Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
3 кл—11 кл +1
03.11.2018
Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)
В последнее время мы все чаще обращаемся с детьми к истории своего края, т.к. невозможно образование и воспитание подрастающего поколения без знания своих истоков. Игрушки и дети. Эти два понятия неразрывны. Детям интересны игрушки не только приобретенные в магазине, но и сделанные своими руками. В работе проведены исторические исследования: какой была глиняная игрушка раньше? А также изучен процесс изготовления современных глиняных сувениров. Выявлены мастера на Костюковщине, которые продолжают дело предков, обучают глиняному мастерству подрастающее поколение.В последнее время мы все чаще обращаемся с детьми к истории своего края, т.к. невозможно образование и воспитание подрастающего поколения без знания своих истоков. Игрушки и дети. Эти два понятия неразрывны. Детям интересны игрушки не только приобретенные в магазине, но и сделанные своими руками. В работе проведены исторические исследования: какой была глиняная игрушка раньше? А также изучен процесс изготовления современных глиняных сувениров. Выявлены мастера на Костюковщине, которые продолжают дело предков, обучают глиняному мастерству подрастающее поколение.
Глиняная игрушка на Костюковщине- вчера и сегодня (Восстановлен).docx
Районный конкурс работ исследовательского  характера (конференция) учащихся по истории ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА НА КОСТЮКОВЩИНЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Авторы:   Корх Владимир Евгеньевич, Новик Роман Игоревич 3 класс 1 г. Костюковичи 2017  СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3­4   ИСТОРИЯ   РАЗВИТИЯ   БЕЛОРУССКОЙ   ГЛИНЯНОЙ ГЛАВА   1. ИГРУШКИ…………………………………………………………………………5­6 ГЛАВА 2.  ГОНЧАРСТВО И  ГЛИНЯНАЯ  ИГРУШКА НА КОСТЮКОВЩИНЕ ………………........................................................................7­9 ГЛАВА 3. ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО МАСТЕРА­ЭНТУЗИАСТА..10­12 ГЛАВА 4. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ…………………..13­14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..1 5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………17­26 2 ВВЕДЕНИЕ Мы посещаем объединение по интересам “Керамика” и на каждом занятии изготавливаем новую глиняную игрушку. С удовольствием дарим свои изделия друзьям и близким людям. И всем нравятся наши глиняные игрушки. А почему?  Глина – благодатный природный материал, в котором хранится теплота родной земли. Через глиняную игрушку мы передаём свои умения, внимание, душевную теплоту и фантазию. Актуальность.   К   сожалению,   глиняная   игрушка   ­   почти   забытый   вид белорусского   народного   искусства.   Как   промысел   она   уже   практически   не существует, только некоторые мастера изредка лепят её по заказам музеев и любителей   народного     искусства.   Редко   встречается   игрушка   на   выставках народного   творчества.   Точность   и   выразительность   форм,   пластичность,   а главное   –   ярко   выявленные   национальные   особенности   делают   игрушку достойной того, чтобы дать вторую жизнь этому интересному, традиционному, но незаслуженно забытому промыслу. Сегодня,   когда   человечество   всё   быстрее   движется   по   пути   научно­ технического   развития,   наблюдается   интересное   явление   в   жизни   каждого народа,   это   внимание   к   своему   наследию,   культуре   своих   предков.   Мы, белорусы, не исключение [4, с.11].    Интерес к белорусской народной игрушке возрождается. Ведь игрушка вместе     с   песнями,   сказками   с   детства   воспитывала   чувство   прекрасного, закладывала фундамент связи со своей Родиной. В игрушке народные мастера высказывали свои представления о мире, природе, людях. Они создавали образы, которые живут и удивляют нас и сегодня [4, с.17]. 3 Игрушка – предмет, предназначенный для детей. И нас радует, что сегодня изготовление глиняных игрушек возрождается мастерами­энтузиастами по всей Беларуси.  Не   исключение   и   наш   руководитель   объединения   по   интересам “Керамика” Чехунов Александр Сергеевич. Мы многому у него научились. Но у нас появились вопросы: “Сколько лет глиняной игрушке? Как она выглядила раньше? Кто её изготавливал? Были ли мастера по изготовлению игрушек на Костюковщине? Делают ли игрушки из глины сейчас? А можно ли сделать такую глиняную игрушку, чтобы можно было подарить любому человеку независимо от возраста и пола, а также на все праздники?” Поиск   ответов   на   интересующие   нас   вопросы   отображён   в исследовательской работе. Цель: изучить историю глиняной игрушки на Костюковщине от древности до наших дней. Задачи:  ­проследить развитие белорусской народной глиняной игрушки;   ­рассмотреть историю гончарства и глиняной игрушки на Костюковщине; ­собрать   материал   о   современных   мастерах   глиняной   игрушки Костюковичского района;  ­изготовить глиняную игрушку­сувенир и выявить отношение взрослых и   детей к сувенирам, сделанным своими руками;  ­сравнить   цену   глиняной   игрушки,   сделанной   своими   руками,   с   ценой керамического сувенира, приобретённого в магазине. Гипотеза:  ­предполагаем,   что  глиняная   игрушка   на   Костюковщине   возрождается мастерами­энтузиастами в виде современных сувенирных игрушек;  ­допускаем,   что   можно   сделать   недорогой   универсальный     глиняный сувенир­игрушку своими руками.   4 Объект исследования: глиняная игрушка. Предмет   исследования:   история   развития   глиняной   игрушки   на Костюковщине. Методы   исследования:  изучение   литературы,   беседа,   опрос­ анкетирование,   экскурсия,   фотографирование,   изготовление   игрушки, математический расчёт, анализ, сравнение, обобщение.  1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ Поиск   ответов   на   наши   вопросы     начался   со   знакомства   с   историей белорусской   глиняной   игрушки.   С   этой   целью   мы   посетили   школьную   и районную библиотеки, районный краеведческий музей. Также искали материал по теме на интернет­сайтах (Приложение А). Мы   узнали,   что   глиняная   игрушка   в   Беларуси   наиболее   древняя   и   разнообразные   находки   были   сделаны   на распространённая.   Особенно   раскопках курганов и городищ. Среди них погремушки – пустотелые глиняные шарики, яйца с камушком или глиняным шариком внутри, фигурные игрушки­ свистульки.   В   первую   очередь   эти   игрушки   играли   роль   амулетов,   которые охраняли человека от злых духов. А так как возраст ребёнка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим видом, но и звуками. Со временем магическое значение этих изделий забылось и они стали использоваться как игрушки. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI­XIII в. вместе  с развитием гончарства.  Свистульки в виде птиц и лошадок, фигурки людей, погремушки были найдены на территории древних Гродно, Волковыска, Могилева, Мстиславля и других городов. Среди находок XVI­XVII в. встречаются изделия, украшенные зелёной, коричневой, прозрачной глазурью. 5 Своего расцвета искусство глиняной игрушки достигло в XIX ­ первой половине XX в., когда её изготавливали практически во всех гончарных центрах Беларуси. Для большинства игрушек этого времени характерна выработанная ещё в древности стилистика. Обычно их покрывали зелёной, коричневой или жёлтой   глазурью,   а   в   традиционных   центрах   черно­задымленной   керамики игрушка имела также чёрный цвет. Особенной архаичностью выделяются глиняные игрушки Приднепровья – с   Дубровно,   Дрибина   (Горецкий   район),   Могилёва,   которые   изображают загадочных полуптиц­полуконей. Классическая точность свойственна изделиям с деревень Хоросино,  Веселово,   Слонево   Новогрудского   района,   где   в   первой   половине   XX   в. существовал самостоятельный промысел их производства. С   конца   XIX   в.   распространяются   игрушки   наивно­реалистического характера и подробно моделированные игрушки животных, людей в одежде того времени. Наиболее яркие примеры ­ изделия мастеров 1920­30­х г. с Ракова [5, с.519­520]. В   XIX   в.   белорусская   глиняная   игрушка   была   неизменным   атрибутом многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по договору   музеев,   художественных   салонов.   В   большинстве   случаев   это свистульки   в   виде   коня,   птицы,   наездника,   куклы,   барана,   медведя. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, также связью с мифологией. Согласно легендам, эти животные и птицы давали человеку силы, содействовали   его   хорошим   отношениям   с   природой.   Конь   –   слуга   солнца, который,   по   преданию,   приносил   на   землю   тепло,   птицы   “отмыкали”   весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай. 6 Многие   из   традиционных   белорусских   игрушек   были   связаны   с календарными весенними праздниками. Но уже в XX в. игрушки мастерили на протяжении всего года [1, с. 132 ­ 133]. Познакомившись с историей белорусской народной глиняной игрушки в литературе, мы узнали, что это наиболее древняя игрушка. В ходе истории она развивалась, менялся её вид, совершенствовались способы изготовления. 2 ГОНЧАРСТВО И  ГЛИНЯНАЯ  ИГРУШКА НА КОСТЮКОВЩИНЕ Развитие   гончарства   в   своём   крае   мы   изучали   в   литературе,   посещали школьный   музей,   встречались   с   людьми,   которые   интересуются   историей Костюковщины. Рисунок золотого кувшина на гербе Костюковичского района показывает связь прошолого и настоящего нашего края. Рисунок 2.1 ­ Герб Костюковичского района 7 Кувшин нарисован в честь местных гончарных мастеров. С давних времён на   Костюковщине   известны   мастера,   которые   жили   в   деревне   Медвёдовка (теперь   это   одна   из   улиц   города   Костюковичи),   и   изготавливали   глиняную посуду.   Производство   глиняной   посуды,   как   известно,   было   распространено среди жителей Приднепровья. Во время исследования городищ в Каничах и Фёдоровке были найдены многочисленные фрагменты керамики, лепленой руками, что свидетельствует о развитии гончарства в нашей местности ещё в 8 ­ 3в. до н.э. [2, с.27]. В конце XIX ­ большинство   в. на основывалось числе   и   гончарство.   помогали гончарную посуду [2, первой   половине   XX ремёсел мужском труде, в том Женщины   и   дети изготавливать с.69].   Производство игрушки   только   сопутствовало   гончарному   промыслу.   Чаще   всего   лепкой игрушек занимались женщины, а нередко и дети. В конце XIX в. в Костюковичах насчитывалось 78 гончаров [1, с.15].  Они отлично   владели   искусством   обжига   глины.   Глину   привозили   с   Витебской губернии, она лучше костюковичской. Горшки после огня приобретали такую крепкость, что звенели, как металлические колокола [3, с.53]. В начале XX в. количество мастеров­гончаров снизилось до 15 [1, с.24]. Во   время   беседы   Л.   А.   Нижникова,   бывшая   учительница   трудового обучения, а сегодня известная в районе мастерица лозоплетения, рассказала об известных   ей   семьях   гончарных   мастеров   города   Костюковичи.   Гончарством занимались предки Титова Павла Алексеевича, бывшего заместителя директора по учебной работе средней школы №1, занимавшего эту должность в 70­80 гг. XX в.  В этот период  в Медвёдовке жила семья Расторгуевых. 8 Рисунок 2.2 ­ Беседа с Л.А. Нижниковой Л. В. Потапенко, бывшая заведующая отделом библиотечного маркетинга районной библиотеки им. И. Чигринова, которая интересуется историей нашего района, объяснила нам, почему мало сохранилось сведений о мастерах­гончарах. На взгляд Лидии  Владимировны, это может быть связано с пожаром районного краеведческого   музея,   случившегося   в   начале   80­х   годов   XX   в.,   во   время которого сгорело много исторического материала о нашем районе. Рисунок 2.3 – Во время встречи с Л.В. Потапенко Традиционной   местности нашей полусвистёлы. были   в   виде   фигур каждого мастера были   он производстве. отдавал глиняной игрушкой в являлись   свистки, Свистульки   обычно животных,   птиц.   У персонажи,   которым предпочтение в своём 9 Имя  Виктора Васильевича Бацаленко хорошо известно в нашем районе. С 1992 года Виктор Васильевич руководит кружком “Керамическая игрушка” в Центре   детского   творчества.   Участники   кружка   лепят   с   глины   игрушки, скульптуры, подсвечники, свистульки. Но чаще всего любят лепить белорусские народные   игрушки   ­   петушков,   лошадок.   Игрушки   не   яркие,   но   все   детали проработаны и выразительны. “Мы изготавливаем их по старому образцу. Это очень сложный процесс, не каждому дано…”, ­ отмечает Виктор Васильевич [3, с.56 ].  Виктор   Васильевич   представляет   свои   работы   на   всех   выставках, фестивалях, праздниках, которые проходят в городе и районе. В   нашем   городе   есть   профессиональный   мастер­керамист,   И.   А. государственный   Бобруйский   которая   Голочевская,   окончила профессиональный художественный  колледж им. А.Е.Ларина. На протяжении ряда   лет   Ирина   Александровна,   работая   в   разных   учреждениях   культуры, передавала своим ученикам мастерство изготовления художественных изделий из керамики.  Ирина   Александровна   увлекается   изготовлением   интерьерных   и сувенирных   игрушек.   Большое   внимание   уделяет   декорированию   изделий, которые хорошо вписываются в интерьер современного жилья. Из   литературы   и   проведённых     бесед   мы   узнали,   что   Костюковичский район   был   краем   известных   гончаров­мастеров.   Сегодня   мастера­энтузиасты возрождают дело предков, изготавливая  традиционные и современные глиняные игрушки. 3 ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО МАСТЕРА­ЭНТУЗИАСТА 10 В   нашей   школе   работает   объединение   по   интересам   “Керамика”, руководителем     которого   является   Чехунов   Александр   Сергеевич.   Мы   с удовольствием   посещаем   занятия,   потому   что   хотим   делать   игрушки,   как Александр Сергеевич. А у него их столько… Это звери, птицы, замки, панно, вазы, подставки… Чтобы познакомиться с творчеством мастера, мы провели с ним беседу. Александр Сергеевич рассказал, что керамикой занимается более 10 лет. Он познакомил нас со своей коллекцией изделий мастеров­гончаров, которые жили на Костюковщине в XX в.  Рисунок 3.1 ­ Изделия мастеров­гончаров Костюковичского района, XX в. же вместе с учителем мы посетили школьный музей. С этой целью 11 Рисунок 3.2 – В школьном музее. Экспозиция “Беларуская хатка” Почему   занимается   именно   глиной?   Отвечая   на   этот   вопрос,   учитель говорил о глине, как о живом существе: “Глина – доступный материал, с ней удобно работать, не требуется дорогих приспособлений. Только руки, ловкость и   талант.   Глина   легко   поддаётся   пальцам,   повторяет   форму   приложенных усилий. И на первый взгляд, кажется, что она подстраивается под вас. А на самом деле, она проверяет, считывает вас, как книгу через ваши руки. Но не руки человека создают мастерство. Если глина почувствует, что между руками и головой   нет   согласия,   она   никогда   не   станет   “сотрудничать”   с   человеком   и останется загадкой.  Глина – материал благородный. Изделия из неё хорошо вписываются  в интерьер   жилья   человека.   Особенность   заключается   в   том,   что   глина   не ограничена никакими канонами для творчества, нет границ и для фантазии”. 12 Мы   узнали,   что   Александр   Сергеевич   делает   чаще   всего   сувенирные игрушки, чтобы порадовать родных, близких, друзей и знакомых. Не жалея, он дарит свои изделия. Его сувениры “живут” даже в России, Германии, Австрии, Италии. А также учитель выставляет работы на выставках. Рисунок 3. 3 – На выставке в краеведческом музее. Работы А.С.Чехунова У   мастера   никогда   не   возникает   вопроса,   где   взять   идею:   “Идеи рождаются   сами.   Это   может   быть   прочитаная   книга,   герои   кино   и мультфильмов,   какой­нибудь   предмет,   подсмотренное   что­то   в   природе, высказывание собеседника и т.д. Сложно даже всё проанализировать, как, когда и что придумывается”. Не только работы Александра Сергеевича, но и участников объединения “Керамика” направляются на выставки и конкурсы, которые проходят в районе. Не раз   были   участниками   и   областных конкурсов.  Александр   Сергеевич   познакомил   нас   со   способами,   которые   он использует   в   работе   с   глиной.   В   основном   это   традиционные   способы: конструктивный, пластический, комбинированный, а также нетрадиционные: с помощью стеков и гипсовой формы, рельефная лепка. 13 Чтобы изделия из глины долго хранились, их надо подвергнуть процессу обжига по особенной технологии. Сначала надо изделие из глины высушить. Это делается  как в помещении, так и на открытом воздухе. После полного высыхания, которое может длиться, в зависимости от размера изделия, от нескольких часов до целых суток, процесс обжига будет более равномерным. Для   обжига   используется   “муфельная”   печь.   По   мнению   Александра Сергеевича,   это   самый   идеальный   вариант,   потому   что   есть   возможность регулировать температуру в зависимости от потребностей. Когда изделие прошло процесс обжига, наступает время декорирования. Мастером используются разные приёмы  украшения: 1. Изделие  покрывается слоем клея ПВА. 2.   Сувенир   расписывается   красками   (гуашью   или     акриловой), покрывается лаком. 3. Покрывается игрушка глазурью. Это более дорогой способ, который укрепляет  глиняное изделие. Но не все изделия учитель украшает.  После беседы с Александром Сергеевичем у нас возникла идея соствить фотоальбом с его работами  (Приложение Б).  Познакомившись   с   творчеством   А.   С.   Чехунова,   мы   убедились,   что глиняная   игрушка   на   Костюковщине   “живёт”,   но   только   уже     не   в   виде традиционной народной игрушки, а в виде современной сувенирной игрушки, которую под силу сделать даже нам, детям. 4  ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА СВОИМИ РУКАМИ Мы   изучили   отношение   одноклассников   и   их   родителей   к   игрушкам­ подаркам, сделанным своими руками. Нами   было   проведено   анкетирование,   участие   в   котором   приняли   18 родителей.   Им   необходимо   было   продолжить   предложение:   “Вам   нравятся 14 подарки ваших детей, которые … а) сделаны своими руками; б) приобретены в магазине”. 100 % от количества родителей выбрали ответ: “Своими руками”. Одноклассникам надо было ответить на вопрос: “Какой подарок обычно даришь   родным   или   близким?”  17   (94%)   участников   анкетирования   выбрали ответ: “Сделанный своими руками”, 1 ­ (6%) – “приобретенный в магазине”. Проанализировав результаты  проведённой работы, мы определили, какой сувенир будет универсальным. Это     игрушка­сувенир   “Ангелочек”,   потому   что     ангела     мы   можем подарить самым близким людям, которые  нам не безразличны. Это папа и мама, бабушка и дедушка, брат и сестра, родственники, друзья, соседи.  Подарить   ангела   можно на День Рождения, 8 Марта и День защитника Отечества, на Новый год и Рождество. Этот подарок может стать своеобразным оберегом. Понимание того, что тебя защищают и охраняют, даёт человеку силы и уверенность в самых сложных ситуациях. На наш взгляд ангел должен быть в каждом доме. Мы разработали план изготовления игрушки­сувенира:  Нанести методом оттиска глаза, рот, ресницы. Приклеить нос. 1. Подготовить глину, инструмент. 2. Раскатать пласт толщиной 0,5 см. 3. Вырезать круг диаметром 10см и разрезать на две части. 4. Склеить одну часть конусом.  5. Сделать голову в форме  шарика диаметром 2­3 см. 6. 7. Вырезать 2 круга диаметром 4 см и разрезать пополам. 8. Сделать с полукругов рукава и крылья. 9. 10. Украсить красками или покрыть глазурью, лаком или клеем ПВА. Используя   план,   подготовили   мастер­класс   по   изготовлению   игрушки  Высушить изделие и обжечь в  “муфельной печи”. (Приложение В). Под   руководством   Алесандра   Сергеевича   сделали   4   ангелочков (Приложение Г). 15 Потом     выполнили   экономический   расчёт:   подсчитали,   сколько   стоит каждый ангел. Таблица 4.1 ­ Экономический расчёт стоимости игрушки­сувенира,  сделанного своими руками  Цена    (BYN) Наименование материала Глина Гуашь Затраты  электроэнергии Всего 8. 24 : 4 изделия ≈  2. 0 – цена 1  изделия 1.0 7.0 0.1188 Количество Стоимость (BYN) 1кг коробка 2 квт 1.0 7.0 0.24 8.24 Цена нашего сувенира ­  примерно  2.0 рубля. Посетив   магазин,   мы   узнали,   что   керамический   сувенир   стоит   от   5.0 рублей и более.   Рисунок 4.1­ Изучение керамических магазине Сравнив   наши изготовление   игрушки сувениров   в   магазине, цены сувениров в затраты   на   ценой с мы   пришли   к выводу, что  можно сделать недорогой универсальный сувенир­игрушку своими руками, которым дорожат и взрослые, и дети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 В ходе работы мы узнали много нового, интересного из истории развития белорусской народной глиняной игрушки.  Рассмотрели историю гончарства и глиняной   игрушки   на   Костюковщине.   Узнали   имена   современных   мастеров нашего района, которые изготавливают как традиционные, так и современные сувенирные глиняные игрушки. Все поставленные задачи выполнены. Цель работы достигнута. В ходе исследования подтвердилась наша гипотеза: ­   глиняная   игрушка   на   Костюковщине   возрождается   мастерами­ энтузиастами в виде  игрушек­сувениров;  ­ сувенир, сделанный своими руками, дешевле приобретённого в магазине; ­ взрослым и детям дороже подарки, сделанные своими руками; ­сувенир­игрушка   ”Ангелочек”   –   универсальный,   подарить   его   можно близкому человеку на любой праздник. Мы   знаем   теперь,   что   в   городе   Костюковичи   есть   мастера,   которые изготавливают глиняные игрушки и обучают этому мастерству детей. С   фотоальбомом   “Творчество   мастера­энтузиаста”,   который   мы   может   познакомиться   любой   человек, составили, современными глиняными сувенирными игрушками.   интересующийся Мастер­класс “Агелочек” поможет каждому: и взрослому, и ребёнку, ­ самостоятельно сделать игрушку­сувенир.   Мы многому научились. Теперь можем самостоятельно составить план и изготовить игрушку­сувенир, а также научить своих одноклассников. 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Милюченков, С. А. Белорусское народное гончарство / С. А. Милюченков. – Минск: Наука и техника, 1984. – 183 с. 2. Памяць: Касцюковіцкі раён: гісторыка­дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі /Рэд. кал.: М. Р. Барысаў і інш.; маст. Э.Э. Жакевіч. ­  Мінск: Вышэйшая школа, 2000. – 524 с., іл. 3.   Пресс­тур   в   глубинку:   информационный   проект   Министерства информации   Республики   Беларусь   и   белорусской   прессы   /   сост.   Е.   М. Галиновская; фото В. В. Гиль [и др.] ­ Минск: Международный центр интергац. информ. Общественный пресс. ­  центр Дома прессы, 2006. – 320с. 4.  Ржавуцкі,   М.С.   Беларуская   гліняная   цацка   /   М.  С.   Ржавуцкі.   ­   Мінск: Полымя, 1991. ­ 142 с., iл. 5.   Этнаграфія   Беларусi:   Энцыклапедыя   (Беларуская   Савецкая Энцыклапедыя; Рэдкал.: I. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. ­ Мінск: БелСЭ, 1989. ­ 576 с., iл.     18 ПРИЛОЖЕНИЕ А  СБОР ИНФОРМАЦИИИ В библиотеке, знакомство с литературой В компьютерном классе                        19 В краеведческом музее         Опрос­анкетирование одноклассников и родителей ФОТОАЛЬБОМ “ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРА­ЭНТУЗИАСТА” ПРИЛОЖЕНИЕ Б             Семья Ёжик П поросят 20 Подсвечник                                               Чашка                                                                Чайник 21

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)

Исследовательская работа "Глиняная игрушка на Костюковщине: вчера и сегодня" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018