Исследовательская работа на тему "Удивительный мир народной приметы"

  • Документация
  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В отличие от других фольклорных микрожанров - пословиц, загадок - народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. «Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают их пророческую точность, - пишет о приметах И. Шкляревский, пишет с неподдельным восхищением и интересом. - Два человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему-то или кому-то оказаться между ними – разгородить, вбить клин, рассорить. Собирание примет вовсе не обязывает их соблюдать, но приоткрывает глубины сознания человека в разные времена».
Иконка файла материала приметы.doc
МБОУ СОШ № 2 им. Героя Советского Союза Н. И. Бореева                 г. Моршанск, Тамбовской области Удивительный мир народной приметы            Исследовательская работа Обучающаяся 7 класса «А»                                                Ходякова Мария Александровнаг. Моршанск, 2014 год                                                       Содержание: Введение........................................................................................3 1. Народные приметы в литературных произведениях...........4 1. Функции примет......................................................................5 2. Языковые особенности примет..............................................7 3. Народные   приметы   в   жизни   крестьян   Тамбовской губернии………………………………………………………….8 Заключение..................................................................................10 Список литературы.....................................................................11 Приложение…………………………………………………….122                                               Введение            Тема   моей   исследовательской   работы:   «Удивительный   мир   народной приметы».     Почему   именно   эту   тему   я   выбрала   для   своего   исследования? Оказывается,   в   отличие   от   других   фольклорных   микрожанров   (пословиц, загадок), народные приметы практически не изучены, не описаны и даже, если не считать примет о погоде, не собраны. «Никто их не записывает и не собирает, живут они сами по себе, потому что живучие. Они действуют и сегодня, удивляя своей глубиной и поэтичностью. Не говорю уже о пользе. То и дело учёные признают   их   пророческую   точность,   ­   пишет   о   приметах                             И. Шкляревский,   пишет   с   неподдельным   восхищением   и   интересом.   ­     Два человека, два друга идут по тропе. У них на пути дерево. Они обходят его с одной стороны, соблюдая примету. И в этой, казалось бы, суеверной примете есть благородный смысл – миролюбивый. Желание найти согласие в действиях, не дать чему­то или кому­то оказаться между ними – разгородить, вбить клин, рассорить.   Собирание   примет   вовсе   не   обязывает   их   соблюдать,   но приоткрывает   глубины   сознания   человека   в   разные   времена».   Меня заинтересовало это высказывание, я во многом согласна со словами русского поэта, поэтому и решила провести исследование на тему: «Удивительный мир народной приметы».           В этой работе я хочу выяснить, какую роль играли  приметы в народной жизни, а также определить языковые особенности народных примет.         В наш 21 век, век Интернета и мобильной связи, человек все равно верит в приметы,   смотрит   зимним   вечером   на   небо,   чтобы   предположить,   будет   ли морозным завтрашний день или нет. И пусть очень многие народные приметы сегодня не актуальны (мы уже не топим печь; редкие городские жители имеют домашних животных), они остаются интереснейшей микроформой, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему. Многие   приметы   не   более   чем   привычки,   микротрадиции,   микроритуал.   Но главное, что многие из нас следуют им, часто, пусть и неосознанно, но верят в них.3 1. Народные приметы в литературных произведениях         Что же такое «народная примета»? К сожалению, в науке пока ещё нет удовлетворительного   определения   народной   приметы.   И   даже   в   толковых словарях   примета   рассматривается   как   синоним   суеверия.   Я   попробую сформулировать   данное   определение   так:   «Народная   примета   –   это проверенное   многократными   наблюдениями   и   передаваемое   из   поколения   в поколение предсказание событий в краткой форме».    Где,   кроме   повседневной   жизни,   мы   встречаемся   с   приметами? Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы,   благодарно   используют   этот   интересный   микрожанр.   Приведу несколько примеров.             ­ «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки… была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью». (Тургенев). Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни; ­ «… свекровушка                                                                                                 Приметой прислужилася, Соседкам наплела, Что я беду накликала,                                                                                          А чем? Рубаху чистую                                                                                          Надела в Рождество». (Некрасов). Оказывается, на Рождество нужно было надевать новую, а не просто  чистую рубаху, иначе мог быть неурожай;           ­ «Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом – Не будешь куковать!» (Некрасов). По народным обычаям, уборочная страда начиналась, когда переставала куковать кукушка, и «на все сто» поспевали хлеба.                Народные приметы тесно вплетены и в сюжетную   канву произведений многих русских писателей: Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. П. Чехова, Н. А. Некрасова.   Писатели   издавна   относились   к   приметам   как   к   незаменимому, удивительному, уникальному звену национальной культуры.4                                        Функции примет 2.              Интерес   к   народным   приметам,   равно   как   их   хронологическая устойчивость,   живучесть,   объясняется,   как   мне   думается,   тремя   функциями народных   примет,   во   многом   определяющими   и   особенности   языка   этого фольклорного жанра.         Первой и главной функцией, отличающей примету от поговорки, загадки, является прогнозирующая функция.           Деревья в инее – небо будет синее. Апрель с водою – май с травою. Сух январь – крестьянин богат. Увидеть паука – к письму. Просыпать соль – к ссоре. Праздничный сон – до обеда.         Приметы бывают и «с дальним прицелом» (по характеру зимы – предсказать погоду   на   лето,   по   детали   свадебного   ритуала   –   сказать   о   характере супружеской   жизни),   но   большинство   примет   относится   к   повседневной, будничной жизни: получению письма, ссоре, удачной распродаже на рынке.                Чтобы   предсказания   были   более   надёжными,   особенно   по   сельским работам,   нужна   была   и   дополнительная,   «страховочная»   аргументация.   Так возникли   целые   парадигмы   народных   примет,   что   усиливало   их прогнозирующую функцию. Например: У солнца «уши» выросли – к холодам; Если кошка лезет в печку греться – к холоду; Месяц «на копытцах» ­ к холоду; Если звёзды блестят ярко зимой – к стуже; Дрова горят с треском – к морозу; Красный огонь (в печи) – к морозу; Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу; Около месяца столбы – к морозу; Зайцы держатся около жилья – к морозам.         Видно, что древний человек судил о будущем по характеру звёзд и солнца, ветра и неба, птиц и животных.                Второй функцией народной приметы следует считать её  регуляторную функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы. Они говорили крестьянину, когда сеять, скажем, овёс или ячмень: 7 мая. Евсей – овсы отсей; Ячмень сеют, пока цветёт калина.     Подсказывали, когда и чем лечить заболевших:14 марта. Евдокия. Снежицу – талую водицу надо было в дом принести.  Оттирали худобушку с болящих, умывали детишек на крепость.                11 мая. На Максима больных отпивают берёзовым соком.     Диктовали хозяйкам, когда и чем потчевать родных: 4 марта. Пекли хлеб круглый, на вышитом полотенце высоко поднимали,  потом между собой делили, птиц одаривали.                                                 14 марта. Пекли обрядовое печенье – жаворонушки.                                   17 марта. В день Герасима­грачевника пекли хлебы в виде грачей.         Третьей функцией народных примет является воспитывающая функция. Особенно наглядно эта функция проявляется в бытовых приметах:                                                            5 Если куда­то идёшь, будь бодрым, собранным (возвратиться за забытой  вещью – пути не будет).                                                                                   Если разбилась тарелка – не тужи (посуда бьётся к счастью).         Необходимо подчеркнуть, что главное воспитательное значение народных примет   состоит     в   том,   что   одна   примета   воспитывает   собранность,   другая вселяет оптимизм, третья пробуждает чувство юмора.Языковые особенности примет                                                            6 3.         Охарактеризовав функции, обратимся далее к языку народной приметы. Первый признак примет –  рифма  (Коли на Егорьев день лист в  полушку  (23 апреля), на Ильин день клади хлеб в кладушку (2 августа); Пришёл бы на Егория мороз, а то будет просо и овёс; Где ольха – там сена вороха.). Второй признак – звукопись (Кто в мае женится – тот будет век маяться; На Тихона солнце идёт тише(22 февраля)). Третий признак –  образное словоупотребление  (Солнце  в кругу  – к снегу;  в рукавицах солнце – к стуже.).              А что же еще типично для языка приметы? Можно отметить краткость, вариативность и образное прочтение ситуации.                В приметах поразительна  краткость  «шифровки» трудового процесса. «Шифром» становится слово­приложение ко дню какого­либо святого: Мефодий – перепелятник (3 июля); Аграфена – лютые коренья (6 июля); Давид – земляничник (9 июля).         Кроме краткости, для приметы характерна и вариативность: Увидеть паука – к письму; Паук – будет письмо; Паука видел – хорошая примета, придёт письмо. Увидел грача – весну встречай; Грач зиму расклевал; Птица грач весть о весне несёт; Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.                Наконец,   третья   особенность   языка   народной   приметы   –  образное прочтение ситуации, образное «кодирование прогноза», что обусловливает и выбор речевых средств. На Рождество метель – пчёлы хорошо роиться будут; Яркие крещенские звёзды   породят   белых   ярок;   На   Иванову   ночь   звёздно   –   будет   много грибов.7                                              Народные приметы в жизни крестьян Тамбовской  4. губернии         Раньше жители Тамбовской губернии знали очень много примет и верили в них.   Но   кроме   этого   они   создавали   свои   приметы,   которые   были   очень актуальны   среди   простых   людей.   Чаще   всего   народные   приметы   были посвящены праздникам, празднующимся гражданами Тамбовской губернии:   1) Новый год  – одно из самых главных событий в жизни земледельца. По первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае,   о   судьбе   своей   и   близких   людей   в   предстоящем   году.   Крестьяне Тамбовской   губернии   замечали,   что   если   поутру   в   Новый   год   «бывает   на деревьях   густой   иней,   то   год   будет   хлебородный,   а   если   его   не   бывает   – нехлебородный».  2) Второй сочельник. По традиции, накануне большого зимнего праздника крестьяне   выполняли   целый   ряд   действий,   которые   призваны   были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. На Тамбовщине в крещенский сочельник ели блины, «чтоб в этот год был хороший урожай хлеба». Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили её домой   и   сохраняли:   считалось,   что   вода   эта   может   стоять   несколько   лет   в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. 3) Ксения – полузимница, полухлебница. Едва ли не по всей России в этот день гадали о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай. Свой способ гадания был на Тамбовщине: «берут печёный хлеб, весят его на весах вечером, а утром снова весят: если вес хлеба убавится за ночь, цена ему понизится; если прибавится – цена повысится; а если не убавится и не прибавится вес за ночь, тоцена останется прежняя». 4)       Егорьев день. На Егорья ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты. На Тамбовщине прошлого века ребятишки окликали Егорья так: «Мы вокруг поля ходили, Мы Егорья окликали, Мы Макарья величали. Егорий ты наш храбрый, Макарий преподобный! Ты спаси нашего зверя В поле и за полем, В лесу и за лесом, Под светлым месяцем, Под красным солнышком От волка хищного,                                                          8 От медведя лютого, От зверя лукавого». 5) Ирина – рассадница. Посадивши первый кочан, покрывают его большим горшком, а горшок – белой скатертью, для того чтобы были большие, тугие и белые  вилки. При пересадке  рассады не едят хлеба, чтобы куры капусту  не выклёвывали.   По   традиции   сажанием   овощей   занимались   исключительно женщины: «если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода». Мефодий   –   перепелятник.   С   давних   пор   замечено,   что   паук 6) предугадывает погоду за два­три дня. «Паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых с обычным старанием – перед дождём или бурей; когда же он прилагает   к   своей   работе   особое   старание,   то   можно   почти   наверняка предугадать продолжительную ясную погоду».9                                                             Заключение           Итак, благодаря своей исследовательской работе я действительно  убедилась, насколько удивителен и неповторим мир народных примет. В  примете нет ни одного лишнего слова, она не объясняет какое­либо явление, а  лишь констатирует факт. Но в то же время примета очень содержательна. А   сколько   интересного   еще   можно   узнать,   ведь   эта   тема,   на   мой   взгляд, неисчерпаема.           Народная примета живет и пользуется популярностью в XXI веке по двум причинам: Во­первых, она сконцентрировала в себе     наблюдения, которые русский народ собирал и проверял в продолжение столетий. Поэтому приметы очень часто несут точную информацию. Во­вторых,   примета ценна как   очень красивый, поэтичный микрожанр фольклора, она привлекает своей образностью и выразительностью.10    /  get    /  coid   .  litra    /00052601184864253259                                              Список литературы Интернет­ресурсы.  www   .  ru   /  composition Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост.,  вступ. ст. и примеч. А. Ф. Некрыловой; Ил.            Е. М.  Белоусовой. – М.: Правда, 1991. – 496 с., ил.  Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки,  загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и  присловия. – М., 1986. Харченко В. К. Эстетика народной приметы // Русский  язык в школе – 1997. – № 4. Шкляревский, И. По заветному кругу // Знание – сила. –  1990. – 1996. – № 3.11                                                                                                                                                                                                             Приложение 1                                           Дни святых и народные приметы, связанные с ними: 12 июля. Петров день. Петр­Павел жару прибавил; Пётр и Павел день убавил. 9   декабря.   Юрьев   день.   Юрий   холодный   оброк   собирает;   Юрий   замостит, Николай загвоздит. 2 августа. Ильин день. До Ильи народ купается, а с Ильи – с рекой прощается; Петр и Павел к ночи час прибавил, Илья­пророк – два приволок. 3 июля. Мефодия день. На Мефодия дождь — идти ему ещё сорок дней. 7 июля. День Ивана Купала. Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов; На Ивана ночь звездная — много будет грибов. 10 июля. Самсонов день. На Самсона дождь — до бабьего лета мокро будет; На Самсона ладь серпы — скоро уборка хлебов.7 августа. Анна летняя. Если на Анну дождь идет — зима снежная будет; Если на Анну иней выпадет — к холодной зиме. 14   сентября.   Симеон   столпник.   На   Семена   колосовые   не   убрали   —   считай пропали; На Симеона Столпника солят огурцы. 28 сентября ­ день Никиты. Гуси на Никиту летят ­ зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. 20 июня. Федот. Святой Федот тепло дает – в рожь золото ведет; Святой Федот на дождь поведет – к тощему наливу (колоса).                                                                      12