.

Морфология:

- существительные на – НИЕ, - ИЕ, -ОСТЬ, - КА, - ЦИЯ со значением признака действия, состояния, изменения: мышление, газификация, функция;

- ед. ч. в значении мн.ч.: соли, грязи, масла;

- формы род. падежа: нормы литературного языка, язык межнационального общения;

- сложных форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных: более сложный, наиболее важный;

- краткие формы прилагательных, выражающих не временный, а постоянный признак предметов и явлений: язык произведения богат и эмоционален;

- глаголы в форме настоящего времени: атомы движутся, слова соединяются в словосочетания;

- формы будущего и прошедшего времени для обозначения вневременности: составим уравнение, применим метод статистического анализа, эксперимент проходил;

- местоимение МЫ вместо Я;

- предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…;

- краткие формы причастий, выступающих в роли сказуемых;

Редко употребляются: простая форма превосходной степени прилагательных с суф. – ЕЙШ -, - АЙШ – в силу её эмоционально – экспрессивного оттенка; слова типа сейчас, в настоящее время, в этот момент; формы 1-го лица ед. числа глаголов и местоимение Я, формы 2-го лица ед. и мн. числа.

Синтаксис:

- максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации, что выражается в использовании обобщенно-личныхибезличныхконструкций:считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнутьи т.п.;

- стремление к логичности изложения материала в научной речи обусловливается активное использование сложных предложений союзного типа, в которых отношения между частями выражаются однозначно, например: «Иногда достаточно провести 2 – 3 занятия, чтобы восстановить плавную речь». Наиболее типичными являютсясложноподчиненныепредложенияспридаточнымпричиныиусловия:«Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».

- цели подчеркнуто логического изложения мысли служит также употребление вводных слов, с помощью них достигается: последовательность сообщений, степень достоверности информации, источники информации: во-первых, во-вторых, наконец; по-видимому, как утверждают …, согласно теории ит.п.

- характерно использование пассивных конструкций: в «Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи;

- использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых явлений;

- использование связки ЕСТЬ: язык есть важнейшее средство человеческого общения;

- использование причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций.

- характерны предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именем существительным, может использоваться указательное местоимение ЭТО: язык – это система знаков;

Ограничено употребление номинативных предложений (только в заголовках и в качестве пунктов плана), бессоюзных предложеий.

Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, график и т.п.

Краткая характеристика подстилей

Собственно научный подстиль представлен текстами, которые пишут учёные для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать её истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). Именно в этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Этот подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Автореферат– реферат, составленный специалистом; посвящён определённой, самостоятельно исследованной научной проблеме, представленной в диссертации.

Диссертация– логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих (от общего к частному).

Монография – научное исследование, посвящённое одной теме.

Тезисы– 1) утверждение, требующее доказательства; 2) кратко сформулированное основое положение доклада, лекции, сообщения и т.д.

Статья – жанр научного стиля аналитического характера, содержащий в себе постановку, раскрытие или обзор какого – либо научного вопроса.

Рецензия– 1) статья , целью которой является критический анализ научного или художественного произведения; 2) отзыв на научное или художественное произведение перед их публикацией, защитой, преполагает глубокий и детальный анализ.

Учебно – научный подстильмы наблюдаем в разнообразных учебниках и учебных пособиях, лекциях, объяснениях на уроках, рефератах и др. В этих жанрах научной речи происходит закрепление и передача научных знаний людям, стремящимся получить образование. Поэтому изложение в таких текстах проводится по принципу «от незнания – к знанию, от меньшего знания – к большему»: термину вводятся с опорой на уже известные, большое внимание уделяется объяснительной части, совершенно новые, ещё не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебной литературе зависит от категории читателей: от их возраста, уровня образования (сравнитебукварьиучебник для вузов).

Коллоквиум – 1) собрание для обсуждения научных докладов участников; 2) практическое занятие по лекционному материалу.

Конспект – краткое обобщённое изложение какого – либо информационного материала.

Лекция– 1) устное систематическое изложение учебного материала преподавателям в высших и средних специальных учебных заведениях, а также занятие, на которм оно проводится; 2) публичное выступление на коую – либо тему.

Реферат– 1) доклад на определённую тему, включающий обзор источников информации по теме; 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи.

Семинар– 1) форма групповых занятий, предполагающее активное обсуждение темы участниками; 2) собрание, проводимое по каким – либо специальным вопросам, а также для повышения квалификации.

Научно – популярный подстильпредназначен для читателя, интересующегося вопросами науки. Иногда научно – популярные статьи или книги относят к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений – передать научные знания – является общей для всех подстилей научного стиля. В научно – популярных текстах терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах, научные понятия вводятся зачастую с опорой на бытовое сознание читателей, их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально – экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ»

 

 

Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности. Возьмем текст научного стиля:

Появление синтагм знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии. Однако им не оторваться вполне друг от друга: они тотчас взаимно связываются в трипластии и тетрапластии. ...Они далее образуют уже целые параллельные цепочки или строчки. В речевой деятельности над синтагмой надстраивается такая цепная, или линейная, речь, т.е. сложное предложение, фраза, неограниченный в принципе текст; это обязательно высказывание о чем-то - план выражения коррелирован с планом содержания. Допустим, это эпос или миф; даже туманное словесное заклинание или пророчество имеет какую-то перекличку со смыслом. Со своей стороны содержание представляет собою здесь цепь событий, лиц, вещей; этот линейный ряд, может быть, развернут либо во времени (эпос, миф, культовая церемония), либо в пространство (наскальные изображения охотничьих эпопей, пиктограмма, столб с серией личин, аллея предков). Линейность этих сложных знаковых комбинаций имеет среди прочего ту важную нейрофизиологическую специфику, что каждое звено цепи служит одновременно и тормозящим фактором по отношению к предыдущему знаку и возбуждающим фактором по отношению к последующему знаку. Следовательно, в линейной, цепной системе знаков всякий знак является единством торможения и возбуждения - тождеством противоположностей.

Понаблюдаем за языковыми особенностями данного текста научного стиля речи…

Анализ лексики научного текста

Ø Общекнижная лексика: звук, предмет, цепочки, строчки, речь, предложение, фраза, текст, смысл, ряд

Ø Большое количество терминов: синтагм, дипластии, трипластии, тетрапластии,  линейность, нейрофизиологическую специфику, пиктограмма

Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию. В современном мире в результате роста научно-технических знаний свыше 90% новых слов, появляющихся в языках, составляют специальные слова. Потребность в терминах гораздо выше, чем в общеупотребительных словах. Рост числа терминов некоторых наук обгоняет рост числа общеупотребительных слов языка, и в некоторых науках число терминов превышает число неспециальных слов. Бурное образование новых дисциплин (в среднем каждые 25 лет число их удваивается) влечет за собой их потребность в собственной терминологии, что приводит к стихийному возникновению терминологий. В условиях "терминологического потопа" перед специалистами встает серьезная проблема упорядочения всего массива терминологии. И в этом случае на первый план выдвигается такой важный аспект, как нормативность. Терминология, занимая в специальных языках центральное место, обладает определенной самостоятельностью формирования и развития. Отсюда неизбежно вытекает и некоторая самостоятельность лингвистического критерия оценки термина, и в частности, нормативной его оценки.

Лингвистическая нормативность в общем виде - это правильность образования и употребления термина. Процессы терминообразования и терминоупотребления - не стихийные, а сознательные процессы, подконтрольные лингвистам и терминологам. Норма в терминологии должна не противоречить, а соответствовать нормам общелитературного языка, в то же время существуют и особые требования, которые предъявляются к термину. Вопрос этот имеет давнюю традицию. Нормативные требования к термину впервые были сформулированы основоположником русской терминологической школы Д.С.Лотте. Это - системность терминологии, независимость термина от контекста, краткость термина, его абсолютная и относительная однозначность, простота и понятность, степень внедрения термина.

Употребление отглагольных существительных: появление,  в развитии, независимости, деятельности, высказывание, содержания, заклинание, пророчество, изображения

Ø Широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении: этап, звуками, предметами, цепочки, предложение, фраза, текст,  цепь событий, лиц, вещей

Ø Выявление морфологических и словообразовательных особенностей текста:

Ø Использование сложных прилагательных в качестве терминов: второй сигнальной системе, параллельные цепочки или строчки, речевой деятельности, цепная, или линейная, речь, туманное словесное заклинание, линейный ряд, сложных знаковых комбинаций, предыдущему знаку, последующему знаку, линейной, цепной системе

Ø Клишированные словосочетания: новый этап в развитии отношений, независимости друг от друга, могут образовывать, речевой деятельности, представляет собою, тождеством противоположностей

Ø Преимущественное использование кратких форм: способны, вполне, взаимно, обязательно, развернут

Ø Использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа: аллея предков

Ø Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов: могут образовывать, не оторваться, образуют, имеет, служит, является

 Анализ синтаксических конструкций

Ø Использование безличных конструкций: появление знаменовало, они способны, могут образовывать, им не оторваться вполне друг от друга, они образуют, содержание представляет собою, линейность ... имеет, звено цепи служит

Ø  Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными: появление синтагм знаменовало новый этап в развитии отношений между звуками и предметами во второй сигнальной системе: они способны теперь к некоторой динамической независимости друг от друга, могут образовывать отдельные дипластии.

 На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что данный текст принадлежит к научному стилю. Научную речь отличают следующие особенности:

Ø подчеркнутая информативность;

Ø обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;

Ø отвлеченность и обобщенность;

Ø точность, однозначность и единообразие высказывания;

Ø экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;

Ø логичность, последовательность повествования.

Для научного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности:

Ø общекнижная лексика;

Ø большое количество терминов и других обозначений;

Ø повышенное употребление отглагольных существительных;

Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении;

Ø интернациональная лексика;

Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов;

Ø клишированные словосочетания;

Ø преимущественное использование кратких форм;

Ø использование формы единственного числа существительного в значении множественного числа;

Ø употребление вещественных и отвлеченных существительных во множественном числе;

Ø употребление глагольно-именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого;

Ø использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа;

Ø использование безличных конструкций;

Ø простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;

Ø сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными; использование в качестве связи частей сложного предложения сложных подчинительных союзов   и   союзных   конструкций;

Ø большое количество обособленных определений и обстоятельств;

Ø широкое использование ссылок, цитат и сносок; обилие вводных конструкций;

Ø хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.

 



 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли. Понятие в науке представляет собой основную форму мышления. Ключевое назначение науки состоит в процессе вскрытия закономерностей.

Научная речь напрямую связана с наукой и научным мышлением. Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.

Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.

Научный стиль — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Обычная форма реализации этого стиля - монолог. Научный стиль является одним из сложнейших и многогранных речевых стилей, отражающим особенности того или иного научного направления в лингвистическом плане.

Научный стиль речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.

Языковые особенности научного стиля определяют его сложность и многофункциональность. Для любого речевого стиля характерны черты, ограничивающие его восприятие и мешающие его эволюции. Развитие того или иного стиля представляет собой развитие через преодоление.

Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение ее определяет ее актуальность.

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле можно выделить следующие разновидности:

1) собственно научный стиль (присущий научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (присущий текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: на уровне лексики: насыщенность терминами данной науки; использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование; употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц); частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому; на уровне морфологии: редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа; специальные приемы авторизации: авторское «мы», неопределенно-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...), использование причастий и деепричастий и оборотов с ними; на синтаксическом уровне: употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений; неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений; частые цитаты, ссылки; использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи – рассуждение, описание. Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.            Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 1990. – С.93

2.            Введение в языкознание. / Под ред. Василькова П.М. – СПб.: Речь, 2004

3.            Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4.            Волков А.А. Курс русской риторики. – М.: ВЛАДОС, 2003.

5.            Гарбовский Н. К. Профессиональная речь (функционально-стилистический аспект) // Функционирование системы языка и речи. – М., 1989

6.            Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1986.

7.            Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М., 1980

8.            Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: НОРМА-ИНФРА М, 2003

9.            Лотте Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. – М., 1961

10.          Разинкина Н. М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (К постановке вопроса) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. – М., 1985

11. Нестерова И.А. Языковые особенности научного стиля // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru  http://odiplom.ru/lab/yazykovye-osobennosti-nauchnogo-stilya.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательская работа "Языковые особенности научного стиля"

Исследовательская работа "Языковые особенности научного стиля"

ВВЕДЕНИЕ Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем…

ВВЕДЕНИЕ Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем…

Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность

Данная тема недостаточно изучена в литературе, поэтому изучение данной темы определяет ее актуальность

ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ РЕЧИ», КЛАССИФИКАЦИЯ

ПОНЯТИЕ «СТИЛЬ РЕЧИ», КЛАССИФИКАЦИЯ

Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, то есть слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед и др

Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, то есть слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед и др

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль речи — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Научный стиль речи — один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки

Цели Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований

Цели Изложить, обосновать научное знание в целях развития научной области на основе использования аргументов, фактов, данных эмпирических исследований

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов; - отсутствует разговорная и просторечная лексика

В научном стиле объем текста увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов; - отсутствует разговорная и просторечная лексика

МЫ вместо Я; - предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…; - краткие формы причастий, выступающих…

МЫ вместо Я; - предложных сочетаний, в роли которых могут выступать полнозначные слова: на основе, сравнительно с…, в зависимости от…; - краткие формы причастий, выступающих…

Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи; - использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых…

Русской грамматике» отражены и описаны многие явления разговорной и специальной речи; - использование составных именных сказуемых, что связано с задачей определения признаков, качеств, свойств изучаемых…

Диссертация – логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих (от общего к частному)

Диссертация – логическое умозаключение, при котором частные положения выводятся из общих (от общего к частному)

Реферат – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор источников информации по теме; 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи

Реферат – 1) доклад на определённую тему, включающий обзор источников информации по теме; 2) краткое изложение содержания научной работы, книги, статьи

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ

Понаблюдаем за языковыми особенностями данного текста научного стиля речи…

Понаблюдаем за языковыми особенностями данного текста научного стиля речи…

Вопрос этот имеет давнюю традицию

Вопрос этот имеет давнюю традицию

Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов: могут образовывать, не оторваться, образуют, имеет, служит, является

Избирательность значений проявляется при употреблении глаголов: могут образовывать, не оторваться, образуют, имеет, служит, является

Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении; Ø интернациональная лексика; Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов; Ø клишированные словосочетания; Ø…

Ø широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении; Ø интернациональная лексика; Ø использование сложных прилагательных в качестве терминов; Ø клишированные словосочетания; Ø…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наука, будучи формой общественного сознания, имеет цель направленную на максимально точное, логичное, однозначное выражение мысли

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы

Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы

Основные типы речи – рассуждение, описание

Основные типы речи – рассуждение, описание

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020