Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».
Оценка 4.7

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология +1
Взрослым
03.11.2018
Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».
Исследовательская работа по технологии "История вязания Воронежской области" прослеживает появление и развитие такого рукоделия как вязание и пуховязального промысла в г. Воронеже и Воронежской области на протяжении 17- 20 веков. Работа написана после изучения архивных материалов Центрального архива г. Воронежа, книг и документов, хранящихся в библиотеке им. И.С Никитина. Используется при изучении истории вязания на уроках технологии и на занятиях в объединениях дополнительного образования.Работа состоит из титульного листа и 6 листов формата А-4.
История вязания Воронежской области.docx
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей Центр Развития Творчества Детей и Юношества Исследовательская работа «ИСТОРИЯ ВЯЗАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ» Педагог­организатор Платонова Н.В. 1 г. Воронеж 2018 г. «Русский   народ   ­   один   из самых   древних   в   Европе. Отношение к прошлому формирует национальный   облик   народа.   Не сохраняя   память   о   прошлом,   он губит  частицу своей личности». Академик   Д. Лихачев. ВЯЗАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. История вязания, как одного из отраслей народных промыслов, уходит в глубокую   древность.   Ручным   вязанием   занимаются   приблизительно   три тысячелетия. Самые древние из найденных вязаных    вещей относятся к 3­4 векам нашей эры. Установить ­ точно, когда зародилось ручное вязание, очень сложно, так как это не камень, который может сохраняться тысячелетиями. Самыми искусными вязальщиками в древности были арабы. В Европу вязание пришло в XII веке. Для вязания применяли спицы и крючки из кости, дерева, металла,   даже   были   серебряные.   Иногда   эти   инструменты   переходили   из поколения   в       поколение,   по   наследству.   Ручное   вязание   спицами   можно заменить вязальными машинами, на которых вяжут уже 400 лет. А началось это с изобретения английским пастором Вильямом Ли в 1529 году. И уже в 1660 году, в Англии, было почти 650 вязальных машин, а в 1784г. ­ 43.000. Почти сразу они распространились в Европе и Америке. Несмотря на широкое распространение вязальных машин, ручное вязание никогда не теряло популярности. Спицами и крючком создавались удобные и красивые   вещи,   но,   в   основном,   вязаная   одежда   была   принадлежностью крестьянского быта. И только в XX веке трикотаж становится популярным среди горожан. 1913 год стал началом триумфа трикотажа и виновницей этого является француженка   Шанель,   с   именем   которой   связана   целая   эпоха   трикотажа, который она, и вслед за ней весь мир, стала использовать для изготовления и пошива пальто, костюмов, спортивной одежды и других предметов одежды. Пришло вязание и в современную моду, и вряд ли когда будет забыто это древнее, прекрасное ремесло. Когда вязание пришло в Россию ­ неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что  это древнее  ремесло,  ведь зимы  у нас  холодные,  а почти  все вязаные изделия использовались для сохранения тепла. Из века в век передавалось на Севере великолепное мастерство орна­ ментального или узорного вязания. В Х1Х­ХХ веках ручное вязание служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта: скатертей, 2 покрывал,   наволочек   и   т.д   Суровый   климат   края   вызывал   постоянную потребность в чулках и рукавицах. Им отводилась важная роль в народных обрядах, так как узорные изделия не только защищали человека от холода, но и несли смысловую функцию: оберегали его от всяких бед и невзгод, а каждый знак или символ узора имели свое магическое значение. Наиболее развито было узорное вязание в русских селах по берегам рек Мезени,   Пенеги,   г.Арзамасе   ,Нижегородской   области.   В   Теньгушовке   близ Арзамаса   вязанием   орнаментальных   чулок,   носков   и   рукавиц   занимаются много   женщин   и   сейчас.   Здесь   же   сохранился   в   качестве   обрядового   и праздничного   местный   народный   костюм,   сходный   со   старинной   одеждой жителей южных районов Нижегородской области. В него входят косоклинный черный сарафан, кофта из красного кашемира или ситца, нарядный головной убор и пестрые чулки, которые вносят нарядность в весь ансамбль. В  настоящее   время   узорные   изделия   из   шерсти   вяжут   мастерицы   ­ надомницы ряда объединений: "Беломорские узоры" Архангельской области, фабрика "Восход" г. Ставрополя и другие. Наряду с рукавицами, носками и сапожками вяжут  и  узорные комплекты: головные уборы, шарфы, варежки, носки. Сведения о таком народном промысле как вязание в Воронежском крае ­очень скудны. В книге Н.И.Сыроватского «Отчий край" упоминается о раз­ ведении испанских, силезских и калмыкских курдючных овец в Острогожском и  Павловском уездах в 1773 ­ 1785гг. Значит, можно предположить, что тут вязали. А. Ф. Рындин в альманахе "Наш край" за 1921год пишет о развитии в Воронежской губернии вязального промысла еще в ХVII веке. Чулки, варежки и   кушаки вязали в пригородах Воронежского уезда, в Новохоперском уезде и в колонии немцев Рыбенсдорф  Острогожского уезда, в   котором поселились в 1766г. немецкие семьи. А еще в "Памятной книжке Воронежской губернии" за 1878 ­ 79годы упоминается о производстве шерстяных чулок в слободах Придача, Ямская и селах   Монастырщенка,   Таврово,   Песчанка,   Бобяково   Воронежского   уезда. Производство это существовало с ХVII  в., но   настоящее начало его нужно отнести к тому времени, когда несколько улучшилась местная порода овец примесью иностранных овечьих пород. Если принять во внимание последнее, то   начало   широкого   промысла   вязаных   чулок   в   Воронежских   уездах   надо отнести к первым годам XIX столетия. И вообще, первая половина XIX века была временем заметного экономического и хозяйственного подъема России. Она   определяется   оживлением   торговли   как   внутри   России,   так   и   за   ее пределами. В 1­й четверти XIX века в Российском государстве официально признали правомочность крестьянских промыслов, разрешали крестьянам работать на фабриках  и  заводах, было  отменено  промежуточное  состояние  приписного крестьянства при переходе из сельского состояния в городское. Рост городов 3 и   укрепление   торговли   в   них   вызвало   не   только   развитие   промысловой деятельности крестьян, но и значительный приток их в города и переход их в мещанское сословие. В это время, как пишет историк  П.Г.Рынеюнский, мелкие промыслы ох­ ватили   почти   всю   территорию   центральной   России   и  были   главным   путем приобщения   широких   масс   населения   к   новому   типу   социальных   связей   ­ капиталистическому. В больших городах крестьяне находили работу, помещики привозили из деревень   прислугу.   Города   здесь   выступали   в   основном   скупщиками   кре­ стьянского   труда.   Живя   в   городе,   крестьяне   работали   артелями.   Первая половина Х1Хв. ­ время, когда в помещичьих усадьбах было принято заводить различные   мастерские:   кружевные,   вышивальные  и  т.д   .   (Например,   в поместье   писателя   И.С.Тургенева   тоже   были   кружевницы   и   пялечницы, которые  "зимой пряли нити неимоверной тонины, а летом вышивали и плели кружева.»  Изделия   помещичьих   мастерских   были   городскими.  Сами   вещи, которые   изготовлялись,   принадлежали   быту   господствующих   классов  и ориентировались   на   вкусы   столичного   дворянства   западно   ­   европейского склада, на запросы горожан. Что касается чулочного промысла Воронежского уезда ХIХв., то здесь вязали чулки со стрелками, разноцветные ( Придача ) и белые шерстяные чулки ( которые были дешевле цветных) (в Таврово). Чулочный промысел производился исключительно женщинами и детьми, хотя вязали и мальчики до 10 лет. Взрослая работница (считалась с 15 лет) могла связать в сутки пару самых больших чулок. Малолетки ­девочки (с 6­ летнего возраста) вяжут по одной паре в две недели, а малолетки­мальчики не свяжут  и  одной   пары   за   это   время,  так   как   не   отличались   усидчивостью. Семья из трех человек (мать, отец, ребенок/) за год могли связать: 300 пар больших чулок или 600 пар носков. После того, как чулки или носки были связаны, они подвергались еще трем операциям: чулки валялись, стриглись и особым образом начесывались. Не менее l/З всего населения слобод и сел, прилегающих к городу Во­ ронежу занимались чулочным промыслом. Вязание перчаток и варежек еще более древний промысел, так как чулки и   носки   можно   заменить   онучами,   а   варежки   заменить   нечем.   Первые   во­ ронежские вязальщицы работали для своих мужей­стрельцов: сначала вязали варежки, а потом перешли на вязание чулок. Лучшая вязальщица в те времена вязала   в  день   до  3­х   пар   варежек   с   узором  и  4­е   пары   простых   варежек. Центром вязания варежек в Х1Хв. становится Чижовка. В 1891г. в связи с неурожаем в Воронежской губернии был учрежден особый   комитет   для   помощи   нуждающимся   вследствие   неурожая   под руководством Давыдовой С.А. Одним из пунктов помощи губернии, помимо доставки хлеба, было: 4 ­ устройство женских работ, то есть восстановление обычных женских работ кустарного типа с целью оказания нравственной и материальной поддержки населению, пострадавшему от неурожая, ­обращать   внимание   на   материалы,   которые   есть   в   губернии:   пенька,   лен, шерсть. ­помощь в приобретении материала и сбыта. В это время в г.Чижовке, Придаче и других селениях возле Воронежа было   возобновлено   чулочно­вязальное   дело,   которое   кормило   население. Оборот от этих товаров доходил до 130 тысяч рублей в год. Но дорогая цена шерсти   обуславливала   низкий   сбыт.   Главным   торговцем   в   то   время   в Воронежской губернии был купец Бухонов. Цена вязаных чулок колебалась от рубля   до   1рубля   80коп.   за   десяток,   в   зависимости   от   сорта.   Носки вырабатывались приблизительно за 3 дня одной работницей, а чулки за 4­5 дней. Примерно в это же время в 1892г.,в г. Молчанове Воронежской губернии Ермоловой   открывается   школа   по  обучению   девочек   рукоделию   на  15  че­ ловек, их учили шить, вязать спицами и крючком, прясть, вышивать. Учились в этой школе дети крестьян. В селе Чернавском также открывается школа рукоделия, но еще с обуче­ нием грамоте. В ней учились 10 девочек. В Конь­Колодезе  Задонского  уезда (ныне Липецкая  область) в январе 1893г. Терский (зав.сельскохозяйственной школой) открыл мастерскую, куда брали сирот и самых бедных детей для обучения и работы (пряли, ткали, плели кружево, вязали чулки и вышивали). На рубеже XIX­ХХ вв. было выпущено большое количество пособий   с образцами вышивок, кружев. Вязание и вышивание стало популярно не только в крестьянской среде, но и среди богатых дам. К началу ХХ века в Воронежской губернии остались такие вязальные промыслы: ­Чижовка и Придача (вязание чулок, носков, варежек,  перчаток до 500 тысяч   пар   носков   в   год,   которые   собирались   купцами   и   отправлялись   в Москву, Нижний Новгород, на Кавказ и Украину)   ­Новохоперский   и   Острогожский   уезды   (прядение,   вязание   чулочно­ носочных   изделий   и   варежек),   О   вязании   крючком   почти   нигде   не упоминается,   разве   что   в   художественной   литературе,   но,   посещая   музеи России   и   Воронежской   области,  можно   увидеть   одежду   и  предметы   быта, отделанные кружевом, связанные крючком. Девочки   с   детства   готовили   себе   приданое,   куда   входили   рушники   с подзором и рубахи с кружевом ручной работы. Нельзя утверждать, что этот промысел   был   очень   распространен   (больше   отделывали   вышивкой, ткачеством). Но воронежские крестьянки, конечно, вязали крючком. Об этом свидетельствуют   многочисленные   музейные   экспонаты   и   те   редкие   вещи, 5 которые  остались от наших бабушек и  прабабушек почти в каждой семье. В старину вязание крючком называлось тамбурным вязанием. Оно применялось для   изготовления   предметов   роскоши   и   в   отличие   от   вязания   на   спицах, считалось скорее развлечением, чем работой. А ведь крючком можно связать абсолютно все, это самое легкое из рукоделий. Временами это творчество приобретало большую популярность, а порой выходило из моды, но совсем его не забывали никогда. Вязание крючком пока не удавалось механизировать, вяжут   как   и   сотни   лет   назад   тем   же   крючком,   который,   конечно, видоизменялся   и   совершенствовался.   В   настоящее   время   вязание   крючком снова в моде. По­прежнему вяжут воротники, одежду. украшают быт. Вещь, связанная своими руками, всегда оригинальна и в моде. История платкового промысла в России уходит в прошлый век. Все знают оренбургские пуховые платки и у нас в России, и за рубежом. Пуховязальный промысел Оренбургского края возник во 2­й половине  ХVIII  века. Первым предложил вычесывать пух из коз для вязания историк, географ и экономист П.Н.   Рычков   в   1762году.Процветанию   промысла   способствовало   здесь успешное разведение особой породы оренбургских коз, пух которых мягок, крепок, эластичен, хорошо сохраняет тепло. В   настоящее   время   оренбургское   пуховязание   сосредоточено   на   2­х предприятиях Оренбурга. Кроме платков ручной работы платки изготавливают комбинированным способом: середину на машине, а кайму ­ вручную. Вручную платки вяжут на 2­х спицах изнаночной гладью. Мастерицы различают в платке середину и кайму,   оканчивающуюся,   как   правило,   зубцами.   Узор,   чаще   всего геометрический. В   Воронежской   области   в   середине   19   века   пуховые   платки   ткали крепостные   ткачихи   Воронежской   помещицы   В.А.Елисеевой   из Нижнедевицкого   уезда. техническими качествами   не   только   подняли   на   высшую   ступень   авторитет   русского народного искусства в самой России, но и   снискали мировую славу. Стоили эти шали очень дорого и как великая ценность продавались только за золото. И  даже   представители   английского   королевского   двора   почитали   за   честь приобрести именно Воронежскую шаль у Веры Елисеевой.   Своими   художественными  и  Немного позже, в XIX веке платки стали вязать вручную в Прихоперье, Воронежской губернии. Пуховязальный промысел здесь был, как побочный, так   как   главным   в   этом   районе   было   земледелие.   В   основном   это   было кустарное ремесло. Шерстевязальное производство в Новохоперском уезде имеет за собой историческую ценность. Еще первые поселенцы с.Русановка уже   занимались   вязанием   чулок,   варежек,   носков   и   являлись   одними   из главных   поставщиков   этого   производства   для   войска.   Шерстяновязальным делом   занимались   женщины,   начиная   с   7­8­летнего   возраста.   Во   время революции  и  гражданской   войны   промысел   упал,   но   с   1912   года   в 6 Новохоперском уезде (с. Русановка, Кочерга, Ивановка) снова возобновился. И с этого времени население стало изготавливать главным образом шерстяные платки,   вязанию   которых   способствовало   разведение   коз.   Платки   через скупщиков сбывали в Харьков.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1.   Максимова   М.В.   Кузьмина   М.А."Незабытые   ремесла"   Минск.   Полымя 1993г.    Воронеж.1909г.   составил Описание   Воронежской   губернии. 2. Русские художественные промыслы!IХ­ХХвеков и город. М.НИИХП 1983т.   3.Гуляев   В.А."Русские   художественные   промыслы   1920­х   годов" Л.Хужфаник РСФСР. 1985г. 4. Ермаков Ю."Золотая коза" Коммуна 1992г 9 апреля. 5. Ханашевич Д.Ф."Учись вязать крючком" Москва 1986г. 6.   Фомин   Г.И."Платковый   промысел   в   Новохоперском   уезде"   Известия Воронежского краеведческого общества 1925г. 7.   Народные   художественные   промыслы   и   ремесла   Воронежского   края. Указатель литературы Воронеж 1993г. Составитель Свешникова!1.И. 8.РындинФ."Наш край" 1921г. 9. И.Николаевский 10. Королева Н.С."Возрождение узорного вязания Коми" из опыта работы НИИХП Москва 1985г. 11. губерниях. 1892­1893г. Скороходова1894г 12. Памятная книжка Воронежской губернии на 1878­1879годы. Воронеж в типографии губернского правления 1879года. 13. Полное географическое описание нашего Отечества т.2 Спб 1902г. 14.   Кустарные   промыслы   ЦЧО.   под   редакцией   Кривцова.   Московский рабочий 1930год. 15.   "0   специфике   современного   этапа   развития   искусства   народных   худо­ жественных промыслов РСФСР" Москва 1989г. 16. Каплан Н.И.Дитлянская Г.Б. "Народные художественные промыслы" М. "Высшая школа" 1980г. 17. "Народные художественные промыслы" под редакцией Поповой. Легкая и пищевая промышленность. 1984г. Записки   о   женских   работах   в   Воронежской   и   Нижегородской   Давыдовой.   С­Петербургская   С.А.   типография 7 18.   "Художественные   промыслы   РСФСР"   Справочник.   Москва   "Легкая индустрия" 1973г. 19. Пономарев П.Д ."Народный костюм Воронежской губернии "Воронеж Ц.Ч. книжное издательство 1994г. 8

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».

Исследовательская работа на тему «История вязания Воронежской области».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018