ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.8

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
4 кл
05.11.2017
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассмотрены взгляды ученых на понятия «патриотическое воспитание», «патриотизм». Целью статьи является анализ особенностей формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Освещены особенности формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Трудность воспитания патриотизма у школьников осознания ими того, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация В   статье   рассмотрены   взгляды   ученых   на   понятия   «патриотическое воспитание», «патриотизм». Освещены особенности формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста.  Ключевые   слова:  патриотизм,   патриотическое   воспитание,  младший школьник, младший школьный возраст. The article deals with the views of the scientists on the concept of "patriotic education",   "patriotism".   When   covering   features   of   formation   of   patriotism   at children of primary school age. Summary Key words: patriotism, patriotic education, junior high school student, primary school age. Постановка   проблемы.  Тема   любви   к   Родине   и   ответственности   за будущее   народа   приобретает   особое   значение.   Воспитание   патриотизма является   одним   из   основных   направлений   деятельности   по   духовно­ нравственному воспитанию школьников. Федеральный   закон   РФ   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   в качестве   основных   принципов   государственной   политики   и   правового регулирования   отношений   в   сфере   образования   определяет   воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма. В Федеральном государственном образовательном  стандарте начального общего   образования   акцентируется   внимание   на   изучение   и   реализацию программы   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации», обращению  к   ценностям,  общественным   идеалам   и  нравственным   принципам, которые лежат в основе современной государственной политики.  Целью патриотического воспитания учащихся начальной школы является развития   компетентного   гражданина   России,   осознающего социально­педагогическая высоконравственного, принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную, ответственность за настоящее и будущее своей страны [2, с. 4].   творческого,   поддержка   становления   и   Анализ   исследований.  Проблемам   патриотического   воспитания   детей младшего   школьного   возраста   посвящены   научные   исследования   И.   Беха, В. Бычка,   А.   Богуш,   О. Забужко,   В.   Кузя,   В.   Шинкарук   и   др.   Эти   педагоги подчеркивают необходимость воспитания у детей младшего школьного возраста любви   к   Родине,   уважительного   отношение   к   культуре,   языку,   традициям   и обычаям своего народа. В   современной   отечественной   педагогике   различные   аспекты патриотического воспитания рассматривали ученые В. Белоусов, Н. Болдырев, В. Буткевич, Н. Гончаров, А. Живейко, М. Кусманцев, И. Тугаев, И. Харламов и другие.  Целью статьи является анализ особенностей формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Изложение   основного   материала.  Воспитательная   работа   по формированию   патриотических   чувств   в   учащихся   начальной   школы   имеет огромное значение. Это связано, в первую очередь, с тем, что современному обществу   необходим   человек,   который   любит   и   знает   свою   Родину,   ее уникальность и особенности. Анализ психолого­педагогической литературы свидетельствует о том, что патриотическое   воспитание   детей   младшего   школьного   возраста   может осуществляться   стихийно,   но   результативнее   обозначенный   процесс разворачивается   при   условии   целенаправленной   организации   в   учебно­ воспитательном процессе образовательной организации. Процесс   патриотического   воспитания   является   организованным, целенаправленным   поступательным   движением,   включающим   в   себя:   основы правовой,   политической   культуры,   знание   истории   и   традиций   своего   края; патриотические   чувства   (гражданственности,   социальной   ответственности, долга,   гордости   за   свое   Отечество);   опыт   и   культуру   патриотического поведения,   социальную   активность,   умения   и   навыки   организаторской деятельности. Таким   образом,   сущность   и   содержание   патриотического   воспитания   с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Понимание   патриотического   воспитания   невозможно   без   осмысления такого понятия, как патриотизм. Патриотизм, по мнению ученых, есть важное качество человека, предполагающее любовь к своей Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг.  В   философском   словаре   определено   патриотизм   как   нравственный   и политический   принцип,   социальное   чувство,   содержанием   которого   является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины [6, c. 358].  Словарь   русского   языка   слово   патриотизм   обозначает,   как   «любовь   к родине, преданность своему отечеству, своему народу» [4, c. 33]. Как   видим,   в   этих   определениях   акцент   делается   главным   образом   на различных отношениях личности к родине. К. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы   с   его   дурными   природными,   личными,   семейными   и   родовыми наклонностями» [5, с. 160]. А.   Беляев   рассматривает   патриотизм   как   сложный   социально­ нравственный принцип и морально­психологическое чувство. Он считает, что патриотизм как составная часть входит в состав понятия «гражданственность» и находит   выражение   в   деятельности,   направленной   на   благо   отечества.   Как социально­нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан   во   имя   сохранения,   развития   Отечества   –   конкретно­исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально­психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли [1]. В   работах   С.   Шмакова   основным   элементом   в   структуре   понятия патриотизм   является   семья.   «Мы   не   воспитаем   любви   к   Родине,   если   не пробудим у школьника любви к тишине родного дома», – указывает ученый. В этом   отношении   он   справедливо   отмечает   важность   нравственного   примера родителей, семейного лада [7]. В   Концепции   патриотического   воспитания   граждан   РФ   и   в   трех программах   «Патриотическое   воспитание   граждан   Российской   Федерации» патриотизм провозглашается в качестве общегосударственной ценности. Таким   образом,  патриотизм   как   важнейшее   состояние   человека выражается в чувстве любви к Родине, неразрывности с ее историей, культурой, достижениями, проблемами,  в  постоянном   и последовательном   стремлении  к вершинам в развитии и самореализации, определяя его гражданскую позицию, духовно­нравственную   основу,   потребность   в   достойном   самоотверженном, вплоть до самопожертвования в служении Родине.  Патриотизм необходимо воспитывать начиная с раннего детства. В данном аспекте   образовательное   учреждение   выступает   как   институт,   который осуществляет   социализацию   личности,   ее   интеграцию   в   общество.   Трудность воспитания патриотизма у школьников представляет необходимость осознания ими того, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Большого мужества требует отстаивание правды, защита невиновного человека в неблагоприятных жизненных обстоятельствах. В младшем школьном возрасте чувство патриотизма формируется, когда дети   начинают   осознавать   себя   частью   целого   культурно­исторического сообщества.  Младший школьный возраст – это сензитивный период развития ребенка с точки   зрения   формирования   социально­ценностного   поведения,   которое рассматривается   нами   как   активность   личности,   проявляющаяся   во взаимоотношениях с социумом, основанных на соблюдении общепринятых норм и   ценностей,   воспринимаемых   ребенком   как   личностно   значимое.   Данный возраст   характеризуется   повышенной   восприимчивостью   к   воспитательным воздействиям   и   активным   формированием   основы   дальнейшего   развития ребенка как личности и гражданина. Все это обусловлено такими возрастными особенностями   младших   школьников,   как   доверчивость,   подражательность, высокая познавательная активность и эмоциональность [3]. Особое значение в формировании у младших школьников любви к Родине имеет   тот   факт,   что   эмоциональные   переживания   детей   приобретают   более глубокий   и   устойчивый   характер.   Дети   этого   возраста   способны   проявлять заботу о близких людях и сверстниках.  Патриотизм,   применительно   к   ребенку   младшего   школьного   возраста определяется,   как   его   потребность   участвовать   во   всех   делах   на   благо окружающих   людей,   представителей   живой   природы,   наличие   у   него   таких качеств,   как   сострадание,   сочувствие,   чувство   собственного   достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Выводы.  Таким   образом,   исследования   ученых   показывают,   что патриотизм   принято   понимать   как   особую   направленность   самореализации   и социального   поведения   личности,   критериями   которых   являются   любовь   и служение   Отечеству.   Патриотизм   выступает   в   единстве   духовности, нравственности, гражданственности и социальной активности личности. Литература 1. Беляев,   А. В.   Социально­педагогические   основы   формирования гражданственности учащейся молодежи / А. В. Беляев. – Ставрополь : Изд­во СГУ, 1997. – 204 с. 2. Игнатова, В. В. Реализация деятельностного подхода в патриотическом воспитании   младших   школьников   /   В. В.   Игнатова,   Н. В.   Марченкова   // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 4–5. 3.  Левина,   Н. А.   Типологические   особенности   развития   патриотизма   у младших школьников : дисс. … канд. псих. наук / Н. А. Левина.  – Тамбов, 2004. – 171 с. 4. Словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М. : Просвещение, 1984. – Т. 3. – С. 33–34. 5. Ушинский, К. Д. Собрание педагогических сочинений / К. Д. Ушинский. – СПб, 1875. – 417 с. 6. Философский словарь / Ред. И. Т. Фролов. – М. : Политиздат, 1986. – С. 258–359. 7.   Шмаков,   С. А.   Игры   учащихся   –   феномен   культуры   [Текст]   / С. А. Шмаков. – М. : Наука, 1994. – 66 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017