Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
обществознание +1
11 кл
02.01.2019
Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"
В данной работе проводится исследование влияния экономического кризиса на различные слои общества и выявляется зависимость семьи от экономической обстановки в государстве. Целью данной работы является выявление причин и последствий экономического кризиса современной России и зависимость разных слоев общества от экономической ситуации в стране. Актуальность работы. Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране, так как за сравнительно небольшой период времени, с 2008 года Россия находится в состоянии постоянного экономического кризиса, который, то ослабевает, то усиливается, тем самым способствует ограничению покупательской способности граждан. У каждой семьи есть свой семейный бюджет. В нашей семье он складывается из заработной платы родителей. В период кризиса необходимо подумать о том, как сохранить семейный бюджет. Поэтому я думаю, что выбранная мною тема очень актуальна.
Иссл.Работа Хафизовой А. 2016 Krizis2-1111111111111.docx
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ШКОЛЫ»XXXVIII НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ Моя семья в период экономического кризиса. Секция экономика Выполнила:  Хафизова Алина 10 класс МБОУ СОШ №3 г. Абдулино. Школьный учитель: Обухова Наталья Сергеевна,  учитель обществознания и истории  высшей квалификационной  категории. г. Абдулино 2016 Введение. Тема   моей   исследовательской   работы:  «Моя   семья   в   период экономического   кризиса».  В   данной   работе   я   провожу   исследование   влияния экономического кризиса на различные слои общества и выявляю зависимость моей семьи от экономической обстановки в государстве.      Целью данной работы является выявление причин и последствий  экономического кризиса современной России и зависимость разных слоев общества  от экономической ситуации в стране.  Актуальность   работы.  Проблема   экономических   кризисов   актуальна   в настоящее   время   в   нашей   стране,   так   как   за   сравнительно   небольшой   период времени, с 2008 года  Россия находится    в состоянии постоянного экономического кризиса,   который,     то   ослабевает,   то   усиливается,   тем   самым   способствует ограничению   покупательской   способности   граждан.  У   каждой   семьи   есть   свой семейный бюджет. В нашей семье он складывается из заработной платы родителей. В период   кризиса   необходимо   подумать   о   том,   как   сохранить   семейный   бюджет. Поэтому я думаю, что выбранная мною тема очень актуальна.  Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1.Изучить причины возникновения экономического кризиса; 2.   Рассмотреть   возможные   проявления   данного   кризиса   на   социальную   жизнь граждан; 3.Выявить   и   проанализировать   отношение   граждан   города   Абдулино   к экономическому кризису; 4.Разработать  методы решения этой проблемы для граждан нашего города; 5.Покупательская способность граждан в период кризиса; 6.Политика государства по урегулированию экономической обстановки страны; 7.Обобщить собранный материал и подготовить оформление результатов работы в виде реферата, буклета, презентации.   Гипотеза: семейный бюджет можно сэкономить в период кризиса. 2 Объект исследования:  моя семья и население г.Абдулино в период  экономического кризиса страны. Предмет исследования: изменения, произошедшие в экономике России в  период протекания экономического кризиса, пути выхода из сложившейся ситуации,  и последствия кризиса. Субъект исследования: экономика Российской Федерации, экономический  кризис. Методы исследования:  Методы исследования Теоретический Эмпирический Анкетирование респондентов Интервьюирование Обобщение   и   систематизация   полученных сведений Результат Анализ и изучение   материалов СМИ, интернет и литературы Творческая работа Анкета,   диаграмма   данных,   постановка   задач исследования Буклет, слайды, статья на сайт школы План­рекомендация   по   орг.     финансовой грамотности граждан города Абдулино. Место проведения исследования: Оренбургская область ГО Абдулино. 3 Содержание. 1. Введение……………………………………………………………………2­3 Глава 1. Теоретическая часть: 1.1. Сущность и особенности экономического кризиса.......................5­6 1.2. Причины возникновения экономического кризиса…………..….6­7 Глава 2. Практическая часть: 2.1. Влияние экономического кризиса на разные слои общества......9 ­11 2.2. Экономика моей семьи………………………………………..…..11­13 ­ исследование 1  «Экономика моей семьи»……………………..11 ­ исследование 2  «Анализ цен в магазинах»…………………….13 3. Заключение……....………………………………………………………......14 4. Приложения………………………………..…………………………………15 5. Список использованных источников информации ……………….………23 4 Кто не считает свои деньги,  тот  проявляет неуважение к своему труду. Народная мудрость Глава 1. Теоретическая часть. На протяжении становления и развития мирового индустриального общества в экономике   многих   стран   происходили   кризисы,   во   время   которых   наблюдались: нарастающий   спад   производства,   скопление   нереализованных   товаров   на   рынке, падение   цен,   крушение   системы   взаимных   расчетов,   крах   банковских   систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы. [1] Эконом ческий кр зис   абсолютном   падении   производства,   банкротстве   предприятий,   росте   безработицы ­  нарушение в ходе развития экономики; проявляется в ии ии и др., и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния народа. [2,18] Кризисы   сопровождают   всю   историю   человеческого   общества.   Первый   мировой экономический кризис, который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году. Кризис   начался   в   США.   Причиной   послужили   массовые   банкротства железнодорожных   компаний   и   обвал   рынка   акций.   Впоследствии,   на   протяжении многих   веков,   можно   наблюдать   различные   кризисы   экономического   характера, происходящий в разных точках земного шара: время Великой депрессии (1929­1933 гг.),   Мексиканский   кризис   (1994­1995гг.),   Азиатский   кризис   (1997г),   Российский кризис   (1998г)   и,   конечно   же,   происходящий   в   настоящий   момент   времени экономический кризис в России. [3,18] 1.1. Сущность и особенности экономического кризиса. Экономический кризис ­ резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся   в   значительном   спаде   производства,   нарушения   сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге ­ снижении жизненного уровня, благосостояния населения.  Сущность   экономического   кризиса   проявляется   в   перепроизводстве   товаров   по отношению   к   совокупному   спросу,   нарушении   условий   воспроизводства 5 общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально­экономических потрясениях. [5] Каков   же   характер   нынешнего   кризиса?   Он   явно   выходит   за рамки обычного. Можно выделить три его важные особенности.  Первая, Начавшийся в условиях глобализации, кризис охватывает практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие; напротив, застойные страны и   регионы   пострадали   от   него   в   меньшей   степени.   Сказанное   характерно   и   для внутриэкономической   ситуации   в   отдельных   странах,   включая   Россию,   ­   самые серьезные   проблемы   наблюдаются   там,   где   был   экономический   бум,   тогда   как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений. Это резко усложняет процесс выхода из кризиса: неясно, кто сможет стать "локомотивом" восстановления роста.  Вторая.   Современный   кризис   носит   структурный   характер,   то   есть предполагает   серьезное   обновление   структуры   мировой   экономики   и   ее технологической   базы.   Пока   трудно   сказать,   какие   структурные   изменения произойдут, однако  их результатом  будет перераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.  Третья.   Кризис   носит   инновационный   характер.   В   последние   годы   много говорилось   о   важности   инноваций,   переводе   экономики   на   инновационный   путь развития;   именно   это   и   произошло   в   финансово­экономической   сфере.   Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации ­ новые инструменты финансового   рынка,   которые,   как   тогда   казалось,   смогут   создать   условия   для бесконечного роста. Но, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели о них смутное представление, что привело к разным последствиям. [6] С одной стороны, финансовые инновации существенно изменили ряд товарных рынков, и, прежде всего важнейших сырьевых товаров. Цена на нефть всегда была плохо   предсказуемой,   однако   она   все­таки   зависела   от   соотношения   спроса   и предложения, а потому в какой­то мере контролировалась производителями нефти. Несомненными   историческими   фактами   являются   как   организованный   арабскими 6 странами   ­   экспортерами   нефти   резкий   скачок   цен   на   нефть   в   1973   г.,   так   и осознанные (и также политически мотивированные) действия по их существенному снижению в 1986 г. В настоящее время, с развитием рынков вторичных финансовых инструментов, ситуация  кардинально  изменилась.  Теперь  цена  на  нефть  почти  не зависит от действий ее производителей и слабо реагирует на усилия членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран. Сегодня она формируется на финансовых рынках и в   головах   финансовых   брокеров,   торгующих   связанными   с   поставками   нефти вторичными   финансовыми   инструментами,   причем   практически   не   имеющими отношения   к   реальному   движению   этого   товара.   Мир   становится   виртуальным, поскольку   важнейшие   экономические   индикаторы   складываются   на   рынках производных финансовых инструментов. Вряд ли эта ситуация будет сохраняться очень долго, так как реальный дефицит или избыток материальных ценностей рано или поздно даст о себе знать. Но пока надо принять факт существенного усиления роли виртуальных факторов в формировании важнейших хозяйственных пропорций. (Приложение 1) С другой стороны, в условиях инновационного финансового бума  экономическая и политическая элита утратила контроль над движением финансовых  инструментов. Поэтому нынешний кризис можно определить как "бунт финансовых  инноваций" ­ бунт машин против своих создателей. Природа и механизмы великих  экономических потрясений всегда загадочны и до конца непостижимы. Великие  кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов, политиков и  историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научных статей. Причем  однозначные ответы не удается найти даже будущим специалистам по  экономической истории.[12] 1.2. Причины возникновения экономического кризиса. Первые признаки ухудшения экономической ситуации в России проявились  еще в 2013 году. Одним из примеров этого положения стало изъятие пенсионных  накоплений граждан. Такой же маневр был проведен Правительством РФ в 2014 и  2015 годах. По­настоящему мы ощутили кризис в последнем квартале 2014­ого,  когда обрушился курс рубля. Причины кризиса 2016 — точная калька предыдущих  7 двух лет, только с меньшим негативным воздействием на экономику и  благосостояние граждан. Как все начиналось в 2014 году Экономическая ситуация в России в начале 2014 года не предвещала серьезных  неприятностей. Рост ВВП, хотя и замедлился, не прекращался. Цены на нефть и газ  (основные статьи российского экспорта) оставались высокими, но положение стало  меняться после присоединения Крыма к РФ, а из­за событий на востоке Украины  негативные тенденции обрели лавинообразный характер. В результате к концу 2014  года высшее руководство страны оказалось лицом к лицу с такими фактами:  минимальный рост ВВП – 0,6 %;  снижение ЗВР на $124 млрд., или на 24,3 %;  падение курса рубля относительно доллара США, которое на пике достигало  2,2 раза;  отток капиталов – $151,5 млрд., что в 6 раз больше прогнозов на этот год и на  11 % выше, чем в 2008­м (пик мирового финансового кризиса);  снижение цен на нефть более чем вдвое с перспективой падения доходов от  экспорта газа на весь 2015 год. [7,18] По итогам первого квартала 2015­ого, произошла некая стабилизация. Рубль  частично восстановил свои позиции, поднялись цены на нефть, был объявлен курс на  импортозамещение. Президент РФ даже выступил с заявлением, что экономика  страны вот­вот начнет подъем. Однако итоги первого полугодия оказались хуже  прогнозов – падение ВВП составило более 5 % в годовом выражении. Это означает,  что причины кризиса 2016 года не устранены и грозят дальнейшими неприятностями. (Приложение 2) Продолжение кризиса и дополнительные риски на 2016 год Сегодня эксперты предрекают продолжение экономического кризиса в России до  2017 года включительно. Правительство было вынуждено кардинально пересмотреть  показатели бюджета на 2015­й, за первое полугодие отток капитала составил $52,5  млрд., в конце периода предстоит выплатить еще $124 млрд. внешних займов. К  сожалению, причины кризиса 2016 остаются теми же, что и в 2014­2015 гг.: 8  экономические и политические санкции, отдаляющие страну от мировых  финансовых рынков;  украинский кризис, в который вовлечена Россия;  продолжающееся падение промышленного производства, что особенно  повлияло на автомобильную промышленность и металлургию;  снижение или стагнация покупательной способности населения;  начало биржевого кризиса в КНР, что угрожает привлечению займов и  инвестиций из Китая. [7] Глава 2. Практическая часть 2.1. Влияние кризиса на разные слои общества.  Я провела интернет­опрос и выяснила, что абсолютное большинство  респондентов (73%) считают, что Россия сейчас переживает экономический кризис.  Его «действие» жители области ощутили, прежде всего, по росту цен (43%), общему  снижению уровня жизни (чуть менее четверти), а также из­за трудностей с работой — безработицы и массовых сокращений (14%). Некоторые отмечали также слабое развитие промышленности и сельского хозяйства  (6%), нестабильность курса рубля (4%), внешнеполитические проблемы (3%). Среди  наиболее пессимистичных ответов были, в том числе, «неуверенность в завтрашнем  дне» (2%) и даже «кризис проявился во всем» (1%). Не заметили трудностей в экономике лишь 13% участников опроса. (Приложение 3) По мнению М. Вебера, общество должно делиться на классы. Он выделял следующие  слои общества: [8]  Социальная элита (президенты, премьер­министры  и другие политические  лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции)  Слой профессионалов (ученые, писатели, художники, врачи, юристы,  преподаватели, средние и мелкие бизнесмены, высококвалифицированные  рабочие)  Квалифицированные рабочие (фабрик, заводов, строительных фирм,  сельскохозяйственных предприятий, сферы услуг  и т.д. с постоянной и  надежной работой)  Неквалифицированные рабочие. (Приложение 4) 9 Люди одного класса имеют примерно одинаковые жизненные шансы, т. е.  возможность получить общественные блага. Понятно, что они выше у тех, кто  владеет собственностью. Но и те, кто не имеет ее, однако обладает знаниями,  квалификацией, могут быть востребованы на рынке труда, а следовательно, иметь  достойный доход. Исходя из данного разделения, и социальной роли людей прошедших опрос, можно  сделать вывод, о том, что кризис ощутили преимущественно люди среднего класса,  то есть слой профессионалов по М. Веберу. [8]  СРЕДНИЙ КЛАСС (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным  позициям среднее положение между высшим и низшим классом.   По данным Федеральной службы госстатистики РФ установлено  разделение   уровня жизни россиян в зависимости от доходов на следующие категории:  ­крайняя нищета ­ доходы ниже прожиточного минимума (до 7­8 тысяч рублей); ­ нищета ­ доходы от одного до двух прожиточных минимумов  (в  среднем 7­12  тысяч рублей в месяц); ­ бедность ­ доходы от 12 до 20 тысяч рублей; ­ выше бедности­ доходы от 20 до 30 тысяч рублей; ­ средний достаток – доходы от 30 до 60 тысяч рублей в месяц; ­ состоятельные – доходы от 60 до 90 тысяч рублей; ­ богатые – доходы свыше 90 тысяч рублей; ­ сверхбогатые ­ доходы свыше 150 тысяч рублей. Таким образом, можно утверждать, что к  среднему классу, по российским оценкам,   относятся люди с доходами от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. Исходя из теории  Вебера и данных Росстата к  социальной элите  относятся богатые и сверхбогатые  люди, к слою профессионалов относятся люди со средним достатком, к  квалифицированным рабочим относятся работники, основной доход которых  составляет от 12 до 30 тысяч рублей в месяц, а к неквалифицированным работникам  относятся люди  доходы которых не превышают двух прожиточных минимумов. 10 Ядро российского среднего класса ­ это руководители, предприниматели, а также  специалисты и профессионалы, занятые преимущественно в отраслях четвертичного  сектора экономики (сферы образования, науки, культуры, финансовой деятельности,  информационных услуг и т.п. ) и имеющие высокие показатели человеческого  капитала.  Для которых характерен стабильный уровень доходов.[12,13] Так же стабильный уровень доходов характерен и для работников бюджетной сферы. Можно предположить, что работники бюджетной сферы относятся к среднему  классу населения. Но по статистике приведенной выше, работники бюджетной сферы нашей области,  не относятся к среднему классу населения, так как показатели  уровня доходов бюджетников ( по Оренбургской области составляет 20­25 тысяч  рублей в месяц) значительно отличается от показателей среднего класса населения  ( доход от 30 до 60 тысяч рублей в месяц). Тогда, если верить статистике, работники  бюджетной сферы относятся к бедным людям ( так как уровень доходов бедных  составляет от 12 до 20 тысяч в месяц). А Российская Федерация является  экономически развитой и прогрессирующей страной.  Поэтому можно считать  предположение неверным.  [9] Но заработная плата у всех бюджетников не одинакова. Например, средний доход   медицинских работников по области составляет 16 тысяч рублей в месяц (по  исследованиям Минздрава области), средний доход работников образовательной  деятельности составляет 21 тысячи рублей, средний доход работников  правоохранительной деятельности составляет 40 тысяч рублей в месяц, средний  заработок работников экономической сферы равен 18 тысяч рублей.  И если вычесть средний показатель доходов, то получаем, что уровень доходов  работников бюджетной сферы по области равен 23,7 тысяч рублей в месяц. Уд= (16 тыс. рублей+21 тыс. рублей+40 тыс. рублей+18тыс.рублей)/4=23,7 тысячи  рублей в месяц. (Приложение 5) Приведенные выше профессии относятся к среднему классу населения (исходя из  определения и уровня дохода), поэтому можно утверждать, что к среднему классу  относятся работники бюджетной сферы. 11 2.2. Экономика моей семьи Исследование 1. Экономика моей семьи. В Дании существует очень интересная поговорка:  «Датчанин живет, как принц, потому что экономит, как нищий». Справедливость такой постановки вопроса можно отнести к каждой семье, каждому человеку в любой стране.    Изучая семейную экономику, мы понимаем, что для удовлетворения своих  потребностей нам необходимо рационально производить расходы.  Моя семья состоит из двух  детей и родителей, которые являются работниками  бюджетной сферы:  ­ отец является работником правоохранительных органов, заработная плата  которого составляет 45 тысяч рублей в месяц;  ­ мать является работником Федеральной налоговой службы, средняя заработная  плата которой составляет 17 тысяч рублей в месяц.  Основным источником доходов нашей семьи является заработная плата родителей,  которая составляет около 70 тысяч рублей. Таким образом, из числа членов нашей  семьи поступление денежных средств в семейный бюджет исходит исключительно от  дохода полученного родителями, так как я и брат являемся несовершеннолетними и  нигде не работаем.  Из основного дохода часть средств расходуется на издержки семейного бюджета. Родители   ежемесячно   ведут   дневник   расчета   основных   статей   расхода   и   его основные направления его выглядят следующим образом:   (Приложение 6) — удовлетворение  материальных потребностей  (на покупку продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, на оплату ЖКХ, бытовых услуг и т.д.).  —  удовлетворение духовных потребностей (на получение образования, зрелищные мероприятия — кино, театр, футбол и т.д.).     —   удовлетворение  социальных   потребностей   (Интернет,   газеты,   журналы, политическая литература и т.д.).    —   удовлетворение  неразумных потребностей  (чрезмерное количество сладких продуктов, не очень нужных, но престижных вещей). 12 —   удовлетворение  жилищной   потребности  (ремонт   собственного   дома, облагораживание приусадебного участка, гаража  и т. д.).      — расходы на закупку необходимых материалов, оплату энергии, пользование транспортом и др., связанные с надомным и индивидуальным трудом. — расходы на ведение личного подсобного хозяйства (на покупку минеральных  удобрений, семян, саженцев, строительство помещений и др.).[9,10] Если мы вычтем эту часть из основного дохода, то получаем чистый доход, который  равен 45 тысяч рублей. Из этого 5 тысяч рублей откладывается на «черный день».  Остальные средства уходят на питание и одежду.(Приложение 7) Опрос населения заставил меня задуматься над тем, куда тратятся наши семейные  деньги. Я решила изучить бюджет своей семьи.     Проанализировав опрос населения и бюджет своей семьи,  я пришла к выводу, что  больше всего средств люди тратят на продукты. Таким образом, чтобы сохранить  семейный бюджет необходимо уменьшить эту статью расходов.       Исследование №2. Анализ цен в магазинах      В нашем городе самыми «социальными» являются  магазины «Магнит»,  «Пятерочка»  и «Алина».  Мы с родителями  чаще всего покупаем продукты в этих  магазинах.        Я решила проанализировать цены в этих магазинах и сделать вывод: где  продуктовый набор обходится дешевле. (Приложение 8)     Произведя расчеты, я поняла, что дешевле обходится покупка продуктов в  магазине «Пятерочка», на втором месте – магазин «Магнит». Дороже всего продукты в магазине «Алина». Население г.Абдулино научилось выживать следя за акциями в  сетевых магазинах, чем существенно экономят затраты на продуктовую корзину. 13 14 3.Заключение.          Подводя итог моему исследованию, хочу выделить, что цель моей работы  проанализировать последствия экономических кризисов и изучить его влияние на  жизнь людей из разных социальных слоев, мною достигнута.         Основным итогом моей работы я считаю систематизацию информационных  потоков и различных действий по преодолению экономического кризиса разными  социальными слоями населения, для выработки и определения наиболее  оптимальных путей борьбы с этим экономическим явлением и его проявлениями.         Главный вывод в моей работе заключается в том, что любой кризис ­ это толчок  для развития общества на новом уровне. Но у любого такого явления есть и   отрицательные стороны и проявления.       Моя работа дала возможность проанализировать действия людей из различных  слоев общества на защиту от последствий экономического кризиса. Что интересно,  последствия кризиса удалось быстро избежать именно благодаря человеческому  фактору. Допуская грубые ошибки, власть все же предпринимала ряд важных  действий по выходу из кризиса, именно благодаря позиции населения, активных  промышленных и профсоюзных лобби. Анализируя ответы и предпринимаемые  действия наименее пострадавших от кризиса слоев населения можно составить  приблизительный план или руководство к действиям людей в будущем, в случае если кризис повторится. Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают.  Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому  необходимо научиться соразмерять свои потребности и свои возможности. Надо  уметь расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и  вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо. Расходуя  деньги, нужно всегда отдавать отчёт, какие это деньги, собственные или заёмные.  Нужно всегда помнить, что деньги, взятые в долг, нужно отдавать. На основании  вышеизложенного сформированы советы по экономии и преумножению семейного  бюджета. (Приложение 9)     Моё исследование показало, что даже в кризис можно  15 найти возможность экономить, если внимательно подходить к этому вопросу. Данная работа позволила мне и моей семье экономно расходовать деньги. 4.Приложения. Приложение 1 Сущность и особенности экономического кризиса Конечно, причины экономического кризиса в России более разнообразны и  глубоки, чем одна лишь динамика котировок нефти, однако причины обесценивания  16 российской валюты определенно лежат в нефтяной плоскости. Чем ниже котировки  Brent, тем выше доллар (и соответственно ниже рубль) ­ сказывается зависимость  доходов федерального бюджета от нефтегазового экспорта. Приложение 2 17 Это важнейший показатель и условие экономического развития страны. Под  инвестициями в основной капитал понимают вложения в здания, станки,  оборудование и другие средства производства длительного срока использования. Близкие к нулю или минусовые значения роста этого показателя свидетельствуют о  том, что предприниматели в целом не наращивают объемов производства, а  следовательно, реальное развитие экономики практически отсутствует. Специфика инвестиций в основной капитал заключается в том, что на протяжении  года, от месяца к месяцу, они довольно сильно колеблются в абсолютном выражении. Поэтому на графике, приведенном выше, отражен их рост в процентах и в годовом  выражении. В качестве маркерного месяца произвольно выбран октябрь. Видно, что уже второй год подряд инвестиции в основной капитал в России падают.  На этот раз падение мягче, чем в 2009 году, однако тогда произошел быстрый  отскок, которого не наблюдается сейчас. Приложение 3 18 Результаты интернет­опроса «Влияние кризиса на разные слои населения». Диаграмма(1). Диаграмма(2). 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Считают, что страна переживает экономический кризис Не заметили трудностей в экономике Воздержались от ответа Проценты 19 Приложение 4 По мнению М. Вебера, общество должно делиться на классы Диаграмма (3). Сравнение среднего заработка разных классов общества. 160 140 120 100 80 60 40 20 0 Россия Абдулино Приложение 5 Вычисление среднего  показателя доходов Уд= (I1+I2+I3+I4)/Q уровень доходов работников бюджетной сферы по области равен 23,7 тысяч рублей в месяц. Уд= (16 тыс. рублей+21 тыс. рублей+40 тыс. рублей+18тыс.рублей)/4=23,7 тысячи рублей в месяц. 20 Приложение 6 Основные источники расходов нашей семьи  Основные расходы семьи. Издержки семейного бюджета " " Питание и одежда 21 Бюджет семьи (папа, мама,2 несовершеннолетних детей) на февраль 2016 г.: Приложение 7 Доходы 1 Сумма 2 1.Заработная плата: ­Папа ­Мама 2.Материальная  помощь от бабушки 45000 17000 2000 Итого: 64000 Расходы Сумма Примечание 3 1.На питание 2.На гигиенические и  моющие средства 3.На коммунальные  услуги: ­электроэнергию, ­газ, ­сотовый телефон, ­интернет 4.На услуги: ­парикмахерскую ­ремонт обуви, ­транспортные (такси) 5.На оплату ­фонд школы, ­фонд класса, ­танцы 6. На приобретение ­. материалов (кружок), ­учебных пособий, ­канцтоваров 7.На товары  длительного  пользования/ одежду 8. На содержание  автомобиля 9.На приобретение  лекарств 10.На культурно­ информационные  потребности 11.На непредвиденные  расходы Итого: 4 15000 2000 6800 1200 1745 1500 780 600 1000 200 300 1000 560 1950 300 4000 5000 1000 1500 2150 48585 22 Магазин Наименование  продуктов Хлеб черный Батон Масло сливочное (пачка) Сыр (кг) Гречневая крупа (кг) Макароны (пачка) Чай (пачка) Кофе (пакет 250г) Сахар (кг) Соль (пачка) Масло растительное (л) Молоко (л) Яйцо Приложение 8 «Пятерочка» «Магнит» «Алина» руб. 17­22 24­26 85 450 69 23 69 168 35 10 85 56 58 руб. 18­23 23 90 350 66 17,90 79,90 156,9 27,10 9,80 85 55 57,20 руб. 22­25 25      120 580 85 25 84 429 39 18 98 69,60 60 ИТОГО ≠1127 ≠1014,8 ≠1656,9 23 СОВЕТЫ Приложение 9 Получив деньги, не тратьте из них ни копейки, по крайней мере, сутки: дайте им "переночевать" у вас в кошельке. На следующий день ваше желание тратиться поутихнет.  Не   носите   с   собой   крупных   сумм.   Когда   в   кошельке   есть   деньги,   трудно удержаться, чтобы не купить что­нибудь ненужное, но симпатичное. Когда денег нет, можно пострадать над симпатичным, а потом понять, что не такое оно и симпатичное было.  Считайте   почаще   денежки:   отрезвляет   и   организовывает.   Так   вы   скорее определите, какая статья семейного бюджета напоминает "черную дыру", в которую денежки улетают, не принося пользы.  Откладывайте. Начните с маленьких сумм, при любом доходе всегда реально откладывать примерно 10% от общей суммы.  Держите семейный совет. Обсуждайте денежные вопросы в кругу семьи и не бойтесь привлекать к этому детей: пусть они не смогут активно поучаствовать в обсуждении, но послушать и понять структуру бюджета семьи и критерии принятия финансовых решений будет для них очень полезно.  Экономьте   без   фанатизма.   Экономия   ­   не   единственный   способ   создания благосостояния.   Система   дисконтных   карт,   распродажи,   счетчики   потребления коммунальных услуг и прочее помогают рационально тратить, не затягивая пояса. [11] 24 5.Список использованных источников информации 1. .Загорулько   М.М.   Основы   экономической   теории   и   практики.   Учебно­ методическое пособие. Волгоград, 1995. 2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31794 3. http://www.gazeta.ru/business Мировые кризисы //Российская Газета.­ 2015,№12 4. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., 2014 5. Пазин   Р.В.   Обществознание.   Интенсивный   курс   подготовки   к   ЕГЭ.­ Самара,2015.­134 6. http://altaempresa.ru/prichinyi­krizisa­2016­povtorenie­proydennogo/ http://www.dk.ru/wiki/ekonomicheskiy­krizis­2014 http://bs­life.ru/makroekonomika/krizis2016.html http://neopozn.com/novosti­2016/5498­prognozy­ekonomicheskogo­krizisa­v­ 2016­v­rossii­ot­ekonomistov­i­ekstrasensov.html 7. Как растут цены // Аргументы и факты­ 2005. ­№17.  http://works.doklad.ru/view/14Bo59C­UeA.html povliyal­krizis­2008­2010­goda­na­zhizn­lyudej­iz­raznykh­sotsialnykh­ sloev/103­kak­povliyal­krizis­2008­2010­goda­na­zhizn­lyudej­iz­raznykh­ sotsialnykh­sloev 8. Басина Е. «Человек в  ᴨȇ реходном обществе. Социологические и социально­ психологические исследования», 1998г.               Кравченко А.И. «Социология», учебник, 2014г. 9. http://stud­baza.ru/ekonomicheskiy­krizis­referat­ekonomika 10. http://wikischool2004.ru/index.php/klassnaya­baza­znanij/obshchestvoznanie/ 11.Жизнь по минимуму// Аргументы и факты.­2004. ­№10 12.Обыденова Т.Н. «Средний класс и его работа», Социс № 3, 2000 13.Беляева Л. Новые средние в России // Свободная мысль. 1998 14.Александрова О.А. «Общественные науки и современность» 1999 15.Голубев B.C. «Общественные науки и современность», 1999 16.Ле ᴨȇ хин В.А. «Общественные науки и современность», 1998 17.Фролов С.С. «Социология», учебник, 1999 18.Экономика. Основы экономической теории.С.И.Иванов.­М.:ВИТА­ ПРЕСС,2013. 25 26

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"

Исследовательская работа "Моя семья в период экономического кризиса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2019