Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
биология
10 кл—11 кл
15.10.2017
Исследовательская работа проводится 6 месяцев. Материал изложен в доступной форме, подтвержден конкретными примерами. Материал данной исследовательской работы, я считаю, может использоваться на уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям ,чтобы как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире.Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
ЛЕВОРУКОСТЬ.doc
Министерство образования Республики Башкортостан
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна
Исследовательская работа
«Леворукость – признак одаренности»
Автор: Бикбова Гульназ
ГАОУ СПО УКПЭД
С9714
Руководитель:Бурханова Уралия Радмировна 2017г.
Аннотация
Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие – какие то особенные
люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущую руку? На
эти вопросы в этой работе можно найти ответы.
Исследователь поставил перед собой цель: выяснить существование связи леворукости
и одаренности обучающихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить группу «леворуких» обучающихся в
колледже, используя определенную методику;
Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности
обучающихся;
Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты
– задания;
Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности обучающихся
на основании полученных данных;
Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.
Огромное значение для успешного выполнения работы играет выбор методов
исследовательской деятельности:
изучение научной литературы по вопросу леворукости;
использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»;
наблюдение за группой леворуких обучающихся;
использование специальных заданий для определения «рукости»;
фиксация результатов с помощью фотосъемки;
составление родословных, генетических задач;
обобщение собранного материала;
защита исследовательской работы на научно практической конференции в
школе.
Исследовательская работа проводится 6 месяцев. Материал изложен в доступной форме,
подтвержден конкретными примерами. Связь между признаками леворукости и одаренности
установлена. Материалы данной работы могут использоваться как обучающимся, так и
преподавателями на уроках биологии 1 курсов, при решении генетических задач, при
составлении родословных при развитии способностей у леворуких обучающихся. Цель
исследовательской работы автором достигнута. План исследований
Исследовательская работа проводится в течение ноябоь – апрель 20142015 учебного года.
Этапы
Виды деятельности
Сроки
исполнения
Результат
исследования
Выбрала тему
«Леворукость –
признак одаренности»
Изучение подобранной
литературы.
Изучение материала.
Выбраны группы 1х
курсов.
1
2
3
4
Работа с теорией:
1. Разработка теоретического обоснования
темы.
2.Подбор литературы по вопросу
«леворукость».
3.Работа с Интернет – ресурсом по
вопросу «одаренность».
Работа с практикой:
1.Выбор параллели обучающихся
колледжа для проведения исследования.
2.Определение количества обучающихся,
которые могут принять участие в
эксперименте.
Подготовка эксперимента:
1. Выбор специальных тестовых заданий
для определения леворукости
обучающихся.
2.Подготовка вопросов для беседы с
леворукими обучающимися.
Проведение эксперимента:
1.Проведение тестовых заданий
2.Составление родословных
3.Составление генетических задач
4.Надлюдения, беседы с обучающимися
леворукими.
5.Отслеживание успеваемости
обучающихся.
6.Фотосъемка,
составление диаграмм
1 неделя
Ноября
2014г.
Ноябрь
декабрь
2014г.
Ноябрь
декабрь
2014г.
Декабрь
2014г.
Январь
2015г.
Январь
2015г.
Январь
2015г.
Январь
2015г.
Февраль
2015г.
Февраль
2015г.
Март 2015г.
Март 2015г.
Март2015г. Обобщение теории и практики:
1. Обобщение полученных
2
результатов.
Оформление исследовательской
работы
3. Выступление на научно –
практической конференции в школе
.
Апрель
2015г.
Апрель
2015г.
Апрель
2015г.
5
Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как
все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее.
О леворуких мы знаем много и… почти ничего.
Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины
всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и
узнать о них больше, понимание естественности различий – это, повидимому, путь
цивилизованного отношения к феномену леворукости.
С вопросом леворукости мы познакомились на уроках биологии в 9 10 классе, при
изучении темы «Наследственность и изменчивость». Решали генетические задачи,
связанные с рецессивным признаком леворукости и доминантным праворукости.
Я обратила внимание на то, что в нашей школе, почти во всех группах, есть
ученики, которые пишут левой рукой (Приложение I).
Вопрос леворукости заинтересовал меня, потому что я «левша» и все делаю левой
рукой. В дополнительной литературе, которую я читала, было много интересного
материала о леворукости, мне хотелось привести полученные знания в систему.
В школе на кафедре предметов « естественно научного цикла» МАН определяли
темы исследовательских работ. Я выбрали тему исследовательской работы: «Леворукость
– признак одаренности». Была определена цель исследовательской работы, затем
вытекающие из нее задачи.
Цель работы:
Определить группу «леворуких» детей в школе,
Выяснить существование связи леворукости и одаренности детей.
Задачи:
используя определенную методику;
Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности
детей;
Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты
– задания;
Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на
основании полученных данных;
Воспитать чувства ответственности, взаимопомощи и самоорганизации.
Огромное значение для успешного выполнения работы играет выбор методов
исследовательской деятельности.
Методы:
фиксация результатов с помощью фотосъемки;
изучение научной литературы по вопросу леворукости;
использование Интернет – ресурса при изучении вопроса «Одаренность»;
наблюдение за группой леворуких детей;
использование специальных заданий для определения «рукости»;
составление родословных, генетических задач;
обобщение собранного материала;
защита исследовательской работы на научно практической конференции в
школе. Леворукость – это не болезнь, а образ жизни.
Человеческое тело симметрично. То есть правая сторона выглядит зеркальным
отражением левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с
расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо,
отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… но среди парных органов
исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех
перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции.
И только
человеческие руки, будучи внешне одинаковыми (по крайней мере при рождении),
функционально неравноценны: в большинстве случаев правая рука может делать всё, на
что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.
Изучая литературу я выяснила, что сегодня левшество и леворукость – одна из
интенсивно обсуждаемых проблем.
Данную исследовательскую работу я начала с изучения определения понятий
«левшество» и «леворукость».
Левшество проявление устойчивой, неизменной психофизиологической
характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его
головного мозга.
Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «ЛЕВОРУКОСТЬ»
И «ЛЕВШЕСТВО» не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого
человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет
только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика.
У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых
полушария головного мозга
существенного
доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры хорошо
владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами.
Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от
особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций.
Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие
некоторые
выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой,
амбидекстры действия выполняют правой, и левой рукой без предпочтения. Несильно
праворукие действия выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой, сильно
праворукие выполняют все действия правой рукой. Некоторые праворукие люди
выполняют некоторые движения левой рукой.
Речь леворуких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Леворукие
школьники очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене
обстановки. Их легко огорчить, они легко могут заплакать или прийти в состояние
ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между
предметами, то есть более индивидуализируют окружающий мир.
Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятные запахи. У них
преобладают эмоции отрицательного знака (более пессимистичны), у мужчин преобладает
эмоциональная несдержанность, страх, пониженный фон настроения, принятие
существующего порядка вещей. Их стихия индивидуальная работа, проявляющая их
инициативу и интуицию. Леворуким трудно быстро менять вид деятельности. У них
позднее появляется самостоятельная речь.
Левши – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и
фантазию. Они имеют интерес к искусству. Они могут решить одну проблему разными
способами. Они очень застенчивы, стремятся к лидерству, имеют потребность в высокой
функционируют равнозначно,
без
действия оценке, но к низкой саморегуляции поведения; в школе характерны трудности с
формированиями навыков письма, чтения и счета.
Любое предположение или умозаключение убедительнее всего иллюстрируют
цифры. В различных регионах земного шара насчитывается различное количество
леворуких. Максимальное количество людей с левыми и симметричными профилями
встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же
ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого
факта оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к
природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода. За последние 50 лет
удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 34 раза, что связано с
повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных
технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним
адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика
показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые
соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста.
На основании выше изложенного теоретического материала, я делаю вывод, что
левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой и в популяции людей
имеет место разнообразие ведущей руки
Определение ведущей руки. Тесты и методики.
Изучив теоретические вопросы «левшества» в жизни, я перешла от теории к
практическим тестам – заданиям. Использовала метод наблюдения, выбрала систему
заданий, которые предложила для выполнения группе учащихся 811 классов. В опросе
участвовало 320 человек, опрос проводился с целью определения ведущей руки у
учащихся. Выяснив, что выраженность леворукости и праворукости бывает разной и
существуют люди четырех групп: «выраженные правши»,
«выраженные левши»,
«невыраженные правши», «невыраженные левши», я провела специальное тестирование
(Приложение II) и наблюдение, беседовала с учениками группы «леворукие, затем
обобщила полученные результаты. Статистический анализ показал, что из 320 учащихся 8 –
11 классов «выраженные правши», составляют 91%, «выраженные левши» 6% (18
человек, в каждом классе 1 2 ученика – леворукие), амбидекстры 3%.(Приложение III) В
ходе исследовательской работы были составлены схемы родословных семей, с целью
изучения вопроса передачи признака леворукости по наследству. Родословные 18 человек
(леворуких) отличаются друг от друга характером передачи признака. В данной работе
принимали участие ученики 9 11 классов (леворукие). По родословным они наглядно
видели механизм передачи признака леворукости. Как правило, признак передается через
поколение (Приложение IV).
Как живется леворуким детям в праворуком мире?
С таким вопросом я обратилась к леворуким ученикам, на этот же вопрос отвечала
сама. Этический подход изучения данного вопроса в школе не позволяет мне предоставить
список учеников леворуких, по своей природе они очень стеснительные, даже участвуя в
фотосъемке, некоторые из них просили не показывать лицо, а ведь леворукость это не
болезнь, а норма жизни.
Наблюдения за леворукими учениками, дружеский разговор вскрыл следующие проблемы:
когда они сидят за столом в школе или дома, они садятся так, чтобы левая
рука была свободной и никому не мешала
ручку и карандаш неудобно держать – пальцы скользят, рука закрывает и
размазывает написанное, при написании текста приходится разворачивать
тетрадь (Приложение V)
пишут они аккуратно, приходится выводить каждую букву (Приложение VI)
обычные ножницы закрывают место резки и «жуют бумагу и ткань.
точилками и линейками, рассчитанными для праворуких, очень неудобно
пользоваться
трудности в работе на компьютере, с фотоаппаратом, с телефоном
трудности в работе с кухонными принадлежностями: половник, ножи,
мясорубка, овощечистка.
Я полностью согласна с трудностями, которые испытывают леворукие, но приходится
приспосабливаться к праворукому миру.
Теперь передо мной встала задача выяснить являются ли левши одаренными
людьми?
Используя данные Интернет – ресурса, я была удивлена огромным списком людей
леворуких. Среди них были известные нам политики и военные, ученые и бизнесмены,
художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение VII).
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой
социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической
области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность
достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те
способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время
нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих
в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Леворукость – это признак одаренности?
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный
Инструментальный – характеризует способы его деятельности.
и мотивационный.
Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Я остановлюсь подробнее на мотивационном аспекте, именно он ярко проявляется у
леворуких детей.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан
следующими признаками:
1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной
действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как
правило, переживанием чувства удовольствия. демонстрирующих одаренность,
2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность какимлибо предметом, погруженность в то или иное
дело.
3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации,
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей,
могут
рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как
порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может
служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о
безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие
признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям.
Могут быть выделены следующие виды одаренности: практическая это одаренность в
ремеслах, спорте и организационная одаренность.
В художественно – эстетической деятельности выделяются: хореографическая,
сценическая, литературно поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в
том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
общую или умственную и специальную одаренность.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может
быть определена в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт
и т.д.) Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности ,
под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на
качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.
Наиболее рано проявляется одаренность в искусстве, особенно в музыке. Несколько
позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.
Отсутствие ярких
отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.
При выявлении связи между леворукостью и одаренностью детей был задействован
широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за
детьми, специальные психодиагностические тренинги, включение детей в специальные
игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.
Статистика показала следующие результаты: из 18 леворуких детей 6 человек хорошо
рисуют, 2 сочиняют стихи, 3 поют, 2 – члены театрального кружка, 5 – имеют
организаторские способности. 4 человека из 18 отмечали наличие у себя всех этих
способностей.
По итогам 2009 2010 учебного года провели анализ успеваемости учащихся леворуких
Из 18 человек 13 –хорошистов и 5 –имеют удовлетворительные учебные возможности.
Среди учителей 1 человек – также оказался леворуким. Все вышеуказанные способности
характерны и для него. Данный учитель является участником конкурса «Учитель года»,
увлекается музыкой, сочиняет стихи, хорошо срисовывает, в совершенстве владеет
английским и немецким языками, имеет два высших образования.
в детском возрасте не означает
проявлений одаренности Анализируя участие леворуких детей и учителя в общешкольных делах, удивляешься их
возможностям. Они являются участниками конкурсов рисунков на различные темы,
конкурсов стихов и песен. Леворукие дети принимают участие в конкурсе «Ученик года»
в номинациях «Жил был художник один», «Просыпается поэзия во мне» и занимают
призовые места. Опрос показал, что среди леворуких учеников нет спортсменов со
значительными успехами.
Леворукий ребенок, как и любой ребенок, индивидуален. Ему должно быть спокойно
и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.
Выводы
В результате проведенной исследовательской работы по теме «Леворукость –
признак одаренности» можно сделать выводы, опирающиеся на изученный теоретический
материал и факты статистики по школе:
леворукий ребенок также как и праворукий – неповторим. Среди учеников школы
нет «вундеркиндов», но потенциал одаренности есть (потенциальная одаренность),
это подтверждают результаты исследовательской работы.
У «левшей» хорошо развито правое полушарие головного мозга. Развитие
потенциала одаренности может сдерживаться на данном этапе развития детей
разными причинами (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной
мотивацией, низким уровнем саморегуляции).
Самые замечательные способности леворуких в школе не являются прямым и
достаточным показателем его достижений в будущем.
Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские
годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо
весьма быстро исчезнуть.
Хочется надеяться, что список леворуких, одаренных людей (писатели, художники,
артисты, спортсмены и т. д.) в будущем пополнится знакомыми именами учеников нашей
школы. Наши выпускники, в том числе и леворукие, в предыдущие годы, оканчивали
школу с золотыми и серебряными медалями. Леворукие выпускники ежегодно поступают в
престижные Вузы страны и возможно внесут свой весомый вклад в жизнь общества.
Материал данной исследовательской работы, я считаю, может использоваться на
уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен
ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям ,чтобы
как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире
Список используемой литературы
1. Пятница Т.В. Мой ребенок – левша. Ростов на Дону, «Феникс»,2008.
2. Безруких М.Б. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург:ЛИТУР, 2001
3. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПб.:
Питер,2005.
4. Семенович А.В. Эти невероятные левши:Практическое пособие для психологов и
родителей. – М.: Генезис, 2004. 5. Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002. №8
6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.
Тесты для определения рукости.
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным
является метод количественной оценки с помощью вопросников, включающих от 5 до 20
вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении
повседневных действий.
Более эффективно использовать специальные задания:
«Переплетение пальцев рук. Предложите детям сложить руки в замок, тест должен
выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется
большой палец правой руки, а у левшей – левой.
«Поза Наполеона» складывание руки на уровне груди. Принято считать, что у
правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
Нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой
Ребенку предлагают открыть несколько баночек с завинчивающимися крышками.
Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.
Построить из кубиков дом. Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает
и поправляет кубики.
Намотать нитку на катушку.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Продеть нитку в иголку.
Позвонить в колокольчик
Закрыть и открыть застежку – молнию.
Взять стакан с водой.
Выдающиеся личности (леворукие).
Приложение VII
Политики и военные:
Уинстон Черчилль, Джорж Буш Старший, Джорж Буш Младший, Билл Клинтон, Фидель
Кастро, Махатма Ганди, Баарак Обама, Владимир Путин(скрытый левша).
Ученые и бизнесмены:
физиолог И.П. Павлов, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон
Художники:
Леонардо да Винчи, Питер Пауль Рубенс, Микеланджело, Пабло Пикассо
Актеры:
Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли, Николь
Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Деми Мур, Микки Рурк,
Аверин (Глухарь)
Музыканты:
Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен,
Роберт Шуман, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Пол Маккартни, Мирей Матье,
Стинг,
Писатели и философы:
Аристотель, Фридрих Ницше, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой,
Владимир Даль, Марк Твен, Николай Лесков. Спортсмены:
Олег Блохин, Гарри Каспаров, Мартина Навратилова, Диего Марадона.
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Исследовательская работа «Леворукость – признак одаренности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.