Вера – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы посещаем храмы, читаем молитвы, произносим слова, обращенные к Богу, но, к сожалению, зачастую не понимаем или, правильнее сказать, не задумываемся над их значением, над смыслом того, что делаем. Иногда люди идут в храм просто потому, что так сейчас модно. А ведь в современном мире вера имеет большое значение. Она помогает нам оставаться Великой Державой. Перед важными событиями и президент России, и воины Российской армии, и многие другие выдающиеся лица получают в церкви благословление.
В последнее время было восстановлено много разрушенных ранее храмов, по телевидению транслируют церковные службы, и люди стали задумываться над важностью церкви и веры в Бога. Поэтому считаю выбранную мной тему актуальной.
Я пыталась привнести в свою работу некоторую новизну, которая отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи со старожилами города Уреня, изучены воспоминания старожилов в школьном краеведческом музее, в центральной районной библиотеке, документы и фотографии, которые и легли в основу исследования. Исследованием истории храма занимались и ранее, но новым в моей работе стало следующее:
- собрать воедино весь имеющийся материал по данной теме;
Сейчас я занимаюсь в воскресной православной школе. Батюшка Валерий – настоятель этого храма, всегда меня поддерживает в вопросах веры, и он также помог мне подготовить это исследование. Изучить, хотя бы немного, историю моего храма очень ответственная задача и мой долг.
Цель моей работы: описание истории храма ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
Задачи:
-собрать сведения о строительстве храма, его внешнем виде и внутреннем убранстве;
- проследить его судьбу до и после Великой Отечественной войны;
- проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников;
- провести анкетирование среди населения и выявить отношение к храму у жителей городаВера – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы посещаем храмы, читаем молитвы, произносим слова, обращенные к Богу, но, к сожалению, зачастую не понимаем или, правильнее сказать, не задумываемся над их значением, над смыслом того, что делаем. Иногда люди идут в храм просто потому, что так сейчас модно. А ведь в современном мире вера имеет большое значение. Она помогает нам оставаться Великой Державой. Перед важными событиями и президент России, и воины Российской армии, и многие другие выдающиеся лица получают в церкви благословление.
В последнее время было восстановлено много разрушенных ранее храмов, по телевидению транслируют церковные службы, и люди стали задумываться над важностью церкви и веры в Бога. Поэтому считаю выбранную мной тему актуальной.
Я пыталась привнести в свою работу некоторую новизну, которая отличала и выделяла бы её среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные встречи со старожилами города Уреня, изучены воспоминания старожилов в школьном краеведческом музее, в центральной районной библиотеке, документы и фотографии, которые и легли в основу исследования. Исследованием истории храма занимались и ранее, но новым в моей работе стало следующее:
- собрать воедино весь имеющийся материал по данной теме;
Сейчас я занимаюсь в воскресной православной школе. Батюшка Валерий – настоятель этого храма, всегда меня поддерживает в вопросах веры, и он также помог мне подготовить это исследование. Изучить, хотя бы немного, историю моего храма очень ответственная задача и мой долг.
Цель моей работы: описание истории храма ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
Задачи:
-собрать сведения о строительстве храма, его внешнем виде и внутреннем убранстве;
- проследить его судьбу до и после Великой Отечественной войны;
- проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников;
- провести анкетирование среди населения и выявить отношение к храму у жителей города
Храм трех святителей Менькова Елизавета.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа № 2»
Уренского муниципального района
Нижегородской области
Номинация: Общественнонаучные предметы
Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
ученица 4 «Б» класса
Менькова Елизавета МАОУ «Уренская СОШ № 2»
Руководитель:
учитель начальных классов
Злобинова Вера Аркадьевна
Email
руководителя:
verazlobinova@yandex.ru
Адрес
школы: 606800 г. Урень,
ул. Индустриальная, д. 12А
Телефон школы: 8(831)5421731
Урень,
2018
Оглавление
1.
Введение.
2. Основная часть.
Анализ правовых документов
Анализ источников литературы и периодической печати
Собор трех великих вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова,
Иоана Златоуста.
«У него был дивный дар любить своих прихожан…» с.
Жизнь храма
Роль Церкви в жизни жителей города
3. Социологическое исследование
результаты анкетирования с.
4. Заключение.
Выводы с.
Перспективы
5. Список используемой литературы с.
6. Приложение
- Экскурсия по храму Введение.
Просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит,
и стучащему отворят.
Иисус Христос
(Евангелие от Матфея 7,78)
Двадцать первый век – век духовного возрождения. Повсюду восстанавливаются и
реставрируются старинные храмы. По всей Русиматушке снова звенят колокола, вновь наполняют
храмы толпы прихожан. К сожалению, так было далеко не всегда. История знает множество
фактов, когда храмы и святыни разрушались и подвергались глумлениям. Таковы времена
Древнего Рима, когда первых христиан травили дикими зверями на арене Колизея. Затем гонения
на старообрядцев. С приходом советской власти Русская православная церковь подвергалась
нападкам со стороны партии, а священнослужители ссылались в Сибирь, как неблагонадёжные.
Фраза, которая наиболее точно отразила то время и ту идеологию: «Религия – опиум для народа».
Люди боялись верить. Всё – и силы, и средства – были направлены на поддержание внешнего
благополучия страны. О душе забывали. Но вера поддерживает людей в трудные минуты. Человек,
приходя в храм, молится Богу, и у него становится легче на душе. Зачем люди приходят в храмы?
Ответ прост – чтобы найти успокоение своей мятущейся слабой душе, получить поддержку со стороны высших сил и отдохнуть от каждодневной мирской суеты. К умиротворению располагает
сама обстановка, атмосфера храма – рассеянный свет, лёгкий запах свечей, запах благовоний,
разлитый в воздухе, спокойные, чуть отрешённые лица прихожан
Актуальность. Вера – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы посещаем храмы, читаем
молитвы, произносим слова, обращенные к Богу, но, к сожалению, зачастую не понимаем или,
правильнее сказать, не задумываемся над их значением, над смыслом того, что делаем. Иногда
люди идут в храм просто потому, что так сейчас модно. А ведь в современном мире вера имеет
большое значение. Она помогает нам оставаться Великой Державой. Перед важными событиями и
президент России, и воины Российской армии, и многие другие выдающиеся лица получают в
церкви благословление.
В последнее время было восстановлено много разрушенных ранее храмов, по телевидению
транслируют церковные службы, и люди стали задумываться над важностью церкви и веры в Бога.
Поэтому считаю выбранную мной тему актуальной.
Я пыталась привнести в свою работу некоторую новизну, которая отличала и выделяла бы её
среди множества других подобных работ. В ходе работы мной были проведены интересные
встречи со старожилами города Уреня, изучены воспоминания старожилов в школьном
краеведческом музее, в центральной районной библиотеке, документы и фотографии, которые и
легли в основу исследования. Исследованием истории храма занимались и ранее, но новым в моей
работе стало следующее:
собрать воедино весь имеющийся материал по данной теме;
Сейчас я занимаюсь в воскресной православной школе. Батюшка Валерий – настоятель этого
храма, всегда меня поддерживает в вопросах веры, и он также помог мне подготовить это
исследование. Изучить, хотя бы немного, историю моего храма очень ответственная задача и мой
долг.
Цель моей работы: описание истории храма ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ.
Задачи:
собрать сведения о строительстве храма, его внешнем виде и внутреннем убранстве;
проследить его судьбу до и после Великой Отечественной войны;
проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных
источников;
провести анкетирование среди населения и выявить отношение к храму у жителей города Объектом моего исследования является история храма ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ XIXXX веков
в городе Урень.
Предмет исследования обработка исторических, краеведческих и архивных документов.
Наша жизнь полна духовных прикосновений. С каждым из них мы углубляемся всё больше и
больше в истоки свои. Так и я решила заглянуть за занавес истории.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром
города и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей города.
Беседы со священником
Изучение специальной литературы.
Обобщение и систематизация материала по выбранной мной теме.
Методы:
1.
2.
3.
Изучение законов:
Конституция РФ;
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
В результате изучения нормативноправовых документов нами были сделаны следующие
выводы:
Конституция РФ, как нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,
гарантировала всем гражданам свободу совести и вероисповеданий.
В соответствии с Федеральным Законом "О свободе совести и религиозных объединениях"
Русская Православная Церковь зарегистрирована в государственном реестре религиозных
организаций РФ за № 1. Русская Православная Церковь является одной из ряда автокефальных
(самостоятельных) православных церквей.
Первая по времени православная Трехсвятская церковь упоминается еще в 1719 году, что не
является датой ее основания.
Согласно документу «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии»
(издано в СанктПетербурге в 1863 г.), церковь Трех Святителей вселенских в селе Урень была
построена в 1829 году.
Церковь была каменная, с каменной колокольней, двухпрестольная: в честь Николая
Чудотворца и Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста Собор трех великих вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоана
Златоуста.
12 февраля русская Православная церковь и весь христианский мир чтят память святых
Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Именами этих трех святителей освящен Уренский православный Храм.
Христиане одно время спорили, кто из трех святителей выше: Василий Великий, Григорий
Богослов или Иоанн Златоуст? Тогда они явились одному добродетельному епископу и сказали ему:
«Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какоголибо противодействия друг
другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал
соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно
людям. Нет между нами ни первого, ни второго.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг
друга по имени. Молитвами этих трех святителей Христос Бог наш да сохранит нас в мире и
единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословлен Он вовеки. Аминь.
По распоряжению департамента было « намежевано земли для церковного причта: усадебной
4 десятины, пахотной 31 десятина». Причт состоял из двух священников, двух дьячков, двух
диаконов и двух пономарей. Количество прихожан в храме Трех Святителей: мужчин 2897,
женщин 3243, в том числе раскольников 844, раскольниц 1026, разных сектантских дворов
410. Приход состоял из населения 80ти населенных пунктов, которые располагались на
расстоянии 12 верст от церкви.
Храм возводили вятские печники, которые славились своим мастерством на всю Россию.
Раствор, скрепляющий камни делали из извести, замешанной на яичных белках. Церковь
построили на мощном фундаменте, толщина ее стен около метра и стоять она должна была века.
Опытными, мудрыми и просвещенными людьми были ее архитекторы.
Уренцы с трепетом относились к вере. В церкви никто не сквернословил, соблюдали чистоту
и порядок. Прихожане искренне верили в бога, боялись грешить, старались соблюдать заповеди
Божьи. Во время божественных праздников люди надевали самые лучшие наряды, целовались.
Прощали друг другу обиды. Церковные обряды очищали душу. Вся жизнь человека от рождения
до смерти была связана с церковью.
«У него был дивный дар любить своих прихожан…» «Пастырь добрый» так моя прабабушка говорит. Это она нашего батюшку хвалит. Я, когда
маленькая была, я не понимала, почему пастырь, а теперь немножко поняла.
Пастырь – это пастух, а в православной церкви так называют священника. Он своих прихожан от
врагов оберегает и к спасению ведет. А враги у православных называются словом «страсти», это
лень, чревоугодие, пьянство, гордыня и другие, которые человека страдать заставляют. У нашей
церкви много достойных пастырей и было и есть. Но хотелось мне про них рассказать, а начнем с
Владимира Успенского. А почему именно про него, спросите Вы. Моя прабабушка родилась в
1925 году, в тот период не служил в храме Трех Святителей Владимир Успенский,но ей её мама
рассказывала. Вот так по ниточке и начал я разбираться.
По рассказам прабабушки, батюшка Владимир происходил из священнической семьи и был
человек очень добрый, но в то же время очень волевой. Неизвестно, где батюшка Владимир
получил образование, но потомки его отмечают большую эрудированность. Он был уездным
миссионером, благочинным, то есть старшим над всеми православными священниками пяти
волостей Уренщины. Батюшка Владимир хорошо ладил с молодежью, которая нередко собиралась
у него в доме. Приходилось настоятелю и увещевать молодых людей, собиравшихся у него,
увлеченных революционными идеями. Это был своего рода духовный кружек, принимающий всех,
кто искал и жаждал истины; двери дома батюшки Владимира были открыты каждому.
В 1907 году провел 29 публичных бесед с раскольниками и сектантами, стараясь раскрыть
положительные стороны православной веры. «Наши старообрядцы, говорил Успенский, разумея
свой уренский край, находятся на низкой ступени умственного, религиозного и нравственного
развития. Очень немногие из них умеют читать и писать. Церковные молитвы искажаются до
неузнаваемости. Есть много в приходах Варнавинского края «знахарок», и «заговорщиц»,
отчитывающих разные болезни. Приходится вести беседы не столько полемического характера,
сколько беседы, раскрывающие положительное учение веры, иллюстрируемое высоким
примером жизни угодников Божьих». В.К.Успенский организовал раскольничьи курсы,
впоследствии чего много раскольников перешло в православие.
В 1910 году В.К.Успенский организовал в Урене общество трезвости. В это общество помимо
православных входило 24 беглопоповца, 4 австрийца, 2 спасовца. При обществе была открыта
чайная, находилась она на торговой площади. Здесь можно было сфотографироваться, послушать
граммофон, принадлежавший Успенскому. В очерке «Звон» писатель М.М.Пришвин так описывает В.К.Успенского: «Он красный, только
что вернулся из бани, большой, волосатый, настоящий картинный батюшка».
В 1912 году созывался съезд духовенства. В связи с этим Костромская епархия создала комиссию
по рассмотрению тех или иных вопросов. В состав комиссии вошел и Владимир Успенский,
который должен был поднять вопрос о содержании женских епархиальных училищ. Успенский
являлся действительным членом Костромского ФеодоровскоСергиевского братства.
Главное для него беззаветная вера в Бога. Этому он посвятил свою жизнь, это он пытался
вложить в души своих прихожан.
А вот я прочитала о встрече М. Пришвина с В. Успенским «Нет возможности оборониться от
бесконечного благодушия батюшки. А что, если с этим вопросом об Ионе во чреве китовом,
который я предложил на Волге одному верующему доктору, объехать всю Россию, как Гоголь с
мертвыми душами, вот бы получилась картина.
Батюшка, спрашиваю я, скажите откровенно: верите Вы, что Иона просидел во чреве китовом
три дня?
Верю. Ведь у кита горло широкое, а чрево огромное.
Нет, не то, говорю я. И объясняю ему, как естественник, всю систему пищеварения, доказываю
полную невозможность пребывания человека в замкнутом пространстве, под действием
пищеварительных соков три дня.
Говорю и слышу, что батюшка мне поддакивает: верно, верно.
Да как же верното? Чтонибудь да не так.
А батюшка смотрит на меня хитрым глазком, грозит пальцем.
Ну, говорит он, а если Иона не три дня просидел, а один только миг, и ему сто показалось за
три дня, что вы на это скажите? Я растерялся, а батюшка налил мне новый стакан пива,
довольный победой.
Владимир Успенский очень разносторонний был человек: и просто батюшка, и благочинный, и
миссионер, и поэт. Им сочинена и напечатана в духовном журнале ода, как трудно пастырю овец в
краю раскола. Им задумана сатира: борьба с австрийский согласием. Пафос этого нового
творения, как я узнал, относится к закону о свободе совести. Одна из сект раскола, самая правая,
ближайшая к православию, воспользовалась новым законом и восстановила всю иерархию,
восстановила старые церкви, построила новые, повесила колокола на них. Явилась новая церковь,
совершенно такая же, как и допетровская, с правами, но почти без обязанностей к государству. «Батюшка служил прекрасно. Все крестятся вместе, все падают, как по сигналу на свои
подручники. Служба старинная, длинная» вспоминает прабабушка. «Христиане заслужили
страдания своими грехами. Долгий мир подточил нравственную чистоту. У большинства
священников не было благочестия, в учреждениях — справедливости, в делах — милосердия, в
нравах — строгости» говорил Владимир Успенский.
Он был человеком, перенесшим тяготы жизни, горячо любившим Россию и, несмотря на все
искушения, верным сыном Русской Православной Церкви.
1918 году В.К.Успенский выступал с проповедями против советской власти, был участником
мятежа в результате последующей расправы над восставшими ранен. Он был похоронен в
Урене около церкви.
В 1920 году настоятелем Храма Трех Святителей стал Владимир Павлович Соколов. Родился
он в 1875 году в с. Урень в семье священника отца Павла. В 1904 году окончил Костромскую
духовную семинарию и через год был рукоположен в иереи с. Гробищева Костромской губернии. В
1912 году переведен в Ветлугу и назначен учителем Закона Божия мужской и женской гимназий, а
в 1920 году занял место своего отца настоятеля церкви в с. Урень. История В.П. Соколова
интересна тем, что именно ему пришлось получить документы уренских властей, в которых
говорилось, что церковь рушится и подлежит закрытию. Первый документ это акт, который
подписали: председатель комиссии заведующий коммунальным отделом Карзалов, начальник
отдела милиции Смирнов, заведующий райфинотделом Камико, инспектор райфо Гузовкин,
председатель сельсовета Иванов. Настоящий акт составлен в том, что «часть стен церкви
разрушена под действием точевых вод», что «каменная кладка легко поддается разборке», что «в
некоторых местах в результате удара молнии разрушился угол колокольни». Комиссия сделала
вывод, что «церковь в настоящем виде не пригодна для собрания людей, поэтому необходимо
прекратить собрания молящихся, чтобы не было человеческих жертв». Второй документ
постановление Уренского райисполкома от 29.09.1936 г.. «Ввиду угрожающего состояния
церковного здания для жизни граждан, воспретить церковному совету Уренской
Трехсвятительской церкви с 29 сентября 1936 года отправление обрядов». Подписано
постановление председателем РИК Виноградовым и секретарем Старостиным.
В 1937 году В.П. Соколов был арестован и осужден. Находился в Буреполомской
исправительнотрудовой колонии. Скончался 11 апреля 1942 года. Место захоронения неизвестно. Старожилы Уреня помнят еще одного священника Владимира Владимирского
Алявдина, который в 30е годы тоже был арестован. От него потребовали отказа от веры, но он не
отрекся. Был отправлен в ссылку. Позднее он рассказывал прихожанам, что Бог спас его в ссылке.
Он получил освобождение. После освобождения несколько лет жил в деревнях Уренского района
и совершал таинства: крестил детей, отпевал умерших.
Очень запомнился уренцам иеромонах Анастасий (Ефстифеев), который взял на свои плечи
трудности переходного периода перелома в отношении к церкви. Отец Анастасий человек
неординарный, независимый, с сильным волевым характером. Он обладал горячим темпераментом
и иногда очень остро и болезненно реагировал на непочтение к церкви. Его возмущало, когда люди
приходили в церковь как в музей, а не как в храм, где молятся Богу, совершают таинства
крещения, венчания, отпевания.
Рассказывают уренские старожилы и о дьяконах, работавших в православной церкви. В их
числе М.Е. Красильников, Н.С. Деньгин. Внучка Н.С. Деньгина Е.В. Воробьева вспоминает : «Мой
дед Николай Степанович Деньгин служил дьяконом, мать Ольга Николаевна Маслова (Деньгина)
пела в церковном хоре. Это было в 30е годы.
В те годы церковь была центром духовности. Священники были высококультурными,
образованными людьми. Через общение, через проповеди они доводили до людей заповеди Божьи.
Они хорошо знали своих прихожан, уважали тех, кто был особенно крепок в вере. Служба в церкви
совершалась в сопровождении многоголосого хора, звон колоколов был слышен на всю округу.
Мы должны быть благоговейно благодарны за их подвиг, за величие их души, за дерзновение
их жизни; но каким вызовом является их жизнь для нас. Мы живем жизнью серой, часто без
подвига внутреннего, и, конечно, без внешнего подвига. Так ли мы отвечаем на любовь Божию?
И их память мы должны совершать не только тем, чтобы ликовать о них, чтобы дивиться на них,
а тем, чтобы, взглянув в их жизнь, стать подобными им, отдать свое сердце, отдать свою жизнь для
служения Тому Богу, Который нас научил такой любви.
Я часто хожу в церковь. Смотрю на эту каменное здание совершенно новыми глазами. Эта
видимая каменная постройка с ласточками у шпиля и голубями в нишах для меня полна теперь
таинственного значения.
Жизнь храма сегодня
В России все сначала не впервые начинать –
Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять, Изпод пепла, изпод праха, где чернела пустота.
После крови, после страха вырастала красота.
Н.А. Мельников
Деревянная церковь во имя Трех святителей была построена в старообрядческом селе в 1711
году по указу государя Петра I. Православные священники призваны были бороться с
последствиями раскола.
Селению Урень было дано официальное название Трехсвятское, которое, однако, не прижилось. В
1829 году церковь была отстроена в камне. Сейчас храм Трех святителей является памятником
архитектуры областного значения.
На церковной колокольне было три колокола большой, средний и малый. Их сбросили в
1937 году. Жители Уреня, узнав, что будут сбрасывать колокола, сбежались к церкви. Многие
плакали, но на них никто не обращал внимания. Куда затем делись большие колокола неизвестно,
а вот маленький колокол много лет служил Уренской средней школе № 1 как школьный звонок.
Революционно настроенные люди хотели и церковь разрушить, да не получилось. Ее
несколько раз пытались взорвать, но только немного потревожили углы, а центральный остов не
дал ни одной трещины.
В 1936 году Храм Трех Святителей в Урене был закрыт.
Внутри церкви позднее разместили тепловую электростанцию, топливом для которой
являлась костра с Уренского льнозавода. Когда построили электростанцию «Победа» на реке
Усте, необходимость в тепловой электростанции исчезла, и в церкви создали литейный цех от
промкомбината, где отливали чугуны, сковороды, миски.
Впоследствии это помещение было отдано райпотребсоюзу. Убрав церковные постройки,
кооператоры построили на их месте административное здание и здание хлебного магазина.
На территории церкви находилось много могил, в которых были похоронены священники.
Любители легкой наживы разрывали эти могилы в поисках драгоценностей, но ничего не находили.
Несмотря на то, что в начале девяностых годов прошлого века здание было завалено мусором,
а на стенах росли деревья, власти не спешили отдавать храм верующим. В 1991 году Уренская
церковь Трех Святителей была возвращена прихожанам. Началось ее восстановление.
Отремонтировали здание, начали работы по отделке внутри.
Кроме ремонтностроительных работ много внимания уделяется воспитанию в людях веры в
Бога Постепенно церковь реставрировалась и приобретала ухоженный вид. В 1994 году приход
церкви Трех Святителей получил следующую справку: «Дана настоящая в том, что здание церкви
Трех Святителей в г. Урене Нижегородской области является памятником архитектуры
областного значения. Поставлено на госохрану постановлением Законодательного Собрания
Нижегородской области № 150 от 27.12.1994г.»
С 11 октября 1994 года настоятелем церкви является отец Валерий (Юшков). Он
потомственный служитель церкви: его отец тоже был священником. Отец Валерий мечтает о том,
чтобы Уренская церковь стала чистой и прекрасной как снаружи, так и изнутри, какой была в
начале XX века. Батюшка Валерий верит в то, что Россия живет и духовно обновляется только
потому, что великое воинство верующих, движимых любовью к Богу и церкви, к заблудшему
русскому народу, противостояло злу, не предавало веру в Христа. Сейчас храм имеет два придела
(в честь Трех святителей и Николая Чудотворца) и пять главок с крестами. Восстановление
Никольского придела закончено: там совершаются богослужения.
Осенью 1997 года при храме Трех Святителей открыта воскресная школа. Дети познают здесь
Закон Божий, учат православные молитвы и псалмы, учатся церковному песнопению, к
православным праздникам готовят концерты духовного содержания. Воспитанники школы
пользуются услугами православной библиотеки. Здесь можно найти познавательную,
историческую литературу соответствующей тематики, труды святых отцов.
Роль Церкви в жизни жителей города.
Ни хлебом единым мы сыты,
Но если в душе пустота,
То будем мы также забыты –
Не будет над нами креста!
Б. Ковтун
По окончании воскресной службы, на которой были бабушки и женщины, мы задали им такой
вопрос: Какие чувства испытывают они после посещения Храма?
Уткина З.В. «Я испытываю чувство легкости и радости. Прихожу домой в приподнятом
настроении».
Соснина Н.П. «После посещения Храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что
хочется летать».
Малышева Л.Н. «Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Мне легко на душе». Махова Т.П. «Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух Храма меня
просто лечит».
Моя одноклассница Обжогина Александра ответила так «Мне кажется, когда я стою в церкви,
меня окружают Ангелы».
Я часто посещаю храм, на самом деле, мне так спокойно, дышится легко. Во время службы я
наблюдаю за пожилыми людьми: как они молятся, как стоят, а как они красиво поют!
Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая служит доказательством для
выдвинутой гипотезы.
Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его
провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь тот духовный стержень, утратив
который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие
качества.
Социологическое исследование:
Для изучения состояния религиозности населения и роли церкви среди жителей города
Уреня, мы провели анкетирование жителей.
наблюдение.
Нами предлагается анкета для выявления роли церкви среди населения города .
Возраст___________
АНКЕТА
1. Верите ли вы в Бога? (да или нет) 2. Крещены ли вы? (да, нет
3. Исповедуетесь? (да, нет) 4. Причащаетесь? (да, нет)
5. Соблюдаете ли вы посты? (да, нет)
6. Какие православные праздники для вас наиболее важны? (перечислить)
7. Знаете ли вы историю нашего храма?
8. Посещаете ли вы церковь, как часто и с какой целью?
Результаты анкетирования:
В Бога верят 81% населения, из них 88% в возрасте до 25 лет,
94% в возрасте от 25 до 55 лет,
60% в возрасте свыше 55 лет Процент
100
50
0
до 25 лет
25-55 лет
свыше 55 лет
Возрастной состав
Крещение приняли 74% опрошенных, из них до 25 лет 75%,
2555 лет 73%
свыше 55 лет – 73%
75
74
73
72
до 25 лет
2555 лет
свыше 55 лет
Возрастной состав
Такие таинства, как причащение и исповедь получили по 64% и 45 %
соответственно. 70
60
50
40
30
20
10
0
Процент
Венчание
Прчастие
Исповедь
Самые почитаемые православные праздники – на первом месте Пасха, на втором –
Рождество Христово, на третьем – троица.
Самые почитаемые православные праздники
100
80
60
40
20
0
Пасха
Рождеств.
Троица
Процент
Самый главный вопрос нашего исследования. знаете ли вы историю храма?
нет ответили 21% опрошенных в возрасте до 25 лет, 14% от 25 до 55 лет и 27% в возрасте
свыше 55 лет;
да – 13% до 25 лет, 60% от 25 до 55 лет, 45% свыше 55 лет;
Знаю, но хотелось бы знать больше – 66% до 25 лет, 22 % от 25 до 55 лет и 28% свыше 55 лет. 80
60
40
20
0
Процент
до 25 лет
25-55 лет
свыше 55
Возрастной состав
Знаю
Процент
60
40
20
0
до 25 лет
25-55 лет
свыше 55
Возрастной состав
Знаю, но хотелось бы знать больше Процент
30
25
20
15
10
5
0
до 25 лет
25-55 лет
свыше 55
Возрастной состав
Выводы:
В результате исследования мы установили, что значение Храма в нашем
городе не однозначно. В первую очередь оно конечно духовное, но так же и
возрождение старых традиций. В жизни многих жителей города Храм играет
свою роль. Для большинства населения это духовная пристань и жизненно
важная необходимость, а некоторые воспринимает его, как объект культуры со
своими традициями, обрядами, атрибутами. Анализируя анкету, мы выяснили,
что молодое поколение более религиозно, чем их родители и даже некоторые
бабушки и дедушки. Это объясняется тем, что государство во многом влияет на
формирование религиозного мировоззрения. Наши бабушки и родители
воспитывались во времена процветания атеизма, а современная молодежь
воспитывается в обществе, где церковь укрепила свой авторитет и имеет
определенную значимость.
Мы считаем, что историю церкви еще многие не знают, но радует то что
хотят знать.
Деятельность церкви нужно развивать, знакомить жителей города с
историей храма, привлекать к ней общественность, просвещать население, развивать православное воспитание. И пускай люди познают духовную жизнь,
а уж принимать ее или нет решать каждому отдельно.
Результаты наблюдения: В течении исследования мы наблюдали за деятельностью Храма. Он
открывает свои двери не только для осуществления таинств, служб, но и ведет культурно
просветительскую деятельность среди жителей города и учащихся школ.
В храме были организованы такие мероприятия «Рождественская елка», «Пасха красная»,
«Троица». Я тоже со своими одноклассниками принимали активное участие, пели, рассказывали
стихи, инсценировали сказку.
Заключение
Бог милостив. Но тем, кто посмел посягнуть на Его дом, не будет пощады. Нужно сказать, что
многие люди, посягнувшие на храм, рано умерли. Ктото может сказать, что это не более чем
совпадение. Но мне кажется, что такое страшное злодеяние не может быть не наказано. История
знает такие примеры Герострат, некогда сжегший храм Афины в родном городе, был одержим
жаждой славы. Судьи вынесли вердикт: имя Герострата будет забыто. Люди же, разрушившие Дом
Господень, обречены на вечные адские мучения. Жители нашего села очень бережно и
уважительно относятся к своей истории, постигать которую можно бесконечно. Очень важно,
чтобы мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о
преемственности поколений, неразрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого
облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину.
Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нами от предков, прорастали крепкими
и надежными побегами в душах и характерах современников. Я считаю, что цели, поставленные
мной, достигнуты. Я подробно узнала о судьбе храма и тех подробностях в его истории, о которых
знают лишь единицы из жителей села. Сумела наглядно показать, что зачастую люди совершают
такие поступки, которые невозможно оправдать с точки зрения человеческой морали и как
хорошо, что потом есть возможность это хоть частично исправить. Храм Трех Святителей в
городе Урень – всего лишь единичный случай. Таких случаев были миллионы. Я рада, что Русская
православная церковь поднимает голову и выходит на новый уровень развития. Изначально
считалось, что Россия ходит под покровом Божьей Матери, а значит, находится под Божьей
десницей. Все мы – создания Божьи. Задача каждого из нас – сохранить в себе веру и взрастить её
в своих потомках. В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
Николай Мельников.
Наши перспективы
Продолжать сотрудничать с Храмом:
ходить на экскурсии,
принимать участие в мероприятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архиепископ Георгий на уренской земле/ТУренские вести. 2006. 27 апреля
2. Никаноров Л. Есть в Урене такая школа // Уренские вести, 1997.
3. Потехин Л. Звонят колокола// Уренские вести. 1999. 24 августа
4. Рымин Н. Трудные ступени возрождения // Нижегородские новости, 1994, 7 января. 5. Собор Трех Великих Вселенских учителей, святителей Василия Великого, Григория
Богослова, Иоанна Златоустого // В кн. Островский К. Жития святых для детей. М: Орбита,
1991. с. 144.
6. Чернышева Т. Осиль дорогу к храму//Уренские вести. 1997. 27 февраля
7. Чернышева Т. Святители Христовы, молите бога о нас.. .//Уренские вести. 1993.18
февраля
8. Чувагина Л. Храм Трех Святителей: Прошлое и настоящее // Уренские вести.2001.№
22,29,38.
Первое фото храма
Храм Трех святителей сегодня Собор
трех великих
вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоана Златоуста.
Я в воскресной школе
Рождество Христово
С матушкой в библиотеке храма. С
батюшкой.
Я мои одноклассники на
рождественских чтениях Наш храм в праздник
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Исследовательская работа Храм ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.