Исследовательская работа
Оценка 5

Исследовательская работа

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
чтение
4 кл
13.02.2019
Исследовательская работа
Мы живем на прекрасной земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых представители коренных малочисленных народов Севера. Сегодня Югра литературная - это довольно большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском и русском языках.
Исследовательская работа Сказки бабушки Аннэ.docx
Конкурс исследовательских работ «Угорское наследие» Россия, ХМАО – Югра Исследовательская работа «Сказки бабушки Аннэ» (Литература коренных малочисленных народов севера) Ф.И.О. Шерстюк София Викторовна АмраховаЗарбиназНасимикызы 3 Ж, 4 Г классы МБОУ СТШ  Научный руководитель: Птицына Александра Геннадьевна Снеткова Надежда Геннадьевна учителя начальных классов МБОУ СТШ  Сургут 2018 год Содержание Аннотация Введение 1.   Теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны   Митрофановны Коньковой 1.1. Сказка ________________________________________________________ 1.2. Северные сказки _______________________________________________ 1.3. Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой _______________ 1.4.Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой___________________ 2. Практическая часть______________________________________________ 2.1. Анкетирование учащихся 3­4 классов  2.2.  Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»  3.Заключение______________________________________________________ 4.Список использованной литературы _________________________________ 5.Приложение______________________________________________________ Аннотация Манси – народ вечерний,  О звездах думает думу.  Манси – народ вечерний,  К лесному привык он шуму.  Манси – народ вечерний,  На сказ и легенду скорый.  Любят манси деревья –  Любят свои соборы…                                                             А.Тарханов Введение: Мы живём на прекрасной   земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В автономном округе немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов.  Сегодня   Югра   литературная   ­   это   довольно   большая   группа самобытных,   интересных   авторов,   которые   пишут   на   хантыйском, мансийском, русском языках. Проблема:    в  современном   мире   утрачено   чтение   детьми  художественной литературы.  Тема:  «Сказки   бабушки   Аннэ»   (Литература   коренных   малочисленных народов севера). Цель: создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ» Задачи: ­провести опрос обучающихся; ­изучить   жизненный   путь   народной   сказительницы   Анны   Митрофановны Коньковой; ­подобрать литературу по данной теме;  ­ создать книжку­раскладушку «Сказки бабушки Аннэ» Объект исследования:  жизнь  и  творчество   народной  сказительницы   Анны Митрофановны Коньковой. Предмет: сказительница Анна Митрофановна Конькова. Гипотеза: возможно,   познакомившись   с   творчеством   народной   сказительницы,   мы станем больше ценить и любить нашу малую родину. Методологические основы исследования: для   работы   понадобились:   интернет   –   ресурсы,   помощь   работников библиотеки, родителей. В исследовательской работе  использовались методы: ­теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны   Митрофановны Коньковой; ­методы эмпирического исследования (опрос, анкетирование, встречи); ­ анализ полученной  информации. Этапы реализации проекта: 1этап: организационно ­ теоретический сентябрь 2018 года,1 неделя(3часа). 2этап: исследовательский сентябрь ­ октябрь 2018год, 3 недели (9 часов). 3этап: заключительно – обобщающий октябрь 2018 год, 1 неделя (4 часа) Актуальность   нашей   работы   определена   необходимостью   изучения  художественной   культуры коренных народов Югры, так как это поможет Теоретическое   изучение   и   анализ   литературы   Анны повысить   интерес   к   их   культуре,   обогатить   духовный   мир   человека, неравнодушного к родному краю, к людям, населяющим его. 1. Митрофановны Коньковой. 1.1 Сказка   –   это   повествовательное,   обычно   народно   ­   поэтическое произведение   о   вымышленных   лицах   и   событиях,   с   участием   волшебных, фантастических сил.Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный и школьный возраст   —   возраст   сказки.   Именно   в   этом   возрасте   ребёнок   проявляет сильную   тягу   ко   всему   сказочному,   необычному,   чудесному.   Если   сказка удачно   выбрана,   если   она   естественно   и   вместе   с   тем   выразительно рассказана,   можно   быть   уверенным,   что   она   найдёт   в   детях   чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Детские   сказки   расширяют   словарный   запас,   помогают   правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.  Сказка   ­   это   социальная   память   народа.   Она     погружает   в   яркий, красочный   мир   этнической   культуры,   раскрывает   бытовой   уклад   жизни. Народная сказка ­ энциклопедия духовной жизни народа, потому что в ней рассказывается о жизни предков, быте, традициях, идеалах.  1.2. Северные сказки являются именно тем, что позволяет детям, и взрослым окунуться   в   далекий   мир   культуры   народов   Севера   и   несколько   иначе взглянуть на окружающую нас жизнь. В этих сказках очень точно выражена мысль. В них осуждается лень, эгоизм, жадность. Эти отрицательные черты характера   неприемлемы   для   северного   человека,   который   все   блага   жизни берет   от   природы   своим   трудолюбием   и   смекалкой.   Особое   значение   для воспитания детей северные народы придавали устному народному творчеству –   сказки,   легенды.   Через   сказки   дети   усваивают   традиции   своего   народа, нравственные   нормы,   знакомятся   с   обычаями,   праздниками.   Сказки   имеют большое значение в нравственно ­ эстетическом, трудовом и в эстетическом воспитании   детей.   Сказка   воспитывает   эстетическое   отношение   к действительности.  Северные   сказки   традиционно   делятся   на:   волшебные,   бытовые,   о животных. Идеи   бытовых   сказок   были   направлены   против   социального   гнета. Сюжеты этих сказок весьма занимательны, полны разных нравоучений. В этом заключается реализм бытовой сказки и ее  большая познавательная ценность. Сказки о животных обычно не велики по объему. Ее героями являются животные,   которые   наделяются   разумом,   даром   речи.   На   персонажей переносятся   различные   черты   человеческого   характера   :   верность   слову, дружелюбие,   алчность,   хитрость,   вероломство,   глупость,   ум.   В   сказках   о животных   отразилась   мораль   трудового   человека,   они   развлекательны   и нравственны.  В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе простых   людей   с   чудовищами,   но   характер,   облик   персонажей   – национальный.   Их   образы   показывают   скромный   уклад   жизни,   стойкость, честность, правдивость народа. Умом хитростью, правотой они превосходят своего врага и торжествуют после долгих тяжелых испытаний. Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли сказки о мире на земле, о   добре   и   зле,   о   сущности   и   предназначении   человека,   о   растительном   и животном мире,  о честных и трудолюбивых людях. Сказки согревали сердца в  долгие полярные ночи. Жизнь прекрасна, говорят герои сказок, только надо уметь сделать её такой. Надо, чтобы твоё сердце хотело и могло служить людям; надо беречь мир, ведь все мы живём под одним Солнцем. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени люди   выработали   своеобразные   законы   жизни   вгармонии   с   природой, морально­этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники,   бережно   хранимые   и   передаваемые   из   поколения   в   поколение. Самое   главное   –они   смогли   выжить   в   суровых   условиях,   сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. И народные сказки играют в этом большую роль. 1.3 Жизнь и творчество Анны Митрофановны Коньковой.  Родилась   Анна   Митрофановна   Конькова   в   затерянной   в   древних мансийских лесах деревеньке рыбаков и охотников Евре в роду Чаек, легких и веселых, чаячьих людей. Жила она со своей бабушкой Околь. Много сказок знала старая женщина. Вечером, когда начинают светить жемчужины звезд, бабушка отправляет спать Аннэ. Вскоре,  погасив свечу устраивается рядом с ней и прижав к себе её теплое тельце, рассказывает  ей легенды и сказки. Трудным  было   детство,  многое  испытала   юная   Аня,  прежде  чем   попала   в педагогическое   училище.   Тепло   и   надежно   ей   было   только   с   бабушкой, которая знала множество сказок и легенд, загадок и поговорок. Не раз потом в   своей   жизни   вспоминала   Аня   эти   жемчужины   народной   мудрости, рассказывая   их   всем,   с   кем   сводила   её   судьба.   В   связи   с   этим   Анна Митрофановна вспоминала: «Сказки, которые я рассказываю, родовые наши сказания   сохранила   память   нашей   бабушки.   Матерью   Матерей   звали   в стойбище бабушку Околь, а Мать Матерей – это высокое звание мансийской женщины».   И   сама   Аня   ещё   в   девичестве   была   названа   так   за   раннюю мудрость,   за   памятливость,   за   умение   промышлять   рыбу,   зверя.   Анна Митрофановна становится хранительницей памяти своего народа. Трудовой путь Анны начинался в далекие тридцатые годы прошлого столетия работой в национальных школах Березовского района, а затем в кочевой школе на озере Пыжьян Ханты­Мансийского района. Более 30 лет она отдала детям. Но заняться всерьез своими записями она смогла только тогда, когда перестала работать в школе. В 1967 году Конькова уходит на пенсию. Но сидеть без важного для людей дела не может. Тогда сказительница начала приходить в школы и детские сады и рассказывать детям мансийские сказки и легенды. Педагогический дар соединился с даром рассказчика. Её сказками заслушиваются   и   дети   и   взрослые.   Появилось   время   записать   свои воспоминания. С 1976 года Анна Митрофановна стала печататься в окружной газете. А первая книга ­ сборник сказок "Огонь­камень" ­ вышла в свет в 1981 году. В 1989 году А.М. Конькову принимают в Союз писателей СССР. К   75­летнему   юбилею   писательницы   вышла   миниатюра   "Вожак   Ивыр"   с иллюстрациями   художника   Геннадия  Райшева,  ставшая  библиографической редкостью сразу после ее выхода в свет. Последнее прижизненное издание Анна Митрофановна назвала "Свидание с детством". Талант   и   труд   Анны   Митрофановны   отмечен   наградами:   орденом Почета,   званием   «Заслуженный   деятель   культуры   Ханты­Мансийского автономного   округа»,   в   1988   году   она   стала   обладательницей   звания «Почетный гражданин города Ханты­Мансийска». Умерла   сказительница   3   декабря   1999   года.   В   2000   году,   посмертно,   ей присвоено   звание   «Почетный   гражданин   Ханты­Мансийского   автономного округа». 1.4 Значение сказок Анны Митрофановны Коньковой. Персонажами сказок являются маленькие лесные животные. В каждом тексте   есть   тема   борьбы   добра   со   злом.   Национальная   специфика   жанра сказки   о   животных   пронизывает   текст   на   всех   его   уровнях.   Такие произведения   дают   каждому   ребенку,   слушателю   и   читателю   сказок Коньковой А. М. возможности постигать богатства культурного многообразия народа манси. Дети, на примерах поведения и поступка персонажей сказок, учатся понимать, оценивать, рассуждать о том, какой герой сказки совершил правильный поступок, а какой неверно поступил в той или иной ситуации.  В сказках даются нравственные законы народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело. К какому бы роду­ племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба – основа благополучия. Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед. Будь верен дружбе, не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным, не лги, не причиняй другим зла. Беседуя с работниками историко­культурного музея « Старый Сургут», работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова,   познакомились с жизнью и творчеством     народной   сказительницы   Анны   Митрофановны   Коньковой. (Приложение 1) 2. Практическая часть 2.1. Анкетирование учащихся 3­4 классов (Приложение 2). По результатам анкетирования видно, что дети не знают писателей и поэтов коренных малочисленных народов севера. Нас порадовал результат по вопросу  «Любите  ли вы  читать сказки,  рассказы, стихи? Мы считаем,  что каждый обязан знать писателей и поэтов нашего края, это позволит детям, и взрослым окунуться в далекий мир культуры народов Севера и несколько иначе взглянуть на окружающую нас жизнь.      Результаты нашего исследования будут представлены одноклассникам и их родителям (родительские собрания), а также учащимся нашей школы ( Литературное чтение).  (Приложение 3). 2.2.  Создание книжки – раскладушки «Сказки бабушки Аннэ»  (Приложение 4). 3.Заключение В начале нашей исследовательской работы мы поставили задачи  – детально изучить   жизнь   и   творчество   мансийской   писательницы   А.   М.   Коньковой, подобрать   литературу   по   данной   теме   и     создать   книжку­раскладушку «Сказки бабушки Аннэ» Надеемся, данный материал будет интересен и поможет оценить значимость литературы   народов   Севера.   Наша   работа   поднимет   интерес   к   творчеству этих народов, их самобытной культуре. Также, бесспорно, окажет влияние на развитие   гармоничной   личности,   поможет   установить   взаимосвязь   между   а   народами,   отношение.                Мы   рекомендуем   ввести   часы   на  уроках   литературы   по   изучению значит   и   доброе,   толерантное произведений  народов Крайнего Севера. В этом случае  наш материал может быть полезен как преподавателям, так и учащимся. Именно с этой целью мы подготовили нашу презентацию, которая объединяет творения самых ярких, на наш взгляд, литературных представителей этих народов. На   наш   взгляд   было   бы   интересно   изучить   жизнь   и   творчество   других писателей и поэтов коренных малочисленных народов Севера. Работа   помогла   нам     по­новому   взглянуть   на культуру   коренных   народов Севера, и   их традиции. Мы   считаем,  что это  правильно,  потому что  для успешного взаимодействия людей, живущих   на одной территории,     важно знать культуру, традиции и обычаи другого народа. И очень надеемся на то, что своей работой мы внесли свой небольшой вклад в повышение интереса к культуре родного края. Считаем, что данная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. 4. Список использованной литературы 1. Конькова А.М. Свидание с детством / Предисл. Э Мальцевой ;Худож. В. Тугаев. – М. : УНИСЕРВ, 1996. – 95 с. 2. Конькова   А.М.   Сказки   бабушки   Аннэ   /   Ил.детей   пос.   Талинка.   – Екатеринбург: Сред.­Урал. кн. изд­во, 2001. – 120 с.: ил. 3. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ / Худож. Т. Васильева. – М. : Мария, 1993. – 58 с. 4. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. – Вена : ГИСТЕЛ ДРУК, 1993. – 117 с. 5. Косполова   Н.   Памяти   Анны   Митрофановны   Коньковой   /   Н. Косполова // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001 . ­ С.10. 6. Мадьярова М. Мать Матерей / М. Мадьярова // Новости Югры. ­ 2000. ­ 4 янв. ­ (Краевед; № 12). 7. Мищенко А. Из рода Чаек / А. Мищенко // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001. ­ С. 5 ­ 7. 8. Федорова Н. Слово и изображение / Н. Федорова // Сказки бабушки Аннэ. ­ Екатеринбург, 2001. ­ С. 9 ­ 10. 9. http://gcbs.ru/pub/pis/Vella/Vella1.htm 10.http://ugralit.okrlib.ru/authors/ 11.http://kultura.admhmao.uriit.ru/deyateli­kino­i­iskusstva/pisateli­yugry/ 12.http://knigakan.ru/mansiyskaya­literatura/anna­konkova/939­ogryzko­v­ gostyakh­u­detstva.html Посещение   и   беседа   с  работниками  историко­культурного музея   «  Старый Сургут», работниками библиотеки им. Г. А. Пирожникова.    Приложение 1 Приложение 2 Анкета для  учащихся 3­4 классов  1. Любите ли вы читать? 2.    Каких писателей и поэтов  коренных малочисленных народов Севера вы знаете? 3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову? 4. Какие сказки читали А. М. Коньковой? Результат анкеты: 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Приложение 3 Ряд 1 Ряд 2 Анкета и результат 1. Любите ли вы читать? Да – 35 человек           Нет – 10 человек 2.    Каких писателей и поэтов  коренных малочисленных народов Севера вы знаете? Знают – 7 человек          Не знают­  38 человек  (А. М. Конькову, Еремей Айпин, М. К. Волдина) 3. Знаете ли вы сказительницу Анну Митрофановну Конькову? Знают – 4 человека             Не знают  ­ 41 человек 4. Какие сказки читали А. М. Коньковой? Читали ­ 4 человека               Не читали – 41 человек (Хочу не хочу, Каждый другом силён,  Как окунь полосатым стал,  Маснэ и зайчонок.) Книжка – раскладушка «Сказки бабушки Аннэ».  Приложение 4

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019