Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
религиоведение
4 кл
12.02.2017
В данной работе рассказывается об истории создания Благовещенской церкви. Православные храмы Иркутска - неотъемлемая часть истории столицы Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири. Город развивался под влиянием православной церкви. Храмы Иркутска не только создают уникальный облик города, но и являются источником духовности и традиций, закладывающихся веками. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне утраченный православный храм, который находился в городе Иркутске на углу улиц Большой и Благовещенской (сейчас — улицы Карла Маркса и Володарского).Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках ОРКСЭ, истории, внеклассных занятиях.
История Благовещ церкви.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Начальная школа – детский сад № 10»
II РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Святые заступники Руси»
Исследовательская работа
История Благовещенской церкви города Иркутска.
Выполнила:
ученица 4 «А» класса
Солюк Алёна
Руководитель:
Шубина Марина Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «НШДС № 10»
Шелехов
0 2017 г
Предметная область: «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Вид работы – исследовательская работа
Цель:
получение исторических сведений о прошлом и настоящем
Благовещенской церкви г.Иркутска, определение её роли в жизни людей,
формирование навыков исследовательской работы в области православной
культуры.
Задачи исследования:
1.Изучение литературы по данной теме.
2.Самостоятельный поиск информации и ее анализ.
3.Оформление результатов работы в виде исследовательской работы.
Объект исследования: Благовещенская церковь г. Иркутска
Предмет исследования:
архитектурных особенностей, культурноисторической ценности.
изучение исторической судьбы храма, её
Методы исследования:
1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников).
2.Обобщение и систематизация полученных сведений.
Актуальность работы.
Самостоятельное исследование заставит задуматься над проблемой
сохранения памяти к историческому прошлому своей малой родины.
Практическая значимость.
Материалы исследовательской работы могут использоваться на внеклассных
мероприятиях, на уроках ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»,
на уроках истории.
1 СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………….. 3
2. Основная часть …………………………………………………………4 7
3.Заключение …………………………………………………………………8
4. Список использованной литературы ……………………………………. 9
5.Приложения ………………………………………………………… 10 16
2 Введение
ее
ее
ое
ое
В этом году отмечается 220 летие со дня рождения Святителя
Иннокентия (Вениаминова) и 40 – летие со дня его канонизации. Я узнала, что
Святитель Иннокентий родился в с.Анга Качугского района и начал свою
деятельность в Благовещенской церкви (также Ц рковь Благов щения
Пресвят й Богор дицы). Город Иркутск особо отмечен в жизни святителя
Иннокентия Вениаминова. 15 лет в период своей молодости и становления
личности он провел в столице Восточной Сибири. Этот удивительный человек
был миссионером Русской православной церкви, апостолом Америки и
Сибири, митрополитом Московским и Коломенским, ученымподвижником,
впервые подробно описавшим общественный строй, материальную и духовную
культуру народностей Восточной Сибири и Заполярья. Всемирную
известность приобрели его труды по географии, этнографии и языкознанию.
Иннокентий Вениаминов был сподвижником генералгубернатора Восточной
Сибири графа Николая МуравьеваАмурского в освоении восточных рубежей
Российского государства и просвещении его коренных народов. В 1818 году
Святитель Иннокентий окончил Иркутскую семинарию. 18 мая 1821 года он
был рукоположен в священника в той же Благовещенской церкви и прослужил
в ней два года.
Православные храмы Иркутска неотъемлемая часть истории столицы
Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири.
Город развивался под влиянием православной церкви. Храмы Иркутска не
только создают уникальный облик города, но и являются источником
духовности и традиций, закладывающихся веками.
Я решила узнать об истории возникновения Благовещенской церкви и
побывать в ней. К моему глубокому сожалению, оказалось, что Церковь
Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне утраченный православный храм,
который находился в городе Иркутске на углу улиц Большой и
Благовещенской (сейчас — улицы Карла Маркса и Володарского).
Я
приняла решение узнать как можно больше об истории Благовещенской
церкви и поделиться своими исследованиями с одноклассниками.
3 Глава I Храм, его возникновение и символика.
Храм это освященное здание, в котором верующие славословят Бога,
благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах.
Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный
облик со своей глубокой символикой. Главное символическое значение –
это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и
земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление
храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Эти три части
православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь –
область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор
– область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют
собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.
История православного храма повествует, что он с древних времен был
особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение.
Православный храм был призван показывать соборность христианской
религии – именно сюда по праздникам собирался народ, чтобы помолиться и
поучаствовать в церковных таинствах. Монастыри и храмы Русской
Православной Церкви несли на себе и функции образовательных центров –
здесь устраивались типографии, школы, архивы и библиотеки, озвучивались
царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов.
Благодаря именно первым православным храмам начало развиваться
древнерусское зодчество. Испокон веков храмы на Руси строили всем миром.
Первые храмы по внешнему виду были такие же, как и современные, но
по внутреннему устройству немного отличались. Форма их была не везде
одинакова: строились храмы то продолговатые – в виде корабля, то
восьмиугольные – в виде звезды, то круглые, то крестообразные. Если строили
храм в виде корабля, то это означало, что мир – это житейское море, а
Церковь – корабль, на котором только и можно безопасно переплыть это
море, чтобы достигнуть мирной пристани – Царства Небесного. Если строили
храм в виде звезды, то этим хотели сказать, что мир – это пустыня, а храм –
путеводная звезда в этом мире. Крестообразный храм строился в утверждение
того, что в основание Церкви положен Крест Христов. Существовали
и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру,
характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой
формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все
4 эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней. Все
храмы с давних пор увенчиваются куполом, или главой. Купол напоминает
нам о Небе, куда должны стремиться наши мысли и желания. Он же
символизирует и Главу Церкви – Иисуса Христа, а меньшие главы –
апостолов. Таких глав иногда бывает более пяти (Приложение 1 3).
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например,
шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с
момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы
символизирует пламень свечи. По цвету купола также можно определить,
кому посвящен храм.
Поскольку золото символизирует Небесную
Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадес тымяе
праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая
Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются
свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен
Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы
Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому
что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались
как зелеными, так и серебряными куполами.
Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого
священного события или угодника Божия, то и название он получает
соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский,
Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного
Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.
Глава II История Благовещенской церкви города Иркутска
История строительства Благовещенской церкви косвенно связана с
освоением русскими берегов Русской Америки. Благовещенская церковь
была заложена в 1758 г. при епископе Софронии, который занимал Иркутскую
епископскую кафедру с 1754 по 1771 г. на средства купца И. Бечевина. Были
выложены фундаменты, но изза пожара строительство остановилось.
Возобновили его в 1785 на средства иркутского купца И.Баушева.
Архитектура характерна для руссковизантийского стиля, господствовавшего
в России во второй половине XIX века. Здание Благовещенской церкви
строилось и благоустраивалось довольно продолжительное время. Автор
проекта
Владисл в Андр евич Кудельский, русский архитектор,
исполняющий обязанности городского архитектора г. Иркутска.
ае
ее
5 Первую церковь возвели в барочных традициях, свойственных
иркутскому культовому зодчеству XVIII века. Декоративное убранство этой
постройки было довольно строгим и знаменовало переход к классицизму.
Одиночные крупные заглубленные панно на гранях колокольни
свидетельствовали о влиянии местных традиционных мотивов. Церковь имела
четыре престола. Главный холодный, т. е. неотапливаемый храм,
богослужения в котором велись только летом, был освящен в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы 29 октября 1804 г. Два теплых
придела, располагавшиеся с западной стороны от главного храма, были
освящены раньше: придел по правую руку от входа, посвященный трем
святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, —
16 ноября 1785 г.; слева во имя великомучениц Екатерины и Варвары — 26
июля 1789 г. И третий придельный храм под колокольнею в честь святых
Сергия Радонежского, Макария Унженского и Макария же Калязинского был
устроен как раз в то время, когда в Благовещенской церкви служил Иоанн
Евсеевич ПоповВениаминов. Придел освящен был 4 августа 1821 г. В 1855
фасады получили красный фон с выделением белых деталей. Именно из стен
этой церкви выехал на несение миссионерского подвига будущий Апостол
Американский и Аляскинский Иннокентий Вениаминов. 7 мая 1823 он выехал
из Иркутска вместе с семьей, на остров Уналашка, на Алеутские острова,
входившие тогда в состав Иркутской епархии. Позднее в 1858 году именно в
честь этой церкви будет назван город Благовещенск на Амуре, основанный
совместными усилиями губернатора Н.Н. Муравьёва и архиепископа
Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия Вениаминова.
Здание Благовещенского храма не сохранилось.
Причем
Благовещенский храм погибал дважды. Первый раз это произошло в 1879 г., в
один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически
выгорел весь центр города (75 кварталов с 105 каменными и 3 418
деревянными постройками). Очень пострадали четыре церкви —
Тихвинская и Благовещенская.
Владимирская,
Распространению пожара способствовал сильный ветер,
который
перебрасывал огонь по крышам. Яркой иллюстрацией страшного
поверхностного огня могло служить то обстоятельство, что большой колокол
Благовещенской церкви растопился и стек на землю. Cтены Благовещенского
храма очень пострадали, отремонтировать их не представлялось возможным,
и церковь полностью, начиная с фундамента, перестроили. На его месте в
Харлампиевская,
6 1888—1890 на средства иркутских купцов С.И. Тельных, А.Ф. Дунаева и И.С.
Котельникова возвели новую каменную четырехпрестольную Благовещенскую
церковь с тем же посвящением приделов. Главный придел, во имя
Благовещения Господня, освятил иркутский архиепископ Вениамин 13
октября 1890; под колокольней, во имя преподобных Сергия и Макария, —
28 июля 1891. Боковые приделы освящены чуть раньше.
В следующие свои приезды в Иркутск, в 1857, 1858, 1859, 1865 и 1868
гг. святитель Иннокентий Вениаминов обязательно бывал в Благовещенской
церкви. Особенно иркутянам запомнилось его последнее посещение г.
Иркутска в 1868 г., когда он, назначенный на высокий пост митрополита
Московского и Коломенского, ехал с Дальнего Востока к месту своего
служения в Москву. В Иркутской летописи подробно описываются все
важные события его пребывания в Иркутске с 13 марта по 20 апреля,
взволновавшие весь город: «1868 г. 13 марта, в полдень, при ярком сиянии
солнца раздался торжественный звон церквей Иркутска. По Амурской улице
ехал с Востока Высокопреосвященный Иннокентий,
назначенный
митрополитом Московским. Соборная площадь была полна народа. У
подъезда архиерейского дома гостя встретил Иркутский архипастырь
(Парфений) с почетным духовенством. В покоях архиерейского дома ожидали
владыку Иннокентия генералгубернатор М.С. Корсаков, губернатор и прочий
генералитет, военный и гражданский, а также представители городского
общества и почетного купечества, которые владыке поднесли хлебсоль.
Существует предание, что в один из приездов святитель Иннокентий нашел в
Благовещенском храме свой дьяконский стихарь, в котором он служил здесь в
свои молодые годы, и забрал его с собой. Известно также, что он завещал
похоронить себя в этом стихаре, эта просьба была выполнена.
Второй раз уже окончательно здание Благовещенской церкви было
разрушено в 1930е гг, а на ее месте построили крупный каменный жилой дом
управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30).
7 Заключение
В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение
возвышало свои храмы. Христианский храм не просто архитектурное
сооружение, являющееся предметом эстетического любования, храм – это
символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Сегодня в г. Иркутске
действуют 25 храмов и часовен. Все храмы имеют уникальную историю и
неповторимую архитектуру. У каждого из них своя интересная история,
которая не должна быть утеряна и забыта. Многих храмов, среди которых и
Благовещенская церковь, сегодня уже нет, но остались исторические данные
о них, воспоминания, и в наших силах помочь сохранить это уникальное
наследие.
Я считаю, что мы должны уделять больше внимания изучению
истории родного края. Уважение к памятникам старины, бережное отношение
к вере наших предков позволит нам ощущать себя наследниками прошлого и
осознавать свою ответственность перед будущим.
8 Список литературы и используемых источников:
1. https://ru.wikipedia.org
2. http://visualhistory.livejournal.com/ Старейшие снимки Иркутска
3. https://tropki.ru/ Благовещенская церковь Иркутска
4. http://baikal.mk.ru
https://azbyka.ru/spravochnikpravoslavnogochelovekapravoslavnyjxram
5.
Справочник православного человека. Православный храм.
6. http://www.pafnutyabbey.ru/materials/16224
7. http://pandia.ru/
8. Т.А. Крючкова. Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия
Вениаминова. (Иркутск).
9 Приложение 1
Схема храма в форме креста
Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков
10 Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва
Приложение 2
Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного),
середина XVI в. Москва
11 Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь
Приложение 3
Внешний вид православного храма
12 Схема храма
Приложение 4
Старейшие снимки Иркутска
13 Вид с колокольни Благовещенской церкви в сторону кварталов города,
впоследствии погибших в пожаре 2224 июня 1879.
14 Вид с колокольни Благовещенской церкви
Вид с колокольни Благовещенской церкви по направлению к Мелочному
базару
15 Приложение 5
16 Каменный жилой дом управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30).
17
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.