Исследовательская работа "Что мы знаем о чае?"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Что мы знаем о чае?"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
химия +1
Взрослым
08.02.2017
Исследовательская работа "Что мы  знаем о чае?"
Публикация является частью публикации:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧАЕ.doc

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧАЕ?

 

Естественно – математическое

Исследовательская работа

Сафронова Ксения Борисовна 06.03.2002

648376 Красноярский край, ЭМР

п. Суринда, ул. Лесная, д 5 кв.1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Суриндинская основная школа»

8 класс

Школьная лаборатория МКОУ «Суриндинская основная школа»,

Корикова Елена Александровна МКОУ «Суриндинская основная школа»,

учитель химии и биологии 1 категории

korikova_1970@mail.ru

839178341155

83917834119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Сафронова Ксения Борисовна 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Суриндинская основная школа»

 Исследовательская работа «Что мы знаем о чае?»

Руководитель: Корикова Елена Александровна, МКОУ «СОШ», учитель химии и биологии

 

Чай – полезный и любимый многими напиток. Сегодня его можно смело назвать напитком номер один. Он является основным напитком почти для 2,5 млрд. людей на земле. Говорят, что постоянное потребление чая снижает риск возникновения онкологических заболеваний. Чай мы пьем всегда:  на завтрак, обед или ужин. В то же время мы редко задаемся вопросом, что содержит  чай и чем один вид чая отличается от другого?

         Цель моей работы: изучить состав и свойства разных сортов чая, его качество, выяснить влияние чая на организм человека, научиться правильно его выбирать и заваривать.  Для этого я использовала следующие методы: теоретический: изучала литературу по теме, анализировала полученные результаты, формулировала выводы. Эмпирический метод: сравнивала разные сорта чая, наблюдала, проводила анкетирование, эксперимент. Математический метод: строила таблицы и диаграммы, а также изучала методику выделения компонентов чая. Основные результаты исследования: химический состав чая разнообразен. В обычной лаборатории можно выделить некоторые составные компоненты чая Биологическое действие чая на организм многогранно. Для заваривания полезного, ароматного чая нужна хорошая вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Чай — один из наиболее распространенных тонизирующих напитков. Ему присущи высокие вкусовые, качества, изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное действие. Чайная церемония в нашей жизни – дело обычное и очень приятное. Сложно представить себе вечернее застолье без вкусного горячего напитка. Проведя анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы, я выяснила, что только 6 человек из 56 опрошенных знают, что входит в состав чая, многие не понимают в чем его польза и вред, не знают, как правильно выбрать качественный чай и приготовить его.  Я решила ответить на эти вопросы, исследовав черный и зеленый сорта чая, имеющиеся в магазине п. Суринда.(1)

        Проблемные вопросы:

Какие вещества можно выделить из чая экспериментальным путем в обычной школьной лаборатории?

Как чай влияет на организм человека?  (презентация)

Как правильно выбрать качественный чай и правильно его заварить?  (буклет)

        Гипотеза:

В обычной школьной лаборатории можно выделить некоторые компоненты чая.

        Объект исследования: чай различных сортов

        Предмет исследования: анализ чая различных сортов.

 

       Разработанность исследуемой проблемы можно увидеть еще в трактате эпохи Тан (VII–IX вв.) «Ча цзин», написанном Лу Юем, где приведено множество важных комментариев, связанных с чаепитием: «Чай хорош, когда он не слишком крепок; пить его в умеренных количествах; не следует пить много чая после еды; не пейте чай перед сном; пейте чай свежезаваренным». Степкин Б.Д., Аликберова Л.Ю. в своей книге «Занимательные задания и эффектные опыты по химии» предложили методику проведения опытов для исследования чая. (9) В.В. Похлебкин   в книге «Чай, его типы, свойства, употребление» рассказывает о составе и свойствах чая, о его влиянии на здоровье человека. (8)

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: проверить, удовлетворяет ли, состав чая разных сортов   требованиям ГОСТа, научится правильно выбирать и готовить данный продукт, выяснить о влиянии чая на организм человека.

 

         Задачи исследования:

 1) изучить литературу и интернет – ресурсы о химическом составе разных сортов чая, о его влиянии на организм человека.

2) познакомиться с методикой и осуществить эксперимент по выделению компонентов чая.

3) провести анкетирование.

4) проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.

          Методы исследования:

теоретические (анализ и синтез);

эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент);

математические (статистические диаграммы, таблицы).

«Свежий чай подобен бальзаму, а чай, оставленный на ночь, подобен змее»

(Восточная мудрость)

        Чай один из самых распространённых в России напитков. Он хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхания.

В состав готового чая входят различные соединения, обусловливающие его аромат, цвет и тонизирующие свойства: Чай- это сложнейшее по своему химическому составу растение. Оно содержит более 300 химических веществ и соединений. Изучив литературу, я решила выяснить, какие вещества можно обнаружить в чае в обычной школьной лаборатории. Для исследования я взяла торговые марки чая, которые есть в магазине п. Суринда.

(http://volshebnaya-eda.ru/product/prochee-product/poleznye-svojstva-chaya-ximicheskij-sostav-chaya/#ixzz4SEMCOtXL)

Образец № 1 Чай черный байховый листовой ломаный цейлонский торговой марки «Принцесса Канди» под названием «Принцесса Канди медиум».

Образец № 2 Чай зеленый байховый китайский торговой марки «Greenfield Flaing Dragon» под названием «Greenfield Букет»

Органолептические показатели:

Для проведения органолептического анализа из средней пробы чая отбирали навеску массой 10 г и высыпала тонким слоем в белую фарфоровую чашку. Экспертизу проводила в специальном чистом, просторном, хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха 20 ºС и относительной влажностью 75 %. В помещении отсутствовали посторонние запахи. (3,4,5)

Образец №1

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

 

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Аромат слабый, вкус с незначительной терпкостью

соответствует

Настой

Недостаточно яркий, прозрачный, «средний»

Недостаточно яркий, прозрачный

соответствует

Цвет разваренного листа

Коричнево-красный, однородный

Коричнево-красный, однородный

соответствует

Внешний вид

Ровный, однородный, скрученный

Ровный, однородный, пластинчатый, с наличием черешков древесины

соответствует

Образец №2

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Нежный, слабовыраженный, терпкий с легкой горчинкой.

соответствует

Настой

Прозрачный, светло-зеленый с желтоватым оттенком

Светло - зеленый с желтоватым оттенком

соответствует

Цвет разваренного листа

Однородный с зеленоватым оттенком

Однородный с зеленоватым оттенком

соответствует

Внешний вид

Ровный, однородный

Недостаточно однородный с желтоватым оттенком, имеет посторонние включения.

соответствует

         Так же я провела сравнительную оценку чая по информации на упаковках в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» по штрих-коду, соответствие штирх-кода и страны-производителя, знакам соответствия Российскому стандарту, экомаркировки информации для потребителя. Исследуемый товар произведен законно, во всех образцах совпадение с контрольной цифрой штрих-кода, соответствие штирх-кода стране-производителю, соответствие сроку годности, знак соответствия Российскому стандарту «РСТ» есть только на образце №2.   Значимость проведенных исследований заключается в том, что по штрих-коду любого товара можно установить законность его производства, соответствие штрих-кода страны-производителя.

Химический эксперимент «Исследование состава чая»

Опыт №1 Определение витамина С в чае

Поместила в колбу 2 мл чая и добавим воду 8 мл, затем немного раствора крахмала. По каплям добавляла раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Молекулы аскорбиновой кислоты, находящиеся в чае, легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с йодом, окрасит йод в синий цвет. (6)

Вывод: Витамина С много   в зеленом чае, но есть он и   в черном.

 

1 пробирка – черный чай

2 пробирка – зеленый чай

  

 

 

Опыт №2 Определение кислотно-щелочного баланса

        Определение проводила с помощью универсальной индикаторной бумаги. В образцах pH=5,7 – в черном чае, в зеленом чае. pH= 5,9.

Вывод: у черного и зеленого чая реакция среды близка к нейтральной

    

Опыт № 3 Качественная реакция на кофеин

       В фарфоровую чашку я поместила 0,1 г чая, добавила 3 капли концентрированной азотной кислоты. Смесь осторожно выпарила досуха. В результате окисления кофеина окраска изменилась до оранжевого цвета. (7)

Вывод концентрация кофеина на порядок выше в зеленом чае. Литературные данные о том, что в черном чае кофеина больше, чем в зеленом не подтвердились.

                                                            

Вывод по химическому эксперименту: Были проведены исследования черного и зеленого чая.  Оказалось, что и зеленый, и черный чай богаты антиоксидантами, витаминами «С» и «Е», имеют среду, близкую к нейтральной. Немного больше танина в зеленом чае. Кофеином богат и зеленый и черный чай. Листовой чай более полезен, он содержит немного больше танинов, витамина «С».

 

Результаты анкетирования

. По результатам анкетирования учащихся и учителей нашей школы, выяснилось, что предпочтение отдается черному некрепкому чаю. О пользе чая, а также о химическом составе чая имеют какое-либо представление наименьшее количество опрашиваемых. Поэтому проблема, которой мы занялись, является актуальной.

Влияние чая на организм человека

        Влияние чая на организм человека было изучено задолго до того, как удалось изучить его химический состав, путем наблюдений были обнаружены многие питательные и целебные свойства чая. Прежде всего, было замечено, что чай усиливает работоспособность, стимулирует процессы жизнедеятельности в организме, снимает усталость. Использовали чай и для утоления жажды, и для согревания, и, как средство, утоляющее голод. Чай помогал выдерживать довольно длительный период при недостатке пищи, при этом замедляя процесс потери массы и сохраняя работоспособность. Именно эти свойства чая обеспечили ему большую популярность среди моряков, путешественников, охотников, военных и людей других профессий, которые вынуждены работать в сложных условиях и испытывать большие нервные и физические нагрузки. ( http://tea.jofo.me/351562.html)

“Пейте чай – и продлите жизнь”. Сегодня японцы говорят: “Лучше пить зеленый чай, чем лекарства”. В зеленом чае витамина С в 10 раз больше, чем в черном. 
Многочисленные исследования целебных свойств чая, которые постоянно проводятся по всему миру, показали, что он очень эффективен при многих заболеваниях – от кариеса до рака. Установлено так же, что зеленый чай снабжает организм необходимым потребным количеством фтора и, соответственно, укрепляет зубы. Говоря о пользе чая, следует напомнить и о некоторых предосторожностях. Во-первых, отдельным категориям людей следует сократить потребление чая или вообще исключить его из своего рациона. К ним относятся прежде всего беременные женщины. Кофеин, содержащийся в чае, стимулирует плод и влияет негативно на его развитие. По данным японских исследователей, в пяти чашках крепкого чая, выпитых за день, содержится такое количество кофеина, которое может привести к недостаточности веса у младенца. Страдающим атеросклерозом и гипертонией не стоит пить крепкий чай, а в период обострения можно и нужно отказаться от чая вообще, особенно черного. Это связано с возбуждающим действием кофеина и теофиллина, содержащихся в чае, на центральную нервную систему. При склонности к бессоннице не следует пить чай после 18 часов из-за возбуждающего действия кофеина и ароматических веществ. Больным с высокой температурой чай не только не полезен, но и вреден. Жар сопровождается расширением поверхностных кровеносных сосудов и повышенным потоотделением, поэтому высокая температура приводит к перерасходу воды, диэлектриков и питательных веществ, от чего возникает жажда. Недавно британские фармакологи установили, что крепкий чай не только не приносит пользы страдающим жаром, но, наоборот, теофиллин, содержащийся в чае, повышает температуру тела. (8)

Как выбрать качественный чай

        При покупке любого чая нужно обращать внимание на его соответствие ГОСТам и требованиям безопасности СанПиН. Например, ГОСТ 1938-90 описывает аромат, цвет, упаковку и внешний вид черного чая. А документ СанПиН под грифом «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» запрещает в чай добавлять красители. На упаковке обязательно указывается название документа, сопровождающего товар, это может быть ГОСТ или ТУ (МП).  Внимательно изучите чайную упаковку. Маркировка должна содержать: название продукта, местонахождение изготовителя, состав, способ приготовления, условия хранения, срок годности, информацию о массе, сорте и обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен чай, а также знак соответствия. (10)

Как правильно заварить чай

      Взять примерно 0,5 чайной ложки листьев зеленого чая на 1 стакан. Воду довести почти до кипения - до момента, когда на дне чайника только начинают появляться пузырьки. Остудить воду до 70-80 градусов. Заливать воду в чайник нужно в 3 приема: залить треть заварочного чайника и подождать 2 минуты, долить воду до половины и снова подождать 2 минуты, долить до 2/3 чайника и настаивать до готовности (общее время настаивания - 8-10 минут). Можно найти и другие рецепты заваривания зеленого чая, но общие правила таковы: Для заварки используется только начавшая закипать вода, остуженная до 70-80 градусов. Настаивается зеленый чай дольше, чем черный.  Заварка водой не разводится. Для заваривания можно использовать фарфоровый, стеклянный или керамический чайник (предпочтение отдается керамическому). Зеленый чай можно заваривать до 3-4 раз. С сахаром и молоком зеленый чай несовместим. Можно добавлять мед.

Процесс заварки черного чая отличается от зеленого. Пропорции чайных листьев и воды - по вкусу. Довести воду до кипения (не до первых пузырьков, как для зеленого чая). Остудить воду до 90-95 градусов. Насыпать чайные листья и залить воду в чайник в два приема или в один прием. Общее время настаивания - 3-4 минуты. Заваривать черный чай повторно не рекомендуется. ( http://teaall.narod.ru/kak_pravilno_zavarivat_chaj.html)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод:

Выдвинутая мной гипотеза о выделении некоторых веществ, входящих в состав чая в обычной школьной лаборатории, подтвердилась.

В результате проведенных исследований я выяснила много полезных сведений о чае:

·                                  химический состав чая очень сложен; экспериментально можно выделить составные компоненты чая в обычной школьной лаборатории;

·                                  биологическое действие чая на организм многогранно;

·                                 учащиеся школы и учителя употребляет чай, предпочитая некрепкий черный.

Результаты моей работы могут быть использованы для проведения бесед о пользе и вреде чая, а также в качестве дополнительного материала на уроках химии и биологии.

Несмотря на то, что чай очень полезен, следует ограничить употребление крепкого черного чая детям и подросткам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                                Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С.Гиляров, А.А.Баев –М.: Сов. Энциклопедия, 1989

2.      Быкова Т., Федина Е., Дубок Т. Заглянем в чашку чая //Химия. 2008.№21. С. 42-47.

3.                                ГОСТ Р 51074–2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. – Введ. 2005–07–01. – М.: Изд-во стандартинформ, 2005. – 43 с.

4.                                ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия».

5.                                ГОСТ 1939-90 «Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия».

6.                                ГОСТ 1936-85 «Чай. Правила и методы анализа».

7.      Игошева Е.В., Трапезникова Н.Н., Чирикова Н.В. Как исследовать качество чая //Химия в школе. 2009. №10. С. 64-68.

8.      В.В Похлебкин «Чай. Его типы, свойства, употребление», М.: Изд. «Легкая и пищевая промышленность», 2005 г.

9.                                Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002. -432 с.

10.                           Химия в школе. №9, 2008 г., А.А. Кролевец «Не попить ли нам чайку?», с. 7-13.

http://tea.jofo.me/351562.html

http://volshebnaya-eda.ru/product/prochee-product/poleznye-svojstva-chaya-ximicheskij-sostav-chaya/#ixzz4SEMCOtXL

http://teaall.narod.ru/kak_pravilno_zavarivat_chaj.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧАЕ? Естественно – математическое

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЧАЕ? Естественно – математическое

АННОТАЦИЯ Сафронова Ксения Борисовна 8 класс

АННОТАЦИЯ Сафронова Ксения Борисовна 8 класс

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ Актуальность :

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ Актуальность :

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Цель: проверить, удовлетворяет ли, состав чая разных сортов требованиям

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Цель: проверить, удовлетворяет ли, состав чая разных сортов требованиям

Образец № 1 Чай черный байховый листовой ломаный цейлонский торговой марки «Принцесса

Образец № 1 Чай черный байховый листовой ломаный цейлонский торговой марки «Принцесса

Внешний вид Ровный, однородный

Внешний вид Ровный, однородный

Опыт № 3 Качественная реакция на кофеин

Опыт № 3 Качественная реакция на кофеин

Результаты анкетирования .

Результаты анкетирования .

Это связано с возбуждающим действием кофеина и теофиллина, содержащихся в чае, на центральную нервную систему

Это связано с возбуждающим действием кофеина и теофиллина, содержащихся в чае, на центральную нервную систему

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод: Выдвинутая мной гипотеза о выделении некоторых веществ, входящих в состав чая в обычной школьной лаборатории, подтвердилась

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод: Выдвинутая мной гипотеза о выделении некоторых веществ, входящих в состав чая в обычной школьной лаборатории, подтвердилась

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Исследовательская работа "Что мы знаем о чае?"

Исследовательская работа "Что мы  знаем о чае?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017