Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
30.04.2018
В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую деятельность как развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые продукты в результате своей деятельности. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства. Творческие способности наилучшим образом можно сформировать, организуя исследовательскую деятельность.Статья
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности..docx
Исследовательская деятельность условие развития творческой
личности.
Каюмова А. М.
Каюмова Алия Магзумовна –
Kayumova Aliya Magzumovna
учитель русского языка и
литературы лицея №177
Еmail: kamilkay@mail.ru
teacher of the Russian language and
literature of Lyceum №177
Еmail: kamilkay@mail.ru
Творческая личность это личность человекатворца, который
создает новые продукты в результате своей деятельности.
Каждая творческая личность обладает определенными
качествами. Эти качества называют поразному: способности,
навыки, задатки, черты, свойства. Творческие способности
организуя
наилучшим образом можно сформировать,
исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность учащихся – это процесс
совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению
сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию,
систематизации новых знаний, поиску закономерностей. (Слайд 1)
Для организации исследовательской деятельности учащихся, надо
сформировать навыки анализа, обобщения, умение делать выводы.
Одним из самых пламенных защитников и пропагандистов
активных методов обучения, был известный российский педагог Василий Порфирьевич Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат
его слова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто
хочет много знать и кто умеет добывать эти знания». Он
подчеркивал исключительную важность мыслительных умений
школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать,
обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами
научного исследования хотя бы и в самой элементарной форме.
При реализации исследовательского метода у учащихся
формируются такие элементы творческой деятельности, как
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию,
выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное
комбинирование из известных способов деятельности нового,
альтернативный подход к поиску решения проблемы. Вот что писал
по этому поводу В. П. Вахтеров.
Цель этого метода – «вызвать» в уме ученика тот самый
мыслительный процесс, какой переживает творец и изобретатель
данного открытия или изобретения. Репродуктивный метод был и
остается наилучшим методом для подготовки к экзамену.
Исследовательский метод в обучении требует от учителя
значительно больше усилий, временных затрат на подготовку к
уроку, знаний и умений, чтобы руководить детьми в процессе
открытия ими
закономерностей окружающего мира.
Рассматривая два противоположных метода обучения, мы
неизбежно возвращаемся к вопросу о целях обучения. Никто не спорит, что ученику нужны знания, но нужен и навык к правильному
мышлению. Что мы ставим во главу угла? Приобретение знаний
или развитое мышление? Этим определяется в конечном итоге то,
какому методу будет отдаваться предпочтение, и как они будут
сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя
восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова
В. П. о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается,
но зато остается привычка определенным образом работать над
материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего
способы, какими они разрабатываются».
Исследование чаще всего зарождается на уроке, но этим не
ограничивается. В развитии исследовательской культуры учащихся
главное научить детей думать.
Исследование – это процесс, когда мы вместе с ребенком
находим взаимосвязи между знаниями преподавателя и ребенка,
строим логическую цепь мышления в рамках своего предмета.
На уроках русского языка мной используются различные типы
исследовательских заданий: задания на анализ материала, поиск
языковых фактов и в результате – ответ на проблемный вопрос;
закрепительные задания с выходом на новую информацию, на
дискуссию, на закономерность, на классификацию.
Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы
«Разноспрягаемые глаголы» (Слайд 34) было предложено ученикам проанализировать таблицу спряжений двух глаголов
«хотеть» и «бежать». Ученики, опираясь на имеющиеся знания о
спряжении глаголов, сделали вывод самостоятельно, что данные
глаголы спрягаются поразному и поэтому их можно назвать
разноспрягаемыми.
Это маленькое самостоятельное исследование является началом
для более серьезной мыслительной деятельности.
Другой пример. На уроке дается задание провести
определенное микроисследование: (слайд 5) на определение
сходства и различий между причастием и прилагательным или
между деепричастием и глаголом.
Задания такого типа предполагают формирование у
учащихся исследовательских умений:
1) работать с научно – популярной литературой и справочниками; 2)
делать выводы;
3)составлять текст.
Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов
и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может
быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на
других этапах урока.
Побуждая учащихся к самостоятельной постановке
вопросов к тексту, сначала надо познакомить их с тем, как это
делается. Например, на одном из первых уроков в 7 классе учитель
записывает предложение из упражнения учебника, объяснив цель деятельности, предлагает разнообразные вопросы и задания, а
учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:
Какая это языковая единица? (Предложение.)
Докажите, что это предложение.
Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть
орфограммы, и объясните их правописание.
Назовите известные вам части речи в этом предложении и
придумайте предложение с таким же строением.
В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и
научатся задавать вопросы по тексту.
Успешной организации исследовательской деятельности на
уроке способствует и удачный выбор самой формы урока.
Например,
урок – путешествие. Путешествия в Страну
Лексикологии (обобщающее повторение раздела « Лексика и
фразеология») в 6 классе, путешествие знатоков русского языка в
Страну экономических терминов (10 класс) и ряд других
«путешествий».
Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых
успешно организуется исследовательская деятельность учащихся:
интегрированный урок, урок – конференция, урок – круглый
стол, игровые формы урока и другие. Разнообразие форм урока, использование сочетания
различных методов обучения, в том числе проблемно –
исследовательских,
способствуют приобщению учащихся к
исследовательскому типу мышления.
Очень важно спровоцировав исследование на уроке, не
держать его только в рамках урока, а постараться заинтересовать
ученика в продолжение исследовательской работы вне урока. Так,
после интегрированного урока литературы в 8 классе, посвященного
анализу сходства и различий в творчестве двух великих поэтов А. С.
Пушкина и Г. Тукая на примере сопоставительного анализа их
стихотворений «Узник» и « Отрывок», нескольких учеников
глубоко заинтересовала эта тема. В результате была проведена
самостоятельная исследовательская работа по анализу сходства и
различий в творчестве Г. Тукая и М. Ю. Лермонтова.
Старшеклассники берутся и за более сложные темы для
исследования. Например, одна из моих восьмиклассниц выполнив
исследовательскую работу « О фразеологических единицах в
рассказе А. Шолохова «Судьба человека», стала дипломантом
республиканской научно практической конференции учащихся.
Хотелось бы вашему вниманию представить выступление ученицы
11 класса Ахмадуллиной Айгуль, которая провела исследование по
теме «О заимствованных словах в романе М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени». Считаю необходимым добавить, что данная работа Айгуль была
представлена на научнопрактической конференции и была
отмечена дипломом 2 степени Республиканской научно
практической конференции.
Итак, приобщение учащихся к исследовательской деятельности
способствует развитию их творческих способностей и в целом
развитию познавательного интереса к изучению предмета.
Исследовательский метод способствует достижению оптимальных
результатов обучения. Однако он не охватывает весь процесс
обучения. В повседневной работе мы сталкиваемся с разным
уровнем подготовки детей. Для того чтобы «зажечь» каждого,
приходится учитывать множество факторов, варьировать формы,
более тщательно продумывать содержание и структуру урока. И
тогда, в ответ на эти усилия, ребята становятся более
внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются
вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них
постепенно воспитывается любовь к русскому языку и литературе и
в результате формируются более глубокие знания по предмету.
Литература
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей.
М.: «Академия», 2002.
2. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных
способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
3. Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект,
обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.