Исследовательская работа "История Благовещенской церкви города Иркутска".

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной работе рассказывается об истории создания Благовещенской церкви. Православные храмы Иркутска - неотъемлемая часть истории столицы Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири. Город развивался под влиянием православной церкви. Храмы Иркутска не только создают уникальный облик города, но и являются источником духовности и традиций, закладывающихся веками. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне утраченный православный храм, который находился в городе Иркутске на углу улиц Большой и Благовещенской (сейчас — улицы Карла Маркса и Володарского).Материалы исследовательской работы могут быть использованы на уроках ОРКСЭ, истории, внеклассных занятиях.
Иконка файла материала История Благовещ церкви.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Начальная школа – детский сад № 10» II  РАЙОННАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ «Святые заступники Руси» Исследовательская работа История Благовещенской церкви города Иркутска.                                                                 Выполнила:                                                                ученица 4 «А» класса                                                                Солюк Алёна                                                                Руководитель:                                                                  Шубина Марина Ивановна,                                                                учитель начальных классов                                                         МКОУ ШР «НШДС № 10» Шелехов 02017 г Предметная область: «Основы духовно­нравственной культуры народов  России» Вид  работы – исследовательская  работа Цель:     получение   исторических   сведений   о   прошлом   и   настоящем Благовещенской   церкви   г.Иркутска,   определение   её   роли   в   жизни   людей, формирование навыков   исследовательской работы в области православной культуры.  Задачи  исследования: 1.Изучение литературы по данной теме. 2.Самостоятельный поиск информации и ее анализ. 3.Оформление результатов работы в виде исследовательской работы. Объект исследования: Благовещенская церковь  г. Иркутска   Предмет   исследования:   архитектурных особенностей, культурно­исторической ценности.  изучение   исторической   судьбы   храма,   её Методы исследования: 1.Эмпирический (изучение и анализ литературы и источников). 2.Обобщение и систематизация полученных сведений. Актуальность работы. Самостоятельное   исследование   заставит   задуматься   над   проблемой сохранения памяти к историческому прошлому своей малой родины. Практическая значимость. Материалы исследовательской работы  могут  использоваться на внеклассных мероприятиях, на уроках ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», на уроках истории. 1СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение ………………………………………………………………….. 3 2. Основная часть …………………………………………………………4 ­ 7 3.Заключение …………………………………………………………………8 4. Список использованной литературы ……………………………………. 9 5.Приложения …………………………………………………………   10 ­ 16 2Введение ее ее ое ое В   этом   году   отмечается   220­   летие   со   дня   рождения   Святителя Иннокентия (Вениаминова) и 40 – летие со дня его канонизации. Я узнала, что Святитель Иннокентий родился в с.Анга   Качугского района и начал свою деятельность   в  Благовещенской   церкви (также Ц рковь   Благов щения Пресвят й Богор дицы). Город Иркутск особо отмечен в жизни святителя Иннокентия Вениаминова. 15 лет в период своей молодости и становления личности он провел в столице Восточной Сибири. Этот удивительный человек был     миссионером   Русской   православной   церкви,   апостолом   Америки   и Сибири, митрополитом Московским и Коломенским, ученым­подвижником, впервые подробно описавшим общественный строй, материальную и духовную культуру   народностей   Восточной   Сибири   и   Заполярья.   Всемирную известность приобрели его труды по географии, этнографии и языкознанию. Иннокентий Вениаминов был сподвижником генерал­губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева­Амурского в освоении восточных рубежей Российского государства и просвещении его коренных народов. В 1818 году Святитель Иннокентий окончил  Иркутскую семинарию. 18 мая 1821 года он был рукоположен в священника в той же Благовещенской церкви и прослужил в ней два года. Православные храмы Иркутска ­ неотъемлемая часть истории столицы Восточной Сибири. Иркутск с давних времен был духовным центром Сибири. Город   развивался   под   влиянием   православной   церкви. Храмы   Иркутска не только   создают   уникальный   облик   города,   но   и   являются   источником духовности и традиций, закладывающихся веками.   Я решила узнать об истории возникновения Благовещенской церкви и побывать   в   ней.   К   моему   глубокому   сожалению,   оказалось,   что   Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы,  ныне утраченный православный храм, который   находился   в   городе Иркутске   на   углу   улиц   Большой   и Благовещенской   (сейчас   —   улицы Карла   Маркса   и Володарского).     Я приняла   решение   узнать   как   можно   больше   об   истории   Благовещенской церкви и поделиться своими исследованиями с одноклассниками. 3Глава I   Храм, его возникновение и символика. Храм ­ это освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Храмовое   здание имеет   свой,  устоявшийся   в  течение   веков, архитектурный облик со   своей   глубокой   символикой.   Главное     символическое   значение   – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь,   собственно   храм и   притвор (или трапеза). Эти   три   части православного   храма   знаменуют   собой   разные   области   бытия: алтарь   – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем. История   православного   храма   повествует,   что   он   с   древних   времен   был особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. Православный   храм   был   призван   показывать   соборность   христианской религии – именно сюда по праздникам собирался народ, чтобы помолиться и поучаствовать   в   церковных   таинствах.   Монастыри   и   храмы   Русской Православной Церкви несли на себе и функции образовательных центров – здесь устраивались типографии, школы, архивы и библиотеки, озвучивались царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов. Благодаря   именно   первым   православным   храмам   начало   развиваться древнерусское зодчество. Испокон веков храмы на Руси строили всем миром. Первые храмы по внешнему виду были такие же, как и современные, но по   внутреннему   устройству   немного   отличались.   Форма   их   была   не   везде одинакова:   строились   храмы   то   продолговатые   –   в   виде   корабля,   то восьмиугольные – в виде звезды, то круглые, то крестообразные. Если строили храм   в   виде   корабля,   то   это   означало,   что   мир   –   это   житейское   море,   а Церковь   –  корабль,  на   котором   только   и  можно   безопасно   переплыть   это море, чтобы достигнуть мирной пристани – Царства Небесного. Если строили храм в виде звезды, то этим хотели сказать, что мир – это пустыня, а храм – путеводная звезда в этом мире. Крестообразный храм строился в утверждение того,   что   в   основание   Церкви   положен   Крест   Христов.  Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно   смешение   крестообразной   формы   храма   снаружи   с   круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все 4эти   формы   храмостроительства   Церковь   сохранила   до   наших   дней.    Все храмы с давних пор увенчиваются куполом, или главой. Купол напоминает нам   о   Небе,   куда   должны   стремиться   наши   мысли   и   желания.   Он   же символизирует   и   Главу   Церкви   –   Иисуса   Христа,   а   меньшие   главы   – апостолов.   Таких   глав   иногда   бывает   более   пяти   (Приложение   1­   3). Форма и цвет   купола также   имеют   символический   смысл.   Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента   своего   основания   ведет   с   силами   зла. Форма   луковицы символизирует   пламень   свечи.     По цвету   купола также   можно   определить, кому   посвящен   храм.   Поскольку   золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у   храмов,   посвященных Христу и двунадес тымяе праздникам (двенадцать   главных   праздников   церковного   года,   исключая Праздников   Праздник   –   Пасху). Купола   синие   со   звездами являются свидетельством   того,   что   храм,   над   которым   они   воздвигнуты, посвящен Богородице,   потому   что   звезда   напоминает   о   рождении   Христа   от   Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного   события   или   угодника   Божия,   то   и   название   он   получает соответствующее,   например:   Троицкий,   Преображенский,   Вознесенский, Благовещенский,   Покровский,   храм   святителя   Николая,   Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.  Глава II  История Благовещенской церкви города Иркутска История   строительства   Благовещенской   церкви   косвенно   связана   с освоением   русскими   берегов   Русской   Америки.     Благовещенская   церковь была заложена в 1758 г. при епископе Софронии, который занимал Иркутскую епископскую кафедру с 1754 по 1771 г. на средства купца И. Бечевина.  Были выложены   фундаменты,   но   из­за   пожара   строительство   остановилось. Возобновили   его   в   1785   на   средства   иркутского   купца   И.Баушева. Архитектура характерна для русско­византийского стиля, господствовавшего в   России   во   второй   половине   XIX   века.     Здание   Благовещенской   церкви строилось   и   благоустраивалось   довольно   продолжительное   время.   Автор проекта   ­     Владисл в   Андр евич   Кудельский,   русский   архитектор, исполняющий обязанности городского архитектора  г. Иркутска.  ае ее 5Первую   церковь   возвели   в   барочных   традициях,   свойственных иркутскому культовому зодчеству XVIII века. Декоративное убранство этой постройки   было   довольно   строгим   и   знаменовало   переход   к   классицизму. Одиночные   крупные   заглубленные   панно   на   гранях   колокольни свидетельствовали о влиянии местных традиционных мотивов. Церковь имела четыре   престола.   Главный   холодный,   т.   е.   неотапливаемый   храм, богослужения   в   котором   велись   только   летом,   был   освящен   в   честь Благовещения   Пресвятой   Богородицы   29   октября   1804   г.   Два   теплых придела,   располагавшиеся   с   западной   стороны   от   главного   храма,   были освящены   раньше:   придел   по   правую   руку   от   входа,   посвященный   трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, — 16 ноября 1785 г.; слева во имя великомучениц Екатерины и Варвары — 26 июля 1789 г. И третий придельный храм под колокольнею в честь святых Сергия Радонежского, Макария Унженского и Макария же Калязинского был устроен как раз в то время, когда в Благовещенской церкви служил Иоанн Евсеевич Попов­Вениаминов. Придел освящен был 4 августа 1821 г. В 1855 фасады получили красный фон с выделением белых деталей. Именно из стен этой церкви выехал на несение миссионерского подвига будущий Апостол Американский и Аляскинский Иннокентий Вениаминов. 7 мая 1823 он выехал из Иркутска вместе с семьей, на остров Уналашка, на Алеутские острова, входившие тогда в состав Иркутской епархии. Позднее в 1858 году именно в честь этой церкви будет назван город Благовещенск на Амуре, основанный совместными   усилиями   губернатора   Н.Н.   Муравьёва   и   архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия Вениаминова.  Здание   Благовещенского   храма   не   сохранилось.   Причем Благовещенский храм погибал дважды. Первый раз это произошло в 1879 г., в один из самых ужасных иркутских пожаров, когда 22 и 24 июня практически выгорел   весь   центр   города   (75   кварталов   с   105   каменными   и   3   418 деревянными   постройками).   Очень   пострадали   четыре   церкви   —   Тихвинская   и   Благовещенская. Владимирская, Распространению   пожара   способствовал   сильный   ветер,   который перебрасывал   огонь   по   крышам.   Яркой   иллюстрацией   страшного поверхностного огня могло служить то обстоятельство, что большой колокол Благовещенской церкви растопился и стек на землю. Cтены  Благовещенского храма очень пострадали, отремонтировать их не представлялось возможным, и церковь полностью, начиная с фундамента, перестроили. На его месте в   Харлампиевская, 61888—1890 на средства иркутских купцов С.И. Тельных, А.Ф. Дунаева и И.С. Котельникова возвели новую каменную четырехпрестольную Благовещенскую церковь   с   тем   же   посвящением   приделов.   Главный   придел,   во   имя Благовещения   Господня,   освятил   иркутский   архиепископ   Вениамин   13 октября 1890; под колокольней, во имя преподобных Сергия и Макария, — 28 июля 1891. Боковые приделы освящены чуть раньше.  В следующие свои приезды в Иркутск, в 1857, 1858, 1859, 1865 и 1868 гг. святитель Иннокентий Вениаминов обязательно бывал в Благовещенской церкви.   Особенно   иркутянам   запомнилось   его   последнее   посещение   г. Иркутска   в   1868   г.,   когда   он,   назначенный   на   высокий   пост   митрополита Московского   и   Коломенского,   ехал   с   Дальнего   Востока   к   месту   своего служения   в   Москву.   В   Иркутской   летописи   подробно   описываются   все важные   события   его   пребывания   в   Иркутске   с   13   марта   по   20   апреля, взволновавшие весь город: «1868 г. 13 марта, в полдень, при ярком сиянии солнца раздался торжественный звон церквей Иркутска. По Амурской улице ехал   с   Востока   Высокопреосвященный   Иннокентий,   назначенный митрополитом   Московским.   Соборная   площадь   была   полна   народа.   У подъезда   архиерейского   дома   гостя   встретил   Иркутский   архипастырь (Парфений) с почетным духовенством. В покоях архиерейского дома ожидали владыку Иннокентия генерал­губернатор М.С. Корсаков, губернатор и прочий генералитет,   военный   и   гражданский,   а   также   представители   городского общества   и   почетного   купечества,   которые   владыке   поднесли   хлеб­соль. Существует предание, что в один из приездов святитель Иннокентий нашел в Благовещенском храме свой дьяконский стихарь, в котором он служил здесь в свои молодые годы, и забрал его с собой. Известно также, что он завещал похоронить себя в этом стихаре, эта просьба была выполнена. Второй   раз   уже   окончательно   здание   Благовещенской   церкви   было разрушено в 1930­е гг, а на ее месте построили крупный каменный жилой дом управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30). 7Заключение В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало   свои   храмы.   Христианский   храм   не   просто   архитектурное сооружение,   являющееся   предметом   эстетического   любования,   храм   –   это символ   веры,  причем   символ   видимый,   осязаемый.  Сегодня   в   г.  Иркутске действуют  25  храмов и  часовен.  Все  храмы имеют уникальную  историю  и неповторимую   архитектуру.  У   каждого   из   них   своя   интересная   история, которая не должна быть утеряна и забыта. Многих храмов, среди которых и Благовещенская церковь,  сегодня уже нет, но остались исторические данные о   них,   воспоминания,   и   в   наших   силах   помочь   сохранить   это   уникальное наследие.   Я   считаю,   что   мы   должны   уделять   больше   внимания   изучению истории  родного края. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере наших предков позволит нам ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим. 8Список литературы и используемых источников: 1. https://ru.wikipedia.org  2. http://visualhistory.livejournal.com/ Старейшие снимки Иркутска 3. https://tropki.ru/ Благовещенская церковь Иркутска 4. http://baikal.mk.ru  https://azbyka.ru/spravochnik­pravoslavnogo­cheloveka­pravoslavnyj­xram 5. Справочник православного человека. Православный храм. 6.  http://www.pafnuty­abbey.ru/materials/16224 7.  http://pandia.ru/ 8. Т.А. Крючкова. Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия Вениаминова.  (Иркутск). 9Приложение 1 Схема храма в форме креста Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков 10Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва Приложение 2 Девятиглавый  храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва 11Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь Приложение 3 Внешний вид православного храма 12Схема храма Приложение 4 Старейшие снимки Иркутска      13Вид   с   колокольни   Благовещенской   церкви   в   сторону   кварталов   города, впоследствии погибших в пожаре 22­24 июня 1879.  14Вид с колокольни Благовещенской церкви Вид   с   колокольни   Благовещенской   церкви   по   направлению   к   Мелочному базару 15Приложение 5        16Каменный жилой дом управления ВСЖД (ул. Карла Маркса, 30). 17