Исследовательская работа "Математические аспекты в экологии"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Математические аспекты в экологии"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
pptx
математика
11 кл
31.01.2017
Исследовательская работа "Математические аспекты в экологии"
Математические аспекты в экологии.pptx

Работу выполнил Ученица 11 класса

Работу выполнил Ученица 11 класса

Работу выполнил
Ученица 11 класса
Никитченко Инна

Руководитель
учитель математики
Баймуканова Г.Т.

ТЕМА: Математические аспекты в экологии

МБОУ «Юбилейная СОШ»
Районная учебно-исследовательская конференция «Старт в науку»

Состояние лесов России

Состояние лесов России

Состояние лесов России

Сокращение площади лесов.

Сокращение площади лесов.

Сокращение площади лесов.

Знаете ли Вы, откуда берётся материал для изготовления коробок для чая?

Знаете ли Вы, откуда берётся материал для изготовления коробок для чая?

Знаете ли Вы, откуда берётся материал для изготовления коробок для чая?

Знаете ли вы, что с помощью математики можно найти такие оптимальные размеры коробок, которые позволят сохранить огромный запас древесного материала?

Гипотеза: Действительно ли, что с помощью математики можно подобрать оптимальные размеры коробки

Гипотеза: Действительно ли, что с помощью математики можно подобрать оптимальные размеры коробки

 

Гипотеза:
Действительно ли, что с помощью математики можно подобрать оптимальные размеры коробки.
 Цель исследования:
Рассмотреть способы нахождения оптимальных размеров для экономичной упаковки.
 Задачи работы:
Изучить состояние лесов в России;
Раскрыть математические понятия объема и поверхности прямоугольного параллелепипеда, производной функции и задачи оптимизации.
Рассмотреть различные способы экономии затратного материала.
Проанализировать полученные результаты вычислений.

Объект исследования: Вопросы экономии и математические понятия объёма, площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, производной функции

Объект исследования: Вопросы экономии и математические понятия объёма, площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, производной функции

Объект исследования:
Вопросы экономии и математические понятия объёма, площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, производной функции.
 Предмет исследования:
Упаковки чая «МК», «Липтон», «Принцесса Нури»
Методы исследования:
изучение литературы;
анкетирование;
математическая обработка данных;
измерение, вычисление, сравнение и анализ результатов;
Прогнозирование
 

Площадь поверхности параллелепипеда

Площадь поверхности параллелепипеда

Площадь поверхности параллелепипеда.

Способы экономии расходного материала решаются с помощью задач оптимизации. Задачи оптимизации - это задачи получения заданного результата при наименьших затратных средств и материалов, или при заданных исходных данных получить наилучший результат.

Задача из сайта Дмитрия Гущина «Решу

Задача из сайта Дмитрия Гущина «Решу

Задача из сайта Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» /http://reshuege.ru
Пример1.Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 2 и 6. Объем параллелепипеда равен 48. Найдите третье ребро параллелепипеда, выходящее из той же вершины.
Из формулы объёма V= SH= abc находим а, равное 4.
Ответ: 4.
Пример 2 Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 3 и 4. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 94. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.
.
Откуда находим третье ребро, которое равно 5.
Ответ: 5

 

Понятие производной Произво́дная (функции в точке) — основное понятие дифференциального исчисления , характеризующее скорость изменения функции (в данной точке)

Понятие производной Произво́дная (функции в точке) — основное понятие дифференциального исчисления , характеризующее скорость изменения функции (в данной точке)

.
Понятие производной
Произво́дная (функции в точке) — основное понятие дифференциального исчисления, характеризующее скорость изменения функции (в данной точке). Определяется как предел отношения приращения функции к приращению её аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если такой предел существует. Производная чаще всего определяется через понятия теории пределов.
Иллюстрация понятия производной
 

Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке [a;b] 1)

Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке [a;b] 1)

Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения непрерывной функции на отрезке [a;b]

1) Находим область определения функции и проверяем, содержится ли в ней весь отрезок [a;b].
2)Находим все точки, в которых не существует первая производная и которые содержатся в отрезке [a;b] 
3)Определяем все стационарные точки, попадающие в отрезок [a;b]
4) Вычисляем значения функции в отобранных стационарных точках (если такие имеются), в точках, в которых не существует первая производная (если такие имеются), а также при x=a и x=b.
5) Из полученных значений функции выбираем наибольшее и наименьшее - они и будут искомыми наибольшим и наименьшим значениями функции соответственно.

Задача оптимизации Задача. Открытый бак с квадратным основанием должен вмещать 32 л воды

Задача оптимизации Задача. Открытый бак с квадратным основанием должен вмещать 32 л воды

Задача оптимизации
Задача. Открытый бак с квадратным основанием должен вмещать 32 л воды. При каких размерах на его изготовление уйдет наименьшее количество материала?
Решение: Пусть a-длинна, b-высота, c-ширина. Объём бака можно вычислить по формуле V=abc, а так как в основании бака находится квадрат, то из этого следует, что длинна равна высоте (a=c), то объём бака можно найти так:
V=a²b=32
Площадь поверхности открытого бака находится по формуле
S=a²+4ab, где b=32/a2 (из формулы V=a²b=32), тогда S=a²+4*32*a/a²=a²+128/a
S'=2a+(-128/a²)=2a-128/a²
2a-128/a²=0
2a3=128
a3=64
a=4
Сделав проверку знаков производной, убеждаемся в том, что 4 является наименьшим числом.
a=4, то находим b.
42+b=32
b=2, а c=a=4
Ответ:4×4×2 (дм)

Исследование 1. Измерения и вычисления

Исследование 1. Измерения и вычисления

Исследование 1. Измерения и вычисления.
1.Упаковка чая «Липтон», 100 г.
Размеры: 10,3×7,6×4,5 (см) без учета припусков на швы.
V1=352,26 см3
S1=2(10,3×7.6+10,3×4,5+7,6×4,5)=317,26см2


2.Упаковка чая «МК», 100 г.
Размеры: 11,6×8,8×3,2 (см) без учета припусков на швы.
V2=326,656 см3
S2=2(11,6×8,8+11,6×3,2+8,8×3,2)=334,72 см2

3.Упаковка чая «Принцесса Нури», 100 г.
Размеры: 11×7,6×4 (см) без учета припусков на швы.
V3=334,4 см3
S3=2(11×7,6+11×4+7,6×4)=316 см2

Липтон» «МК» «Принцесса Нури» Вес чая, г 100

Липтон» «МК» «Принцесса Нури» Вес чая, г 100

«Липтон»

«МК»

«Принцесса Нури»

Вес чая, г

100

Объем упаковки, см3

352,26

326,656

334,4

Площадь поверхности, см2

317,66

334,72

316

Наиболее экономичная упаковка от чая «Липтон»: при наибольшем объеме упаковка имеет среднее значение площади поверхности.

Найдём отношение наибольшего объема (упаковка «Липтон») к наименьшему (упаковка «МК»)

Найдём отношение наибольшего объема (упаковка «Липтон») к наименьшему (упаковка «МК»)

Найдём отношение наибольшего объема (упаковка «Липтон») к наименьшему (упаковка «МК»).
V1 /V2=1,08
Уменьшим поочередно каждую из сторон упаковки «Липтон» в 1,08 раз и вычислим площадь поверхности:
4,5:1,08 = 4,2
получим размеры: 10,3×7,6×4,2
S=2(10,3×7,6 + 7,6×4,2 + 10,3×4,2)=306 (см2)
2)10,3:1,08 = 9,5
получим размеры: 9,5×7,6×4,5
S =2(9,5×7,6 + 7,6×4,5 + 4,5×9,5) =298,3(см2)
3) 7,6:1,08 = 7,04
получим размеры: 10,3×7,04×4,5
S = 2(9,5×7,6 + 7,04×4,5 + 4,5×9,5) = 293,26(см2)

Исследование 3. Вычисление оптимальных размеров для новой упаковки (Iспособ).

Измененные размеры, см 10,3×7,6×4,2 9,5×7,6×4,5 10,3×7,04×4,5

Измененные размеры, см 10,3×7,6×4,2 9,5×7,6×4,5 10,3×7,04×4,5

 

1

2

3

Измененные размеры, см

10,3×7,6×4,2

9,5×7,6×4,5

10,3×7,04×4,5

Площадь поверхности, см2

306

298,3

293,26

И так, мы получили при минимально допустимом объеме наименьшая площадь поверхности упаковки293,26 см2. То есть на 1 коробке можно сэкономить до 24,4 см2расходного материала (317,66 -293,26 = 24,4).

Исследование 4.Вычисление оптимальных размеров для новой упаковки с помощью производной(11способ)

Исследование 4.Вычисление оптимальных размеров для новой упаковки с помощью производной(11способ)

Исследование 4.Вычисление оптимальных размеров для новой упаковки с помощью производной(11способ)

Вычислим значение наименьшей площади коробки «Липтон» при заданном ее объёме 352,26см3.
Пусть a-ширина, b-высота, c-длина, тогда V=abc=352,26; a=c
V=a2b=352,26. Отсюда выражаемb: b=352.26/a2
S=2а2+4аb.
S=2а2+4а*(352,26/а2)=2а2+1409,04/а
S'=4а+(-1409,04/а2)=4а-1409,04/а2; 4а-1409,04/а2=0
4а3=1409,04
а 3=352,26
а=7,07
b =7,05
S=299,34 см2.
 
Таким образом, мы получили до 18,32 см2экономии материала с 1 коробки, но при условии, что основание коробки квадратное.

Липтон» «МК» «Принцесса Нури» Объем упаковки, см3 352,26 326,656 334,4

Липтон» «МК» «Принцесса Нури» Объем упаковки, см3 352,26 326,656 334,4

 

«Липтон»

«МК»

«Принцесса Нури»

Объем упаковки, см3

352,26

326,656

334,4

Площадь поверхности, см2

317,66

334,72

316

Площадь поверхности новой упаковки, см2

299,34

284,58

289,148

Экономия расходного материала, см2

до 18,32

До 50,14

до 26,8

Занесем полученные данные в таблицу и сравним.

Вывод: Самая большая экономия наблюдается при изменении упаковки «МК» - до 50,14 см2с одной коробки.

Чтобы представить объем экономии, рассмотрим пример

Чтобы представить объем экономии, рассмотрим пример

Чтобы представить объем экономии, рассмотрим пример.
20 тыс. коробок- пол дерева.
40 тыс. коробок- целое дерево.


Оптимальные размеры экономичной упаковки для чая:

Кубическая форма, см
(2 способ)

Экономия до
50,14 см2

6,887×6,887×6,887

Измененные размеры «Липтон», см ( 1 способ)

Экономия до
24,4 см2

10,3×7,04×4,5

Цель работы достигнута: используя найденные измерения прямоугольного параллелепипеда можно сократить расход картонного материала. Таким образом, математика вносит большой вклад в решении экологических проблем.

Данное исследование планируется продолжить и полученные размеры предложить производителям коробок

Данное исследование планируется продолжить и полученные размеры предложить производителям коробок


Данное исследование планируется продолжить и полученные размеры предложить производителям коробок. Необходимо еще учесть размеры припусков на швы и стандартные размеры габаритных коробок для перевозки.

Эту работу можно использовать при изучении таких вопросов как прямоугольный параллелепипед по геометрии, производная функции по алгебре и началам анализа в 11 классе, а так же в подготовке к ЕГЭ.

Значимость исследования

Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород,

Берегите лес, ребята! Он нам дарит кислород,

Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород,
По утрам поют там птицы,
А листва укроет в зной,
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой.
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери,
И деревья, и кусты!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017