исследовательская работа

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы живем на прекрасной земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых представители коренных малочисленных народов Севера. Сегодня Югра литературная - это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском и русском языках.
Иконка файла материала Исследовательская работа Сказки бабушки Аннэ.docx
Конкурс исследовательских работ «Угорское наследие» Россия, ХМАО – Югра Исследовательская работа «Сказки бабушки Аннэ» (Литература коренных малочисленных народов севера) Ф.И.О. Шерстюк София Викторовна АмраховаЗарбиназНасимикызы 3 Ж, 4 Г классы МБОУ СТШ  Научный руководитель: Птицына Александра Геннадьевна Снеткова Надежда Геннадьевна учителя начальных классов МБОУ СТШ  Сургут 2018 годСодержание Аннотация Введение 1.   Теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны   Митрофановны Коньковой 1.1. Сказка ________________________________________________________ 1.2. Северные сказки _______________________________________________ 1.3. Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой _______________ 1.4.Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой___________________ 2. Практическая часть______________________________________________ 2.1. Анкетирование учащихся 3­4 классов  2.2.  Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»  3.Заключение______________________________________________________ 4.Список использованной литературы _________________________________ 5.Приложение______________________________________________________Аннотация Манси – народ вечерний,  О звездах думает думу.  Манси – народ вечерний,  К лесному привык он шуму.  Манси – народ вечерний,  На сказ и легенду скорый.  Любят манси деревья –  Любят свои соборы…                                                             А.ТархановВведение: Мы живём на прекрасной   земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов.  Сегодня   Югра   литературная   ­   это   довольно   большая   группа самобытных,   интересных   авторов,   которые   пишут   на   хантыйском, мансийском, русском языках. Проблема:    в  современном   мире   утрачено   чтение   детьми  художественной литературы.  Тема:  «Сказки   бабушки   Аннэ»   (Литература   коренных   малочисленных народов севера). Цель: создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ» Задачи: ­провести опрос обучающихся; ­изучить   жизненный   путь   народной   сказительницы   Анны   Митрофановны Коньковой; ­подобрать литературу по данной теме;  ­ создать книжку­раскладушку «Сказки бабушки Аннэ» Объект исследования:  жизнь  и  творчество   народной  сказительницы   Анны Митрофановны Коньковой. Предмет: сказительница Анна Митрофановна Конькова. Гипотеза:возможно,   познакомившись   с   творчеством   народной   сказительницы,   мы станем больше ценить и любить нашу малую родину. Методологические основы исследования: для   работы   понадобились:   интернет   –   ресурсы,   помощь   работников библиотеки, родителей. В исследовательской работе  использовались методы: ­теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны   Митрофановны Коньковой; ­методы эмпирического исследования (опрос, анкетирование, встречи); ­ анализ полученной  информации. Этапы реализации проекта: 1этап: организационно ­ теоретический сентябрь 2018 года,1 неделя(3часа). 2этап: исследовательский сентябрь ­ октябрь 2018год, 3 недели (9 часов). 3этап: заключительно – обобщающий октябрь 2018 год, 1 неделя (4 часа) Актуальность   нашей   работы   определена   необходимостью   изучения  художественной   культуры коренных народов Югры, так как это поможет Теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны повысить   интерес   к   их   культуре,   обогатить   духовный   мир   человека, неравнодушного к родному краю, к людям, населяющим его. 1. Митрофановны Коньковой. 1.1 Сказка   –   это   повествовательное,   обычно   народно   ­   поэтическое произведение   о   вымышленных   лицах   и   событиях,   с   участием   волшебных, фантастических сил.Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный и школьный возраст   —   возраст   сказки.   Именно   в   этом   возрасте   ребёнок   проявляетсильную   тягу   ко   всему   сказочному,   необычному,   чудесному.   Если   сказка удачно   выбрана,   если   она   естественно   и   вместе   с   тем   выразительно рассказана,   можно   быть   уверенным,   что   она   найдёт   в   детях   чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Детские   сказки   расширяют   словарный   запас,   помогают   правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.  Сказка   ­   это   социальная   память   народа.   Она     погружает   в   яркий, красочный   мир   этнической   культуры,   раскрывает   бытовой   уклад   жизни. Народная сказка ­ энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.  1.2. Северные сказки являются именно тем, что позволяет детям, и взрослым окунуться   в   далекий   мир   культуры   народов   Севера   и   несколько   иначе взглянуть на окружающую нас жизнь. В этих сказках очень точно выражена мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты характера   неприемлемы   для   северного   человека,   который   все   блага   жизни берет   от   природы   своим   трудолюбием   и   смекалкой.   Особое   значение   для воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству –   сказки,   легенды.   Через   сказки   дети   усваивают   традиции   своего   народа, нравственные   нормы,   знакомятся   с   обычаями,   праздниками.   Сказки   имеют большое значение в нравственно ­ эстетическом, трудовом и в эстетическом воспитании   детей.   Сказка   воспитывает   эстетическое   отношение   к действительности.  Северные   сказки   традиционно   делятся   на:   волшебные,   бытовые,   о животных. Идеи   бытовых   сказок   были   направлены   против   социального   гнета. Сюжеты этих сказок весьма занимательны, полны разных нравоучений. В этом заключается реализм бытовой сказки и ее  большая познавательная ценность.Сказки о животных обычно не велики по объему. Ее героями являются животные,   которые   наделяются   разумом,   даром   речи.   На   персонажей переносятся   различные   черты   человеческого   характера   :   верность   слову, дружелюбие,   алчность,   хитрость,   вероломство,   глупость,   ум.   В   сказках   о животных   отразилась   мораль   трудового   человека,   они   развлекательны   и нравственны.  В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе простых   людей   с   чудовищами,   но   характер,   облик   персонажей   – национальный.   Их   образы   показывают   скромный   уклад   жизни,   стойкость, честность, правдивость народа. Умом хитростью, правотой они превосходят своего врага и торжествуют после долгих тяжелых испытаний. Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказки о мире на земле, о   добре   и   зле,   о   сущности   и   предназначении   человека,   о   растительном   и животном мире,  о честных и трудолюбивых людях. Сказки согревали сердца в  долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказок, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени люди   выработали   своеобразные   законы   жизни   вгармонии   с   природой, морально­этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники,   бережно   хранимые   и   передаваемые   из   поколения   в   поколение. Самое   главное   –они   смогли   выжить   в   суровых   условиях,   сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. И народные сказки играют в этом большую роль. 1.3 Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой.  Родилась   Анна   Митрофановна   Конькова   в   затерянной   в   древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей. Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказокзнала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре,  погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает  ей легенды и сказки. Трудным  было   детство,  многое  испытала   юная   Аня,  прежде  чем   попала   в педагогическое   училище.   Тепло   и   надежно   ей   было   только   с   бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в   своей   жизни   вспоминала   Аня   эти   жемчужины   народной   мудрости, рассказывая   их   всем,   с   кем   сводила   её   судьба.   В   связи   с   этим   Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания   сохранила   память   нашей   бабушки.   Матерью   Матерей   звали   в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины».   И   сама   Аня   ещё   в   девичестве   была   названа   так   за   раннюю мудрость,   за   памятливость,   за   умение   промышлять   рыбу,   зверя.   Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа. Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты­Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям. Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. В 1967 году Конькова уходит на пенсию. Но сидеть без важного для людей дела не может. Тогда сказительница начала приходить в школы и детские сады и рассказывать детям мансийские сказки и легенды. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются   и   дети   и   взрослые.   Появилось   время   записать   свои воспоминания. С 1976 года Анна Митрофановна стала печататься в окружной газете. А первая книга ­ сборник сказок "Огонь­камень" ­ вышла в свет в 1981 году. В 1989 году А.М. Конькову принимают в Союз писателей СССР. К   75­летнему   юбилею   писательницы   вышла   миниатюра   "Вожак   Ивыр"   с иллюстрациями   художника   Геннадия  Райшева,  ставшая  библиографическойредкостью сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание Анна Митрофановна назвала "Свидание с детством". Талант   и   труд   Анны   Митрофановны   отмечен   наградами:   орденом Почета,   званием   «Заслуженный   деятель   культуры   Ханты­Мансийского автономного   округа»,   в   1988   году   она   стала   обладательницей   звания «Почетный гражданин города Ханты­Мансийска». Умерла   сказительница   3   декабря   1999   года.   В   2000   году,   посмертно,   ей присвоено   звание   «Почетный   гражданин   Ханты­Мансийского   автономного округа». 1.4 Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой. Персонажами сказок являются маленькие лесные животные. В каждом тексте   есть   тема   борьбы   добра   со   злом.   Национальная   специфика   жанра сказки   о   животных   пронизывает   текст   на   всех   его   уровнях.   Такие произведения   дают   каждому   ребенку,   слушателю   и   читателю   сказок Коньковой А. М. возможности постигать богатства культурного многообразия народа манси. Дети, на примерах поведения и поступка персонажей сказок, учатся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.  В сказках даются нравственные законы народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду­ племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба – основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, не лги, не причиняй другим зла. Беседуя с работниками историко­культурного музея « Старый Сургут», работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова,   познакомились с жизнью и творчеством     народной   сказительницы   Анны   Митрофановны   Коньковой. (Приложение 1)2. Практическая часть 2.1. Анкетирование учащихся 3­4 классов (Приложение 2). По результатам анкетирования видно, что дети не знают писателей и поэтов коренных малочисленных народов севера. Нас порадовал результат по вопросу  «Любите  ли вы  читать сказки,  рассказы, стихи? Мы считаем,  что каждый обязан знать писателей и поэтов нашего края, это позволит детям, и взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе взглянуть на окружающую нас жизнь.      Результаты нашего исследования будут представлены одноклассникам и их родителям (родительские собрания), а также учащимся нашей школы ( Литературное чтение).  (Приложение 3). 2.2.  Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»  (Приложение 4). 3.Заключение В начале нашей исследовательской работы мы поставили задачи  – детально изучить   жизнь   и   творчество   мансийской   писательницы   А.   М.   Коньковой, подобрать   литературу   по   данной   теме   и     создать   книжку­раскладушку «Сказки бабушки Аннэ» Надеемся, данный материал будет интересен и поможет оценить значимость литературы   народов   Севера.   Наша   работа   поднимет   интерес   к   творчеству этих народов, их самобытной культуре. Также, бесспорно, окажет влияние на развитие   гармоничной   личности,   поможет   установить   взаимосвязь   между   а   народами,   отношение.                Мы   рекомендуем   ввести   часы   на  уроках   литературы   по   изучению значит   и   доброе,   толерантное произведений  народов Крайнего Севера. В этом случае  наш материал может быть полезен как преподавателям, так и учащимся. Именно с этой целью мы подготовили нашу презентацию, которая объединяет творения самых ярких, на наш взгляд, литературных представителей этих народов.На   наш   взгляд   было   бы   интересно   изучить   жизнь   и   творчество   других писателей и поэтов коренных малочисленных народов Севера. Работа   помогла   нам     по­новому   взглянуть   на культуру   коренных   народов Севера, и   их традиции. Мы   считаем,  что это  правильно,  потому что  для успешного взаимодействия людей, живущих   на одной территории,     важно знать культуру, традиции и обычаи другого народа. И очень надеемся на то, что своей работой мы внесли свой небольшой вклад в повышение интереса к культуре родного края. Считаем, что данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. 4. Список использованной литературы 1. Конькова А.М. Свидание с детством / Предисл. Э Мальцевой ;Худож. В. Тугаев. – М. : УНИСЕРВ, 1996. – 95 с. 2. Конькова   А.М.   Сказки   бабушки   Аннэ   /   Ил.детей   пос.   Талинка.   – Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 2001. – 120 с.: ил. 3. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ / Худож. Т. Васильева. – М. : Мария, 1993. – 58 с. 4. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. – Вена : ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. – 117 с. 5. Косполова   Н.   Памяти   Анны   Митрофановны   Коньковой   /   Н. Косполова // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001 . ­ С.10.6. Мадьярова М. Мать Матерей / М. Мадьярова // Новости Югры. ­ 2000. ­ 4 янв. ­ (Краевед; № 12). 7. Мищенко А. Из рода Чаек / А. Мищенко // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001. ­ С. 5 ­ 7. 8. Федорова Н. Слово и изображение / Н. Федорова // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001. ­ С. 9 ­ 10. 9. http://gcbs.ru/pub/pis/Vella/Vella1.htm 10.http://ugralit.okrlib.ru/authors/ 11.http://kultura.admhmao.uriit.ru/deyateli­kino­i­iskusstva/pisateli­yugry/ 12.http://knigakan.ru/mansiyskaya­literatura/anna­konkova/939­ogryzko­v­ gostyakh­u­detstva.html Посещение   и   беседа   с  работниками  историко­культурного музея   «  Старый Сургут», работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова.    Приложение 1Приложение 2 Анкета для  учащихся 3­4 классов  1. Любите ли вы читать? 2.    Каких писателей и поэтов  коренных малочисленных народов Севера вы знаете? 3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову? 4. Какие сказки читали А. М. Коньковой?Результат анкеты: 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Приложение 3 Ряд 1 Ряд 2 Анкета и результат 1. Любите ли вы читать? Да – 35 человек           Нет – 10 человек 2.    Каких писателей и поэтов  коренных малочисленных народов Севера вы знаете? Знают – 7 человек          Не знают­  38 человек  (А. М. Конькову, Еремей Айпин, М. К. Волдина) 3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову? Знают – 4 человека             Не знают  ­ 41 человек 4. Какие сказки читали А. М. Коньковой? Читали ­ 4 человека               Не читали – 41 человек (Хочу не хочу, Каждый другом силён,  Как окунь полосатым стал,  Маснэ и зайчонок.) Книжка – раскладушка «Сказки бабушки Аннэ».  Приложение 4

Посмотрите также