На дворе XXI век, а суеверия, как в Средневековье!
Ставропольские земли в историкогеографическом отношении – часть
южнорусской степи. Все сменявшиеся на протяжении столетий в степи
кочевники – это наша вами история.
В середине XI в. в них вторглись, прийдя с востока, половцы, жившие здесь
потом до середины XIIIв. В землях своих кочевий они ставили изваяния,
известные как «каменные бабы». Мужчины и женщины, изваянные в
натуральную величину или выше в полусидячем положении делались из
ракушечника или песчаника. Воины в конических шлемах, перетянутые на
груди ремнем с бляхами, женщины – с отвислыми грудями, в шлемах с
коническим верхом с широкими полями или сложной прической. Ссутулились
вперед могучие плечи каменных воинов, опущены вниз женские головы на
коротких шеях, бесстрастно смотрят раскосые глаза степняков. У всех руки
сложены внизу живота, держат, как предполагают историки, чашу со
священным напитком.
Широко известные во всей половецкой степи (от Монголии до Центральной
Европы), они устанавливались на курганах и перекрестках дорог и всегда
привлекали к себе внимание современников. Проезжая через половецкие
кочевья в 12531255 гг. посол французского короля Гильом Рубрук наблюдал,
как половцы хоронят умершего, и написал «…насыпают холм над усопшим и
воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку…». Только ли
умершего изображали половцы или же божество? Возможно и то и другое.
Есть также точка зрения, что поставленные на перекрестках дорог, они,
возможно, служили географическими ориентирами.
К моменту освоения Ставрополья русскоукраинскими переселенцами в
конце XVIII в. в полях еще стояли тысячи каменных изваяний. При вспашке
степей на рубеже в XIXXX вв. были уничтожены десятки сотен изваяний.
Сведения о них впервые обобщила известный археологом Т. М. Минаева,
установив крае более 50 мест их обнаружения. Всего лишь чуть более сотни
их было спасено и передано в музеи Ставрополя, городов КМВ, в другие
районные и местные самодеятельные музеи. Есть «каменные бабы» и в нашем
районе.
Одно такое изваяние случайно выпахал в поле тракторист совхоза «Радуга»
П. П. Сухинин в 1989г. и доставил его в мехотряд. Понимая ценность
находки, школа еще тогда пыталась пристроить находку в краеведческий
музей, но не нашлось транспорта, чтобы его отвезти. «Каменную бабу»
перевезли на школьный двора, где она и пролежала до открытия музея
поселка в 2004 г. Как самый ценный экспонат ее поставили на улице, у входа.
И хотя у изваяния не было головы, время его не пощадило, оно было ценно
уже тем, что у него столь почтенный возраст более 700 лет.
И вот буквально на днях пришла комуто в голову удивительная мысль, что
эта «каменная баба» приносит нашему поселку несчастья, а потому ее
вывезли в поле и закопали в землю, якобы в том месте, где нашли. В Ставрополе почемуто никто не выкапывает каменные изваянии, стоящие
у входа в краеведческий музей, никто не собирается развезти по полям тех
истуканов, что хранятся в его внутреннем дворике, и гробницу аланского
правителя не возвращают к месту ее обнаружения на р. Кяфар…
На дворе XXI век, а суеверия, как в Средневековье! Так и до «охоты на
ведьм» недалеко.
Учитель истории
МОУ СОШ №10
Казакова Н.Ю.
Исследовательская работа "История и суеверия"
Исследовательская работа "История и суеверия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.