Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
труд +1
Взрослым
22.04.2017
Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"
Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т.д. Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах, поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и – в своей орнаментации – охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, распространяется в городах, в местах компактного проживания татар. Такой вид народного искусства не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант. Татарские тюбетейки продаются не только в Татарстане, но и на многих ярмарках России. Вышивка тюбетеек сегодня довольно широко распространенное рукоделие и в Шемордане. Мы обобщили опыт работы мастериц - рукодельниц нашего поселка и на основе этого материала создали свою коллекцию тюбетеек. Я очень довольна своей работой и горжусь этим!
Богатство предков - в наших руках. Гусманова Л.В..doc
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района  Республики Татарстан» Тема исследовательской работы:  «Богатство предков – в наших руках» Научный руководитель­ Гусманова Люция Вагизовна, учитель технологии                                                                               2017 год Содержание Происхождение  тюбетейки                                                                                Эскиз модели                                                                                                      1.Введение                                                                                                                       3­4  ­ цель исследовательской работы, задачи, актуальность;  ­ методы исследования, проблема, теоретическая и  практическая  значимость.   ­ анкетирование (опрос)                                                                                                4­5      2.Основная часть                                                                                                            5­8 2.1 2.2 2.3 Технология изготовления головного убора – тюбетейка                                     8­10 ­ выбор материала                                                                        ­ выбор оборудования                                                                  ­ инструменты и приспособления                                               ­ организация рабочего места                                                     ­ ход работы                                                                                  ­ изготовление выкройки                                                             ­ раскрой тюбетейки                                                                     ­ расположение узора                                                                   ­ вышивка тюбетейки 3. Экспертная оценка                                                                                                      10  4. Вывод                                                                                                                           10 5. Заключение                                                                                                                  10­11 6. Использованная литература                                                                                       11 7. Приложение                                                                                                                 12 ­ тюбетейки, сделанные своими руками                                                                        2 1. Введение Татарское   прикладное   искусство,   традиции   национального   костюма   создавались   и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т.д. Испокон   веков   одежду   себе   и   своим   близким   татарская   женщина   старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах, поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших   времен   в   костюмах   всех   народов   головные   уборы   являлись   обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и – в своей орнаментации – охранно­магическую  роль. Головные уборы, входящие в единый  стилевой комплекс,   оберегали   голову   от   дурных   воздействий.   Не   случайно   любая   религия   также предусматривает покрытие головы. Узоры   в   татарской   вышивке   чаще   всего   цветочно­растительного   характера,   они черпались из окружающей природы. Уже в глубокой древности, во времена язычества, человек создавал несложные узоры из   условных  знаков ­  символов:  прямой  горизонтальной  линией   обозначалась   поверхность земли,   волнистой   ­   вода,   кругами,   квадратами   или   ромбами   изображали   солнце   и   луну. Многие   узоры   и   украшенные   ими   предметы   считались   оберегами.   Так   можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По всей день принято использовались их цветы, ветки как талисман. Роза   считается   знаком   красоты   и   любви.   А   один   из   первых   весенних   цветов   и излюбленный   элемент в  татарском  орнаменте ­  тюльпан  является  символом  возрождения. Астра   (видимо,   из­за   большого   количества   лепестков)   считается   цветком   долголетия. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната – признак благородства и плодородия. Со времен волжских булгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета,   связанная   с   изображением   степного   куста   «древа   жизни»   и   символизирующая источник   жизни.   Мотив   птицы   или   птичьего   пера   издревле   являлся   у   тюрков   символом солнца, света, ровно, как и присутствие в предметах красного цвета. Цвет фона, являясь второстепенным, дополняющим элементом, тоже нес смысловую нагрузку.  Таким   образом,   узоры   народной   вышивки,   являющиеся   молчаливыми   свидетелями прошлого, можно сравнить в какой­ то степени с письменными источниками. Несмотря на то, что в формах народного искусства, передаваемых из поколения в поколение, первоначальный смысл постепенно терялся, в них сохранились красота орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт. Тюбетейка   является   неотъемлемой   частью   традиционной   национальной   мужской одежды у тюркоязычного населения. В начале 20 века в большинстве районов, где проживали татары, она была основным головным убором. В годы Советской власти интерес к тюбетейкам заметно ослаб, и ручные работы были на грани исчезновения. 3 В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, распространяется в городах, в местах компактного проживания татар. Такой вид народного искусства не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант. Татарские тюбетейки продаются не только в Татарстане, но и на многих ярмарках России. Вышивка   тюбетеек   сегодня   довольно   широко   распространенное   рукоделие   и   в Шемордане. Мы обобщили опыт работы мастериц ­ рукодельниц нашего поселка и на основе этого   материала   создали   свою   коллекцию   тюбетеек.   Я   очень   довольна   своей   работой   и горжусь этим!      Цель исследовательской   работы  –   изучить     историю   происхождение названия тюбетейки,   узнать   о   разновидностях     головного   убора   тюбетейки   и   калфака,   выяснить значение   узоров   и   цветовой   гаммы,   познакомиться   с   технологией   пошива   тюбетейки   и изготовить своими руками.  Задачи для достижения поставленной цели:     1. Определить   источники   информации, которые помогут выяснить происхождение слова «тюбетейка». 2. Изучить историю создания национальных  головных уборов.  3. Исследовать технологическую последовательность изготовления тюбетейки. Актуальность:  история происхождения   татарского национального головного убора является национальной достоянием. При исследовании были использованы методы:  изучение   литературы,     описание,   сравнение,   анкетирование   (опрос),   интервью   с «мастерицами» своего села, обобщение, систематизация полученных результатов.  Проблема: как сохранить свои национальные головные уборы, традиции и передать их своим сверстникам, в дальнейшем своим детям.  Теоретическая значимость работы: систематизация материала по теме «Сохранение национальных костюмов». Практическая   значимость   работы:  использование   материалов   для   проведения классных   часов,   мероприятия   по   национальным   костюмам   способствуют   воспитанию толерантности.   Считаю,   что   мои   исследования     помогут   не   только   расширить   кругозор     моих сверстников  и их словарный запас о национальных головных уборах, но и  вызвать   интерес к изучению истории родного края, знать национальной одежды и их назначение, технология изготовления. Анкетирование (опрос) Я   провела   опрос   среди   учителей,   которые   с   ними   работаю   многие   годы.   В   моем   опросе участвовало 10 человек. Опросник состоял из 8 вопросов.       № п/п Вопросы анкеты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Какие национальные костюмы вы знаете?  Из чего изготавливают тюбетейку?                                                                               Нравятся ли вам тюбетейки из бисера? Хотите ли вы получить в подарок такыя или тюбетейку? Вам нравиться заниматься рукоделием? Национальный костюм должен  быть: ярких тонов или  сдержанных тонов? Вы знаете мусульманские праздники, когда одевают тюбетейки? Какие меры можно применить: чтобы сохранить национальные костюмы и  4 традиции татарского народа?   На   основании   анкетирования   (опроса),     выяснилось,   что   нужно   продолжить   изучение происхождения   национальных костюмов, сохранить традиции, соблюдать их и передавать своим потомкам. 2. Основная часть 2.1  Происхождение  тюбетейки В ходе своего исследования я выяснила, что  тюбетейка  тат. Түбәтәй, каз. Топы или Тақия,   туркм.   Tahya,   уйг.   Dopa   —   круглая   или   квадратная,   островерхая   или   плоская, мужская или женская легкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского   слова   тобе/тюбе,   означающего   верх,   вершину.   В   некоторых   тюркских   языках называется такыя.  Такыя,   сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина. Каляпуш  с  твердым  краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».                                                                              Каляпуш рис.1                     Такыя рис.2 История   тюбетейки   уходит   в   далекое   прошлое.   Свидетельство   о   существовании головного   убора,   подобного   тюбетейке,   носимого   в   античные   времена,   было   найдено   в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV — XVI столетий. Сейчас   носят   в   основном   в   сельской   местности   в   Центральной   Азии   (например, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане) или пожилые люди, а также в Башкирии и Татарстане. Тюбетейки,   созданные   в   районах   с   различными   природно­географическими признаками, различаются настолько, что часто именно по этому головному убору определяли район, жителем которого являлся её владелец.  5 Таджикская тюбетейка – куляб   рис.3 Татарская тюбетейка – каляпуш  рис.4 Существовали   два   основных   типа   татарских   тюбетеек   –   такыя   полусферической формы   и   каляпуш   в   форме   усеченного   конуса.   Такыя,   сшитая   из   отдельных   клиньев, относится к наиболее старинным видам и, как считают исследователи, происхождением своим обязана подшлемнику древнего воина. Каляпуш   с   твердым   краем   и   плоским   верхом   появился   в   середине  XIX  века   и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались   шелковой   нитью,   золотой   или   серебряной   канителью,   позже   –   жемчугом   и бисером. Наиболее нарядны со  вкусом расшитые парчовые тюбетейки. Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно­растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек менялся, становился более дробным. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех­четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг. К концу  XIX  –  началу  XX  веков крупные светочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. Такие более простые в орнаментации тюбетейки очень популярны и в наши дни. Однако хотелось бы возродить рукотворные с богатым архаичным узором старинные образцы. 6 Во   время   исследования   я   встречалась   жителями   поселка   Шемордан,   которые занимаются   рукоделием   ­ изготовлением   тюбетейки.  Поинтересовалась   как все  делаеться, какие   Прочитала литературы:“Декоративное   искусство   Татарстана”   автор   Гузель   Фуадовна   Валиева­ Сулейманова; “Волшебная игла” автор Сергеева (Закирова) Нурзия Гильмановна.    инструменты   и   приспособления.   ткани   используют, 2.2 Эскиз модели 7 Рис. 5 2.3 Технология изготовления головного убора – тюбетейка Выбор материала Для изготовления национального головного убора – тюбетеек необходимо материалы: бархат, драповое и хлопчатобумажная основа для подкладка, нитки, бисер и канитель. Выбор оборудования        Для моей прекрасной тюбетейки я выбрала оборудование, которое есть в школе. Это швейная машина со всеми швейными операциями. Шьет очень хорошо, швы получаются аккуратно. Пользовалась операциями прямая строчка по №1. Инструменты и приспособления 1. Ножницы – основной и незаменимый инструмент для работ при шитье. 2. Ручные швейные иглы. Организация рабочего места Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда и обеспечению высокого качества работ. Одной   из   важных   задач   рациональной   организации   рабочего   места   является   выбор конструкции и размеров стола, определяемых  видами  изделия  и выполняемой  продукции. Рабочее место должно быть оснащено передвижной подставкой для размещения ножниц, игл, бобин, наперстков. На рабочем месте должно находиться только необходимое для работы деталями изделии и инструменты. По окончании работы рабочее место следует убрать. Ход работы 1. Построение выкройки необходимого размера; 2. Выкраивание частей из бархата; 3. Раскрой подкладки; 4. Вышивание верха и края тюбетейки;  5. Простегивание частей; 6. Сшивание частей тюбетейки. Изготовление выкройки 8 Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы + 2см на шов. Ширина ( высота тюбетейки)   –   8­9   см   +   1,5­2   см   на   шов.   Значит,   для   58­го   размера   +   тюбетейки   делаем выкройку   края   длиной   60   см   и   шириной   10­11   см.   Высота   головного   убора   не   должна превышать 8­9 см. Раскрой тюбетейки С припусками на шов подготовленную выкройку края кладем на бархат так, чтобы долевая нить располагалась по косой линии. Выгодно из прямоугольного отреза выкроить сразу несколько тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Значит, на 58­го размера понадобится подкладка длиной 61, шириной  10­12 см. Диаметр верха тюбетейки того же 58­го размера равна 19 см (радиус – 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, кроить верх и его подклад. Расположение узора По типу, степени расшивки тюбетейки назывались «өч (3), дүрт (4), биш(5) үрнәк». Наиболее распространены Каляпуши, украшенные тремя одинаковыми композициями. Для этого Необходимо выполнить одну растительную комбинацию и повторить ее три раза, как в верхней, так и боковой частях. Для расположения узора на боковой полосе найти ее середину для центральной над лобовой композиции. Затем, не учитывая припусков на швы, делим образовавшиеся стороны на две одинаковые части. Во­вторых, от центра отметках будут располагаться две другие, боковые коллекции узора. Орнамент   может   состоять   как   из   букетных,   так   и   волнообразных   цветочно­ растительных   композиций.   Тюбетейка   смотрится   богаче,   когда   со   вкусом   выполненный орнамент   располагается   на   большей   части   ее   поверхности.   К   узору   можно   подобрать подходящую по тону тесьму. Вышивка тюбетейки Большой популярностью пользуются расшитые тюбетейки. Нарядны узоры, вышитые золотой, серебряной нитью, жемчугом или бисером. Процесс  вышивания  частей  происходит  до простегивания,  сразу же  после раскроя. Принцип   бисерной   вышивки   такой   же,   что   и   при   изготовлении   калфаков.   Бисер   можно использовать как одного цвета, так и нескольких сочетающихся по тону цветов. Красота   изделия   зависит   от   художественного   вкуса,   чувства   цвета,   аккуратности изготовителя. Канитель – это скрученная в виде спирали золотая или серебряная нить. Вышивание головных уборов золотой, серебряной нитью и канителью было популярно гораздо больше бисерной. Техника вышивки канителью Для   работы   необходимо   заранее   нарезать   отрезки   канители.   При   этом   трубочки должны   быть   чуть   длиннее   покрываемой   ими   поверхности,   чтобы   создать   небольшую выпуклость в узорной композиции. В  полую   трубочку   вдевается   иголка   с   нитью,  затем   она   ведется   как   при   вышивке гладью и при бисерном бугорчатом шитье. При каждом стежке вдеваются кусочки канители, необходимой   длины.   Длина   и   направленность   нитей   зависит   от   характера   живописной композиции.      Эффект многорельефности орнамента можно создать, сочетая в одной композиции канитель, плоские золотые, серебряные нити, различные блестки, а также подкладывая под нити ватную подстилку. 9 3. Экспертная оценка тюбетейки (коллеги по работе и соседи)  5­ти бальная система оценки. Диаграмма ­ «паучок» В оценки выполненной работы участвовало 5 независимых экспертов (их оценки представлены линиями 5­ти различных цветов). Представленная диаграмма – «паучок» показывает, что в целом оценена на  «5». 4. Вывод: Цель работы, изучение истории  и изготовлении  тюбетейки, достигнута. Тюбетейка  это не только часть костюма, но и традиции, освященная временем. Рассмотрены различные образцы национального   головного   убора,   изучены   орнаменты.   Выявлено   отношение   школьников   к национальному   костюму.   Мнение   учеников   нашей   школы   по   этому   вопросу   является положительным.   Считаю,   что   просто   необходимо   сохранить   традиции   ,   соблюдать   их   и передавать своим потомкам. В результате проведенной работы, я пришла к выводу, что мне нужно продолжить изготовление тюбетейку. Полученный результат позволяет мне ощущать себе частью моего народа. Я смогу сохранить и передать эту традицию своим детям. Моей семье было очень приятно помогать мне в исследовании и изготовлении тюбетейки.    После всего, я, радуясь, смотрю на свою работу и гордо говорю себе: «Да, это же моя фантазия, моя работа! Знаете,  творить чудеса можно всегда, только нужно трудиться!».  5. Заключение Сегодня мы, жители XXI века, посещаем музеи, с любопытством разглядывая одеяния наших предков, восхищаемся красотой национальной одежды, но в своей повседневной жизни мы часто забываем о традициях народов, стесняемся своего родного, а чужое воспринимаем с удовольствием          В заключение в своей исследовательской работы  я  думаю, что и в повседневной жизни восхищением. и     10 можно и нужно носить одежду с национальным колоритом. Она не дает народу потерять свою самобытность,   соединяет   поколения.   Сегодня   зачастую   национальные   одежды   стали экспонатами музеев, а искусство вышивки постепенно теряется. Вышивка тюбетеек сегодня довольно широко распространенное рукоделие и в Шемордане. Мы обобщили опыт работы мастериц ­ рукодельниц нашего поселка и на основе этого материала создали свою коллекцию тюбетеек. Вот почему я выбрала эту тему для исследовательской работы. Я очень довольна своей работой и горжусь этим!   Искусство украшение тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений. В современной молодежной одежде, эффектно и оригинально смотрелась бы вышивка с цветочно­растительным орнаментом, например, лилии, золотое шитье, кожаная и меховая мозаика. Также не стоит забывать и о традиционных цветах в одежде – розовый, зеленый, голубой. Все это можно эффектно сочетать, чтобы отличаться от других людей своим вкусом и пониманием традиций предков. Но все это нужно популяризовать, передавая традиции и знания из поколения в поколение.  Тюбетейка и сейчас остается обязательным  атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях. Этот головной убор подчеркивает человека как скромного, благовоспитанного, верующего.   Безусловно,   национальную   культуру   народа   нужно   сохранять   и   развивать   сегодня, потому   что   она   соединяет   народ   в   единое   целое,   неразрывно   связывает   традиции   наших предков   и   инновации   сегодняшнего   дня,   это   сохранение   своей   сущности   и   одновременно развитие. А одежда – это одна из составных частей национальной культуры, которая имеет большое   значение   для   сохранения   вековых   традиций   народа,   воспитания   подрастающего поколения. 6.  Использованная литература 1. Декоративное искусство Татарстана. Гузель Фуадовна, Валиева – Сулейманова. Изд. Фән. Казань 1995г. 2. Волшебная   игла   Сергеева   (Закирова)   Нурзия   Гильмановна   Татарское   книжное издательство,2001г. 11 Тюбетейки, сделанные своими руками 7. Приложение 12

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"

Исследовательская работа "Богатство предков - в наших руках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017