ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Оценка 4.6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология +1
Взрослым
07.04.2019
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Актуальность исследования: В последнее время всё чаще можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще можно увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Уже с малых лет родители разрешают пробовать спиртные напитки своим детям. Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так, без причин. Частое употребление алкоголя становится вредной привычкой и может привести к алкоголизму. Проблема исследования: Тема «Влияние алкоголя на организм подростка» была выбрана не случайно, так как детский и подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы физического и душевного здоровья. Развивающийся мозг особенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ. Многие подростки, хотя бы один раз в жизни пробовали спиртные напитки, а некоторые их употребляют достаточно часто. Цель: изучить негативное влияние алкоголя на организм подростков Методы исследования: сбор информации, изучение научно-популярной литературы, анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение. Объектом исследований являются подростки, обучающиеся в нашей школе, предметом исследования является влияние алкоголя на их организм. Данный исследовательский проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры профилактики употребления алкогольных напитков
Исследовательская работа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИИ №2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА» Проект выполнил: Ткачев Данил,  ученик 10 «В» класса Руководитель: Соболева Алёна Алексеевна,  учитель химии, кандидат технических наук Иркутск 2019 г. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта Автор проекта Руководитель проекта Учебный предмет, в рамках которого проводится  работа по предмету Тип проекта Тип проекта по предметно содержательной  характеристике Сроки реализации проекта Цель проекта Задачи проекта Методы исследования Продукт Аннотация проекта Практическая значимость проекта «Влияние алкоголя на организм подростка» Ткачев Данил,  ученик 10 «В» класса Соболева Алёна Алексеевна, учитель химии, кандидат технических наук Химия Информационно­исследовательский Монопроект В течении 2019 учебного  года  Изучить негативное влияние алкоголя на  организм подростков. 1.Провести литературный поиск по данной теме; 2.Рассмотреть влияние алкоголя на организм  человека с химической точки зрения 3. Провести социлогический опрос среди  учащихся и их родителей. 4. Провести анализ и обобщение результатов 5. Определить меры профилактики употребления  спиртных напитков. 6. Провести сравнительный анализ 7. Сделать выводы Анкетирование, анализ, изучение, обобщение. 1.Публикация  2.Брошюра с рекомендациями и презентацией на  классном часе;  3.Разработка плана­конспекта для урока по  предмету ОБЖ В данном проекте будет  рассмотрено влияние  алкоголя на организм подростков, причины  раннего алкоголизма, последствия употребления  алкоголя , проведен анализ, сделаны выводы.  Может быть рекомендован для различного уровня мероприятий по ЗОЖ 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I История появления спиртных напитков    Глава II Теоретическое изучение проблемы алкоголизации подростков 2.1 История основных направлений изучения ранней алкоголизации 2.2   Алкоголь и подростки. 2.2.1. Влияние алкоголя на организм подростка 2.2.2. Причины, способствующие алкоголизации детей 2.2.3 Последствия влияния алкоголя Глава III Анализ исследования Заключение Список литературы Приложения   4 6 9 9 13 13 18 19 24 27 28 29 ВВЕДЕНИЕ Подрастающее поколение подстерегает много опасностей, и одна из них – это   алкогольные   напитки.  Даже   однократное   их   употребление   подростком может навредить растущему организму. К сожалению, в теле человека нет 3 таких   тканей,   которые   не   подвластны   поражению   алкоголем.   Попадая   в организм, он медленно расщепляется в печени, и только 10 % употребленного напитка выводится полноценно. Оставшийся алкоголь циркулирует по крови до   полного   расщепления.   Молодые   ткани   еще   не   способны   блокировать поступление больших доз, из­за чего вредитель быстро распространяется по организму. Тема «алкоголь и подросток» такая же вечная, как «отцы и дети». Мало   кто   понимает,   что   его   употребление   –   это   не   забава.   Токсическое воздействие оказывает вред не только на печень, но и на всю нервную систему. В подростковом возрасте ткани беднее на наличие фосфора, но богаты на воду,   поэтому   алкоголь   быстрее   растворяется   в   крови   у   ребенка,   чем   у взрослого человека.  Частое употребление алкоголя приводит к нарушению психики, задержка развития   –   это   даже   не   худший   вариант.   С   каждой   каплей   подросток   не становится умнее, а наоборот, все больше и больше тупеет, как эмоционально, так и интеллектуально. Напиток не выбирает себе мишень в человеческом теле, он бьет по самым уязвимым местам, среди которых есть печень. Не все знают, что влияние алкоголя на подростка пагубное, ведь страдает не только отдельный орган, а весь организм в целом. Вредитель нарушает структуру клеток, что приводит к перерождению тканей. При постоянном употреблении алкоголя ткань печени начинает умирать, что приводит к таким заболеваниям, как   цирроз.   Подростки   часто   не   думают,   когда   совершают   те   или   иные поступки, в них бурлит молодая кровь и подвиги для них – это дело обычное. Взрослый организм уже знает, как сопротивляться большим дозам, молодой же   еще   не   осведомлен   в   этом   деле.   К   сожалению,   влияние   алкоголя   на растущее   тело   такое   быстрое,   что   порой   сложно   осознать,   что   была преступлена черта дозволенного. В молодом организме все органы еще только «встают   на   ноги»,   и   подкосить   их   взросление   может   любой   алкогольный напиток, даже самый слабый. Его удар по печени может привести ко многим заболеваниям,   а   также   проблемам   с   иммунитетом.   Если   вы   до   конца   не можете понять, как алкоголь влияет на организм подростка, то следующая информация именно для вас.  Актуальность   исследования:  В   последнее   время   всё   чаще   можно увидеть подростков в состоянии алкогольного опьянения, всё чаще  можно 4 увидеть девушек, открыто распивающих спиртные напитки. Уже с малых лет родители   разрешают   пробовать   спиртные   напитки   своим   детям.   Затем подростки начинают употреблять алкоголь за компанию, затем пьют просто так,   без   причин.   Частое   употребление   алкоголя   становится   вредной привычкой и может привести к алкоголизму.        Проблема   исследования:  Тема   «Влияние   алкоголя   на   организм подростка»   была   выбрана   не   случайно,   так   как   детский   и   подростковый возраст – это особый период в жизни человека, в это время закладываются основы   физического   и   душевного   здоровья.   Развивающийся   мозг   особенно чувствителен к действию токсических, ядовитых веществ. Многие подростки, хотя   бы   один   раз   в   жизни   пробовали   спиртные   напитки,   а   некоторые   их употребляют достаточно часто.    Цель: изучить негативное влияние алкоголя на организм подростков Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1.Провести литературный поиск по данной теме; 2.Рассмотреть   влияние   алкоголя   на   организм   человека   с   химической точки зрения 3. Провести социологический опрос среди учащихся нашей гимназии. 4. Провести анализ и обобщение результатов         5. Определить меры профилактики употребления спиртных напитков.  6. Реализовать проект  Предмет исследования: влияние алкоголя на их организм.   Методы исследования: сбор информации, изучение научно­популярной литературы, анкетирование, интервьюирование, анализ, обобщение. Объектом исследований являются подростки, обучающиеся в нашей школе, предметом исследования является влияние алкоголя на их организм.          Данный исследовательский проект имеет практико­ориентированную  направленность, поскольку предлагает меры профилактики употребления  алкогольных напитков ГЛАВА 1 5 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ Когда   именно   появился   алкоголь,   сказать   сложно.   Однако   вполне можно   предположить,   что   он   ненамного   моложе   самого   человечества. Папуасы   Новой   Гвинеи,   еще   не   знавшие   огня,   уже   имели   свои   способы получения   алкоголя.   Многие   древние   племена   использовали   его   в   своих многочисленных обрядах: с его помощью общались с богами и умершими. В более позднее время появился обряд побратимства. В чашу с вином капали кровь участников обряда и пускали чашу по кругу. Возможно, именно отсюда пошла традиция собирать гостей и непременно ставить на стол бутылку вина. Древнейший алкогольный напиток ­ пиво С изобретением керамической (посуды примерно VIII тысяч лет до н. э.) появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из меда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков – пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная   археологом   Е.   Хубером   содержит   рецепты   15   сортов   этого напитка. В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый   день   наряду   с  хлебом   и  луком  –  основными   продуктами   питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие  или изготовляющие  пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия – Диониса. В его честь регулярно   проводились   празднества   (дионисии)   с   огромным   количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков. Когда был получен чистый спирт? Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». 6 В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем   возгонки   вина.   Легенда   гласит:   впервые   приготовил   и   выпил   такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения,   он   заявил,   что   открыл   чудесное   средство,   которое   делает   из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам. Сколько пили в Древней Руси? Мнение   о   том,   что   пьянство   –   исконная   черта   русского   народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу,   медовуху   и   пиво,   крепость   которых   не   превышала   10   градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь,   в   таких   условиях   трудно   сильно   напиться.   А   если   кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором. В 1386 году в Россию завезли виноградный спирт (аква­вита). Однако он не прижился, а затем даже был признан вредным для здоровья. Водку – свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448–1474 гг. Тогда водка   представляла   собой   разбавленный   хлебный   спирт,   поэтому   имела другое название – хлебное вино или хлебная водка. Когда на Руси появилось пьянство? Еще   сто   лет   после   изобретения   традиционного   для   русского   народа спиртного   напитка   на   Руси   никакого   пьянства   не   было.   Во   многом   этому способствовал   патриархальный   уклад   жизни   русских   людей   и   их   глубокая религиозность. «Домострой» – книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, 7 да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют». Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа   низкопробной   водкой   и   производство   качественных   напитков   для высших слоев общества. Где пили в России? Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы (что­ то вроде современных кафе), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать – нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости.   Через   некоторое   время   был   введен   запрет   на   производство спиртного   самими   крестьянами.   Государство   стало   монополистом   в   этой области и получало от нее огромный доход в казну. В   то   же   время   право   производить   алкоголь   для   себя   осталось   за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки   нередко   становились   подарками   высокопоставленным   лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру. Что такое кабацкие бунты? В 1647 году во многих городах России из­за неспособности городской бедноты   вернуть   долги   кабакам   и   резкого   снижения   качества   спиртных напитков   возникают  «кабацкие   бунты».  Для   подавления   этих   бунтов   царю пришлось использовать войска. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было 8 принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда   торговать   спиртным   запрещалось   (в   общей   сложности   их   набралось более 180). Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться. Отношение к пьянству в разные времена и у разных народов Не смотря на то, что алкоголь неизменно присутствовал в повседневной жизни человека, его чрезмерное употребление всегда порицалось обществом. На каменной плите, найденной в Египте была, надпись «Не погуби себя, когда сидишь   в   пивной,   не   теряй   разума   и   не   забывай   своих   клятв...».   На   Руси пьянство считалось большим грехом и позором. После того, как Мухаммед наложил   запрет   на   алкоголь,   в   мусульманских   странах   12   веков   его   не производили   и   не   употребляли.   Пьянство   и   сегодня   является   социально осуждаемым явлением. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АЛКОГОЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ 2.1. История основных направлений изучения ранней алкоголизации. Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX ­начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:  ­   изучались   распространенность   и   характер   употребления   алкоголя учащимися; ­ исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм; ­   определялась   взаимосвязь   между   успеваемостью   и   употреблением алкоголя; ­   разрабатывались   и   апробировались   программы   антиалкогольного 9 обучения.          Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:  укрепления здоровья,  аппетита, улучшения   роста,  облегчения   прорезывания   зубов,  согревания,  утоления голода, успокоения(Якубович. 1894, 1900; Горячкин, 1896).        Бытовавшая   в   XIX     и   на   рубеже   XX     столетия   твердая уверенность     в  укрепляющем       действии       алкоголя       часто       имела последствием       прямую алкоголизацию ребенка.  В России в то время были широко   распространены   питейные   обычаи,  способствующие   привыканию   к алкоголю с раннего детства. По заявлению В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения   "низшего   сословия"   было   принято   приучать   детей   к   водке   с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не   будут   пить,   когда   взрослыми.   По   наблюдениям   ГЛ.   Горячкина   (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления   организма",  "улучшения"   сна   и   аппетита.   Портвейн   служит средством   повышения   аппетита,  малиновая   настойка   ­   при   простудных заболеваниях, кагор и черемуховую  наливку применяют при жидком стуле, "рябиновку"   ­   при   глистных   инвазиях   и  т.д.   В   бедных   слоях   населения универсальным лечебным средством считается водка.   Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина   "Влияние   алкоголя   на   нервную   систему   и  особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные   опыты   и   наблюдения   о   влиянии   алкоголя  на  нервную  систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже  небольшие   дозы алкоголя   губительно   влияют   на   формирующийся   мозг   и   особенности 10 растущего   человека. обычаи; неправильное воспитание;  Таким   образом:   экономические   условия;  питейные дурные примеры;  стремление подражать старшим;  анатомо­физиологические особенности детского и юношеского организма, все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в  принадлежала   глубоко этом,   по   убеждению   большинства   авторов, внедрившемуся   в   обществе   ложному   мнению,   что   алкоголь   является "успокаивающим", "укрепляющим", "питательным" средством. Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, позволяет выделить следующие основные направления: ­   изучение   факторов,   способствующих   развитию   алкоголизации   среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.); ­   исследование   влияния   алкоголя   на   детский   и   юношеский   организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907­; к др.); ­ изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895: Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.). В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.  Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации   среди   детей  принадлежит   редактору   первого   русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894­1898) Н. И. Григорьеву. Он   разослал   заведующим   сельскими  училищами   запрос   о   степени распространенности употребления алкоголя среди  крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве   приобщались,   а   иногда   и   принуждались   к   употреблению алкоголя родителями. 11 В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников.   С   помощью   учителей   в   четырех   городских   школах   были опрошены   учащиеся   8­13   лет.   Оказалось,   что   из   182   учеников   164   были знакомы с алкогольными напитками и 150 ­ пили водку. Многие из них на момент   обследования   находились   в   состоянии   опьянения   и   говорили,   что любят   выпивать,  так   как   после   этого   улучшается   настроение   и  "в   голове шумит".   По   социальному   происхождению   опрошенные   были   дети   мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях. Путем   сопоставления   групп   пьющих   и   непьющих   школьников   И.   И. Григорьев   показал   отрицательное   влияние   алкоголя   на   физическое   и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам: ­ главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители; ­  сельские школьники  пьют  в  тех же случаях,  что и взрослое население  в праздники, торжества и т. п.; ­ мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки ­ более слабые; ­   у   "пьющих"   школьников   чаще,   чем   у   "трезвых",   отмечаются   слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение. Ряд   исследований   20­30­х   гг.   иллюстрирует   противоречия   между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам Михайлова (1930) в семьях: ­ поощряют выпивку детей 0,5% родителей, ­ 71,6%­ запрещают; ­ 15% ­ пугают; 12 ­ 5,6% ­ бьют. Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным Э.И. Дейчмана (1927), посылают детей­школьников ­ за пивом в 37,5% семей, ­ за вином в 15,7%, ­ за водкой в 7,9%. А.И.   Исхакова   (1929)   приводит   данные   о   частоте   употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях: ­ Пьют ежедневно 4,5% родителей           ­ 0,7% детей ­ по воскресеньям 7,3%                              ­ 2,0% ­ по праздникам 54,2%                               ­ 25,0% ­ в гостях 1,1%                                            ­ 0,5% ­ редко 7,5%                                                ­ 4,8%     Таким образом, в исследованиях 20­30­х гг. дана в основном картина существовавшей   в   то   время   алкоголизации   детей   и   подростков   с   особым акцентом   на   влияние   семьи,   родителей   в   приобщении   детей   к   спиртному. Современный   период   изучения   ранней   алкоголизации   отмечен многочисленными   попытками   более   глубоко   раскрыть   причины злоупотребления спиртными напитками.   Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков исследователи выяснили, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию,   прежде   всего   дочерей.   Алкогольное   поведение   отца обусловливает   таковое   его   дочери   и   имеет   наибольшее   влияние   на алкоголизацию   сыновей.   Влияние   сверстников   было   взаимосвязано   с   тем, будет  или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. 13 Они  выделяют несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации: ­"абстинентной культуре" соответствует установка на полное воздержание; ­ "амбивалентной культуре" ­ двусмысленная и противоречивая алкогольная установка; ­"либеральной   культуре"   соответствует   "допускающая"   установка,   однако запрещающая откровенное пьянство; ­ "патологической культуре" ­ алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства. Исследователи   видят   причины   пьянства   в   особенностях   процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя. 2.2    Алкоголь и подростки. 2.2.1. Влияние алкоголя на организм подростка Организм ребенка в шесть­восемь раз быстрее привыкает к спиртному, чем   организм   взрослого   человека.   У   детей,   приобщающихся   к   алкоголю, быстро развивается хронический алкоголизм. Ребенок, начавший употреблять спиртное   с   13­15   лет,   может   стать   алкоголиком   всего   за   один   год. Алкоголизация мальчиков протекает иначе, чем у девочек. Для нее характерны быстрые темпы развития, интенсивность. Мальчики в среднем на два года раньше,   чем   их   сверстницы,   знакомятся   с   алкоголем.   К   16   годам   резко уменьшается число подростков, не употребляющих или редко употребляющих алкогольные   напитки.   Большинство   из   них   выпивают   по   праздникам   и семейным торжествам, а некоторые «с друзьями за компанию», «от нечего делать», «чтобы не отставать от товарищей» и т.д. Алкоголизм   среди   молодежи   обычно   связан   и   с   другими   видами рискованного поведения: опасным сексом, что повышает риск заболеваний, пе­ редаваемых половым путем (ЗППП), беременностью в подростковом возрасте, уходом из школы, насилием и преступностью. Злоупотребление   алкоголем   является   одной   из   причин   широкого распространения самоубийств среди подростков. 14 Подростковый   (пубертатный)   возраст   —   это   переход   от   детства   к взрослости,   период   становления   и   формирования   зрелого   организма.   По биологическим  критериям,   в   соответствии   с   рекомендациями   Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), он охватывает годы жизни от 10 до 20 лет. Этот возрастной период характеризуется бурным ростом, как отдельных органов,   так   и  всего   организма   в   целом,   началом   и   завершением   полового созревания, совершенствованием функций органов и систем организма. В этот период интенсивно перестраиваются нервно­регуляторные механизмы, наиболее активно  формируются некоторые отделы головного мозга, возникают новые связи  между   нервной   и   эндокринной   системами.   Усиливается   также деятельность  щитовидной   железы.   Ее   гормоны   обеспечивают   ускорение окислительных процессов, необходимых для роста и дифференцировки тканей, особенно   для  развития   мозга.   Повышается   активность   надпочечников, гормоны   которых  играют   важную   роль   в   адаптационных   и   пластических процессах. В   подростковом   возрасте   усиленно   развиваются   внутренние   органы. Масса  сердца   увеличивается   почти   в   2   раза,   возрастает   объем   крови, выбрасываемой  сердцем   за   одно   сокращение.   Сердце   достигает   максимума работоспособности у девушек к 15—16 годам, у юношей — к 17—18 годам. Бурно растет и  совершенствуется легочная система. Изменения в структуре легких проявляются  в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота   дыхания  —   к   концу   пубертатного  периода   она   составляет  16—18 экскурсий   в   минуту.  В   самом   начале   периода   отрочества   завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. К 12— 13   годам   завершается   замена   молочных   зубов,   заканчивается   развитие пищевода,   слюнных   желез   и   желудка.   Однако   неустойчивость   вегетативной нервной системы накладывает отпечаток на секреторную и моторную функции желудка. К 14—15 годам у девушек и к 15—16 годам у юношей окончательно формируется печень и желчный пузырь, процессы фильтрации в почках не отличаются уже от аналогичных процессов у взрослых. Особого   внимания   заслуживает   развитие   психики   в   подростковом возрасте.   В  этот   период   происходит   дальнейшее   совершенствование функциональной  деятельности   центральной   нервной   системы.   Завершается структурное и морфологическое созревание нервных клеток. Развитие психики в этот период знаменует    собой    переход    индивидуального    сознания    в общественное.  Формируется перспективное мышление, которое, в частности, 15 проявляется в типичном для подростков философствовании о смысле жизни, бесконечности, месте человека в мире и т. д. В   период   отрочества   начинают   формироваться   высшие   этические   и нравственные категории, эстетические понятия. Сложная переоценка явлений окружающей действительности совершается подростком непоследовательно, разрозненно;   первое   впечатление   для   него   неоспоримо;   эмоции   отличаются чрезвычайной неустойчивостью. Для этого периода характерны и специфические психологические   черты   и   реакции,   такие,   как   реакция   эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби) с их частой сменой и т. д. [ЛичкоА.Е., 1973]. В   целом   деятельность   органов   и   систем   организма   в   пубертатный период   отличается   функциональной   неустойчивостью,   а   в   связи   с   этим   и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к   вредным.   Не   случайно,   поэтому   организм   подростка   оказывается   легко уязвимым   к   воздействию   алкоголя.   Токсическое   воздействие   алкоголя   на организм   подростка   в   несколько   раз   сильнее,   чем   на   организм   взрослого. Объясняется   это   прежде   всего   тем,   что   это   бурно   растущий   организм   с интенсивным   обменом   веществ,   большей   скоростью   всасывания,   большей скоростью кровотока и большим просветом сосудов, относительно большей массой   крови.   Кроме   того,   ткани   организма   подростка   богаче   водой,   что усиливает   повреждающее   воздействие   алкоголя,   так   как   он   обладает неограниченной способностью к растворению в воде, жадно поглощает воду, отбирая ее у тканей организма. Таким   образом,   не   надо   обладать   большим   воображением,   чтобы представить  себе весь урон, который способно вызвать у подростка хотя, бы однократное  употребление   вина   и   даже   пива.   Попав  в  организм,  алкоголь достаточно медленно расщепляется в печени со скоростью О,1 г/кг массы тела в час. И только 10% его выводится из организма в неизмененном виде. Остальной алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. У подростка, учитывая высокую проницаемость тканей в этом возрасте, их насыщенность водой, алкоголь быстро распространяется по всему организму. Токсическое   воздействие   алкоголя,   прежде   всего,   сказывается   на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, 16 умеренные   —  затрудняют   его.   Одновременно   нарушается   работа   сосудов головного   мозга:  наблюдается   их   расширение,   увеличение   проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее   воздействие   на   психику   подростка.   При   этом   не   только задерживается   развитие   высших   форм   мышления,   выработка   этических   и нравственных   категорий   и   эстетических   понятий,   но   и   утрачиваются   уже развившиеся   способности.   Подросток,   что   называется,   «тупеет»   и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. Второй мишенью алкоголя в организме является печень. Именно в ней под действием   ферментов   происходит   расщепление   алкоголя.   При   скорости поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада (0,1 г/кг в час)  происходит накопление алкоголя, ведущее к токсическому поражению клеток  печени.   В   этом   случае   алкоголь   выступает   как   растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения в них. Дистрофические  процессы   с   накоплением   жира.   При   систематическом употреблении   спиртных   напитков   жировые   изменения   в   клетках   печени осложняются   их   некрозом   с  последующей   заменой   клеток   печени соединительной тканью. Развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический  алкоголизм Действие алкоголя на печень в подростковом возрасте еще более разрушительно, так как этот орган находится   в   стадии   структурного   и  функционального   формирования. Токсическое   поражение   клеток   печени   приводит  к   нарушению   белкового   и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Алкоголь обладает выраженным токсическим действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что в свою очередь ведет к нарушению переваривающей способности желудка и различным диспепсическим явлениям. Нарушение усвояемости пищи неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. Небезучастны   к   употреблению   алкоголя   и   быстрорастущие   в пубертатном  возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие. При этом алкоголь и продукты его распада оказывают непосредственное  токсическое   воздействие   на   нежный   эпителий   бронхов подростка и формирующиеся стенки альвеол легкого, одновременно нарушая как  проницаемость,   так   и   тонус   его   сосудов.   Поражение   эпителия, открывающего  «ворота»   для   вторичной   инфекции,   и   застойные   явления   в 17 легком обусловленные дисфункцией сосудов, могут привести к заболеваниям органов дыхания.  Очень   чутко   реагирует   на   присутствие   алкоголя   и   сердце   растущего человека.  Неблагоприятно   изменяются   как   ритм,   так   и   частота   сердечных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. В настоящее время доказано прямое  токсическое   воздействие   алкоголя   на   миокард   путем   глубокого нарушения обмена веществ в мышечных клетках сердца. Алкоголь заставляет мышцу  сердца   перейти   на   невыгодный   для   нее   энергетический   баланс. Естественно, что в таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования как мышечного,     так     и     нервного     аппарата     сердца подростка,   а   это   может болезненным эхом отозваться впоследствии. Наконец,  токсическое   воздействие   алкоголя   сказывается   и   на   самой крови . Активность    лейкоцитов,    играющих    важную    роль    в    защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к   тканям,   патологически   изменяется   функция   тромбоцитов,   имеющих большое значение для свертывания крови. Таким образом, алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное воздействие на растущий   и   развивающийся   организм   человека   в   период   отрочества.   Он ослабляет организм, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях (при злоупотреблении) и вовсе гасит развитие   некоторых   функций   (развитие   высших   форм   самосознания, абстракции, эстетических понятий и этических категорий   и т. д.). Доказано, что чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя.   Это   обусловлено   анатомо­физиологическими   и   социально­ психологическими   особенностями   детского   и   подросткового   возраста.   В частности,   бурно   протекающие   изменения   в   центральной   нервной   системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем многие дополнительные вредности (внутренние и внешние), в том числе и алкоголь, могут привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Установлено,   что   у   подростков   употребление   алкогольных   напитков значительно  быстрее, чем у взрослых, вызывает заболевание алкоголизмом, а его развитие отличается злокачественным течением. Из   всего   вышесказанного   видно,   что   употребление   алкоголя подрастающим поколением не только не желательно, но и недопустимо. 2.2.2. Причины, способствующие алкоголизации детей. 18 Медицинские работники и психологи выделяют следующие из них: Негативная социальная микросреда: ­неполная семья; ­алкоголизм в семье; ­отрицательный психологический климат; ­низкий   образовательный   уровень   родителей   и   неправильное   семейное воспитание; ­асоциальная компания Индивидуально­биологические особенности личности: ­наследственная   отягощенность   в   отношении   психических   заболеваний   и алкоголизма; ­тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве, ­органическая церебральная недостаточность; ­умственное недоразвитие и психический инфантилизм. Индивидуально­психологические       особенности       и       нервно­ психические  аномалии  личности: ­невротизация; ­выраженные   акцентуации   характера,   преимущественно   конформного, гипертимного, эпилептоидного, неустойчивого типов. Нравственная незрелость личности: ­отрицательное отношение к обучению и низкий образовательный уровень; ­отсутствие   общественно­политической   активности   и   социально   значимых установок; ­узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; ­дефицит мотивации поведения, уход от ответственных ситуаций и решений, ­утрата перспектив и путей развития своей личности. Установлено, что подростка влечет не вкус алкоголя, а его действие ­состояние   опьянения.   Степень   достигаемого   опьянения   у   90%   легкая,   с ощущением   прилива   сил,   чувства   довольства,   комфорта.   У   некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При таком опьянении не бывает   выраженной   алкогольной   интоксикации,   потери   самоконтроля,   за небольшие   отклонения   в   поведении   никто   не   ругает,   в   таком   состоянии подростки   не   попадают   в   милицию,   медицинский   вытрезвитель.   У   них формируется   убеждение,   что   это   вполне   естественное   и   закономерное явление  в   жизни,   и   они   продолжают   принимать   алкоголь.   И   лишь   в   тех 19 когда   родители, случаях, общественность начинают  обращать на это внимание и прибегать к помощи наркологов.  формируется   алкогольная   установка, Существует   мнение,   что   раннее,   систематическое   употребление спиртных напитков почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма, поэтому в условиях акселерации вопросы комплексной противоалкогольной работы с подростками приобретают особую актуальность. Систематическое употребление алкоголя следует относить к наиболее  вредным   привычкам  подростков, так  как   оно  ведет  не  только  к различным нарушениям, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния. Основным   симптомом   алкоголизма   на   самых   ранних   стадиях   является патологическое влечение подростков к алкоголю. 2.2.3 Последствия влияния алкоголя Биологические аспекты Алкоголь ­ наркотическое  вещество, способное  вызвать   у  выпившего чувство   расслабленности,   облегчения   ­   так   называемую   эйфорию.   Именно благодаря этому он получил распространение во всем мире. Работами ученых доказано,  что   алкоголь   не   оказывает   возбуждающего   действия   на   нервную систему, а, наоборот, вызывает торможение клеток коры больших полушарий Чувствительность человека к токсическому действию алкоголя тем выше, чем он моложе. Так, для детей смертельной является доза алкоголя 3г на 1 кг массы тела (для годовалого ребенка это 100 г водки), для подростков 0,25­ 0,5 г водки.    Такое утверждение необоснованное и неверное. Многие считают, что вино   снимает   напряжение   и   усталость,   помогает   развеселиться   и расслабиться. Но это не имеет ни чего общего с оздоровлением организма. Хмельное   питье   выводит   из   строя   тормозные   центры   человека,   поэтому веселье пьющего – веселье всегда неестественное, искусственное. Проследите за пьяным человеком со стороны и убедитесь сами, что от вина он становится более   развязным.  Не   следует   забывать,  что   вино     также   содержит   немало алкоголя. Социологами было подсчитано, что систематическое употребление алкоголя   сокращает   жизнь   на   10   лет,   а   хронические   алкоголики   живут   в среднем на 15­20 лет меньше людей, не злоупотребляющих спиртным.  Медицинские аспекты 20 Алкоголь   всасывается   в   верхних   отделах   пищеварительного   тракта, через час ­ полтора  его концентрация в крови становиться максимальной. Из крови он поступает в ткани, особенно активно – в ткань головного мозга и печени. Вследствие раздражающего действия спирта на слизистую оболочку полости рта и желудка усиливается отделение слюны и желудочного сока, которое сопровождается повышением аппетита. Попадая в кровь, алкоголь вызывает расширение периферических сосудов, нарушается терморегуляция. Следует отметить, что, лишь только алкоголь попадает в кровь, сразу же в работу   включаются   органы   внутренней   биологической   самозащиты,   и   эта работа  не   прекращается   до   тех  пор,  пока   из  организма   не  будут  целиком выведены   алкоголь   и   продукты   его   распада.   Сильнее   всего   отрицательное действие этанола отражается на нервно ­ психической деятельности. Дело в том,   что   в   головном   мозге   концентрация   алкоголя   на   60­70%   выше концентрации   в   крови,   т.к.   в   нервных   клетках   содержится   большое количество жироподобных веществ, в которых спирт растворяется лучше, чем в крови. У пьяного человека в мозге происходит большое количество мелких кровоизлияний,   закупорка   сосудов,   в   результате   чего   клетки   мозга   не получают кислород и гибнут. При употреблении 100г пива гибнет около 300 клеток   мозга,   100   г   вина   –   5000   клеток,   100   г   водки­   7500   клеток.   На протяжении   многих   лет   у   пьющего   человека   гибнут   миллионы   клеток, которые не восстанавливаются. У лиц, страдающих алкоголизмом, поражение сердечно­сосудистой   системы,   желудочно­кишечного   тракта,   заболевания легких встречаются в три ­ четыре раза чаще, чем у тех, кто не употребляет алкоголь. Психологические аспекты С   учетом   неврологических   и   психологических   влияний,   а   также наркологических влияний алкоголя наиболее полным является определение алкоголизма   и   его   хронической   формы,   предложенное   психиатрами Королевым и Федотовым. Они рассматривают алкоголизм как заболевание, вызванное систематическим  употреблением алкогольных напитков, которое характеризуется   патологическим   влечением   к   ним,   что   приводит   к психическим расстройствам и разрушает человека.  Хронический   алкоголизм  –   это   стадия   алкоголизма   с   ярко   Алкоголизм   характеризуется выраженным   синдромом   похмелья. определенной стадийностью. И каждая стадия имеет свои особенности.  21 1.Начальная, или неврастеническая, стадия. Характеризуется тягой к алкоголю и состоянием опьянения( психическая зависимость), нарастанием стойкости к принятым дозам алкоголя и стеническим синдромом, который сопровождается   повышенной   утомляемостью,   раздражительностью, бессонницей .Следствием этого является снижение контроля над количеством выпитого.   Наблюдается   переход   от   эпизодического   к   систематическому приему алкоголя. Жизненные интересы отступают на второй план. 2.Вторая,   стадия    или   наркоманическая, характеризуется нарастанием тяги к алкоголю, психической и физической зависимостью от него.   Функции   важнейших   систем   организма   перестраиваются   с   учетом повышенного процента алкоголя в крови, и развивается стойкая зависимость от   него   организма.   В   случае   прекращения   приема   алкогольных   напитков состояние   организма   резко   ухудшается.   Возможны   алкогольные   психозы, галлюцинации, повышенное артериальное давление, сердцебиение. Изменяется форма опьянения, которая часто сопровождается потерей памяти. Больные становятся дистрофичными, злостными, неспокойными, чувствуют слабость, тошноту, боли в желудке, их раздражает все окружающее. У юношей на этой стадии   заболевания   наблюдаются   судорожные   припадки,   психозы   и   даже попытки к суициду. 3.Исходная,   или   энцефалопатическая,   стадия.  Характеризуется запойным пьянством, уменьшением стойкости к алкоголю, тяжелым нервно­ психическими   нарушениями,   алкогольными   психозами.   Больные   начинают пить   мелкими   дозами   через   каждые   два­   три   часа.   Развивается непереносимость   крепких   алкогольных   напитков   и   больших   доз   алкоголя. Появляются признаки преждевременного старения. Значение   семьи   в   моральном   воспитании   определяется   тем,   что   она является   первой   социальной   группой,   формирующей   личность   ребенка   и влияющей   на   него   на   протяжении   периодов   детства   и   отрочества.   Среди условий возникновения тяги к алкоголю особенно следует обратить внимание на неблагополучные семьи. Разные исследования показывают, что неполная семья   является   причиной   раннего   алкоголизма   в   16­48%   случаев. Конфликтные отношения в семье являются одной из причин алкоголизма в 50­ 90% случаев. Ответственность за воспитание детей, особенно дошкольного возраста,   лежит   на   семье.   Общение   с   родителями   формирует   взгляды, отношение к окружающему миру, образу жизни и поведению. Личный пример родителей   влияет   на   моральное   и   гигиеническое   воспитание   ребенка,   т.к. детям   присуща   склонность   к   наследованию,   что   особенно   проявляется   в 22 младшем возрасте. Опыт ребенка, приобретенный в семье, во многих случаях является   определяющим   в  его   отношении   к   людям   и   окружающему   миру. Впечатления,   полученные   ребенком   в   раннем   детстве.   Являются   самыми сильными, глубокими и стойкими. Присутствие в доме пьющих или курящих родителей   часто   создает   у   ребенка   четкие   стереотипы   разрешения   этих пороков.   Спокойные   и   доброжелательные   отношения   между   родителями   и ребенком – условие нормального развития его нервной системы и здоровой психики. Конфликты, скандалы, напряженная обстановка в семье приводит к неврозам   у   детей,   нарушению   психики,   что   способствует   приобретению пагубных привычек – курению и употреблению алкоголя. Наркологические аспекты С   учетом   того,   что   95%   всего   алкоголя,   поступающего   в   организм, обезвреживается в печени, понятно, что этот орган страдает больше всего. В печени   происходит   реакция   дегидрирования   –   преобразование   этанола   в уксусный   альдегид,   который   нарушает   работу   химических   соединений, передающих   нервные   импульсы   внутри   мозга.   В   процессе   окисления образуется уксусная кислота. Возникает воспалительный процесс ­ гепатит, а затем и рубцовое перерождение ­  цирроз. Печень перестает выполнять свои функции   по   обеззараживанию   токсических   продуктов   обмена,   выработке белков крови и другие важные функции, что приводит к неминуемой смерти больного.  Цирроз – болезнь коварная, она медленно подкрадывается к человеку, а потом   бьет   его   сразу   насмерть.   10%   хронических   алкоголиков   страдают циррозом печени. Пока цирроз не разовьется в достаточной мере, симптомы почти   отсутствуют,   потом   алкоголик   начинает   жаловаться   на   общее ухудшение   здоровья,   потерю   аппетита,   тошноту,   рвоту   и   проблемы   с пищеварением.   Причиной   заболевания   является   токсическое   влияние алкоголя.  Самое   тяжелое,   выборочное   действие   алкоголь   обрушивает   на центральную   нервную   систему   (ЦНС).   Алкоголь,   прежде   всего,   резко нарушает   работу   коры   головного   мозга   и   ближайшей   к   ней   подкорковой области,   т.е.   высшую   нервную   деятельность.   Происходит   частичный   или полный   разлад   взаимодействия   отделов   головного   мозга   и   организма.   К нервно­ психическим болезням в случае хронического употребления алкоголя относятся   алкогольные   полиневриты.   Они   могут   сопровождаться расстройствами   памяти.   Больные   не   запоминают   текущие   события,   не 23 ориентируются   в окружающей  обстановке. Последняя  стадия  алкоголизма­ белая горячка. За несколько дней до белой горячки у больного полностью исчезает   сон,   начинаются   зрительные   и   слуховые   галлюцинации. Разновидностями   алкогольных   психических   заболеваний   являются алкогольный   бред   ревности,   алкогольный   галлюциноз   и   паранойя.   У   10% больных   алкоголизмом   отмечаются   судорожные     приступы.   В   случае продолжительного употребления алкоголя наступает необратимое изменение структуры головного мозга (так называемый сморщенный мозг) слабоумие. Влияние   алкоголя   на   ЦНС   нарушает   сложные   биохимические   процессы,   в первую   очередь   таких   посредников   в   проведении   нервных   импульсов,   как адреналин, серотонин, норадреналин. Алкоголь действует непосредственно на нейрон, нарушает его главное свойство – способность передавать импульсы. На   начальной   стадии   опьянения   человек   не   слушает   других,   стремиться привлечь   к   себе   внимание,   становиться   агрессивным.   С   углублением опьянения нарушается походка и точность движений. Появляется сонливость, а потом тяжелый наркотический сон, который сопровождается замедлением импульса,   снижением   температуры   тела,   и   потерей   чувствительности. Характерным   неврологическим   расстройством   при   этой   степени   является двоение видимых предметов. Его вызывает токсическое действие алкоголя на глазодвигательный   центр.   Характерной   патологией   нервной   системы   при алкоголизме   является   атаксический   синдром   –   дрожание   рук.   В   основе атаксии   лежит   поражение   мозжечковой   или   мозжечково­вестибулярной системы. Особенно разрушительным является  действие алкоголя на детский и подростковый организм. Характер влияния на ЦНС ребенка и подростка неизмеримо выше, и все эти поражения наступают значительно раньше и при меньших дозах алкоголя. Педиатрические аспекты Алкоголь   и   потомство   –   тема   особого   разговора.   Причинение   вреда ребенку никогда не исключается в тех случаях, когда мать до беременности систематически употребляла алкоголь. А если говорить о приеме алкоголя во время беременности, то причиненный ребенку вред огромен. В медицинской литературе   появился   специальный   термин,   обозначающий   комплекс недостатков   у   детей,   вызванных   влиянием   алкоголя   в   период внутриутробного развития­ алкогольный синдром плода. Для него характерны врожденные аномалии развития сердца, внешних половых органов, нарушение функции   ЦНС,   низкая   масса   тела   после   рождения,   отставание   в   росте   и 24 развитии. Для детей с таким синдромом характерны такие черты: маленькая голова, определенная форма лица, узкие глаза, специфическая складка век, тонкая   верхняя   губа.   Кормящая   мать   должна   помнить,   что   даже незначительные   дозы   алкоголя,  попадающие   с  молоком   матери   в   организм ребенка, могут вызвать серьезные нарушения ЦНС, а в отдельных случаях иметь необратимые последствия. Если кормящая мать страдает хроническим алкоголизмом,   то   у   ребенка   может   возникнуть   «синдром   алкогольной зависимости грудного возраста».     Сегодня в мире насчитывается около 10 миллионов   умственно   отсталых   детей.   Подавляющее   большинство   из   них могло бы вести нормальный образ жизни, если бы их родители не увлекались алкоголем. Как свидетельствуют  научные исследования, от 215 родителей, злоупотребляющих   спиртными   напитками,   родилось   37   недоношенных,   16 мертворожденных,   38   плохо   развитых.   55   человек   со   временем   заболели туберкулезом, 145 страдали психическими расстройствами.   В 36% случаев причиной плохого обучения школьников является алкоголизм родителей. ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализируя   в   целом   современные   зарубежные   и   отечественные исследования   по   проблеме   алкоголизации   молодежи,  можно   отметить   ряд характерных   особенностей.   Многие   полученные   в   этих   работах   данные позволяют   выявить   динамику   алкоголизации,   оценить   эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками.   Изучение   причин   алкоголизации   зарубежные   исследователи сосредоточили   в   основном   на   анализе   влияния   микросоциальной   среды   – родителей,   друзей,   товарищей   –   и   изучении   внешнего   влияния   традиций, обычаев.   С   другой   стороны,   психиатры   и   психологи   пытаются   объяснить развитие   алкоголизма   в   молодом   возрасте   преимущественно   внутренними причинами   (наследственность,   особенности   преморбидной   личности).   В защиту своих взглядов выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма:   генетотрофическая,   аллергическая,   эндокринопатическая, психоаналитическая   и   другие,   которые   причину   алкоголизма   относят   к различным   биологическим   сдвигам   в   организме   или   к   подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный   гомосексуализм).   Попытки   некоторых   западных   ученых   дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше 25 реформаторских предложений. Чаще  всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.  Важным   звеном   в   развитии   алкоголизации   школьников   является приобщение   их   к   алкогольным   обычаям   семьи   и   употребление   спиртных напитков   в   группе   сверстников.     Анализ   результатов   исследований алкоголизации   молодежи   показывает,   что   уровень   потребления   спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера,   и   детей   из   семей   алкоголиков.   Факт   знакомства   детей   со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации.   Гораздо   продуктивнее   оценивать   стиль   алкоголизации   – совокупность   алкогольных   установок   индивида,   определяющих соответствующую   форму   потребления   спиртного   и   опьянения.   Задачей дальнейших   социально­психологических   исследований   будет   разработка системы   методов   вероятностного   прогнозирования   алкоголизации   для   тех или   иных   типов   подростков   группы   риска.   3арубежные   социологи   и психологи в качестве основных причин тяги молодежи к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное   время,   отчуждение,   неустроенную   жизнь   и   несостоятельность семьи   в   вопросах   воспитания.   Неблагополучие   в   семье   и   столкновение   с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди молодежи.  Мы провели свое исследование путем анкетирования среди учащихся восьмой   и   десятой   параллели   нашей   гимназии.   В   опросе   участвовало  60 человек   10   параллели   и  30  человек   8   параллели.   Вопросы   анкетирования представлены в приложении1.  Проведя анализ анкет, мы получили следующие результаты: 1.На первый вопрос положительный ответ дали 87%(52 человека) учащихся 10 классов; из учащихся 8 классов положительный ответ на данный вопрос дали 40% (12 человек); 2.Второй вопрос показал, что также 87% учащихся 10 классов употребляют алкоголь в настоящее время, периодичность приема следующая: ­ раз в неделю употребляют 21% (11 человек) из 87 %; ­ раз в месяц употребляют 29 % (15 человек) из 87 %;  ­ по праздникам 50% (26 человек) из 87 %. Из учащихся 8 параллели 13% опрошенных в настоящие время употребляют алкогольные напитки с периодичностью 1­2 раза в полгода. 26 3.   Самыми   распространенными   в   употреблении   алкогольными   напитками среди   респондентов   10   классов   являются:   пиво,   водка,   коньяк,   самогон, виски, вино. Среди учащихся 8 классов наиболее употребляемые напитки: пиво, шампанское, вино. 4.На   четвертый   вопрос   87%   учащихся   10   классов   считают,   что   алкоголь наносит вред здоровью. 93% учащихся 8 классов однозначно отвечают, что алкоголь влияет на организм отрицательно. 5. В пятом вопросе 91% учащихся 10 классов ответили, что в их круг общения входят люди, употребляющие алкоголь. Среди учащихся 8 классов на этот же вопрос положительный ответ дали 90% учеников. Данные анкетирования приведены на диаграммах в приложении 2. Исходя из данных анкетирования можно сделать следующий вывод, что более   80%   опрошенных   респондентов   уже   употребляли   и   употребляют алкогольные   напитки.   Следует   заменит,   что   возрастная   категория   данной группы 14­17 лет. Соответственно   алкоголизация   в   раннем   возрасте   имеет   место   быть   и   в настоящее время. Учащие 10 классов употребляют алкоголь довольно таки часто, можно сказать, что большинство их них регулярно. Этот факт может заставляет   задуматься   о   причинении   серьезного   вреда   здоровью   данной категории респондентов в таком раннем возрасте. Еще один не маловажный факт, что учащиеся 10 классов употребляют довольно крепкие алкогольные напитки, что так же наносит непоправимый вред юному организму. Более 90% респондентов   однозначно   считают,   что   алкоголь   приносит   серьезный   вред здоровью. И в более чем у 95% опрошенных в круг общения входят люди, употребляющие алкоголь. Все эти данные заставляют задуматься о том, что алкоголизацию   подростков   пока   прочно   держит   свои   позиции   в   обществе. Соответственно   можно   сделать   выводы   о   будущем   здоровье   подростков   и влиянии алкоголя на их будущее потомство.  27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Проведя исследования, я пришел к выводу, что уже с раннего возраста дети   начинают   пробовать   алкогольные   напитки,   причем   чаще   всего   это происходит   именно   в   семье.   Таким   образом,   родители   сами   провоцируют начало употребления алкоголя детьми, дальнейшее употребление алкоголя происходит уже не в семье, по другим причинам, чаще всего «за компанию». Подростки   не   осознают   полностью   пагубное   воздействие   алкоголя   на   их организм.   В   связи   с   этим   необходимо   срочно   принимать   меры   по антиалкогольной пропаганде и антиалкогольному воспитанию.       Профилактика алкоголизма требует осуществления разнообразных мер,   препятствующих   употреблению   алкоголя.   В   основе   профилактики алкоголизма   лежит   здоровый   образ   жизни,   воспитательная   работа   с населением,  противоалкогольная   пропаганда,  противоалкогольная   работа   с родителями.   Большое   количество   подростков   употребляет   спиртные напитки. Это глобальная проблема нашей страны. Нужно сделать все, чтобы спасти   человечество   от   хронического   заболевания   «алкоголизм».   Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью   людей,   а   особенно   детей.   Среди   такой   категории   людей   нужно постоянно   проводить   пропаганду   здорового   образа   жизни,   приводить примеры людей из асоциальной среды. Проводить беседы и разъяснения не только среди подростков, но среди их родителей. На законодательном уровне ввести   полнейший   запрет   на   продажу   алкогольных   напитков   до   21   года. Привлекать продавцов к уголовной ответственности.  Проблема алкоголизма нуждается   в   коллективном   решении   и   требует   осуществления   широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер. 28 Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье   сохраняются   антиалкогольные   обычаи.   Один   из   главных   путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне. Только такими мерами мы можем хоть как то, снизить очень раннюю алкоголизацию, подрастающего поколения. И каким будет в будущем наше общество зависит только от нас. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Айзман Р. И. Физиологические основы здоровья. Изд. Компания Лада. ­Н.: 2003. 2 Братусь   Б.С.   Психология,   клиника   и   профилактика   раннего алкоголизма. ­М.1984 3 Волокитина   Т.В.,   Баральнина   Г.Г.,   Никитинская   Н.И.:   «Основы медицинских знаний» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ­М.: издательский центр «Академия» .2008. 4 Дроздов Е.С., Зенченко Е.И.Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. 2­е издание, дополненное ­ М.: «Советская Россия», 1988. 5 Кельин Л.Л., Мучник Ю.Л., Прусс М.С. Как самостоятельно избавиться от   алкогольной   зависимости.   2­е   издание,   Санкт­   Петербург.: Издательский дом «Нева»,2002. 6 Кирпичев В.И. «Физиология и гигиена подростков». Учебное пособие для   студентов   высших   педагогических   учебных   заведений.   ­   М.: издательский центр «Академия» .2008. 7 Коробкина   З.В.   Попов   В.А.   Профилактика   алкогольной   и наркотической зависимости у детей и молодежи. Учебное пособие для студентов   высших   педагогических   учебных   заведений.   ­   М.: издательский центр «Академия» .2004. 8 Колесов   М.В.   Беседы   об   антиалкогольном   воспитании.­   М.: просвещение 1987. 29 10.Копыт П.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. ­ М.: Медицина 1984.   11.Краснова   М.Н.,   Куценко   Г.И.   Осторожно:   алкоголь!   М.:   Высш. Шк..1984.  12.Марков   В.В.   Основы   ЗОЖ   и   профилактика   болезней.   Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ­ М.: издательский центр «Академия» .2008. 1 З.Муратова  И.Д., Сидоров  П.И.   Антиалкогольное   воспитание   в школе. Архангельск, 1977  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА 1. УПОТРЕБЛЯЛИ ЛИ ВЫ КОГДА ЛИБО АЛКОГОЛЬ?  2. УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И КАК  ЧАСТО? 3. КАКИЕ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ ЧАЩЕ ВСЕГО  УПОТРЕБЛЯЕТЕ? 4. ВРЕДИТ ЛИ АЛКОГОЛЬ ЗДОРОВЬЮ? 5. ЕСТЬ ЛИ В ВАШЕМ КРУГУ ОБЩЕНИЯ ЛЮДИ,  УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ АЛКОГОЛЬ? 30 УПОТРЕБЛЯЛИ ЛИ ВЫ КОГДА ЛИБО АЛКОГОЛЬ? ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31 вопрос 1 8 параллель; 37% 10 параллель; 63% 10 параллель 8 параллель УПОТРЕБЛЯЕТЕ АЛКОГОЛЬ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И КАК  ЧАСТО? 32 вопрос 2 8 параллель; 13% 10 параллель 8 параллель 10 параллель; 87% 33 ПЕРИОДИЧНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ вопрос 2 1 раз в неделю; 21% 1 раз в неделю 1 раз в месяц по праздникам; 50% по праздникам 1 раз в месяц; 29% 34 КАКИЕ АЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ ЧАЩЕ ВСЕГО УПОТРЕБЛЯЕТЕ вопрос 3 вино; 11% пиво коньяк; 20% водка коньяк пиво ; 43% вино водка; 26% 35 ВРЕДИТ ЛИ АЛКОГОЛЬ ЗДОРОВЬЮ вопрос 4 10 параллель 8 параллель; 52% 8 параллель 10 параллель; 48%   36 ЕСТЬ ЛИ В ВАШЕМ КРУГУ ОБЩЕНИЯ ЛЮДИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ АЛКОГОЛЬ вопрос 5 10 параллель 8 параллель; 51% 8 параллель 10 параллель; 49% 37

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ « ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019