Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"
Оценка 4.6

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
история
8 кл
17.09.2018
Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"
У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В работе рассказывается об учителях - участниках Великой Отечественной войны Чойской средней школы.
Педагоги Чойской школы.docx
«Педагоги Чойской школы ­ участники Великой Отечественной войны» Содержание 1. Введение. 2. Цели. Задачи. Методы исследования. Гипотеза. 3. Актуальность исследования. 4. Методика проведения исследовательской работы. 5. Содержание исследовательской работы. 6. 7. Результаты исследования. Выводы. 8. Список использованной литературы. I. Введение Все   дальше   в   историю   уходят   события   Великой   Отечественной   войны,   все меньше остается ее живых свидетелей и творцов Великой Победы. После войны выросло уже не одно поколение, которые не знают ужасов войны. Вся правда о войне еще не сказана, не все известны имена, поэтому объективное изучение ее истории не теряет своей актуальности. Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарю войны, в грохот канонад, шагнул и не вернулся, о тех, кем мы гордимся сейчас и будем гордиться всегда. У нас больше принято говорить о героях. А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он   родился.   Таким   людям   не   ставят   бюсты   на   родине,   не   открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия. В работе я хочу рассказать об учителях ­ участниках Великой Отечественной войны Чойской средней школы. Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть будущего. Горечь и скорбь до сих пор живу в сердцах многих наших граждан, пытающихся выяснить судьбу своих близких, пропавших без вести в Великую Отечественную войну. За многие тысячи километров едут они к местам былых сражений, где сложили свои головы дорогие им люди. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Актуальность: Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941­1945 годов. В 2018 году в нашем селе Чоя остался всего один ветеран Великой Отечественной войны. Считаю несправедливым то, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны не сохранилась бы информация о них. Мы, подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг,   победил   фашистских   захватчиков.   Я   хочу   рассказать   о   ветеранах Великой   Отечественной   войны,   педагогах   Чойской   средней   школы,   честно сражавшихся на фронтах войны, и честно трудившихся на благо нашей Родины, выполняя   свою   главную   задачу   по   воспитанию   подрастающего   поколения. Собранные автобиографические сведения о ветеранах, личные качества каждого ветерана, трудовые дела являются очень хорошим положительным примером в воспитании подрастающего поколения. Свою исследовательскую работу считаю полезной, так как собранная информация пополнит школьный музей, поможет учителям в организации внеклассной работы по патриотическому воспитанию молодежи, сохранит память о ветеранах­педагогах школы. Воспитание   молодежи   на   примерах   истории,   (в   данном   случае,   примерами истории   являются   наши   ветераны   –учителя)   приобщение   ее   к   опыту предшествующих   поколений,   является   основным   условием   формирования истинного гражданина ­ патриота своего Отечества. Цель работы: Показать   значимость   ветеранов­педагогов   нашей   школы   в   воспитании • подрастающего поколения. Задачи работы: • Собрать информацию об учителях Чойской школы, воевавших на фронтах Великой   Отечественной   войны,   работниках   тыла,   участниках   партизанского движения. • • Сохранить собранную информацию для потомков в школьном музее. Использовать информацию для ознакомления учащихся школы, родителей. Продолжить сбор информации и изучение истории своей школы в лицах • учителей и учащихся школы. Методы исследования: • • • • • • Работа со школьным архивом. Обращение в военкомат для сбора информации. Беседа с представителями администрации Анализ школьной документации. Работа с Интернет­ресурсами. Поиск родственников. Гипотеза исследования: Так   ли   важна   роль   ветеранов   ­   педагогов   в   воспитании   подрастающего поколения . Новизна   исследования: новизна   состоит   в   том,   что,   именно   личное соприкосновение   подрастающего   поколения   с   исторической   и   современной информацией   о   людях,   которые   своими   трудовыми   и   боевыми   подвигами прославляли   имя   родной   страны.   Позволит   задуматься   о   мерах   своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир. Результаты работы и выводы:   всесторонне   изучены   и   систематизированы   знания   о   Великой Отечественной войне. О вкладе земляков в Победу. II. Основная часть Есть мужество, доступное не многим, Все понимать и обо всем молчать. И даже в дружбе оставаться строгим, А если боль – о боли не кричать. Летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети. Гитлер дал войскам приказ и погнал солдат немецких Против русских, против нас. Вставай народ! – услышав клич Земли, на фронт солдаты­герои ушли Вторая   Мировая   обрушилась   на   нашу   страну   как   лавина   в   1941   году.   Она сломала миллионы судеб жизней, уничтожила колоссальное количество ни в чём не   повинных   людей….   Более   семидесяти   лет   отделяет   нас   от   последних сражений страшной и кровавой войны. И чем дальше уходит от нас грозные военные   годы,   тем   ближе   сердцу   величие   народного   подвига,   тем   более масштабным представляется значение Победы над фашизмом. Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убежденность в правоте   и   справедливости   нашей   борьбы,   вера   в   крепкую   дружбу   и взаимопомощь между народами – вот те источники, из которых черпал свою силу   наш   многонациональный   народ   в   годы   беспощадной   схватки   с   врагом. Помогли выстоять в жестоких испытаниях невероятный духовно­нравственный подъем в массах, нерушимое единство фронта и тыла. Победа   не   далась   легко.   Война   унесла   миллионы   жизней   наших соотечественников.   Они   самоотверженно   сражались   против   фашистов   на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, в тылу врага – на суше, на море, в воздухе. Многие овеяли свои имена вечной славой. Поле битвы   оказалось   тем   местом,   где   выяснилось,   кто   есть   кто.   На   войну   были мобилизованы молодые люди, которые после завершения войны связали свою дальнейшую жизнь с педагогической деятельностью в нашей школе. Я решил исследовать   их   жизни   подвиг   потому,   что   они   –   история,   прикоснувшись   к которой, почувствовал, что интерес к этой области жизни у меня никогда не пропадет. Неужели это они, знающие историю не по книгам и газетным статьям, а сами активно творившие ее? Кто   такой   герой?   Чем   он   отличается   от   нас,   простых   и   заурядных?   Что чувствует и о чем думает человек, совершающий подвиг? Что толкает его на этот путь? В жизненном пути учителей­участников войны я нашел ответы на эти вопросы. Их биография оставила огромный отпечаток в моей жизни. Вот они наши ветераны: 1. Танзыков Роман Михайлович  – (01.09.1908 – 16.01.1976). Родился в с. Салганда Успенского аймака (ныне Чойский район). С 1938г работал учителем начальных классов. В 1941г. Мобилизован в ряды Красной Армии. Направлен на курсы   политруков.   После   курсов   –   Волховский   фронт   под   Ленинградом   в должности политрука штрафного батальона, где воевали в основном судимые люди. В 1943 году ранен в ногу, после госпиталя комиссован. По приезде домой работал  учителем   в  детском   доме,  который  был   эвакуирован  с  Центральной России.   Имел   награды:   «За   отвагу»,   «За   оборону   Ленинграда»,   юбилейные медали. 2. Сивиринов Павел Петрович – (1924 – 1974). Родился в с. Мастала Верх­ Учекского сельского Совета. До войны работал в бригаде на лесоповале. 12 августа 1942 года призван на войну, воевал на Белорусском фронте. Получил звание младшего лейтенанта. В 1944 году после тяжелого ранения и лечения в госпитале был демобилизован домой. В село Чоя приехал к сестре. Его, как военного,   приняли   в   Чойскую   школу   преподавателем   военного   дела   и физкультуры.   Ранение   давало   о   себе   знать,   и   он   перешел   на   работу   в хозяйственную   часть   школы.   Женился,   воспитал   четверых   детей.   За   свои подвиги на фронте Павел Петрович был удостоин нескольких медалей. Умер в Чое, в 1974 году. 3. Судьба Шлапакова Ивана Павловича  – это судьба страны. Родился 12 апреля 1924 года во время переезда родителей из Новосибирска в Горный Алтай на   станции   Черепаново.   В   1942   году   был   призван   на   фронт.   Начал   воевать артиллеристом, но после ранения был переведен в пехоту. Так и прошагал пол­ Европы, полземли – до Победы. Но домой его не отпустили, до 1949 года Иван Павлович вылавливал бандитов по лесам и схронам уцелевших бандеровцев. За мужество и героизм отважный сержант был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени и многими медалями. Вернувшись   в   мирную   жизнь,   Иван   Павлович   поступил   в   Горно­Алтайский педагогический   институт   на   физико­математический   факультет.   Трудовую деятельность начал учителем физики в Кызыл­Озекской школе. Потом работал директором нашей школы. Позже занимал другие руководящие должности. В 1985   году   ушел   на   заслуженный   отдых.   В   2014   году   Ивана   Павловича поздравили с 90­летием со дня рождения. Коллеги по работе отзываются о нем, как о порядочном, строгом, требовательном руководителе и хорошем и добром друге. 4. Жданов Виктор Прохорович – (10.06.1917­17.07.2000гг) – родился в с. Подгорное   Усть­Ишинского   сельского   Совета   (ныне   Майминский   район).   В родном   селе  окончил   семилетку.  Родители   переехали  в  г.  Ойрот­Тура (ныне Горно­Алтайск), где Виктор поступил в педагогическое училище. На последнем курсе совмещал учебу и работу в пятой школе города. В 1939 году призван в ряды Советской Армии. Службу проходил на Дальнем Востоке, где пришлось и участвовать   в   военных   действиях   с   японскими   империалистами   в   качестве артиллериста­вычислителя,   освобождать   Сахалин   и   Курильские   острова. Службу   закончил   в   декабре   1949   года.   По   прибытии   домой   окончил   курсы учителей   истории­географии.   Вместе   со   своей   женой,   Марией   Ивановной, приехали работать в село Киска. Виктор Прохорович преподавал биологию и географию,   Мария   Ивановна   –   математику.   Заочно   окончили   Бийский учительский   институт.   В   1953   году   были   направлены   в   Чойскую   среднюю школу. До 1977 года биография этой прекрасной семейной пары связана с нашей школой.   Виктор   Прохорович   преподавал   биологию,   был   завучем   по производственному   обучению,   где   преподавал   еще   и   машиноведение.   Если говорить   об   этом   человеке,   как   о   биологе,   то   сразу   встает   перед   глазами цветущий   сад   вокруг   школы   и   ухоженный   пришкольный   участок.   Сколько учащихся­юннатов   прошли   его   школу,   где   можно   было   научиться   ведению садоводства,   огородничества,   овощеводства.   Это   добрейший   человек, УЧИТЕЛЬ   с   большой   буквы,   наставник   молодежи.   На   любой   вопрос, касающийся   растений   или   животных,   он   мог   дать   исчерпывающий   ответ.   За советом к нему обращались и жители села. За проведение опытнической работы трое учащихся вместе с Виктором Прохоровичем были направлены в Москву на ВДНХ.   За   свои   военные   заслуги   Виктор   Прохорович   награжден   орденом «Отечественной   войны  II  степени»,   «За   победу   над   Японией»,   юбилейными медалями. Умер Виктор Прохорович в 2000 году, оставив дом и цветущий сад, где вложил немалый труд. Учащиеся 60­90 годов выпуска с любовью и большим уважением отзываются об этом учителе. А я не видел прадеда, он пришёл с войны. И то была победа и слёзы той весны. И я весной родился, но через шестьдесят пять лет. За это прадед бился, спасая белый свет. На память только фото, и старая тетрадь. Теперь, это наша работа – Россию прославлять. 5. Васильев   Владимир   Иванович   –   (08.04.1924   –   16.10.1973)   –   это   мой прадед, которого я не знаю. Опираясь на воспоминания его детей, т.е. моих дедушки и бабушки – это добрейший человек, которого любили свои дети и ученики. Владимир   Иванович  около   26­ти   лет   проработал   в   образовании   Чойского района.   Он   был   директором   детского   интерната   при   школе,   учителем физической   культуры   и   военруком.   О   своей   жизни   и   боевых   дорогах рассказывал   очень   редко   и   мало.   Был   очень   скромным,   интеллигентным   и тактичным человеком. Сильно любил свою семью, никогда не повышал голос на учеников. Учил многому: народным играм, лыжам, конькам. Учеников водил в походы на Каракольские и Телецкое озера. Владимир Иванович родился  в г. Торопце (Великие Луки). Мать­ Анастасия Михайловна – истинная коммунистка, приехала в Горный Алтай вслед за женой Калинина М.И. В Ойрот­Туре она направлялась на различную партийную работу. Позже возглавляла в Чое редакцию районной газеты, районо. Здесь Владимир полюбил охоту, был заядлым рыбаком. На войну Владимир Иванович ушел 17­ти летним юношей. Прошел всю войну. По воспоминанию Ивана Кирилловича Ластовки, Владимир шел до г. Бийска пешком, до железной дороги. Служил на Первом Украинском фронте у маршала Конева, с ним же через Берлин попал в Прагу 9 мая. Военфельдшер Владимир Васильев   одно   время   был   адъютантом   командующего   военно­воздушными медицинскими формированиями (об этом он единственный раз рассказал своим родным).   Сотням   раненым   солдатам   Владимир   помог,   а   однажды   из­под обстрела орудий вынес пятерых раненых солдат, за что был награжден Орденом Красной Звезды. (приложение№  ). Демобилизовался Владимир Иванович в 1945 году  в  звании  старшего   лейтенанта.  Вернулся   в  Чою.  Проработав   немного  в кинофикации, был приглашен на работу в школу. Владимир   Иванович,   пройдя   всю   войну,   будучи   всегда   в   пекле   боев, военфельдшер,   сам   получил   серьезное   заболевание,   перенес   пять   инфарктов. Здоровье   сильно   было   подорвано   войной.   16   октября   1973   года   уснул   и   не проснулся, остался молодым, не видел 5 внучек и 9 правнуков.  Татьяна Владимировна – дочь Владимира Ивановича по святила свои стихи: Отец не дожил до 70­й годовщины Победу славил только 28 лет Пешком до Бийска, в 41­м, не было машины И так до самой Праги, в вареве отваги Родной наш очень скромный человек… (прил….) Если говорить о войне и учителях нашей школы, нельзя не упомянуть учителей, которые трудились в тылу. На этом «фронте» ответственность была нисколько не меньше, чем на передовой.   В годы войны в Горный Алтай по эвакуации прибыло 9206 человек. Местные органы   власти,   жители   Горного   Алтая   проявляли   понимание   и гостеприимство по отношению к эвакуированным беженцам войны, делясь с ними   своим,   зачастую   и   без   того   тесным   и   скудным   кровом,   одеждой, продуктами,   лекарствами.   Невозможно   оценить   доброту   нашей   русской женщины. Нечем было накормить собственных детей и стариков, а они еще, чаще жертвуя собой, оберегали чужих детей. Из воспоминаний  Ждановой Марии Ивановны (1922 – 2015) родилась в с.Новая Барда. После окончания школы пошла в военкомат, проситься на фронт. Там посоветовали поступить в Томский железнодорожный институт. Прошла собеседование, но учиться не осталась.   Закончила   курсы   учителей   в   г.   Бийске   и   приехала   работать   в с.Тайну   учителем   математики.   Зимой   учила   детей,   а   летом   –   работала   в колхозе. Особенно запомнилось то, когда в Тайну эвакуировали детский дом, все сельские женщины, имея своих полуголодных детей, старались хоть что­ то   принести   детдомовским   детям.   Мария   Ивановна   до   самой   пенсии проработала учителем математики в Чойской школе, имеет множество наград и поощрений, ветеран педагогического труда. Если дети не могли зарабатывать в колхозе, родители отдавали их работать няньками, уборщицами. Вот что вспоминает Казанина Ксения Прокопьевна –   (1922   ­2012)   родилась   в   с.   Средняя   Тырга.   Семья   была   большая,   отца арестовали еще в 1937г. по доносу. В 1939г. переехали в с.Чоя. В 1941­м пошла в школу. После занятий и в каникулы мама отдавала меня в няньки к людям, которые жили побогаче. Этим и зарабатывала на хлеб. Семья наша голодала, как и многие семьи, выручали пучки, крапива, колба, ягоды. Но все свято верили в Победу, ждали её и дождались. Ксения Прокопьевна долгие годы проработала в нашей школе учителем начальных классов. Награждена многими Почетными грамотами и Благодарственными письмами.  Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны ­ пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим. Война и дети... Трудно представить что­то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за восемьдесят! Война разом оборвала их звонкие   песни.   Из   воспоминаний  Котовой   Евдокии   Михайловны   (1932г.) Каждое   лето,   как   только   заканчивалась   учеба,   всех   детей   с   8­ми   лет группировали   в   детскую   бригаду,   которой   руководила   пожилая   женщина Милова   Мария.   Рано   утром   мы   отправлялись   полоть   хлеб.   В   моей   детской памяти   запомнилась   боль   от   колючего   осота,   молочая.   После   прополки   нас забирали на уборку сена. Домой приходили поздно, как взрослые. С августа начинали   теребить   лен.   Было   голодно,   не   было   обуви,   ноги   обматывали тряпками. Никогда не забуду этот солнечный день Победы. Много лет Евдокия Михайловна   отдала   детям,   работая   учителем   русского   языка   и   литературы. Возглавляла детский интернат при школе.  И о таких участниках сражений той войны и тружениках тыла­ учителях нашей школы  можно написать целые  тома  литературных произведений:  это бывший директор школы Сергеев Павел Иванович, заместитель директора Иванов Петр Иванович и многие другие учителя, о которых мы не знаем подробности их биографии. Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, она как правда нам нужна. Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда об этом не забудем! Результаты исследования История   не   только   просвещает,   учит,   но   и   воспитывает.   Это   коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Священна память о народных   героях   всех   войн,   о   тех,   кто   отстоял   нашу   страну   от   иноземных захватчиков. Бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Велика   роль   ветеранов­педагогов   нашей   школы   в  воспитании   подрастающего поколения.   В   исследовательской   работе   были   отмечены   биографические события   ветеранов­педагогов   школы:   Сивиринова   П.П.,   Танзыкова   Р.М., Шлапакова   И.П., Жданова В.П., Васильева В.И. в военное и мирное время. У каждого ветерана богатая военная биография, есть награды за военные подвиги. Каждый из них был ранен, каждый из них смотрел в лицо смерти не один раз. Но такие   вот   военные   трудности   не   сломили   дух   мужества   и   силу   воли   наших воинов. Они с честью и достоинством все выдержали и все преодолели. Такие мужественные   люди   работали   в   нашей   школе.   Они   также,   по­честному   и работали, как воевали. Много мероприятий прошло в школе под руководством ветеранов,   и   их   непосредственном   участии.   Принимаем   активное   участие   в районных   и   областных   соревнованиях.   Проводим   военно­спортивные   игры «Зарница», «Смотры строя и песни», ходим в походы. Все   наши   ветераны­педагоги   уважаемые   и   замечательные   люди,   мудрые, грамотные, проницательные. Их жизнь на благо Отчизны достойна того, чтобы стать примером для подрастающего поколения, стать настоящим ориентиром в непростом мире. Область   практического   применения   результатов:   создаваемый   проект предполагает   пропаганду   патриотического   воспитания   путём   вовлечения школьников,   родителей,   общественности   в   совместные   мероприятия   по патриотическому   и   духовно­нравственному   воспитанию.   Результаты исследований   могут   быть   использованы   при   проведении   уроков   истории, тематических классных часов и Уроков Мужества подрастающего поколения. Нынешнее   поколение  в неоплатном  долгу  перед  теми,  кто  остался  на  полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны. Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. И тем значимее для нас, молодого поколения XXI века, живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи.  Хорошо, что в школах есть музеи. Значит, нить времён не прервалась. Значит, вместе все­таки сумеем С прошлым удержать незримо связь.  В этот зал приди не просто гостем, Память сердца здесь ты оживи. Может, станет хоть немного проще Нам понять сегодняшние дни.  Прикоснись к чужой судьбе и жизни, Подвигам отцов ты поклонись. Как они, учись служить Отчизне, Чтоб свою прожить достойно жизнь! Спасибо солдаты, спасибо отцы! За мужество Ваше, спасибо! За то, что Вы Родину нашу спасли От вражеского насилья. И пусть пройдут даже сотни лет, Скорбь не утихнет наша. Мы вечно будем помнить о тех, Кто сражался за счастье наше. Выводы В   этом   году   исполняется   100   лет   со   дня   создания   Красной   Армии.   В   этот юбилейный год мы особенно воздаем дань уважения и благодарности ветеранам за их мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, которые   своим   примером   и   делом   вносят   неоценимый   вклад   в   воспитание подрастающего поколения, поддерживают авторитет армии и флота, повышают престиж военной службы. Данная   исследовательская   работа   позволит   учащимся,   учителям   школы, родителям узнать больше о педагогах­ветеранах, работавших в Чойской средней школе. Поможет сохранить информацию об учителях школы для родственников, будущих   учащихся   школы.   Историю   школы   в   лицах   учителей   необходимо сохранять и продолжать  Данный   материал   может   быть   использован   при   проведении   классных   часов, посвященных военно­патриотическому воспитанию подрастающего поколения.     Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,   берегли   и   защищали   ее   наши   предки,   наши   отцы   и   деды.   Победа ковалась не только на поле боя. Не было бы успешной борьбы без надёжного тыла,   его   вклада   в   общее   дело.   Героизм   тружеников   тыла   заслуживает восхищения. И мы гордимся, что в общее дело «Победа» есть и вклад наших земляков. Вы постоянно на передовой,  На самом стыке будущего с прошлым,  Добра со злом, возвышенного с пошлым,  А завтра снова предстоит незримый бой:  Очередной опасный марш­бросок  Под бомбами невежества и лени,  На мыс любви, добра и вдохновенья  От бездны отчаянья на волосок  Под грудью вечно амбразура дзота,  А в дзоте неокрепшие умы,  Вы день за днем горите на работе,  Спасая их от неученья тьмы.  К обеду тяжелеет голова,  Но вечером готовьтесь, как Буденный,  Прорваться сквозь тетрадные заслоны  И отразить атаку Дома­два.  А ночью в караул идти опять:  В окоп прицельно сыплются шпаргалки,  И едет танк директора с мигалкой  Звонок будильника пора вставать!  Вы постоянно на передовой,  Привыкли уши к громким канонадам,  Шинель в мелу пока не до парадов!  Но вы давно поладили с судьбой.  Учителя герои наших дней,  Бойцы могучей Армии Спасения!  Участники великого сраженья  За наших подрастающих детей.  Список использованной литературы 1. Архивные документы школы. 2. Интернет­ ресурсы 3. Из воспоминаний З.В. Ждановой 4. Из воспоминаний Т.В. Кульбеда (Васильевой) 5. Из воспоминаний Е.М.Котовой. 6. Они сражались за Родину 7. Редько Борис Федотович «Огнем и словом» М.: Воениздат, 1983. Приложения

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа " Учителя Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа "  Учителя   Чойской средней школы - участники Великой Отечественной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018