Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"
Оценка 4.8

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
6 кл
27.05.2017
Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"
Исследовательская работа ученицы 6 класса на тему "Слова-паразиты в речи школьников". Автор работы анализирует речь своих одноклассников на употребление слов-паразитов, проводит анкетирование, анализирует полученные результаты. Дает психологическую характеристику людей, употребляющих те или иные слова.Результат работы - рекомендации одноклассникам, как избавиться от слов-паразитовИсследовательская работа ученицы 6 класса на тему "Слова-паразиты в речи школьников". Автор работы анализирует речь своих одноклассников на употребление слов-паразитов, проводит анкетирование, анализирует полученные результаты. Дает психологическую характеристику людей, употребляющих те или иные слова.Результат работы - рекомендации одноклассникам, как избавиться от слов-паразитов
исследовательская работа.doc
Исследовательская работа Тема: Слова – паразиты в речи школьников Секция 3. Русский язык и литература Автор: Досжанкызы Дина 6 "Б" класс                                                                               Руководитель: Макарова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы СШ им. Б. Момышулы Образовательное учреждение:                                                                   Павлодарская область, Аксуский район,                                                                           с. Пограничник КГУ "Средняя школа имени                                                                              Б. Момышулы села Пограничник Достыкского                                                  сельского округа города Аксу" 2016  год Содержание Введение …………..……………………………………………….....…………….3 Основная часть ……………………………………………………………………5 1.1Слова­паразиты и причины их употребления ……….…...…………….5 1.2 Классификация речевых паразитов……………………………...……...7 1.3 Психологи характеризуют людей……………………………...………..9 1.4. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников...10 1.5. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов......….11 Выводы…………………...……………........………………..................................17 Рекомендации………......…………………………………………. ………...…..18 Список литературы.……………………………………………………..............19 Приложения ……………………………………………………….……………..20 2 Введение                                                   Избегайте слов­„паразитов“, слов  мусорных,                                                            ничего не добавляющих к мысли.                                                                                                                      Д.С.Лихачёв Актуальность.  Одной   из   важнейших   проблем   нашего   современного   общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь изменилась не в лучшую сторону. В школе, на уроках  нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления богатств русского языка.  В  общении   со  сверстниками  мы  используем   другой   язык,  свободный  от норм.  Почему   так   происходит?   Часто   ли   мы   прислушиваемся   к   тому,   как   мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие?   Сегодня  все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?  По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились   в   нашем   лексиконе.   И   называются   они   слова­паразиты.   Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются   «словами­паразитами»,   а   становятся   ими,   если   их   употребили   в   не свойственном им контексте.       Этот класс слов мало изучен. В литературе нет  точного определения, что такое слова­паразиты с научной точки зрения.            Актуальность   данной   темы   вызвана   тем,   что   русский   язык   засоряется ненужными  словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. 3 Почему эти слова имеют такую популярность? С чем связано их возникновение? Возможно ли,  обойтись без их употребления? Чтобы найти ответы на эти вопросы, решено изучить литературу по данной теме, провести ряд исследований       Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель исследования:  доказать,   что   учащиеся   моего   класса   достаточно   часто употребляют в речи слова­паразиты и определить причины их употребления. Для   реализации   поставленной   цели   в   исследовании   были   определены следующие задачи:       определить, что такое слова­паразиты;  выявить наличие в речи учащихся слов­паразитов;  проанализировать   наиболее   употребляемые   школьниками   слова   ­ паразиты;  выработать   рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;  выпустить   буклет   –   памятку   «Рекомендации   школьникам.   Способы избавления от слов – паразитов». Гипотеза: большинство школьников в своей речи употребляют «слова­паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный   словарный запас.  Если   специально   привлекать   внимание   школьников   к   вредной   привычке употреблять слова­«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам  Объект исследования – речь учащихся 6"Б" класса. Предмет исследования: слова­паразиты, используемые учениками в устной речи. Методы 1) наблюдения за речью одноклассников на уроках и вне уроков;  2) анкетирование школьников;  3)  устный опрос учащихся;  4)  анализ полученных результатов  4 Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей  школы ещё никто не исследовал,  и никаких выводов в этой области  сформулировано никем до меня не было.  Исходные   данные:  основным   источником   информации     стала   литература   по русскому языку и культуре речи, интернет материалы. Структура   исследовательской   работы  определилась   логикой   исследования   и достижения поставленной цели. Основная часть 1.1 Слова­паразиты и причины  их употребления Определение речевых «паразитов».  Слово   –   это   важнейшая   нормативная   единица   языка,   являющаяся строительным   материалом   для   предложения   (высказывания).   Высказывание строится   из   значений   этих   слов.   Для   правильного   осмысления   высказывания необходимо не только знание значений всех слов, но и знание речевой ситуации. Согласно   правилам   языка,   в   высказывании   не   должно   быть   ни   одного   слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка. Красивая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Основная   масса   современных   нарушений   чистоты   речи   связана   с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, а также лишних, сорных слов. Наиболее часто встречаются в речи, особенно   подростков   и   молодежи,   слова­паразиты,   которые   ещё   называют «навязчивыми» словами, словами­«пустышками» и т.д. Слова­паразиты – это слова 5 или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое   явление   наблюдается   или   в   связи   с   недостаточной   речевой   культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. В   литературе   по   лингвистике   есть   целый   ряд   терминов,   определяющих понятие   «слова­паразиты»:   «вредные   слова»,   «незнаменательная   лексика», «лишние слова»  (О.Б.Сиротина) [1], «вставные элементы» (Т.А. Ладыженская) [2], «слова­заменители»   (Е.А.   Земская)   [3].   И   всё­таки   чаще   всего   употребляется термин «слова­паразиты».  Академик Л.В. Щерба называл подобные словечки "упаковочным материалом" – люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.  Самое распространённое определение слов­паразитов, данное филологами, таково: это слова и звуки, засоряющие устную речь.  Чистая   речь   ­   это   речь,   в   которой   нет   языковых   элементов,   чуждых литературному   языку,   а   также   отвергаемых   нормами   нравственности   слов   и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.[4] Слова­паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы.[5]  К словам­паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом   деле»,   «практически»,   «так   сказать»,   «вообще­то»,   «кстати»,   «ну», «вот»,  «э­э­э» и прочие.  Причины «засорения речи» словами­паразитами  Большинством лингвистов считается, что «слова­паразиты» используются из­ за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов­паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах­паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает   сформулировать  свою  мысль, ему  приходится  останавливаться,  чтобы 6 подумать   или   подыскать   подходящее   слово.   Вот   тут   и   приходят   на   помощь всевозможные   э­э­э,   мэ­э­э,   ну,   это   и   так   далее.   Они   являются   своего   рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».   В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова­паразиты:  вроде,   типа,   как   бы  и   так   далее   –   произносятся     по   такой причине:     слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент   в голову   не   приходит.   Так     о     причинах   употребления   слов­паразитов   пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.   Слова­паразиты упрощают речь, это слова­связки». Бывают   случаи,   когда   человек   осознанно   прибегает   к   словам   ­   паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать  и другие. Но, говоря о словах­паразитах, надо иметь в виду,   что   иногда   наличие   их   в   речи   обусловлено   внутренним   состоянием говорящего (взволнованностью, растерянностью и т.д.).  Часто человек, имеющий в активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда торопится произнести свою речь. Иногда слова­паразиты говорят даже о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.  От   употребления   слов­паразитов   нужно   избавляться,   строго   контролируя свою речь и речь окружающих. О человеке их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал». Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество   слов ­ паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Причины   употребления   слов ­ паразитов можно   разделить на четыре группы: 1.   недостаточный   словарный запас (говорящему не всегда удаётся   быстро найти   нужное слово);  7 2.  намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; 3.  быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; 4. мода на некоторые  слова. 1.2 Классификация речевых паразитов В настоящее время не существует единой принятой системы классификации слов­паразитов. Поэтому мы воспользовались наиболее полной и удобной, с нашей точки зрения, классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган Наблюдения   над   речью   школьников,   взрослых   носителей   языка, журналистов,   персонажей   художественных   произведений показывают, что словами­паразитами становятся далеко не все слова. В "роли"   публицистов, слов­паразитов   выступают  слова   с   ослабленным   лексическим   значением: частицы, вводные слова, некоторые местоимения.  Таблица 1 Слова ­ паразиты как часть речи Группа Слова – паразиты Частицы ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы конечно,   наверное,   вероятно,   кажется,   вообще,   в общем­то,   в   принципе,   допустим,   значит,   короче, например,   так   сказать,   стало   быть,   понимаешь, собственно говоря, слушай это, это самое, как его, там Вводные слова и словосочетания Местоимения, местоименные наречия № 1. 2. 3. 4. Переход из одной блин, черт части речи в другую 8 Существуют звуки­паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э­э­э», «а­а­а» или «м­м­м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Правда, не все учёные относят такие паразиты к категории слов. В отдельную категорию можно отнести слова­паразиты на букву «ё». Это всем известные   «ёклмн»,   «ёпрст»,   «ёлки­палки»,   «ё­моё»,   «ёкарный   бабай»,   «ёшкин кот», «ёперный театр» и даже совсем непонятное «ёмасэ». Скорее всего, эти слова на «Ё» ­ цензурный аналог матерного слова. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто­ напросто выругаться. Бывают обращения­паразиты. Некоторые имеют привычку любого человека, даже   малознакомого,   называть   «Кисой»,   «Зайкой»,   «Малышом»   и   подобными ласковыми прозвищами. Только когда так обращается к тебе близкий или хотя бы хорошо знакомый человек – это одно, а когда первый встречный – от этого может неприятно покоробить. 1.3 Психологи характеризуют людей  Как слова характеризуют человека Считается, что разные люди используют разные слова­паразиты. Например, человек, который долго думает, прежде чем произнести следующее слово, говорит «это».   А   в   речи   людей,   говорящих   очень   быстро,   часто   встречается  «так сказать».  Есть даже интересная теория о том, что слово­паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре и сущности мышления.  Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. Они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это   так   просто!   Еще   этим   словом   злоупотребляют   люди   зависимые,   часто оправдывающиеся: «Я просто хотела потрогать цветок, а он вдруг сломался». По другой   версии,   если   человек   употребляет   слово­паразит  «просто»,  значит,   он 9 считает, что в жизни все должно быть просто, разумно – и никаких сложностей! «На самом деле»  используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.  «Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, тех, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.    «Сами понимаете»  – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче»  –   человек   не   расположен   к   общению,   он   не   любит   разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из­за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.  В последнее время очень популярно слово «как бы». Употребление «как бы» в   качестве   слова­паразита   делает   высказывание   говорящего   условным, неопределенным  («Я   как   бы   сделал   домашнее   задание»),   снимает   с   него ответственность за слова и дела.  Еще   одно   частотное   слово,   которое   употребляют   в   не   свойственных   ему контекстах, – это  «типа»  («Я  типа  уже сдал экзамен»). Употребление в речи данного   слова­паразита   характеризует   человека   как   неуверенного   в   себе, неспособного четко выразить собственную мысль.  «Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко, но пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.  «Практически»  очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями.  «Вообще­то»  – словечко  людей, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из­за ерунды готов затеять словесную перепалку.  Бывают   случаи,   когда   человек   осознанно   прибегает   к   словам­«паразитам». Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо. Чтобы 10 потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и др. Итак,   мы   выяснила,   что   же   представляют   собой   слова­паразиты,   как   они появляются и как характеризуют того, кто их произносит. Подробно разобрали причины их употребления в речи.  Проанализировав литературу по теме, можно сделать вывод о том, что слова­ паразиты – это пустые, сорные слова, которые чаще всего сбивают ритм речи и мешают ее пониманию.  1.4. Исследование употребления слов – паразитов в речи учащихся 6 "Б" класса СШ им. Б. Момышулы Наблюдая   за   речью   одноклассников,   я   заметила,   что   практически   все   они употребляют слова­паразиты в своей речи. В   школе   часто   звучат   многие   известные   словечки­паразиты.   Одни     слова употребляется для эмоциональной окраски речи, например, «блин» или «чёрт». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот», «это самое». Такие слова­сорняки   учащиеся   употребляют   и   во   время   ответа   на   уроке.   Многие учащиеся имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э­э­э», «а­а­а» или «м­ м­м».  Часто   также   в   классе   звучат   слова,   которые   служат   для   ускорения   речи: «короче»,   «так   сказать»  и   слова,   которые   употребляются,   когда   говорящий   не может найти подходящее слово: «типа», «типа того», «как бы», «вроде того». На уроках было проведено наблюдение.  Таблица 2 Дата 06.04. 16г Урок Математика Слова­паразиты «эээ…», «типа»,  «ну короче…»,  11.04.16 г ИЗО «э…», «так», «а…»,«ну да…» «короче », «э…», «эта»,«а…»,  «угу»,  «ну как бы…» 11 15.04.16 г История «это»,  «короче »,  «ну », «э…»,  21.04 16 г Литература    «так», «а…»,«ну да…» «эээ…», «ну короче…» В результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из­за парты для ответа, учащиеся делали над собой усилие, чтобы не протянуть «ну­у­у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль.  А что знают сами ученики о таких словах и об особенностях их употребления? 1.5. Анкетирование учащихся и анализ полученных результатов Было   проведено   анкетирование   среди   учащихся     6"Б"   класса   СШ   им.   Б. Момышулы для исследования их речи. Учащимся были  предложены две анкеты. Всего в анкетировании принимали участие 9 учеников. Первая анкета состояла из шести   вопросов   и   преследовала   цель   выяснить   осведомлённость   учащихся   о словах­паразитах. Анкетирование учащихся с целью выяснения осведомлённости о словах­паразитах [Рис.1] На  диаграмме   №1  видно,   что   со   словами­паразитами     знакомы     все   мои одноклассники. (100%) 12 [Рис.2] На  диаграмме №2  видно, что 56% (5 чел) учеников считают, что узнали о словах­паразитах из школы, 33% (3 чел) из телевизионных передач , и 11% (1 чел) от членов своей семьи.  Диаграмма №3 иллюстрирует отношение учащихся к своей речи. [Рис.3] 13 Всего немногие (33%) признаются, что часто употребляют слова­паразиты в своей речи. 67% опрошенных считают, будто такие слова употребляют редко. [Рис.4] В ответах на четвёртый вопрос выявилось, что никто из опрошенных  не назвал ни одной причины использования слов­паразитов, кроме перечисленных в анкете. Отсюда   можно   сделать   вывод,   что   о   причинах   и   целях   употребления   слов­ паразитов, обучающиеся особенно не задумываются. Ответы распределились следующим образом: 56% опрошенных считают, что слова­паразиты делают речь понятнее для друзей, 22% они помогают преодолеть недостаток слов в речи, и стольким же  процентам они нужны для связи слов. Пятым был задан вопрос о необходимости присутствия в речи слов­паразитов. Более половины опрошенных (56%) считают, что эти слова нужны для нашей речи, без них обойтись не могут и уверены, что их употребление речи не засоряет язык и не влияет на его чистоту, 22% считает, что эти слова не нужны, но всё равно употребляют их в своей речи, и столько же 22%  никогда не задумывались о роли слов­паразитов.  14 [Рис.5] В ответах на шестой вопрос анкеты большинство опрошенных, а именно 78%,   стараются обойтись без слов­паразитов , 22%, честно признались, что не стараются обойтись без слов­паразитов, то есть не прилагают никаких усилий, чтобы следить  за чистотой своей речи.  [Рис.6] Вторая анкета состояла из одного вопроса и нескольких вариантов ответов и должна была помочь выявить наиболее часто употребляющиеся слова­паразиты в речи  школьников.  В этом анкетировании приняли участие 9  учеников 6 "Б" класса. Результаты оказались интересными. 15 Анкетирование учащихся с целью  выявления часто употребляющихся слов ­ «паразитов»  Из   гистограммы   видно,   что   все   опрошенные   ученики   признают   активное [Рис.7] употребление в речи слов­паразитов. Спектр этих слов в их речи довольно широк.  Самыми употребительными оказались слова «блин» и "короче" (9 человек из 9 назвали их). Вторыми по  количеству употреблений являются  слова  «как его там»,   "как   бы",   "а­а­а"  (8человек).     Третьим   по   количеству   употреблений является   слово  «вот»,   "ну",   "э­э­э"  (7человек).   употребление слова ­ «паразита» ­ «так» (6 человек), «это» (5человек).   Частотным   является   Все подростки употребляют в своей речи слова­паразиты. Все о них знают, но, к сожалению, большинство в своей речи их не замечает  и далеко не все понимают необходимость искоренения из языка таких словечек.  16 Выводы Итак, проанализировав литературу по теме, я сделали вывод о том, что это лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов,   которые   зачастую   мешают   ее   пониманию,   засоряют   речь   говорящего, отвлекают   внимание   от   содержания   высказывания.   Чаще   всего   такие   слова используются из­за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна   причина   появления   в   речи   слов­паразитов   –   быстрая,   спонтанная, неподготовленная речь. 17 При   помощи   наблюдения   и   анкетирования   проанализированы   наиболее употребляемые учащимися моего класса слова­паразиты. К бесспорным лидерам среди них можно отнести слово «ну», «блин», «короче».  В ходе данного исследования выявлено, что все ребята употребляют в своей речи слова­паразиты, потому что имеют скудный словарный запас. Подтвердилась наша гипотеза. Зная о существовании слов­паразитов, в своей речи их замечают далеко   не   все     и   не   все   понимают   необходимость   их   искоренения   из   языка. Конкретные   рекомендации   всем   желающим   избавиться   от   слов   паразитов   я изложила   в   найденном   в   литературе   и   доработанном     буклете   –   памятке  « Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».  Сегодня проблема засорённости речи учащимися, конечно же, не решена, но какие­то положительные сдвиги уже есть.  Давайте беречь наш язык! Рекомендации школьникам «Способы избавления от слов – паразитов»  тщательно   следите   за   своей   речью,   избегая   повторения   «излюбленных словечек»;   если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;  делайте паузы, чтобы собраться с мыслями; 18  сделайте   вдох,   когда   чувствуете   искушение   сказать   что­то   вроде   «мгм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мгм»);   меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я», слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» ­  «если можно так сказать»;  составьте   список   своих   слов   паразитов,   распечатайте   их   и   повесьте   на видное место;  попросите кого­либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово­паразита: щипал, колол …;   знаменитый Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует заменять   каждое   слово­паразит   звуками   типа   «мяу­мяу»,   «ква­ква».   В общем, голос какого­нибудь животного и использовать его для лечения от слов­паразитов.  читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.  Удачи Вам! 19 Список использованных источников: 1. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. ­  М., 1984. 2. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной  речи. Вставные элементы в речевом потоке. Дис. канд. наук. – М.,  1985. 3. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и  проблемы обучения. – М., 1987. 4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура  речи. М., 2001. 5. Чепалов В. Борьба с паразитами //cosmopolitan – Сентябрь, 2007. 6. Левонтина И.Б. О словах­паразитах. Действительно ли эти слова  лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 15 7. Пальвелева Л. От А до Я. Слова­паразиты//  http://www.svobodanews.ru/ 8. Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. ­  М.:Аванта, 1998 9. Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005. 10.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта  2007. http://izvestia.ru/news/322704  11.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской  речи ­ М., 1996. 12.Лихачёв Д.С. Статья «О добром и прекрасном». 20 21 Приложение 1 Анкеты для соцопроса АНКЕТА №1 Здравствуйте. Мы проводим исследование об употреблении ребятами  нашей школы слов­«паразитов». В рамках подготовки исследовательской работы  мы бы хотели узнать ваше мнение по некоторым вопросам. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. 1. Знаете ли вы, что такое слова  – «паразиты»? Да             Нет 2. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?            Из телевизора                                    Из интернета В школе                                            Дома Другие варианты ________________________________________ 3.  Часто ли вы  употребляете слова – «паразиты»?       Да                  Нет 4. Для чего вы их употребляете? Нужны для связи слов. Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи. Делают речь понятнее для друзей. Другие варианты ________________________________________ 5. Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи? Да                  Нет                 Не думал(а) об этом. 6. Стараетесь ли вы обойтись без них? Да                 Нет                  Не думал(а) об этом Приложение 2 АНКЕТА №2   22 Укажите, пожалуйста, какие слова – «паразиты» вы употребляете  в своей речи Блин                           Как его там  Это                             Так  Короче                       Как бы Ну                               Вот  Э­э­э…                          А­а­а… Другие варианты  ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! Приложение 3 Рекомендации школьникам «Способы избавления от слов – паразитов»  тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»;   если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем излагаемой   информации,   говорить   простыми   предложениями   и медленно;  делайте паузы, чтобы собраться с мыслями;  сделайте   вдох,   когда   чувствуете   искушение   сказать   что­то   вроде «мгм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мгм»);   меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или   «эээ»   попробуйте   сказать   вслух   «торможу   я»,   слово   «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» ­  «если можно так сказать»; 23  составьте список своих слов паразитов, распечатайте их и повесьте на видное место;  попросите кого­либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово­паразита: щипал, колол …;   знаменитый   Шахиджанян   (автор   множества   книг   по   психологии) советует   заменять   каждое   слово­паразит   звуками   типа   «мяу­мяу», «ква­ква». В общем, голос какого­нибудь животного и использовать его для лечения от слов­паразитов.  читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.  Удачи Вам! Приложение 4 Буклет   –   памятка   «Рекомендации   школьникам. избавления от слов – паразитов»   Способы 24

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"

Исследовательская работа на тему "Слова-паразиты в речи школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017