Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками. Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является формирование учебной деятельности: формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности.Статья
Исследовательская деятельность на уроках .
Если хочешь научить меня чемуто,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать…
Понюхать…
И, может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти
самостоятельно!
В настоящее время образовательное пространство серьёзно
переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости
осуществления компетентностного подхода в образовании. Современному
обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и
работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен
уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать
ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в
современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы
не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому
человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой
частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс,
появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.
Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен надостижение такого уровня образованности учащихся, который был бы
достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих
проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем
информации удваивается, важно не просто передать знания человеку, а
научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее
ФГОС) прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший
школьник. В частности, «в основе Стандарта лежит системнодеятельностный
подход, который предполагает: …ориентацию на результаты образования как
где развитие личности
системообразующий компонент Стандарта,
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания
и освоения мира составляет цель и основной результат образования». (ФГОС
НОО, с.6) Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний
определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное
изменение.
Новые подходы в образовании требуют получения универсальных
результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном
развитии учащихся. В концепции ФГОС 2 поколения определено понимание
основного результата образования как индивидуального прогресса в основных
сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных
способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование
универсальных учебных действий (далее УУД).
Развитие исследовательской познавательной активности является
приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками.
Раньше главной целью начального образования считалось обучение чтению,
письму, счету, а критерием успешности был уровень знаний, умений и
навыков младших школьников. Одной из важнейших целей начального
образования в соответствии с ФГОС начального общего образованияявляется формирование
ключевой компетенции, как умение учиться
деятельности: формирование такой
на основе усвоения
учебной
универсальных способов деятельности.