Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
религиоведение
9 кл
17.01.2017
Исследовательская работа о предках семьи – казаках Харченко, их православных традициях. В которой показана хронология рода. Собрана информация, фотоматериалы, документы, Создана презентация, в которой показана жизнь и традиции семьи Харченко.
История казачьей православной семьи Харченко не будет забыта, и следующие поколения смогут узнать о ней из моей исследовательской работы.
Казачьи православные традиции в моей семье.docx
Г. Волгодонск
Исследовательская работа
Дук Дарья Олеговна
МОУ гимназия «Юридическая»,
Г. Волгодонск, ул. Советская, 138,
9 «Б» класс
30.03.1999 г.
г. Волгодонск, ул. 30 лет Победы,
д.7, кв.64, телефон: 260791
Консультант: Дук Татьяна Ивановна
учитель по ОПК
2016 год.
Цель работы:
1.Узнать о предках семьи – казаках Харченко, их
православных традициях. 2. Создать хронологию моего рода.
3. Научиться проводить исследовательскую работу.
Задачи:
1. Собрать информацию, фотоматериалы, документы;
создать презентацию.
2. Познакомить с традициями моей семьи.
3. Продолжить поисковую работу.
«Казачьи православные традиции в моей семье». В нашей семье хранится очень много семейных альбомов. Когда я была на
летних каникулах у своей бабушки в деревне, то мне встретился истрёпанный
альбом со старыми фотографиями, на которых изображены мои прадеды:
Чепурной Гавриил Иванович 1880 г. рождения, Чепурная Матрёна Васильевна
1883 г. рождения, Харченко Афанасий Афанасьевич 1884 г. рождения и
Харченко Анна Филипповна 1886 г. рождения.
Глядя на эти фотографии, я думала о том, что я являюсь потомком
этих людей, во мне есть частица этих людей. И мне очень захотелось узнать о
своих предках: кто они были, чем они жили.
Жили мои предки в селе Титовка, Северо Кавказского Края, Донецкого
Округа. На территории села была действующая казачья дружина, куда
входили мои прадеды. У четы Чепурных было четверо детей: Татьяна, Пётр,
Антонина, Василий, а у Харченко шестеро: Иван, Николай, Григорий,
Наталья, Андрей, Екатерина. Эти семьи в деревне были одни из самых
состоятельных, поэтому они и стали сватами.
Чепурной Гавриил был активным участником Гражданской войны, был
убит в 1918 году, когда ему было 38 лет. Бабушка осталась с четырьмя
детьми, но духом не пала. С 1918 года была делегатом съезда «Красные
косынки».
Харченко Афанасий был середняком, имел свою мельницу, мастерскую, в
которой «валял валенки». Принимал участие в Гражданской войне, был ранен
под Новочеркасском и демобилизован из Красной Армии.
Отдохнув и погуляв после службы, глава семьи принимался за работу.
Кроме того, он принимал участие в общественнополитической жизни села:
участвовал в казачьих Кругах, сходах села. Мои прадеды были глубоко верующими людьми. Ни одного важного дела
они не начинали без молитвы. В селе была церковь, которую посещала вся
семья. Прабабушка говорила о том, что многое в их жизни сопровождалось
обрядами, суевериями. Твёрдым было понятие греха: «Грешно родственникам
промеж себя невест сватать», «тяжкий грех с родителями ссорится».
Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом – это,
значит, не давать покоя родителям в гробу и тревожить их кости. Гневаться
тоже грех. Снятие со стены иконы и целование её считалось доказательством
своей невиновности. До сих пор в нашей семье существует духовная связь с
умершими. Обязательно поминаем во все отведённые для поминания дни.
Моя прабабушка помнила, как её родители в начале весеннееполевых
работ в крестопоклонную неделю пекли «кресты», а на сорок мучеников
«жаворонков» и по одной штуке хранили до начала пахоты. При выезде в поле
брали с собой «крест» и «жаворонка» и клали их по углам на десятину. После
проведения первой борозды съедали «крест» и «жаворонка».
Перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали с собой
свяченую воду и веником брызгали поле, приговаривая: «Зароди Господи,
жито и пшеницу на всякую пашницу, на вдов и сирот, на проходящего и на
просящего». После чего, сделавши сначала семенами крест, начинали сеять.
Если долго не было дождя, то дети просили его так: «Иди, иди дождь, да
на бабину рожь, да на бабину кичку, на нашу пшеничку, на наш ячмень,
поливай весь день. А дождик припусти, мы поедем под кусты Богу молиться,
Христу поклониться». И наоборот, если дождь шёл несколько недель подряд,
то чтобы перестал, говорили так: «Дождь перестань, куплю тебе сарафан и с
ленточками, позументочками, с махорчиками, с колокольчиками. И не мок, и
не мок куплю тебе шёлковый платок». Как рассказывала мне моя бабушка, наша семья придавала особое
значение таинству крещения, так как умершие некрещеными не явятся на
Страшный суд. Перед тем как они несли ребёнка в церковь, его клали в
красный угол и молились: "Определи ему, Господи, талант, счастье, добрый
разум, долгие века».
Семья очень много работала, но любили и повеселиться. Весело они
отдыхали! Праздников было много. Отмечали день войскового праздника,
престольные, православные, семейные: именины, крестины, свадьбы.
В 1938 году Антонина Чепурная вышла замуж за Григория Харченко (мои
прабабушка и прадедушка). Мне рассказывала о том, какой была свадьба,
младшая сестра прадедушки Гриши, прабабушка Катя, она живёт в Луганской
области, в городе Брянка.
Свадьбу играли осенью, после окончания полевых работ, по всем
православным обычаям. Дедушка Гриша отправился со своими старшими
братьями Иваном и Николаем к Чепурным на «смотрины» меньшей дочери
Антонины. После смотрин шло «сватовство». Со стороны жениха были
присланы сваты. Это были люди опытные, у которых на счету была не одна
пара соединенных молодых пар. Когда родители невесты дали согласие, то
прошло рукобитье. Родители в знак союза давали друг другу руки. Вечер
завершился угощением.
И вот настал день свадьбы. Это было воскресенье. В домах невесты и
жениха всё было в движении. Подруги наряжали невесту в свадебный наряд –
юбка и кофта из атласа, на голове фата с цветами из фоска. Когда она была
готова, её посадили под святыми образами, а рядом посадили племянника
Федю с плёткой в руках. Дружок жениха спрашивал, почему он занял чужое
место? Федя бил плёткой и приговаривал: «Дай куницу, дай лисицу, золотую
гривну». Начинался торг, во время которого племянник старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворённый полученной суммой,
он уступал место возле невесты жениху. После венчания молодые и гости
направились в дом жениха. На крыльце новобрачных встречали родители
жениха с хлебомсолью, посыпая их зерном, орехами, конфетами, мелкой
монетой – символами добра, счастья, богатства и благополучия.
Из церкви новобрачных везли в венцах, с ними ехал священник. В доме он
снимал с молодых венцы, читал установленную молитву. После чего все
приглашались к столу.
Особо любимыми в семье Харченко были рождественские праздники.
Праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником
Рождества Христова и завершались Крещением Господним. Но перед этим вся
семья готовилась сорокадневным постом, известный как Рождественский или
Филиппов. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день
назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось
употреблять в пищу сочиво (пшеницу с мёдом). В сочельник не ели до первой
звезды. В «красном углу», под образами, на чистой скатерти, на пучке сена
стояла чашка с отваренными зёрнами пшеницы, политой мёдом или
послащенной сахаром или изюмом – «кутья». С первой звёздочкой на небе
после молитвы ели «кутью», а за ней самый скромный ужин. Ночью, с первым
ударом к заутрени, вставала вся семья. Топили печь и все спешили на службу.
Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Бабушка говорит, что
обычно уходили мальчики, они ходили по все жителям и пели «Христос
рождается», им за это давали угощения.
Накануне «Старого Нового года», 13 января – щедрый вечер. В этот
вечер варили вареники и ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали.
Вареники делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью,
монетой или оставляли пустой. Достанется вареник с мукой – жизнь будет богатой, но тяжёлой, с солью – горькой, пустой вареник – пустая жизнь, с
монетой – счастливая. А заканчивались святочные дни праздником Крещения
Вечер накануне Крещения назывался
Господня или Богоявлением.
крещёнским сочельником. В этот же день также как и в Рождественский
сочельник не ели до первой звезды. После появления на небе первой
звёздочки, ели только лишь кутью, потомуто она и называется «голодная».
До сих пор в Титовке, где живёт моя бабушка, в крещенский вечер рисуют
мелком на окнах и дверях кресты, чтобы черти не поселились в доме. Когда
бабушка была маленькая, она всегда ждала этого праздника, потому что в
этот день она ходила к своим крёстным поздравить с праздником, за что
получала подарки и угощения.
Что особенно мне запомнилось, так это то, что Спаситель своим Крещением
освятил воду. Первый раз накануне праздника в храме, второй – под
открытым небом на прудах и реках. На реке прорубали крест, в центре
делалось отверстие, куда забивали чоп. Когда священник завершал молебен,
чоп вынимали, и под давлением вода била фонтаном. Люди умывались и
наполняли ёмкости. Некоторые даже купались в проруби.
Так у казаков проходили рождественские праздники.
Ярким и весёлым праздником в семье моих предков была Масленица, Пасха –
один из самых светлых праздников, значим праздник Святой Троицы, а также
праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Семья Харченко всегда была большой и дружной семьёй. По большим
праздникам все собираются у моей бабушки Копаевой Валентины
Григорьевны. На Пасху у бабушки в саду стоит большой стол, за который
садятся 45 человек (дети, внуки, правнуки).
Когда родственники узнали о том, что я решила принять участие в
конкурсе, они мне звонили, помогали собирать материал о нашей семье, обычаях, праздниках и были очень рады тому, что история казачьей
православной семьи Харченко не будет забыта, и следующие поколения
смогут узнать о ней из моей исследовательской работы. Я тоже рада тому, что
мои дети и внуки будут знать историю своих предков.
Источники и литература.
1. «Казачий Дон». Очерки и истории. Ч. П. Ростов, 1995 г.
2. Королёв В.Н. «Донские казаки в 1718вв.Походы, кругозор,
просвещение». Ростов, 1999 г.
3. Краснов П.Н. «Картины былого Тихого Дона», Москва, 1992 г.
4. Краснов Н. И. «Верховые и низовые казаки», 1860 г.
5. Сухоруков В.Д. «Статистическое описание земли донских казаков,
составленного в 18221832 г.», г. Новочеркасск, 1891 г.
При работе были использованы материалы, собранные в результате
опроса жителей села Титовка, Миллеровского района, Ростовской
области Нырненко М.И., Харченко Н.Г., Копаева В.Г., Глущенко В.В.,
Болотова У.С.
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Исследовательская работа «Казачьи православные традиции в моей семье».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.