Министерство образования Республики Мордовия
МБОУ « Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Республика Мордовия
Чамзинский район
п. Комсомольский
ул. Сергея Давыдова
МБОУ КСОШ №2
Исследование загрязнения воздуха
городским транспортом.
п. Комсомольский 2015г.
Состав исследовательской группы: Новикова Юлия Владимировна
Морозов Алексей Владимирович
ученики 9 «А» класса
Руководитель: Горохова Наталия Петровна
учитель химии Оглавление
Введение.
Материалы и методика.
Практическая часть работы.
Характеристика района исследований.
Основные источники загрязнения воздуха.
Вывод.
Заключение и предлагаемые меры.
Используемая литература.
Приложение.
3
5
8
9
10
12
13
16
17 3
В В Е Д Е Н И Е
Большие, индустриально развитые города, мегаполисы с промышленными
районами, с лесом фабричных труб, бесконечных линий электропередач и
многочасовыми автомобильными пробками стали для миллионов людей
естественной средой обитания и конечно воздух в подобных местах нашей
планеты очень сильно загрязнён. Все детища научнотехнического прогресса
ежедневно выбрасывают в атмосферу по всему миру многочисленные тонны
ядовитых газов, паров, продуктов сгорания химических веществ, собранных
со всей таблицы Менделеева.
С развитием научнотехнического прогресса и расширением масштабов
производства увеличивается степень антропогенного воздействия на
природу, и проблема охраны окружающей среды приобретает все
большую актуальность.
Транспорт, как общественный, так и частный, приобретает всё большую
значимость в современном мире. С одной стороны – растёт уровень жизни и
благосостояние, а вместе с ним и потребности людей. Многие как минимум
задумываются о приобретении личных автомобилей. Наверняка в
современном мире права есть почти у каждого, а некоторые семьи уже имеют
больше одного авто. С другой – активно развивается и расширяется
промышленность, для которой транспорт тоже имеет огромное значение.
Перевозки становятся более частыми и интенсивными, иногда расписаны по
минутам. В них задействовано всё больше транспортных средств,
преимущественно автомобильных – ведь железнодорожный транспорт уже не
справляется. Автотранспорт – одна их самых насущных проблем экологии.
Около 90% вреда, наносимого всеми видами транспорта, приходится на него.
Выхлопные газы активно загрязняют воздух, это не идёт на пользу ни
растениям, ни животным, ни людям. Антидетонирующие добавки к бензину,
подобные тетраэтилсвинцу, улучшают его сгорание, но наносят ощутимый
вред окружающей среде.
К тому же, истончается озоновый слой Земли. Эти глобальные проблемы
настолько серьёзны и необратимы, что, по расчетам учёных, даже когда
человечеству удастся их решить – вред будет долгое время оставаться
ощутимым. Кроме того, парниковый эффект, вызываемый сжиганием
углеводородов, существенно влияет на климатические условия, а через них –
на режим рек, почвеннорастительный покров и на процессы
рельефообразования.
Актуальность данной работы связана с все более усиливающимися
антропогенными воздействиями на окружающую среду. Исследования
проводились в октябре декабре месяце 2012 года. Сбор растительных проб
осуществлялся по обочинам дорог и в 50 метрах от них, что позволяет
сравнить степень загрязнения растений, растущих поблизости от дорог на наличие свинца. Пробоотбор проводился в районе поселка Комсомольского.
Экспериментальную работу проводили ученики
4
9 класса Комсомольской средней общеобразовательной школы № 2 под
руководством учителя химии Гороховой Наталии Петровны.
Цель: изучение локального геоэкологического воздействия
транспорта на территории школы №2, лесопарка и в районе огородов дома
№45 через исследование загрязнения воздуха городским транспортом,
определение накопления свинца в растительных организмах и действие его на
живые организмы.
Задачи: определение интенсивности автомобильного движения на
исследуемых участках дороги, расчёт количества вредных выбросов,
проведение химического эксперимента по определению свинца в растениях,
выработка мероприятий, связанных со снижением воздействия на
окружающую среду, оздоровлением экологической ситуации. 5
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА
Для исследования загрязнения воздуха городским транспортом были выбраны
следующие участки дорог: в 30 и метрах от школы, в районе огородов дома
№45 и зоны лесопарка «СанаторияПрофилактория», находящиеся на
территории Чамзинского района.
В работе были использованы следующие методы: литературный,
статистический, натуральных наблюдений и эксперимент.
Для проведения анализа был произведен сбор растительных проб
листьев деревьев на исследуемых территориях. При отборе проб листьев
использовалась посуда из бесцветного стекла – чашки Петри и пинцеты.
Посуда тщательно вымыта моющими средствами, многократно ополоснута
водопроводной водой.
работа проходила в помещении
лаборатории кабинета химии.
Дальнейшая
В ходе работы было подсчитано: число единиц автотранспорта,
проходящего по исследуемым участкам за 15 минут и их численность за час
(N), рассчитан общий путь(S), пройденный всеми машинами за 1 час.
S=N∙100м; определено количество топлива, сжигаемое двигателями
автомашин (R), R=S∙K, где К расход топлива на 1 км. пути в литрах (для
бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л., для дизельных – 0,4л.),
а также количество образованных вредных веществ и наличие свинца,
поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива.
Принцип работы автомобильных двигателей основан на превращении
химической энергии жидких и газообразных топлив нефтяного
происхождения в тепловую, а затем – в механическую энергию. Жидкие
топлива в основном состоят из углеводородов, газообразные, наряду с
углеводородами, содержат негорючие газы, такие как азот и углекислый газ.
При сгорании топлива в цилиндрах двигателей образуются нетоксичные
(водяной пар, углекислый газ) и токсичные вещества. Последние являются
продуктами сгорания или побочных реакций, протекающих при высоких
температурах. К ним относятся окись углерода СО, углеводороды CmHn,
оксиды азота (NO и NO2). При сгорании топлива, необходимого для пробега
1км., образуется 0,6 л. СО, 0,1л. углеводородов, 0,04л. NO2 (при сгорании
дизельного топлива вредных выбросов образуется в 4 раза меньше). Кроме
перечисленных веществ, вредное воздействие на организм человека оказывают
выделяемые при работе двигателей соединения свинца, канцерогенные вещества, сажа и альдегиды. В таблице 1 приведено содержание основных
токсичных веществ в отработавших газах бензиновых двигателей.
Таблица 1.
Содержание основных токсичных веществ в отработавших газах бензиновых
двигателей.
6
Токсичные вещества
Содержание
Окись углерода %
Углеводороды %
Окислы азота %
Альдегиды %
Сажа г/м3
Бензапирен мкг / м
Двуокись серы %
до 10,0
до 3,0
до 0,5
0,03
до 0,04
до 20
0,008
Основным источником токсичных веществ, выделяющихся при работе
дизелей, являются отработавшие газы. Картерные газы дизеля содержат
значительно меньшее количество
углеводородов по сравнению с бензиновым двигателем в связи с тем, что в
дизеле сжимается чистый воздух, а прорвавшиеся в процессе расширения газы
содержат небольшое количество углеводородных соединений, являющихся
источником загрязнений атмосферы.
Примерное содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля
приведено в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание токсичных компонентов в отработавших газах дизеля
Токсичные вещества
Содержание
Окись углерода %
Углеводороды, %
Окислы азота %
Альдегид %
Сажа г/м
Бензапирен мкг / м
Двуокись серы %
0,2
0,01
0,25
0,002
0,01 1,1
до 10
0,03 Проведён эксперимент на наличие свинца, поступающего в окружающую
среду из автомобильного топлива, путём изучения проб листьев с деревьев,
растущих вблизи от дорог на исследуемых территориях.
7
Оборудование и реактивы: пипетка, колба коническая (2шт.);
химический стакан, фильтровальная бумага, воронка, фарфоровая чашка
для выпаривания, спиртовка, спички, штатив, ножницы, этиловый спирт,
раствор сульфида натрия (5%).
1.Собрано по 100 грамм растительных проб на исследуемых участках дорог.
2.С помощью ножниц измельчили листья и добавили к каждой пробе по 50 мл
раствора этилового спирта и воды. Тщательно всё перемешали, чтобы
соединения свинца, а это главным образом – бромид свинца, перешли в
раствор.
3. Профильтровали раствор.
4. Упарили экстракт до 10 мл.
5.Добавили его по каплям в свежеприготовленный раствор сульфида натрия.
Чёрный осадок сульфида свинца (
свинца, а концентрация осадка – на его количество.
Полученные результаты опытов заносились в табл. №1,№2.(см.Приложение)
) укажет на наличие в экстракте ионов
Ход работы
ΙΙ 8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ.
В работе было изучено состояние воздуха участков дорог с разной
что находятся в п.
интенсивностью автомобильного движения,
Комсомольский.
Были проведены математические расчёты количества вредных выбросов, а
также физикохимические анализы на наличие свинца, поступающего в
окружающую среду из автомобильного топлива. После проведения расчётов и
опытов были составлены таблицы, куда и вносились результаты.
Сравнительный анализ таблиц №1 и №2 позволяет утверждать, что
выхлопные газы активно загрязняют воздух, это не идёт на пользу ни
растениям, ни животным, ни людям. Последствия загрязнения
воздуха становятся важнейшей глобальной геоэкологической
проблемой. Загрязнители воздуха, непосредственно
продуцируемые автомобилями, такие как окись углерода,
оксиды азота, углеводороды или свинец, главным образом
накапливаются по соседству с источниками загрязнения, т.е.
вдоль шоссейных дорог, улиц, на перекрестках и пр.
Причём чем дальше находится исследуемый участок от
дороги, тем меньше количество вредных газообразных
выбросов оседает на его территории, а на расстоянии 100 м.
соединения свинца практически не обнаруживаются.
Таким образом, получается, что школа и огороды в районе
дома №45 находятся в зоне интенсивного движения автомобилей, что приводит к большому накоплению вредных
выбросов как в воздухе, так и в почве. Вредные вещества
накапливаются в растениях и почве, передаются по пищевым цепям животным
и человеку, вызывая рост числа заболеваний. Соединения свинца нарушают
обмен веществ, они являются ингибиторами для ферментов, вызывают
умственную отсталость детей и заболевания мозга. Свинец может заменять
кальций в костях, становясь постоянным источником отравления. Однако
если уменьшить количество соединений свинца в бензине, то увеличится
выброс угарного газа как продукта неполного сгорания топлива, который
способен специфически связываться с железосодержащим белком
гемоглобином, образуя прочный комплекс, не способный к переносу
кислорода, что приводит к головной боли, снижению эффективности
умственной деятельности, отравлению.
Помимо выбросов химических веществ, серьёзными
загрязнителями атмосферы являются выбросы большого
количества водяного пара и шум. Шум оказывает влияние на
слух, на центральную нервную и сердечно - сосудистые
системы, а с ними и на весь организм человека.
9
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование проводилось на участках дорог, протяжённостью 100м.,
которые расположены в п. Комсомольский Чамзинского района.
Чамзинский район (по мнению профессора Фролова А.Ф.) признан
зоной сильного ухудшения экологической обстановки: ареал, в пределах
которого наблюдается переход от критического состояния природы к
катастрофическому, и территория, в пределах которой в результате
антропогенного (реже природного) воздействия невозможно социально
экономически оправданное (традиционное, научнорекомендованное)
хозяйство. Показатели здоровья населения (детская смертность,
заболеваемость детей и взрослых, психические отклонения и т.п.),
частота и скорость наступления инвалидности достоверно выше.
Продолжительность жизни людей заметно и статистически ниже, чем
на аналогичных территориях, не подвергшихся подобным воздействиям
(бывших в том же ареале до констатации рассматриваемых
воздействий). Сопряженные изменения в показателях здоровья и
смертности населения должны быть выше, чем естественно
наблюдаемые колебания в пределах существующей в данном или
аналогичном регионе нормы (сейчас или в прошлом). Показатели общей смертности населения в Чамзинском районе в
2009 г. выше среднереспубликанских (на 1 тыс. чел.)
Территория
1
Чамзинский
район
Респ. Мордовия
2007 г.
2
16,5
2008 г.
3
16,3
16,9
17,2
2009 г.
4
18,5
16,3
10
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА.
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется
сброс или иное поступление в атмосферу вредных веществ, ухудшающих его
качество ограничивающих его использование, а также негативно влияющих на
состояние здоровья человека.
В Чамзинском районе к таким предприятиям относятся ОАО
«Мордовцемент», ОАО «Лато». Во всех видах негативного воздействия
«лидирует» автомобильный транспорт (шум – 49,5%, воздействие на климат –
68%, загрязнение атмосферного воздуха – 71%). Транспорт один из
основных антропогенных источников загрязнения атмосферы. Современный
автомобильный парк мира достиг 600700 млн. единиц (в 1987 году было 300
млн.). Почти половина выбросов вредных веществ в атмосферу приходится на
долю автотранспорта. Ежегодный экологический ущерб от транспортного
комплекса составляет около 1,5% валового национального продукта (ВНП)
России.
Поскольку он сконцентрирован в городах, воздух здесь имеет высокую
степень загрязнения. Если один автомобиль в среднем в год прошел 15 тыс. км, то он при расходе 2 т бензина потребляет, буквально съедает, 2530 т
воздуха, из них 4,5 т кислорода, а из выхлопной трубы его двигателя
выбрасывается в атмосферу 700 кг оксида углерода (СО), 40 кг диоксида
азота (N02), 230 кг несгоревшего углеводорода, 25 кг твердых частиц копоти
и сажи. Кроме того, выбрасываются канцерогенные вещества: бензапирен,
альдегиды, диоксиды серы, свинец и хлор. Живым организмам особенно
вреден свинец.
В загрязнение атмосферы свою долю вносит железнодорожный транспорт.
Вклад в экологический ущерб железнодрожного транспорта достигает 27,7%.
Железнодорожный транспорт (как междугородние поезда, так и городской
рельсовый) можно назвать более экологичным по сравнению с автомобильным
– однако, и он наносит свой урон. Прежде всего, сильно повышает уровень
шума. Потребляет немало электроэнергии, воды, тоже производит выброс
вредных веществ – пусть их меньше, чем от автомобильного. А строительство
железных дорог, несомненно, вредит экосистемам не меньше, чем
строительство автомобильных. Однако если выбирать меньшее из двух зол – в
некоторых случаях он оказывается чище. Но совсем отказаться от
автомобильного транспорта в угоду рельсовому не представляется
возможным по многим причинам. А тем более отказаться от транспорта
вообще. И всё же, есть пути по крайней мере минимизировать вред: очистка
воздуха, экологичное проектирование автодорог и, в концеконцов,
сокращение количества транспорта. Коекакие шаги в данном направлении
уже принимаются. Но пока их не достаточно. Крайне важно,
11
чтобы человечество всецело осознало глобальность проблемы и вплотную
занялось её решением.
Согласно федеральному закону "О санитарноэпидемиологическом
благополучии населения" (№ 52ФЗ от 30 марта 1999 г.)
санитарноэпидемиологическое благополучие населения определяется как
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором
отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и
обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. 12
ВЫВОД
Работая над поставленной проблемой, мы пришли к выводу, что с ростом
народонаселения, а именно в пос. Комсомольский, где постоянно возрастает
количество автомобилей загрязнение атмосферного воздуха выхлопными
газами приобретает чрезвычайную актуальность. То, чем он засорён, на
ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей падает
до 100 кг загрязняющих веществ.
Вместе с выхлопными газами от автомобилей в атмосферу попадает свинец,
образующийся при сгорании этилированного бензина. В зависимости от
интенсивности движения опасная зона вдоль автодорог может простираться
от 10 до 500 м. В пределах этой зоны наблюдается повышенное содержание
свинца в объектах окружающей среды, особенно в растениях. Он обладает
способностью поражать центральную и периферическую нервную систему, костный мозг и кровь, сосуды, генетический аппарат, нарушает синтез белка,
вызывает малокровие и параличи. Среднее содержание свинца в гумусовом
слое почв равно 9 мг/кг, а в полосе, прилегающей к дороге, оно возрастает до
200 мг/кг. Хочется задать вопрос жителям дома №45, имеющим огороды,
недалеко от дороги. Как вы считаете, следует ли употреблять в пищу зелёные
растения, выращенные на ваших огородах?
Кроме этого, важнейшим физическим видом загрязнения окружающей среды
является шум, представляющий собой беспорядочное сочетание звуков.
Исследованиями установлено, что по степени вредности воздействия шуму
принадлежит второе место после химического загрязнения окружающей
среды. Действие шума от проезжающих автомобилей испытывают ученики и
учителя МБОУ КСОШ №2, расположенной в нескольких метрах от дороги,
а это влияет на самочувствие и работоспособность, так как люди,
подверженные действию шума, быстро утомляются.
Большой проблемой для жителей посёлка становится запылённость —
насыщенность воздуха твёрдыми частицами. Пылью считаются любые твёрдые
частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует.
Экологическая опасность её для человека определяется природой и
концентрацией в воздухе.
Твёрдые частицы оседают на поверхности зданий, на почве и растениях, не
только загрязняя их, но и затрудняя процессы дыхания растительных
объектов. Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии
здоровья человека и животных: механические частицы, дым и копоть в
воздухе вызывают лёгочные заболевания.
Загрязнение атмосферы – первопричина болезней и преждевременных
смертей. Основная задача нашего времени – не допустить необратимых
изменений, связанных с загрязнением окружающей среды.
13
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В настоящее время экологические проблемы тесно переплетаются
не только с вопросами технологии, но и экономики, политики, права и
морали. И поэтому рациональное использование природных ресурсов, и
эффективные меры по охране природной среды возможны только на
основе знаний запасов природы и их разумного применения. Последствия
загрязнения воздуха становятся важнейшей глобальной геоэкологической
проблемой.
Активное дорожное движение значительно повышает уровень шума, что
крайне негативно сказывается на здоровье населения. В конечном итоге, само
существование и поддержание в рабочем состоянии автодорожных сетей вредит экосистеме мест, где они проложены: в целях обеспечения видимости
вдоль дорог удаляется растительность, в результате наносится урон почве и
грунтовым водам. При ремонтных работах используются вредные химикаты.
Уровень наносимого вреда также зависит от качества бензина, а оно часто
бывает не высоким.
Но совсем отказаться от автомобильного транспорта не представляется
возможным по многим причинам. А тем более – отказаться от транспорта
вообще. И всё же, есть пути, по крайней мере, минимизировать вред: очистка
воздуха, экологичное проектирование автодорог и, в конце концов,
сокращение количества транспорта. Коекакие шаги в данном направлении
уже принимаются. Но пока их не достаточно. Крайне важно, чтобы
человечество всецело осознало глобальность проблемы и вплотную занялось
её решением.
К числу эффективных мероприятий в борьбе с загрязнением атмосферы
выхлопными газами относятся: строгий (автоматический) контроль за
техническим состоянием двигателей при выезде машин на линию
(своевременный ремонт моторов, правильная регулировка карбюраторов и т.
д.). Важными мероприятиями, направленными на уменьшение концентрации
выхлопных газов в атмосфере городов, являются строительство хорошо
проветриваемых широких улиц, окружных автомобильных дорог,
зонирование территории города с выделением жилых и промышленных
микрорайонов. Радикальной мерой борьбы с загрязнением воздуха
выхлопными газами является замена топлива в двигателях внутреннего
сгорания (водород и др.), совершенствование и создание принципиально
новых двигателей.
Решение экологических проблем предполагает проведение целого
комплекса мероприятий, включенных в долгосрочную государственную
программу охраны природы в Мордовии.
К ним можно отнести:
1. Ужесточение контроля за состоянием воздушных и водных
бассейнов.
14
2. Строительство на всех предприятиях и объектах очистных
сооружений и установки пылегазоулавливающего оборудования.
3. Внедрение безотходных и малоотходных технологий.
4. Строительство полигона по переработке, обеззараживанию и
захоронению
твердых отходов.
5. Установление и соблюдение водоохранных зон.
6. Проведение рекультивации нарушенных земель.
7. Посадка противоэрозионных лесных насаждений.
8. Лесовосстановление. Решив эти проблемы оздоровления окружающей среды, можно
обезопасить себя от вредных воздействий.
15
Школьники так же могут хоть както способствовать поддержанию
окружающей среды на должном уровне:
создавать группы из числа школьников для озеленения улиц.
составить обращение к руководству района с просьбой о выделении
средств на улучшение экологической ситуации в районе.
Охрана природы это не кратковременная, а долгосрочная
развития
многие разделы
программа,
затрагивающая производственных сил общества, науки, охраны здоровья
населения в интересах, существующих в настоящее время и
будущего поколения. 16
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Школьный экологический мониторинг. Учебнометодическое пособие /
Под ред. Т. Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. 376 с.
2. Программы элективных курсов. Химия . П78 89 классы. Предпрофильное
обучение/авт.сост. Г.А.Шипарёва. –2е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2007.78,
[2]с.
3. Химики изобретают. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Кн. для учащихся.
М.:Просвещение,
1990. 112с.
4. Химия в школе. Научно методический журнал. №10, 2008 17
Приложение
Таблица №1
Экспериментальные данные анализа количества вредных выбросов по
величине автотранспортной нагрузки.
Интенсивнос
ть
движения
машин(15мин
).
Численнос
ть машин
(N) за
1час.
15 машин
60
20 машин
80
Общи
й
путь(
S) за
1час
6000
м.
8000
м.
Количест
во
сжигаемо
го
топлива
Суммарн
ое
количест
во
вредных
выбросов
0,6 л.
0,444 л.
0,8 л.
0,592
л.
№
п/
п
1.
2.
Участок
дороги
В 30
метрах
от
школы
В 34
метрах
от
огородо
в (д.
№45)
3. Лесопар
3 машины
12
к
0,12 л.
1200м
.
0,089
л.
Наличие
свинца в
экстракт
е
Чёрный
осадок
PS↓
Чёрный
осадок
PS↓
Осадок
отсутств
ует. 18
Таблица №2
Результаты анализа выбросов вредных газообразных веществ на исследуемых
участках дороги.
Количество
образования вредных
газообразных
выбросов при пробеге
1км.
0,6 л. СО
0,1 л. СnHm
№
п/п
1.
2.
3.
0,04 л.NO2
0,24 л. NO2
0,32 л. NO2
Общее количество вредных газообразных
выбросов на участках контроля.
В 30 метрах от
школы
Лесопарк
В 34 метрах от
огородов (д.
№45)
4,8 л. СО
0,8 л. CnHm
3,6 л. СО
0,6 л. СnHm
0,72 л. СО
0,12 л.
CnHm
0,048 л.
NO2
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Исследовательская работа "Исследование загрязнения воздуха городским транспортом "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.