Мы живем на прекрасной земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых представители коренных малочисленных народов Севера. Сегодня Югра литературная - это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском и русском языках.
Конкурс исследовательских работ «Угорское наследие»
Россия, ХМАО – Югра
Исследовательская работа
«Сказки бабушки Аннэ»
(Литература коренных малочисленных народов севера)
Ф.И.О.
Шерстюк София Викторовна
АмраховаЗарбиназНасимикызы
3 Ж, 4 Г классы
МБОУ СТШ
Научный руководитель: Птицына Александра Геннадьевна
Снеткова Надежда Геннадьевна
учителя начальных классов
МБОУ СТШ
Сургут
2018 годСодержание
Аннотация
Введение
1. Теоретическое изучение и анализ литературы Анны Митрофановны
Коньковой
1.1. Сказка ________________________________________________________
1.2. Северные сказки _______________________________________________
1.3. Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой _______________
1.4.Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой___________________
2. Практическая часть______________________________________________
2.1. Анкетирование учащихся 34 классов
2.2. Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»
3.Заключение______________________________________________________
4.Список использованной литературы _________________________________
5.Приложение______________________________________________________Аннотация
Манси – народ вечерний,
О звездах думает думу.
Манси – народ вечерний,
К лесному привык он шуму.
Манси – народ вечерний,
На сказ и легенду скорый.
Любят манси деревья –
Любят свои соборы…
А.ТархановВведение:
Мы живём на прекрасной земле, которая носит поэтическое название
Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра
она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе
которых и представители коренных северных народов.
Сегодня Югра литературная это довольно большая группа
самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском,
мансийском, русском языках.
Проблема: в современном мире утрачено чтение детьми художественной
литературы.
Тема: «Сказки бабушки Аннэ» (Литература коренных малочисленных
народов севера).
Цель: создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»
Задачи:
провести опрос обучающихся;
изучить жизненный путь народной сказительницы Анны Митрофановны
Коньковой;
подобрать литературу по данной теме;
создать книжкураскладушку «Сказки бабушки Аннэ»
Объект исследования: жизнь и творчество народной сказительницы Анны
Митрофановны Коньковой.
Предмет: сказительница Анна Митрофановна Конькова.
Гипотеза:возможно, познакомившись с творчеством народной сказительницы, мы
станем больше ценить и любить нашу малую родину.
Методологические основы исследования:
для работы понадобились: интернет – ресурсы, помощь работников
библиотеки, родителей.
В исследовательской работе использовались методы:
теоретическое изучение и анализ литературы Анны Митрофановны
Коньковой;
методы эмпирического исследования (опрос, анкетирование, встречи);
анализ полученной информации.
Этапы реализации проекта:
1этап: организационно теоретический сентябрь 2018 года,1 неделя(3часа).
2этап: исследовательский сентябрь октябрь 2018год, 3 недели (9 часов).
3этап: заключительно – обобщающий октябрь 2018 год, 1 неделя (4 часа)
Актуальность нашей работы определена необходимостью изучения
художественной культуры коренных народов Югры, так как это поможет
Теоретическое изучение и анализ литературы Анны
повысить интерес к их культуре, обогатить духовный мир человека,
неравнодушного к родному краю, к людям, населяющим его.
1.
Митрофановны Коньковой.
1.1 Сказка – это повествовательное, обычно народно поэтическое
произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных,
фантастических сил.Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник
воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая
которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный и школьный
возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляетсильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка
удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно
рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких,
внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького
человека.
Детские сказки расширяют словарный запас, помогают правильно
строить диалог, развивать связную логическую речь.
Сказка это социальная память народа. Она погружает в яркий,
красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни.
Народная сказка энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней
рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.
1.2. Северные сказки являются именно тем, что позволяет детям, и взрослым
окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе
взглянуть на окружающую нас жизнь. В этих сказках очень точно выражена
мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты
характера неприемлемы для северного человека, который все блага жизни
берет от природы своим трудолюбием и смекалкой. Особое значение для
воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству
– сказки, легенды. Через сказки дети усваивают традиции своего народа,
нравственные нормы, знакомятся с обычаями, праздниками. Сказки имеют
большое значение в нравственно эстетическом, трудовом и в эстетическом
воспитании детей. Сказка воспитывает эстетическое отношение к
действительности.
Северные сказки традиционно делятся на: волшебные, бытовые, о
животных.
Идеи бытовых сказок были направлены против социального гнета.
Сюжеты этих сказок весьма занимательны, полны разных нравоучений. В этом
заключается реализм бытовой сказки и ее большая познавательная ценность.Сказки о животных обычно не велики по объему. Ее героями являются
животные, которые наделяются разумом, даром речи. На персонажей
переносятся различные черты человеческого характера : верность слову,
дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость, ум. В сказках о
животных отразилась мораль трудового человека, они развлекательны и
нравственны.
В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным
изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе
простых людей с чудовищами, но характер, облик персонажей –
национальный. Их образы показывают скромный уклад жизни, стойкость,
честность, правдивость народа. Умом хитростью, правотой они превосходят
своего врага и торжествуют после долгих тяжелых испытаний. Из далёких
времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказки о мире на земле,
о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и
животном мире, о честных и трудолюбивых людях. Сказки согревали сердца
в долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказок, только надо
уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить
людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем.
В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени
люди выработали своеобразные законы жизни вгармонии с природой,
моральноэтические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и
праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.
Самое главное –они смогли выжить в суровых условиях, сохранив
неповторимый уклад жизни и культуру. И народные сказки играют в этом
большую роль.
1.3 Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой.
Родилась Анна Митрофановна Конькова в затерянной в древних
мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких
и веселых, чаячьих людей. Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказокзнала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд,
бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре, погасив свечу устраивается рядом с
ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает ей легенды и сказки.
Трудным было детство, многое испытала юная Аня, прежде чем попала в
педагогическое училище. Тепло и надежно ей было только с бабушкой,
которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом
в своей жизни вспоминала Аня эти жемчужины народной мудрости,
рассказывая их всем, с кем сводила её судьба. В связи с этим Анна
Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши
сказания сохранила память нашей бабушки. Матерью Матерей звали в
стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской
женщины». И сама Аня ещё в девичестве была названа так за раннюю
мудрость, за памятливость, за умение промышлять рыбу, зверя. Анна
Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа. Трудовой
путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в
национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере
Пыжьян ХантыМансийского района. Более 30 лет она отдала детям.
Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда
перестала работать в школе. В 1967 году Конькова уходит на пенсию. Но
сидеть без важного для людей дела не может. Тогда сказительница начала
приходить в школы и детские сады и рассказывать детям мансийские сказки и
легенды. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками
заслушиваются и дети и взрослые. Появилось время записать свои
воспоминания.
С 1976 года Анна Митрофановна стала печататься в окружной газете. А
первая книга сборник сказок "Огонькамень" вышла в свет в 1981 году. В
1989 году А.М. Конькову принимают в Союз писателей СССР.
К 75летнему юбилею писательницы вышла миниатюра "Вожак Ивыр" с
иллюстрациями художника Геннадия Райшева, ставшая библиографическойредкостью сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание
Анна Митрофановна назвала "Свидание с детством".
Талант и труд Анны Митрофановны отмечен наградами: орденом
Почета, званием «Заслуженный деятель культуры ХантыМансийского
автономного округа», в 1988 году она стала обладательницей звания
«Почетный гражданин города ХантыМансийска».
Умерла сказительница 3 декабря 1999 года. В 2000 году, посмертно, ей
присвоено звание «Почетный гражданин ХантыМансийского автономного
округа».
1.4 Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой.
Персонажами сказок являются маленькие лесные животные. В каждом
тексте есть тема борьбы добра со злом. Национальная специфика жанра
сказки о животных пронизывает текст на всех его уровнях. Такие
произведения дают каждому ребенку, слушателю и читателю сказок
Коньковой А. М. возможности постигать богатства культурного многообразия
народа манси. Дети, на примерах поведения и поступка персонажей сказок,
учатся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил
правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.
В сказках даются нравственные законы народа. В основе жизни лежит
труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей
крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду
племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба
– основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание
избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в
беде, будь смелым и честным, не лги, не причиняй другим зла.
Беседуя с работниками историкокультурного музея « Старый Сургут»,
работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова, познакомились с жизнью и
творчеством народной сказительницы Анны Митрофановны Коньковой.
(Приложение 1)2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся 34 классов (Приложение 2).
По результатам анкетирования видно, что дети не знают писателей и
поэтов коренных малочисленных народов севера. Нас порадовал результат по
вопросу «Любите ли вы читать сказки, рассказы, стихи? Мы считаем, что
каждый обязан знать писателей и поэтов нашего края, это позволит детям, и
взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько
иначе взглянуть на окружающую нас жизнь.
Результаты нашего исследования будут представлены одноклассникам и их
родителям (родительские собрания), а также учащимся нашей школы
( Литературное чтение). (Приложение 3).
2.2. Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»
(Приложение 4).
3.Заключение
В начале нашей исследовательской работы мы поставили задачи – детально
изучить жизнь и творчество мансийской писательницы А. М. Коньковой,
подобрать литературу по данной теме и создать книжкураскладушку
«Сказки бабушки Аннэ»
Надеемся, данный материал будет интересен и поможет оценить значимость
литературы народов Севера. Наша работа поднимет интерес к творчеству
этих народов, их самобытной культуре. Также, бесспорно, окажет влияние на
развитие гармоничной личности, поможет установить взаимосвязь между
а
народами,
отношение.
Мы рекомендуем ввести часы на уроках литературы по изучению
значит и доброе,
толерантное
произведений народов Крайнего Севера. В этом случае наш материал может
быть полезен как преподавателям, так и учащимся. Именно с этой целью мы
подготовили нашу презентацию, которая объединяет творения самых ярких,
на наш взгляд, литературных представителей этих народов.На наш взгляд было бы интересно изучить жизнь и творчество других
писателей и поэтов коренных малочисленных народов Севера.
Работа помогла нам поновому взглянуть на культуру коренных народов
Севера, и их традиции. Мы считаем, что это правильно, потому что для
успешного взаимодействия людей, живущих на одной территории, важно
знать культуру, традиции и обычаи другого народа. И очень надеемся на то,
что своей работой мы внесли свой небольшой вклад в повышение интереса к
культуре родного края.
Считаем, что данная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.
4. Список использованной литературы
1. Конькова А.М. Свидание с детством / Предисл. Э Мальцевой ;Худож. В.
Тугаев. – М. : УНИСЕРВ, 1996. – 95 с.
2. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ / Ил.детей пос. Талинка. –
Екатеринбург: Сред.Урал. кн. издво, 2001. – 120 с.: ил.
3. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ / Худож. Т. Васильева. – М. :
Мария, 1993. – 58 с.
4. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. – Вена : ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. –
117 с.
5. Косполова Н. Памяти Анны Митрофановны Коньковой / Н.
Косполова // Сказки бабушки Аннэ. Екатеринбург, 2001 . С.10.6. Мадьярова М. Мать Матерей / М. Мадьярова // Новости Югры. 2000.
4 янв. (Краевед; № 12).
7. Мищенко А. Из рода Чаек / А. Мищенко // Сказки бабушки Аннэ.
Екатеринбург, 2001. С. 5 7.
8. Федорова Н. Слово и изображение / Н. Федорова // Сказки бабушки
Аннэ. Екатеринбург, 2001. С. 9 10.
9. http://gcbs.ru/pub/pis/Vella/Vella1.htm
10.http://ugralit.okrlib.ru/authors/
11.http://kultura.admhmao.uriit.ru/deyatelikinoiiskusstva/pisateliyugry/
12.http://knigakan.ru/mansiyskayaliteratura/annakonkova/939ogryzkov
gostyakhudetstva.html
Посещение и беседа с работниками историкокультурного музея « Старый
Сургут», работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова.
Приложение 1Приложение 2
Анкета для учащихся 34 классов
1. Любите ли вы читать?
2.
Каких писателей и поэтов коренных малочисленных народов Севера
вы знаете?
3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову?
4. Какие сказки читали А. М. Коньковой?Результат анкеты:
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
Приложение 3
Ряд 1
Ряд 2
Анкета и результат
1. Любите ли вы читать? Да – 35 человек Нет – 10 человек
2.
Каких писателей и поэтов коренных малочисленных народов Севера
вы знаете? Знают – 7 человек Не знают 38 человек
(А. М. Конькову, Еремей Айпин, М. К. Волдина)
3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову?
Знают – 4 человека Не знают 41 человек
4. Какие сказки читали А. М. Коньковой?
Читали 4 человека Не читали – 41 человек
(Хочу не хочу,
Каждый другом силён,
Как окунь полосатым стал,
Маснэ и зайчонок.)
Книжка – раскладушка «Сказки бабушки Аннэ».
Приложение 4