Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».
Оценка 4.6

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
чтение +1
3 кл
22.01.2018
Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».
Целью данной работы является проведение мониторинга в начальной школе для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности читательских умений у обучающихся ( на примере 3 класса по сравнению с их результатами во 2 классе) в условиях реализации федерального государственного стандарта.
Смирнова Н.Ю..doc
Исследовательская работа   «Мониторинг уровня сформированности читательских умений». Выполнила работу: Смирнова Н. Ю. Учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 274 Санкт­Петербург  2018 Содержание  1.1.Введение  1.2. Определение целей и задач мониторинга.  1.3.Формирование системы читательских умений  1.4. Инструментарий мониторинга  1.5. Способы обработки и хранения информации..  1.6. Алгоритм анализа полученных данных.  1.7. Организаторы и аналитики мониторинга.  Список литературы.  Приложение 1.        Пример задания из разноуровневой  комплексной работы 3 3 4 6 9 11 11 13 14 2 1.1.  Введение Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное   отслеживание   ее   состояния,   современную   корректировку   и прогнозирование развития. Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием   для   измерения   является   соответствие   какому­либо   эталону: стандарту,   норме,   требованию.   Данные   мониторинга   должны   обеспечить возможность   сравнения   данных   одного   объекта   во   времени   (сравнения образовательных результатов, полученных в одной и той же школе в течение определенного периода).  Нами  был выбран мониторинг уровня сформированности читательских умений.   Данный   вид   мониторинга   я   планирую   использовать   в   своей педагогической деятельности. 1.2. Определение целей и задач мониторинга. Актуальность данной   темы   обусловлена   тем,   что   литературное   чтение является базовым  предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с   произведением,   необходимо   сформировать   специальные   читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и анализировать литературные произведения разных жанров. Цель мониторинга:  получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности читательских умений у обучающихся 3 класса по сравнению с их результатами во 2 классе в условиях реализации федерального государственного стандарта. Задачи мониторинга:  определение   уровня   сформированности   читательских   умений каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе;  отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся;  определение   проблемных   зон   в   развитии   читательских   умений учащихся иопределение возможных путей их коррекции; 3  определение     направлений   помощи   учащимся,   испытывающим трудности вформировании тех или иных читательских умений;  определение   успешности   проводимой   работы   по   формированию читательских умений  учащихся по литературному чтению. Объект   мониторинга:  изменение   уровня   сформированности   читательских умений   у   учеников   третьих   классов   по   сравнению   с   их   результатами   во втором классе. 1.3. Формирование системы читательских умений. Понятие  «читательские умения» в методической литературе имеет два значения.   Во­первых,   это   специфические   умения,   необходимые   для восприятия и понимания художественного литературного произведения. Во­ вторых, под читательскими умениями в широком смысле  подразумеваются все   умения,   связанные   с   литературно­учебной   деятельностью   школьника: восприятие,   анализ,   оценка   любого   текста,   в   том   числе   художественного; речевые и библиографические умения.  Именно в широком смысле мы и будем использовать термин «читательские умения».  Для рассмотрения выберем следующие читательские умения: 1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. 2.   Умение   воссоздавать   в   воображении   картины   жизни,   изображенные писателем. 3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия . 4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж . 5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения. 6. Умение осваивать художественную идею произведения. 4 Уровни   сформированности   читательских   умений   распределяются следующим образом: 1 .Высокий уровень – когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.:   умение   адекватно   воспринимать   изобразительно­   выразительные средства,   с   которыми   встречаются   при   чтении,   могут   воссоздавать   в воображении   картины   жизни,   созданные   писателем,   способные   оценивать поступки   героев,   увидеть   последствия   действий   героев.   Умение   осваивать композицию   произведения,   увидеть   авторскую   позицию   и   освоить   идею произведения. 2.Выше среднего ­ когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских   умений:   умение   адекватно   воспринимать   изобразительно­ выразительные   средства,   с   которыми   встречаются   при   чтении,   могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. 3. Средний уровень – когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать   изобразительно­   выразительные   средства,   с   которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев. 4. Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать   изобразительно­   выразительные   средства,   с   которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем. Для   изучения   уровня   развития   читательских   умений   мы   предлагаем использовать следующий вид мониторинга:  мониторинг «с использованием данных о процессе». 5 1.4. Инструментарий мониторинга.  Для   организации   текущей   и   итоговой   проверки   и   оценки сформированности читательских умений предлагаем использовать  задания разных видов:  проверочные работы по изученному произведению, тему, разделу;  тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и про себя с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;  тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;  комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);  диагностические   задания   и   тесты   для   проверки   сформированности учебной и читательской деятельности;  комплексные   разноуровневые   итоговые   работы   по   проверке   уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);  итоговые тесты . Рассмотрим более подробно данные виды работ. Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно   полное   представление   об   уровне   сформированности   данного навыка у младших школьников. Учащимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения  числа  необоснованных  пауз,  времени, затраченного  на  чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися. Во втором и третьем классах контроль навыка чтения производится как «чтение   вслух»   и   «чтение   про   себя».   Ответы   на   вопросы   можно   будет построить в форме беседы, диалога. Проверка навыка чтения осуществляется три раза в год: ­ начальная диагностика ( начало учебного года); ­ промежуточная (середина года); 6 ­ итоговая (конец учебного года). Фамилия Имя Результаты заносятся в следующую таблицу. Способ чтения Темп Правильность слог слог   + слово слово чтения Выразительно сть чтения Осознанность чтения На каждом уроке проходит текущая проверка навыка чтения вслух, где используются тексты из учебников и хрестоматий по литературному чтению. Учащиеся по очереди читают текст по частям. Учитель следит за способом чтения, беглостью, правильностью чтения. После прочтения учениками текста дополнительно   даются   задания   на   понимание   осмысления   прочитанного. Текущая   проверка   выразительности   может   проверяться   учителем   при домашней подготовке чтения наизусть произведения или его отрывка. Тесты (вид проверочных и контрольных работ).   самостоятельности, Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки,   знания   изученных   произведений   и предполагают   выбор   одного   ответа   из   ряда   предложенных.   Каждый   тест состоит   из   заданий   разной   сложности:   около   60%   заданий   доступны большинству   учащихся   класса   (первый   уровень   подготовки),   20%   заданий повышенной   сложности   доступны   учащимся   второго   уровня   подготовки   и 20%   заданий   –   учащимся   третьего   уровня   подготовки.   Таким   образом, дифференциация   при   составлении   теста   позволяет   каждому   ребенку справиться с заданиями и в последующей работе выбрать уровень повышенной сложности. На   проведение   теста   отводится   один   урок.   Задание   считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Отметки за выполнение тестовых   заданий   (если   ученик   набрал   более   6   баллов,   работа   считается выполненной): «5» – ученик набрал 9–10 баллов; «4» – ученик набрал 7–8 баллов; 7 «3» – ученик набрал 5–6 баллов; «2» – ученик набрал менее 5 баллов. Диагностические задания. Эта форма проверки позволяет выявить не только уровень   усвоения   учебного   материала,   но   и   сформированность   учебной   и читательской   деятельности   (умение   учащихся   самостоятельно   находить способ   решения   учебной   задачи,   составлять   алгоритмы   учебных   действий, осуществлять самоконтроль и самооценку и т.д.). Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках­ карточках и оцениваются в баллах: 0 баллов – задание не выполнено; 1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки; 2 балла – задание выполнено верно. Результаты   диагностических   работ   позволяют   определить   уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы и класса): высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла; средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл; низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов. Анализируя   выполнение   диагностических   заданий,   учитель   может увидеть   соотношение   между   предметными   знаниями   и   уровнем сформированности   компонентов   учебной   и   читательской   деятельности, внести   коррективы   в   организацию   учебного   процесса   с   учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проведение   разноуровневых   комплексных   работ   подразумевает проверку знаний учащихся по разделу. Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанрах и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых   позволяет   назвать   произведение   (фамилию   автора   и   заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль. Работа представлена в нескольких вариантах, даются задания разного уровня сложности по одному и тому же материалу. (Приложение 1) Обобщение результатов сводится в таблицу, приведенную ниже: 8 Фамилия Имя Выполнили   работу   без Допустили ошибки в заданиях ошибок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учащемуся   предоставляется   право   выбора   того   варианта   работы,   с которым  он  может  справиться. При  развитии читательских  умений  ученик может выбирать более сложный уровень варианта данной работы. Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.            а)   Предварительный   контроль   формирования   навыков   чтения обычно   проводят   в   начале   учебного   года,  полугодия,  четверти,  на   первых уроках нового раздела учебного предмета.            б)   Текущий   контроль.   Основное   его   назначение   для   учителя   — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса.            в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Это отчетливо видно на повторительно­обобщающих уроках. Назначение   (функция)   тематического   контроля:   систематизировать   и обобщить   материал   всей   темы;   путем   повторения   и   проверки   знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.              д)   Итоговый   и   заключительный   контроль.   Итоговый   контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. 1.5. Способы обработки и хранения информации. Наиболее   удобными   способами   хранения   и   обработки   информации   при проведении мониторинга мы считаем: ­ таблицы; Таблица 1. Уровни развития читательских умений. Фамилия Имя Высокий Выше среднего Средний  Низкий ­   диаграммы   по   результатам   проверки   уровней   развития   читательских умений; 9 ­анализ   продуктов   творческой   деятельности   учащихся   ­   читательский дневник, портфель читателя;  ­ портфель ­ отчет учителя. Портфель   читателя­   инструмент   педагогического   сопровождения исследовательской   и   читательской   деятельности   школьников. Содержание портфеля может быть следующим: ­ информация о читателе; ­ любимые книги; ­ словарь читателя по прочитанным произведениям; ­ отзывы о прочитанных книгах; Автор Название Жанр Тема произведения Мои замечания  ­ интересные факты из жизни писателей; ­ достижения учащихся. Портфель педагога ­ читателя по Н.Н.Сметанниковой. Технология   «Портфель»,   как   было   сказано   выше,   относится   к   группе оценочной   деятельности.   В   соответствии   с   поставленной   целью   сбора   и презентации информации «Портфель» может быть преимущественно рабочим, отчётным и рефлексивным.  План сбора «Портфеля» следующий: 1. Портрет педагога­читателя. 2. Коллектор. Сюда собирается материал, полученный извне. Здесь могут быть собраны тексты и планы работы, библиография и отрывки из изучаемой литературы. 3. Рабочие материалы. В данный раздел собираются материалы,  используемые в практике преподавания. 10 4.   Достижения. В данный раздел попадает один урок с использованием стратегий, который преподаватель считает успешным. Сюда относится текст, вопросы и задания, ход работы, работы учащихся. 5. Рефлексия. 1.6. Алгоритм анализа полученных данных.   По   результатам   проведенного   мониторинга   мы   планируем   получить следующие показатели: ­ количество учеников, у которых сформирован высокий уровень развития читательских умений; ­   количество   учеников,   у   которых   низкий   уровень   сформированности читательских умений; ­количество   учеников,   у   которых   средний   уровень   сформированности читательских умений; ­количество   учеников,   у   которых   сформированы   отдельные   читательские умения; ­   отслеживание   динамики     сформированности   читательских   умений   по уровням; ­   выявление   учащихся,   которые   требуют   индивидуальной   работы   по преодолению трудностей при овладении читательскими умениями; ­ определение успешности проводимой работы учителем по формированию читательских умений. В   зависимости   от   полученных   результатов   можно   подобрать дополнительные   упражнения   для   улучшения   качества   чтения   в   разных направлениях на разных этапах обучения. 1.7. Организаторы и аналитики мониторинга.  Организатором мониторинга выступает учитель по литературному чтению. Потребителями   информации   будут   выступать   учителя­предметники, завучи, психолог, социальный педагог, родители и учащиеся. 11 Информация для каждой группы потребителей должна быть представлена по­разному: Для завуча информация должна быть представлена  в виде обобщающей таблицы со средними баллами по классу. Для   родителей   и   учащихся   информация   может   быть   озвучена   в индивидуальном порядке. Для   психолога   и   социального   педагога   информация   предоставляется только по проблемным детям. Не   все   результаты   требуют   распространения   (   например,   сообщение   об отрицательных результатах отстающего ученика всем учащимся). При проведении мониторинга могут быть погрешности и отклонения.  Во   избежание   травмирующих   обстоятельств   учеников   должны   быть соблюдены следующие условия: ­  работу должен проводить учитель, постоянно работающий с детьми, а не посторонний или малознакомый ученикам человек; ­  при  проведении   работ  необходимо  фиксировать   время  ее  выполнения каждым учеником – как завершивших ее в пределах отведенного на уроке времени,   так   и   продолживших   ее   выполнение   вне   урока   (учитывать психологические особенности учащихся);  ­  каждая работа завершается самопроверкой. Самостоятельно найденные и аккуратно   исправленные   ошибки   не   должны   служить   причиной   снижения отметки, выставляемой учителем за работу; ­   учитывать   индивидуальные   особенности   каждого   ученика,   учет эмоционального состояния, физического здоровья. Система   контроля   и   оценивания   позволяет   установить   персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат   деятельности   учительского   коллектива   определяется,   прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Поэтому необходим систематический мониторинг контроля   в   данном   направлении.   Работа   по   формированию   системы 12 читательских   умений   должна   продолжаться   на   протяжении   всех   ступеней образования. Список литературы. 1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под ред. М. С. Васильевой и др. М, 1994. 2.   Васильева   М.С.,   Оморокова   М.И.,   Светловская   Н.Н.   Актуальные проблемы   методики   обучения   чтению   в   начальных   классах.   –   М.: Педагогика, 1977. 3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 ­ №5 4. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 ­ №3. 5. Кудина Г. Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.,  1996. 6. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. 7. Полькина С.Н. Теоретические аспекты развития универсальных учебных действий в процессе изучения литературы в школе. ИПКРО ОГПУ, 2009 8. https://sites.google.com/site/ucitelamv/monitoring­kacestva­ctenia­i­ponimania­ teksta 13 Приложение 1. Пример задания из разноуровневой комплексной работы. 1 вариант. 1. Определи три произведения, которые ты можешь включить в сборник « Сказки о животных». Запиши их названия. 2 вариант. 1. Чем авторские сказки отличаются от народных? 3 вариант.  1. Запиши   к   каждой   из   частей   сказок   названия   этой   части   (зачин, концовка, присказка): А) Без присказки сказка – Что без полозьев салазки: Ни с горы с ним, не в гору – Такие только дурню в пору. Б) За тридевять земель, в тридесятом царстве жил­был царь с царицею; В) Жили­были старик да старуха… Г) Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало. 14 15

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».

Исследовательская работа на тему «Мониторинг уровня сформированности читательских умений».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018