В отличие от других фольклорных микрожанров - пословиц, загадок - народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны.
«Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают их пророческую точность, - пишет о приметах И. Шкляревский, пишет с неподдельным восхищением и интересом. - Два человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему-то или кому-то оказаться между ними – разгородить, вбить клин, рассорить. Собирание примет вовсе не обязывает их соблюдать, но приоткрывает глубины сознания человека в разные времена».
МБОУ СОШ № 2 им. Героя Советского Союза Н. И. Бореева
г. Моршанск, Тамбовской области
Удивительный мир народной
приметы
Исследовательская работа
Обучающаяся 7 класса «А»
Ходякова Мария Александровнаг. Моршанск, 2014 год
Содержание:
Введение........................................................................................3
1. Народные приметы в литературных произведениях...........4
1. Функции примет......................................................................5
2. Языковые особенности примет..............................................7
3. Народные приметы в жизни крестьян Тамбовской
губернии………………………………………………………….8
Заключение..................................................................................10
Список литературы.....................................................................11
Приложение…………………………………………………….122
Введение
Тема моей исследовательской работы: «Удивительный мир народной
приметы». Почему именно эту тему я выбрала для своего исследования?
Оказывается, в отличие от других фольклорных микрожанров (пословиц,
загадок), народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не
считать примет о погоде, не собраны. «Никто их не записывает и не собирает,
живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя
своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные
признают их пророческую точность, пишет о приметах И.
Шкляревский, пишет с неподдельным восхищением и интересом. Два
человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с
одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете
есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях,
не дать чемуто или комуто оказаться между ними – разгородить, вбить клин,
рассорить. Собирание примет вовсе не обязывает их соблюдать, но
приоткрывает глубины сознания человека в разные времена». Меня
заинтересовало это высказывание, я во многом согласна со словами русского
поэта, поэтому и решила провести исследование на тему: «Удивительный мир
народной приметы».
В этой работе я хочу выяснить, какую роль играли приметы в народной
жизни, а также определить языковые особенности народных примет.
В наш 21 век, век Интернета и мобильной связи, человек все равно верит в
приметы, смотрит зимним вечером на небо, чтобы предположить, будет ли
морозным завтрашний день или нет. И пусть очень многие народные приметы
сегодня не актуальны (мы уже не топим печь; редкие городские жители имеют
домашних животных), они остаются интереснейшей микроформой, посягающей
на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему.
Многие приметы не более чем привычки, микротрадиции, микроритуал. Но
главное, что многие из нас следуют им, часто, пусть и неосознанно, но верят в
них.3
1. Народные приметы в литературных произведениях
Что же такое «народная примета»? К сожалению, в науке пока ещё нет
удовлетворительного определения народной приметы. И даже в толковых
словарях примета рассматривается как синоним суеверия. Я попробую
сформулировать данное определение так: «Народная примета – это
проверенное многократными наблюдениями и передаваемое из поколения в
поколение предсказание событий в краткой форме».
Где, кроме повседневной жизни, мы встречаемся с приметами?
Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные
приметы, благодарно используют этот интересный микрожанр. Приведу
несколько примеров.
«Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки… была
женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на
левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью». (Тургенев).
Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием
несчастной жизни;
«… свекровушка
Приметой прислужилася,
Соседкам наплела,
Что я беду накликала,
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество». (Некрасов).
Оказывается, на Рождество нужно было надевать новую, а не просто
чистую рубаху, иначе мог быть неурожай;
«Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!» (Некрасов).
По народным обычаям, уборочная страда начиналась, когда переставала
куковать кукушка, и «на все сто» поспевали хлеба.
Народные приметы тесно вплетены и в сюжетную канву произведений
многих русских писателей: Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. П. Чехова, Н. А.
Некрасова. Писатели издавна относились к приметам как к незаменимому,
удивительному, уникальному звену национальной культуры.4
Функции примет
2.
Интерес к народным приметам, равно как их хронологическая
устойчивость, живучесть, объясняется, как мне думается, тремя функциями
народных примет, во многом определяющими и особенности языка этого
фольклорного жанра.
Первой и главной функцией, отличающей примету от поговорки, загадки,
является прогнозирующая функция.
Деревья в инее – небо будет синее.
Апрель с водою – май с травою.
Сух январь – крестьянин богат.
Увидеть паука – к письму.
Просыпать соль – к ссоре.
Праздничный сон – до обеда.
Приметы бывают и «с дальним прицелом» (по характеру зимы – предсказать
погоду на лето, по детали свадебного ритуала – сказать о характере
супружеской жизни), но большинство примет относится к повседневной,
будничной жизни: получению письма, ссоре, удачной распродаже на рынке.
Чтобы предсказания были более надёжными, особенно по сельским
работам, нужна была и дополнительная, «страховочная» аргументация. Так
возникли целые парадигмы народных примет,
что усиливало их
прогнозирующую функцию. Например:
У солнца «уши» выросли – к холодам; Если кошка лезет в печку греться –
к холоду; Месяц «на копытцах» к холоду; Если звёзды блестят ярко
зимой – к стуже; Дрова горят с треском – к морозу;
Красный огонь (в печи) – к морозу; Вороны и галки садятся на верхушки
деревьев – к морозу; Около месяца столбы – к морозу; Зайцы держатся
около жилья – к морозам.
Видно, что древний человек судил о будущем по характеру звёзд и солнца,
ветра и неба, птиц и животных.
Второй функцией народной приметы следует считать её регуляторную
функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы.
Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овёс или ячмень:
7 мая. Евсей – овсы отсей; Ячмень сеют, пока цветёт калина.
Подсказывали, когда и чем лечить заболевших:14 марта. Евдокия. Снежицу – талую водицу надо было в дом принести.
Оттирали худобушку с болящих, умывали детишек на крепость.
11 мая. На Максима больных отпивают берёзовым соком.
Диктовали хозяйкам, когда и чем потчевать родных:
4 марта. Пекли хлеб круглый, на вышитом полотенце высоко поднимали,
потом между собой делили, птиц одаривали.
14 марта. Пекли обрядовое печенье – жаворонушки. 17
марта. В день Герасимаграчевника пекли хлебы в виде грачей.
Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция.
Особенно наглядно эта функция проявляется в бытовых приметах:
5
Если кудато идёшь, будь бодрым, собранным (возвратиться за забытой
вещью – пути не будет).
Если разбилась тарелка – не тужи (посуда бьётся к счастью).
Необходимо подчеркнуть, что главное воспитательное значение народных
примет состоит в том, что одна примета воспитывает собранность, другая
вселяет оптимизм, третья пробуждает чувство юмора.Языковые особенности примет
6
3.
Охарактеризовав функции, обратимся далее к языку народной приметы.
Первый признак примет – рифма (Коли на Егорьев день лист в полушку (23
апреля), на Ильин день клади хлеб в кладушку (2 августа); Пришёл бы на
Егория мороз, а то будет просо и овёс; Где ольха – там сена вороха.).
Второй признак – звукопись (Кто в мае женится – тот будет век маяться; На
Тихона солнце идёт тише(22 февраля)).
Третий признак – образное словоупотребление (Солнце в кругу – к снегу; в
рукавицах солнце – к стуже.).
А что же еще типично для языка приметы? Можно отметить краткость,
вариативность и образное прочтение ситуации.
В приметах поразительна краткость «шифровки» трудового процесса.
«Шифром» становится словоприложение ко дню какоголибо святого:
Мефодий – перепелятник (3 июля); Аграфена – лютые коренья (6 июля);
Давид – земляничник (9 июля).
Кроме краткости, для приметы характерна и вариативность:
Увидеть паука – к письму; Паук – будет письмо; Паука видел – хорошая
примета, придёт письмо.
Увидел грача – весну встречай; Грач зиму расклевал; Птица грач весть о
весне несёт; Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.
Наконец, третья особенность языка народной приметы – образное
прочтение ситуации, образное «кодирование прогноза», что обусловливает и
выбор речевых средств.
На Рождество метель – пчёлы хорошо роиться будут; Яркие крещенские
звёзды породят белых ярок; На Иванову ночь звёздно – будет много
грибов.7
Народные приметы в жизни крестьян Тамбовской
4.
губернии
Раньше жители Тамбовской губернии знали очень много примет и верили в
них. Но кроме этого они создавали свои приметы, которые были очень
актуальны среди простых людей. Чаще всего народные приметы были
посвящены праздникам, празднующимся гражданами Тамбовской губернии:
1)
Новый год – одно из самых главных событий в жизни земледельца. По
первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об
урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году. Крестьяне
Тамбовской губернии замечали, что если поутру в Новый год «бывает на
деревьях густой иней, то год будет хлебородный, а если его не бывает –
нехлебородный».
2)
Второй сочельник. По традиции, накануне большого зимнего праздника
крестьяне выполняли целый ряд действий, которые призваны были
способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. На Тамбовщине в
крещенский сочельник ели блины, «чтоб в этот год был хороший урожай хлеба».
Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку.
Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили её
домой и сохраняли: считалось, что вода эта может стоять несколько лет в
закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.
3)
Ксения – полузимница, полухлебница. Едва ли не по всей России в этот
день гадали о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай. Свой способ
гадания был на Тамбовщине: «берут печёный хлеб, весят его на весах вечером, а
утром снова весят: если вес хлеба убавится за ночь, цена ему понизится; если
прибавится – цена повысится; а если не убавится и не прибавится вес за ночь, тоцена останется прежняя».
4)
Егорьев день. На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома
селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие
кресты. На Тамбовщине прошлого века ребятишки окликали Егорья так:
«Мы вокруг поля ходили,
Мы Егорья окликали,
Мы Макарья величали.
Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашего зверя
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
8
От медведя лютого,
От зверя лукавого».
5)
Ирина – рассадница. Посадивши первый кочан, покрывают его большим
горшком, а горшок – белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и
белые вилки. При пересадке рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту не
выклёвывали. По традиции сажанием овощей занимались исключительно
женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода».
Мефодий – перепелятник. С давних пор замечено, что паук
6)
предугадывает погоду за дватри дня. «Паук не раскидывает своих сетей для
ловли насекомых с обычным старанием – перед дождём или бурей; когда же он
прилагает к своей работе особое старание, то можно почти наверняка
предугадать продолжительную ясную погоду».9
Заключение
Итак, благодаря своей исследовательской работе я действительно
убедилась, насколько удивителен и неповторим мир народных примет. В
примете нет ни одного лишнего слова, она не объясняет какоелибо явление, а
лишь констатирует факт. Но в то же время примета очень содержательна.
А сколько интересного еще можно узнать, ведь эта тема, на мой взгляд,
неисчерпаема.
Народная примета живет и пользуется популярностью в XXI веке по двум
причинам:
Вопервых, она сконцентрировала в себе наблюдения, которые русский
народ собирал и проверял в продолжение столетий. Поэтому приметы очень
часто несут точную информацию.
Вовторых, примета ценна как очень красивый, поэтичный микрожанр
фольклора, она привлекает своей образностью и выразительностью.10
/ get
/ coid
. litra
/00052601184864253259
Список литературы
Интернетресурсы.
www
. ru / composition
Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост.,
вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М.
Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.
Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки,
загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и
присловия. – М., 1986.
Харченко В. К. Эстетика народной приметы // Русский
язык в школе – 1997. – № 4.
Шкляревский, И. По заветному кругу // Знание – сила. –
1990. – 1996. – № 3.11
Приложение 1
Дни святых и народные приметы, связанные с ними:
12 июля. Петров день. ПетрПавел жару прибавил; Пётр и Павел день убавил.
9 декабря. Юрьев день. Юрий холодный оброк собирает; Юрий замостит,
Николай загвоздит.
2 августа. Ильин день. До Ильи народ купается, а с Ильи – с рекой прощается;
Петр и Павел к ночи час прибавил, Ильяпророк – два приволок.
3 июля. Мефодия день. На Мефодия дождь — идти ему ещё сорок дней.
7 июля. День Ивана Купала. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов; На
Ивана ночь звездная — много будет грибов.
10 июля. Самсонов день. На Самсона дождь — до бабьего лета мокро будет; На
Самсона ладь серпы — скоро уборка хлебов.7 августа. Анна летняя. Если на Анну дождь идет — зима снежная будет; Если
на Анну иней выпадет — к холодной зиме.
14 сентября. Симеон столпник. На Семена колосовые не убрали — считай
пропали; На Симеона Столпника солят огурцы.
28 сентября день Никиты. Гуси на Никиту летят зимушку на хвосте тащат,
снег несут на носу.
20 июня. Федот. Святой Федот тепло дает – в рожь золото ведет; Святой Федот
на дождь поведет – к тощему наливу (колоса).
12