В данной работе рассказывается об истории создания Благовещенской церкви. Православные храмы Иркутска - неотъемлемая часть истории столицы Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири. Город развивался под влиянием православной церкви. Храмы Иркутска не только создают уникальный облик города, но и являются источником духовности и традиций, закладывающихся веками. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне утраченный православный храм, который находился в городе Иркутске на углу улиц Большой и Благовещенской (сейчас — улицы Карла Маркса и Володарского).Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках ОРКСЭ, истории, внеклассных занятиях.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Начальная школа – детский сад № 10»
II РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Святые заступники Руси»
Исследовательская работа
История Благовещенской церкви города Иркутска.
Выполнила:
ученица 4 «А» класса
Солюк Алёна
Руководитель:
Шубина Марина Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «НШДС № 10»
Шелехов
02017 г
Предметная область: «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Вид работы – исследовательская работа
Цель:
получение исторических сведений о прошлом и настоящем
Благовещенской церкви г.Иркутска, определение её роли в жизни людей,
формирование навыков исследовательской работы в области православной
культуры.
Задачи исследования:
1.Изучение литературы по данной теме.
2.Самостоятельный поиск информации и ее анализ.
3.Оформление результатов работы в виде исследовательской работы.
Объект исследования: Благовещенская церковь г. Иркутска
Предмет исследования:
архитектурных особенностей, культурноисторической ценности.
изучение исторической судьбы храма, её
Методы исследования:
1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников).
2.Обобщение и систематизация полученных сведений.
Актуальность работы.
Самостоятельное исследование заставит задуматься над проблемой
сохранения памяти к историческому прошлому своей малой родины.
Практическая значимость.
Материалы исследовательской работы могут использоваться на внеклассных
мероприятиях, на уроках ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»,
на уроках истории.
1СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………….. 3
2. Основная часть …………………………………………………………4 7
3.Заключение …………………………………………………………………8
4. Список использованной литературы ……………………………………. 9
5.Приложения ………………………………………………………… 10 16
2Введение
ее
ее
ое
ое
В этом году отмечается 220 летие со дня рождения Святителя
Иннокентия (Вениаминова) и 40 – летие со дня его канонизации. Я узнала, что
Святитель Иннокентий родился в с.Анга Качугского района и начал свою
деятельность в Благовещенской церкви (также Ц рковь Благов щения
Пресвят й Богор дицы). Город Иркутск особо отмечен в жизни святителя
Иннокентия Вениаминова. 15 лет в период своей молодости и становления
личности он провел в столице Восточной Сибири. Этот удивительный человек
был миссионером Русской православной церкви, апостолом Америки и
Сибири, митрополитом Московским и Коломенским, ученымподвижником,
впервые подробно описавшим общественный строй, материальную и духовную
культуру народностей Восточной Сибири и Заполярья. Всемирную
известность приобрели его труды по географии, этнографии и языкознанию.
Иннокентий Вениаминов был сподвижником генералгубернатора Восточной
Сибири графа Николая МуравьеваАмурского в освоении восточных рубежей
Российского государства и просвещении его коренных народов. В 1818 году
Святитель Иннокентий окончил Иркутскую семинарию. 18 мая 1821 года он
был рукоположен в священника в той же Благовещенской церкви и прослужил
в ней два года.
Православные храмы Иркутска неотъемлемая часть истории столицы
Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири.
Город развивался под влиянием православной церкви. Храмы Иркутска не
только создают уникальный облик города, но и являются источником
духовности и традиций, закладывающихся веками.
Я решила узнать об истории возникновения Благовещенской церкви и
побывать в ней. К моему глубокому сожалению, оказалось, что Церковь
Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне утраченный православный храм,
который находился в городе Иркутске на углу улиц Большой и
Благовещенской (сейчас — улицы Карла Маркса и Володарского).
Я
приняла решение узнать как можно больше об истории Благовещенской
церкви и поделиться своими исследованиями с одноклассниками.
3Глава I Храм, его возникновение и символика.
Храм это освященное здание, в котором верующие славословят Бога,
благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах.
Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный
облик со своей глубокой символикой. Главное символическое значение –
это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и
земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление
храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Эти три части
православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь –
область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор
– область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют
собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.
История православного храма повествует, что он с древних времен был
особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение.
Православный храм был призван показывать соборность христианской
религии – именно сюда по праздникам собирался народ, чтобы помолиться и
поучаствовать в церковных таинствах. Монастыри и храмы Русской
Православной Церкви несли на себе и функции образовательных центров –
здесь устраивались типографии, школы, архивы и библиотеки, озвучивались
царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов.
Благодаря именно первым православным храмам начало развиваться
древнерусское зодчество. Испокон веков храмы на Руси строили всем миром.
Первые храмы по внешнему виду были такие же, как и современные, но
по внутреннему устройству немного отличались. Форма их была не везде
одинакова: строились храмы то продолговатые – в виде корабля, то
восьмиугольные – в виде звезды, то круглые, то крестообразные. Если строили
храм в виде корабля, то это означало, что мир – это житейское море, а
Церковь – корабль, на котором только и можно безопасно переплыть это
море, чтобы достигнуть мирной пристани – Царства Небесного. Если строили
храм в виде звезды, то этим хотели сказать, что мир – это пустыня, а храм –
путеводная звезда в этом мире. Крестообразный храм строился в утверждение
того, что в основание Церкви положен Крест Христов. Существовали
и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру,
характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой
формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все
4эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней. Все
храмы с давних пор увенчиваются куполом, или главой. Купол напоминает
нам о Небе, куда должны стремиться наши мысли и желания. Он же
символизирует и Главу Церкви – Иисуса Христа, а меньшие главы –
апостолов. Таких глав иногда бывает более пяти (Приложение 1 3).
Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Например,
шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с
момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы
символизирует пламень свечи. По цвету купола также можно определить,
кому посвящен храм.
Поскольку золото символизирует Небесную
Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадес тымяе
праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая
Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются
свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен
Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы
Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому
что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались
как зелеными, так и серебряными куполами.
Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого
священного события или угодника Божия, то и название он получает
соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский,
Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного
Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.
Глава II История Благовещенской церкви города Иркутска
История строительства Благовещенской церкви косвенно связана с
освоением русскими берегов Русской Америки. Благовещенская церковь
была заложена в 1758 г. при епископе Софронии, который занимал Иркутскую
епископскую кафедру с 1754 по 1771 г. на средства купца И. Бечевина. Были
выложены фундаменты, но изза пожара строительство остановилось.
Возобновили его в 1785 на средства иркутского купца И.Баушева.
Архитектура характерна для руссковизантийского стиля, господствовавшего
в России во второй половине XIX века. Здание Благовещенской церкви
строилось и благоустраивалось довольно продолжительное время. Автор
проекта
Владисл в Андр евич Кудельский, русский архитектор,
исполняющий обязанности городского архитектора г. Иркутска.
ае
ее
5Первую церковь возвели в барочных традициях, свойственных
иркутскому культовому зодчеству XVIII века. Декоративное убранство этой
постройки было довольно строгим и знаменовало переход к классицизму.
Одиночные крупные заглубленные панно на гранях колокольни
свидетельствовали о влиянии местных традиционных мотивов. Церковь имела
четыре престола. Главный холодный, т. е. неотапливаемый храм,
богослужения в котором велись только летом, был освящен в честь
Благовещения Пресвятой Богородицы 29 октября 1804 г. Два теплых
придела, располагавшиеся с западной стороны от главного храма, были
освящены раньше: придел по правую руку от входа, посвященный трем
святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, —
16 ноября 1785 г.; слева во имя великомучениц Екатерины и Варвары — 26
июля 1789 г. И третий придельный храм под колокольнею в честь святых
Сергия Радонежского, Макария Унженского и Макария же Калязинского был
устроен как раз в то время, когда в Благовещенской церкви служил Иоанн
Евсеевич ПоповВениаминов. Придел освящен был 4 августа 1821 г. В 1855
фасады получили красный фон с выделением белых деталей. Именно из стен
этой церкви выехал на несение миссионерского подвига будущий Апостол
Американский и Аляскинский Иннокентий Вениаминов. 7 мая 1823 он выехал
из Иркутска вместе с семьей, на остров Уналашка, на Алеутские острова,
входившие тогда в состав Иркутской епархии. Позднее в 1858 году именно в
честь этой церкви будет назван город Благовещенск на Амуре, основанный
совместными усилиями губернатора Н.Н. Муравьёва и архиепископа
Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия Вениаминова.
Здание Благовещенского храма не сохранилось.
Причем
Благовещенский храм погибал дважды. Первый раз это произошло в 1879 г., в
один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически
выгорел весь центр города (75 кварталов с 105 каменными и 3 418
деревянными постройками). Очень пострадали четыре церкви —
Тихвинская и Благовещенская.
Владимирская,
Распространению пожара способствовал сильный ветер,
который
перебрасывал огонь по крышам. Яркой иллюстрацией страшного
поверхностного огня могло служить то обстоятельство, что большой колокол
Благовещенской церкви растопился и стек на землю. Cтены Благовещенского
храма очень пострадали, отремонтировать их не представлялось возможным,
и церковь полностью, начиная с фундамента, перестроили. На его месте в
Харлампиевская,
61888—1890 на средства иркутских купцов С.И. Тельных, А.Ф. Дунаева и И.С.
Котельникова возвели новую каменную четырехпрестольную Благовещенскую
церковь с тем же посвящением приделов. Главный придел, во имя
Благовещения Господня, освятил иркутский архиепископ Вениамин 13
октября 1890; под колокольней, во имя преподобных Сергия и Макария, —
28 июля 1891. Боковые приделы освящены чуть раньше.
В следующие свои приезды в Иркутск, в 1857, 1858, 1859, 1865 и 1868
гг. святитель Иннокентий Вениаминов обязательно бывал в Благовещенской
церкви. Особенно иркутянам запомнилось его последнее посещение г.
Иркутска в 1868 г., когда он, назначенный на высокий пост митрополита
Московского и Коломенского, ехал с Дальнего Востока к месту своего
служения в Москву. В Иркутской летописи подробно описываются все
важные события его пребывания в Иркутске с 13 марта по 20 апреля,
взволновавшие весь город: «1868 г. 13 марта, в полдень, при ярком сиянии
солнца раздался торжественный звон церквей Иркутска. По Амурской улице
ехал с Востока Высокопреосвященный Иннокентий,
назначенный
митрополитом Московским. Соборная площадь была полна народа. У
подъезда архиерейского дома гостя встретил Иркутский архипастырь
(Парфений) с почетным духовенством. В покоях архиерейского дома ожидали
владыку Иннокентия генералгубернатор М.С. Корсаков, губернатор и прочий
генералитет, военный и гражданский, а также представители городского
общества и почетного купечества, которые владыке поднесли хлебсоль.
Существует предание, что в один из приездов святитель Иннокентий нашел в
Благовещенском храме свой дьяконский стихарь, в котором он служил здесь в
свои молодые годы, и забрал его с собой. Известно также, что он завещал
похоронить себя в этом стихаре, эта просьба была выполнена.
Второй раз уже окончательно здание Благовещенской церкви было
разрушено в 1930е гг, а на ее месте построили крупный каменный жилой дом
управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30).
7Заключение
В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение
возвышало свои храмы. Христианский храм не просто архитектурное
сооружение, являющееся предметом эстетического любования, храм – это
символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Сегодня в г. Иркутске
действуют 25 храмов и часовен. Все храмы имеют уникальную историю и
неповторимую архитектуру. У каждого из них своя интересная история,
которая не должна быть утеряна и забыта. Многих храмов, среди которых и
Благовещенская церковь, сегодня уже нет, но остались исторические данные
о них, воспоминания, и в наших силах помочь сохранить это уникальное
наследие.
Я считаю, что мы должны уделять больше внимания изучению
истории родного края. Уважение к памятникам старины, бережное отношение
к вере наших предков позволит нам ощущать себя наследниками прошлого и
осознавать свою ответственность перед будущим.
8Список литературы и используемых источников:
1. https://ru.wikipedia.org
2. http://visualhistory.livejournal.com/ Старейшие снимки Иркутска
3. https://tropki.ru/ Благовещенская церковь Иркутска
4. http://baikal.mk.ru
https://azbyka.ru/spravochnikpravoslavnogochelovekapravoslavnyjxram
5.
Справочник православного человека. Православный храм.
6. http://www.pafnutyabbey.ru/materials/16224
7. http://pandia.ru/
8. Т.А. Крючкова. Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия
Вениаминова. (Иркутск).
9Приложение 1
Схема храма в форме креста
Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков
10Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва
Приложение 2
Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного),
середина XVI в. Москва
11Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь
Приложение 3
Внешний вид православного храма
12Схема храма
Приложение 4
Старейшие снимки Иркутска
13Вид с колокольни Благовещенской церкви в сторону кварталов города,
впоследствии погибших в пожаре 2224 июня 1879.
14Вид с колокольни Благовещенской церкви
Вид с колокольни Благовещенской церкви по направлению к Мелочному
базару
15Приложение 5
16Каменный жилой дом управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30).
17