Конкурс творческих работ школьников
«Шаг в науку-2016» группа «Юниор»
Направление: социология
Исследовательская работа по теме
«Бездомные животные. Кто виноват?»
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора,
Работу выполнил: Спицын Кирилл Александрович
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
Средняя общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора,
ученик 5 класса.
Руководитель: Перебоева Ольга Васильевна,
отличник народного просвещения
Российской Федерации,
учитель истории и обществознания
Муниципального общеобразовательного учреждения:
Средняя общеобразовательная
школа №42 пгт. Шерловая Гора.
2017
«Бездомные животные. Кто виноват?»
Спицын Кирилл Александрович
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 5 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
Краткая аннотация
Проблема существования бездомных животных является одной из актуальных проблем России, Забайкальского края, Борзинского района. В данной работе рассказывается о бездомных животных, этим исследованием мы хотим воспитать доброе отношение к четвероногому другу, пробудить гуманные чувства у учащихся и жителей поселка, заставить задуматься, кого мы называем друзьями, и как им живётся рядом с нами.
В ходе исследования были разработаны рекомендации по уменьшению численности бездомных животных и памятка «Как себя вести при встрече с собакой».
«Бездомные животные. Кто виноват?»
Спицын Кирилл Александрович
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 5 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
Аннотация
Актуальность темы:
Проблема большого количества безнадзорных животных характерна для многих населенных пунктов России, не являются исключениям и наш поселок Шерловая Гора.
Поэтому было решено написать исследовательскую работу по теме «Бездомные животные. Кто виноват?» с целью выяснения обстановки по данной проблеме в нашем поселке?
Цель: выяснение основных причин появления на улицах поселка Шерловая Гора бездомных животных и привлечение к проблеме животных учащихся и взрослых.
Задачи:
1. Изучить литературу и материалы сайтов по данной теме;
2. Узнать состояние проблемы бездомных животных у нас в поселке;
3. Провести анкетирование населения разных возрастов и разного социального положения с целью выяснения отношения к проблеме бездомных животных и путей её решения
4. Выяснить отношение учащихся нашей школы к проблеме бездомных животных через социологический опрос;
5. Разработать рекомендации по уменьшению численности бездомных животных
Методы исследования: сбор информации из различных источников, анализ, наблюдение за животными, социологический опрос среди жителей поселка, анкетирование учащихся.
Научная новизна исследования: попытка изучить проблему существования бездомных животных в поселке Шерловая Гора.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что главной причиной появления бездомных животных на улице являются сами люди.
Практическая значимость:
1. Использование на уроках окружающего мира и экологии, классных часах, экологических кружках.
2. Работа может способствовать уменьшению количества бездомных животных в нашем поселке.
«Бездомные животные. Кто виноват?»
Спицын Кирилл Александрович
Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 5 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение: Средняя
общеобразовательная школа №42
План исследования
Проблема: численность бездомных животных в поселке с каждым годом растет.
Гипотеза: бездомные животные появляются по вине самого человека.
Объект исследования: изучение проблемы возникновения бездомных животных.
Предмет исследования: отношение учащихся и жителей поселка к этой проблеме.
Среди бездомных животных в поселке бегает большое количество собак. За что называют собаку другом человека? За любовь безмерную и преданность безграничную. За верность - до последнего вздоха. За самопожертвование, которого среди других животных не отыскать. Достоинства благородного четвероногого можно перечислять и дальше. В этом можно убедиться, вспомнив Белого Бима Черное Ухо, воспетого Г. Н. Троепольским (1), Белого Клыка Джека Лондона (2). В книге Уайнс Дж. Э. «Все о собаках» (3) собрана уникальная коллекция удивительных фактов и забавных историй о собаках, о самых преданных и верных созданиях на свете. Прочитала книгу Чаплиной «Наш друг – собака» (4), где еще раз подтверждается, что собака самый верный и преданный друг, никогда не бросит в беде своего хозяина.
Кроме собак, бездомными стали и кошки. О роли кошек в жизни человека много рассказывается в энциклопедиях (5, 6).
Я выбрала тему «Бездомные животные» потому, что в последнее время я наблюдаю, что в нашем поселке число бездомных животных растет и мне не безразлична их судьба, очень жаль этих животных, хочется им помочь, но как это сделать. Исследования, которые я проводила в своей работе, были направлены на выяснение основных причин появления на улицах поселка Шерловая Гора бездомных животных и привлечение к проблеме животных учащихся и взрослых – жителей нашего поселка.
Исследование проходило в четыре этапа:
1. Анализ литературы и материалов сайта по данной теме;
2. Анкетирование жителей поселка;
3. Социологический опрос среди учащихся 4-6 классов;
4. Анализ исследования.
Вопросы анкетирования жителей поселка:
1. Считаете ли вы, что в поселке существует проблема бездомных животных?
2. Как Вы относитесь к бездомным животным на улицах нашего поселка?
3. Что является причинами того, что на улицах нашего поселка появились бездомные животные?
4. Согласны ли Вы, что бездомные животные могут быть опасны?
5. Какие меры по сокращению численности бездомных животных Вы считаете наиболее приемлемыми?
6. Чем вы готовы помочь бездомным животным?
Социологический опрос для учащихся 4-6 классов состоял из шести вопросов:
1. Есть ли у вас домашнее животное? Если есть, то кто?
2. Как это животное появилось у Вас дома?
3. Почему домашние животные становятся бездомными?
4. Есть ли на вашей улице бездомные животные?
5. Считаете ли Вы появление бездомных животных проблемой?
6. Какое чувство у вас вызывают бездомные животные?
7. Ваши предложения по борьбе с бездомными животными.
Анализ исследования раскрыл проблему - численность бездомных животных в поселке с каждым годом растет и подтвердил гипотезу о том, что бездомные животные появляются по вине самих людей.
В ходе исследования были разработаны рекомендации по уменьшению численности бездомных животных и памятка «Как себя вести при встрече с собакой».
Научная работа
Тема бездомных животных особенно актуальна сегодня. Так как на улицах все чаще и чаще можно встретить животных, оставшихся без крыши над головой. Их численность с каждым годом растет.
Бездомные животные обречены на голод, скитания и болезни (глисты, блохи, лишаи, ушные вши и т.д.). Проблема еще и в том, что большинство людей не обращают внимания на бездомных животных или делают вид, что ничего не замечают. А ведь уличные животные составляют опасность для людей: они могут покусать человека, распространить различные заболевания и т.д. Однако в том, что появляются бездомные животные, виноваты сами люди. Люди не задумываясь, избавляются от заведенных ими питомцев и выбрасывают их на улицу. Неужели настала пора расстаться с другом, долившим с человеком все тяготы жизни на протяжении многих лет.
На первом этапе исследования были проанализированы литература и материалы сайта Интернета по данной теме и составлена таблица «Роль собаки и кошки в жизни человека»:
Роль собаки в жизни человека |
Роль кошки в жизни человека |
В годы Великой Отечественной войны на линии фронта были собаки и помогали человеку, как могли: · бежали в стремительную атаку по снегу; · везли лыжников, бойцов, пулемёты, патроны; · со взрывчаткой на спине кидались под танки; · собаки-связисты под пулями тянули кабель, несли донесения, проскакивая через минные поля и открытые простреливаемые пространства; · тысячи жизней спасали собаки-санитары, разыскивая раненых на поле боя, вывозя их с передовой В 1944 году в нашей армии было 60 тысяч служебных собак! Они обнаружили 4 миллиона мин, вывезли с поля боя 680 тысяч раненых (7) и т.д. |
В древности домашняя кошка в хозяйстве человека играла не последнюю роль: · древние египтяне высоко ценили способности кошки уничтожать вредных грызунов; · в Древней Греции и Риме кошка почиталась как символ свободолюбия; Человек приручал животных, чтобы использовать их силу и способности или для того, чтобы иметь при себе домашнего друга. Кошки: · ласкаясь к человеку, успокаивают его, своим забавным поведением развлекает людей; · кошки, находясь рядом с человеком, помогают ему улучшить качество жизни, так как служат стимулом, воспитывают и создают хорошее настроение. |
В 60-е годы: · первым живым существом, полетевшим в космос, была собака. |
Много говорится об интуиции кошек: они предсказывают погоду, предугадывают землетрясение, извержение вулкана (10). |
В современное время: · розыскные собаки помогают задерживать преступников, работая в огромных городах, среди множества запахов, они могут обнаружить человека, совершившего преступление; · собаки участвуют при таможенных досмотрах, когда необходимо обнаружить наркотики; · караульные, сторожевые, конвоирующие собаки несут свою нелёгкую и нужную службу в любых условиях; · собаки выступают как экспериментальные животные, прокладывающие своей жизнью путь в науке на благо людей; · собаки пасут стада, помогают охотникам, выступают в цирке, снимаются в кинофильмах. · собаки являются проводниками слепых людей (8); · специальные школы готовят сейчас собак разных профессий в помощь человеку (9) и т.д. |
Некоторые кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом и даже, по словам многих владельцев, "оттягивают боль". Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого снижается частота пульса и кровяное давление, падает содержание холестерина в крови, быстрее идут на поправку люди, перенесшие инсульт. Пушистым лекарям удается выводить детей из состояния глубочайшего стресса. Какая бы кошка ни жила в доме, она благотворно влияет на семейный климат. Они обладают великолепной способностью поднимать настроение, скрашивать одиночество, а иногда и вылечивают болезни.
|
Проанализировав литературу и материалы сайта, можно сделать вывод о том, что кошка и собака во все времена давали человеку незаменимые чувства, такие как заботу, верность, преданность, дружбу и любовь. И наряду со всей этой добротой, чуткостью и важной ролью животных в нашей жизни мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой - бездомные животные!?
Считаю, что животные, появившиеся на свет, как живое существо, имеют право на достойную жизнь. Собаки и кошки не виноваты, что они оказываются на улице. Это, в первую очередь, зависит от хозяев и родителей, от их человеческих качеств. А эти качества необходимо развивать у человека, начиная с раннего возраста.
Чтобы выяснить степень информированности жителей поселка о состоянии бездомных животных, и их нравственной позиции к данной проблеме; привлечь внимание общественности к проблеме бездомных животных и предложить пути выхода из сложившейся ситуации были проведены анкетирование среди жителей поселка и социологический опрос с учащимися 3-6 классов.
На втором этапе исследование проведено анкетирование среди жителей поселка, в котором участвовало 43 человека. Результаты анкетирования жителей поселка показали:
вопрос |
Ответы (в %) |
диаграмма |
7. Как вы думаете, существует ли в поселке проблема бездомных животных? |
Да – 100 Нет - 0 |
|
8. Как Вы относитесь к бездомным животным на улицах нашего поселка? |
С сочувствием (подкармливаю их) – 65 Не обращаю внимание – 23 Никак - 12 |
|
9. Что является причинами того, что на улицах нашего поселка появились бездомные животные?
|
Безответственность и бессердечность хозяев – 49 Социальное положение (переезд хозяев, материальное положение) – 27 неконтролируемое размножение - 19 Не задумывался - 5 |
|
10. Согласны ли Вы, что бездомные животные могут быть опасны? |
Да – 88 Нет (к ним не подходить) – 9 не думал - 3 |
|
11. Какие меры по сокращению численности бездомных животных Вы считаете наиболее приемлемыми? |
Отлов и усыпление – 16%; Отстрел – 4%; Стерилизация – 3% Регистрация животных и ответственность людей перед законом – 40 Большие штрафы - 10 Найти нового хозяина - 27 |
|
12. Чем вы готовы помочь бездомным животным?
|
Накормить – 48 Дать немного денег в администрацию, чтобы открыли приют (мало вериться в это) – 29 Ничем – 13 Не знаю - 10 |
|
Анализ ответов жителей поселка показал:
· 100%; жителей поселка считают, что проблема существует в Шерловой Горе;
· 65% респондентов относятся к бездомным животным с сочувствием, а 23% равнодушны к ним (не обращают на них внимание);
· 88% считают, что бездомные могут быть опасны;
· 77 % опрошенных готовы помочь бездомным животным.
Анализ ответов на третий вопрос выявил причины появления бездомных животных - это: безответственность и бессердечность хозяев, социальное положение, неконтролируемое размножение.
Жители поселка предложили свои меры по сокращению численности бездомных животных: регистрация животных и ответственность людей перед законом (40%), большие штрафы (10%), найти нового хозяина – 27; стерилизация – 3%, отлов и усыпление – 16%.
На третьем этапе исследования был проведен социологический опрос среди учащихся 4-7 классов. В опросе участвовало 75 человек. Результаты опроса показали:
вопрос |
Ответы (в %) |
диаграмма |
|
|
|
8. Есть ли у вас домашнее животное? Если есть, то кто?
|
Да – 75 (кошек – 39, собак – 27, хомячки – 9) Нет - 25 |
|
9. Как это животное появилось у Вас дома?
|
Подарили – 37 Отдали соседи, знакомые – 29 Купили – 19 Приютили - 3 Не знаю - 12 |
|
10. Почему домашние животные становятся бездомными?
|
Надоели и хозяева выбросили – 62 Родились на улице – 27 Хозяева уехали в другой город – 9 Не знаю - 2 |
|
11. Считаете ли Вы появление бездомных животных проблемой? |
Да – 100 Нет - 0 |
|
12. Какое чувство у вас вызывают бездомные животные? |
Жалость – 96 Стыд за людей - 4 |
|
13. Ваши предложения по борьбе с бездомными животными.
|
Если взяли, то не выкидывать из дома животное, а отдать в хорошие руки – 58 открыть приют для них – 29 Штрафовать - 13 |
|
Анализ социологического опроса среди учащихся показал:
· У 75 % обучающихся есть домашнее животное; - это кошки, собаки, хомячки, морские свинки и др. Одним отдали знакомые или соседи (29%), другие купили животное (19%), третьим (37%) подарили; а 3% опрошенных приютили животное;
· У 96% учащихся бездомные животные вызывают жалость;
· 100% - подтвердили проблему бездомных животных в поселке;
· Главной причиной появления бездомных животных в поселке учащиеся отметили - безответственности человека – 71 % (хозяева выбросили на улицу или уехали в другое место, оставив на улице животное);
Учащимися были предложены меры по борьбе с бездомными животными: Если взяли, то не выкидывать из дома животное, а отдать в хорошие руки (58%), открыть приют для них ( 29%), штрафовать тех, кто выбросил животное на улицу (13%).
На четвертом этапе исследования встретился с главой нашего поселка Паниным Алексеем Викторовичем. На вопрос: «Считаете ли вы, что в нашем поселке существует проблема бездомных животных?», Алексей Викторович ответил, что проблема есть. При встрече с ним выяснил, что он обязательно будет заниматься этой проблемой: «Считаю, что решение проблемы бездомных животных имеет немаловажное значение для нашего поселка. Необходима комплексная программа по сокращению численности бездомных животных, и эта работа должна проводиться в двух направлениях: работа с владельцами домашних животных и работа с бездомными животными». Порадовала новость, которую нам сообщил Алексей Викторович: «… в настоящее время этот вопрос решается Борзинской администрацией, которые нашли деньги для приюта бездомных животных. В дальнейшем будем отлавливать животных, и увозить их в Борзинский приют».
Вторая встреча с главой администрации Паниным Алексеем Викторовичем состоялась через 10 месяцев. На этой встрече мы увидели, что администрация нашего поселка решает вопросы по бездомным животным: за 10 месяцев были поставлены новые мусорные контейнеры и огорожены, проведена беседа с жителями поселка по вопросу «Взял собаку – неси за неё ответственность», на дверях каждого дома развешены объявления по уходу за собаками. И порадовала новость, которую нам рассказал Алексей Викторович: «В Борзе открыт приют для бездомных животных. И 53 шерловогорских собачки уже живут в этом борзинском приюте!».
На пятом этапе исследования, проанализировав литературу и материалы сайтов, ответы анкетирования жителей поселка и учащихся социологического опроса, можно сделать выводы:
· 100%; жителей поселка и учащихся школы считают, что проблема бездомных животных существует в Шерловой Горе;
· Анализ ответов жителей и учащихся выявил причины появления бездомных животных - это:
1. Те животные, которые родились на улице, т.е. изначально бездомные (23%);
2. Безответственность и бессердечность хозяев – 56%;
3. Социальное положение – 18%.
Таким образом, мы видим, что бездомные животные появляются по вине самого человека, что и доказало гипотезу.
Результаты анкетирования и социологического опроса показывают, что проблема бездомных животных интересует жителей поселка Шерловая Гора и они предлагают свои меры по сокращению численности бездомных животных: регистрация животных и ответственность людей перед законом, большие штрафы, найти нового хозяина, стерилизация, отлов и усыпление и по-возможности открыть приют для животных.
Считаю, что необходимо с раннего возраста научить ребенка любить своего питомца не только как игрушку, но и объяснить ему, что животное – это живое существо и оно нуждается в заботе. И если ты взял его в дом, то ты за него несешь ответственность.
Давайте будем не обижать, а помогать тем, кто слабее нас и от нас зависит!!!
Список литературы
1. Г. Н. Троепольским «Белый Бим Черное Ухо», издательство «Эксмо», 2012г.
2. Джек Лондон «Белый Клык», «Эксмо», 2009г.
3. Уайнс Дж. Э. «Все о собаках», издательство «Добрая книга», 2008г.
4. В. Чаплина «Наш друг – собака», издательство «Малыш», 1990 г.
7. http://www.nexplorer.ru/news__12670.htm
8. http://www.dog-beauty.ru/Sobaka_provodnik.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.