Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Оценка 4.6

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
биология
10 кл—11 кл
15.10.2017
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа проводится 6 месяцев. Материал изложен в доступной форме, подтвержден конкретными примерами. Материал данной исследовательской работы, я считаю, может использоваться на уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям ,чтобы как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире.Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
ЛЕВОРУКОСТЬ.doc
Министерство образования Республики Башкортостан государственное автономное образовательное учреждение  среднего профессионального образования Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»                                                                                                        Автор: Бикбова Гульназ      ГАОУ СПО УКПЭД  С9­7­14  Руководитель:Бурханова Уралия Радмировна 2017г. Аннотация              Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие – какие­ то особенные люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущую руку? На эти вопросы в этой работе можно найти ответы.        Исследователь поставил перед собой цель: выяснить существование связи леворукости и одаренности обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Определить   группу   «леворуких»   обучающихся   в  колледже, используя определенную методику;  Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности обучающихся;  Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;  Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности обучающихся на основании полученных данных;  Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.                              Огромное значение  для успешного выполнения работы играет  выбор методов исследовательской деятельности: изучение научной литературы по вопросу леворукости; использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»; наблюдение за группой леворуких обучающихся; использование специальных заданий  для определения «рукости»;      фиксация результатов с помощью фотосъемки;  составление родословных, генетических задач;  обобщение собранного материала;  защита   исследовательской   работы   на   научно­   практической   конференции   в школе. Исследовательская работа проводится 6 месяцев. Материал изложен в доступной форме, подтвержден конкретными примерами. Связь между признаками леворукости и одаренности установлена.   Материалы   данной   работы   могут   использоваться   как   обучающимся,   так   и преподавателями   на   уроках   биологии   1   курсов,   при   решении   генетических   задач,   при составлении   родословных   при   развитии   способностей   у   леворуких   обучающихся.   Цель исследовательской работы автором достигнута. План исследований   Исследовательская работа проводится в течение ноябоь – апрель 2014­2015 учебного года. Этапы Виды деятельности Сроки  исполнения Результат  исследования Выбрала тему  «Леворукость –  признак одаренности» Изучение подобранной  литературы. Изучение материала. Выбраны группы 1­х  курсов.    1  2 3 4                  Работа с теорией: 1. Разработка теоретического обоснования темы. 2.Подбор литературы по вопросу  «леворукость». 3.Работа с Интернет – ресурсом по  вопросу «одаренность».              Работа с практикой: 1.Выбор параллели обучающихся  колледжа для проведения исследования. 2.Определение количества обучающихся,  которые могут принять участие в  эксперименте. Подготовка эксперимента: 1. Выбор специальных тестовых заданий  для определения леворукости  обучающихся. 2.Подготовка вопросов для беседы с  леворукими обучающимися. Проведение эксперимента: 1.Проведение тестовых заданий  2.Составление родословных 3.Составление генетических задач 4.Надлюдения, беседы с обучающимися  леворукими. 5.Отслеживание успеваемости  обучающихся. 6.Фотосъемка, составление диаграмм 1 неделя Ноября  2014г. Ноябрь­ декабрь  2014г. Ноябрь­ декабрь  2014г. Декабрь  2014г. Январь 2015г. Январь 2015г. Январь 2015г. Январь  2015г. Февраль  2015г. Февраль  2015г. Март 2015г. Март 2015г. Март2015г. Обобщение теории и практики: 1. Обобщение полученных  2 результатов.   Оформление исследовательской  работы       3.   Выступление на научно –  практической конференции в школе . Апрель  2015г. Апрель  2015г. Апрель  2015г. 5                     Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. О леворуких мы знаем много  и… почти ничего.                        Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать   о   них   больше,   понимание   естественности   различий   –   это,   по­видимому,   путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.          С вопросом леворукости мы познакомились на уроках биологии в 9 ­10 классе, при изучении   темы   «Наследственность   и   изменчивость».   Решали   генетические   задачи, связанные с рецессивным признаком леворукости и доминантным  ­ праворукости.                 Я обратила внимание на то, что в нашей школе, почти во всех группах, есть ученики, которые пишут левой рукой (Приложение I).                Вопрос леворукости заинтересовал меня, потому что я «левша» и все делаю левой рукой.   В   дополнительной   литературе,   которую   я   читала,   было   много   интересного материала о леворукости, мне хотелось привести полученные знания в систему.              В школе на кафедре предметов « естественно ­ научного цикла» МАН определяли темы  исследовательских работ. Я выбрали тему исследовательской работы: «Леворукость –   признак   одаренности».   Была   определена   цель   исследовательской   работы,   затем вытекающие из нее задачи.      Цель работы:  Определить   группу   «леворуких»   детей   в   школе, Выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.       Задачи:   используя определенную методику;  Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;  Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;  Выяснить   связь   между   признаками   леворукости   и   одаренности   детей   на основании полученных данных;  Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.                              Огромное значение  для успешного выполнения работы играет  выбор методов исследовательской деятельности. Методы:      фиксация результатов с помощью фотосъемки; изучение научной литературы по вопросу леворукости; использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»; наблюдение за группой леворуких детей; использование специальных заданий  для определения «рукости»;    составление родословных, генетических задач; обобщение собранного материала; защита   исследовательской   работы   на   научно­   практической   конференции   в школе. Леворукость – это не болезнь, а образ жизни.           Человеческое   тело   симметрично.   То   есть   правая   сторона     выглядит   зеркальным отражением     левой,   и   наоборот.   Исключения   малочисленны   и   связаны   в   основном   с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… но среди парных органов исключений   нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех перечисленных   органов   одинаковы   не   только   формы,   но   и   функции.     И   только человеческие   руки,   будучи   внешне   одинаковыми   (по   крайней   мере   при   рождении), функционально неравноценны: в большинстве случаев правая ­ рука может делать всё, на что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.               Изучая литературу я выяснила, что сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем.                       Данную исследовательскую работу я начала с изучения определения понятий «левшество» и «леворукость».                   Левшество   ­     проявление   устойчивой,   неизменной   психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.            Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «ЛЕВОРУКОСТЬ» И «ЛЕВШЕСТВО»  не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только   ведущую   руку,   тогда   как   левшество   –   комплексная   характеристика. У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых полушария   головного   мозга     существенного доминирования   одного   из   них.   Их   называют  амбидекстрами.   Амбидекстры  хорошо владеют   обоими   парными   органами:   обеими   руками,   ногами,   ушами,   глазами. Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности  мозга и своеобразия высших психических функций.            Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие ­ некоторые     выполняют   правой   рукой,   отдавая   предпочтение   левой, амбидекстры ­  действия  выполняют правой, и левой рукой без предпочтения. Несильно праворукие  ­ действия   выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой,  сильно праворукие  ­   выполняют   все   действия   правой   рукой.   Некоторые   праворукие   люди выполняют некоторые движения левой рукой.            Речь леворуких детей эмоциональна,  богата интонациями и жестами.  Леворукие школьники очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки.       Их   легко   огорчить,   они   легко   могут   заплакать   или   прийти   в   состояние ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, то есть более индивидуализируют окружающий мир.                      Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятные запахи. У них преобладают эмоции отрицательного знака (более пессимистичны), у мужчин преобладает эмоциональная   несдержанность,   страх,   пониженный   фон   настроения,   принятие существующего   порядка   вещей.   Их   стихия   индивидуальная   работа,   проявляющая   их инициативу   и   интуицию.   Леворуким   трудно   быстро   менять   вид   деятельности.   У   них позднее появляется самостоятельная речь.              Левши – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и фантазию. Они имеют интерес к искусству.   Они могут решить одну проблему разными способами. Они очень застенчивы, стремятся  к лидерству, имеют потребность в высокой   функционируют   равнозначно,     без     действия оценке,   но   к   низкой   саморегуляции   поведения;   в   школе   характерны   трудности   с формированиями навыков письма, чтения и счета. Любое   предположение   или   умозаключение   убедительнее   всего   иллюстрируют цифры.   В   различных   регионах   земного   шара   насчитывается   различное   количество леворуких.   Максимальное   количество   людей   с   левыми   и   симметричными   профилями встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого факта   оказалось,   что   именно   люди   с   левыми   признаками   успешнее   адаптируются   к природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода.   За последние 50 лет удельный   вес   леворуких   в   европейских   странах   возрос   в   3­4   раза,   что   связано   с повсеместным   прекращением   переучивания   левшей,   а   также   с   созданием   специальных технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста.                   На основании выше изложенного теоретического материала, я делаю вывод, что левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой и в популяции людей имеет место разнообразие ведущей руки                        Определение ведущей руки. Тесты и методики.                      Изучив теоретические вопросы «левшества» в жизни, я перешла от теории к практическим   тестам   –   заданиям.   Использовала   метод   наблюдения,   выбрала   систему заданий, которые предложила для выполнения группе учащихся 8­11 классов. В опросе участвовало   320   человек,   опрос   проводился   с   целью   определения   ведущей   руки   у учащихся.   Выяснив,   что   выраженность   леворукости   и   праворукости   бывает   разной   и существуют   люди   четырех   групп:   «выраженные   правши»,     «выраженные   левши», «невыраженные   правши»,   «невыраженные   левши»,   я   провела   специальное   тестирование (Приложение  II)   и   наблюдение,   беседовала   с   учениками   группы   «леворукие,   затем обобщила полученные результаты. Статистический анализ показал, что из 320 учащихся 8 – 11   классов   «выраженные   правши»,     составляют   91%,   «выраженные   левши»   ­   6%   (18 человек, в каждом классе 1 ­2 ученика – леворукие),  амбидекстры ­ 3%.(Приложение III) В ходе   исследовательской   работы   были   составлены   схемы   родословных   семей,   с   целью изучения вопроса передачи признака леворукости  по наследству. Родословные 18 человек (леворуких) отличаются друг от друга характером передачи признака. В данной работе принимали   участие   ученики   9  ­11   классов   (леворукие).   По   родословным   они   наглядно видели механизм передачи признака леворукости. Как правило, признак передается через поколение  (Приложение IV).                         Как живется леворуким детям в праворуком мире?             С таким вопросом я обратилась к леворуким ученикам, на этот же вопрос отвечала сама. Этический подход изучения данного вопроса в школе не позволяет мне предоставить список учеников леворуких, по своей природе они очень стеснительные, даже участвуя в фотосъемке, некоторые из них просили не показывать лицо, а ведь леворукость это не болезнь, а норма жизни.  Наблюдения за леворукими учениками, дружеский разговор вскрыл следующие проблемы: когда они сидят за столом в школе или дома, они садятся так, чтобы левая рука была свободной и никому не мешала  ручку   и   карандаш   неудобно   держать   –   пальцы   скользят,   рука   закрывает   и размазывает   написанное,   при   написании   текста   приходится   разворачивать тетрадь (Приложение V)        пишут они аккуратно, приходится выводить каждую букву (Приложение VI) обычные ножницы  закрывают место резки и «жуют бумагу и ткань. точилками   и   линейками,   рассчитанными   для   праворуких,   очень   неудобно пользоваться трудности в работе на компьютере, с фотоаппаратом, с телефоном трудности   в   работе   с   кухонными   принадлежностями:   половник,   ножи, мясорубка, овощечистка.   Я   полностью   согласна   с   трудностями,   которые   испытывают   леворукие,   но   приходится приспосабливаться к праворукому миру.          Теперь передо мной встала задача ­ выяснить являются ли левши одаренными людьми?           Используя данные Интернет – ресурса, я была удивлена огромным списком людей леворуких.  Среди них были  известные нам политики  и военные, ученые и бизнесмены, художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение VII).  В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к   проблеме   одаренности,   к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально   значимой   сфере   человеческой   деятельности,   а   не   только   в   академической области.  Одаренность   следует   рассматривать   как   достижения   и   как   возможность достижения.  Смысл   утверждения   в   том,   что   нужно   принимать   во   внимание   и   те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.  Одаренность ­ это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок  ­   это   ребенок,   который   выделяется   яркими,   очевидными,   иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  На   сегодняшний   день   большинство   психологов   признает,   что   уровень,   качественное своеобразие   и   характер   развития   одаренности   ­   это   всегда   результат   сложного взаимодействия   наследственности   (природных   задатков)   и   социальной   среды, опосредованного   деятельностью   ребенка   (игровой,   учебной,   трудовой).   В   то   же   время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Леворукость – это признак одаренности?          Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный  Инструментальный  –   характеризует   способы   его   деятельности. и   мотивационный. Мотивационный  –   характеризует   отношение   ребенка   к   той   или   иной   стороне действительности, а также к своей деятельности.           Я остановлюсь подробнее  на мотивационном аспекте, именно он ярко проявляется у леворуких детей.                     Мотивационный аспект  поведения  одаренного  ребенка  может быть  описан следующими признаками:  1.  Повышенная,   избирательная   чувствительность   к   определенным   сторонам   предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной   активности   (физической,   художественной   и   т.д.),   сопровождающаяся,   как правило, переживанием чувства удовольствия. демонстрирующих   одаренность, 2.   Ярко   выраженный   интерес   к   тем   или   иным   занятиям   или   сферам   деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким­либо предметом, погруженность в то или иное дело. 3. Повышенная познавательная потребность, любознательность. 4.   Предпочтение   парадоксальной,   противоречивой   и   неопределенной   информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. 5.   Высокая   критичность   к   результатам   собственного   труда,   склонность   ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству. Психологические   особенности   детей,   могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие   ее.   Поэтому   наличие   указанных   психологических   особенностей   может служить   лишь   основанием   для   предположения   об   одаренности,   а   не   для   вывода   о безусловном наличии.  Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать   одновременно   всем   вышеперечисленным   признакам.   Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям. Могут быть выделены следующие  виды одаренности: практическая  это одаренность в ремеслах, спорте и организационная одаренность.  В  художественно   –   эстетической   деятельности  выделяются:   хореографическая, сценическая, литературно ­  поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности. Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме. По   критерию   «широта   проявлений   в   различных   видах   деятельности»   можно   выделить: общую или умственную и специальную одаренность. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.)  Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности , под   влиянием   общей   одаренности     проявления   специальной   одаренности   выходят   на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. Наиболее   рано   проявляется   одаренность   в  искусстве,   особенно  в   музыке.   Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. Отсутствие   ярких   отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности. При   выявлении   связи   между   леворукостью   и   одаренностью   детей     был   задействован широкий   спектр   разнообразных   методов:   различные   варианты   метода   наблюдения   за детьми,   специальные   психодиагностические   тренинги,   включение   детей   в   специальные игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.  Статистика показала следующие результаты: из 18 леворуких детей ­  6 человек хорошо рисуют,   2­     сочиняют   стихи,   3­   поют,   2   –   члены   театрального   кружка,   5   –   имеют организаторские   способности.   4   человека   из   18   отмечали   наличие   у   себя   всех   этих способностей. По итогам 2009­ 2010 учебного года  провели анализ успеваемости учащихся леворуких Из 18 человек ­13 –хорошистов и 5 –имеют удовлетворительные учебные возможности. Среди учителей 1 человек – также оказался леворуким. Все вышеуказанные способности характерны и для него. Данный учитель является участником конкурса «Учитель года», увлекается   музыкой,   сочиняет   стихи,   хорошо   срисовывает,   в   совершенстве   владеет английским и немецким языками, имеет два высших образования.     в   детском   возрасте   не   означает     проявлений   одаренности Анализируя участие леворуких детей и учителя в общешкольных делах, удивляешься их возможностям.   Они   являются   участниками   конкурсов   рисунков   на   различные   темы, конкурсов стихов и песен. Леворукие дети принимают  участие в конкурсе «Ученик года» в   номинациях   «Жил   был   художник   один»,   «Просыпается   поэзия   во   мне»   и   занимают призовые   места.   Опрос   показал,   что   среди       леворуких   учеников   нет   спортсменов   со значительными успехами.            Леворукий ребенок, как и любой ребенок, индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.                                                        Выводы                   В результате проведенной исследовательской работы   по теме «Леворукость – признак одаренности» можно сделать  выводы,  опирающиеся на изученный теоретический материал и факты статистики по школе:   леворукий ребенок также как и праворукий – неповторим. Среди учеников школы нет «вундеркиндов», но потенциал одаренности есть (потенциальная одаренность), это подтверждают результаты исследовательской работы.   У   «левшей»   хорошо   развито   правое   полушарие   головного   мозга.   Развитие потенциала   одаренности   может   сдерживаться   на   данном   этапе   развития   детей разными   причинами   (трудными   семейными   обстоятельствами,   недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции).   Самые   замечательные   способности   леворуких   в   школе   не   являются   прямым   и достаточным показателем его достижений в будущем.              Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.             Хочется надеяться, что список леворуких, одаренных  людей (писатели, художники, артисты, спортсмены и т. д.) в будущем пополнится знакомыми  именами учеников нашей школы. Наши  выпускники,  в том числе  и леворукие,    в предыдущие  годы,  оканчивали школу с золотыми и серебряными медалями. Леворукие выпускники ежегодно поступают в престижные Вузы страны и возможно внесут свой весомый вклад  в жизнь общества.           Материал данной исследовательской работы, я считаю,  может использоваться на уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям ,чтобы как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире Список используемой литературы 1.  Пятница Т.В. Мой ребенок – левша.­  Ростов­ на­ Дону, «Феникс»,2008. 2.  Безруких М.Б.  Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:ЛИТУР, 2001 3. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПб.:     Питер,2005.     4. Семенович А.В. Эти невероятные левши:Практическое пособие для психологов и  родителей. – М.: Генезис, 2004. 5.  Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002.­ №8 6.  Макарьев И.  Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.                                  Тесты для определения рукости.         Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным  является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20  вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении  повседневных действий.         Более эффективно использовать специальные задания:   «Переплетение пальцев рук. Предложите детям сложить руки в замок, тест должен  выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется  большой палец правой руки, а у левшей – левой. «Поза Наполеона» ­ складывание руки на уровне груди. Принято считать, что у  правшей правая кисть  лежит сверху на левом предплечье.  Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой  Ребенку предлагают открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками.  Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.  Построить из кубиков дом. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики.  Намотать нитку на катушку.  Перелить воду из одного стакана в другой.  Продеть нитку в иголку.  Позвонить в колокольчик  Закрыть и открыть застежку – молнию.  Взять стакан с водой. Выдающиеся личности (леворукие).  Приложение VII                                 Политики и военные: Уинстон Черчилль,  Джорж Буш Старший,  Джорж Буш Младший, Билл Клинтон,    Фидель Кастро, Махатма Ганди, Баарак Обама, Владимир Путин(скрытый левша). Ученые и бизнесмены: физиолог И.П. Павлов,  Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон Художники: Леонардо да Винчи,  Питер Пауль Рубенс, Микеланджело,  Пабло Пикассо Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли,         Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Микки Рурк, Аверин (Глухарь) Музыканты: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Пол Маккартни, Мирей Матье, Стинг, Писатели и философы: Аристотель, Фридрих Ницше, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой, Владимир Даль, Марк Твен, Николай Лесков. Спортсмены: Олег Блохин,  Гарри Каспаров, Мартина Навратилова, Диего Марадона.

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»

Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2017