Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
30.03.2018
Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Сбалансировано ли в учебнике соотношение теоретического и практического материала? Каким образом УМК реализует принципы системно-деятельностного подхода (СДП)? Насколько учебник учитывает актуальные технологии обучения? Коммуникативно-деятельностные технологии, заложенные в учебник. Навигационная карта (анализ условных обозначений). Примеры учебных заданий. Содержит ли УМК материал, учитывающий межпредметные связи?Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа Анализ УМК по русскому языку литературе.docx
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»                                       Исследовательская  работа на тему                              «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»                                               выполнила:                      учитель русского языка и литературы                     МБОУ СОШ №30 Г.о. Подольск                                                                Железнова Наталья Николаевна Подольск, 2018 1. Библиографическое описание УМК (выходные данные).     Русский язык: Теория. 5 – 9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М: Дрофа,2013. Русский язык: Практика. 6 класс./ Г.К. Лидман­Орлова, С.Н. Пименова, А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. Лидман­Орловой. – М.: Дрофа, 2013. Русский язык: Развитие речи. 6 класс./ Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2013.  2. Сбалансировано   ли   в   учебнике   соотношение   теоретического   и практического   материала?   Достаточно   ли   упражнений   к   каждой   теме? Соотношение   теоретического   и   практического   материала   в   учебнике   не вполне   сбалансировано.   Например,     при   изучении   темы   «Образование сложных   существительных»   (параграф   81)   в   учебнике   «Практика» предлагается   всего   лишь   одно   упражнение   на     правило     написания сложных слов с  пол­.  В рамках некоторых тем упражнений мало, и они однотипные. Например, при изучении темы «Мягкий знак после шипящих на   конце   наречий»   дано   только   одно   упражнение   ­   №   591:  Запишите, обозначая орфограмму, как это сделано выше: 1.С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь. 2.Их  дверь была распахнута настежь…и т.п.  3. Каким   образом   УМК   реализует   принципы   системно­деятельностного подхода   (СДП)?   Насколько   учебник   учитывает   актуальные   технологии обучения?     Данный   УМК   частично   реализует   принципы   системно­ деятельностного подхода.  коммуникативно­деятельностные   технологии,   заложенные   в   учебник (проблемного диалога (имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания,   требующий   деятельностного   подхода?),   продуктивного чтения,   проектная   технология   и   др.),   насколько   они   системно представлены;    Учебник «Практика» содержит упражнения, в которые заложены   коммуникативно­деятельностные   технологии.   Например,   при изучении   темы   «Части   речи»   в   упражнении   №   45(первое   упражнение данной   темы)   задание   сформулировано   следующим   образом: Рассмотрите рисунок в учебнике «Русский язык. Теория» (п. 67). Какие «три кита» (три признака» помогают вам в различении частей речи? Таким образом, это задание подводит учащихся к формулировке темы урока.   Перед   учениками   поставлена   проблема,   которую   они   и   будут решать  на  уроке.  Следующее   упражнение  № 46  подводит  учащихся  к самостоятельному добыванию знаний: Дополните предложение. Имена существительные имеют одинаковое… значение, (обозначают), но… лексические значения, например:….   .  Чтобы выполнить предложенное упражнение,   ученики   должны   прочитать   параграф   учебника, самостоятельно найти материал, выделить нужное. В упражнении № 65 представлено   следующее   задание:  Прочитайте   выразительно   текст. Что вам поможет выбрать нужную интонацию? В упражнении №63 задание   сформулировано   следующим   образом:  Используя   поисковое чтение, найдите в «Теории» примеры нарицательных и собственных имён   существительных.   Какова   разница   в   их   значении?  В   учебнике «Русская речь» в упражнении 74 дано следующее творческое задание: Напишите   киносценарий   на   основе   рассказа   Г.   Снегирёва   «Белёк». Можно   сделать   вывод   о   том,   что   частично   коммуникативно­ деятельностные   технологии   заложены   в   учебник.   Считаю,   что   они представлены не вполне системно.    Например,     действительности.  навигационная карта (анализ условных обозначений): соответствуют ли   В   УМК задания,   заявленные   в   обозначениях,   действительности?   представлены условные обозначения. Задания, заявленные в них, вполне соответствуют обозначение «Контролируйте себя!» в упражнении №9:  Проверьте себя, правильно ли   вы   определили   границы   предложений:   подчеркните   их грамматические основы и посчитайте, сколько таких основ и сколько предложений в от рывке. Или в задании к упражнению №10 (с таким же условным обозначением) предлагается прочитать текст, записать, а затем прочитать его выразительно, используя памятку 1. Также есть условное обозначение   с   дополнительными   заданиями:   после   выполнения упражнения учащимся, например, предлагается дополнительное задание – указать синонимы и антонимы. Также представлены и другие условные обозначения:   «опорный   материал»,   «орфограммы   и   пунктограммы», «задача»,   «материал   по   развитию   речи»,   «к   заданию   есть   ответ».   В большинстве случаев  задания соответствуют условным обозначениям.   4. Приведите   примеры   учебных   заданий,   которые   обеспечивают формирование УУД (каждого вида).     Коммуникативные   УУД:   в   упражнении   №121   предлагается   задание: опишите свою любимую игрушку. Что вам помогут передать слова с уменьшительно­ласкательными   суффиксами?  Но   в   учебнике «Практика»     таких   заданий   немного.   Формирование   коммуникативных УУД дополняются упражнениями в учебнике «Русская речь», например, при   создании   учащимися   собственных   текстов   (написание   сочинений, изложений).     Задание   упражнения   163   («Практика»)   обеспечивает формирование   коммуникативных   УУД:  Прочитайте   текст.   Что   вы можете   сказать   о   его   характере:   в   нём   содержится   простое сообщение   (информация)   или   текст   окрашен   каким­либо   чувством? Прочитайте текст ещё раз, выбирая из скобок такие глаголы, которые соответствуют   стилю   текста:     Человечество   за   многие   века (накопило, собрало) огромные богатства: научилось выращивать хлеб и чудесные   плоды,   (построило,   возвело)   на   земле   красивые   города, (открыло,   проникло)   в   законы   природы   и   создало   прекрасные произведения   искусства,   (проникло,   разобралось)   в   тайны   атома   и (осваивает,   обживает)   космические   дали.  В   упражнении   №169: расскажите о словарном богатстве глагола, имея в виду, что глаголы – вторая после существительных группа слов в русском языке… В своем рассказе   о   словарном   богатстве   глагола   воспользуйтесь   планом: 1)тематическое   богатство   глаголов;   2)синонимия   глаголов; 3)антонимия глаголов; 4)стилистическое разнообразие глаголов.  Регулятивные   УУД:   примером   может   служить,   например,   задание   в упражнении   №147   «Практика»):  поработайте   редактором:   исправьте ошибки   в   употреблении   существительных:   Занавесить   окно   тюлью; покрыть крышу толью, появился новый мозоль; травяная шампунь  и под.   В   упражнении   №  206:  Прочитайте   предложения   из   ученических сочинений.   Устраните   ошибки   в   употреблении   видов   глаголов.  В упражнении 241 учебника «Практика» одно из заданий сформулировано так:  Прочитайте   выразительно   стихотворение.   Оцените,   используя критерии памятки 1, чтение своих товарищей. Познавательные УУД: примером может служить задание упражнения 164: Распределите   глаголы­синонимы   по   трём   столбикам:1)нейтральные; 2)книжные; 3)разговорные. К каким словарям вы обратитесь в случае затруднения? Плакать, рыдать, реветь; учить, изучать, зубрить и т.д. В   упражнении   173   представлено   задание:  Рассмотрите   опорный материал и объясните разницу в написании слов. Составьте и запишите с   этими   словами   словосочетания.    В   упражнении   №176   следующее задание:  запишите глаголы в 2 столбика: 1)пишутся раздельно с НЕ: 2)пишутся слитно с НЕ. Обозначьте орфограмму.  Упражнение № 365 («Практика»): 1.Преобразуйте словосочетания в предложения. Что для этого   нужно   сделать?   2.Какова   роль   кратких   прилагательных   в предложении?(Интересная   книга   –   книга   интересна,   широкоплечий мужчина, могучий ветер и т.д.).  Личностные   УУД:   В   упражнении   №30   учебника   «Русская   речь» представлено   такое   задание:  Вам   когда­нибудь   хотелось   петь   и смеяться, потому что вам хорошо? Напишите об этом. Озаглавьте свое сочинение. Попробуйте подобрать к нему эпиграф.  В упражнении №188 («Практика») задание:  Прочитайте пословицы. Понимаете ли вы их   смысл?   Опишите   кратко   ситуацию,   в   которой   уместно   было   бы использовать одну из пословиц. 5. Содержит   ли   УМК   материал,   учитывающий   межпредметные   связи? Примеры   заданий.          Материал,  учитывающий   межпредметные   связи   в Упражнение   60: большей   степени   содержит   учебник   «Русская   речь».   В   учебнике «Практика» таких заданий очень мало. Упражнение №51 («Русская речь»): Послушайте   музыкальную   пьесу   «Слоны»   из   сюиты   К.   Сен­Санса «Карнавал животных», а потом прочитайте начало сочинения ученика. Найдите   описательные   обороты,   которые   помогли   ему   избежать повторения   слова.  Вспомните   произведения   Л. Толстого,   прочитанные   вами   самостоятельно   или   в   предыдущих классах. Какие из них вы отнесете к рассказам? Почему? В каких из них кульминация отражена в заглавии? Как именно? Напишите названия этих рассказов.  В учебнике «Практика» упражнение 467 содержит такое задание:  Прочитайте   записанные   математические   действия (используйте числительные в именительном падеже). Укажите разряд числительных и их состав. Что обозначают числительные? Образец: Двадцать   минус   пять   будет   пятнадцать.    По   моему   мнению,   это упражнение   можно   было   бы   дать   без   ответов.   Межпредметные   связи   с математикой   были   бы   полнее,   если   бы   учащиеся   сами   решили   данные примеры.    6. Насколько   учебник   способствует   осуществлению   личностно­ ориентированного и дифференцированного обучения? Методы и приёмы личностно­ориентированного   образования:  задания   по   выбору;   вопросы типа   «по­твоему…,   как   ты   думаешь,   с   твоей   точки   зрения»;   задания, формирующие   собственную   читательскую   позицию:   отзывы,   рецензии, читательская   конференция   (самооценка,   рефлексия);  внимание   к личностно­ориентированным   жанрам   (письмо,   дневник,   читательский дневник, эссе);  опора на собственный жизненный опыт (учет возрастных психологических   особенностей).     Учебник   «Практика»   частично способствует   осуществлению   личностно­ориентированного   образования. Но   в   большей   степени   это   представлено   в   учебнике   «Русская   речь». Например,   в   упражнении   79   такое   дополнительное   задание:  Какие качества,  по вашему мнению,  нужно воспитывать в себе,  чтобы по­ настоящему   чувствовать   красоту   родной   природы?   Почему?  Здесь представлено   задание,   формирующее   личностные   УУД.   В   учебнике «Русская   речь»   есть   задания   на   выбор,   которые   отмечены   специальным значком условных обозначений. Например, в упражнении 84 представлено несколько заданий на выбор: I. 1.Прочитайте сведения о художнике А.А. Пластове (см. с.136). 2.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины «Первый   снег»   и   её   фрагмент.   3.   Прочитайте   текст,   который поможет   вам   полнее   и   лучше   понять   это   произведение   живописца. Доп.   зад.:   Ответьте   на   вопросы:   1)Какие   краски   гармонично сочетаются на картине «Первый сне»? 2)Для чего художник изобразил на картине одинокую ворону? 3)Как он заставил  нас поверить в то, что снежинки на его картине кружатся, летят, падают? II. 1.Прочитайте сведения о художнике К.Ф. Юоне (см. с. 137­138). 2.Рассмотрите на вклейке   репродукцию   его   картины   «Русская   зима.   Лигачёво»   и прочитайте   её   краткое   описание.   3.Напишите   сочинение   по   картине «Русская зима. Лигачёво».  7. Наличие   и   достаточность   материала,   способствующего   развитию воспитательного   (этического   и   эстетического)   потенциала   учащихся?   В учебнике   достаточно   материала,   способствующего   развитию воспитательного   потенциала   учащихся.   Но,   считаю,   что   в   учебнике «Русская  речь»  такой  материал   представлен   полнее,  чем   в «Практике». Развитию воспитательного потенциала учащихся способствуют упражнения с   художественными   текстами,   содержащие   материал   о   музыкальных   и живописных произведениях, упражнения, формирующие личностные УУД. 8. 9.   Отражает   ли   УМК   интересы   и   потребности   современного   ребёнка (принцип адаптивности, принцип психологической комфортности)?   Насколько учебник реализует здоровьесберегающие технологии? (размер шрифта,   вес,   формат   и   т.д.)   Считаю,   что   УМК   слабо   реализует здоровьесберегающие   технологии.   Учебник   «Практика»   не   содержит иллюстраций, чёрно­белый, скучный. УМК состоит из трёх частей, поэтому учащимся   тяжело   носить   учебники   в   школу   каждый   день.   Страницы прозрачные, тонкие.

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»

Исследовательская  работа на тем  «Анализ УМК по русскому языку / литературе  (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018