Муниципальное автономная общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Исследовательская работа по психологии
«Загадки нашей памяти»
Выполнил: Петуховский Кирилл,
ученик 8 «А» класса,
МАОУ «СОШ № 13»
Руководитель: педагог – психолог
Петуховская Наталья Геннадьевна.
г. Череповец
2019 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………. 3-4
Глава 1. Особенности человеческой памяти…………………………………………………......4
1.1 Понятие «память», основные процессы памяти…….……………………………………...4-5
1.2 Виды памяти………………………………………………………………………………….5-7
1.3 Рекорды нашей памяти ………………………………………………………………………8-9
1.4 Гигиена памяти……………………………………………………………………………...9-10
Глава 2. Особенности развития памяти школьников……………………………………………10
2.1 Результаты исследования памяти учащихся 6 класса……………………………………10-13
Вывод, заключение………………………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………………………………...15
Приложение 1. Анкета для учащихся…………………………………………………………….16
Приложение 2. Ответы учащихся на пятый вопрос анкеты…………………………………….17
Приложение 3. Стимульный материал для диагностики памяти учащихся……………………18
Приложение 4. Рекомендации для учащихся по развитию памяти…………………………19-21
Приложение 5. Рекомендации для педагогов по развитию памяти учащихся…………………22
Введение
"Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память"
(Д. Галифакс английский государственный деятель, писатель)
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная «шкатулка», которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или поведение) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, не успев дочитать его до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Мы бы не знали, как нас зовут, кто наши родители, где мы живём, как готовить пищу, танцевать, петь, учиться и работать.
С. Л. Рубинштейн (психолог) писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека.
В современном мире очень высоко развита техническая индустрия. Компьютеры и интернет, роботы и механизмы значительно облегчили нашу жизнь, но они не заменят человеческую память на все 100%. Нам проходиться учиться, развиваться, работать.
Меня заинтересовала данная тема, и я решил заняться исследованием памяти школьников.
Актуальность моей работы не вызывает сомнения. Проблема развития памяти подростков является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации, увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции учащегося. Без высокого уровня развития памяти невозможно нормальное функционирование личности ребенка в школе, ведь именно в этот момент в жизни школьника происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти шестиклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «память» и её значение в жизни человека.
2. Подобрать методики и провести исследование памяти шестиклассников.
3. Сделать выводы и составить рекомендации по развитию памяти для учащихся и педагогам.
Объект исследования: научная литература, учащиеся 6 «А» класса
Предмет исследования: память, её виды и особенности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение теоретического материала и полученных результатов научных исследований.
2. Практические:
1. Социологический опрос учащихся.
2. Диагностика памяти учащихся.
3. Эксперимент – создание условий для лучшего запоминания материала.
Гипотезы исследования:
1. У шестиклассников зрительная память развита лучше, чем слуховая.
2. Учащиеся 6 «А» класса тренируют свою память с помощью различных способов и приёмов для успешного запоминания.
Теоретическая значимость: Систематизация и анализ информации по теме.
Практическая значимость: Подготовка рекомендаций для подростков и учителей по развитию памяти, расширение собственного кругозора; результаты исследования могут быть использованы для повышения успеваемости учащихся.
Новизна исследования заключается в представлении полученных результатов изучения особенностей развития памяти учащихся 6 «А» класса.
Сроки исследования: февраль - март 2018 года.
Оборудование: компьютер, раздаточные бланки для ответов, ручка калькулятор, календарь книги по психологии.
Этапы работы:
1.Подготовительный: изучение теоретического материала и подбор диагностического материала.
2.Основной: систематизация данных и практические исследование.
3.Заключительный: анализ полученных данных, выводы, подготовка презентации, оформление работы и рекомендаций.
Глава 1. Особенности человеческой памяти
1.1 Понятие «память», основные процессы памяти
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
Па́мять — это вид умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и многократно воспроизводить информацию. Известно, что для нахождения воспоминаний работа мозга является главной. Только мозг позволяет их классифицировать, хранить в памяти и находить. Умение надёжно хранить информацию - одна из удивительных способностей человеческого мозга. Память нам нужна, чтобы учиться, говорить, ходить, думать, узнавать предметы окружающего мира.
Память человеческая – это двери, распахнутые в прошлое, вчерашнее и далекое будущее человека.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнём, что это совокупность
процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Рассмотрим, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии. Всё, что происходит с нами, всё, что мы видим, говорим, слышим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. За хранение информации отвечает наша память.
Память включает в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Нарушение даже одного из них ведёт к расстройству памяти в целом.
О сохранении информации и её видоизменении можно судить по таким процессам памяти, как узнавание и воспроизведение. Узнавание–это связь новых впечатлений с прошлым опытом путем воспроизведения ранее воспринятых впечатлений. Узнавание какого-либо объекта происходит в тот момент, когда мы видим его повторно. Увидев в небе движущуюся точку, человек отмечает про себя: это птица или самолёт. Узнавание бывает полное и неполное.
Процесс воспроизведения труднее, чем процесс узнавания. Например, легче узнать текст при повторном чтении, чем воспроизвести его (пересказать), не заглядывая в книгу. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. При произвольном воспроизведении мы ставим цель вспомнить материал как можно полнее и точнее. Непроизвольное воспроизведение в отличие от произвольного, не требует никаких усилий. В нашей памяти внезапно всплывает информация. Ни один человек не может точно знать, сколько он помнит. Для этого можно закрыть глаза и попытаться вспомнить всё, что мы видели когда бы то ни было. Кажется, что этому нет конца.
Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает ошибки, то говорят о забывании. Человек может развивать и совершенствовать процессы памяти практически до бесконечности.
Интересны исследования немецкого психолога Германа Эббингауза о том, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. Для предотвращения забывания необходимо повторение. Первое повторение следует сделать через 15-20 минут после заучивания, второе – через 9 часов, а третье – через 24 часа. Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен.
Память также зависит от того, что нам больше нравится делать. Если у человека есть любимые дела, то они требуют меньше усилий, и всё, что связано с ними, запоминается очень легко.
Где же хранится важная для нас информация? В научном мире пока нет единого мнения о том, в какой именно части головного мозга хранятся наши воспоминания. Учёные лишь пришли к выводу, что разные участки коры головного мозга отвечают за разные психические функции. Например, лобная доля – это наши планы и цели, левая височная доля – это эмоции и чувства; есть центры аппетита, поведения, юмора и любви.
1.2 Виды памяти
Существуют несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.
Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала и по преобладающему процессу восприятия информации.
1. Память бывает: мгновенной, кратковременной и долговременной. Мгновенная память длится всего 0,1 – 0,5 секунд. Она представляет собой память – образ.
2. Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько секунд (до 20). Без специального повторения эта информация забывается. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 -9 единиц информации и определяется по числу единиц, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько секунд после однократного предъявление информации. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только осознанная информация, основанная на интересах и потребностях человека и привлекает к себе его повышенное внимание.
К особенностям кратковременной памяти относиться свойство замещение. Если представить кратковременную память в виде кувшина с водой, то можно сказать, что у каждого человека объём кувшинчика индивидуален. При переполнении информацией, наша кратковременная память частично освобождается, вытесняя старую информацию, которая может безвозвратно стереться или отправиться в долговременное хранилище до лучших времён. Это происходит и в том, случае, если человек не может запомнить всю информацию сразу. Например, мы можем испытывать серьёзные трудности при запоминании и сохранении в памяти имён, фамилий новых людей с которыми нас только что познакомили, потому что за именами сразу на нас обрушивается поток новой информации об этом человеке и всё наше внимание сосредотачивается на этом, а имена вытесняются.
Благодаря кратковременной памяти человек перерабатывает самый большой объём информации, она помогает нам отсеивать нужную и ненужную, полезную и бесполезную, важную и неважную информацию. Вследствие этого, не происходит информационных перегрузок. Срабатывает психологическая и физиологическая защита организма и если мы устали и наш кувшинчик переполнился, то мы чувствуем усталость, теряем интерес к работе, требуется перерыв.
Кратковременная память помогает нам при общении. Психологи отметили, что при встрече люди рассказывают не более 7 интересных фактов, что соответствует объёму кратковременной памяти 7 +-2 единицы.
3. Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение заданного срока, от секунды до нескольких дней. Срок хранения информации определяются задачей, которую нужно решить человеку. После этого информация может исчезнуть. Оперативная память по своим временным характеристикам находиться между кратковременной и долговременной памятью.
4. Долговременная память способна хранить информацию неограниченное время, практически без изменений. Более того многократное повторение данной информации только укрепляет её в памяти. Вспомнить старую информацию помогают мышление и сила воли.
5. Генетическая память позволяет передавать информацию через гены по наследству. Генетическая память – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
6. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для многих профессий, в том числе для инженеров и художников. Зрительная память помогает развитию воображения.
7. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима учёным, филологам, музыкантам, акустикам, логопедам, людям, изучающим иностранные языки и учителям. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого и т.п. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Именно с помощью словесно-логической памяти мы заучиваем то, что задают нам учителя. Если же, мы повторяем не задумываясь и не понимая, то это механическая память или зубрёжка. Только сочетание осмысленного и механического запоминания позволит прочно усвоить материал.
8. Двигательная память помогает запомнить, сохранить и воспроизвести сложные движения. Она помогает нам сделать первые шаги, усвоить трудовые и спортивные навыки, умения. С помощью её мы научились писать. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, мы, как правило, сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти.
9. Эмоциональная память – это память на переживания. Она влияет на все виды памяти и проявляется в человеческих отношениях. На этой памяти основана прочность запоминания материала. Самые яркие и счастливые моменты человек запоминает на долго без особого труда. Благодаря эмоциональной памяти мы помним переживания как весёлые, так и грустные. Помня их, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе. Интересно и эмоционально проведённый урок учителем, на долго останется в памяти учащихся. Изучаемый материал запомниться сам собой, если относиться к процессу обучения положительно, без сопротивления.
10.Осязательная, обонятельная и вкусовая память особой роли в жизни человека не играют и их возможности ограничены. Их роль в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Данные виды памяти играют большую роль в профессиональной деятельности человека. Например, очень хорошо развита обонятельная и вкусовая память у повара, кондитера, винодела, дегустатора, сыровара. Острым обонянием обладают парфюмеры.
11. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной. Зрительная память позволяет нам помнить лица близких людей, внешний облик предметов. Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, трели соловья, лай собаки, шум моря. Обонятельная память даёт нам возможность помнить запахи. Осязательная память хранит ощущения тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви. Она спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение впечатлений. Много лет спустя мы можем совершенно точно вспомнить вкус бабушкиного пирога, её голос или прикосновение. Образная память причудливо избирательна. Мы видим в городской толпе тысячи лиц, но одно почему-то еще долго стоит перед глазами. Ни с того, ни с сего, запоминаем услышанную где-то мелодию.
Особый, редкий вид образной памяти представляет собой эйдетическая память. Она удерживает в течение некоторого времени чрезвычайно яркие образы и детали. Если человеку, обладающему ею, продемонстрировать на экране какую-нибудь картинку, а затем оставить его перед пустым экраном и начать задавать те или иные вопросы о показанном, он будет продолжать «рассматривать» эту картинку. Глаза при этом движутся так, как если бы она оставалась перед ним. Данный вид памяти – исключение, а не правило. Чаще всего она проявляется у детей.
Эйдетиками были некоторые выдающиеся художники и музыканты. Например, об известном французском графике Гюставе Доре рассказывают такую историю. Однажды издатель поручил ему сделать рисунок с фотографии альпийского пейзажа. Доре ушёл, забыв взять с собой снимок, однако на следующий день принёс совершенно точную копию увиденного накануне.
Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия. Это явление возникает благодаря тесной связи между сенсорными системами. Например, восприятие определенного цвета может быть сопряжено с ощущением тепла, а звуки музыки способны вызвать череду зрительных образов. Некоторым композиторам присущ «цветной слух». Александр Николаевич Скрябин стал даже создателем светомузыки.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. При непроизвольном запоминании, информация сохраняется автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им специальной задачи. При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить что-либо, и данный процесс требует силы воли. Интересным является тот факт, что непроизвольное запоминание иногда может быть сильнее произвольного, если работа требует от человека интеллектуальных усилий и имеет большое значение.
1.3 Рекорды нашей памяти
Если душа так уж жаждет чуда, то вовсе не обязательно искать в Гималаях встречи со снежным человеком или бороздить воды Бермудского треугольника. Область чудесного лежит гораздо ближе. Величайшее чудо на свете – человеческий мозг с его невероятными ресурсами, и среди них – возможность запоминать, но почему кому-то для запоминания нужно десять минут, а кому-то час. Почему кто-то запоминает всё, а кто-то только отрывки.
Память изучается с древних времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение. Даже сейчас, когда проведено множество исследований посвященных этому вопросу, остаётся много загадок, которые не так просто разгадать.
Начиная с 17 века, сохранились труды учёных, которые бились над вопросом психологической теории памяти.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается немецкий учёный Г. Эббингауз. Ещё в прошлом веке он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения процессов и в ходе своей экспериментальной деятельности установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Ему помогали в исследовании Г.Мюллер, А. Пильцекер и другие.
Заслугой З.Фрейда и его последователей было выяснение того факта, что на качество памяти влияют положительные и отрицательные эмоции человека.
Исследования памяти человека проводили так же наши учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Зинченко П.И и другие. Они утверждали, что в основе памяти лежит психологическая деятельность человека, т.е запоминая информацию, головной мозг активно работает, совершая различные действия и операции, основываясь на целях и задачах.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, своя система понятий, своя теория. Но все вместе они расширяют наши знания о человеческой памяти, взаимно дополняют друг друга.
Часто можно услышать, как люди говорят: «Ему повезло, у него феноменальная память!».
Интересны факты о людях, обладающих феноменальной памятью. Например, Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью они говорили: «Словно от бога».
Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.
Известно, что память зависит от индивидуальных особенностей личности. Её интересов и склонностей (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда); от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя физического состояния; от волевого усилия и многих других факторов.
Исключительная долговременная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашёл в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он ещё мог цитировать выдержки из неё. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто сообразителен.
Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алёхин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно. Что иллюстрирует у них великолепную зрительную память.
Феноменальной «фотографической» памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял её по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать её в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся. Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с точностью до запятой: его брат один раз слышал её и один раз читал.
Известный советский психолог Александр Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С.В. Шерешевским, который мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным. Образы — зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Журналист никогда ничего не записывал, стараясь запомнить.
Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, Н. К. Чюрлениса. У них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков представлял, что ноты окрашены в различные цвета: «ми-мажор» — синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» — розовый.
У Александра Николаевича Скрябина (русский композитор, пианист и педагог) звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения.
Диаманди Ихчиев (болгарский учёный, историк, переводчик), обладавший уникальными способностями к счёту, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.
1.4 Гигиена памяти
Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время
незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом.
( Д. Локк )
Некоторые люди говорят, что у них плохая память. Да, уровень развития памяти у каждого человека свой, но бывает так, что мы просто не умеем правильно пользоваться памятью, как инструментом познания. Наш головной мозг работает, как любой другой орган нашего тела, и для правильной работы нуждается в определённом уходе. Нужно поддерживать его в активном состоянии, если не хотим, чтобы он заржавел.
Существует возможность значительно улучшить свою память. Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы?
1. необходимо регулярное достаточное насыщение кислородом крови; не забывайте о прогулках; хорошо развивают память танцы и спорт;
2. достаточно спать; это обеспечит нормальную работу мозга; взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток – 9 часов; особенно это влияет на долговременную память. Недаром говорят, что утро вечера мудренее. Во время «быстрого» сна происходит переработка информации за день. Именно этим объясняются случаи, когда во сне человеку приходит решение проблемы. Этим вопросом занимался американский исследователь Ч. Пирлман и утверждал, что люди с хорошее памятью видят больше снов.
3. для памяти вредны табак и алкоголь; иногда люди с трудом могут вспомнить события вчерашнего праздника;
4. остерегайтесь некоторых лекарств, они могут вызвать частичную или полную амнезию, т.е. потерю памяти;
5. попробуйте заняться изучением иностранных языков или освоить какой-нибудь музыкальный инструмент – это полезно для мозга.
Интересен то факт, что память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет, до 30 лет сохраняется на прежнем уровне, а после 30 лет постепенно ухудшается. Но у некоторых людей в возрасте 70-80 лет она остается на том же уровне, что и в молодости, а иногда и лучше. За целую жизнь из нашего «архива» пропадает лишь 28% того, что мы когда-либо в него занесли; остальное остается с нами навсегда.
Глава 2. Особенности развития памяти школьников
Практическая часть исследовательской работы заключается в сравнительном анализе полученных данных различными методами. Результаты показывают особенности развития памяти шестиклассников: объём кратковременной памяти, характеристику долговременной памяти; преобладание видов памяти и знания учащихся по данной теме.
2.1 Результаты исследования памяти учащихся 6 класса
1. В работе применялся социологически опрос учащихся. Анкета включает в себя 5 вопросов открытого и закрытого характера. (Приложение 1). В опросе приняло участие 29 человек из 6 класса. Результаты опроса получились очень интересными.
1. На первый вопрос анкеты: «Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память?
Результаты представлены в диаграмме: Да – ответили (20 человек) 68% учащихся; нет – считают (4 человека) 13% учащихся и затруднились ответить (5 человек) 19%.
2. Второй вопрос анкеты звучал так: «Как ты думаешь, сколько учеников твоего класса обладают хорошей памятью?»
Учащиеся считают, что 75% одноклассников (22 человека) обладают хорошей памятью.
3. Третий вопрос анкеты: «Какой вид памяти у тебя развит лучше? Зрительная или слуховая?
Результаты оказались очень интересными: 65% учащихся (19 человек) считают, что у них лучше развита зрительная память; 27% одноклассников (8 человек) думают, что у них лучше развита слуховая память и 8% отвечающих (2 человека) затруднились с ответом. Как же обстоят дела на самом деле, мы выясним путём диагностических исследований.
4. На вопрос: «Тренируешь ли ты свою память?», 62% учащихся (18 человек) ответили – Да и 38% (11 человек) – ответили Нет.
5. Отвечая на пятый вопрос анкеты, респондентам нужно было перечислить способы и приёмы для успешного запоминания, которые они используют при обучении. Вариантов ответов оказалось более 20- ти. Большинство учащихся используют эффективные методы для запоминания информации. Назовём некоторые из них:
- повторять материал;
- читать;
- учить;
- писать то, что учишь;
- слушать;
- отдыхать и начинать сначала и т.д
Более подробные ответы учащихся расположены в приложении 2.
2. Следующие методы исследования памяти предложил психолог А. Р. Лурия, о котором мы упоминали выше. Своё исследование я разбил на несколько этапов:
1) диагностика объёма кратковременной слуховой памяти учащихся (методика «10 слов»);
2) диагностика объёма кратковременной зрительной памяти учащихся (методика «10 символов или картинок»);
3) диагностика долговременной памяти учащихся с установкой на запоминание и без неё по тем же методикам.
Стимульный материал представлен в приложении 3.
В результате исследования получились следующие выводы:
1. Диагностика объёма кратковременной слуховой памяти учащихся 6 «А» класса показала, что 92% (26 человек) имеют достаточный объём слуховой памяти, они запомнили от 5 до 9 слов и 8% учащихся (2 человека) обладают низким уровнем развития памяти, они запомнили по 4 слова.
Данные представлены в диаграмме:
Если стимульный материал взять за 100% информации, предложенной учителем на уроке, то можно сказать, что большая часть детей, после первого повторения материала, усвоила его от 50 до 90% на слух.
2. Диагностика объёма кратковременной зрительной памяти учащихся показала, что 38% учащихся (10 человек) имеют высокий уровень, 62% школьников (16 человек) имеют хороший уровень развития зрительной памяти. Таким образом, можно говорить о том, что более трети учеников класса на все 100% запоминают материал урока с помощью зрительной памяти. И более половины шестиклассников успешно запоминают от 50 до 90% информации с помощью зрения.
Данные представлены в диаграмме:
Сравнительный анализ результатов диагностики объёма видов памяти учащихся
6 «А» класса
Уровень |
Количество единиц объёма памяти |
Слуховая память (количество учащихся) |
Зрительная память (количество учащихся) |
высокий |
10 |
0 |
10 |
хороший |
9 |
2 |
8 |
8 |
6 |
8 |
|
7 |
9 |
1 |
|
6 |
6 |
0 |
|
5 |
2 |
0 |
|
низкий |
4 |
2 |
0 |
3 |
0 |
0 |
|
2 |
0 |
0 |
|
1 |
0 |
0 |
Общий показатель
на класс х= Х=6,75 Х=9
Для обобщения результатов диагностики памяти учащихся, необходимо найти общий или средний показатель на класс. Для этого суммируются все баллы учеников и делятся на количество детей в классе. Таким образом, из данных, представленных в таблице, мы видим, что у школьников лучше развита зрительная кратковременная память, т.к её общий показатель выше показателя слуховой кратковременной памяти. Более наглядно это видно на диаграмме:
3. Диагностика долговременной памяти учащихся проводилась в виде эксперимента следующим образом: спустя 2 недели, школьникам было предложено снова воспроизвести те слова и символы, которые им нужно было запомнить раньше. Следует отметить, что часть учеников заранее знала, что им придётся вспомнить данную информацию, а остальные работали без установки. В результате получились данные, подтверждающие научные исследования, а именно:
а) не вся информация попадает в долговременную память, а теряется по дороге в силу своей значимости для человека;
б) только интересные факты, эмоциональная деятельность благоприятно влияют на запоминание (ребята восприняли диагностику, как игру);
в) процесс запоминания и сохранения информации подчиняется воле человека (группа с установкой на запоминание справилась с заданием успешнее).
Сравнительный анализ результатов диагностики долговременной памяти учащихся
6 «А» класса спустя 2 недели (данные эксперимента)
Уровень |
Количество единиц объёма памяти |
Слуховая память (количество учащихся) |
Зрительная память (количество учащихся) |
высокий |
10 |
0 |
1 |
хороший |
9 |
0 |
2 |
8 |
0 |
4 |
|
7 |
1 |
3 |
|
6 |
3 |
6 |
|
5 |
5 |
4 |
|
низкий |
4 |
1 |
2 |
3 |
7 |
1 |
|
2 |
4 |
0 |
|
1 |
5 |
1 |
Общий показатель
на класс х= Х=3,34 Х=6,2
Из данных, представленных в таблице, мы видим, что у школьников уровень развития зрительной долговременной памяти выше, чем слуховой, но за период времени общие показатели двух видов памяти снизились от 30-50%. Так, слуховой материал стёрся из памяти школьников на 50%, а зрительный оказался более устойчивым и его объём уменьшился на 30%. У школьников контрольной группы показатели немного лучше. Более наглядно это видно на диаграмме:
Вывод
Работая по данной теме, я достиг намеченной цели: изучил особенности развития памяти школьников и выполнил поставленные задачи.
Мои гипотезы подтвердились: у учащихся 6 «А» класса зрительная память развита лучше, чем слуховая и многие ребята знают более 20-ти способов для успешного запоминания информации, но возможно не все активно используют в работе на уроке и при выполнении домашнего задания.
Большое влияние на память оказывает наше отношение к тому, что мы запоминаем. Лучше запоминается то, что связано с нашими интересами и желаниями. Интересен тот факт, что незавершённые дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершённые. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряжение у человека не снижается и забывание происходит медленнее. Поэтому у школьников из контрольной группы объём сохранённого материала в долговременной памяти выше.
Изучив, научную литературу, смею предположить, что ребята ещё прочнее запомнили слова и картинки, потому что воспроизводили их неоднократно.
Теперь, зная особенности развития памяти шестиклассников, необходимо познакомить их с результатами исследования и рекомендациями на развитие данного психологического процесса. Уверен, что учащиеся используют эту информацию по назначению и у них повысится качество обучения. Учителям рекомендую при объяснении учебного материала учащимся 6 «А» класса, больше опираться на зрительное восприятие и зрительную память. Важно дать установку учащимся на долговременное сохранение информации. Совершенно не запоминается безразличный и неинтересный материал. Память особенно тщательно сохраняет то, что важно, и отбрасывает то, что не нужно.
Заключение
В течение всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется - память. Без неё наше существование было бы немыслимо.
Память бывает разная: произвольная и непроизвольная, зрительная и слуховая, эмоциональная и словесно-логическая, кратковременная и долговременная, генетическая и образная, но все виды памяти подчинены особым законам работы головного мозга, которые позволяют нам жить и развиваться.
Возможности человеческого мозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать, какой объём информации способен вместить наш мозг.
Наша память хранит обширнейшие объёмы информации. Она служит календарём и дневником, семейным альбомом и энциклопедией, музыкальным центром и сборником кулинарных рецептов... Не стоит поднимать панику если вы что-то забываете, нужно просто начать работать над памятью, постепенно тренируя её.
В начале моей работы, можно найти сравнение памяти со шкатулкой, но теперь я уверен, что память - это железный сейф с кодовым замком. Как много ещё неизвестного хранит наша память.
Список литературы
1. Грановская Р., Элементы практической психологии: 5-е изд. – СПб: Речь, 2003 – 655 с.
2. Квин В. Прикладная психология – СПб: Питер, 2001 – 560 с.
3. Крутецкий В.А., Психология: учеб. для учащихся пед. училищ- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1986 – 336 с
4. Немов Р.С. Психология. М: Просвещение. Владос., 1995 – С.184-207.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989 – С. 302.
6. Черёмушкина Л.В. Развитие памяти у детей. Яр: Академия развития, 1997 – С. 89-237.
7. Общая психология, учебник для студентов пед. институтов, под редакцией проф. А.В. Петровского, издю 2-е-М.: Просвещение, 1977 – 479 с.
8. интернет-ресурсы
Приложение 1
Анкета для учащихся (социологический опрос)
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
Приложение 2
Методы и приёмы, которыми пользуются учащиеся 6 класса для запоминания материала.
1. нужно повторять материал;
2. читать много раз;
3. учить;
4. писать то, что учишь;
5. лучше слушать учителя;
6. отдохнуть и начать сначала;
7. внимательно смотреть и запоминать;
8. подбирать ассоциации;
9. рассказывать себе вслух;
10. запоминать фразы по первым буквам;
11. представлять образно то, что учишь;
12. стараться понять материал;
13. не отвлекаться;
14. слушать музыку и делать;
15. пересказывать много раз;
16. зубрить;
17. записать на диктофон и слушать;
18. выделять ключевые слова
Приложение 3
Стимульный материал для диагностики памяти учащихся
Приложение 4
Рекомендации для учащихся по развитию памяти
1. Зубрить вредно, потому что таким образом полученные знания быстро исчезают из памяти.
2. Правильно учить уроки осмысленно: стараться подбирать свои слова для выражения мыслей, составлять план ответа, использовать дополнительную литературу. Усилий больше, но результат получится отличный.
3. Для лучшего запоминания необходимо повторять материал. Такое целенаправленное запоминание называют произвольным, так как человек заставляет себя делать это с помощью воли. В тех случаях, когда запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном запоминании. Например, если мы подумаем о том, что произошло вчера, то наверняка многое вспомним, а ведь мы не ставили перед собой цель – запомнить.
4. В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т.д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от объема и характера его, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например, стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала прочитывается 1—2 раза от начала до конца, выясняется общий смысл его, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.
Из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Учащимся, которые заучивали стихотворение комбинированным способом, потребовалось всего 9 повторений, при заучивании в целом — 14, а при заучивании по частям — 16 повторений.
Способы заучивания следует применять в зависимости от характера материала. При заучивании связного текста лучше пользоваться комбинированным способом, частичный лучше применять при заучивании иностранных слов, географических названий. Небольшой по объему и легкий текст можно заучивать целиком.
5. Одним из условий успешного запоминания является также систематизация материала. Исследования выявили значительное преимущество в запоминании сгруппированного текста перед несгруппированным. Систематизация может протекать в разных направлениях: путем объединения объектов запоминания по одному какому-либо признаку, например, распределение предметов по группам в зависимости от цвета, величины и формы и пр.; путем объединения материала (например, по истории) в хронологическом следовании событий и путем систематизации его в соответствии с предложенной учителем схемой, например, при обобщенной характеристике географических зон и т.п.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начала и конец («эффект края»). «Эффект края». Психологи утверждают, что в памяти оседают обычно начало и конец информации, а середина выпадает. Не случайно, на концерте в более выгодном положении оказываются те исполнители, которые открывают программу или выступают последними. Понятно также, почему в споре все участники стремятся оставить за собой последнее слово.
8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
10. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
11. При необходимости быстро освоить большой объем сведений может быть полезна «шпаргалка». Однако ею надо уметь пользоваться. Она строится как опорный конспект или тезисный план. В нее вносятся пункты, примеры, а также то, что легко забыть, например, даты или исключения. Утром, перед экзаменом ее можно посмотреть для успокоения нервов, а потом… оставить за дверью аудитории. Если шпаргалка хорошо составлена, она уже не понадобится – все и так вспомнится.
12. Психологи выяснили, что есть «критические» моменты, после которых процент оставшейся в памяти информации резко падает. Так, через несколько минут забывается примерно четверть, через несколько часов – половина, через сутки – около ¾ информации, если именно в это время повторять заученное, потеря будет значительно меньше. При подготовке к контрольной работе действовать нужно так: прочитав главу, повторить основное и трудное для запоминания и изложения. Закончив блок из нескольких вопросов, повторить самое важное из того, что было прочитано за последние полдня. На следующий день начать занятие с того, что вспомнить пройденное накануне.
13. А как быть с тем, что все-таки придется зазубрить: даты, имена, цифры, слова-исключения. Для облегчения этой не очень приятной работы издавна существуют особые приемы, называемые мнемоническими. Суть их в том, что заучивание с помощью каких-то уловок превращается в осмысленное. Некоторые такие «запоминалки» хорошо известны: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Очередность цветов спектра соответствует начальным буквам каждого слова в этой фразе. Или фраза: «Что я знаю о кругах». Число букв в каждом слове этой фразы соответствует цифре в числовом выражении значения «π»-3,1416…
14. Полезно опосредованное запоминание. К нему следует прибегнуть, когда речь идет о исторических датах. Можно выучить несколько опорных, самых важных, а все остальное отсчитывать от них: через год после, за пять лет до и т.д. Наша память лучше хранит структурированный текст. Удачные рифмовки вроде: « Кое-либо-что-нибудь – про дефис ты не забудь!» передаются у школьников из поколения в поколение.
15. Удобный способ запомнить что – либо привлечь воображение. Так, для усвоения разрядов сочинительных союзов можно представить себе три дома: в одном жильцы – коллективисты. Все время ломают стены, чтобы соединиться, в другом – индивидуалисты, ставят перегородки, чтобы разделиться , а в третьем все просто вредные и замышляют что-то против соседей. Вообразив поярче, какое выражение лиц у жильцов каждого дома, не забудешь разряды союзов. Этот способ подходит и для работы со словами-исключениями: можно сочинить с ними истории или мысленно нарисовать картину, например, «Ростовщик Ростислав из Ростова заботливо поливает росток, на котором вместо листьев – зеленые доллары».
16. Логическая память. Успешность заучивания зависит от использования рациональных приемов, без которых человеку приходится затрачивать лишнее время и силы на запоминание. Приведем простой пример. Давайте попробуем запомнить ряд цифр.
Первый ряд: 9 5 3 4 2 8 1 (всего 7 цифр)
Повторив цифры про себя, вы, наверняка, запомните их и через несколько минут воспроизведете. Тогда прибавим еще 3 цифры.
17. Не поняв изучаемого материала, нельзя его заучивать. Важно установить логическую последовательность частей материала, то есть план, который можно составить мысленно, а в иных случаях – письменно или путем продуманного подчеркивания и проставления цифр, выделяя «логический каркас» изучаемого материала.
18. Еще один интересный способ запоминания новой информации: нарезать одинаковые по размеру кусочки бумаги, написать термин на одной стороне, а определение – на другой. Затем сложить листки в стопку терминами вверх. Брать по одному листку, читать вслух термин, не переворачивая лист проговорить определение, повернуть листок и проверить. Если правильно – отложить в правую сторону, неправильно – в левую. Затем взять только стопку с левой стороны и повторить все действия. Так до того момента, пока все карточки не будут переложены в правую стопку. Затем необходимо перевернуть стопку карточек определениями вверх и еще раз повторить процедуру.
Приложение 5
Рекомендации для педагогов по развитию памяти учащихся
1. Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
2. Обучать культуре запоминания.
3. Учить вспоминать последовательность событий.
4. Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
5. Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
6. Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
7. Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
8. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
9. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
10. Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
11. При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
12. Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
13. При появлении у школьника явных признаков утомления сделайте перерыв.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.