Исследовательская работа по теме "Правовая культура: состояние и перспективы". В работе сформулированы проблемы связанные с формированием правовой культуры в современном обществе, обозначены причины низкой правовой культуры, предложены варианты как можно решить данную проблему. Автор данной работы обращает внимание на важность профилактической работы среди школьников.Исследовательская работа по теме "Правовая культура: состояние перспективы".
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1
Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально
развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия — это социальное
государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и
свободы. Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан.
Одной из важнейших социальнополитических задач современного развития в
России является создание правового государства, укрепление демократических
основ государственной и общественной жизни в условиях перехода от одной
общественнополитической и экономической системы к другой. Данный переход
сопряжен с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Среди
них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура
населения России, оставшаяся в наследство от того периода истории страны, когда
право и соответственно правовая культура не были в числе ведущих общественных
ценностей. Развивались правовой нигилизм и цинизм, массовой была общественно
политическая пассивность людей. Трудности в осуществлении перехода к
демократии и рыночной экономике усугубили негативные настроения отдельной
части населения в отношении реализации конституционных прав и исполнения
обязанностей. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного
формирования правового сознания граждан Российской Федерации и, в первую
очередь, подрастающего поколения.
Нет необходимости доказывать, что последнее ставит особые задачи в области
образования детей и молодежи, просвещения населения в целом. При этом
центральным вопросом нужно ставить не только расширение и углубление
правовых знаний учащихся и населения, но и в первую очередь, культивирование
правового поведения, выработку прочных правовых традиций, преодоление
правового нигилизма.[1]2
В настоящее время, когда идут быстрые процессы социальноэкономических
изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще
неустоявшимся мировоззрением подвижной системой ценностей. Представления
несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на
вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими
регуляторами его поведения.
Социализация учащихся очень сложный процесс, на него влияют как
физиологические, так и психологические изменения личности. Данный процесс
чреват множеством проблем: от нетерпимости и дерзости до агрессии и
преступности.
ПРЕСТУПНОСТЬ это отклонение поведения, которое представляет
высокую опасность для окружающих нарушителя людей и потому преследуемое по
закону.
Преступность несовершеннолетних это опасные действия
несовершеннолетних, ответственность за которые предусмотрена уголовным
законом. Нижний возрастной порог уголовной ответственности в России 14 лет.
Несовершеннолетие завершается на следующий день после исполнения
восемнадцати лет и наступает совершеннолетие каждого гражданина России.
К причинам детской преступности можно отнести:
1. Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Плохая организация общественной работы с несовершеннолетними.
3. Отсутствие воспитательной функции в системе обучения.
4. Недостаточная организация системы безопасности учебных заведений.
5. Проблемы межведомственного взаимодействия.
6. Излишне мягкая ответственность за совершение преступления.
7. Отсутствие системы пробации.[8]
Все причины можно обобщить под одной низкая правовая культура.3
Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и
отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не
только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в
процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура
включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное,
положительное, накопленное человечеством в области права – это и есть правовая
культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой
культуры.
Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического
развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая
ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой
культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет
этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне
затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и
правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического
гражданского общества является необходимым условием формирования правовой
культуры и правового государства.
Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т. е.
знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая
культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно
высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на
правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейнотеоретическим и
психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически
значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не
просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но
прежде всего уважительное отношение к праву. [2]
Правовая культура – это не просто то или иное отношение к праву
(правосознание), это прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно4
утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща
правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется
определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное
отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми
положительными оценками права, которые выносит.
Таким образом, правовая культура – это единство правовых знаний, оценок
и поведения.[3] Иметь правовую культуру – значит не только самому выполнять
требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты
следовали им.
Например,
законодательством не
наказывается лицо, которое знало о мелких хищениях на предприятии, но не
в соответствии с действующим
сообщило об этом компетентным органам. Несомненно, что такой человек, даже
если он безукоризненно исполняет требования права, необходимой правовой
культурой не обладает. Иначе говоря, правовая культура предполагает также
оценку правомерности поступков других лиц и действия, направленные на то,
чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества»
правовой жизни того или иного общества и сравнение
развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
его с наиболее
Под правовой культурой понимается,
обусловленное всем
социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное
также,
состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне
развития, правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в
уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения),
а также степени гарантированности государством и гражданским обществом
свобод и прав человека. [4]
По мнению С.С. Алексеева, «правовая культура – это общее состояние
законодательства,
работы суда,
других правоохранительных органов,5
правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и
правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их
реализацию на практике, осуществление требований верховенства права» [5].
А.И. Коваленко считает нецелесообразным включать в правовую культуру
правовую реальность (уровень развития права,
законодательства,
всю
осведомленность в нем обществе, состояние законности и правопорядка) [6].
Стержень правовой культуры составляет правовое сознание. При этом
нельзя сводить сущность правовой культуры только к системе правовых знаний.
Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность
социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида
находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в
целом.
Правовая
культура
часть общей культуры
общества
или отдельной личности.
Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм
проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о
такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает
этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами,
другими юридическими феноменами. Это особая интеллектуальная сфера,
имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической
науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной
и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой,
связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку,
дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в
правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая
культура важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие
нормального функционирования государства.6
Правовая культура отражает не только деятельность человека
непосредственно в правовой сфере,
связанную
так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы
но и за ее пределами,
многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и
негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях,
где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах
страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую,
ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая
культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент. [7]
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного
либеральнодемократического правового принципа "не запрещенное законом
дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и
нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим
принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что
запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости
подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные
негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих
личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является
первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор
может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении
сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей
законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и
нравственного нигилизма. Культура это духовная база всех преобразований. В
этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего
рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя
решить ни одной серьезной проблемы.7
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее
входят. Кроме того, правовая культура многоуровневое понятие. Различают
правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида,
культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников
госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель
указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие
"показатели",
сознания,
полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное
как достигнутый уровень правового
независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии,
состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую
грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных
органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и
правовое развитие государства.
Состояние правовой системы, характеризующееся действующими
правовыми нормами, законами, организационноправовыми формами реализации и
контроля непосредственно связано с социальнополитическими реформами. В
обыденной жизни это выражается в оценках молодежью своей защищенности. В
следствие многочисленных нарушений правовых норм со стороны государственных
и общественных структур в жизнедеятельности подростков, в их сознании
формируется негативная установка на правовую незащищенность. Ее устойчивость
определяется представлениями подростков о степени надежности правовой
системы по защите их прав .
Для уяснения структуры правовой культуры следует иметь в виду, что ее
реальные элементы складываются под воздействием:
истинного представления о природе права как регуляторе справедливом,
общесоциальном, интегративном, упорядочивающем общественные отношения по
пути прогресса;8
правильного, всеобъемлющего восприятия тех принципов права, которые
возникают в результате закрепления ценностей регулируемых сфер общественных
отношений, особенно нравственной, политической, экономической, экологической
то, что в теории права именуется принципами права в широком смысле
(нравственноправовые, политикоправовые и т.д.);
четкого уяснения собственноправовых принципов как специфических
правовых ценностей (юридическая точность в определении круга субъектов
правоотношений, их прав, обязанностей, гарантий; обеспечение единства прав и
обязанностей и т.д.);
тех ценностей, которые сопряжены с искусством формулирования
правовых норм, форм их выражения (источников), структуры, отлаженной
процедуры установления и реализации норм права;
системы правового воспитания;
конечных общих юридических результатов правовой законности и
правового порядка. [3]
Сдержать рост детского и подросткового криминала, повысить эффективность
превентивных мер — наиболее актуальные и социально значимые задачи,
обусловленные не только постоянством достаточно сложной криминогенной
обстановки, но и нежелательным ее динамизмом. Комплексный подход к
решению проблем профилактики безнадзорности, беспризорности, алкоголизма,
наркомании, суицидов и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав
может быть обеспечен только при условии непрерывности профилактического
процесса.
Вопросам профилактики детской преступности уделяется большое внимание
на всех уровнях власти, в том числе и в Тюменской области. Вся
профилактическая работа выстраивается в соответствии с Областной целевой
программой "Комплексная программа по профилактике правонарушений и
усилению борьбы с преступностью", с Законом Тюменской области от 05 мая 20089
года N 14 О профилактике правонарушений в Тюменской области. Данный
правовой акт постоянно рассматривается депутатами Областной думы, вносятся
поправки (2011 г., 2013 г.), профилактическая работа находится под контролем
всех властных структур. Ситуацию с преступностью несовершеннолетних в
Тюменской области проанализировали 20 февраля 2016 г., на внеочередном
заседании регионального координационного совещания по обеспечению
правопорядка, которое провел губернатор Владимир Якушев.
В обсуждении этой непростой и требующей предметного рассмотрения темы
приняли участие главы муниципальных образований, прокуроры, сотрудники
полиции и представители комиссий по делам несовершеннолетних. «В 2015 году
количество преступлений, совершенных подростками, в сравнении с 2014м годом
выросло на 20%. Хотя на протяжении предыдущих семи лет наблюдалась
тенденция снижения данного показателя".
В начале 2016 года утвержден совместный с прокуратурой двухлетний план
мероприятий, направленных на снижение преступности несовершеннолетних.
Документ предусматривает широкий спектр профилактических мер.
Прокурор Тюменской области Владимир Владимиров считает, что данный план
будет хорошей основой для дальнейшей работы. Он уверен, что превращение
хорошего ребенка в нарушителя происходит не одномоментно: «Этому
способствует ярко выраженное в поведении подростка ощущение безнаказанности
за совершенные проступки, а главное самоуспокоенность специалистов системы
профилактики, представителей местной власти, сотрудников правоохранительных
органов и прокуратуры».
Начальник УМВД России по Тюменской области Юрий Алтынов заверил, что
подразделения по делам несовершеннолетних полиции будут усилены за счет
перераспределения кадровых сил в муниципальных образованиях. Больше
внимание будет уделяться и адресной профилактике.10
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев уверен, что без личного и
постоянного контроля руководителей органов местного самоуправления
положительных результатов в профилактике подростковой преступности не
добиться: «Необходимо исключить формальный подход к работе, особенно в
небольших по численности территориях, где глава должен лично знать каждого
такого ребенка, держать на контроле его семью, своевременно принимать меры и
оказывать помощь». К профилактике детской и подростковой преступности
следует активнее привлекать и общественные институты. В их составах –
ветераны, волонтеры, директора школ люди известные, уважаемые и
авторитетные.
Решить данную проблему можно разными способами. Можно снизить возраст
по которому наступает уголовная ответственность, можно усилить меры
воздействия на родителей (законных представителей), дети которых совершают
преступления, увеличить количество спортивных секций, кружков и т.д., но пока
сам каждый отдельный человек (подросток, взрослый) не будет осознавать
важности соблюдения правовых норм, преступления будут продолжать
совершаться. Поэтому, вопрос по формированию правовой культуры должен
быть одним из первоочередных.
Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших
факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в
целом. Формирование правового государства и гражданского общества
невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции
в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных
лиц.
Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система
правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой
правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного
развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост11
социальных девиаций,
деформаций правосознания,
особенно среди
несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение,
распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и
законности у всего населения страны приобретают огромное значение.
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного
либеральнодемократического правового принципа "не запрещенное законом
дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и
нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим
принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что
запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости
подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные
негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих
личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является
первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор
может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении
сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей
законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и
нравственного нигилизма. Культура это духовная база всех преобразований. В
этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего
рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя
решить ни одной серьезной проблемы.
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие
"показатели",
сознания,
полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное
как достигнутый уровень правового
независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии,
состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую
грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных12
органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и
правовое развитие государства.
Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности
личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую
активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от
произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. В то же время
криминализация нашего общества, связанная с возрастанием молодежной
преступности,
недостаточная инициативность
правоохранительных органов и многие другие проблемы потребовали пересмотра
юридический нигилизм,
ряда положений правовой культуры. В настоящее время использовать
юридические, нормативные акты должен уметь каждый гражданин России, начиная
с малого возраста. Это может быть реализовано только при условии формирования
правовой культуры. Одной из особенностей зрелого общества является
существование совершенной системы правового регулирования. Основа этой
системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества.
Человек, достигший восемнадцати лет, будучи абсолютно дееспособным
гражданином должен ясно знать свои права и обязанности. К сожалению, в наше
время молодые люди не обладают в полной мере такими знаниями. В чем же
причина такого невежества? Причин много: и нежелание ребенка получать эти
знания, и недостаточно качественная работа специалистов в этом плане, и
ограниченность школьной программы. Некоторые школьники просто не понимают,
зачем им нужны правовые знания, ведь многие из них еще не попадали в такие
ситуации, когда нужно их применить. Задача учителей – объяснить ребенку всю
важность и значимость правовой культуры. В стандартной программе обучения
обучающиеся касаются этого на уроках обществознания, а кроме того – только на
классных часах и факультативах.
Ученик, имеющий четкие знания правовой культуры должен: знать все законы,
касающиеся его прав; уметь применять их в различных жизненных ситуациях; 13
отстаивать права: свои и других. Для формирования этих качеств необходимо
разнообразие форм: не только лекций и бесед, но и практикумов, на которых
учитель предлагает ученикам разобрать различные правовые ситуации.[9]
Формирование правовой культуры призвано стать основой организационной
сферы жизнедеятельности учеников. Школа и другие образовательные учреждения
могут и обязаны быть первоначальным опытом участия молодых людей в
коллективной жизни, целенаправленно подключать своих учеников в систему
коллективных отношений, формировать в них чувство гражданственности,
желание иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать,
беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании своего Отечества.
Находить гармонию между уникальностью собственного «Я» и универсальностью
социальных запросов личность сможет только в том случае, если с малых лет
ребенок понимает значимость таких отношений, как отношения взаимной
требовательности,
подчинения. [10]
деловой зависимости,
самодисциплины,
руководства,
Конечно, ребенок, не достигший восемнадцати лет, сможет защищать некоторые
свои права только в присутствии своего законного представителя (например, если
дело касается серьезных разбирательств в суде по поводу насилия над ребенком,
жестокого обращения). Однако знания, отношения и опыт, составляющие правовую
культуру, будут востребованы в различных жизненных ситуациях, в том числе, в
таких, где от наличия у ребёнка правовой культуры зависит его личная
безопасность.
В современных исследованиях проблем правового воспитания определяются
задачи, формы и средства формирования правовой культуры школьников. К
основным задачам формирования правовой культуры относятся следующие:
расширять у школьников запас правовых знаний, знакомить их с правовым и
политическим устройством общества,
формировать базу правового и
политического сознания личности;14
научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения, воспитать
умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим
обязанностям, научить ребят разбирать политическую информацию;
Средства и формы правового и политического воспитания учеников, основные
направления деятельности:
отступление от авторитарных методов во взаимодействии с учеником;
педагогика ненасилия;
создание в школе духа, способствующего свободной дискуссии;
развитие гражданских позиций учителя; формирование высокой культуры
общения;
становление и распространение опыта правового поведения.[11]
Целенаправленное формирование правовой культуры школьника –
необходимое условие его личной безопасности, и ребенок должен знать свои права
и обязанности, чтобы уметь пользоваться ими в любой жизненной ситуации, где это
необходимо.
Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших
факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в
целом.
Формирование правового государства и гражданского общества
невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции
в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных
лиц.
Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система
правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой
правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного
развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост
социальных девиаций,
особенно среди
деформаций правосознания,
несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение,15
распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и
законности у всего населения страны приобретают огромное значение.
С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора
социализации личности, как условия построения правового государства в
последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и
подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время
правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах
интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании
учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком
включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также
включаются в региональные и школьные учебные планы.
Принципиальными основами работы в этом направлении видятся:
поддержка складывающейся практики обучения основам права в школах,
различных вариантов региональных моделей правового образования (в виде
самостоятельной дисциплины или части широкого обществоведческого курса);
разработка и включение правоведческого компонента в общий стандарт
школьного обществоведческого образования;
формирование системы подготовки педагогических кадров для правового
образования, отвечающих потребностям общеобразовательной сферы;
дальнейшее преобразование уклада жизни образовательного учреждения,
которое предполагает укрепление гражданскоправовых основ и принципов его
деятельности, развитие инфраструктуры гражданскоправового воспитания,
существенное повышение роли внеурочного компонента в работе с учащимися.[1]
Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных
заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о
среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим
важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического
профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение16
государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное
обеспечение прав и свобод человека.
Такая систематическая юридиковоспитательная работа тем более
необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все
еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и
государству.
Существенной особенностью нынешнего этапа формирования правовой
культуры является необходимость создания (по крайней мере, в области
гражданскоправового обучения и воспитания) принципиально новой системы
взаимодействия школы и общества. Вместо привычной трансляции и освоения
установленного свода знаний и обоснованных ими ценностей современное
образовательное учреждение осуществляет изменение сложившейся политико
правовой культуры. Гражданскоправовое образование может и должно готовить
молодежь к встрече с обновляющейся реальностью. Заслуживает в данной связи
дополнительного внимания развитие проблемнорефлексивного подхода (включая
создание целостных курсов этого типа). Особенностью его является построение
образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и
принятия решений по наиболее актуальным социально и политикоправовым
проблемам. Позитивные результаты отмечены в тех случаях, когда обучение и
воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласовано с их
реальными жизненными проблемами и интересами (например, работа с
законодательством по защите прав потребителей, изучение и создание правовой
базы деятельности своей школы, класса и др.).
В условиях быстрого роста объемов правовой информации и ее нестабильности
задачи правового образования не могут сводиться к изучению действующего
законодательства или «юридическому ликбезу». Смысл его в том, чтобы при
последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти
на освоение права как важнейшего социальнокультурного феномена,определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может
обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции
учащихся, а далее формирование правового поведения и превращение его в
привычку.[1]
17
Список литературы
1. Левшина Е.Н. http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3342
2. Электронный учебник «Право» http://deipra.ru/
3.Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования
содержания права // ВМУ. Серия 11: Право. 1999. № 4. С. 313.
4. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры
// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. С. 5561.18
5. Капинус Н. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона // Закон.
2002. №1. С.34
6. Коломийцев В.Ф. Социология права и правовая культура // Гражданин и
право. 2006. №6. С. 1114.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3е изд. перераб. и доп.
М.: Юрайт, 2007. 416 с.
8. http://www.garant.ru/article/526482/
9. Завьялова М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры
учащихся [Текст] / М.С.Завьялова // Современные технологии образования:
сборник научных трудов 5й межрегиональной заочно научнопрактической
конференции. – Красноярск: КГУ, 2006. С.3045
10.Cоломенко
культуры
учащихся/Л.Д.Соломенко//Практика административной работы в школе. 2003.
Формирование
правовой
Л.Д.
№3с.5458
11. Тихонравов Ю.В. Основы философии права : учеб. пособие [Текст] / Ю.В.
Тихонравов. – М. : Вестник, 2003.