Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"
Оценка 4.9

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Оценка 4.9
Документация +2
doc
воспитательная работа +2
7 кл
27.03.2019
Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"
В отличие от других фольклорных микрожанров - пословиц, загадок - народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. «Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают их пророческую точность, - пишет о приметах И. Шкляревский, пишет с неподдельным восхищением и интересом. - Два человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему-то или кому-то оказаться между ними – разгородить, вбить клин, рассорить. Собирание примет вовсе не обязывает их соблюдать, но приоткрывает глубины сознания человека в разные времена».
приметы.doc
МБОУ СОШ № 2 им. Героя Советского Союза Н. И. Бореева                 г. Моршанск, Тамбовской области Удивительный мир народной приметы            Исследовательская работа Обучающаяся 7 класса «А»                                                Ходякова Мария Александровна г. Моршанск, 2014 год                                                       Содержание: Введение........................................................................................3 1. Народные приметы в литературных произведениях...........4 1. Функции примет......................................................................5 2. Языковые особенности примет..............................................7 3. Народные   приметы   в   жизни   крестьян   Тамбовской губернии………………………………………………………….8 Заключение..................................................................................10 Список литературы.....................................................................11 Приложение…………………………………………………….12 2                                               Введение            Тема   моей   исследовательской   работы:   «Удивительный   мир   народной приметы».     Почему   именно   эту   тему   я   выбрала   для   своего   исследования? Оказывается,   в   отличие   от   других   фольклорных   микрожанров   (пословиц, загадок), народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. «Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают   их   пророческую   точность,   ­   пишет   о   приметах                             И. Шкляревский,   пишет   с   неподдельным   восхищением   и   интересом.   ­     Два человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему­то или кому­то оказаться между ними – разгородить, вбить клин, рассорить.   Собирание   примет   вовсе   не   обязывает   их   соблюдать,   но приоткрывает   глубины   сознания   человека   в   разные   времена».   Меня заинтересовало это высказывание, я во многом согласна со словами русского поэта, поэтому и решила провести исследование на тему: «Удивительный мир народной приметы».           В этой работе я хочу выяснить, какую роль играли  приметы в народной жизни, а также определить языковые особенности народных примет.         В наш 21 век, век Интернета и мобильной связи, человек все равно верит в приметы,   смотрит   зимним   вечером   на   небо,   чтобы   предположить,   будет   ли морозным завтрашний день или нет. И пусть очень многие народные приметы сегодня не актуальны (мы уже не топим печь; редкие городские жители имеют домашних животных), они остаются интереснейшей микроформой, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему. Многие   приметы   не   более   чем   привычки,   микротрадиции,   микроритуал.   Но главное, что многие из нас следуют им, часто, пусть и неосознанно, но верят в них. 3 1. Народные приметы в литературных произведениях         Что же такое «народная примета»? К сожалению, в науке пока ещё нет удовлетворительного   определения   народной   приметы.   И   даже   в   толковых словарях   примета   рассматривается   как   синоним   суеверия.   Я   попробую сформулировать   данное   определение   так:   «Народная   примета   –   это проверенное   многократными   наблюдениями   и   передаваемое   из   поколения   в поколение предсказание событий в краткой форме».    Где,   кроме   повседневной   жизни,   мы   встречаемся   с   приметами? Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы,   благодарно   используют   этот   интересный   микрожанр.   Приведу несколько примеров.             ­ «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки… была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью». (Тургенев). Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни; ­ «… свекровушка                                                                                                 Приметой прислужилася, Соседкам наплела, Что я беду накликала,                                                                                          А чем? Рубаху чистую                                                                                          Надела в Рождество». (Некрасов). Оказывается, на Рождество нужно было надевать новую, а не просто  чистую рубаху, иначе мог быть неурожай;           ­ «Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом – Не будешь куковать!» (Некрасов). По народным обычаям, уборочная страда начиналась, когда переставала куковать кукушка, и «на все сто» поспевали хлеба.                Народные приметы тесно вплетены и в сюжетную   канву произведений многих русских писателей: Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова.   Писатели   издавна   относились   к   приметам   как   к   незаменимому, удивительному, уникальному звену национальной культуры. 4                                        Функции примет 2.              Интерес   к   народным   приметам,   равно   как   их   хронологическая устойчивость,   живучесть,   объясняется,   как   мне   думается,   тремя   функциями народных   примет,   во   многом   определяющими   и   особенности   языка   этого фольклорного жанра.         Первой и главной функцией, отличающей примету от поговорки, загадки, является прогнозирующая функция.           Деревья в инее – небо будет синее. Апрель с водою – май с травою. Сух январь – крестьянин богат. Увидеть паука – к письму. Просыпать соль – к ссоре. Праздничный сон – до обеда.         Приметы бывают и «с дальним прицелом» (по характеру зимы – предсказать погоду   на   лето,   по   детали   свадебного   ритуала   –   сказать   о   характере супружеской   жизни),   но   большинство   примет   относится   к   повседневной, будничной жизни: получению письма, ссоре, удачной распродаже на рынке.                Чтобы   предсказания   были   более   надёжными,   особенно   по   сельским работам,   нужна   была   и   дополнительная,   «страховочная»   аргументация.   Так возникли   целые   парадигмы   народных   примет,   что   усиливало   их прогнозирующую функцию. Например: У солнца «уши» выросли – к холодам; Если кошка лезет в печку греться – к холоду; Месяц «на копытцах» ­ к холоду; Если звёзды блестят ярко зимой – к стуже; Дрова горят с треском – к морозу; Красный огонь (в печи) – к морозу; Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу; Около месяца столбы – к морозу; Зайцы держатся около жилья – к морозам.         Видно, что древний человек судил о будущем по характеру звёзд и солнца, ветра и неба, птиц и животных.                Второй функцией народной приметы следует считать её  регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овёс или ячмень: 7 мая. Евсей – овсы отсей; Ячмень сеют, пока цветёт калина.     Подсказывали, когда и чем лечить заболевших: 14 марта. Евдокия. Снежицу – талую водицу надо было в дом принести.  Оттирали худобушку с болящих, умывали детишек на крепость.                11 мая. На Максима больных отпивают берёзовым соком.     Диктовали хозяйкам, когда и чем потчевать родных: 4 марта. Пекли хлеб круглый, на вышитом полотенце высоко поднимали,  потом между собой делили, птиц одаривали.                                                 14 марта. Пекли обрядовое печенье – жаворонушки.                                   17 марта. В день Герасима­грачевника пекли хлебы в виде грачей.         Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция. Особенно наглядно эта функция проявляется в бытовых приметах:                                                            5 Если куда­то идёшь, будь бодрым, собранным (возвратиться за забытой  вещью – пути не будет).                                                                                   Если разбилась тарелка – не тужи (посуда бьётся к счастью).         Необходимо подчеркнуть, что главное воспитательное значение народных примет   состоит     в   том,   что   одна   примета   воспитывает   собранность,   другая вселяет оптимизм, третья пробуждает чувство юмора. Языковые особенности примет                                                            6 3.         Охарактеризовав функции, обратимся далее к языку народной приметы. Первый признак примет –  рифма  (Коли на Егорьев день лист в  полушку  (23 апреля), на Ильин день клади хлеб в кладушку (2 августа); Пришёл бы на Егория мороз, а то будет просо и овёс; Где ольха – там сена вороха.). Второй признак – звукопись (Кто в мае женится – тот будет век маяться; На Тихона солнце идёт тише(22 февраля)). Третий признак –  образное словоупотребление  (Солнце  в кругу  – к снегу;  в рукавицах солнце – к стуже.).              А что же еще типично для языка приметы? Можно отметить краткость, вариативность и образное прочтение ситуации.                В приметах поразительна  краткость  «шифровки» трудового процесса. «Шифром» становится слово­приложение ко дню какого­либо святого: Мефодий – перепелятник (3 июля); Аграфена – лютые коренья (6 июля); Давид – земляничник (9 июля).         Кроме краткости, для приметы характерна и вариативность: Увидеть паука – к письму; Паук – будет письмо; Паука видел – хорошая примета, придёт письмо. Увидел грача – весну встречай; Грач зиму расклевал; Птица грач весть о весне несёт; Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.                Наконец,   третья   особенность   языка   народной   приметы   –  образное прочтение ситуации, образное «кодирование прогноза», что обусловливает и выбор речевых средств. На Рождество метель – пчёлы хорошо роиться будут; Яркие крещенские звёзды   породят   белых   ярок;   На   Иванову   ночь   звёздно   –   будет   много грибов. 7                                              Народные приметы в жизни крестьян Тамбовской  4. губернии         Раньше жители Тамбовской губернии знали очень много примет и верили в них.   Но   кроме   этого   они   создавали   свои   приметы,   которые   были   очень актуальны   среди   простых   людей.   Чаще   всего   народные   приметы   были посвящены праздникам, празднующимся гражданами Тамбовской губернии:   1) Новый год  – одно из самых главных событий в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае,   о   судьбе   своей   и   близких   людей   в   предстоящем   году.   Крестьяне Тамбовской   губернии   замечали,   что   если   поутру   в   Новый   год   «бывает   на деревьях   густой   иней,   то   год   будет   хлебородный,   а   если   его   не   бывает   – нехлебородный».  2) Второй сочельник. По традиции, накануне большого зимнего праздника крестьяне   выполняли   целый   ряд   действий,   которые   призваны   были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. На Тамбовщине в крещенский сочельник ели блины, «чтоб в этот год был хороший урожай хлеба». Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили её домой   и   сохраняли:   считалось,   что   вода   эта   может   стоять   несколько   лет   в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. 3) Ксения – полузимница, полухлебница. Едва ли не по всей России в этот день гадали о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай. Свой способ гадания был на Тамбовщине: «берут печёный хлеб, весят его на весах вечером, а утром снова весят: если вес хлеба убавится за ночь, цена ему понизится; если прибавится – цена повысится; а если не убавится и не прибавится вес за ночь, то цена останется прежняя». 4)       Егорьев день. На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты. На Тамбовщине прошлого века ребятишки окликали Егорья так: «Мы вокруг поля ходили, Мы Егорья окликали, Мы Макарья величали. Егорий ты наш храбрый, Макарий преподобный! Ты спаси нашего зверя В поле и за полем, В лесу и за лесом, Под светлым месяцем, Под красным солнышком От волка хищного,                                                          8 От медведя лютого, От зверя лукавого». 5) Ирина – рассадница. Посадивши первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок – белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и белые  вилки. При пересадке  рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту  не выклёвывали.   По   традиции   сажанием   овощей   занимались   исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода». Мефодий   –   перепелятник.   С   давних   пор   замечено,   что   паук 6) предугадывает погоду за два­три дня. «Паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых с обычным старанием – перед дождём или бурей; когда же он прилагает   к   своей   работе   особое   старание,   то   можно   почти   наверняка предугадать продолжительную ясную погоду». 9                                                             Заключение           Итак, благодаря своей исследовательской работе я действительно  убедилась, насколько удивителен и неповторим мир народных примет. В  примете нет ни одного лишнего слова, она не объясняет какое­либо явление, а  лишь констатирует факт. Но в то же время примета очень содержательна. А   сколько   интересного   еще   можно   узнать,   ведь   эта   тема,   на   мой   взгляд, неисчерпаема.           Народная примета живет и пользуется популярностью в XXI веке по двум причинам: Во­первых, она сконцентрировала в себе     наблюдения, которые русский народ собирал и проверял в продолжение столетий. Поэтому приметы очень часто несут точную информацию. Во­вторых,   примета ценна как   очень красивый, поэтичный микрожанр фольклора, она привлекает своей образностью и выразительностью. 10    /  get    /  coid   .  litra    /00052601184864253259                                              Список литературы Интернет­ресурсы.  www   .  ru   /  composition Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост.,  вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой; Ил.            Е. М.  Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.  Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки,  загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и  присловия. – М., 1986. Харченко В. К. Эстетика народной приметы // Русский  язык в школе – 1997. – № 4. Шкляревский, И. По заветному кругу // Знание – сила. –  1990. – 1996. – № 3. 11                                                                                                                                                                                                             Приложение 1                                           Дни святых и народные приметы, связанные с ними: 12 июля. Петров день. Петр­Павел жару прибавил; Пётр и Павел день убавил. 9   декабря.   Юрьев   день.   Юрий   холодный   оброк   собирает;   Юрий   замостит, Николай загвоздит. 2 августа. Ильин день. До Ильи народ купается, а с Ильи – с рекой прощается; Петр и Павел к ночи час прибавил, Илья­пророк – два приволок. 3 июля. Мефодия день. На Мефодия дождь — идти ему ещё сорок дней. 7 июля. День Ивана Купала. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов; На Ивана ночь звездная — много будет грибов. 10 июля. Самсонов день. На Самсона дождь — до бабьего лета мокро будет; На Самсона ладь серпы — скоро уборка хлебов. 7 августа. Анна летняя. Если на Анну дождь идет — зима снежная будет; Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме. 14   сентября.   Симеон   столпник.   На   Семена   колосовые   не   убрали   —   считай пропали; На Симеона Столпника солят огурцы. 28 сентября ­ день Никиты. Гуси на Никиту летят ­ зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. 20 июня. Федот. Святой Федот тепло дает – в рожь золото ведет; Святой Федот на дождь поведет – к тощему наливу (колоса).                                                                      12

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019