Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
английский язык
2 кл—4 кл
04.05.2018
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
В статье подробно описано то, каким образом происходит развития исследовательских способностей младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности, приведены примеры заданий, способствующих формированию универсальных учебных действий: сравнивать и находить общие признаки; обобщать и формулировать самостоятельно правила; анализировать и делать выводы; систематизировать и классифицировать; думать и проводить логическую взаимосвязь.
развитие исследовательских навыков.docx
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках  английского языка в условиях реализации ФГОС «Личность   развивается   в   деятельности,   а   деятельность   осуществляется     личностью. Именно   благодаря   исследовательской   позиции   человек   получит   возможность самостоятельно решать проблемные  ситуации, выстраивать свой путь в этом мире» А. С. Обухов. Так кто как ни учитель изо дня в день, из урока в урок должен прививать данные навыки детям, у кого есть еще такая возможность, получая все  внимание ребенка, все его усилия, направить их в нужное русло ­ вот моя цель как педагога. В   основу   своей   системы   педагогической   деятельности   была   поставлена  задачу поиска   средств   развития   мыслительных   способностей,   связанных   с   исследовательской деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Это, в свою очередь, привело  к поиску путей в разработке новых дидактических подходов в обучении школьников, которые бы вели   не к простому накоплению суммы знаний,   а   целенаправленному   усвоению   систем,   понятий,   закономерностей,   обобщенных структур, позволяющих глубже осознавать суть конкретного учебного предмета и на этой основе овладевать общими приёмами решения самых разнообразных задач.  Дидактические основания развития исследовательских способностей. Развитие исследовательских способностей – это достаточно сложный аспект педагогики, в силу   того   что,   несмотря   на   разные   направления   исследования   данной   проблемы,   в психологии и педагогике до сих пор недостаточно изученным остается развитие поисково­ исследовательской деятельности младших школьников.  Младший школьный возраст, согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, В.В.   Давыдов,   Ж.   Пиаже.   Д.Б.   Эльконин   и   др.),   обладает   потенциалом   для   успешного развития поисково­исследовательской деятельности. В научной литературе выделяется несколько направлений в понимании сущности поисково­ исследовательской   деятельности   школьников.  Организация   исследовательской деятельности учащихся рассматривается Поддъяковым А.Н. как мощная инновационная образовательная   технология.   Она   служит   средством   комплексного   решения   задач воспитания, образования, развития в современном социуме; средством трансляции норм и ценностей   научного   сообщества   в   образовательную   систему,   средством   восполнения   и развития интеллектуального потенциала общества. С.Л.Рубинштейн   пишет   о   том,   что   под   совместном   исследование   м   проводимым учителем   и   учеником   следует   понимать   процесс   обучения.   Исследовательская деятельность   предполагает,   по   мнению   Леонтович,   выполнение   учащимися   учебных исследовательских   задач   с   заранее   неизвестным   решением,   направленных   на   создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.  Учебная   исследовательская   деятельность   определяется   как   специально   организованная учебная   деятельность   под   руководством   педагога,   направленная   на   исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Под способами и приемами  исследовательской   деятельности   следует   понимать   способы   и   приемы, необходимые   при   осуществлении   исследовательской   деятельности.   Это   умение   видеть проблемы,   умение   вырабатывать   гипотезы,   умение   наблюдать,   умение   анализировать, классифицировать, обобщать и др. Исходя   из   вышеизложенного,  поисково­исследовательскую   деятельность  младших школьников   можно   рассматривать   как   последовательность   познавательных   действий   и операций,   позволяющих   обнаружить   существенные   признаки   предметов,   явлений, процессов, функциональные связи между ними и построить целостную ментальную картину исследуемого фрагмента окружающей среды. И прежде чем ребенок начнет исследовать, его сначала надо обучить тем познавательным действиям и операциям. Исследовательские способности необходимо развивать так же, как развивают навыки чтения или навыки счета. Исследовательская деятельность очень близка учащимся младшего школьного возраста, т.к.   исследование   и   игра   очень   схожи.   На   уроке   достаточно   часто   я   говорю   детям: «Поиграй со словом, что бы его запомнить. Нарисуй, ассоциируй это слово». Во многих играх, по мнении. Обухова, заложены определенные правила и предписания, нацеленные на развитие и отработку исследовательских навыков – наблюдательность, различение деталей, активность в поиске нового, самостоятельность.  Любую   деятельность,   в   том   числе   и   исследовательскую,   можно   представить   в   виде выполнения определенных заданий. Причем я стараюсь выбирать такие задания, которые требуют от учащихся исследовательской деятельности, в которых ученик должен найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Опыт показывает, что к заданиям направленным на исследования, дети относятся   с   интересом,   решают  их   с   энтузиазмом   в   противовес   к   привычным   для   них заданиям на воспроизведение.  Развитие исследовательских способностей ребенка в учебной деятельности Развитие исследовательской деятельности – наиболее продуктивный и эффективный путь  построения и удержания позиции к другому как к уникальной личности в уникальных  условиях, пишет в своей книге Обухов А.С. Мы поставили своей задачей ­ развить   исследовательские способности каждого ребенка, и в этом как нельзя лучше нам подходит урок. Урок  остается основной формой обучения   и   воспитания   учащегося   начальных   классов.   Именно   в   рамках   учебной деятельности   младшего   школьника   в   первую   очередь   решаются   задачи   развития   его способности   к   анализу   и   синтезу   (вычленению   структуры   объекта,   выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового ).        Исходя из опыта работы в школе, я сформулировала идею о том, что для развития исследовательского   мышления   учащихся   необходимо  развитие   умения   решать исследовательские     задачи,   предполагающие   систематично   и   последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт   учащихся,   что   составляет   основу   системного,   диалектического   мышления, произвольного,   применения   пространственного   воображения,   продуктивного, эвристических   и   алгоритмических   методов   организации   творческой   деятельности учащихся.       Задача   развития   исследовательских   способностей   детей   решается   мною   с   позиции личностно­деятельностного подхода, как наиболее подходящего для достижения заданной цели.  Личностно­деятельный подход  предполагает выстроить ребенку свою траекторию развития, помогает сохранить его индивидуальность, учит самостоятельно находить пути решения вопроса или поставленной перед ним проблемы. На   основе   личностно   ­   деятельного   подхода   мною   разработаны   задания   на   развитие исследовательских   способностей   учащихся   в   учебном   процессе.   Выполнение   заданий подразумевает то, что ребенок делает каждый раз небольшое для себя открытие.   Данные задания способствуют обучению  детей: 1. сравнивать и находить общие признаки; 2. обобщать и формулировать самостоятельно правила; 3. анализировать и делать выводы; 4. систематизировать и классифицировать; 5. думать и проводить логическую взаимосвязь.   Мы выделили следующие этапы развития творческих способностей учащихся начальной школы.        I этап  Подготовитель 2 класс Подражание, Имитация ный Основной 3 класс преобразовани е Рефлексивный 4 класс II Этап III этап    Накопление сенсорного, интеллектуального  опыта как основы для исследования. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. Применение освоенных эталонов и их преобразование   в   новых   личностно значимых   условиях   в   соответствии   с индивидуальными   особенностями, возможностями и потребностями. Соотнесение   собственных   выводов   с полученными   выводами,   с   процессом проведения с существующими   ранее   знаниями   и данными. исследования,     Мы выдвинул следующие требования к заданиям: 1. учет возрастных особенностей 2. 3. содержание новизны в заданиях. задания должны быть в зоне ближайшего развития Учитывая эти требования, мы выстроили систему исследовательских заданий, под которой понимается упорядоченное множество  заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование   в   новом   качестве  объектов,   ситуаций,   явлений   и   направленных   на развитие   исследовательских   способностей   младших   школьников   в   учебном   процессе. Задания усложняются по мере усложнения учебного материала. На начальном же этапе изучения   английского   языка   задания   помогают   овладеть   легко   и   быстро   алфавитом   и обучить правилам чтения. Педагогам английского языка знакома проблема изучения алфавита. Непосвященные же удивлены тому, что такая проблема существует, ведь любого ребенка спроси, он наизусть расскажет или даже споет песню английского алфавита. В то время такая сложность есть и заключается она в том, что ребенок не узнает «в лицо» каждую букву. А это очень важно при обучении правилам чтения, которые являются самым сложным аспектом в изучении английского   языка,   т.к.   одна   буква   имеет   3­4   вида   прочтения   в   зависимости   от   ее местоположения.  Даются следующие задания на изучение алфавита. 1. Выпиши буквы, похожие на буквы в русском алфавите по написанию. A B C T O P H K X M У Прослушайте произношение и скажите, схожи ли они с русскими буквами. 2. Выпиши   буквы,   похожие   на   буквы   в   русском   алфавите   по   произношению   и написанию. Найдите, в чем они схожи, и чем они отличаются. С Т О К D М 3. Выпиши буквы, похожие на русские, но отличные по звучанию. A B  P H  X  У 4. Выпиши буквы, которые не встречаются в русском алфавите. Q W Y U S F G J L Z V N Какие из них вы встречали в повседневной жизни? V W – марка машины фольксваген. N­номер  Gloria Jeans – магазин одежды в городе Какие из них ты видишь в первый раз? 5. Выпиши пары букв, похожие по звучанию.                  G­J                  A­I                  C­S                  K­Q          Подумай, как их можно запомнить. 6. Сравни русские буквы: С Ф Л Ю И З И английские S F L U I Z Сравнивая буквы, мы с детьми ищем схожие элементы, дорисовываем букву, если это возможно. Данные задания помогают ребенку поработать с каждой буквой, просматривая алфавит и ища   нужную   букву,   он   запоминает   ее   место   в   алфавите.   Кроме   того,   задания   учат сравнивать, находить общее и видеть разницу между русскими буквами и английскими, т.к. на начальном этапе обучения дети часто их путают.  Не   менее   сложным   является   следующий   этап   обучения   чтению:   научить   различать открытый и закрытый типы слога и прочтению гласной в данных слогах. Традиционно этот вопрос   решается   многократным   прочтением   слов   с   открытым   и   закрытым   слогом,   т.е. механическим   запоминанием.   Мною   были   составлены   задания,   позволяющие   ребенку самому сделать небольшое открытие, проанализировав и систематизировав слова. Задание 1.  Подумай, что общего в данных словах и чем они отличаются: Face, fan, name, came, Sam, take, man, van, rat, lake, make, can.  Подели их на две колонки. По какому признаку их можно поделить? Face Name Came Lake Make Take Fan Sam Man Van Rat Can  Прослушай,   как   читаются   слова   в   первой   колонке.   Какие   выводы   ты   можешь сделать? (Буква  «е»  в конце слова не читается.) Произносим ли мы букву «А» так, как она произносится в алфавите?  Прослушай,   как   читаются   слова   во   второй   колонке.   Отличается   ли   прочтение буквы «А» в первой и во второй колонке? Задание 2 Слоги в английском языке делятся на 1,2,3,4 тип слога. 1й тип слога называется открытый, 2й ­ закрытый. Гласная «А» в открытом типе слога читается так же, как она читается в алфавите.  В каком столбике буква «А» читается по 1 типу чтения? Face Name Came Lake Make Fan Sam Man Van Сat  Как отличить закрытый и открытый тип чтения? Напишите формулу Открытый тип слога  А+?+? Закрытый тип слога А+? Каждый урок, получая подобные задания, дети учатся анализировать, систематизировать, классифицировать. Позже, становясь старше и доведя данные умения до автоматизма, уже читая тему урока, ребята строят догадки и дают правильный ответ, на еще не заданный вопрос. Например, тема “Present Simple & Past Simple” в 4 В классе. На доске написано 2 предложения:   одно   в   настоящем   времени   (Present  Simple),   другое   в   прошедшем   (Past Simple).   Бегменко   Яна,   зайдя   в   класс   и   взглянув   на   доску,   сразу   сказала   правило образования прошедшего времени. She plays the piano. She played the piano. Таким     образом,   урок   предъявления   нового   учебного   материала   становится   уроком   с элементами исследования. Мы учим детей мыслить, искать, доходить до сути. Мы уходим от   малоэффективных   методов,   когда   учитель   рассказывает   новый   материал,   а   ребенок вынужден   его   молча   слушать,   а   затем   повторить   слова   учителя   устно   или   письменно. «Сколько можно объяснять одно и то же»,­ часто говорят учителя, забывая о том, что всего 30% услышанного человек запоминает. А свое небольшое открытие дети помнят, ведь сделали они его сами. Развитие исследовательских способностей ребенка  во внеурочной  деятельности. Развитием   творческих   способностей   ребенка   во   внеурочной     деятельности   остаются исследовательские проекты, которые  требуют индивидуального подхода.  Каждый год мы с детьми пишем такие проекты. И в 2014 году на городском НОУ наш проект занял первое место. Проект был посвящен сложностям перевода сказки с английского на русский язык. Мы переводили главу из сказки и сравнивали ее с переводами различных авторов, находили неточности перевода и искали им объяснения в словарях и в комментариях авторов. Работа получилась интересная, а самое важное она была поучительна для ребенка, проделавшего весь путь данного исследования.  Выполнение проекта предполагает больше самостоятельности от ученика, но отсутствие навыков   исследования   не   позволяют   ребенку   проявить   ее.   И   работа   педагога,   которая должна   носить   консультативный   характер,   заключается   в   обучении   исследованию.   Вот здесь и возникает  проблема, когда педагоги просто дают алгоритм выполнения проекта, по сути, дополнительное домашнее задание, которое сами же и проверяют. Что же делать, каким образом работать с детьми над проектом. В   задачу   учителя   входит   задать   формы   и   условия   реализации   исследовательской деятельности. Исследование для ученика не должно быть абстрактным. Он должен четко видеть суть проблемы и смысл собственной деятельности. На наш взгляд, после того как выбрали   тему   для   исследования   необходимо   ребенку   обсудить   с   ним   все   этапы исследования.   1. Ориентировка (выделение предметной области) 2. Проблематизация (выявление проблемы; постановка цели, выдвижение гипотезы) 3. Определение средств (подбор методов; ограничение пространства) 4. Планирование (распределение последовательности действий) 5. Эмпирия ( сбор материала, первичная систематизация  полученных данных) 6. Анализ (обобщение, сравнение, интерпретация данных) 7. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными) При постановке проблемы надо уделять внимание ее актуальности, так чтобы вызвать  интерес и желание ребенка дойти до сути. Иначе исследование будет формальным и не  даст нужных педагогических результатов. По мнению ученых исследовательская  деятельность должна опираться на следующие принципы: 1. Принцип естественности (проблема должна быть реальной); 2. Принцип осознанности; 3. Принцип самодеятельности ( ученик должен прожить все этапы исследования); 4. Принцип наглядности; 5. Принцип  культуросообразности ( брать во внимание ту традицию миропонимания,  которая существует в той или иной культуре).  Исследовательская деятельность, как ни что другое расширяет мировоззрение и учителя и ученика. Так в исследовательском проекте с ученицей 4 класса, тема которой звучала «Сопоставительный анализ этикетных слов русского и английского языка» я для себя открыла этимологию некоторых слов английского языка. Оказалось, что известное всем слово “good bye”­является сокращением выражения “God be with you!” (да пребудет с тобой Бог!).   А с ученицей 7 класса мы рассмотрели, как характер нации находит отражение в ее языке. Начать исследование натолкнуло нас всего одно слово «Leistungsfähig», которое в переводе с немецкого означает «работоспособный». Но если мы рассмотрим русское слово «работоспособный» ­ оно означает  «способность работать», а в немецком оно интерпретируется как «способность достигать успеха». Нам стало интересно, как по­ английски звучит это слово и что оно значит. Большой интерес представила для нас эта работа, и она дала нам очень много и в плане изучения иностранного языка и в плане понимания мировоззрения американцев, немцев и русских.  В ходе исследовательской деятельности происходит взаимодействие исследователя и его научного руководителя, в процессе которого ученик  вбирает  в себя культурные ценности.   Законченный   исследовательский   проект   на   выходе   становится   продуктом образовательной деятельности, который имеет интеллектуальную ценность. Но наиболее важным   на   наш   взгляд   остаются   этапы   пройденные   учеником   и   учителем   во взаимодействии.  Выполняя   исследовательские   проекты   и   участвуя   в   конкурсах   и   в   качестве конкурсантов   и   в   качестве   жюри,   невольно   замечаешь,   что   часто   путаются исследовательские работы с проектными, то есть, по сути, обычными рефератами. Не всегда   есть   понимание   того   что   исследовательский   проект   не   всегда   имеет материальный   продукт   на   выходе   и   не   требует   проведения   экспериментов   в гуманитарных областях. Но есть конкурсы, ориентированные на данный результат.  На наш взгляд исследовательская работа   только начинает входить в образовательное пространство, и неизбежны ошибки, которые будут исправляться и исследование прочно займет свое место в наших школах, на наших уроках. .

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018