Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
обществознание
4 кл
01.06.2017
Рабочая программа
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по кубановедению . Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и методическими рекомендациями по предметам. Учтены новые требования выдержать три пункта в рабочей программе: планируемые результаты, разбитые по годам, содержание учебного курса, содержание учебного предмета с характеристикой содержательных линий .
рабочая программма по кубановедению.docx
Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями:   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,  и  авторской   программы    автора   учебно­ методического комплекта по предмету  «Кубановедение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений   Краснодарского   края   /   Еременко   Е.Н.   и   др.   Краснодар:   ОИПЦ   «Перспективы образования», 2013.   Предметное содержание курса «Кубановедение»   направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного начального образования и соответствует решению следующих задач;  Реализация идеологической основы ФГОС – Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Реализация   методологической   и   методической   основы   ФГОС   –   организация   учебной деятельности учащихся на основе системно­деятельностного подхода.  Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения   основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться   1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов; воспитательного  эффекта. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: первый уровень результатов  направлен на приобретение обучающимися социальных знаний; второй уровень результатов  предполагает                                                                                                                                                    получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям,  которые лежат в основе бережного отношения  к базовым ценностям и культурному наследию.  третий уровень результатов предусматривает:  ­ получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края,  изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; ­ формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. Планируемые результаты 1 класс Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою  Родину, российский народ и историю России, за свою семью; осознание своей этнической и национальной принадлежности.  Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской  деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе  исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации;  определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.    Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: учащиеся должны знать:  свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;     адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение; традиции своей школы; улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно; основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого  пункта; основные достопримечательности родного населённого пункта; профессии жителей своего города (села, станицы и др.); основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее  окружение);    учащиеся должны уметь:     выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для  жизни; составлять рассказ­описание по картине, по увиденному; находить географические объекты на карте­схеме; реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект. Планируемые результаты 2 класс Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его  историческом и культурном ракурсе;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,   населяющих Краснодарский край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла изучения малой Родины. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: использование знаково­символических средств представления информации для создания  родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных  технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном  информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,  передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,  познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с  помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и  анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео­,  фото­ и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной  избирательности, этики и этикета. Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: учащиеся должны знать/понимать особенности времён года, характерные для своей местности; особенности рельефа своей местности; названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности; названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности,  правила защитников природы; значение Красной книги Краснодарского края;               особенности труда и быта земляков; родственные связи в семье, уклад семьи; герб, флаг, гимн Краснодарского края; кубанские песни, пословицы и поговорки; основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у  водоёмов, в школе; имена выдающихся людей своего района; учащиеся должны уметь     показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой  населённый пункт; рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы; различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения);  выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у  водоёмов, в лесу, в горах. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и  животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.;  планирования и реализации индивидуального проекта. Планируемые результаты 3 класс Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах поведения в обществе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­ нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской  деятельностью.       Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий. Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: учащиеся должны знать/понимать    связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани; природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры  населения Краснодарского края;  формы земной поверхности края;    разновидности водоёмов края; особенности почв края, их значение для жизни растений и животных; названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае  растений и животных;  герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы),  района;  фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.; учащиеся должны уметь  определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека  животных; различать особо охраняемые растения и редких животных; ориентироваться по физической карте Краснодарского края; объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и  исторических достопримечательностей.    Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью  наблюдения над особенностями труда и быта людей; выполнения правил поведения во время стихийных бедствий; соблюдения правил сбора грибов в  своей местности; правильного поведения у водоёма в разное время года; бережного отношения к  растениям и животным. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: Планируемые результаты 4 класс развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской  деятельностью; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к  материальным и духовным ценностям.            Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:   осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий;   формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,    культуре; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись,  сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от  окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: учащиеся должны знать/понимать  природные зоны Краснодарского края; различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности; природные богатства родного края и их использование человеком; символику Краснодарского края; органы местного самоуправления; даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.); особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;   достопримечательности края, своего района; наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни  Краснодарского края; особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; важнейшие экологические проблемы Краснодарского края; заповедники и заказники, находящиеся на территории края;     фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани; учащиеся должны уметь      определять местоположение Краснодарского края на карте России; узнавать наиболее распространённые лекарственные растения; определять хронологическую последовательность основных событий (исторических,  культурных, спортивных); правильно называть памятники культуры и истории края; исполнять гимн Краснодарского края. Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна  Краснодарского края, соблюдения изученных правил безопасного поведения, исполнения знакомых  народных песен, выполнения исследовательских и творческих проектов. В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования  предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов  выпускником начальной школы: Личностные   результаты  освоения   учебной   дисциплины   «Кубановедение»   должны отражать:  ­ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;  ­ осознание своей этнической и национальной принадлежности;   ­   формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   свой   род   в   его историческом и культурном ракурсе;  ­ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;  ­   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;   ­   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;   ­   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­   нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;  ­ умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;   ­ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: ­   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   исследовательской деятельности, поиска средств сё осуществления;  ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  ­ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской   деятельности   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;  ­ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;   ­ использование знаково­символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); ­ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;  ­ использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными,   познавательными, исследовательскими   задачами,   в   том   числе   умение   вводить   текст   с   помощью   клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,   готовить   свое   выступление   и   выступать   с   аудио­,   видео­,   фото­   и   графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;  ­ осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;   ­   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;\   ­   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать   возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;  ­ аргументация своей точки зрения и оценка событий;  ­ формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;  ­ освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  Предметные ­   в   познавательной   сфере  —   понимание   значения   своей   малой   Родины   в   жизни   человека   и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона; ­  в ценностно­эстетической сфере  — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной     деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского   искусства (в пределах   изученного);   проявление   устойчивого   интереса   к   традициям   своего   народа   и   других народов; ­  в  коммуникативной   сфере  —   способность   высказывать   суждения   о   родном   крае,   вести дискуссию,   отстаивать   свою   точку   зрения,   умение   обсуждать   коллективные   результаты деятельности; ­ в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в   собственной   деятельности;   создание   новых   проектов   путём   трансформации   известных   (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час). Раздел 1. Я и моя семья (7 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье.  Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.  Творческий проект «Будем жить одной семьей». Раздел 2. Я и моя школа (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы.  Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной  дружбы.  Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи». Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов). Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого  пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель». Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов). Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и  домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного  края.  Творческая ма   Раздел 4. Духовные истоки  Кубани (4 часа). Семья.  Родители. Родительская  любовь  и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша  школа.  Воскресная школа.  Светские  и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни  моей малой Родины.    стерская «Милый сердцу уголок». 2 класс (34 часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час). Раздел 1. Природа моей местности (12 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоёмы  моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира  моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и  использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении  ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края.  Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». Раздел 2. Населённые пункты (6 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка­зима, зима снежная была». Населённые пункты моего района. История образования города (района). Глава города (района).  Улицы моего населённого пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в  названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моём  городе (районе). Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время». Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Земляки ­ жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли.  Профессии и место работы членов семьи. Ремёсла, распространённые в районе. Знаменитые люди.  Доска почёта в населённом пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад  кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 4. Духовные истоки  Кубани (4 часа). Родная земля. Родина.  Поклонные кресты.  Духовные родники жизни.  Религиозные  традиции моих земляков. Красный угол.  Икона. "Нет  больше  той  любви,  чем  жизнь  отдать  за  други своя".  Введение. Изучаем родной край (1 час). 3 класс (34 часа) Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления  (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия  (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь  земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные  водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края.  Чернозёмы ­ природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир  прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань ­ территория здоровья. Курорты  Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира:  талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая  карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц.  Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп ­ столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего». Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории  кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции.  Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». Раздел 4. Духовные истоки  Кубани (4 часа). Святые источники Кубани. Храмы.  Внутреннее  и внешнее устройство. Именины.  Подвиг  материнства.   4 класс (34 часа) Введение. Мой край на карте России (1 час). Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (10 часов). Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества.  Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Краснодарского края.  Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые  Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк).  Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для  жителей России. Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую». Раздел 2. Земля отцов ­ моя земля (11 часов). Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища.  Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в  литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Устная история родного  края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар ­ Краснодар. Краснодар —  административный центр Краснодарского края. Губернатор. Проектная работа «Земля отцов ­ моя земля». Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки ­ гордость  страны. Радетели земли кубанской. Ты ­ наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». Раздел 4. Духовные истоки  Кубани (4 часа). Библия. Библиотеки.  Культурное  наследие Кубани. Музеи  ­  хранители материальной  и   духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани.   10 заповедей. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 Темы раздела  Кол­во часов Характеристика деятельности 1  кл 1 2 кл 1 3 кл 1 4 кл 1 обучающихся     изучает   что Объяснять, кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край,   район,   в   котором   проживает.  Оценивать духовно­нравственный   смысл   понятия   «малая родина»,   Характеризовать   понятия   «гимн»,   «флаг», «герб».   Анализировать   символику   своего   района. Изображать   или   делать   аппликацию   флага   и   герба своего   района.   Демонстрировать   знание   правил поведения   во   время   слушания   гимна.   Совместно   с учителем   и   одноклассниками   составлять   план экскурсии.   Анализировать   задания   экскурсионного листа. Рассказывать о том, что было изучено. Знако­ миться   с   учебным   пособием,   с   условными обозначениями   Определять   месторасположение Краснодарского   края   по   отношению   к   другим регионам,   странам.   Определять   регионы   ­   соседей Краснодарского   края.   Знать   о   видах   связи (железнодорожной   и   воздушной)   с   другими регионами нашей страны. Называть   своё   имя,   называть   имена   родных, одноклассников.   Описывать   свой   характер,   рас­ сказывать   о   своей   мечте.   Анализировать   способы разгадывания   ребусов.   Составлять   ребус   своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии   в   коллективных   занятиях,   анализировать правила   взаимодействия   во   время   этих   занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о   любимых   совместных   занятиях,   семейных   играх. Характеризовать   понятия   «обязанность»   и «увлечение».   Перечислять   домашние   обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать   о   любимом   семейном   празднике. Иллюстрировать   рассказ   рисунком,   фотографией. Сопоставлять   и   сравнивать   традиции   празднования одного   и   того   же   праздника   в   разных семьях.Участвовать   в   коллективном   проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения   действий.   Описывать   коллективный проект, оценивать участие каждого. Рассказывать о своей школе. Называть отличия  различных видов школ (спортивной, музыкальной,  воскресной и др.). Рассказывать о школьных  принадлежностях, классифицировать их,  различными     Название раздела  Введение  Мой родной край  Символика района  (города), в котором я живу. Мой край на карте  России. Я  и моя  семья  7 Будем знакомы!  Кто я? Какой я? Любимые  занятия. Моя семья. Обязанности и  увлечения в нашей  семье. Семейные тра­ диции. Праздники,  которые мы  отмечаем вместе. Творческий проект  «Будем жить одной семьёй». Я и моя  школа  6 Наша школа.  Правила поведения  в школе. Знакомство со школой. Традиции  нашей школы Школьные  поручения и обя­ занности. Мой  режим дня. Мои однокласс­ ники. Правила  школьной дружбы. Творческий проект  «Мы такие разные,  но так похожи». Я и мои  родные  8 Главный город  Краснодарского  края. Достопримеча­ тельности. Мой адрес. Улица,  на которой я живу. Правила поведения  в общественных ме­ стах, на улице, в  транспорте. Труд жителей  моего населённого  пункта. Труд моих  родных. Исследовательский  проект «Какой я  житель». 11 анализировать способы бережного отношения к ним.  Анализировать своё поведение и других детей в  школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила  поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По  результатам экскурсии записывать адрес школы,  отмечать различные кабинеты и помещения,  объяснять их предназначение. Обсуждать с  одноклассниками и изображать символическое  обозначение своего кабинета. Анализировать своё  поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об  истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение».  Анализировать деятельность в ходе выполнения  школьных поручений. Оценивать свои возможности и  обосновывать своё желание выполнять то или иное  поручение. Анализировать учебное и свободное  время. Составлять режим дня, сопоставлять свой  режим с нормами здорового образа жизни. Называть  имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с  одноклассниками правила школьной дружбы.  Анализировать своё поведение в соответствии с  этими правилами. Объединяться в группы,  руководствуясь общими интересами. Участвовать в  групповом проекте. Определять свою часть работы,  анализировать качество её выполнения Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях   с   опорой   на   фотографии,   картины, рисунки. понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях   Краснодарского   края   и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать   в   составлении   плана   рассказа «Достопримечательности   нашего   населённого пункта».   Называть   свой   адрес.   Описывать   свою улицу,   опираясь   на   наблюдения,   иллюстративный материал. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать   правила   поведения   пешехода. Описывать   знаки   дорожного   движения.   Классифи­ цировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать   правила   поведения   в   общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать   правила   перехода   через   дорогу   в зависимости   от   вида   транспорта.   Составлять   план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии   своих   родных,   рассказывать   об особенности   их   деятельности.   Слушать   рассказы представителей профессий. Характеризовать   понятия   «индивидуальный»   и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему   бережного   отношения   к   чужому   труду. Участвовать   в   групповом   проекте.   Отвечать   на вопросы   о   своём   населённом   пункте (достопримечательности,   памятные   места,   парки   и пр.).   Рассказывать,   как   вести   себя   на   улице,   в общественных  местах,   в транспорте.   Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с Характеризовать       различных Я и  природа  вокруг  меня Природа  моей  местности  7 12 Растения и жи­ вотные вокруг  меня. Что где  растёт, кто где  живёт. Забота о комнатных растениях и  домашних Красота природы  моей местности.  Поэты, писатели,  художники о  красоте родного  края. Творческая  мастерская  «Милый сердцу  уголок». Годовой  исследовательский  проект сезонных  изменений. Часть 1: «Уж небо осенью  дышало». Формы  земной поверхности моей местности. Водоёмы моей  местности и их  обитатели. Правила поведения у  водоёмов. Разнообразный  растительный мир  моей местности. Лекарственные  растения. Правила  сбора и использо­ вание  лекарственных рас­ тений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении  ядовитыми  растениями. Животный мир  моей местности. Красная книга  Краснодарского  12   мысли,   Анализировать   фотографиями. поставленной целью. Наблюдать   во   время   экскурсии   за   погодой, растительным   и   животным   миром.   Составлять рассказ   об   увиденном.   Анализировать   правила поведения   во   время   экскурсии   на   природу. Сопоставлять   свое   поведение   с   нормами.   Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном   из   них,   иллюстрировать   повествование рисунками,   Рассказывать   об   классифицировать   их. окружающих   растениях, Анализировать   способы   заботливого   отношения   к комнатным   растениям   и   домашним   животным. Наблюдать   за   деятельностью   ветеринара   (или   слу­ шать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы   родного   края.   Сопоставлять   свои впечатления,   чувства   с   чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих   красоту   родного   края.   Выбирать   для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы.   его   достоинства. Использовать   средства   выразительности   речи   и   пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Анализировать   сезонные   изменения   в   природе   и жизни   человека.   Перечислять   дары   осени, классифицировать   их   и   описывать.   Анализировать картины   художников,   составлять   натюрморт   из фруктов   и   овощей,   рисовать   его.   Совместно   с учителем   и   одноклассниками   составлять   план экскурсии.   Анализировать   задания   экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями   одноклассников.   Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть   Краснодарского   края,   физическая   карта   К.к, условные   обозначения.   Перечислять   названия известных   водоёмов,   описывать   занятия   людей   у водоёмов.   Описывать   Чёрное   и   Азовское   моря, сравнивать их основные хар­ки. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть   города,   расположенные   на   её   берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.   Перечислять   названия   растений   своей местности.   Классифицировать   растения   на   группы. Характеризовать   культурные   и   дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое поэтическое). Иллюстрировать   свой   рассказ   фотографиями   или рисунками. Характеризовать понятие «лекарственные растения».   Перечислять   лекарственные   растения, произрастающие   на   Кубани,   анализировать   правила их   сбора.   Описывать   способы   применения   лекар­ ственных   растений.   Характеризовать   понятие «ядовитые   растения».   Определять   их   основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи   при   отравлении   растениями.   Перечислять названия животных своей местности. Классифициро­ вать   их.  Составлять   рассказы  о  диких  и  домашних животных,   искать   в   энциклопедической   литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний   описание, 6 11 Населенные  пункты Труд и быт  моих  земляков  края. Правила  защитников при­ роды. Исследовательский  проект «Растения и животные в  природе и жизни  людей». Годовой  исследовательский  проект сезонных  изменений. Часть 2: «Зимушка­ зима,  зима снежная  была». Мой родной  город. Улицы моего населённого пункта История  образования города (района). Населённые пункты моего района. Исследовательский  проект «Где я могу  проводить сво­ бодное время». Казачья станица.  Религиозные  традиции моих  земляков. Особенности  казачьего быта. Уклад кубанской  семьи. Ремёсла,  распространённые в моём районе. Труженики родной  земли. Годовой  исследовательский  проект сезонных  изменений. Часть 3: «Ласточка с весною 13     учреждения вид   и   повадки   животных,   опираясь   на   худо­ жественные   произведения,   картины   художников, скульптурные   произведения.   Составлять   рассказ   о своём   любимом   животном,   иллюстрируя   рисунком или   фотографией.   Анализировать,   какую   пользу приносят   животные   человеку.   Знать   названия некоторых   растений   и   животных,   занесённых   в Красную   книгу   К.к.   Слушать   рассказ   учителя   об исчезающих   животных   и   растениях   своего   района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать   с   одноклассниками   правила защитников   природы.   Планировать   и   выполнять индивидуальный проект.  Фиксировать   наблюдения   за   погодными   условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы.   Рассказывать   об   одном   из   них.   Соотносить различные (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего   населённого   пункта.   Слушать   рассказ   об истории   образования   своего   района,   фиксировать дату   образования,   связанные   с   этим   события. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город»,   «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить   различные   типы   населённых   пунктов   на карте   своего   района,   называть   их.   Участвовать   в групповом проекте, выбрав группу по схожим инте­ ресам.   Описывать   место   свободного   время препровождения, режим работы, направленность. Фиксировать   наблюдения   за   погодными   условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы.   Рассказывать   об   одном   из   них.   Соотносить различные (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего   населённого   пункта.   Слушать   рассказ   об истории   образования   своего   района,   фиксировать дату   образования,   связанные   с   этим   события. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город»,   «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить   различные   типы   населённых   пунктов   на карте   своего   района,   называть   их.   Участвовать   в   «станица»,   «станица»,   «село»,   «село»,   «хутор»,   «хутор»,   учреждения Нет в мире  краше  родины  нашей в сени к нам  летит». Профессии  и место работы  членов семьи. Мои земляки в  годы Великой  Отечественной  войны. Семья и семейные  традиции Творческий проект  «Труд в моей  семье» Годовой  исследовательский  проект сезонных  изменений. Часть 4: «Здравствуй,  лето!». Рельеф  Краснодарского  края:  возвышенности,  низменности,  равнины, горы. Природные явления и стихийные  бедствия Водоёмы  Краснодарского  края Кубань ­  территория  здоровья. Курорты  Краснодарского  края. Спорт,  туризм. Красота  окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше  Родины нашей  (проектная работа). 10 Без  прошлого  нет  настоящего Прошлое и  настоящее. «Лента  времени». Историческая  9 14 групповом проекте, выбрав группу по схожим инте­ ресам. свободного   Описывать времяпрепровождения, работы, направленность. место режим               явления, характерные Характеризовать   рельеф   Краснодарского   края. Показывать   на   карте   горную   и   равнинную   части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные для Краснодарского   края.   Описывать   одно   их   них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и   характеризовать   стихийные   бедствия.   Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить   примеры   борьбы   земляков   с последствиями   стихийных   бедствий.   Описывать растительный   и  животный   мир   с   опорой   на   карты­ схемы.  Сравнивать растительность и животный мир равнинной   и   горной   частей   Краснодарского   края. Характеризовать   понятие   «культурное   растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ   об   одном   из   них.   Называть   грибы,   распро­ странённые   на   территории   Краснодарского   края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять   курорты Краснодарского   края.   Показывать   их   на   карте. Составлять   сообщение   об   одном   из   курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). Анализировать   творчество   писателей,   художников, которые   старались   передать   красоту   родного   края. Характеризовать   понятие   «талант».   Отвечать   на вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои ответы   текстом   учебника,   своими   наблюдениями   и исследованиями. Планировать  и реализовать проект «Нет  в мире краше Родины нашей». Анализировать картину   художника,   высказывать   своё   мнение   и аргументировать его. Характеризовать   понятие   «лента   времени». Определять   последовательность   исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать   на   карте   путь   переселения   казаков   с   и   характеризовать карта, история на  карте. Древние  города. С верою в сердце. Символика  Краснодарского  края. История и  современность. Добрые соседи.  Майкоп ­ столица  Республики Ады­ гея. Без прошлого нет  настоящего  (проектная работа). Твоя родословная. Ты   и   твоё   имя, имена в моей семье. Из истории  кубанских  фамилий. Мама. Твои   земляки   ­ труженики. Кубанские умельцы Народные   обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему   роду нет переводу (проектная работа)   Казачьему  роду нет  переводу 10 15   опорой   на   текст   учебника.   Описывать   переселение казаков   по   представлению.   Перечислять   названия первых станиц и показывать   на карте. Рассказывать историю   основания   своего   населённого   пункта.. Анализировать   отличия   православного   храма   от культовых   сооружений   иных   религий   и   других архитектурных   сооружений.   Рассказывать   о   святом (или   православном   празднике),   во   имя   которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе)..   Знать   текст   гимна   Краснодарского   края, правила   поведения   во   время   исполнения   гимна, поднятия   и   спуска   флага.   Оценивать   духовно­ нравственный   смысл   понятия   «дружба   народов». Показывать   на   карте   Республику   Адыгея   и   её столицу.   Называть   государства   и   субъекты   РФ,   с которыми граничит Краснодарский край.Отвечать на вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои ответы   текстом   учебника,   своими   наблюдениями   и исследованиями.   Планировать   и   реализовывать проект   «Лента   времени».   Анализировать   картину художника,   высказывать   своё   мнение   и аргументировать его. Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой   Рисовать   генеалогическое   дерево. на   план. Оформлять альбом   «Моя   родословная». Рассказывать   о   своём   имени,   о   его   значении. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Анализировать   кубанские   фамилии,   фамилии одноклассников.   Классифицировать   фамилии   по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии   по   результатам   опроса   родных,   изучения словарей.   Характеризовать   понятия   «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные   ценности.   Приводить   примеры,   когда   от­ стаивалась   честь   рода,   семьи,   Родины.   Используя различные   источники   информации   (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о   подвиге   солдатских   матерей   своего   района,   о матерях­героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Рассказывать об известных людях труда ­ земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять   сказку   о   культурных   растениях. Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять   рекламу  изделиям   народно­прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и   традиции.   Анализировать   взаимосвязь   обычаев   и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды   фольклора,   распространённые   на   Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать   на   вопросы,   выполнять   задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями   и   исследованиями.   Планировать   и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать   скульптуру   художника,   высказывать своё мнение и аргументировать его. Земля  отцов­моя  земля Жизнь дана на добрые  дела   Вещественные исторические источники. История Кубани в  архитектуре. Древние жилища.  Современный  облик края. Вещи рассказывают о прошлом. Предметы   быта различных эпох. Народные   ремёсла и   промыслы   на Кубани. Одежда   жителей Кубани   в   прошлом и настоящем. Письменные  источники. Устная история  родного края. Современная  административная  карта  Краснодарского  края. Районы  Краснодарского  края. Екатеринодар  ­Краснодар. Краснодар —  административный  центр  Краснодарского  края. Земля   отцов   ­   моя земля   (проектная работа). Обычаи и традиции  народов, живущих  на Кубани. Защитники Отечества. Труженики полей. Радетели земли  кубанской. Наши  16 11 Исследовать   и   характеризовать   исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с   точки   зрения   вещественного   исторического источника.   Определять   по   карте   Краснодарского края   стоянку   древнего   человека.   Описывать старинные   архитектурные   здания   своего   района, рассказывать   об   одном   из   них.   Описывать   жилища древнего   человека   и   современника,   сравнивать   их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в   разные   времена.   Сопоставлять   предметы   быта различных   эпох,   находить   отличия   и   сходства   с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве   данного   вида   источников   для   будущих исследователей. Сопоставлять   место   проживания,   географические особенности с видом народно­прикладного искусства, распространённого   в  данной   местности.   Составлять вопросы   для   интервью   с   народными   умельцами. Наблюдать   за   их   работой   и   описывать   её. Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные   её   части   с   современными   элементами. Анализировать   различные   национальные   костюмы, определяя   черты   их   сходства   и   различия. Исследовать   и   характеризовать   письменные исторические источники. Представлять современные записи   в   качестве   данного   вида   источников   в будущем. Определять,   каким   образом   отразились   культурно­ исторические   традиции   в   устном   народном творчестве. Планировать   и   реализовывать   проект   «Мы   ­   дети Кубани»   на   основе   изучения   обычаев   и   традиций народностей, представители которых живут в твоей местности   и   учатся   в   данной   школе.   Перечислять районы   Краснодарского   края,   выделять   среди   них граничащие   со   своим   районом.   Показывать   их   на административной   карте   Краснодарского   края. Составлять   рассказ   об   одном   из   районов. Рассказывать   об   истории   главного   города Краснодарского   края,   используя   различные исторические   источники.   Характеризовать   понятие «административный   центр».   Объяснять   полномочия губернатора, значение его деятельности. Отвечать на вопросы,   выполнять   задания,   подтверждая   свои ответы   текстом   учебника,   своими   наблюдениями   и исследованиями.   Планировать   и   реализовывать проект   «Письменный   исторический   источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Фиксировать   на   «ленте   времени»   год   основания первой   школы   на   Кубани.   Сопоставлять   школьные предметы, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать   причины,   изменившие   школу. Перечислять   и   рассказывать   о   героях   Великой Отечественной   войны,   Планировать   и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте   времени»   дату   освобождения   своего принадлежности,   тыла. 8 4 4 4 4 Духовные  истоки  земляки ­ гордость  страны. Ты   ­   наследник земли отцов. Жизнь   дана   на добрые дела (проектная работа).   Семья.  Родители.  Родительская   любовь  и  благословение. Традиции казачьей  семьи Наша  школа.   Воскресная  школа.  Светские  и православные   традиции  школы Достопримечатель­ ности. Духовные   святыни  моей  малой Родины. Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные   родники жизни. Религиозные традиции   моих земляков. Красный угол.   Икона. "Нет    больше     той любви,   чем     жизнь отдать  за  други  своя"   17   сохранение земляков,   объединив   населённого   пункта   от   захватчиков.   Составлять рассказ   о   людях   труда.   Анализировать   качества учёных­   селикционеров   позволивших   им   добиться мировой   известности.   Со  ставлять   статью   «Герои кубанских   полей»   с   опорой   на   СМИ,   рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать   нравственный   смысл   понятий «гордость   страны»,   «радетели   земли   кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся   статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли   кубанской»   (по   выбору:   о   выдающихся деятелях   науки,   образования,   искусства,   культуры, космонавтах,   врачах,   спортсменах,   политиках). Определять   и   обосновывать   цели   на   будущее. Сопоставлять   свои   цели   с   целями   общества,   в   Обозначать   степень   от­ котором   живёшь. ветственности   за   культурно­ исторического   наследия.   Отвечать   на   вопросы, выполнять   задания,   подтверждая   свои   ответы текстом   учебника,   своими   наблюдениями   и исследованиями.   Планировать   и   реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину   художника,   высказывать   своё   мнение   и аргументировать его. Различать   понятие     "Родина",     "малая     Родина". Узнать, что такое   поклонный   крест, о   традициях установления  поклонных  крестов  на Кубани.  Узнать   об   источниках     становления человека:   храм,   семья,   книги,   традиции   и   др. Узнать, что  такое  «красный  угол».  Иконы,  составляющие  "красный  угол". Почитаемые  иконы в     История написания семейных икон. Знать, что защита Родины ­священный долг. Подвиг во  имя  жизни  других  людей.  Святые заступники Руси.  Духовный  смысл    православных   Значение праздников. крещения.     История возникновения   святых   источников.   Карта святых источников края. Устройство   храма   и   его   значение. Особенности архитектуры,     традиции (престольный   праздник,   храмовая   икона,   памятные даты)   Что     такое     именины.         День     небесного покровителя.       Святые.   Традиции имя наречения. Мерные иконы. Любовь  матери.  Материнский  труд, уважительное   отношение   к   нему.   Жизнь   и материнский     Пресвятой   Богородицы. Многодетная семья. Узнать, что Евангелие  –  главная книга     Подготовить   сообщение   о Возникновении библиотек  при  храмах  и  монастырях.   Рассказать о Православных  традициях в     музыкальных,     художественных,     литературных произведения  известных,  талантливых земляков.   Подготовить   сообщение   «Духовные   краеведческих,   художественных   Литературный   музей   сокровищница   старинных   исторических  книг.    Крещение   Господне.   Крещенские   традиции.     сокровища   музеев».   –   и   православных  кубанских     Краснодара       духовных       иконостас.   Храмовые     подвиг     казаков.   духовного     семьях.     г. Святые источники  Кубани. Храмы.   Внутреннее  и  внешнее  устройство.  Именины. Подвиг  материнства. Библия. Библиотеки.   Культурное наследие  Кубани.  Музеи  ­  хранители материальной     и духовной  культуры  Я   как   хранитель духовного  наследия Кубани.    10 заповедей.   Итого Итоговый  урок:  подведение  итогов  исследовательских проектов.   18 33 34 34 34                      1 кл         2 кл       3 кл       4 кл  Проектов     3              3             3            3 СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                          Заместитель директора по УВР методического объединения  учителей начальных  классов СОШ № 9                                _____________  Некрылова О.В от 25.08.16 года № 1                                                                                                                                                                                                                           26 августа 2016 года ___________ Бондарь Л.И 19

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017