1. Введение
1.1 Обоснование необходимости проведения исследовательской работы: Прошлым летом я был у родственников на улице Речной. Мы ходили к артезиану и пили воду из него. Вкус у артезианской воды был особенный. Наша семья пьёт сырую водопроводную воду, но вкус этой артезианской воды другой. И тогда мне захотелось узнать, а какая вода полезнее?
1.2.Актуальность работы: В связи с загрязнением окружающей среды в современном мире качество питьевой воды ухудшилось. Человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему вредна.
1.3. Цель исследования: выяснить, какой вид питьевой воды самый полезный.
1.4. Задачи исследования:
1. Выяснить, какую воду люди пили в Древнем Риме;
2. Познакомиться с видами и свойствами питьевой воды;
3. Узнать о качестве и составе воды в селе Жуковском;
4. Определить значение питьевой воды для здоровья человека;
5. Выяснить, какую воду пьют одноклассники, родители;
6. Определить качество питьевой воды в домашних условиях;
7. Познакомиться с литературными произведениями о воде.
1.5 Гипотеза исследования: могу предположить, что если вода прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, это не значит, что она пригодна для питья.
1.6. Новизна: эта тема не была исследована среди учащихся нашей школы.
1.7. Объект исследования: питьевая вода разных видов.
1.8. Предмет исследования: качество питьевой воды; зависимость времени закипания воды от её качества; влияние качества питьевой воды на развитие растений
1.9. Методы исследования:
Теоретический: анализ, синтез, индукция (логический переход от фактов к общим выводам).
Практический: социологический опрос, опыт, наблюдение, беседа.
2.Практическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, что эту работу мы отправили на Всероссийский конкурс «Радуга творчества», на занятии экологического кружка «Почемучка» я сообщил о видах и значении питьевой воды.
2.1. Сроки проведения исследования: декабрь 2015 г.– апрель 2016г.
2.2 Место исследования: село Жуковское, Песчанокопский район.1. Введение
1.1 Обоснование необходимости проведения исследовательской работы: Прошлым летом я был у родственников на улице Речной. Мы ходили к артезиану и пили воду из него. Вкус у артезианской воды был особенный. Наша семья пьёт сырую водопроводную воду, но вкус этой артезианской воды другой. И тогда мне захотелось узнать, а какая вода полезнее?
1.2.Актуальность работы: В связи с загрязнением окружающей среды в современном мире качество питьевой воды ухудшилось. Человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему вредна.
1.3. Цель исследования: выяснить, какой вид питьевой воды самый полезный.
1.4. Задачи исследования:
1. Выяснить, какую воду люди пили в Древнем Риме;
2. Познакомиться с видами и свойствами питьевой воды;
3. Узнать о качестве и составе воды в селе Жуковском;
4. Определить значение питьевой воды для здоровья человека;
5. Выяснить, какую воду пьют одноклассники, родители;
6. Определить качество питьевой воды в домашних условиях;
7. Познакомиться с литературными произведениями о воде.
1.5 Гипотеза исследования: могу предположить, что если вода прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, это не значит, что она пригодна для питья.
1.6. Новизна: эта тема не была исследована среди учащихся нашей школы.
1.7. Объект исследования: питьевая вода разных видов.
1.8. Предмет исследования: качество питьевой воды; зависимость времени закипания воды от её качества; влияние качества питьевой воды на развитие растений
1.9. Методы исследования:
Теоретический: анализ, синтез, индукция (логический переход от фактов к общим выводам).
Практический: социологический опрос, опыт, наблюдение, беседа.
2.Практическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, что эту работу мы отправили на Всероссийский конкурс «Радуга творчества», на занятии экологического кружка «Почемучка» я сообщил о видах и значении питьевой воды.
2.1. Сроки проведения исследования: декабрь 2015 г.– апрель 2016г.
2.2 Место исследования: село Жуковское, Песчанокопский район.
КОНКУРС НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Секция: экология, безопасность жизнедеятельности
Тема: Какая вода полезнее
Автор: Чернов Роман
Научный руководитель: Падалко Наталья Михайловна
Место выполнения работы: МБОУ ЖСОШ №22
2016
1Оглавление
1.Введение 3 стр.
2.Основная часть 36 стр.
Глава 2.1 Какую воду пили люди в древности? 34 стр.
Глава 2.2 Виды и состав питьевой воды. 45 стр.
Глава 2.3 Состав и качество воды в водопроводе села Жуковского. 5 стр.
Глава 2.4 Значение воды для организма человека. 5 стр.
Глава 2.5 Литературные произведения о воде. 5 стр.
Глава 2.6 Практическая часть работы (социологический опрос,
опыты, наблюдения) 56 стр.
3. Заключение. 67 стр.
4. Список источников и литературы. 7 стр.
5. Приложение. 812 стр.
21. Введение
1.1 Обоснование необходимости проведения исследовательской работы: Прошлым летом я был у
родственников на улице Речной. Мы ходили к артезиану и пили воду из него. Вкус у артезианской
воды был особенный. Наша семья пьёт сырую водопроводную воду, но вкус этой артезианской
воды другой. И тогда мне захотелось узнать, а какая вода полезнее?
1.2.Актуальность работы: В связи с загрязнением окружающей среды в современном мире качество
питьевой воды ухудшилось. Человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на
организм, а какая ему вредна.
1.3. Цель исследования: выяснить, какой вид питьевой воды самый полезный.
1.4. Задачи исследования:
1. Выяснить, какую воду люди пили в Древнем Риме;
2. Познакомиться с видами и свойствами питьевой воды;
3. Узнать о качестве и составе воды в селе Жуковском;
4. Определить значение питьевой воды для здоровья человека;
5. Выяснить, какую воду пьют одноклассники, родители;
6. Определить качество питьевой воды в домашних условиях;
7. Познакомиться с литературными произведениями о воде.
1.5 Гипотеза исследования: могу предположить, что если вода прозрачна, не имеет достаточно
выраженных вкуса и запаха, это не значит, что она пригодна для питья.
1.6. Новизна: эта тема не была исследована среди учащихся нашей школы.
1.7. Объект исследования: питьевая вода разных видов.
1.8. Предмет исследования: качество питьевой воды; зависимость времени закипания воды от её
качества; влияние качества питьевой воды на развитие растений
1.9. Методы исследования:
Теоретический: анализ, синтез, индукция (логический переход от фактов к общим выводам).
Практический: социологический опрос, опыт, наблюдение, беседа.
2.Практическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, что эту работу мы
отправили на Всероссийский конкурс «Радуга творчества», на занятии экологического кружка
«Почемучка» я сообщил о видах и значении питьевой воды.
2.1. Сроки проведения исследования: декабрь 2015 г.– апрель 2016г.
2.2 Место исследования: село Жуковское, Песчанокопский район.
2.3Литературный обзор: из методического пособия по проектноисследлвательской деятельности
«Всё узнаю, всё смогу» я узнал, как нужно проводить исследование, познакомился с этапами
исследовательской работы. Потом я познакомился с книгой Ахманова М. С. «Вода, которую мы
пьем», на сайте «iknigi.net›Михаил
Для проведения исследования я использовал следующие методы: анализ, синтез, опрос,
анкетирование, наблюдение. Все собранные материалы были мною систематизированы и обобщены.
Дополнительную информацию я получил из беседы с директором МУП Жуковского сельского
поселения Зубенко Н.В., учителями, родителями, одноклассниками.
Результаты работы оформил в виде исследовательской работы и презентации. 2. Основная часть
Ахманов» и прочитал информацию о питьевой воде.
3меня на вопрос: что являлось источником питьевой воды в
Глава 2.1. Какую воду пили люди в древности?
Мы, современные люди не мыслим, прожить и дня без воды. Открываем кран, и сразу течёт вода
или можем сходить в магазин и купить бутилированную и минеральную воду. И тогда эта мысль
натолкнула
древности и
Средневековье?
И я обратился с этим вопросом к своему учителю Наталье Михайловне, и она мне посоветовала
прочитать информацию в книге Михаила Ахманова «Вода, которую мы пьём» на сайте «iknigi.net›.
В результате проделанной работы я узнал: в древности люди брали воду прямо из родников, рек и
озер, но со временем ситуация изменилась – по крайней мере, в цивилизованных странах. Однако
еще в Древнем Риме был построен первый городской водопровод. Вместе с этим изобретением на
свет родилась проблема: какие трубы лучше – свинцовые или обожженные глиняные? В античную
эпоху и в Средневековье водопровод являлся, безусловно, экзотикой, чудесным изобретением,
которым могли наслаждаться лишь жители немногих городов.
Теперь – другое дело! Повсюду между источником воды и ее потребителем проложена
водопроводная труба, и на одном ее конце – станция водоочистки, а на другом – кран на нашей
кухне.
Глава 2.2 Виды и состав воды. Мне захотелось узнать, о видах воды и её составе.
Я изучил теоретический материал в детской энциклопедии «Что такое кто такой» о всех видах
воды, которые существуют и которую употребляют жители нашего села. И вот, что я выяснил.
Водопроводная вода. Прежде, чем попасть к нам в кран, на водоочистительных станциях воду
подвергают воздействию хлора, в результате чего она очищается. Этот процесс называется
хлорированием воды.
В воде присутствуют химические элементы, газы, органические и неорганические вещества. Кроме
того, в воде может содержаться песок, ил, ржавчина, частицы глины.
Важно знать, что существует несколько показателей качества пресной природной воды: жёсткость,
кислотность, цвет, вкус, запах, мутность.
Вода с большим содержанием кальция и магния называется жесткой, с малым содержанием –
мягкой.
Кипячёная вода. Для того чтобы получить оптимальную степень очистки воды, её надо кипятить.
Но долго кипятить воду нельзя, т.к. концентрация солей, содержащихся в ней, возрастает и такую
воду лучше не использовать.
Различают три стадии кипения: начальная стадия (образуются первые пузырьки), "белое"
кипячение (из глубины появляется большое количество пузырьков), третье кипение вода бурлит
вовсю. В последней стадии вода теряет свои лечебные свойства и считается перекипевшей,
поэтому кипятить воду надо до второй стадии. Надо помнить, что кипячение приводит к
уменьшению в воде содержания таких жизненно важных солей, как кальция и магния.
Питьевая бутилированная вода. Одним из вариантов питьевой бутилированной воды – вода в
пластиковых бутылках продающаяся в магазинах. Качество питьевой воды, очищенной
промышленным способом, в случае правильной технологии, находится на достаточно высоком
уровне, несравнимом с той очисткой, которую можно произвести дома при помощи бытовых
фильтров. Правда, следует, как всегда оговориться, что у всех производителей вода разная и
далеко не всегда очищают ее как следует. Если не полениться и прочесть надпись на бутылке
4мелким шрифтом, в которой указана категория воды, то можно узнать, способом получена разлитая
в бутылки вода – к первой категории относится вода, искусственно очищенная, к высшей –
природная артезианская.
Родниковая вода. Родниковая вода – один из лучших вариантов воды для питья – лучшего
фильтра, чем созданный самой природой, человечество до сих пор не придумало. Вода, проходящая
через слои почвы, проходит несколько степеней очистки и насыщается различными
микроэлементами. Но пить воду из родника, расположенного в черте большого города или рядом с
крупными промышленными объектами, по меньшей мере рискованно. Вода из родников на
территории крупных городов перенасыщена солями тяжелых металлов, бактериями и прочими
вредными примесями и непригодна для употребления ни в каком виде. Для проведения опытов
была исследована родниковая вода, которую я набрал из настоящего родника в селе
Песчанокопском.
Минеральная вода. Минеральная вода – вода из природных источников с повышенным
содержанием солей и микроэлементов, образующаяся в результате прохождения подземных вод
через богатые минералами слои почвы и горные породы. В зависимости от содержания солей вода
делится на следующие виды: лечебная, лечебностоловая, столовая.
Глава 2.3 Состав и качество воды в водопроводе села Жуковского.
Так как я живу в селе Жуковском, мне захотелось получить информацию о нашей воде. Какого
качества течёт вода в наших кранах. Мне моя мама посоветовала обратиться в службу ЖКХ. И
тогда в назначенный день я встретился с директором МУП Зубенко Николай Васильевичем. Он
рассказал мне интересную информацию о водопроводной воде нашего села. У нас в селе для
обеспечения населения питьевой водой имеется 13 артезианских скважин и 12 водонапорных
башен. Глубина скважин 110120 метров.
Схема очистки водопроводной воды состоит в
следующем: отстаивание, фильтрация через слой песка, хлорирование 2 раза в год, также
санпединстанция проводит анализ питьевой воды. Пробы берутся на микробиологические, физико
химические и радиологические исследования.
Глава 2.4 Значение воды для организма человека.
Я часто задавался вопросом «Какое значение имеет вода для организма человека?» И тогда я
решил спросить об этом у учителя биологии нашей школы Кобелевой Натальи Васильевны. В
результате беседы с Натальей Васильевной я узнал, что организм человека на 70% состоит из воды.
Для человека по значимости вода занимает второе место после кислорода. Без неё наш организм не
может существовать. Вода помогает пищеварению, кровообращению, выводу шлаков и усвоению
витаминов. Вода нужна для поддержания нормальной температуры человеческого тела. В
настоящее время вопросы качества питьевой воды не утратили своей актуальности. Качество
питьевой воды связано с состоянием здоровья населения, экологической чистотой продуктов
питания. Человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему
вредна.
Глава 2.5 Литературные произведения о воде. После полученной информации о значении воды для
человека, я заинтересовался вопросом, а посвящают ли писатели и поэты свои произведения воде?
Тогда я посетил школьную библиотеку. Из беседы с библиотекарем Кобелевой Т.И. я узнал, что
К.Д. Ушинский, М.М. Пришвин, В.В. Бианки писали интересные рассказы о воде; И.И. Козлов,
5А.А. Алексеева и другие поэты сочинили стихи о воде. Некоторые рассказы и стихи я прочитал и
понял, как красива и разнообразна наша природа.
Глава 2.6 Практическая часть работы (социологический опрос)1
Практическая часть моей работы состояла из анкетирования, проведения опытов и наблюдений.
Изучив материал о разных видах воды, я решил проверить, какую воду пьют мои одноклассники2
и родители. Вопрос анкеты звучал так: «Какую воду вы пьете чаще всего?». На данный вопрос дали
ответ 40 человек. Люди употребляют воду для утоления жажды: 10 человек кипячёную воду; 4
человека бутилированную воду; 24 человека сырую водопроводную воду; 0 человек сырую
родниковую воду; 2 человека минеральную воду.
Самой популярной оказалась сырая водопроводная вода, но исследованию подверглись все виды
воды. Эту информацию можно увидеть на диаграмме3 (Приложение 4)
Практические исследования. О качестве воды можно судить по ее свойствам, мы можем
определить эти свойства: прозрачность воды, ее цвет, запах, вкус и температуру с помощью наших
органов чувств.
Прозрачность определяется по способности воды пропускать свет. Вода считается достаточно
прозрачной, если через 30сантиметровый ее слой можно прочитать обычный шрифт.
Запах и вкус подземных вод зависят от растворенных в них минеральных солей, газов. И так,
наблюдение за водой показало, что она обладает следующими свойствами: не имеет своей формы,
бесцветна, прозрачна, безвкусна, не имеет своего запаха, текучая.
Дополнительную информацию о свойствах воды я узнал на сайте «vodoobmen.ru». Меня
заинтересовал вопрос: «Какая вода закипает быстрее: сырая, кипячёная или минеральная?». Я
решил проверить это на опыте в домашних условиях.
Опыт4 №1: все образцы воды одинаковым объёмом и температурой доведу до кипения на газовой
плите. Сравню время закипания.
Вывод №1: образцы закипели за разное время. Сырая вода закипела раньше, чем кипячёная и
минеральная при равных условиях.
Сырая вода закипела раньше потому, что она насыщена кислородом и поэтому хорошо кипит. В
кипячёной и минеральной воде пузырьков воздуха очень мало. Они плохо поднимаются со дна
кастрюльки, вода плохо кипит.
Воздух необходим для дыхания растениям. Его много в сырой воде и мало в кипячёной и
минеральной, поэтому я решил понаблюдать, в какой воде растение развивается лучше.
Опыт5 №2: в три ёмкости с испытуемыми образцами воды поместим три одинаковые луковицы.
Вывод № 2: В кипячёной и минеральной воде растение растёт, но хуже, чем в сырой. Сырая вода
лучше влияет на рост растений. В ней больше питания и воздуха для дыхания.
Из этих опытов я сделал вывод, что в сырой воде больше питания и воздуха, поэтому она лучше
утоляет жажду.
Изучив в Интернете на сайте «otvet.mail.ru» вопрос об утолении жажды, оказалось, что наши
любимые напитки: кофе, чай, газировка, молоко, сок – не предназначены для утоления жажды.
1 Анкета.
2 Фото респондентов.
3 Диаграмма результатов опроса
4 Таблица результатов эксперимента №1
5 Таблица результатов эксперимента №2
6Минеральная вода: лечит болезни (назначение врача), улучшает кожу (умывание), укрепляет
волосы (ополаскивание волос после мытья), укрепляет ногти и улучшает их рост (ванночки)
Кипячёная вода вообще не приносит никакой пользы для организма, так как она «мертвая». Она
используется для приготовления напитков (чай, кофе) и еды.
4. Заключение.
4.1. Выводы и результаты исследовательской деятельности. В результате проделанной работы я
узнал, какой вид питьевой воды самый полезный.
Считаю, что поставленной цели я достиг.
Результатом моего исследования является выполнение поставленных перед собой задач:
1. выяснил, какую воду люди пили в Древнем Риме;
2. познакомился с видами и свойствами питьевой воды;
3. узнал о качестве и составе воды в селе Жуковском;
4. определил значение питьевой воды для здоровья человека;
5. выяснил, какую воду пьют одноклассники, родители;
6. определил качество питьевой воды в домашних условиях;
7. познакомился с произведениями о воде.
Проведённые мною исследования показали, что если вода прозрачна, не имеет достаточно
выраженных вкуса и запаха, это не значит, что она пригодна для питья. А значит гипотеза,
выдвинутая мной, подтвердилась.
В результате проделанной работы я узнал:
1. Сырая водопроводная вода однозначно полезней кипяченой для питья, но её нужно
предварительно отстаивать или фильтровать.
2. Пригодна для питья и родниковая вода, если родник не находится в черте города или рядом с
крупными промышленными объектами.
3. Покупая питьевую бутилированную воду, обращайте внимание на ее категорию и производителя.
4. При кипячении не давайте воде кипеть, выключайте чайник при первых признаках вскипания
воды.
5. Минеральную воду лучше использовать в лечебных целях.
Специалистами рекомендуется пить: утром и перед сном – один стакан воды. Перед каждой едой –
одиндва стакана воды. Во время еды – полстакана. Сразу после еды пить не рекомендуется.
В настоящее время запасы пресной воды на планете сокращаются. Когда я изучал информацию о
воде, мне встретилась статья про озеро Байкал, которое является крупнейшим резервуаром
пресной воды. В нём вода кристально чистая и её можно пить. Меня заинтересовала эта тема и
продолжу её изучение в следующем году.
Хочу поблагодарить всех за помощь, которую мне оказала при проведении моего исследования.
5. Список источников и литературы
Источники.
1.
2.
поселения Зубенко Н.В.)
3.
Литература:
1. Детская энциклопедия «Что такое Кто такой» Издво Москва, 2004г.
Письменные (доклад « Какая вода полезнее?»)
Устные (беседа с учителем, с родителями, с директором МУП Жуковского сельского
Изобразительные (фотоматериалы)
2. Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002г.
7Сайты:
http
http
. org
/Вода
:// ru , wikipedia
:// www
/ wiki
. ru /
. vodoobmen
Приложение 1
Анкета:
Какую воду вы пьете чаще всего?
кипячёную воду;
бутилированную воду;
сырую водопроводную воду
сырую родниковую воду
минеральную воду
8Приложение 2
Фото респондентов.
9Фото респондента Зубенко Н.В.
Фото респондента Кобелевой Н.В.
Приложение 3
10Результаты опроса «Какую воду вы пьёте чаще всего?»
Приложение 4
11Приложение 5
Таблица наблюдений №1
Кипячёная
вода 0.5 л.
Минеральная
вода 0.5л.
Сырая
водопроводная
вода 0.5л.
Сырая вода
родниковая
Сырая
бутилированная
вода
0,5 л
0,5 л
4 мин 7 сек
4 мин 2 сек
3 мин 4 сек
3 мин 8 сек
3 мин 5 сек
Таблица наблюдений №2
Кипяченая вода Минеральная
вода
Сырая водопровод
ная вода
Сырая
родниковая
вода
Сырая бутилирован
ная вода
Корешки
устойчивые – 2
3 см
Корешки
устойчивые 1
см
Перьев – 3,
длина 23 см
Корешков мало
–
Корешков мало – 1
2 см
0,51 см
Перьев 3,
длина 0,5 см
Перьев
3,длина 23 см
–
Перьев 6,
длина 56 см
Перьев 2,
длина 12 см
Перьев
длина 0,5 см
1,
1213