Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
30.03.2018
Сбалансировано ли в учебнике соотношение теоретического и практического материала? Каким образом УМК реализует принципы системно-деятельностного подхода (СДП)? Насколько учебник учитывает актуальные технологии обучения? Коммуникативно-деятельностные технологии, заложенные в учебник. Навигационная карта (анализ условных обозначений). Примеры учебных заданий. Содержит ли УМК материал, учитывающий межпредметные связи?Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа Анализ УМК по русскому языку литературе.docx
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№30»
Исследовательская работа на тему
«Анализ УМК по русскому языку / литературе
(в соответствии с требованиями ФГОС)»
выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №30 Г.о. Подольск
Железнова Наталья Николаевна Подольск, 2018
1. Библиографическое описание УМК (выходные данные). Русский язык:
Теория. 5 – 9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М: Дрофа,2013.
Русский язык: Практика. 6 класс./ Г.К. ЛидманОрлова, С.Н. Пименова,
А.П. Еремеева и др.; под ред. Г.К. ЛидманОрловой. – М.: Дрофа, 2013.
Русский язык: Развитие речи. 6 класс./ Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2013.
2. Сбалансировано ли в учебнике соотношение теоретического и
практического материала? Достаточно ли упражнений к каждой теме?
Соотношение теоретического и практического материала в учебнике не
вполне сбалансировано. Например, при изучении темы «Образование
сложных существительных» (параграф 81) в учебнике «Практика»
предлагается всего лишь одно упражнение на правило написания
сложных слов с пол. В рамках некоторых тем упражнений мало, и они
однотипные. Например, при изучении темы «Мягкий знак после шипящих
на конце наречий» дано только одно упражнение № 591: Запишите,
обозначая орфограмму, как это сделано выше: 1.С грамотой вскачь, а
без грамоты хоть плачь. 2.Их дверь была распахнута настежь…и т.п.
3. Каким образом УМК реализует принципы системнодеятельностного
подхода (СДП)? Насколько учебник учитывает актуальные технологии
обучения?
Данный УМК частично реализует принципы системно
деятельностного подхода.
коммуникативнодеятельностные технологии, заложенные в учебник
(проблемного диалога (имеет ли УМК проблемный характер изложения
содержания, требующий деятельностного подхода?), продуктивного
чтения, проектная технология и др.), насколько они системно
представлены; Учебник «Практика» содержит упражнения, в которые
заложены коммуникативнодеятельностные технологии. Например, при
изучении темы «Части речи» в упражнении № 45(первое упражнение
данной темы) задание сформулировано следующим образом:
Рассмотрите рисунок в учебнике «Русский язык. Теория» (п. 67). Какие
«три кита» (три признака» помогают вам в различении частей речи?
Таким образом, это задание подводит учащихся к формулировке темы
урока. Перед учениками поставлена проблема, которую они и будут
решать на уроке. Следующее упражнение № 46 подводит учащихся к
самостоятельному добыванию знаний: Дополните предложение. Имена существительные имеют одинаковое… значение, (обозначают), но…
лексические значения, например:…. . Чтобы выполнить предложенное
упражнение,
ученики должны прочитать параграф учебника,
самостоятельно найти материал, выделить нужное. В упражнении № 65
представлено следующее задание: Прочитайте выразительно текст.
Что вам поможет выбрать нужную интонацию? В упражнении №63
задание сформулировано следующим образом: Используя поисковое
чтение, найдите в «Теории» примеры нарицательных и собственных
имён существительных. Какова разница в их значении? В учебнике
«Русская речь» в упражнении 74 дано следующее творческое задание:
Напишите киносценарий на основе рассказа Г. Снегирёва «Белёк».
Можно сделать вывод о том, что частично коммуникативно
деятельностные технологии заложены в учебник. Считаю, что они
представлены не вполне системно.
Например,
действительности.
навигационная карта (анализ условных обозначений): соответствуют ли
В УМК
задания, заявленные в обозначениях, действительности?
представлены условные обозначения. Задания, заявленные в них, вполне
соответствуют
обозначение
«Контролируйте себя!» в упражнении №9: Проверьте себя, правильно
ли вы определили границы предложений: подчеркните их
грамматические основы и посчитайте, сколько таких основ и сколько
предложений в от рывке. Или в задании к упражнению №10 (с таким же
условным обозначением) предлагается прочитать текст, записать, а затем
прочитать его выразительно, используя памятку 1. Также есть условное
обозначение с дополнительными заданиями: после выполнения
упражнения учащимся, например, предлагается дополнительное задание
– указать синонимы и антонимы. Также представлены и другие условные
обозначения: «опорный материал», «орфограммы и пунктограммы»,
«задача», «материал по развитию речи», «к заданию есть ответ». В
большинстве случаев задания соответствуют условным обозначениям.
4. Приведите примеры учебных заданий,
которые обеспечивают
формирование УУД (каждого вида).
Коммуникативные УУД: в упражнении №121 предлагается задание:
опишите свою любимую игрушку. Что вам помогут передать слова с
уменьшительноласкательными суффиксами?
Но в учебнике
«Практика» таких заданий немного. Формирование коммуникативных
УУД дополняются упражнениями в учебнике «Русская речь», например,
при создании учащимися собственных текстов (написание сочинений,
изложений).
Задание упражнения 163 («Практика») обеспечивает
формирование коммуникативных УУД: Прочитайте текст. Что вы
можете сказать о его характере: в нём содержится простое
сообщение (информация) или текст окрашен какимлибо чувством?
Прочитайте текст ещё раз, выбирая из скобок такие глаголы, которые соответствуют стилю текста:
Человечество за многие века
(накопило, собрало) огромные богатства: научилось выращивать хлеб и
чудесные плоды, (построило, возвело) на земле красивые города,
(открыло, проникло) в законы природы и создало прекрасные
произведения искусства, (проникло, разобралось) в тайны атома и
(осваивает, обживает) космические дали.
В упражнении №169:
расскажите о словарном богатстве глагола, имея в виду, что глаголы –
вторая после существительных группа слов в русском языке… В своем
рассказе о словарном богатстве глагола воспользуйтесь планом:
1)тематическое богатство глаголов;
2)синонимия глаголов;
3)антонимия глаголов; 4)стилистическое разнообразие глаголов.
Регулятивные УУД: примером может служить, например, задание в
упражнении №147 «Практика»): поработайте редактором: исправьте
ошибки в употреблении существительных: Занавесить окно тюлью;
покрыть крышу толью, появился новый мозоль; травяная шампунь и
под. В упражнении № 206: Прочитайте предложения из ученических
сочинений. Устраните ошибки в употреблении видов глаголов.
В
упражнении 241 учебника «Практика» одно из заданий сформулировано
так: Прочитайте выразительно стихотворение. Оцените, используя
критерии памятки 1, чтение своих товарищей.
Познавательные УУД: примером может служить задание упражнения 164:
Распределите глаголысинонимы по трём столбикам:1)нейтральные;
2)книжные; 3)разговорные. К каким словарям вы обратитесь в случае
затруднения? Плакать, рыдать, реветь; учить, изучать, зубрить и т.д.
В упражнении 173 представлено задание:
Рассмотрите опорный
материал и объясните разницу в написании слов. Составьте и запишите
с этими словами словосочетания.
В упражнении №176 следующее
задание: запишите глаголы в 2 столбика: 1)пишутся раздельно с НЕ:
2)пишутся слитно с НЕ. Обозначьте орфограмму. Упражнение № 365
(«Практика»): 1.Преобразуйте словосочетания в предложения. Что для
этого нужно сделать? 2.Какова роль кратких прилагательных в
предложении?(Интересная книга – книга интересна, широкоплечий
мужчина, могучий ветер и т.д.).
Личностные УУД: В упражнении №30 учебника «Русская речь»
представлено такое задание:
Вам когданибудь хотелось петь и
смеяться, потому что вам хорошо? Напишите об этом. Озаглавьте
свое сочинение. Попробуйте подобрать к нему эпиграф. В упражнении
№188 («Практика») задание: Прочитайте пословицы. Понимаете ли вы
их смысл? Опишите кратко ситуацию, в которой уместно было бы
использовать одну из пословиц.
5. Содержит ли УМК материал, учитывающий межпредметные связи?
Примеры заданий. Материал, учитывающий межпредметные связи в Упражнение 60:
большей степени содержит учебник «Русская речь». В учебнике
«Практика» таких заданий очень мало. Упражнение №51 («Русская речь»):
Послушайте музыкальную пьесу «Слоны» из сюиты К. СенСанса
«Карнавал животных», а потом прочитайте начало сочинения ученика.
Найдите описательные обороты, которые помогли ему избежать
повторения слова.
Вспомните произведения Л.
Толстого, прочитанные вами самостоятельно или в предыдущих
классах. Какие из них вы отнесете к рассказам? Почему? В каких из них
кульминация отражена в заглавии? Как именно? Напишите названия
этих рассказов. В учебнике «Практика» упражнение 467 содержит такое
задание:
Прочитайте записанные математические действия
(используйте числительные в именительном падеже). Укажите разряд
числительных и их состав. Что обозначают числительные? Образец:
Двадцать минус пять будет пятнадцать.
По моему мнению, это
упражнение можно было бы дать без ответов. Межпредметные связи с
математикой были бы полнее, если бы учащиеся сами решили данные
примеры.
6. Насколько учебник способствует осуществлению личностно
ориентированного и дифференцированного обучения? Методы и приёмы
личностноориентированного образования: задания по выбору; вопросы
типа «потвоему…, как ты думаешь, с твоей точки зрения»; задания,
формирующие собственную читательскую позицию: отзывы, рецензии,
читательская конференция (самооценка, рефлексия);
внимание к
личностноориентированным жанрам (письмо, дневник, читательский
дневник, эссе); опора на собственный жизненный опыт (учет возрастных
психологических особенностей).
Учебник «Практика» частично
способствует осуществлению личностноориентированного образования.
Но в большей степени это представлено в учебнике «Русская речь».
Например, в упражнении 79 такое дополнительное задание:
Какие
качества, по вашему мнению, нужно воспитывать в себе, чтобы по
настоящему чувствовать красоту родной природы? Почему? Здесь
представлено задание, формирующее личностные УУД. В учебнике
«Русская речь» есть задания на выбор, которые отмечены специальным
значком условных обозначений. Например, в упражнении 84 представлено
несколько заданий на выбор: I. 1.Прочитайте сведения о художнике А.А.
Пластове (см. с.136). 2.Рассмотрите на вклейке репродукцию картины
«Первый снег» и её фрагмент. 3. Прочитайте текст, который
поможет вам полнее и лучше понять это произведение живописца.
Доп. зад.: Ответьте на вопросы: 1)Какие краски гармонично
сочетаются на картине «Первый сне»? 2)Для чего художник изобразил
на картине одинокую ворону? 3)Как он заставил нас поверить в то, что
снежинки на его картине кружатся, летят, падают? II. 1.Прочитайте сведения о художнике К.Ф. Юоне (см. с. 137138). 2.Рассмотрите на
вклейке репродукцию его картины «Русская зима. Лигачёво» и
прочитайте её краткое описание. 3.Напишите сочинение по картине
«Русская зима. Лигачёво».
7. Наличие и достаточность материала, способствующего развитию
воспитательного (этического и эстетического) потенциала учащихся? В
учебнике достаточно материала,
способствующего развитию
воспитательного потенциала учащихся. Но, считаю, что в учебнике
«Русская речь» такой материал представлен полнее, чем в «Практике».
Развитию воспитательного потенциала учащихся способствуют упражнения
с художественными текстами, содержащие материал о музыкальных и
живописных произведениях, упражнения, формирующие личностные УУД.
8.
9.
Отражает ли УМК интересы и потребности современного ребёнка
(принцип адаптивности, принцип психологической комфортности)?
Насколько учебник реализует здоровьесберегающие технологии? (размер
шрифта, вес, формат и т.д.) Считаю, что УМК слабо реализует
здоровьесберегающие технологии. Учебник «Практика» не содержит
иллюстраций, чёрнобелый, скучный. УМК состоит из трёх частей, поэтому
учащимся тяжело носить учебники в школу каждый день. Страницы
прозрачные, тонкие.
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Исследовательская работа на тем «Анализ УМК по русскому языку / литературе (в соответствии с требованиями ФГОС)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.