Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Оценка 4.6

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
30.04.2018
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
В статье ставится задача рассмотреть исследовательскую деятельность как развитие творческой личности. Творческая личность - это личность человека-творца, который создает новые продукты в результате своей деятельности. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства. Творческие способности наилучшим образом можно сформировать, организуя исследовательскую деятельность.Статья
Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности..docx
Исследовательская   деятельность   ­   условие   развития   творческой личности. Каюмова А. М. Каюмова Алия Магзумовна –   Kayumova Aliya Magzumovna ­  учитель русского языка и  литературы  лицея №177 Е­mail: kamilkay@mail.ru teacher of the Russian language and  literature of Lyceum №177 Е­mail: kamilkay@mail.ru         Творческая личность ­ это личность человека­творца, который создает  новые  продукты в результате своей деятельности.                    Каждая   творческая   личность   обладает   определенными качествами.   Эти   качества   называют   по­разному:   способности, навыки, задатки, черты, свойства. Творческие способности   организуя наилучшим   образом   можно   сформировать, исследовательскую деятельность.                  Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной   деятельности   учащегося   и   педагога   по   выявлению сущности   изучаемых   явлений   и   процессов,   по   открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей. (Слайд 1)   Для организации исследовательской деятельности учащихся, надо сформировать навыки анализа, обобщения, умение делать выводы.                Одним из самых пламенных защитников и пропагандистов активных методов обучения, был известный российский педагог ­ Василий Порфирьевич Вахтеров.  И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет   много   знать   и   кто   умеет   добывать   эти   знания».   Он подчеркивал   исключительную   важность   мыслительных   умений школьников   –   умения   анализировать,   сравнивать,   комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования хотя бы и в самой элементарной форме.            При   реализации   исследовательского   метода   у   учащихся формируются   такие   элементы   творческой   деятельности,   как самостоятельный   перенос   знаний   и   умений   в   новую   ситуацию, выявление новой функции и структуры объекта, самостоятельное комбинирование   из   известных   способов   деятельности   нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.  Вот что писал по этому поводу В. П. Вахтеров.                 Цель этого метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный   процесс,   какой   переживает   творец   и   изобретатель данного открытия или изобретения. Репродуктивный метод был и остается   наилучшим   методом   для   подготовки   к   экзамену. Исследовательский   метод   в   обучении   требует   от   учителя значительно   больше   усилий,   временных   затрат   на   подготовку   к уроку,   знаний   и   умений,   чтобы   руководить     детьми   в   процессе открытия   ими   закономерностей   окружающего   мира. Рассматривая   два   противоположных   метода   обучения,   мы неизбежно   возвращаемся   к   вопросу   о   целях   обучения.   Никто   не спорит, что ученику нужны знания, но нужен и навык к правильному мышлению. Что мы ставим во главу угла?   Приобретение   знаний или развитое мышление?  Этим определяется в конечном итоге то, какому   методу   будет   отдаваться   предпочтение,   и   как   они   будут сочетаться друг с другом в процессе преподавания. И мы, спустя восемь десятилетий, вынуждены вновь напомнить слова Вахтерова В. П. о том, что «многое из того, что усваивает ученик, забывается, но   зато   остается   привычка   определенным   образом   работать   над материалом.   Стало   быть,   ценны   не   одни   знания,   а   прежде   всего способы, какими они разрабатываются».                  Исследование чаще всего зарождается на уроке, но этим не ограничивается. В развитии исследовательской культуры учащихся главное ­  научить детей думать.             Исследование – это процесс, когда мы вместе с ребенком находим взаимосвязи  между    знаниями  преподавателя  и ребенка, строим логическую цепь мышления в рамках своего предмета.           На уроках русского языка мной используются различные типы исследовательских заданий:  задания на анализ материала, поиск языковых фактов и в результате – ответ на проблемный вопрос; закрепительные задания с выходом на новую информацию, на дискуссию, на закономерность, на классификацию.                   Приведу пример. На уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые   глаголы»  (Слайд   3­4)  было   предложено ученикам   проанализировать   таблицу   спряжений   двух   глаголов «хотеть» и «бежать». Ученики, опираясь на имеющиеся  знания о спряжении   глаголов,   сделали   вывод   самостоятельно,   что   данные глаголы   спрягаются   по­разному   и   поэтому   их   можно   назвать разноспрягаемыми.                                                                 Это маленькое самостоятельное исследование является началом для более серьезной мыслительной деятельности.                      Другой   пример.   На   уроке   дается   задание   провести определенное  микроисследование:   (слайд   5)  на   определение сходства   и   различий   между   причастием   и   прилагательным   или между деепричастием и глаголом.                               Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: 1) работать с научно – популярной литературой и справочниками; 2) делать выводы;  3)составлять текст.           Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может быть предложена как   при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.                            Побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов   к   тексту,   сначала   надо   познакомить   их   с   тем,   как   это делается. Например, на одном из первых уроков в 7 классе учитель записывает   предложение   из   упражнения   учебника,   объяснив   цель деятельности,   предлагает  разнообразные   вопросы   и   задания,  а учащиеся их выполняют устно и (выборочно) письменно:           ­ Какая это языковая единица? (Предложение.)             ­ Докажите, что это предложение.             ­ Найдите грамматическую основу и слова, в которых есть орфограммы, и объясните их правописание.             ­ Назовите известные вам части речи в этом предложении и придумайте предложение с таким же строением.               В дальнейшем учащиеся освоят этот вид деятельности и научатся задавать вопросы по тексту.               Успешной организации исследовательской деятельности на уроке   способствует   и   удачный   выбор   самой   формы   урока. Например,  урок   –   путешествие.   Путешествия   в   Страну Лексикологии   (обобщающее   повторение   раздела   «   Лексика   и фразеология») в 6 классе, путешествие знатоков русского языка в Страну   экономических   терминов   (10   класс)   и   ряд   других «путешествий».              Можно назвать целый ряд других форм урока, на которых успешно   организуется   исследовательская   деятельность   учащихся: интегрированный урок, урок – конференция, урок – круглый стол, игровые формы урока и другие. Разнообразие   форм   урока,   использование   сочетания различных   методов   обучения,   в   том   числе   проблемно   – исследовательских,   способствуют   приобщению   учащихся   к исследовательскому типу мышления.                       Очень важно спровоцировав исследование на уроке, не держать его только   в рамках урока, а постараться заинтересовать ученика в продолжение исследовательской работы вне урока. Так, после интегрированного урока литературы в 8 классе, посвященного анализу сходства и различий в творчестве двух великих поэтов А. С. Пушкина   и   Г.   Тукая   на   примере   сопоставительного   анализа   их стихотворений   «Узник»   и   «   Отрывок»,   нескольких   учеников глубоко   заинтересовала   эта   тема.   В   результате   была   проведена самостоятельная исследовательская работа по анализу сходства и различий в творчестве Г. Тукая и М. Ю. Лермонтова.                   Старшеклассники берутся и за более сложные темы для исследования. Например, одна из моих восьмиклассниц выполнив исследовательскую   работу   «   О   фразеологических   единицах   в рассказе   А.   Шолохова   «Судьба   человека»,   стала   дипломантом республиканской    научно ­ практической  конференции учащихся. Хотелось бы вашему вниманию представить выступление ученицы 11 класса Ахмадуллиной Айгуль, которая провела исследование по теме «О заимствованных словах в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Считаю   необходимым   добавить,   что   данная   работа   Айгуль   была представлена   на   научно­практической   конференции   и   была отмечена   дипломом   2   степени   Республиканской   научно­ практической конференции.        Итак, приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует   развитию   их   творческих   способностей   и   в   целом развитию   познавательного   интереса   к   изучению   предмета. Исследовательский метод способствует достижению  оптимальных результатов   обучения.   Однако   он   не   охватывает   весь   процесс обучения.   В   повседневной   работе   мы   сталкиваемся   с   разным уровнем   подготовки   детей.     Для   того   чтобы   «зажечь»   каждого, приходится   учитывать   множество   факторов,   варьировать   формы, более   тщательно   продумывать   содержание   и   структуру   урока.   И тогда,   в   ответ   на   эти   усилия,   ребята   становятся   более внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к русскому языку и литературе и в результате формируются более глубокие знания по предмету.      Литература 1. Богоявленская   Д.   Б.   Психология   творческих   способностей. М.: «Академия», 2002. 2. Дружинин   В.   Н.   Диагностика   общих   познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997. 3. Дружинин   В.  Н.   Проблемы   общих   способностей   (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.

Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018