Исследовательская работа" Гений земли русской"
Оценка 4.7

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
химия
8 кл
21.08.2018
Исследовательская работа" Гений земли русской"
«Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны.исследовательская работа
Гений земли Русской.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Хурмулинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Исследовательская работа по теме: «Гений земли русской» в номинации: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…»   Выполнил :  Дегтярь Илья Евгеньевич ученик 9  класса Руководитель: Китаева Любовь Петровна учитель химии п. Хурмули 2010 год ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. Введение: «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей­ либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие  звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой  величины явилась слава Михаила Ломоносова» (Б. Шергин). 2. Основная часть: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…»  (М.В. Ломоносов)  Детство  и образование  М.В. Ломоносова   Первая химическая лаборатория  Мозаичные работы М.В Ломоносова  Открытие Московского университета  Работы М.В. Ломоносова в области химии 3. Заключение:  «Только   теперь,   спустя   три   века,   можно   с   достаточной   полнотой охватить   и   должным   образом     оценить   все,   сделанное   этим удивительным   богатырем   науки.   Достигнутое   им   в   области   физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы целой Академии»                                                                                                                  (С.И. Вавилов). Результат исследования: Практическое применение материалов исследования и мультимедийной  презентации  возможно на уроках и внеклассных мероприятиях. Эпиграф:   «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей­ либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова»  (Б. Шергин). Введение В   истории   отечественной   и   мировой   науки   и   культуры   Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это один из образованнейших русских   людей   XVIII   века.   Сложно   назвать   область   науки,   техники   и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны.  В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика   Михаила   Васильевича   Ломоносова   (19.11.1711­15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую   эпоху,   когда   происходили   исторически   значимые социальные преобразования.    Президент РФ, учитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова   в   развитие   отечественной   и   мировой   науки   и   в   связи   с исполняющимся в 2011 году 300­летием со дня его рождения, постановил: 1. Принять   предложение   Правительства   Российской   Федерации   о праздновании   в   2011   году   300­летия   со   дня   рождения М.В.Ломоносова. Изучая школьные предметы: литературу, химию, физику, географию,­ мы знакомились с работами   и вкладом М.В. Ломоносова   в развитие   этих наук.  Поскольку   учебная   литература   школьной   программы   содержит   мало материала об ученом и его деятельности, я решил посвятить свою   работу, тема которой «Гений земли русской», исследованию и обобщению  передовых идей   М.В.   Ломоносова   в   области   химии.   Тема   номинации   исследования «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…». Цель моей работы состояла в том, чтобы,  пользуясь разными источниками ( литература, энциклопедии, Интернет), собрать и обобщить весь материал по этой теме, создать мультимедийную презентацию и выступить с  её представлением   на общешкольной научной конференции.   Основная часть Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Денисовка   недалеко   от   Холмогор,   в   Архангельской   губернии.   Его   отец, Василий   Дорофеевич   ,   был   известным   в   Поморье   человеком,   владельцем рыбной   артели   и   преуспевающим   купцом,     одним   из   самых   образованных людей тех мест, поскольку учился в Москве на священника, собрал большую библиотеку . Мать Михаила – Елена Ивановна – была дочерью дьякона. Она научила   сына   читать   ещё   в   юном   возрасте.   Детские   годы   Ломоносова протекали в обычных условиях жизни детей поморов: до 10 лет он оставался дома, а с этого времени отец стал брать его с собою каждый год на промысел, чтобы с малых лет приучить   к этому делу сына. Вместе с отцом он также нередко   бывал     у   родных   в   Архангельске,   где   встречал,   конечно,   немало интересного и поучительного. На промысел Ломоносов ходил до 19 лет и за это   время   многое   видел   на   Белом   море.   Нельзя   не   удивляться внимательности,   с   какою   он   наблюдал   все   проявления   северной   природы, обычаи   и   образ   жизни   коренных   жителей,   животных,   и   точности,   с   какой запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов нередко пользовался этими юношескими наблюдениями в своих ученых трудах.  Несомненно, что общее развитие, полученное Ломоносовым в это время, было довольно разносторонним: не говоря уже о собственно промысловом деле,   он   изучил   соляное   дело   на   поморских   солеварнях   Белого   моря,   с которых покупал соль для промысла; познакомился и со многими ремеслами. Наблюдая  за    явлениями  природы,  возбуждавшими  его   живейший  интерес, вполне   естественно,     Ломоносов   проявил   страстное   желание   изучить   те точные науки, которые позволили бы ближе познать сущность этих явлений. Он     рано   научился   грамоте;   успехи   его   были   поразительны,   так   как   по сохранившимся известиям он уже в 12 лет читал в приходской церкви псалмы и каноны лучше других, более старых начетчиков. Сначала он имел доступ только   к   книгам   духовным,   а   потом   нашел   у   соседа   Дудина   грамматику Смотрицкого   и   энциклопедию   точных   наук   Магницкого   под   названием «Арифметика»   и   быстро   усвоил   их   содержание   .  Михайло   Ломоносов, которому не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов. Мать Ломоносова умерла, когда он был еще малышом; отец его вскоре женился второй и затем третий раз. Вторая мачеха Ломоносова, вероятно, женщина пожилая и сварливая,   невзлюбила Михайло и не упускала случая настроить против него отца; особенно не   нравилось ей пристрастие мальчика к   книгам.   Этот   семейный   гнет   с   течением   времени   становился   все невыносимее, к тому же Ломоносов не мог больше научиться чему­нибудь на родине,  и он решил  отправиться в Москву.  В одну из декабрьских ночей 1730 года , прихватив нехитрые пожитки (в первую очередь ­ книги), зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться.   Путь   растянулся   на   три   морозные   недели.   Пришлось   заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. Хорошее домашнее образование позволило ему в 1730 году поступить в Славяно­греко­латинскую   академию,   первое   высшее   учебное   заведение   в Москве.   Здесь   Михаил   изучал   латинский   язык,   политику,   риторику, философию. В 1735 году из Московской академии в Академию наук были вызваны 12 наиболее способных учеников. Трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию, в Магдебургский университет. Затем М.В.Ломоносов продолжил   обучение   в   Фрейбурге,   у   профессора   химии   и   металлургии Генкеля. Здесь он начал заниматься химическими исследованиями. Михаил Васильевич  Ломоносов   считал   химию   одной   из   главных   областей   своего   научного творчества.   По   словам   самого   Ломоносова,   «химия   является   его   главной профессией».   Первый   научный   труд   Ломоносова   «О   превращении   твердого   тела   в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости» написан в 1738 г. Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул»   была   завершена   год   спустя.   Эти   работы   будущего   ученого явились началом изучения мельчайших частичек материи, из которых состоит вся природа.           Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества,   отдельные   положения   которой   предвосхитили   представления атомно­молекулярного учения. Атомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами.   “Корпускулы   разнородны,   –   считал   Ломоносов,   –   когда элементы их различны и соединены разным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел”.  Через   два   десятилетия   они   оформились   в   стройную   атомно­ молекулярную концепцию, обессмертившую имя М.В. Ломоносова  В   1741   году   он   вернулся   на   Родину.   С   этого   времени   началась   его блестящая академическая деятельность. В 1745 году Ломоносов стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Ломоносов считал, что чистых веществ в природе почти не существует, что   все   тела   являются   смешанными.   «Элементы   математической   химии» представляли   собой   как   бы   программу   будущих   физико­химических исследований,  многие   темы   которой   им   были   впоследствии   осуществлены. Ломоносов   считал,   что   истинный   химик   должен   быть   одновременно   и практиком, и теоретиком, т.е. практиком, способным «положить в основание химии   начала   механики».   В   этой   же   работе     «Элементы   математической химии», Ломоносов предложил краткое определение химии: «химия ­ наука об   изменениях,   происходящих   в   смешанном   теле.   Таким   образом,   в   этой формулировке предмета химии он впервые представляет её в виде науки, а не искусства». В 1745 году Ломоносов пишет работу «О металлическом блеске», чуть позже   «О   рождении   и   природе   селитры».   В   последней,   учёный   высказал взгляды о приложении физических законов к химии. В 1751 году М.В. Ломоносов выступил с речью, названной им «Слово о пользе химии». В общих чертах там говорилось о единстве принципов теории и практики, науки и производства.   М.В. Ломоносов  является основоположником  физической  химии. Он считал,   что     «химик   без   знания   физики   подобен   человеку,   который   всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без   другой   в   совершенстве   быть   не   могут».   Курс   физической   химии     он начинает   с   определения   новой   науки:   «Физическая   химия   есть   наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Она может быть названа также химической   философией,   но   в   совершенно   другом   смысле,   чем   та мистическая философия,  где не только скрыты объяснения, но и сами операции производятся тайным образом». Для того чтобы выяснить, «что происходит в химических телах при химических   операциях»,   необходимо,   считал   Ломоносов,   прежде   всего, выяснить   химический   состав   тел,   или,   говоря   его   языком,   определить   те «начала»,  из  которых  данное   вещество  состоит. Ученый  был  убежден, что всякое смешанное тело, какого бы сложного состава оно ни было, может быть разделено   на   составляющие,   «в   которых   нельзя   отделить   друг   от   друга никакими   химическими   операциями   или   различить   рассуждением разнородные тела». Ломоносов полагал, что существует две группы частных качеств химических тел. В первую группу он выделял те, которые зависят от различного сцепления частиц. Ко второй группе частных качеств Ломоносов относил   цвет,  прозрачность,   вкус,   запах.   Учёный   разработал   свою   теорию, согласно   которой   любой   цвет   (кроме   чёрного)   можно   разложить   на   три простые   составляющие   ­   красный,   жёлтый   и   голубой.   Из   выдвинутого Ломоносовым   положения   логически   вытекает   его   утверждение,   «что изменение смешанного тела происходит от прибавления или потери одной из нескольких составляющих» Говоря о применяемой химиками воде, Ломоносов обращает внимание на   имеющиеся   в   ней   примеси,   способные   исказить   картину   химических изменений,   поэтому   следует   «для   физического   познания   составных   частей применять самую чистую воду». Далее он указывает на то, что вода входит в состав многих химических веществ, что доказывается изменением их вида при прокаливании.   Следовательно,   вода,   применяемая   в   качестве   средства, должна строго различаться от той, которая «существует в самом теле как составная часть».    Главным   и   очень   важным   в   истории   развития   химических   знаний   в России моментом деятельности Ломоносова является устройство химической лаборатории. Он говорил: «…один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». В течение четырех лет, ежегодно  подавая прошения   в   Сенат,   он   добивается   разрешения   на   открытие   химической научно­исследовательской лаборатории и  1 июля 1746 г. последовал именной указ   о   постройке   лаборатории   на   счет   Кабинета   Её   Величества.   Однако только   через   два   года,   осенью   1748   г.,   лаборатория   была   действительно выстроена  . Эта первая русская химическая научная лаборатория помещалась в отдельном каменном строении, рядом с домом, где жил Ломоносов. Размеры её, как видно из сохранившихся описания, её планов и рисунков, были очень незначительны:     13,87х10,68х4,98м  .   В   главном   сводчатом   помещении   был посередине устроен очаг с широким дымоходом для дыма и вредных газов; кроме   того,   были   две   маленькие   комнаты,   в   одной   из   которых   читались лекции студентам, стояли весы и записывались результаты опытов, а в другой была   кладовая   для   посуды   и   материалов.     Лаборатория   Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие «пробные весы в стеклянном футляре», пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей,   однако   отличавшиеся   большой   точностью.   Точность,   с   какой Ломоносов   производил   взвешивания   при   своих   химических   опытах, достигала, в переводе на современные меры, 0,0003 грамма. С   1749   года   при   ней   была   учреждена   должность   лаборанта,   по тогдашнему определению — человека, который с огнем обходиться умеет: с этого   времени   Ломоносов   мог   заняться   в   полном   объеме   своей специальностью — химией. Здесь  учёный выполнил большую серию опытов. В частности,   изучал   действие   кислот   на   металлы,   разрабатывал   способы получения   минеральных   красок     для   фабричного   производства,   им   были получены разноцветные стёкла и составы для мозаичного художества.  Здесь же   он   поставил   опыты,   доказавшие   закон   сохранения   массы   вещества. Ломоносов был первым, высказавшим «всеобщий закон природы» совершенно ясно   и,   главное,   подтвердившим   его   количественными   опытами,   среди которых   наиболее   доказательными   являлись,   конечно,   опыты   превращения металлов   в   окалины   в   запаянных   сосудах.   Тем   самым   было   опровергнуто мнение   Р.   Бойля,   который   ошибочно   считал,   что   увеличение   массы обжигаемых   металлов   происходит   за   счёт   присоединения   к   ним   частиц огненной материи. Ещё до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальты) немеркнущие картины и портреты. Он живо заинтересовался   искусной   работой   итальянских   мастеров,   доведших   свою смальтовую   “палитру”   до   нескольких   тысяч   оттенков,   что   позволяло   им виртуозно копировать масляную живопись. Приготовление смальты хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Ломоносова привлекла к себе задача   раскрыть   этот   секрет   и   самостоятельно   разработать   рецептуру   для получения   смальты   (непрозрачные   цветные   стекла).   Проделав   в   общей сложности   около   четырёх   тысяч   опытов,   он,   наконец,   добивается   своего: открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков. Уже в первой серии опытов впервые в качестве красителя была применена ртуть, в результате чего было получено стекло “бледно­пурпурового   цвета”.   Немало   потрудился   учёный   для   получения “золотого   рубинового   стекла”.   Ломоносов   самостоятельно   разработал   всю методику получения “золотого рубина”, оказавшуюся не под силу его многим западноевропейским исследователям.                                                           Довольно   большой   производительностью   отличались   печи   для   варки стекла, называвшиеся «финифтяными печами». Они применялись не только для   экспериментальных   целей,   но   и   для   приготовления   значительного количества цветного стекла первых мозаичных картин Ломоносова. Эти же печи   могли   использоваться   и   для   производства   фарфоровых   изделий.   В первой  русской  химической лаборатории  находились  также обжигательные печи и специальные вертикальные печи, в которых длительное время можно было поддерживать заданный температурный режим. Кроме различных печей, в лаборатории находилось много стеклянных и металлических сосудов для хранения   реактивов   и   проведения   экспериментов,   а   также   большое   число экспериментальных   приборов   и   измерительных   аппаратов.   Многие   из   них были сконструированы самим Ломоносовым. Например,  специальный прибор для   фильтрования   под   вакуумом,   значительно   ускоряющий   этот   процесс. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу – мозаичный   портрет   Богоматери   по   картине   итальянского   живописца Солимены.   На его изготовление   пошло более 4000 кусков стекла. Его он подносит в дар Елизавете Петровне.   Воодушевленный успехом, Ломоносов вскоре   представил   проект   учреждения   мозаичной   фабрики,   а   затем   — стеклянного   завода,  для   которого  просил   дать   ему  не  далее  150  верст   от Петербурга поместье с лесом и не менее 200 душ крестьян. Сенат отнесся благосклонно   к   устройству   стеклянного   завода   и   постановил   разрешить Ломоносову его строительство, с пособием от казны и привилегией на 30 лет. Ученый   был   окрылен   этим   проектом   и       в   письме   графу   П.И.   Шувалову посвятил стеклу такие строки: Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов, Приманчивым лучом,  блистающим в глаза. Не меньше польза в нем, не меньше в нем  краса. Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь: И ныне от нея наверх их возвращаюсь, Пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, не злату, но стеклу. И как я оное, хваля, воспоминаю, Не должно тленности примером тое быть, Чего и сильный огнь не может разрушить, Других вещей земных конечный разделитель, Стекло им рождено, огонь его родитель. Летом 1953  года Ломоносов приступил к постройке стеклянного завода в Усть­Рудицах, который и был закончен в 1754 году. В благодарность за разрешение   устройства   завода   Ломоносов   поднес   в   1756   году   Сенату мозаичный портрет Петра Великого, и сейчас находящийся в Сенате. После весьма   хорошего   отзыва,   данного   Академией   Художеств   о   его   мозаичных картинах, Ломоносов внес в Сенат предложение украсить такими картинами монумент  Петра   Великого  в  Петропавловском  Соборе.  Сенат  одобрил   эту мысль и проект, представленный  1 апреля  1758 года.     Первой из восьми картин, предназначавшихся для памятника Петра Великого, была Полтавская баталия, оконченная во второй половине 1764 г. Размеры её громадны: около 3 сажень в ширину, 2 сажень и 1/2 аршин в вышину (  6,4х4,6м)*; для неё была отлита плоская медная сковорода весом 80 пудов (1310 кг.)*, укрепленная железными   полосами,   весившими   более   50   пудов   (819   кг.)*.   Вся   картина помещалась на бревенчатой машине, так что ее можно было поворачивать во все   стороны.       «Полтавская   баталия»   составлена   самим   Ломоносовым   по картинам   разных   художников,   а   изображения   Петра,   Шереметьева, Меньшикова и др. сделаны по лучшим современным портретам. В настоящее время   этот   драгоценный   образец   русского   мозаичного   искусства,   после многих   превратностей,   реставрирован   и   находится   в   музее   Общества поощрения   художеств**.   После   смерти   Ломоносова   мозаичная   мастерская была вскоре выведена из его дома и передана в ведение И. И. Бецкого; в ней делались еще некоторые образа, но после ухода лучших мастеров Ломоносова ,   деятельность   её   полностью   прекратилась.   М.В.   Ломоносов   создал   40 мозаичных работ. 24 из них сохранились до наших дней. Самая главная и интересная мозаика – «Полтавская баталия». Увлечение     Ломоносова   химией   в   этот   период   сказалась     на   его занятиях:   он   открыл   курс   лекций   по   химии   и   произнес   первый   раз   в публичном   собрании   Академии   Наук   ученую   речь   на   русском   языке,   6 сентября   1751   года   —   «Слово   о   пользе   химии»,   показывающее,   как   ясно представлял   он   себе   сущность   химии   и   условия,   необходимые   для   её развития.  Подобные курсы стали читаться в Западной Европе и затем в наших университетах лишь в последней четверти XIX столетия. Вообще почти все свое   время,   свободное   от   других   занятий,   между   1751   и   1756   годом, Ломоносов проводит в своей лаборатории над физико­химическими опытами, очень важными в истории химии. В своих непрерывных заботах о распространении просвещения в России Ломоносов   не   раз   указывал   П.И.   Шувалову,   что   необходимо   основать университет в Москве, и изложил в одном из писем к нему свое мнение об учреждения этого университета: 1) главное,  чтобы план университета служил на   будущие   годы,   поэтому   в   плане   надо   назначить   достаточное   число профессоров и студентов, а если в первое время и не будет комплекта, то излишек   сумм   можно   употребить   на   библиотеку;   2)   в   трех   факультетах профессоров   должно   быть   не   меньше   12,   по   три   на   юридическом   и медицинском   и   6   на   философском;   3)   при   университете   должна   быть гимназия.         Университет был учрежден 12 января 1755 года, в Татьянин день: И.И. Шувалов поднес новый университет в дар своей матери Татьяне, в день её ангела.   При университете была основана и типография, и одною из первых книг,   вышедших   из   неё,   было   полное   собрание   сочинений   Ломоносова, отпечатанное   по   распоряжению   П.   И.   Шувалова   в   1757   году;   к   собранию сочинений приложен и портрет Ломоносова с подписью, составленной, как утверждают некоторые, Шуваловым. В настоящее время МГУ является одним из престижных ВУЗов страны и университетов мира. Заключение   Подведу   итог, сделанному Михаилом Васильевичем Ломоносовым в области химии и физической химии в частности :    Организовал первую в России химическую лабораторию   Заложил   научные   основы   русской   промышленности   по   производству цветного стекла и искусственных красителей  Автор  40 мозаичных работ , 24 сохранились до наших дней  Развивал атомно­молекулярные представления о строении вещества   Открыл закон постоянства состава и сохранения  массы  веществ   Основоположник  физической химии  Разработал приемы и методы аналитических исследований руд и сырья из различных месторождений России.  По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).  Гениальные   способности,   глубокая   любовь   к   науке,   неизменное трудолюбие,   пламенный   патриотизм,   непреклонная   твердость   воли   при достижении цели — вот отличительные черты М.В.Ломоносова. Как ученый он отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику,   химию,   астрономию,   географию,   технику,   геологию,   историю, филологию; стремился использовать  науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.   «Только   теперь,   спустя   три   века,   можно   с   достаточной   полнотой охватить   и   должным   образом     оценить   все   сделанное   этим   удивительным богатырем   науки.   Достигнутое   им   в   области   физики,   химии,   астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы целой Академии» (С.И. Вавилов).  Но я думаю, что все­таки самое важное в его трудах ­ это пропаганда химических знаний. Непревзойденным образцом такого рода остается «Слово о пользе химии», прочитанное в Академическом собрании в 1751 г. До сих пор живут сказанные тогда слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...  Куда  ни  посмотрим, куда  ни оглянемся,  везде  обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания».  Библиографический список: 1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985. 2. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275­летию со дня  рождения М.В.Ломоносова. ­ М.: МГУ, 1986. 3. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. ­ 2­е изд. ­ М.: АН СССР,  1961 4. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова. ­ М.; Л: АН СССР,  1962. 5. А.И. Львович­Кострица. «Михаил Ломоносов. Его жизнь и  литературная деятельность.», М.: Просвещение, 1989. 6. Энциклопедия для школьников . Химия  Москва «Аванта +» , 1996 год 7. http://www.wikipedia.org/ 8. file://localhost/ Ломоносов и химия.mht 9. file://localhost/Мозаики М.В.Ломоносова Википедия.mht 10. Lomonosovo  .  ru   Приложение Портрет Михаила Васильевича Ломоносова Приложение Первые учебники М.В. Ломоносова Грамматика» Мелетия Смотрицкого  и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Приложение Автографы  М.В. Ломоносова Приложение Первое здание Московского университета Приложение Приложение Закон сохранения массы веществ: «ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ  ПРОИСХОДЯЩИЕ В ПРИРОДЕ, ОСНОВАНЫ НА ТОМ,ЧТО,  СКОЛЬКО ОТНИМЕТСЯ У ОДНОГО ТЕЛА, СТОЛЬКО  ПРИБАВИТСЯ К ДРУГОМУ….» Приложение Приложение Первая химическая лаборатория

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"

Исследовательская работа" Гений земли русской"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2018