Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
химия
11 кл +1
28.11.2018
Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"
Данная исследовательская работа (проект) содержит теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний. Приводиться пример практического применения модульно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний в Усть-Каменогорском многопрофильном технологическом колледже: структура модульной программы и система непрерывного контроля. а также перевод рейтинговых баллов в традиционную оценку. Кроме этого, рассмотрена возможность применения данной технологии в средней школе.
Проект.docx
Министерство образования и науки Республики Казахстан АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО ПРОЕКТ Использование  рейтинговой оценки знаний  на уроках химии Слушатель  Кузнецова Марина Юрьевна общеобразовательная школа «Исток» учитель химии Руководитель  Алпыспаева М.К., ст. преподаватель кафедры ИТ и МПЕГД Усть­Каменогорск, 2014 СОДЕРЖАНИЕ 1.ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4 1.1.Краткое обоснование проекта.......................................................................4 1.2.Цели и задачи проекта...................................................................................4 2.Основное содержание проекта............................................................................7 2.1.Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний..............................................................................................7 2.2.Практическое применение рейтинговой системы контроля и оценки знаний.........................................................................................................11 2.3.Практическое применение рейтинговой системы контроля и оценки знаний в средней школе............................................................................16 3.заключение..........................................................................................................18 4.Список литературы.............................................................................................19 3 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Краткое обоснование проекта На   современном   этапе   реформирования   образования   встает   вопрос внедрения новых форм оценки знаний. Школьная система балльных оценок (абсолютная   количественная   шкала)   не   всегда   отражает   качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем­то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке   эксперимента.   Необходимость   внедрения   рейтинговой   системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой  рейтингового  контроля  знаний  учащихся  занимались  B.C. Аванесов,   Ю.А.   Афанасьев,   В.П.   Беспалько,   Н.К.   Гайдай,   М.Т.   Громова, Талызина и др. Тема   данного   проекта   очень   актуальна   на   сегодняшний   день.   Ведь сегодня   меняются   цели   и   задачи   обучения,   и,   соответственно,   меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного   процесса   по   профилям   и   уровням   обучения.   Решению данных   задач   способствует   применением   целого   ряда   педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса. Процесс   обучения   предполагает   наличие   результатов   обучения.   О соответствии   целей   и   результатов   можно   говорить,   когда   имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов.   Сами   же   измерительные   инструменты   во   многом   зависят   от характера критериев, применяемых оценочных шкал. В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких   вопросов   как   сочетание   форм   и   методов   контроля,   разработка системы   оценивания,   а   также   роли   системы   рейтингового   контроля   как одного из важнейших мотивирующих факторов 1.2. Цели и задачи проекта Предмет проекта:  использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний в общеобразовательной школе 4 Цель   проекта:  выявить   возможность   использования   рейтинговой системы контроля и оценки знаний на уроках химии. 5 Задачи проекта: 1. Проанализировать   психолого­педагогическую   литературу   по предмету проекта. 2. 3. Раскрыть сущность рейтинговой системы; Разработать технологию рейтинговой оценки учащихся 11 класса общественно­гуманитарного направления по дисциплине «Химия». На   различных   этапах   работы   для   решения   поставленных   задач использовался комплекс методов, среди которых: изучение и анализ действующих учебного плана11 класса общественно­ гуманитарного направления по курсу «Химия» изучение и обобщение педагогического опыта; статистико­математические методы обработки данных. 6 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 2.1. Теоретические основы исследования рейтинговой системы  контроля и оценки знаний Рейтинг­   с   английского   rating   ­   это   отметка,   некоторая   численная характеристика какого­либо качественного понятия. Рейтинг­   индивидуальный   числовой   показатель   оценки   достижений   в классификационном списке. Рейтинг­   метод   оценивания,   или   психологического   измерения, основанного на суждениях компетентных судей. Рейтинг учащихся­ метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно­ обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. Рейтинговая система­ совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся,   позволяющем   присвоить   персональный   рейтинг   (интегральную оценку,   число)   каждому   учащемуся   в   разрезе   любой   учебной   дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. Обычно   под  рейтингом  понимается   «накопленная   отметка»   как   по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. В   своей   совокупности   рейтинг   подразделяется   на   различные   виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе: 1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося и его результаты на экзамене; 2)  совокупный  рейтинг,  отражающий  успеваемость  учащегося  по  всем предметам, изучаемым в данном семестре; 3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода; 4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого­то периода обучения. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации   самостоятельности   учащихся   средствами   своевременной   и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. 7 8 Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний 1) весь курс обучения разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен. 2) по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах. 3)   в   конце   обучения   определяется   сумма   набранных   за   весь   период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% , могут быть освобождены от зачетов (экзаменов). Рейтинговая   система   контроля   знаний   не   требует   какой­либо существенной   перестройки   учебного   процесса,   хорошо   сочетается   с занятиями в режиме технологий личностно­ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и  умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель  корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы  учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления  образовательной деятельностью. Главная сложность  при внедрении  рейтинговой  системы контроля ­ значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам   и   на   дополнительные   занятия.   Однако   с   приобретением   опыта острота проблемы снижается. Определение максимальной рейтинговой отметки Если   контроль   знаний   и   умений   непрерывный,   то   максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле: R mах= (N/2) 5,  где N ­ количество  часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 ­ максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Например, если предмет изучается в течение 34 часов, то максимальное количество баллов ­ 85. Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам). Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости учащихся. 1).   Устанавливается   «весомость»   конкретного   предмета   в   учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле. 2). Рассчитывается учебная успешность. «Контрольные точки» Выполняя   какое­либо   задание,   ученик   зарабатывает   определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его 9 выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся. Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него: реферат (10); составление библиографии и аннотаций ­ 5 источников информации по теме (15); кодирование текста учебника, статьи, журнала (5); конструирование   вопросов   разного   уровня   сложности   и   эталонных ответов (5); подготовка дополнительного материала по теме (5). Выполнение практической работы по теме (10). Решение проблемных задач по теме (5). Устный ответ ­ монолог (5). Контрольная работа по содержанию темы (10). Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии (10). Дополнительные   баллы   начисляются   за   изготовление   раздаточного материала,   выполнение   индивидуальных   заданий   учителя,   оформление средств наглядности и др. (5). Штрафные   баллы:   отклонение   от   графика   и   несвоевременная   сдача работы ­ минус 20 баллов, отказ от устного ответа ­ минус 5 баллов. Таким образом, изучая дисциплину, студент набирает 85 баллов. Данная форма рейтинговой системы контроля применяется в ВУЗах.  Такой вариант рейтинговой оценки знаний не очень удобен для средней школы, так как необходима дополнительная работа по переводу полученных баллов для каждого вида работ в пятибалльную оценку для выставления в журнал. 10 2.2. Практическое применение рейтинговой системы контроля и оценки  знаний С 1996 года я занималась изучением возможности применения модульно­ рейтинговой технологии в среднем специальном учебном заведении.  Основным элементом данной технологии является модуль.     Разработанная мною модульная программа состоит из четырех модулей.  Модули структурируются по блокам, имеющим частные цели, но  подчиняющиеся единой дидактической цели модуля. 11 Обязательна система непрерывного контроля знаний. 12 Рейтинговая система контроля знаний предполагает количественную  оценку знаний по предмету. Для этого используется десятибалльная шкала. В  журнал оценки выставляются по четырехбалльной системе. Перевод  осуществляется следующим образом:  13 Для каждого вида контроля определяется коэффициент значимости.   По каждому модулю высчитывается рейтинговый балл   14 Учащиеся заранее знают все виды работ модуля. После изучения всех модулей вычисляется рейтинг предмета.   Предмет   считается   усвоенным,   если   учащийся   набирает   7,5   баллов   и больше. К экзамену допускаются учащиеся, набравшие не менее 5 баллов из десяти. 15 2.3. Практическое применение рейтинговой системы контроля и оценки  знаний в средней школе Модульно­рейтинговая технология обучения может быть использована и при изучении курса «Химия» в средней школе. Опираясь на опыт разработки и   практического   применения   данной   технологии   в   среднем   учебном заведении, мне не составляет труда применять ее и в средней школе.  Весь материал курса «Химия» в 11 классе общественно­гуманитарного направления   в   количестве   34   часов   я   разделила   на   4   модуля,   не   выделяя блоков в каждом модуле. Модуль №1 «Теория строения органических соединений» Модуль №2 «Углеводороды» Модуль №3 «Кислородсодержащие органические соединения» Модуль №4 «Азотсодержащие органические соединения»  Выделила   следующие   структурные   компоненты   модуля   №2 «Углеводороды»: Учебная  цель  –  развить   знания   учащихся   о   многообразии   соединений углеводородов, сформировать представление о насыщенных, ненасыщенных и ароматических углеводородах. Основные вопросы:  1. Строение, изомерия, физические и химические свойства, получение и применение  алканов циклоалканов алкенов алкадиенов алкинов аренов 2. Природные источники углеводородов: запасы, добыча, переработка и использование; перспективы и охрана окружающей среды. Текущий контроль: 1. мини­контроль «Изомерия и номенклатура алканов» 2. самостоятельная работа «Циклоалканы» 3. мини­контроль «Химические свойства алкенов» 4. презентации   на   выбор   по   темам   «Натуральный   каучук», «Синтетические   каучуки»,   «Каучуконосные   растения   Казахстана», «Месторождения   углеводородов   в   Казахстане»,   «Природный   и   попутный нефтяной газы», «Нефть», «Экологические аспекты добычи, переработки и 16 использования   полезных   ископаемых»,   «Развитие   нефтегазовой   и   угольной промышленности Казахстана» 5. мини­контроль «Генетическая связь между углеводородами» 6. презентации   на   выбор   по   темам   «Натуральный   каучук», «Синтетические   каучуки»,   «Каучуконосные   растения   Казахстана», «Месторождения   углеводородов   в   Казахстане»,   «Природный   и   попутный нефтяной газы», «Нефть», «Экологические аспекты добычи, переработки и использования   полезных   ископаемых»,   «Развитие   нефтегазовой   и   угольной промышленности Казахстана» Коэффициент   значимости   для   расчета   рейтинга   модуля   №2 «Углеводороды»:   мини­контроль   –   1,   самостоятельная   работа   –   2, презентация – 3, контрольная работа – 3.  Максимальное   количество   баллов   для   каждого   вида   работ   –   10. Критерии оценивания должны знать учащиеся по каждому виду контроля. Учащиеся заранее должны быть ознакомлены со всеми видами текущего и рубежного контроля. Вести   аттестационную   ведомость   и   осуществлять   подсчет   рейтинга возможно в программе  Microsoft  Office  Excel, что существенно облегчает работу учителя и экономит время. 17 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей. Это   подтверждается   тем,  что   при   внедрении   рейтинговой   системы   в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении: Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей; Обучение становится личностно­ориентированным; Рейтинговая   система   позволяет   учащимся   самим   оценивать   свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения. Таким   образом,   внедрение   рейтинговой   системы   оценки   знаний обеспечивает   постоянное   стремление   учащихся   набрать   больше   баллов   за каждый   вид   контроля,   повышает   их   интерес   к   учебной   деятельности,   тем самым   организует   систематическую,   ритмичную   работу   учащихся   и   как результат повышает мотивацию к учебной деятельности. 18 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. ­ №1. – С. 136 2. Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2006 3.   Вязовова   О.В.   Организационный   рейтинг   системы   оценки   знаний учителя// Информация и образование. – 2001 ­ №4 4. Галевский Г.В.. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе.: Новокузнецк, 2004 5.   Герасимова   Н.   .   Оценка   знаний   должна   воспитывать//   Воспитание школьников. – 2003 ­ №6 6.  Диканская   Н.Н.  .   Оценочная   деятельность   как   основа   управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42 7. Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999 8. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.­ М., 1971. 9. О показателях качества образования.// Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С.92–96 10. Огай Т.Ч. Рейтинговая аттестация студентов// Специалист. – 1999 ­ №7 11.   Основные   пути   повышения   качества   высшего   образования// Университетское управление. – 2005. ­ №1(34). – С. 100 ­ 103 12.   Оценка   в   современной   школе.//   Стандарты   и   мониторинг   в образовании. – 2002. ­ №5. – С.14– 20 13. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23 – 30 14. Рейтинговая система.// Высшее образование в России. – 2001. ­ №4. – С. 131 – 137 15. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, №12 16.   Формирование   успешности   учащихся   средствами   рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. ­ №6. – С. 94 – 99 17. http://www.ug.ru/03.11/t48.htm ­ Информационный сайт учительской газеты 19

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"

Исследовательская работа "Использование рейтинговой системы оценки знаний на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018