Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».
Оценка 4.9

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
4 кл
02.04.2017
Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».
Материал данного урока поможет учителю объяснить учащимся понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие. Ученики научатся определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков. А также организовывать свою работу для самостоятельного пополнения знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.
ОРКСЭ Справедл. и милосердие Золотое прав. нравств..docx
Булавина Ирина Германовна   учитель начальных   классов ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района г. Санкт – Петербург Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Технологическая  карта  урока. Тема: «Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности». 1­я линия развития личности:  Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость,  милосердие. 2­я линия развития личности: Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие  поступки, делать правильный выбор поступков. Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно­нравственных  ценностей. Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, список понятий для игры «Твой номер», цветные  карточки с текстом материала учебника. Основные  предметные  цели:  Технологии Методы Межпредметные связи 1.Формирование  образовательных компетенций у учащихся 4 класса  в предметной области «ОРКСЭ» по теме  «Золотое правило нравственности». 2. Познакомить учащихся с понятиями «справедливость» и «милосердие». ­ технология продуктивного чтения;  ­ ИКТ;  ­ технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;  ­ технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Словесный,  наглядный, частично­поисковый. Предметы: Литературное чтение, Окружающий мир, Русский  язык. Предметные  Метапредметные  Личностные  Планируемые образовательные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для  всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и  смысле своих и чужих поступков. Анализировать и объяснять понятия: духовность,  бездуховность,  нравственность,  безнравственность,  добро, зло,  справедливость,  милосердие, золотое  правило нравственности. Учить определять своё  отношение к  происходящему в мире,  опираясь на  общечеловеческие правила  поведения, оценивать свои  и чужие поступки, делать  правильный выбор  поступков. Организовывать работу для самостоятельного  пополнения учащимися  знаний в области  социального поведения и  духовно­нравственных  ценностей. Познавательные 1. Извлекать информацию из разных источников (текст,  серия рисунков). 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Планировать свои действия. Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Методы и технологии:  ­ технология продуктивного чтения;  ­ ИКТ;  ­ технология проблемного диалога на этапе изучения  нового материала;  ­ технология оценивания образовательных достижений  (учебных успехов);  ­ частично­поисковый метод. Технология проведения урока (этапы) I. Проверка  домашнего  задания. Основные формы работы учителя и учащихся Учитель предлагает детям прочитать афоризмы, написанные на доске, и  поделиться своими размышлениями о счастье и смысле жизни. «В жизни есть только одно несомненное счастье ­ жить для другого». «Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни ­ чувствовать себя нужным  близким людям!»                                                 Антон Павлович Чехов                      Лев Николаевич Толстой      Напиши своё  мнение: Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из  текста. 2. Строить речевое высказывание в  устной форме. 3. Делать выводы на основе  анализа объектов. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в  письменной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать  самые простые, общие для всех  людей правила. 2. Ориентироваться в  нравственном содержании и  смысле своих и чужих поступков. II. Актуализация  знаний. Организация и  самоорганизация  Деление учащихся на группы  сменного  состава с помощью  игры  «Твой   номер»  Учитель говорит: «Для  активной работы на уроке  нам необходимо повторить  понятия, которые будут для нас сегодня важны, а поможет игра «Твой номер». За   Предметные Анализировать и объяснять  понятия: нравственность,  безнравственность, добро, зло, учащихся в ходе  усвоения материала.  Организация  обратной связи каждым номером прячется   понятие. Вспомните и  обсудите в группах что такое»…  1гр. Добро. 2гр. Зло. 3гр. Мораль. 4гр. Нравственность. 5гр. Безнравственность. В помощь вам учебник и тетрадь. Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок. III. Создание  проблемной  ситуации,  формулирование  проблемы.  – Откройте учебник на с. 34.  – Какова тема нашего урока? (Справедливость и милосердие. «Золотое правило  нравственности»».) Запишите  число и тему урока.  – Справедливость и милосердие свойственны всем людям? – Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут  происходить события? (В школе.) – А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и  милосердие? Прочитайте, что произошло с ребятами. – Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его  поведением.) – В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой  ситуации? В чём запутались ребята?   – Как можно это сформулировать в виде вопроса? Учащиеся высказывают свои предположения. – Проверьте  на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?  мораль. Регулятивные 1. Принимать и сохранять учебную  задачу. 2. Планировать свои действия. Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами. 3. Договариваться о правилах  общения и поведения. Познавательные 1. Извлекать информацию из  разных источников (текст, рисунки учебника). 2. Строить речевое высказывание в  устной форме. 3. Делать выводы на основе  анализа объектов. 4. Осуществлять синтез,  составлять целое из частей. Регулятивные 1. Определять цель деятельности  на уроке. 2. Принимать и сохранять учебную  задачу. 3. Планировать свои действия. Как  человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не  ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? Планирование работы. – О чём вы хотите узнать? На какие вопросы вы хотите получить ответ? Ученики  проговаривают, а учитель схематично обозначает пункты плана. IV. Решение  проблемы,  открытие новых  знаний. Чтобы ответить на вопрос поработаем с текстом. Учитель просит: «Возьмите  зелёную  карточку. Прочитайте  название текста.(Золотое правило нравственности) О каком правиле идёт речь? Давайте  подумаем, почему  правило назвали золотым?» Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени  Конфуций. Однажды один из его учеников спросил: – Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг  другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а  можно ли всё твоё учение обозначить одним­единственным словом? И из всех правил  выбрать главное?  (Можно? Предположите.)  Возьмите голубую карточку – Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?) Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах  общения и поведения. Предметные 1.Анализировать и объяснять  понятие­ золотое правило  нравственности. 2.Учиться определять своё  отношение к происходящему,  опираясь на общечеловеческие  правила поведения. Познавательные 1. Извлекать информацию из  текста. 2. Строить речевое высказывание в  устной  и письменной форме. 3. Делать выводы на основе  анализа объектов. Регулятивные 1. Принимать и сохранять учебную  задачу. Учитель читает. Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности. Почему оно «золотое»? Учитель  говорит: «Как вы  думаете?  Найдите  ответ  на вопрос на стр. 35» Учитель просит «примерь» «Золотое правило нравственности» на себя.  ­ Возьмите белую карточку, прочитайте  предложения, заполните  пропуски. Я __буду называть одноклассников обидными прозвищами Я ___буду применять физическую  силу в решении проблем  Я буду __________________________так как мне  приятно …  Учитель говорит: ­ Кто хочет  высказаться, сообщить всем, что он думает?  Проверьте себя  по учебнику. Учитель организует комментированное чтение текста. Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра.  Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь  себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас  сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой  поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как?) «Золотое правило нравственности» по­разному звучит на разных языках, но смысл его  не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица:  «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и  поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно  вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?) Что вы поняли? – Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? – Каким единственным словом он обозначил своё учение? (Взаимность.) Физминутка­работа в группах  сменного  состава. Кто понял   «Золотое правило нравственности» и   может помочь в ситуации, о которой мы прочитали на  с. 34? – Что же делать Антошке? Нельзя же оставлять поступок  Илюши без  объяснений?  2. Строить речевое высказывание в  устной и письменной  форме. 3. Делать выводы на основе  анализа объектов. 4. Осуществлять синтез,  составлять целое из частей. Предметные Анализировать и объяснять  понятия­  справедливость,  милосердие. Личностные  1. Определять и высказывать  самые простые, общие для всех  людей правила. 2. Ориентироваться в  нравственном содержании и  смысле своих и чужих поступков. Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Договариваться о правилах  общения и поведения. Как  поступить по справедливости? Словарная  работа. Учитель говорит: уточните  по словарю: справедливость ­  это…  Запишите   определение  в тетрадь, проверьте себя при  помощи записи на доске. Учитель продолжает – Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает  Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу  оставил!» Как отреагирует Илюша?  Возможны два варианта.  1. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за  тебя!»  Ситуация разрешена? Мнение детей.   А если Илюша одевает  ботинки, отказаться убирать  и просто   уходит. 2. V. Выражение решения  проблемы. VI. Итог урока.  Рефлексия.  – Воспользуйтесь  «золотым правилом нравственности» что вы посоветуете Антошке?  Посоветуйтесь в группе, как  поступить справедливо,  что он должен сделать? Мнение  детей – Жан­Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по проблеме урока, сравните его с авторским. «Многие правила поведения людей  охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих  ценностях, как справедливость и милосердие». Мнение детей. Вопросы к учащимся:  ­Что нового вы узнали на уроке? ­ Что вы сегодня повторили из того, что уже знали? ­ Ответили ли мы на главный вопрос урока? ­ Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?  ­ Оцените    свою работу, нарисуйте смайлик. Объясните свой  выбор. Мнение детей. Регулятивные  Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. Коммуникативные 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными – Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 39) или составьте своё по теме урока.  VII.  Домашнее  задание. задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные  Ориентироваться в нравственном  содержании и смысле своих и  чужих поступков.

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».

Технологическая карта урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое правило нравственности».

Технологическая карта  урока ОРКСЭ«Справедливость и милосердие. Золотое  правило  нравственности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017