Исследовательская работа "Задалески Нана"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Задалески Нана"

Оценка 4.7
docx
30.04.2024
Исследовательская работа "Задалески Нана"
Задалески Нана,1Г Сабеев Георгий,СОШ 22.docx

XYIII   конкурс  исследовательских  работ  и  проектов  дошкольников и   младших  школьников

«Я  познаю  мир»

(в  рамках  Всероссийского  конкурса  «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)

 

 

 

 

 

 

 Направление: краеведение

 

Тема: «Задалески Нана»

 

Сабеев Георгий

МБОУ СОШ №22, РСО-Алания, г. Владикавказ

1 Г класс

 

 

 

Научный руководитель:

 

Гогичаева Хатуна Зауровна

учитель начальных классов 

 

 

 

 

 

 

г. Владикавказ, 2024 учебный год


Оглавление

Введение. 2

Актуальностьработы: 2

Основная часть. 2

1. Легенды седины глубокой: песнь о «Задалески Нана». 2

2. Исторические события, повлиявшие на возникновение спасительницы аланского народа – Нана Задалески. 2

3. Задалески Нана в культурном наследии осетинского народа. 2

Заключение. 2

Список литературы, используемых интернет источников: 2

Приложение 1. 2

 

 


 

Введение

Много интересных легенд и преданий есть у осетинского народа, но особенно меня взволновала история женщины, которая спасла детей в трудное время от голода и смерти. И это история о Задалески Нана.

Первый раз я услышал о ней от своего дедушки. Меня настолько поразило мужество этой женщины, что я решил узнать о ней побольше из литературных и интернет источников. Видя мой интерес, родители отвезли меня в Республиканскую библиотеку, где мы изучили литературу. Так же легенду о Задалески Нана мне поведал двоюродный брат моего  дедушки, Цоппоев Георгий Ахуырбекович. А затем мы поехали в Задалеск.  Я сам увидел дом, в котором Нана жила, и который впоследствии стал святилищем.

В Северной Осетии каждый знает предание о женщине, которую в народе ласково называют Задалески Нана. В конце четырнадцатого века орды жестокого завоевателя Тимура уничтожили последние аланские поселения. Чудом спаслись только дети и эта женщина. Она решила спасти сирот. Нана хорошо знала горные тропы и повела детей в Дигорское ущелье Северной Осетии.

История началась на месте нынешнего осетинского села Эльхотово. Оно расположено в часе езды от столицы Северной Осетии – Владикавказа. Село основали около трех веков назад на развалинах древне-аланского города Верхний Джулат. От некогда крупного поселения завоеватель Тамерлан оставил одни развалины.

Здесь, по мнению ученых, Нана собрала выживших сирот и отправилась с равнины в горы .До Дигорского ущелья по прямой километров 150. Но пересечь путникам нужно было три хребта.

Сегодня к Дигорскому ущелью ведет асфальтированная дорога. Но даже на машине добираться нужно часа четыре, а Нана с детьми через горы шла, скорее всего, несколько недель.

Путь в Дигорское ущелье – опасное путешествие. Крутые повороты. Отвесная скала с одной стороны, и пропасть–с другой.

Через это ущелье проходит солнечный пояс. Эти места еще называют солнечной долиной. Говорят, солнце здесь светит 270 дней в году.

По легенде, Нана с детьми осталась в этой долине. Вероятно, бежать дальше уже не было сил. В залитой солнцем долине укрыться можно было только в пещере.

Путь к заветной пещере нелегок. Около часа придется пробираться через заросли кустарника и подниматься по крутому склону.

В пещере Задалески Нана и спрятала спасенных детей. Есть легенда, что воины Тимура, преследовавшие их, даже заглянули внутрь, но беглецов не обнаружили.

Скорее всего, Нана и детей спасло яркое солнце. После ослепительного света воины не успели привыкнуть к темноте и не разглядели прятавшихся беглецов .Когда опасность миновала, женщина вывела детей, и они поселились в горах.

Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились.Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из её дома святилище.

Актуальностьработы:

Я решил проанализировать культурное наследие осетинского народа, переданное ему в сказаниях и преданиях, в легендах и исторических фактах, на примере истории Задалески Нана, отношение людей к историческому наследию своего народа.

Цель моей работы: изучить историю своего народа на примере Задалески Нана.

Задачи:

1.Познакомиться с историей происхождения легенды о Задалески Нана.

2.Пробудить интерес к истории своего народа у сверстников.

Гипотеза: Задалески Нана – легендарная дочь аланского народа, она символ женщины, дарующей людям жизнь, свет и добро, один из центральных героических образов аланской истории, благодаря которой Осетия сохранилась и развивается.

В ходе работы я пользовался методами сбора, обобщения и анализа информации.


Основная часть.

1. Легенды седины глубокой: песнь о «Задалески Нана»

История выявляет ключевые личности в потоке времени. Для осетинского народа конца XIV века это были АХСАК Тимур (Тамерлан, Хромой Тимур) и Задалески Нана. Первый пытался уничтожить остатки аланов, уцелевших после нашествия монголов, вторая спасла аланских детей, а, значит, будущее осетинского народа.

Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных сражениях рабству предпочел гибель.  В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами.

События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалески Нана.

Самый ранний вариант песни был впервые записан выдающимся осетинским художником Махарбеком Тугановым со слов знаменитого осетинского слепого сказителя Дзараха Савлаева в 1894 году в с.Задалеске. Уже позже Махарбек Туганов посвятил этой теме отдельное исследование "Осетинский фольклор о Тимуре" (журнал "Мах дуг", 1952 год, №2). В статье рассказывается о встрече со знаменитым сказителем Дзарахом Савлаевым; сообщаются любопытные факты ("В детстве я часто слышал предания об удивительной женщине, останки  которой до сих пор в нетленном виде хранятся в склепе в селе Задалеск. Несмотря на то что эта женщина умерла несколько столетий назад, все равно ее вид, одежда, ее волосы не тлеют, как будто она умерла только что").

Песня о Задалеске Нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине.  Задалески  Нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя  осиротевших  аланских детей.

Кто скрывается под именем Задалески Нана? Может быть-это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе, в котором покоились   останки неизвестной женщины, возможно той самой–Нана Задалески.

Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом, в первую субботу августа, отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери-Задалески Нана.

Задалески Нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет, и добро. Мать - спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет вчисле божеств упомянуть имя Задалески  Нана.

Женщина, победившая смерть и ставшая спасительницей для своего народа. Она передала сиротам всю мудрость предков, родной язык, культуру и обычаи. Со временем дети выросли  и пустили свои корни в близлежащих селениях. Благодаря песне, которая сохранилась спустя века и дошла до нас, мы можем более четко видеть образ этой легендарной женщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исторические события, повлиявшие на возникновение спасительницы аланского народа – Нана Задалески.

В истории мира было несколько дат, имевших трагические последствиядля осетинского народа и одна из них 15 апреля 1395 года. В этот день, более шестисот лет назад, на берегу реки Терек произошло сражение между наследниками монгольской империи Чингисхана–правителями Тимуром и Тохтамышем.

К концу XIV века в Золотой Орде, наметился серьезный кризис. Прежней сплоченности правителей не было и в помине, каждая область огромной империи, пыталась получить самостоятельность. Началось открытое противостояние.

В 1376 году эмир Тимур (Тамерлан) оказал военное содействие потомку Чингисхана Тохтамышу, в результате чего последний стал одним из ханов Золотой Орды. Однако вскоре и между ними началась борьба за влияние в империи монголов, которое переросло в открытый вооруженный конфликт. Инициатива начала военных действий принадлежала Тохтамышу. Вскоре Тимур разбивает войска Тохтамыша, и тот вынужден бежать на юг Золотой Орды.

Через некоторое время Тохтамыш собирает новую армию, вторгается во владения Тимура и  снова терпит поражение.  Постепенно Тимур заставляет Тохтамыша уступать одно владение за другим. Уже тогда жестокость Тимура и его воинов становится широко известной в мире. Захватив непокорный город, он вырезает население, а сами укрепления и дома сравнивает с землей. В погоне за ханом Тохтамышем, Тимур и его армия доходят до Кавказа.

На всем протяжении пути на Северный Кавказ армия Тимура подвергалась серьезным испытаниям. Воины Тимура голодали и выживали только благодаря охоте. Преследуя отступавшие отряды Тохтамыша, Тимур проходит по северокавказским территориям, сжигая города и селения. Наконец, Тохтамыш был вынужден дать генеральное сражение. Всего в битве, которая произошла на берегу реки Терек, приняло участие до 200 тысяч человек. Чаша весов победы перевешивала то водну,то вдругуюсторону. К концу дня численное преимущество войск Тимура стало очевидным, исход сражения склонился в его пользу. Хан Тохтамыш с остатками войск отступил в Закавказье, а гнев Тимура обрушился на алан, главных союзников его противника на Кавказе.

В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению.

Свой последний поход в Осетию Тимур совершил в 1400 году, когда еговойска вошли в горы и с юга, и с севера. Этим вторжением была окончательно уничтожена аланская  государственность.

Во время битвы с жестоким захватчиком аланы были обескровлены. Именно эти трагические события стали, кстати, основой для легенды о Задалеске Нана (матери из селения Задалеск). В осетинском фольклоре бытует песня о Задалеске Нана, в ней поется о «железномордых волках Ахсак-Тимура», под таким именем предводитель монголо-татар известен в Осетии. В песне повествуется о том, что после битвы остались от аланского племени только дети, которых женщина собрала «как малых барашков» и укрыла в глухой пещере в местности Задалеск. Дети выросли, у них появились семьи, и снова возродился аланский народ.

Легенда о матери-спасительнице явилась отголоском той страшной катастрофы, которая постигла наш народ и его государственность. Но вместе с тем, образ Задалески Нана стал символом сохранения этноса и его возрождения.

Сегодня, спустя более 600 лет со дня вторжения Тимура в Аланию, мы становимся свидетелями возрождения национальной государственности. В южной части расселения нашего народа возродилось независимое национально-территориальное образование–Государство Алания! Мы вернули историческое название нашей Родине. Славное имя предков!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задалески Нана в культурном наследии осетинского народа

У каждого народа есть места, символы, предания, имеющие сакральное значение. В Северной Осетии каждый уголок хранит свои истории, прорастающие корнями в глубь веков и впитавшие, как героические, так и трагические вехи. Жизнь и смерть всегда рядом. Так было много столетий назад, так и сейчас. Так же как и война и мир. Так же как любовь и ненависть. Хитросплетенные судьбы людей, правителей и народов, завоевателей и порабощенных, героев и предателей.

Могла ли в 14 веке чудом выжившая после нашествия Тамерлана хрупкая женщина, испуганная, измученная, обескровленная предположить, что на долгие века станет священным символом для своего народа? Жители маленького горного селения Задалеск трепетно хранят историю святой Нана.

Ежегодно в первую субботу августа в Горной Дигории в с.Задалеск отмечается праздник Задалески Нана. Почтить память Задалески Нана и вознести Богу благодарственные молитвы о спасении осетинского народа собираются не только жители Задалеска и селений Дигорского ущелья, но и паломники из Владикавказа, Ардона и других населенных пунктов республики.

Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кувд. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит,чтобы они милостью её избегали болезней и бед, трудных дорог. Поручают покровительству Нана и тех, кто отправляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесённым кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вернулись домой. Праздник Задалески Нана – женский праздник. Все молитвы- о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. Ответственные за праздник –прилагают все усилия, чтобы праздник удался.

Усилиями профессора Анзора Хачирова, жителей и выходцев из села Задалеск, неравнодушных людей создан Дом-музей Задалески Нана, который у людей считается святилищем. Домашняя утварь тех времен, одежда, мебель, фигурки детей и дух той истории–вот что чувствуется в музее. На отдельном стенде фотографии жительниц селения Задалеск разных времен –многодетных матерей в селе Задалеск.

На небольшом подоконнике листы бумаги и ручка. Тут каждый может написать просьбу к Нана. Многие приезжают в Задалеск, вознося молитвы к ставшей святой спасительнице. Многие просят о потомстве, поручают беречь детей и молодежь, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог. В Задалеск можно приехать в любое время. Двери музея всегда открыты, несмотря на ценность экспонатов, некоторым из которых столетия.

В 2017 году в Северной Осетии – Алании проходил конкурс на лучшую скульптуру, изображающую образ Задалески Нана. Свое видение памятника предложили мастера из Владикавказа, Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара. Инициатором установки памятника выступила известная общественница Ольга Цаголова, создав для этого специальный фонд. Но почему-то скульптуру до сих пор не установили.Хотелось бы, чтобы памятник аланской истории в лице героической женщины Осетии во Владикавказе  все же был установлен.


Заключение

Светлый образ Задалески Нана живет в благодарной памяти осетинского народа, пережившего драматические моменты своей истории. Ее яркий образ как покровительницы сохранился из глубины веков. В Дигории и сегодня старший за столом не забывает упомянуть ее прекрасное имя. Ей посвящен храм в селении Задалеск, и ежегодно в первую субботу августа отмечают в ее честь праздник. О ней слагают стихи и посвящают песни. Путь Нана–своеобразный гимн женщине-спасительнице, которую народ почитает как святую.


Список литературы, используемых интернет источников:

1.      Интернет-ресурсы-articles/16359147/angel-osetii-kak-…

2.      Диана Сокаева, старший научный сотрудник СОИГСИ им.В.И.Абаева, газета «Северная Осетия», «Задалески Нана», 21мая2019г.

3.      Светлана      Сланова-Дзобаева, зам. председателя комитета женщин Междурадного общественного движения «Высший Совет осетин», газета «Северная        Осетия» , «Задалески Нана», 06 августа 2018г.

4.      Сайт«Потерянная Осетия», Задалеск. Святилище Задалески Нана.

 

5.      Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск X:сборник статей.–Владикавказ:СОИГСИВНЦРАН,2018.–268с

6.      Вопросы литературы и фольклора: Сборник научных статей. Вып.X.Часть2.–Владикавказ: СОИГСИВНЦРАН,2018.–252с.

7.      Анзор Хачирти, профессор ГГАУ, газета «Северная Осетия», «Еще раз о Задалески Нана», 11 апреля 1996г.

8.      Бекоев Владимир Исламович «Отражение истории средневековой Алании в песне «Задалеская Нана», журнал «Культурная жизнь Юга России», №1(30),2009г.


Приложение 1

"Кровавый дождь, кровавый дождь

Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией.

От волков Ахсак-Тимура с железными пастями, Почернели их зеленые поля.

Плотнее, крепче плетня из железных прутьев  

Вокруг  расположились (окружили).

Предводители Тапан Дигории,

Их мужественная молодежь, один лучше другого,

От рук неприятеля в крови тонут,

Редеют, в царство мертвых отправляются.

До последнего человека хоть и сражаются,

Но погибли до единого дигорцы.

То пожарище занялось, то синее пламя взыграло

Над многолюдными селами Тапан Дигории.

Оставшиеся женщины и мужчины

Все уведены в плен, уведены в плен.

Так погибли тапандигорцы, лишились потомства.

 Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети

 На пепелище, на черной золе.

Но оказалась на счастье народа Женщина на свете,

Сирот собрала, подобно стаду овечек,

Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга.

С плоскости – в лес, из лесу – на поляну,

В сторону Дигорского перевала повернула,

Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась,

 Плодами растений стала их кормить,

Когда выросли они, окрепли они, села основали,

Свою общую мать, Задалеские Нана,

С почестями, со славой похоронили около Задалеска в пещере Морга"


 

Скачано с www.znanio.ru

XYIII конкурс исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» (в рамках

XYIII конкурс исследовательских работ и проектов дошкольников и младших школьников «Я познаю мир» (в рамках

Исследовательская работа "Задалески Нана"

Исследовательская работа "Задалески Нана"

Введение Много интересных легенд и преданий есть у осетинского народа, но особенно меня взволновала история женщины, которая спасла детей в трудное время от голода и…

Введение Много интересных легенд и преданий есть у осетинского народа, но особенно меня взволновала история женщины, которая спасла детей в трудное время от голода и…

Тимура, преследовавшие их, даже заглянули внутрь, но беглецов не обнаружили

Тимура, преследовавшие их, даже заглянули внутрь, но беглецов не обнаружили

Основная часть. 1. Легенды седины глубокой: песнь о «Задалески

Основная часть. 1. Легенды седины глубокой: песнь о «Задалески

Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом, в первую субботу августа, отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей

Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом, в первую субботу августа, отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей

Исторические события, повлиявшие на возникновение спасительницы аланского народа –

Исторические события, повлиявшие на возникновение спасительницы аланского народа –

Аланские горные области между Казбеком и

Аланские горные области между Казбеком и

Задалески Нана в культурном наследии осетинского народа

Задалески Нана в культурном наследии осетинского народа

В 2017 году в Северной Осетии –

В 2017 году в Северной Осетии –

Заключение Светлый образ Задалески

Заключение Светлый образ Задалески

Список литературы, используемых интернет источников: 1

Список литературы, используемых интернет источников: 1

Приложение 1 "Кровавый дождь, кровавый дождь

Приложение 1 "Кровавый дождь, кровавый дождь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024