Фразеологизмы как средство выразительности речи.pptx
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
КАК СРЕДСТВО
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
РЕЧИ.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Цели и задачи
исследования
Цель: определить роль фразеологизмов как средства
выразительности в современном русском языке.
Задачи:
определить источники фразеологизмов;
определить возможности употребления
фразеологизмов в книжной и разговорной речи;
показать соотнесенность фразеологизмов со
словом (употребление их как синонимов и
антонимов, возможность устаревать и заменяться);
показать возможности фразеологизмов как
средства выразительности в тексте.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Что называют
фразеологизмом?
«фраза»,
Фразеологизм. Уже само это слово
противоречиво. С одной стороны, в его
составе корень
есть
словосочетание, высказывание. С другой
стороны, корень «логос» имеет значение
«слово». Так что же такое фразеологизм?
Это слово или высказывание? И то, и
другое!
то
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Что называют
фразеологизмом?
Фразеологизмы это устойчивые сочетания
слов, которые воспринимаются как единое
целое. Значения этих словосочетаний не
складываются из значений отдельных входящих
в них слов и могут быть истолкованы как одно
слово. Например:
Бить баклуши бездельничать,
попасть впросак оплошать,
выносить сор из избы разглашать то, что
всем знать не надо.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Что называют
фразеологизмом?
Фразеологизмы – это обороты речи, которые
употребляются в переносном значении и
могут быть заменены одним словом.
Например:
валиться с ног - устать,
пудрить мозги - обманывать.
в два счета - быстро,
за тридевять земель – далеко,
точно снег на голову – неожиданно.
Происхождение, значение, употребление
фразеологизмов изучает раздел лингвистики
– фразеология.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Вспомните известные фразеологизмы и их
значение.
Водить за нос
Как корова на льду
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Вспомните известные фразеологизмы и их
значение.
Покажу, где раки
зимуют
Чувствовать себя, как рыба
в воде
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Источники происхождения
фразеологизмов.
Многие
фразеологизм
ы почерпнуты
из библейских
легенд и
сказаний
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Библейские
фразеологизмы
По библейскому преданию,
жители Древнего Вавилона
вознамерились добраться до небес
и с этой целью начали строить
высокую башню. Тогда, по Библии,
«все люди на земле имели один
язык и одинаковые слова».
Разгневанный Бог смешал их язык
так, что они перестали понимать
друг друга, и наступил хаос.
Выражение «Вавилонское
столпотворение» употребляется
в значении: суматоха,
беспорядок, бестолковщина,
неорганизованность.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Библейские
фразеологизмы
В преданиях многих народов
упоминается о грандиозной катастрофе,
постигшей некогда мир.
Бог, обидевшись на род людской,
замыслил покарать смертью всех людей,
кроме праведного благочестивого старца
Ноя. И счел, что самый верный для этого
способ — залить всю землю водой и
уничтожить все живое. Но перед этим он
повелел Ною соорудить ковчег — чтото
вроде огромного сундука — и поместить
туда семью, а также разных животных,
каждой твари по паре. Сорок дней и ночей не
переставая лили дожди и затопили всю
землю. Спаслись лишь обитатели плавучего
ковчега.
Итак, фразеологизм всемирный
потоп мы иногда употребляем, когда речь
идет о затоплении (не только квартиры, но и
о наводнениях), о сильном и длительном
проливном дожде и т. д.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Библейские
фразеологизмы
Блудный сын — это выражение
происходит из библейского
сюжета. В евангелии есть притча, в
которой повествуется о сыне,
покинувшем отцовский дом и
прокутившем все свое состояние.
Возвратившись обратно в свою
семью ни с чем, он падает на
колени перед своим родителем,
который, проявив милосердие и
доброту, прощает нерадивого
отпрыска. На протяжении веков
«блудным сыном» называют
человека, отдалившегося от своей
семьи и родного дома.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из мифов
Ахилл — любимый герой множества
легенд Древней Греции. Это непобедимый,
отважный человек, которого не брали
никакие вражеские стрелы. Вы наверное
часто слышали фразеологизм Ахиллесова
пята. Так причем же его пята, если он был
непобедимым и отважным?!
Легенда рассказывает, что мать Ахилла
Фетида, желая сделать сына неуязвимым,
окунула мальчика в воды священной реки
Стикс. Но, окуная, она держала его за
пятку (пяту), и пятка оказалась незащищен
ной.
В одном из сражений Парис, противник
Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и
убил его.
Всякое слабое, уязвимое место человека
называют ахиллесовой пятой.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из мифов
Фортуна – в римской мифологии
богиня слепого случая, счастья и
несчастья. Она изображалась с
повязкой на глазах, стоящей на шаре
или колесе и держащей в одной руке
руль, а в другой – рог изобилия. Руль
указывал на то, что Фортуна
управляет судьбой человека, рог
изобилия – на благополучие,
изобилие, которое она может
подарить, а шар или колесо
подчеркивали ее постоянную
изменчивость. Имя ее и выражение
"колесо Фортуны" употребляется в
значении: случай, слепое счастье.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из мифов
В Древней Греции жил царь Авгий.
Он был страстным любителем лошадей.
Три тысячи коней стояли в его
конюшнях. Однако стойла их не
чистились целых тридцать лет и по
самые крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию
поступил легендарный силач Геракл ,
которому царь и поручил очистить
конюшни, ибо не под силу это было
сделать никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен.
Он отвел в ворота конюшен реку, и
бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение авгиевы конюшни мы
употребляем, когда хотим сказать о
крайней запущенности, загрязненности.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из
истории.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из
истории.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из
истории.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из
истории.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы из
истории.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы, отражающие трудовые
процессы
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы, отражающие трудовые
процессы
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Соотнесенность фразеологизмов со
словами
Соотнесенность фразеологизмов со словами
выражается в том, что они могут составить ряд
синонимов (слов близких по значению).
Например:
Далеко на краю света,
у черта на куличиках,
за горами, за долами,
в тридевятом царстве
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Соотнесенность фразеологизмов со
словами
Соотнесенность фразеологизмов со словами
выражается в том, что они могут иметь антонимы
(слова противоположные по значению). Например:
Кот наплакал – куры не клюют.
На всю катушку – спустя рукав.
Набрать в рот воды- трещать без умолку.
Бить баклуши- работать не покладая рук.
Довести до белого каления- олимпийское
спокойствие.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Соотнесенность фразеологизмов со
словами
Фразеологизмы способны устаревать и
заменяться более современными.
Например:
Ты у меня синь порох в глазу.
Выделенный фразеологизм устарел и
заменился более понятным для нас.
Ты у меня свет в окошке.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Соотнесенность фразеологизмов со
словами
Попробуйте сами построить
синонимический ряд
фразеологизмов к словам:
Веселиться-
………………………………………………..
Мало-
Много-
……………………………………………………
….
……………………………………………………
…
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Соотнесенность фразеологизмов со
словами.
Мало - капля в море, кот наплакал, с гулькин
нос, по пальцам пересчитать.
Много – куры не клюют, тьма тьмущая, как у
дурака махорки, как из рога изобилия.
Веселиться, радоваться – не помнить
себя от радости, быть на седьмом небе,
смотреть именинником, не чуять под собой
ног, не слышать земли под собой.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы различаются по сферам
употребления
Книжные фразеологизмы
Ставить во главу угла
Кануть в лету
Колосс на глиняных ногах
Прописная истина
Между молотом и наковальней
От альфы до омеги
Глас вопиющего в пустыне
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы различаются по сферам
употребления
Разговорные фразеологизмы
Без сучка без задоринки
Биться как рыба об лед
Вкривь и вкось
Курам насмех
Из огня да в полымя
Легок на помине
Нашла коса на камень
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы различаются по сферам
употребления
Просторечные фразеологизмы
Болтать языком
Елееле душа в теле
Развесить уши
Задать стрекоча
На мякине не проведешь
Ни в зуб ногой
Надрывать животики
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Роль фразеологизмов в
тексте.
Попробуйте в тексте заменить выделенные слова
фразеологизмами.
Маша просыпалась рано. Весь день она все делала
усердно . Быстро пропалывала огород. Сорнякито
она хорошо знала. Потом живо бежала за водой к
колодцу. И так весь день много работала. И с
родителями Маша жила дружно.
Слова для справок: душа в душу, чуть свет, во все
лопатки, как свои пять пальцев, крутилась как
белка в колесе, в два счета, без сучка без задоринки.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Роль фразеологизмов в
тексте.
Маша просыпалась чуть свет. Весь день она все
делала без сучка без задоринки . В два счета
пропалывала огород. Сорнякито она как свои
пять пальцев знала. Потом во все лопатки
бежала за водой к колодцу. И так весь день
крутилась как белка в колесе . И с родителями
Маша жила душа в душу.
Фразеологизмы делают нашу речь более
выразительной и яркой!
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Определите значение
фразеологизма и составьте с
ним предложение
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Определите значение
фразеологизма и составьте с
ним предложение
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Определите значение
фразеологизма и составьте с
ним предложение
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Определите значения
фразеологизмов и составьте с
ним текст.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы обогащают
современный русский язык.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы обогащают
современный русский язык.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы обогащают
современный русский язык.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Фразеологизмы обогащают
современный русский язык.
Так изобразил
фразеологизмы,
используемые в современной
разговорной речи, молодой
русский фрилансер
(свободный работник—
частный специалист,
фрилансер может
одновременно выполнять
заказы для разных клиентов )
создатель картинок и
иллюстраций Игорь
Калашников.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Результаты соцопроса
Чтобы оценить популярность
фразеологизмов в речи современных
подростков, мы провели соцопрос среди
учащихся 6-7 классов нашей школы. В нем
приняли участие 126 учеников, которые
отвечали на следующие вопросы:
- Знаете ли вы, что такое фразеологизм?
- С каким разделом лингвистики он связан?
- Используете ли вы в речи фразеологизмы ?
- Если да, то какие? Приведите несколько
примеров.
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Результаты соцопроса
3%
97%
да
нет
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Результаты соцопроса
нет; 8%
да; 92%
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Результаты соцопроса
просторечные
книжные
13%
88%
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Результаты соцопроса
точнее выражают мысль
показатель качества владения языком
часть моложедного сленга
13%
14%
73%
Исследовательская проектная работа по русскому языку "Фразеологизмы как средство выразительности речи" (6 класс)
Используемые ресурсы:
1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От
слова к словесности» (учебное пособие для 5х
классов)
2. А.И.Горшков «Русская словесность. От слова к
словесности» (учебное пособие для 1011
классов)
3. Википедия (свободная энциклопедия) и другие
Интернет –ресурсы.
4. Фразеологический словарь школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.